Информационная база экономических расчетов на предприятии: ее элементы, общая характеристика. Нормативы для проведения экономических расчетов Пример учетные источники информации в экономическом анализе

Переводы

Информационные источники экономического анализа

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Расчет влияния факторов приемом относительных величин

Для выполнения расчетов влияния факторов на результативный показатель рекомендуется схема приема относительных величин, представленная в таблице 2.5.

Таблица 2.5 – Расчетная схема приема относительных величин

Факторные показатели Факт План X i δX i = X i /X i П Индекс роста Влияние на результативный показатель
X 1 X 1 ф X 1 п X 1 δ X 1 1 + δX 1 Y 1 = δX 1
X 2 X 2 ф X 2 П X 2 δ X 2 1 + δX 2 Y 2 = (1+δX 1) × δX 2
X n X n ф X n п X n δ X n 1 + δX n Y n = (1+δX 1) × … × (1+δX n -1) × δX n
Итого ∑Y i

Прием относительных величин, так же как и прием разниц показателœей, применим только в мультипликативных моделях.

Все источники информации для проведения экономического анализа делятся на такие:

1) плановые;

2) учетные;

3) внеучетные.

К плановым источникам относятся всœе типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные и т. д.), а также нормативные материалы, сметы и др.

К учетным источникам относятся всœе данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета͵ а также всœе виды отчетности, первичная учетная документация. Информация, поставляемая оперативным учетом, характеризует результаты непосредственного наблюдения за производственными и хозяйственными процессами во время их совершения. Она используется для контроля за ритмичностью производства, своевременного выявления нарушений и управления предприятием.

К внеучетным источникам относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность: законы государства, указы президента͵ постановления правительства и местных органов власти, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителœей хозяйства, договоры, соглашения, техническая и технологическая документация, материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометражи, фотографии и т. п.).

Особое значение для всœех пользователœей имеет внутренняя система информации – отчетность предприятия, которая характеризует производственную, экономическую, социальную и финансовую деятельность организации. Особую значимость имеет оперативная информация, отраженная в первичной бухгалтерской отчетности.

Анализируемая экономическая информация должна быть:

Актуальной и соответствующей потребностям организации;

Объективной, т. е. данные не должны зависеть от личных интересов аналитика;

Единой независимо от источника ее поступления;

Оперативной в обработке;

Полезной для дальнейшего многократного использования.

Подготовка информации к обработке содержит проверку данных, обеспечение их сопоставимости, упрощение числовой информации.

Данные проверяются на «доброкачественность» с двух сторон. В первую очередь, насколько данные являются полными, правильно ли они оформлены. Обязательно проверяются правильность арифметических подсчетов, соответствие показателœей, которые содержатся в плановой документации, утвержденной плановым заданием. Обращается внимание на соответствие показателœей, приведенных в разных таблицах и источниках информации. Такая проверка носит технический характер.

Во-вторых, проводится проверка всœех привлеченных к анализу данных по существу. В процессе ее определяют, насколько тот или иной показатель соответствует действительности.

Числовую информацию после проверки ее на «доброкачественность» приводят в сопоставимый вид.

Основными способами приведения показателœей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т. д.

«Применение MS Excel для экономических расчетов» (17 час)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Принципы отбора содержания

Профильное обучение должно обеспечивать социальную адаптацию учащихся к нынешним социально-экономическим условиям, дать определенные знания, умения и навыки для реализации профессиональной деятельности , предоставить возможность развить свои способности в том направлении, к которому они имеют большую склонность. Современный выпускник школы должен обладать культурой мышления, достаточной для продолжения обучения в высшем учебном заведении выбранного направления и уметь применять полученные им знания для решения задач, возникающих в его будущей профессиональной деятельности. Кроме того, необходимо, чтобы у старшеклассника появился опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений так, чтобы он смог примерить на себя и социальную роль.

Предлагаемый элективный курс «Применение MS Excel для экономических расчетов» в объёме 17 часов предназначен для учащихся 11 классов социально-экономического профиля обучения средних школ . Знания, полученные при изучении этого элективного курса, имеют для учащихся большое значение в сфере практической экономики и при их дальнейшем обучении в экономической сфере.

Деятельность любого специалиста в информационном пространстве требует, прежде всего, умения автоматизировать процессы обработки информации . И эта автоматизация должна происходить в доступной для него среде. Существует множество программных продуктов для специалистов экономических направлений с узкой специализацией: для бухгалтеров, менеджеров, финансистов и других профессионалов. Во многих случаях комплексное решение любой экономической задачи дают современные электронные таблицы.

Повышение результативности социально-экономического профильного образования достигается изучением экономических процессов различными методами. Элективный курс «Применение MS Excel для экономических расчетов» позволяет получить практические навыки решения экономических вопросов с помощью электронных таблиц, применяя математические методы и алгоритмы экономических расчетов, при организации которых происходит более глубокое осмысление теоретических основ экономики. Обучение опирается на знания учащихся, полученные на занятиях информатики и ИКТ, экономики, математики и других общеобразовательных предметов. То есть предполагается, что экономические термины, необходимые при решении задач данной программы, изучаются учащимися в соответствующих курсах экономики, а в рамках данного курса получают свою конкретизацию и наглядность.

Содержание данного элективного курса предполагает дальнейшее углубление и детализацию полученных учащимися знаний как с учетом развития аппаратного и программного обеспечения , так и с учетом гораздо большей практической направленности, т. к. при решении профессионально-ориентированных задач учащиеся не только глубже усваивают экономические понятия, которые являются ключевыми для учащихся социально-экономического профиля, но и добиваются получения осознанных навыков работы с компьютером. Кроме того, решение задач именно с экономическим содержанием при использовании MS Excel обогащает социальный опыт, систематизирует полученные ими знания, помогает легче освоить профессиональную терминологию, формирует умение создавать алгоритмы конкретных экономических расчетов.

В соотношении теоретических и практических занятий в программе перевес сделан в сторону практической деятельности учащихся, поскольку именно деятельностный подход развивает творческие способности школьников. Задания разного уровня сложности, позволяют создать для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию и учесть в процессе обучения темп работы каждого обучающегося.

Целью данной программы является получение учащимися практического опыта решения профессионально-ориентированных задач с помощью специальных экономических возможностей электронных таблиц MS Excel.

Для этого необходимо решить следующие учебные задачи :

· Закрепить теоретические знания и определения экономики, без которых невозможно решение задач экономического профиля;

· Показать возможность эффективного использования информационных технологий в экономике;

· Научить учащихся использовать MS Excel для работы с экономической информацией;

· Развить умения рационально применять возможности MS Excel в экономической сфере;

· Выработать практические навыки экономических расчетов с помощью MS Excel;

· Проанализировать возможности графических методов прогнозирования MS Excel для принятия экономически обоснованных решений;

· Сформировать навыки решения оптимизационных задач экономики средствами MS Excel.

· Продемонстрировать анализ полученных с помощью MS Excel результатов.

Структура деятельности обучаемых

Формы деятельности

Обучение строится с использованием следующих форм занятий:

Лекция

Налекции излагается минимально необходимый объем информации из рассматриваемой предметной области: ключевые теоретические вопросы, информация об используемых программных средствах, основные технологии решения. В поддержку лекционного курса учащимся предлагаются тематические презентации.

Практическое занятие

При проведении практических занятий используются развивающие упражнения, представляющие алгоритмические предписания для решения конкретной задачи. Логическая последовательность упражнений позволяет более индивидуализировать процесс обучения и обеспечивает приобретение учащимися необходимых умений и навыков.

Самостоятельная работа

Под самостоятельной работой подразумеваются задания, требующие у учащихся самостоятельных обобщений и выводов, осмысления своей деятельности и стимулирование к овладению технологиями самообучения. К ним относятся: домашние задания, письменные и некоторые практические упражнения.

Проверка знаний

Осуществляется в виде контрольных работ , контрольных тестов. Оценивается результат выполненных учащимися работ. Проверка знаний проводится в форме текущего и итогового контроля. Работы оцениваются по обычной пятибалльной системе.

Требования к знаниям и умениям учащихся

В результате обучения учащийся должен знать:

Терминологию и теоретические основы экономики, необходимые для выбранного спектра экономических расчетов;

Особенности, достоинства и недостатки MS Excel при проведении экономических расчетов;

Методы определённых курсом экономических расчетов;

Основные алгоритмы финансовых расчетов, осуществляемых MS Excel и способы применения финансовых функций, встроенных в MS Excel;

Организацию и ключевые операции с базами данных в MS Excel;

Графические возможности MS Excel и графический способ прогнозирования;

Способы анализа экономической информации в MS Excel, используемой для принятия решения.

Уметь:

Выбирать методы для решения конкретной экономической задачи;

Составлять алгоритмы решения задач экономической сфере;

Выполнять экономические расчеты в MS Excel;

Использовать финансовые функции для финансовых расчетов;

Осуществлять сортировку, фильтрацию, подведение итогов и сводные отчеты в базах данных, организованных на основе списков в MS Ecxel;

Подбирать вид графического отображения экономической информации в зависимости от ее характера;

Применять графические методы прогнозирования MS Excel для принятия экономически обоснованных решений;

Решать экономические задачи оптимизации с помощью MS Excel;

Грамотно трактовать полученный с помощью MS Excel результат.

Иметь навыки:

· Использования MS Excel для работы с экономической информацией;

· Создания алгоритмов экономических расчетов;

· Осуществления экономических расчетов с помощью MS Excel;

· Проведения основных операций с базами данных в MS Excel;

· Применения метода графического прогнозирования средствами MS Excel для экономических процессов;

· Решения оптимизационных задач экономики с помощью MS Excel;

· Проведения виртуальных экономических экспериментов и анализа полученных в MS Excel результатов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема 1. Организация экономических расчетов в MS Excel

Особенности экономической информации. Технология электронной обработки экономической информации. Этапы экономических расчетов с использованием табличного процессора MS Excel. Форматы, применяемые в экономических расчетах, формулы. Панель инструментов и ее настройка. Операции с листами. Форматирование по образцу. Операции со строками и столбцами. Многооконный режим работы. Функции, используемые при решении экономических задач. Маркер заполнения. Ошибки в формулах и их устранение.

Расчеты предельного продукта труда, коэффициента эластичности спроса по цене, предельной нормы замещения, рыночного спроса, графика бюджетной линии . Определение равновесной цены. Расчет прибыли фирмы.

Классификация встроенных финансовых функций MS Excel. Специфика применения финансовых функций. Аргументы финансовых функций. Анализ данных при выплате простых и сложных процентов по вкладу. Расчеты конечной суммы вклада или займа. Определение срока финансовой операции. Расчеты начальной суммы вклада или займа. Определение процентной ставки . Синтаксис функций: ПС, БС, КПЕР, СТАВКА. Функции для расчёта по кредитам и займам. Алгоритмы расчётов по кредитам и займам. Синтаксис функций: ПЛТ, ПРПЛТ, ОСПЛТ. Основные алгоритмы расчёта амортизации используемые в MS Excel. Применение финансовых функций для расчета амортизации. Синтаксис функций: АПЛ, АСЧ, ФУО, ДДОБ, ПУО.

Решение задач по определению будущего значения вклада при постоянной процентной ставке. Решение задач по определению текущей стоимости фиксированных периодических платежей. Решение задач по нахождению числа периодов постоянных выплат для достижения заданной конечной величины вклада. Нахождение процентной ставки. Расчёт по кредитам и займам. Составление схемы платежей по займу. Расчет амортизации. Расчет амортизации равномерным методом. Расчет амортизации методом суммы чисел. Сравнение результатов расчетов различными методами.

Понятие списка в MS Excel. Использование функции автозаполнения для списков. Создание пользовательских списков. Обработка списков: поиск, сортировка, фильтрация, подведение итогов. Технология создания сводной таблицы. Мастер сводных таблиц. Группировка и обновление данных в сводных таблицах. Преимущества и недостатки использования электронных таблиц MS Excel в качестве баз данных.

Контроль за состоянием ресурсов в БД «Анализ сбыта». Детализация продаж БД «Анализ сбыта». Оперативный учет продаж БД «Анализ сбыта». Подготовка решений с помощью Сводных таблиц в БД «Анализ сбыта».

Раздел II. Использование деловой графики при проведении экономических расчетов

Графическое представление данных различных экономических процессов, а также величин, рассчитанных на их основе. Необходимость графической интерпретации данных. Средства графического представления данных. Создание диаграмм и графиков. Назначение и возможности Мастера диаграмм. Выбор типа диаграммы в зависимости от характера данных. Виды диаграмм. Интерпретация данных, представленных в графическом виде. Отдельные элементы диаграммы. Изменение диаграмм и графиков, их детализация. Возможности комбинирования диаграмм.

Построение кривой безразличия. Исследование бюджетной линии. Графическое решение поиска равновесной цены. Графическая интерпретация оптимального выпуска продукции фирмой (методом сопоставления предельных доходов с предельными издержками).

Понятие аппроксимации функций. Понятие тренда. Виды линий трендов, создаваемых методом графической аппроксимации в MS Excel. Типы диаграмм, поддерживающие построение линий тренда. Организация линии тренда без создания данных для её построения. Выбор подходящей линии тренда для конкретных данных. Прогнозирование на основе линии тренда. Степень точности аппроксимации исследуемого процесса.

Методы аппроксимации. Реализация метода наименьших квадратов в MS Excel для функции предложения. Прогнозирование функции объема продаж, заданного таблицей наблюдений, графическим способом, заложенным в MS Excel.

Тема 1. Подбор параметра

Метод последовательных итераций. Инструмент подбора одиночного параметра с одновременным контролем результирующего значения. Понятие целевой и влияющей ячеек. Предельное число итераций. Относительная погрешность результата. Этапы решения задач с использованием «Подбора параметра». Возможности использования «Подбора параметра» при наличии нескольких решений.

Определение равновесной цены. Использование функции «Подбор параметра» при расчете суммы вклада с учетом инфляции. Поиск процентной ставки с помощью «Подбора параметра» в условиях периодических переменных платежей по вкладу. Подготовка данных. Анализ результатов.

Задачи оптимизации в экономике. Надстройка «Поиск решения» как универсальный инструмент проведения оптимизационных экономических расчетов . Основная терминология: целевая ячейка, изменяемые ячейки, ограничения. Рекомендации по решению задач оптимизации с помощью надстройки «Поиск решения». Организация ограничений. Примеры использования электронных таблиц для решения типичных экономических оптимизационных задач.

Использование Поиска решения для определения оптимального плана производства. Решение задачи оптимального плана перевозок. Проведение расчетов определения оптимального распределения капитала.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Раздел I. Экономические расчеты в MS Excel

8

Тема 1. Организация экономических расчетов в MS Excel

2

1.1.

Организация формул и форматирование данных в таблицах, содержащих экономическую информацию.

Использование встроенных функций MS Excel для экономических расчетов.

1.2.

Создание и форматирование таблицы расчета прибыли фирмы.

Тема 2. Использование встроенных финансовых функций для анализа и расчетов экономических показателей

2

2.1.

Классификация встроенных финансовых функций MS Excel. Способы начисления процентов. Расчеты по вкладам и займам.

2.2.

Тема 3. Анализ экономической информации с помощью списков в MS Excel

4

3.1.

Понятие списка в MS Excel. Список как база данных экономической информации. Анализ экономической информации посредством операции Сортировки. Использование операций фильтрации для анализа экономической информации.

3.2.

Оперативное отображение информации с помощью процедуры Итоги MS Excel.

3.3.

Понятие сводной таблицы. Использование сводных таблиц в подготовки сводных отчетов.

3.4.

Обработка списков. Решение задач.

Раздел II. Использование деловой графики для организации экономических расчетов

3

Тема 1. Построение графиков и диаграмм.

3

1.1.

Создание и редактирование графиков и диаграмм, отображающих экономическую информацию.

Графическое решение экономических задач в MS Excel. Прогнозирование объема продаж, графическим способом MS Excel.

1.2.

Понятие аппроксимации. Методы аппроксимации. Реализация метода наименьших квадратов для аппроксимации функции предложения в MS Excel.

1.3.

Понятие тренда. Виды линий трендов используемых при аппроксимации средствами MS Excel.

Раздел III. Способы анализа и обработки информации для принятия решения

5

Тема 1. Подбор параметра

1

1.1.

Использование аппарата «Подбор параметра» в задачах принятия решения. Использование «Подбора параметра» при определении равновесной цены.

Тема 2. Проведение оптимизационных экономических расчетов средствами MS Excel

4

2.1.

Решение экономических задач с помощью Поиска решения.

2.2.

Использование «Поиска решения» для определения оптимального плана производства.

2.3.

Проведение расчетов определения оптимального распределения капитала.

2.4.

Решение задачи оптимального плана перевозок.

Контрольная работа

1

ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся:

Информатика. Задачник – практикум под редакцией В 2 томах. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.

Угринович и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов, 2007 год.

Для учителя:

Ракитина и формализация: Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006.

Гарнаев MS Excel и VBA в экономике и финансах.-СПб.: БХВ- Санкт–Петербург, 2000.

MS Excel: Сборник примеров и задач. – М.: Финансы и статистика, 2004.

Основы экономической теории . Учебник для 10-11 классов. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования, Под ред. , В 2-х книгах, М.: Вита-Пресс, 2006.

Экономическая информатика и вычислительная техника: Учебник/ , и др.; Под ред. , . Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1996.

Аналитическая работа на предприятии осуществляется специальной группой. Она может быть автономной или включённой в какое-либо подразделение. В последнее время создаются подразделения контроллинга, в чьи функции в качестве основной включается эта деятельность. В отдельных, особо сложных ситуациях пользуются услугами консультантов. На малых предприятиях эта работа может быть возложена на одного из заместителей руководителя или эксперта.

Дня уяснения функций ИАС необходимо изучить информационный обмен, связанный с аналитической работой. В общей постановке анализ основан на переработке информации, которую аналитики должны где-то получить, и выдаче информации заинтересованным лицам или организационным единицам. Место аналитического процесса в цепочке других, связанных с управлением процессов показано на рисунке 5.

Рисунок 5. Место анализа в цепочке принятия управленческих решений

Все источники информации для анализа можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся:

· бухгалтерский учёт, включая аналитический и складской;

· статистический учёт;

· управленческий учёт;

· деловая переписка;

· материалы различных исследований и обследований, выполненных на предприятии;

· текущая документация, в том числе материалы ревизий и аудиторских проверок и т.д.;

· зафиксированные данные опросов;

· устная информация;

· информация из баз данных, эксплуатирующихся на предприятии ЭИС и автономных автоматизированных рабочих мест (АРМ);

Из перечисленных видов учёта бухгалтерский и статистический относятся к обязательным видам учёта.

К внешним источникам информации относятся:

· установочная информация из государственных органов и вышестоящих организаций (для зависимых предприятий) это правовые и руководящие документы, инструкции и т.д., определяющие условия функционирования,

· информация из специализированных информационных организаций и их информационных хранилищ, к ним относятся различные фонды, финансовые и биржевые и т.д.;

· библиотечные фонды и информационные хранилища;

· средства массовой и специализированной информации;

· глобальные информационные ресурсы, например сеть Интернет и другие;

· данные деловой разведки и прочие возможные источники информации.

С другой стороны служба анализа выдает информацию заинтересованным потребителям. Основные её потребители - лица, принимающие решения (ЛПР).

На предприятии должен быть установлен порядок доступа к такой информации по причине её особой ценности и подчас конфиденциальности.

С точки зрения аналитических систем информацию можно разделить на:

· Агрегированные данные,

· Исторические данные,

· Прогнозируемые данные.

Агрегированные данные . Пользователя, занимающегося анализом, редко интересуют детализированные данные. Более того, чем выше уровень пользователя (руководителя, управляющего, аналитика), тем выше уровень агрегации данных, используемых им для принятия решения. Рассмотрим в качестве примера фирму по продаже автомобилей. Коммерческого директора такой фирмы мало интересует вопрос: "Какого цвета "Жигули" успешнее всего продает один из ее менеджеров - Петров: белого или красного?" Для него важно, какие модели и какие цвета предпочитают в данном регионе.

Исторические данные . Важнейшим свойством данных в аналитических задачах является их исторический характер. После того как зафиксировано, что Петров в июне 2004г. продал 2 автомобиля "Волга" и 12 автомобилей "Жигули", данные об этом событии становятся историческим (свершившимся) фактом. И после того, как информация об этом факте получена, верифицирована и заведена в БД, она может быть сколько угодно раз считана оттуда, но уже не может и не должна быть изменена.

Другим неотъемлемым свойством исторических данных является обязательная спецификация времени, которому эти данные соответствуют. Причем время является не только наиболее часто используемым критерием выборки, но и одним из основных критериев, по которому данные упорядочиваются в процессе обработки и представления пользователю.

Во многих организациях используются как общепринятые, так и собственные календарные циклы (финансовый год может начинаться не в январе как календарный, а, например, в июне); время является стандартным параметром практически любой аналитической, статистической или финансовой функции (прогноз, нарастающий итог, переходящий запас, скользящее среднее и т.д.).

Прогнозируемые данные . Когда говорится о неизменности и статичности данных в аналитических системах, имеется в виду неизменность исключительно исторических данных (данных, описывающих уже произошедшие события). Такое предположение ни в коем случае не распространяется на прогнозируемые данные (данные о событии, которое еще не происходило). И этот момент является весьма существенным.

Например, если мы строим прогноз об объеме продаж на июнь 2005г. для менеджера Петрова, то, по мере поступления фактических (исторических) данных за 2004г., эта цифра может и будет многократно изменяться и уточняться. Более того, достаточно часто прогнозирование и моделирование затрагивает не только будущие, еще не произошедшие, но и прошлые, уже свершившиеся события. Например, анализ: "а, что будет (было бы)..., если (бы)..?", строится на предположении о том, что значения некоторых данных, в том числе и из прошлого, отличны от реальных.

На первый взгляд, мы сами противоречим себе, говоря о неизменности данных, как основополагающем свойстве аналитической системы. Но это не так. Это кажущееся противоречие наоборот подчеркивает и усиливает значимость требований к неизменности исторических данных. Сколько бы мы не упражнялись (например, при анализе: "а что... если..?") со значением объема продаж за июнь 2004г., значения исторических (реальных) данных должны оставаться неизменными.

С технической точки зрения источники данных для проведения анализа могут быть представлены в следующих основных формах:

· в виде файлов определённого формата (ранее самым распространённым форматом были DBF файлы, сейчас же всё большую долю начинает занимать формат XML);

· в виде привычных большинству специалистов реляционных баз данных, в которых хранится первичная или агрегированная информация;

· в виде хранилищ данных, которые собирают внутри себя информацию из различных предметных транзакционных баз данных и производят её агрегацию и систематизацию;

· в виде информации, получаемой из отчётов, когда в процессе выполнения аналитической работы результаты (агрегаты) одного отчёта становятся источником данных для других отчётов, тем самым, являясь элементом-источником общей технологической цепочки при осуществлении анализа;

· информация, получаемая напрямую при вызове удалённых процедур во внешних по отношению к аналитической подсистем или даже информационных систем. Данная технология реализована во многих языках программирования, на большинстве технологических платформ и основывается на комплексной идеологии удалённого вызова процедур (RPC – Remote Procedure Call);

· традиционные Интернет сайты различных СМИ, информационных агентств и обычных компаний в зависимости от типа и содержания требуемой информации;

· «ВЕБ сервисы», взаимодействие с которыми основывается на протоколе SOAP и XML и которые по основной концепции должны быть зарегистрированы в каталогах и доступны по протоколу UDDI – основная цель данной концепции – создать единую гибкую инфраструктуру автоматизированного взаимодействия информационных систем различных компаний с целью оказания каких-либо информационных услуг (сервисов) через традиционную сеть Интернет. Отсюда пошло и само название – WEB Services (ВЕБ сервисы).


Тема 3. Информационно – аналитическая система как инструмент проведения экономического анализа

1. Общее понятие информационно – аналитической системы.

2. Функции и сферы применения ИАС.

3. Классификация аналитических систем.

4. Концепции построения ИАС.

5. Общая структура информационной аналитической системы.

1. Общее понятие информационно – аналитической системы.

Современный этап развития рыночных отношений в российской экономике характеризуется началом экономического подъема. Сегодня все большее число организаций приходит к пониманию того, что без наличия своевременной и объективной информации о состоянии рынка, прогнозирования его перспектив, постоянной оценки эффективности функционирования собственных структур и анализа взаимоотношений с бизнес - партнерами и конкурентами их дальнейшее развитие становится практически невозможным. Начинают приобретать определяющее значение знания о протекающих хозяйственных процессах. На успех ведения дела влияют как объективные, так и субъективные факторы. К объективным факторам можно отнести:

· закономерности протекания хозяйственных процессов,

· правовую среду,

· неписаные правила и традиции ведения дел,

· экономическую конъюнктуру и т.д.

Большое значение имеет субъективный фактор, под которым понимается влияние на ход бизнес - процессов работников предприятия и в особенности лиц, принимающих решения (ЛПР).

Для выработки и принятия соответствующих складывающейся обстановке решений необходима информация, которая должна удовлетворять требованиям полноты, достоверности, своевременности (актуальности), полезности.

Основополагающую роль в подготовке принятия решений играет его обоснование по имеющейся у ЛПР информации. Её, как правило, получают из различных внутренних и внешних источников. В интересах выработки адекватного решения используются внутренние информационные ресурсы, которые складываются из отражения деятельности (функционирования) объекта в документах, других видах и способах сбора, обработки, хранения информации. А также внешние по отношению к объекту информационные ресурсы, например (если это предприятие) - корпорации, отрасли, региона, а также глобальные – из средств массовой информации, специальной литературы, всемирной информационной сети Интернет и т.д.

Таким образом, границы информационного пространства как отображения деятельности предприятия и его взаимодействия с внешней средой, в рамках которого принимаются решения, выходят далеко за пределы предприятия.

Эти обстоятельства вынуждают использовать имеющиеся в настоящее время весьма развитые программно-технические средства. Широкое и эффективное применение этих средств стало одним из факторов выживаемости и успеха предприятия в условиях острой конкурентной борьбы. Получили широкое распространение автоматизированные информационные системы.

Проблема анализа исходной информации для принятия решений оказалась настолько серьезной, что появилось отдельное направление или вид информационных систем – информационно – аналитические системы (ИАС).

Информационно-аналитические системы (ИАС) призваны на основе данных, получаемых в режиме реального времени, помогать в принятии управленческих решений. ИАС - это современный высокоэффективный инструмент поддержки принятия стратегических, тактических и оперативных управленческих решений на основе наглядного и оперативного предоставления всей необходимой совокупности данных пользователям, ответственным за анализ состояния дел и принятие управленческих решений. Комплекс информационно-аналитических систем затрагивает всю управленческую вертикаль: корпоративную отчетность, финансово-экономическое планирование и стратегическое планирование.

25. К двухуровневой системе организации учебного процесса относится…

а) специалитет (5 лет);

б) бакалавриат (4 года), магистратура (2 года);

в) совмещенная (бакалавриат/специалитет/магистратура).

26. Соотнесите стандарты поколений с годами их происхождения:

а) стандарт 1 поколения; 1)с 2000-2010г;

б) стандарт 2 поколения; 2)с 1990-2000г;

в) стандарт 3 поколения. 3)с 2010г.

А-2,б-1,в-3.

27. Болонский процесс это-.....

а) процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы,с целью создания единого европейского пространства высшего образования;

б) динамический компонент политической системы общества, или политическая система в движении и действии;

в) рассмотрение и разрешение гражданских дел;

г) расторжение брака, раздел имущества, лишение родительских прав.

28. К аналитической деятельности бакалавра относятся:

а) сбор информации необходимой для проведения расчётов;

б) анализ, оценка, интерпретация полученных результатов;

в) подготовка аналитических отчётов и информационных обзоров;

г) ведение педагогических дисциплин в системе СПО и ВПО.

29. К расчётно-экономической деятельности относятся:

а) подготовка исходных данных для проведения расчётов показателей, характеризующих деятельность субъектов;

б) сбор налогов;

в) проведение расчётов экономических показателей, на основе типовых методик;

г)разработка экономических разделов, планов, программ.

30. Европейское пространство-это......

а) собрание вышестоящих органов власти;

б) единое европейское собрание во всех странах, участвующих в Болонском процессе;

в) собрание родительского комитета;

г) собрание акционеров.

31. Стандарты второго поколения действуют с….

а) 2001 года;

б) 2002 года;

в) 2000 года;

г) 1999 года.

32. Совокупность методов, способов и приемов воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения и преобразования, это…

а) вид специальности;

б) вид профессиональной деятельности;

в) вид квалификации;

г) вид специализации.

33. Совокупность учебных дисциплин, имеющих логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания и обучения, это…

а) модуль;

б) занятия;

г) стандартизация.

34. Зачетная единица это…

а) мера трудоемкости образовательной программы;

б) совокупность методов, способов и приемов;

в) совокупность учебных дисциплин;

г) совокупность знаний, умений, навыков.

35. Расчётно-экономическая деятельность включает…

а) подготовку исходных данных для проведения расчётов;

б) анализ, интерпретация;

в) сбор информации необходимой для проведения расчётов;

г) подготовка аналитических данных.

36. Организационно-управленческая функция включает…

а) анализ, интерпретация полученных данных;

б) участие в разработке вариантов управленческих решений;

в) проведение статистических обследований;

г) сбор информации необходимой для проведения расчётов.

37. Аналитическая, научно-исследовательская деятельность включает в себя…

а) обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей;

б) проведение статистических исследований;

в) подготовка аналитических отчётов;

г) участие в разработке вариантов управленческих решений.

38. Технологии, которые основаны на количественных соотношениях в экономике называются…

а) «Золотым сечением»;

б) синтезом;

в) зеркальной технологией;

г) модулем.

39. Вид деятельности, включающий проведение статистических обследований и анкетирование…

а) расчётно-экономический;

б) педагогическая;

в) организационно-управленческая;

Г) научно-исследовательский.

40. Соотнесите виды профессиональной деятельности бакалавров и их определения:

Б; 2)г; 3)в; 4)а

41. Модуль – это …

а) целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей функции;

б) функционально законченный фрагмент программы, оформленный в виде отдельного файла с исходным кодом или поименованной непрерывной её части;

Экономический анализ Климова Наталия Владимировна

Вопрос 10 Информационные источники экономического анализа

Информационные источники экономического анализа

Все источники информации для проведения экономического анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные.

К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты и т. д.), а также нормативные материалы, сметы, прейскурант цен и др.

Источники информации учетного характера это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Информация, поставляемая оперативным учетом, характеризует результаты непосредственного наблюдения за производственными и хозяйственными процессами во время их совершения. Она используется для контроля за ритмичностью производства, своевременного выявления нарушений и управления предприятием.

К внеучетным источникам относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей хозяйства, договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, решения совета трудового коллектива, техническая и технологическая документация, материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометражи, фотографии и т. п.).

Особое значение для всех пользователей имеет внутренняя система информации – отчетность предприятия, которая характеризует производственную, экономическую, социальную и финансовую деятельность организации. Особую значимость имеет оперативная информация, отраженная в первичной бухгалтерской отчетности.

Анализируемая экономическая информация должна быть:

Актуальной и соответствовать потребностям организации;

Объективной, т. е. данные не должны зависеть от личных интересов аналитика;

Единой независимо от источника ее поступления;

Оперативной в обработке;

Полезной для дальнейшего многократного использования.

Подготовка информации к обработке включает проверку данных, обеспечение их сопоставимости, упрощение числовой информации.

Данные проверяются на доброкачественность с двух сторон. Во-первых, насколько данные являются полными, правильно ли они оформлены. Обязательно проверяются правильность арифметических подсчетов, соответствие показателей, которые содержатся в плановой документации, утвержденным плановым заданием. Обращается внимание на соответствие показателей, приведенных в разных таблицах и источниках информации. Такая проверка носит технический характер.

Во-вторых, проводится проверка всех привлеченных к анализу данных по существу. В процессе ее определяют, насколько тот или иной показатель соответствует действительности.

Числовую информацию после проверки ее на доброкачественность приводят в сопоставимый вид.

Основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т. д.

Способы приведения показателей в сопоставимый вид

При условии несоответствия объемного фактора плановые стоимостные показатели необходимо пересчитать на фактический объем производства продукции, а затем сопоставить с фактическими данными.

Пример: анализ суммы производственных затрат.

Алгоритм расчета:

1. Определяют фактическую сумму затрат на производство:

?(K фi ? C фi),

где К объем; С себестоимость; i конкретный вид продукции.

2. Плановую сумму затрат корректируют на фактический объем производства по каждому виду продукции:

?(K фi ? С плi).

3. От фактической суммы затрат вычитают откорректированную плановую сумму издержек производства:

?(K фi ? С фi) – ?(K фi ? С плi).

Для нейтрализации влияния стоимостного фактора (в том числе инфляции) фактический количественный фактор пересчитывают на плановые цены?(K фi ? С плi), расчетное значение сопоставляют с плановым показателем:

?(K плi ? Ц плi),

где Ц – цена реализации.

?(K фi ? Ц плi) – ?(K плi ? Ц плi).

Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объем полученной продукции приводят к стандартному качеству (например, базисная жирность молока). В тех случаях, когда отсутствует базисный показатель качества, а продукция распределяется по сортам, проблема нейтрализации качественных отличий может быть решена как нейтрализация структурного фактора.

Нейтрализация структурного фактора. При расчете используют цены реализации одного периода (обычно плановые или базисные).

Алгоритм расчета:

1. Рассчитывают плановую структуру производства (общий объем производства берется за 100 %).

2. Фактический объем производства пересчитывают на плановую структуру.

3. Фактический объем по плановой структуре сопоставляют с плановым объемом производства:

?(V общф? УД плi ? Ц плi) – ?(V общ пл? УД плi ? Ц плi).

Особое внимание должно быть уделено тождественности методики расчета показателей. Например, фондоотдача может быть исчислена по всей сумме основных средств, по производственным основным средствам или только по активной их части. При методическом несоответствии показателей будут получены различные результаты, приводящие к неверной аналитической оценке.

После сопоставимости показателей проводят упрощение числовой информации путем сокращения десятичных знаков чисел, в дальнейшем начинается аналитическая обработка данных, т. е. расчет и анализ результатов расчетов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Банковская система США [История, география, перспективы развития] автора Лузанов Андрей Николаевич

Литература и другие информационные источники 1. Банковское дело. Англо-русский толковый словарь. М.: Олма-пресс, 2005.2. Лузанов А. Н. Американская география денег. // Национальный банковский журнал. 2007. № 8.3. Лузанов А. Н. Географические аспекты банковских кризисов в России и

Из книги Анализ финансовой отчетности. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

71. Источники информации для анализа баланса При проведении анализа баланса необходимо использовать как саму информацию бухгалтерского баланса и приложения к нему, так и дополнительную информацию о состоянии экономики и отрасли, к которой относится анализируемое

Из книги Комплексный экономический анализ предприятия. Краткий курс автора Коллектив авторов

9.2. Задачи анализа и источники информации Основные задачи анализа финансовых результатов: оценка выполнения плана по прибыли в целом по организации и по ее внутренним структурным подразделениям; определение плановых и фактических темпов роста показателей прибыли

Из книги Экономическая теория. автора

2.3 Методы экономического анализа Методы изучения хозяйственной жизни могут быть разделены на общенаучные и частные. Общенаучные методы – это диалектико-материалистические принципы, основанные древнегреческими философами и развитые последующими поколениями ученых.

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

1.1.2. Методы экономического анализа Экономическая теория, будучи симбиозом политэкономии и экономикса, применяет методы исследования, присущие обоим направлениям экономической науки.Метод – это совокупность способов и приемов познания экономических явлений и

автора Ольшевская Наталья

18. Основы экономического анализа Ученые обоснованно связывают возникновение анализа со становлением бухгалтеpского учета – основного «источника» экономической информации о хозяйственной деятельности предприятий. Именно бухгалтеры первыми начали анализировать

Из книги Экономический анализ. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

19. Принципы экономического анализа Принципы экономического анализа составляют основу аналитической работы на предприятиях, эффективность которой обеспечивается комплексностью их использования на любом уровне управления.К основным принципам экономического анализа

Из книги Экономический анализ. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

20. Задачи экономического анализа Задачи экономического анализа связаны с его содержанием и предметом, а также с социально-экономической тактикой и стратегией предприятия на ближайшую и длительную перспективы. К числу важнейших из них относятся: проверка реальности и

Из книги Экономический анализ. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

56. Методы экономического анализа Методы экономического анализа находят свое практическое отображение в конкретных приемах или инструментах. В экономическом анализе широко используется на различных этапах исследования ряд специальных способов и приемов, которые

автора

Вопрос 1 Предмет, объект и содержание экономического анализа Термин «анализ» происходит от греческого слова analysis «разложение, расчленение».Экономический анализ представляет собой способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 2 Принципы экономического анализа Экономический анализ, как и любая наука, имеет принципы, или требования, которым она должна

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 3 Цель и задачи экономического анализа Цель экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций заключается в поиске и измерении резервов повышения эффективности производства, роста конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Задачи

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 4 Классификация видов экономического анализа Виды экономического анализа классифицируют: по содержанию и полноте изучаемых объектов (комплексный анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ отдельных подразделений, тематический анализ отдельных

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 5 Метод экономического анализа, его характерные особенности и классификация Метод экономического анализа представляет системное комплексное изучение, выявление, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности организации путем обработки

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 7 Методика проведения комплексного экономического анализа В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Методика

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 13 История развития экономического анализа Экономический анализ, как и любая другая наука, имеет свою историю развития. Она неразрывно связана с состоянием экономики той или иной формации. Все происходящие изменения являлись следствием совершенствования