Как называется доходная часть бюджета. Принципы построения доходной части государственного бюджета

Бюджет

Тема 4: Бюджетная политика РФ

Бюджетная политика – это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней в бюджетной сфере, а также в налоговой, кредитной и т.д.

Она представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере формирования и исполнения бюджетов.

Бюджетная политика предполагает:

1. определение целей и задач в области бюджетов

2. Разработку механизмов мобилизации денежных ресурсов в бюджетную систему

3. Выбор направления использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов

4. управление бюджетным процессом

5. организация регулирования экономических и социальных процессов с помощью бюджетных средств

В современных условиях бюджетная политика должна обеспечивать:

Разграничение бюджетных полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Права органов власти каждого уровня самостоятельно принимать решения о направлениях и объемах использования средств своего бюджета

Бездифицитность бюджетов любого уровня путем изменения доходных источников каждого бюджета

Контроль за целевым экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на каждом уровне системы

Бюджетная политика ежегодно определяется в послании Президента РФ правительству РФ и федеральному собранию.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующем законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Доходы подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – региональные налоги, отчисления от налогов вышестоящих бюджетов, переданные в региональные и местные бюджеты на постоянной основе в твердо фиксированной доле.

Регулирующие доходы – федеральные и региональные налоги, по которым федеральными законами и региональными законами устанавливаются нормативы отчисления в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год.

В зависимости от источников формирования доходы делятся на три группы:

Налоговые доходы

Неналоговые доходы. К ним относится доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности после уплаты предусмотренных налогов; доходы от платных услуг, оказываемые бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности (штраф).

Безвозмездные и безвозвратные перечисления.

К ним относится:

1. Финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций



2. Субсидии из вышестоящих бюджетов

3. Безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Субсидия – софинансирование (не полностью финансирует цель)

Субвенция – финансирование (полностью финансирует цель).


Л2
22.02.2012

Доходы федерального бюджета

Налоговые доходы.

В федеральный бюджет зачисляются следующие доходы от налогов и сборов:

– Налог на прибыль организаций (100% идет в федеральный бюджет)

– НДС (100%)

– Акциз на спирт этиловый из пищевого сырья (100%)

– Акциз на табачную продукцию (50%)

– Акциз на горюче-смазочные материалы (40 %)

– Акцизы по подакцизным товарам, ввозимым из-за рубежа (100%)

– Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (100%)

– Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья и общераспространенных ископаемых) (40%)

– Сбор за пользование водных биологических ресурсов (за исключением внутренних водных объектов) (100%).

– Водный налог (100%)

– Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам по внутренним водных объектам) (70%).

Страховые взносы, уплачиваемые организациями из фонда оплаты труда во внебюджетные фонды (100%).

Неналоговые доходы

– Доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности (100%)

– Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящихся в ведении органов государственной власти РФ.

– Часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ-ей, остающейся после уплаты налогов и сборов в размере, устанавливаемом правительством РФ.

– Лицензионный сбор на производство и оборот этилового спирта, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции (100 %).

– Таможенные пошлины и таможенные сборы (100%)

– Плата за негативное воздействие на окружающую среду (20%)

– Патентные пошлины (100 %)

– Консульские сборы (100%)

– Прибыль ЦБ РФ, остающаяся после уплаты налогов и сборов по нормативу, уставленному отдельным федеральным законом (принимается ежегодно)

Налоговые доходы субъектов РФ.

– Налог на имущество организаций (100%)

– Транспортный налог (100%)

– Налог на прибыль организации по нормативу, установленному федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

– НДФЛ (70%)

– Акциз на спиртосодержащую продукцию (50%)

– Налог на наследование и дарение (100%)

– Акциз на горюче-смазочные материалы (60%)

– Акциз на пиво (100%)

– Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых (100%).

– Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) (60%)

Единый налог, взимаемый по упрощенной расчетной системе налогообложения (90 %)

– Единый сельскохозяйственный налог (30%)

Неналоговые доходы бюджетов субъектов федераций

– Часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ после уплаты налогов и сборов в размере, установленном законом субъектов федераций.

– Поступления от оказания платных услуг бюджетными учреждениями, созданных субъектами РФ.

– Плата за негативное воздействие на окружающую среду (40 %, для Москвы и Санкт-Петербурга – 80 %).

Доходы местных бюджетов

– Налоговые доходы бюджетов сельских поселений

1. Земельный налог (100 %)

2. Налог на имущество физических лиц (100%)

3. НДФЛ (10%)

4. Единый сельскохозяйственный налог (30 %)

– Налоговые доходы муниципальных районов

1. Земельный налог (100 %)

2. Налог на имущество физических лиц (100 %)

3. НДФЛ (20%)

5. Единый сельскохозяйственный налог (30 %)

6. Государственная пошлина за совершение нотариальных действий нотариусами (100%)

7. Государственная пошлина за регистрацию транспортных средств (100%)

– Налоговые доходы городских бюджетов

1. Земельный налог (100%)

2. НДФЛ (30%)

3. Налог на имущество физических лиц (100%)

4. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (90%)

5. Государственные пошлины (за нотариальные действия и за регистрацию транспортных средств)

Государственный бюджет (от англ. budget - сумка, кошелек) - это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Функции государственного бюджета:

 регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации;

 легально контролирует действия правительства;

 несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности;

 определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства.

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются государственные резервы).

Основными требованиями к бюджету являются:

 он не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными, и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики;

 должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней, что способствует автономности бюджетов;

 в бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.

Важнейшие части государственного бюджета - это его доходная и расходная части:

доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;

расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

Денежные средства считаются поступившими в доход бюджета с момента совершения кредитной организацией операции по их зачислению на счет органа, исполняющего бюджет.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов . Кроме того, в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.



Налоговые доходы составляют предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Они делятся на две группы: прямые и косвенные налоги.

Косвенные налоги - основная часть налоговых поступлений государственного бюджета (это налоги на потребителя). Они состоят из НДС, акцизов и таможенных пошлин и сборов. Они оказывают влияние на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые непосредственно у источника их образования. К прямым налогам относятся:

Налог на прибыль;

Подоходный налог с физических лиц;

Налоги на совокупный доход.

К косвенным налогам , составляющим до 70−90% от всех налоговых поступлений в государственный бюджет, относятся:

Налог на добавленную стоимость (НДС);

Таможенные пошлины и сборы. При этом важное значение в этой группе имеет НДС (до 40% в группе косвенных налогов). Акцизы - это федеральный (государственный в унитарном государстве) налог, который взимается с небольшой группы товаров, главный признак которых - высокая доходность (нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, спирт этиловый и спиртные напитки, табак и табачные изделия). Таможенные платежи, пошлины и сборы поступают только в государственный бюджет.

Прямые налоги взимаются и в государственный (федеральный), и в региональные, и в местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности (налог на прибыль). К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц (граждан). Его ставки различны в различных странах и взимаются по прогрессирующей шкале в зависимости от налогооблагаемой базы (дохода): от 6-7 до 45%. Налог на прибыль взимается также по прогрессирующей шкале, его величина колеблется от 12-15 до 35%. Прямые налоги это вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. Другими словами, доходная база государственного бюджета зависит в основном от налогов. Отнесение налога к тому или иному уровню госбюджета осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством.

Налоги делятся на федеральные , региональные и местные.

К федеральным налогам относят: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на федеральных территориях государства. Это налог на имущество юридических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и пр.

Местными признаются налоги и сборы, вводимые в действие законодательными актами местных органов самоуправления. Особого внимания заслуживает НДС, косвенный налог, который занимает лидирующее место в доходной части государственного бюджета. Налог на добавленную стоимость тем выше, чем выше степень обработанности товара, т. е. добавленная к первоначальной стоимости товара дополнительная стоимость.

Неналоговые доходы составляют:

 доходы от использования государственной или муниципальной собственности;

 доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;

 доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;

 штрафы, компенсации;

 доходы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов государственной власти.

Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам, важнейшим из которых является финансирование государством своих функций: экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

национальная оборона ;

финансирование науки ;

финансирование реального сектора ;

образование гос. резервов ;

обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);

регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).

К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:

 господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);

 обеспечение правоохранительной деятельности;

 обеспечение противопожарной безопасности;

 науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами - их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы - это:

текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;

 отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

 новое строительство;

 реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

социальные расходы;

 военные расходы;

 образование и здравоохранение.

Структура расходной части бюджета в развитых странах:

социальные нужды (не менее 50% всех расходов);

поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);

обслуживание государственного долга ;

предоставление дотаций предприятиям;

развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики государства.

Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три варианта :

сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета;

дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета;

профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета.

Источниками покрытия бюджетного дефицита являются:

Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования);

Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации);

Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций;

Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.

На состояние государственного бюджета влияют следующие факторы:

Долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;

Фаза экономического цикла в стране;

Текущая политика государства.

1. Доходная часть бюджета.

Структура доходов. Система налогообложения в РФ: виды налогов, их формы, налоговые ставки. Анализ доходной части бюджета Пермского края на 2008 год. …………………………………3-10

2. Кредит и его функции .

Необходимость и сущность кредита. Функции кредита. Основные принципы кредитования. Формы и классификация кредита. Формы обеспечения при кредитовании. Структура современной кредитной системы…………………………………………………………………………………..11-16

3. Список литературы ……………………………………………………………………………..17

1. Доходная часть бюджета.

Структура доходов. Система налогообложения в РФ: виды налогов, их формы, налоговые ставки. Анализ доходной части бюджета Пермского края на 2008 год.

Доходы бюджета .

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.

Доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Главным элементом государственных доходов являются налоги.

Налоги представляют собой обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

Основными функциями налогообложения являются фискальная и регулирующая .

Фискальная функция налогообложения обеспечивает сбор денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условия для функционирования государства. Регулирующая функция налогообложения нацелена на достижение общего рыночного равновесия, коррекцию направлений и темпов экономического роста, а также на создание социального равновесия через перераспределение доходов.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ , к налоговым доходам федерального бюджета относятся :

§ федеральные налоги и сборы . Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

§ таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи ;

§ государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ .

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

§ доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности ;

§ доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

§ доходы от реализации государственных запасов;

§ доходы от продажи земли и нематериальных активов;

§ поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

§ административные платежи и сборы;

§ штрафные санкции, возмещение ущерба;

§ доходы от внешнеэкономической деятельности.

В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:

· средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

· средства, получаемые от передачи имущества, находящегося государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;

· средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд;

· плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другими бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

· доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, её субъектам или муниципальным образованиям;

· часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей.

В системе неналоговых доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной передачи средств.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов. Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закреплённые законодательством РФ на постоянной основе. К ним относятся:

· налоговые доходы, закреплённые законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов;

· неналоговые фонды.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года).

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Структура и классификация налогов.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 г. N 2118 - 1. К понятию «другие платежи» относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования.

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

1.Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов (принцип равнонапряженности).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога).

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип эффективности).

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Современная налоговая система включает различные виды налогов. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы становятся менее заметными и менее чувствительными для населения. При таком большом разнообразии налогов важное управленческое значение приобретает приведение их в определенную систему. Речь идет о систематизации, или классификации налогов, которая представляет собой подразделение налогов на группы по определенным критериям, признакам и особым свойствам.

Современная теория налогообложения и в особенности теория классификации налогов решает следующие вопросы :

1. выбор критериев и признаков при общей системе классификации налогов.

2. о существенных признаках (критериях) при делении налогов на прямые и косвенные, на общие и специальные и т.д.

3. о статусной, т.е. о макро- и микросистемной классификации налогов. Речь идет о территориальной иерархии налоговых поступлений в консолидированный бюджет государства.

4. проблема формирования налогового потенциала на уровне микроэкономики, т.е. проблема изъятия, отнесения или включения конкретных элементов (ставок, льгот, скидок, вычетов и т.д.) в налогооблагаемую базу хозяйствующих субъектов.

5. сфера действия налогов, т.е. о переложении (перемещении), пропорциональности, прогрессивности и регрессивности налогов.

По механизму формирования налоги подразделяются два вида - на прямые и косвенные .

Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. К ним относятся: подоходный налог и налог на прибыль, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги. Это налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли.

Как известно, раньше в финансовой науке при делении налогов на прямые и косвенные применялись три критерия: по платежеспособности, способу обложения и взимания и по признаку переложения. Сегодня, в современных условиях эти критерии для принятия эффективных управленческих решений в области налогообложения недостаточны. Вся совокупность налогов, пошлин и других платежей сгруппирована по 12 признакам, но, видимо, это еще не предел.

Различия в налогах зависят также от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов, следовательно, тоже может стать признаком классификации налогов. Особое значение имеет дифференциация (классификация) налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость); прибыль; валовая прибыль; совокупный доход; чистый доход, капитал и т.д.

Различаются налоги и в зависимости от того, кто их взимает и в какой бюджет они поступают, какое целевое назначение имеют. В силу этих причин налоги, соответственно, подразделяются на государственные и местные , общие и специальные . При всей важности указанных критериев и признаков при классификации налогов в финансово-аналитической практике до сих пор применяется деление всей совокупности налогов на две группы: прямые и косвенные .

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации . Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3) у источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Например: подоходный налог с физических лиц . Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок .

Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т.д.).

В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на : пропорциональные, прогрессивные и регрессивные .

Налог называется пропорциональным , если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта.

При прогрессивном налоге налоговая ставка налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения.

Ставка регрессивного налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.

Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

Фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

Первый уровень это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов или региональные налоги. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Третий уровень местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины. Эти налоги создают основу финансовой базы государства.
Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц.

Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог, и большая группа прочих местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании это отчисления от федеральных налогов.

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие налоги, как гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.
Налог на прибыль предприятий и организаций делится между федеральным, региональным и местным бюджетами.

Акцизы , налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его.

Анализ доходной части бюджета Пермского края на 2008 год

Согласно Закону Пермского края О бюджете Пермского края на 2008 год доходы краевого бюджета первоначально были утверждены в объеме 57 092,8 млн рублей.
В результате корректировок в течение года первоначально утвержденный план по доходам был увеличен на 18 500,6 млн рублей, или на 32,4 %, и составил 75 593,4 млн рублей.
Краевой бюджет за 2008 год фактически исполнен по доходам на 85 962,2 млн рублей, что составляет 113,7 % к уточненному бюджету и 150,6 % к первоначально утвержденному бюджету.
Расходы краевого бюджета первоначально были утверждены в объеме 59 409,6 млн рублей. Изменения и дополнения в закон о бюджете вносились четыре раза. Пермские власти сэкономили на социальной сфере и ЖКХ. Перечислим некоторые из доходов: НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ составили 47 116 064,1 (107,9% от плана), НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО - 7 260 471,7 (97,3% от плана), ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - 1 337 208,5 (88,7% от плана), НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ - 32 714 834,2 (120,9%) и др.

Основные выводы :

1.Доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых поступлений

2. Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.

3. В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

2. Кредит и его функции.

Необходимость и сущность кредита. Функции кредита. Основные принципы кредитования. Формы и классификация кредита. Формы обеспечения при кредитовании. Структура современной кредитной системы.

Кредит - это предоставление товаров или денег в долг (в рассрочку). Как правило, кредит предоставляется с уплатой процентов. Кредит является неотъемлемым элементом товарно-денежных отношений.

Появление кредита тесно связано со сферой обмена, где владельцы продукции (товаров) противостоят друг другу на рынке, как собственники, которые готовы вступить в торгово-экономические отношения.

Возможность развития и возникновения кредита также тесно связаны с оборотом и кругооборотом капитала. Во время процесса движения оборотного и основного капитала происходит высвобождение ресурсов.

В производственном процессе длительное время используются средства труда, стоимость которых переносится на стоимость готовой продукции по частям (частями). Постепенно в денежной форме восстанавливается стоимость основного капитала, что приводит к тому, что денежные средства, которые высвобождаются во время процесса движения оборотного и основного капитала, оседают на счетах предприятия. Одновременно с этим возникает потребность заменить изношенные средства труда и достаточно крупных затрат единовременно.

Кредитные отношения в современной экономике базируются на определенной методологической основе. Одними из ее элементов выступают принципы, которые строго соблюдаются при практической организации любой операции на современном рынке ссудных капиталов. Данные принципы складывались еще во времена появления кредита, а в дальнейшем нашли свое распространение в общегосударственном и международном кредитных законодательствах.

Кредитный рынок появился благодаря сезонности производства, когда у одних организаций появлялись избыточные средства, а у других организаций недостаток этих самых средств. Это и дало начало возникновения кредитных отношений.

Выделяют следующие виды кредита:

Коммерческий кредит - это одна из самых первых форм кредитных отношений в экономике, которая породила вексельное обращение и активно способствовало развитию безналичного денежного оборота...

Банковский кредит - это одна из наиболее распространенных на сегодняшний день форм кредитных отношений в экономике. Объектом кредитных отношений в экономике в условиях банковского кредита выступает процесс передачи в ссуду непосредственно денежных средств...

Потребительский кредит - одна из целевых форм кредитования физических лиц...

Государственный кредит - при данном виде кредитования государство через Центральный банк производит кредитования, осуществляя функции кредитора...

Международный кредит - это форма кредитования, рассматривается как совокупность кредитных отношений, которые функционируют на международном уровне, участниками которых являются межнациональные финансово-кредитные организации (например, ИБРР, МВФ и др.), а также правительства этих стран и отдельных юридических лиц...

Ростовщический кредит - это специфичная форма кредитования. Зарубежом он рассматривается лишь в историческом плане, В современное время в России эта форма кредитования получила определенное распространение.

Функции кредита

Среди функций кредита можно выделить следующие:

    Возвратность кредита

Данный принцип выражает необходимость возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов своевременно, после того как завершается их использование заемщиком. Этот принцип находит свое практическое выражение в погашении ссуды путем перечисления необходимой суммы денежных средств со счета заемщика на средства кредитной организации предоставившей кредит (кредитора).

    Cрочность кредита

Данный принцип отражает необходимость возврата заемных средств не в любое приемлемое для заемщика время, а в срок, который был определен кредитором и был зафиксирован в кредитном договоре, либо в заменяющем его документе.

    Платность кредита. Ссудный процент

Данный принцип отражает необходимость не только прямого и полного возврата заемщиком кредитору кредитных ресурсов, но и оплату права на их использование. Экономическая сущность такой платы за кредит отражается в распределении полученной за счет использования заемных ресурсов прибыли между заемщиком и кредитором.

    Обеспеченность кредита

Данный принцип отражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитной организации (кредитора)., при возможном нарушении заемщиком обязательств, которые он принял на себя и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как кредитование под финансовые гарантии или кредитование под залог имущества.

    Перераспределительная функция

Рынок ссудных капиталов в условиях рыночной экономики выступает в качестве своеобразного "насоса", который откачивает временно свободные финансовые ресурсы из одной сферы хозяйственной деятельности и перенаправляет эти "откачанные" финансовые ресурсы в другие сферы хозяйственной деятельности, обеспечиваю более высокую прибыль.

    Ускорение концентрации капитала

Процесс концентрации капитала является одним из необходимых условий стабильности развития экономики и является приоритетной целью любого субъекта хозяйствования. Реальную помощь для решения данной задачи оказывают заемные средства, которые позволяют заметно расширить масштаб производства и обеспечить дополнительную прибыль.

    Ускорение научно-технического прогресса

Научно-технический прогресс стал одним из определяющих факторов экономического развития любого отдельно взятого субъекта хозяйствования, так и государства в целом.

Цели и задачи кредитования

Кредит играет специфическую роль в экономике: он не только обеспечивает непрерывность производства, но и ускоряет его. Кредит содействует экономии издержек обращения. Это достигается за счёт:

а) сокращения расходов, но изготовлению, выпуску, учёту и хранению денежных знаков, ибо значит, часть наличных денег оказывается ненужной;

б) ускорения обращения денежных средств, многократного использования свободных денежных средств;

в) сокращения резервных фондов.

Роль кредита в различных фазах экономического цикла не одинакова. В условиях экономического подъема, достаточной экономической стабильности кредит выступает фактором роста. Перераспределяя огромные денежные и товарные массы, кредит питает предприятия дополнительными ресурсами. Его негативное воздействие может, однако, проявиться в условиях перепроизводства товаров. Особенно заметно такое воздействие в условиях инфляции. Новые платежные средств, входящие посредством кредита в оборот, увеличивают и без того избыточную массу денег, необходимых для обращения.

Кредит вне зависимости от своей социальной стороны выполняет определенные функции, такие как регулирование объема совокупного денежного оборота, перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата, аккумуляция временно свободных денежных средств.

На рынке реализуются в основном следующие формы кредита:

а) коммерческий;

б) банковский;

в) потребительский;

г) ипотечный;

д) государственный;

е) международный.

Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента,

сферой функционирования и т. д.

Формы обеспечения при кредитовании.

Экономическую основу возврата кредита составляет кругооборот и оборот фондов участников воспроизводственного процесса, а также законы функционирования кредита. Однако наличие объективной эконо-мической основы возврата кредита не означает автоматизм этого процес-са. Только целенаправленное управление движением ссуженной стоимости позволяет обеспечить ее сохранность, эквивалентность отдаваемой взаймы и возвращаемой стоимости.

Поскольку в кредитной сделке участвует два субъекта - кредитор и заемщик, механизм организации возврата кредита учитывает место каждого их них в осуществлении этого процесса.

Кредитор, предоставляя кредит, выступает организатором кредитного процесса, защищая свои интересы. Исходя из объективной экономической основы, кредитор выбирает такие сферы вложения заемных средств, количественные параметры ссуды, методы ее погашения, условия кредитной сделки, при которых создавались бы предпосылки для своевременного и полного возврата отданной взаймы стоимости. Однако обратное движение указанной стоимости зависит от кредитоспособности заемщика, использующего ее в своем обороте, от общей экономической конъюнктуры денежного рынка.

Кредитная сделка предполагает возникновение обязательства ссудополучателя вернуть соответствующий долг. Конкретная практика показывает, что наличие обязательства еще не означает гарантии и своевременного возврата. Возникновение инфляционных процессов в экономике может вызывать обесценение суммы предоставленной ссуды, а ухудшение финансового состояния заемщика -- нарушение сроков возврата кредита. Поэтому международный опыт деятельности банков выработал механизм организации возврата кредита, включающий: а) порядок погашения конкретной ссуды за счет выручки; б) юридическое закрепление ее порядка погашения в кредитном договоре; в) использование разнообразных форм обеспечения полноты и своевременности обратного движения ссуженной стоимости.

Форма обеспечения возвратности кредита - это конкретный источник погашения имеющегося долга, юридическое оформление права кредитора на его использование, организация контроля банка за достаточностью и приемлемостью данного источника.

Для финансово устойчивых предприятий, являющихся первоклассными клиентами банка, юридическое закрепление в кредитном договоре погашения ссуд за счет поступающей выручки представляется вполне достаточной. В этом случае складываются сугубо доверительные отношения между банком и заемщиком, предполагающие выполнение заемщиком своих обязательств по погашению ссуд без предоставления каких-либо дополнительных гарантий.

Во всех случаях возникает необходимость иметь дополнительные гарантии возврата кредита, что требует изыскания вторичных источников. К их числу относятся: залог имущества и прав, уступка требований и прав, гарантии и поручительства, страхование. Использование вторичных источников погашения ссуд является трудоемким и длительным процессом. Эффективность существующих форм обеспечения возврата кредита зависит от действенности правового механизма, грамотности правового и экономического содержания соответствующих документов, соблюдения норм деловой этики гарантов платежных обязательств. Создание системы гарантий для кредитора (банка) своевременного возврата кредита приобретает в России особую актуальность в связи с неустойчивостью финансового состояния многих ссудополучателей, недостаточным опытом работы в рыночных условиях бизнесменов, банкиров, юристов.

Структура современной кредитной системы

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.Современная кредитная система, которая является основным элементом рынка ссудных капиталов, состоит из следующих институциональных звеньев или ярусов.

    Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.
    2. Банковский сектор:
    коммерческие банки;
    сберегательные банки;
    инвестиционные банки;
    ипотечные банки;
    специализированные торговые банки.
    3. Страховой сектор:
    страховые компании;
    пенсионные фонды.
    4. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:
    инвестиционные компании;
    финансовые компании;
    благотворительные фонды;
    трастовые отделы коммерческих банков;
    ссудосберегательные ассоциации;
    кредитные союзы.
    В большинстве стран существует двухуровневая система, представленная национальным банком и системой коммерческих банков.
    Главным звеном кредитной системы являются банки. Совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи составляет банковскую систему - составную часть кредитной системы.Нынешняя структура кредитной системы РФ приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента - рынка ценных бумаг. Создание последнего возможно лишь в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса кредитной системы.

Основные выводы :

Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Говоря об этой теме, нельзя не упомянуть те проблемы, с которыми сталкивается наша экономика на переходном периоде к реальному рыночному механизму функционирования, (банковский кризис), что требует более радикальных преобразований в денежно-кредитной сфере. Наиболее характерные черты кредитной сферы - перенасыщение оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения. В необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитно-денежной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере. Необходимо проводить реформу всей кредитной системы (и не только), направленную на создание кредитных учреждений на акционерной основе, развитие в нашей стране новых форм кредитов, таких как потребительский, коммерческий, различные формы аренды, в частности лизинг. Это ускорит развитие экономики нашей страны, сделает ее более эффективной.

Список литературы:

1.Банки и банковские операции: Учебник для вузов/ Жуков Е.Ф., Максимова Л.М и др., - М.; Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

2.Газета «Капитал WEEKLY» №22, 24.06.2009.

4.Финансы. Денежное обращение. Кредит./Дробозина Л.А. и др.-М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

5. Финансы, денежное обращение и кредиты./Трошин А.Н., Фомкина В.И. - М., 2000.

6. Тютюнник А.В. Банковское дело. /М.: Финансы и статистика, 2005.

доходной части бюджета Курсовая работа >> Финансовые науки

6.5 Налоговое планирование в системе планирования и прогнозирования доходной части бюджета Основной задачей налогового планирования является... собираемости налогов и сборов, мобилизуемых в доходную часть бюджетов , по которым собираемость в текущем году...

  • Доходная часть бюджетной системы Российской Федерации

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    Должны составлять не менее 70% доходной части минимальных бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований... (закрепленные доходы), используется при формировании доходной части бюджетов всех уровней. Все это повышает...

  • Доходная база бюджета Тюмени и Тюменской области

    Контрольная работа >> Финансовые науки

    Проблемы связанные с формированием доходных частей бюджетов различных уровней. Бюджет города Тюмени на 2009 ... связанных с формированием доходных частей бюджетов различных уровней Проблемы по формированию доходных частей региональных бюджетов существуют и у...

  • Бюджетная система Кыргызской Республики представлена бюджетом 7 областей, г. Бишкек, районными бюджетами, бюджетами городов, поселков и аильными бюджетами.

    Несмотря на целую систему бюджетных звеньев каждый бюджет самостоятелен.

    Основным источником составляющей доходной части Государственного бюджета являются налоги. Налог - это обязательный сбор, взимаемый государством с хозяйствующих субъектов и граждан в порядке и на условиях, установленных Законодательными актами. Законный легальный характер платежей, хозяйственная самостоятельность -родовые признаки налоговой системы.

    Налоги классифицируются по 5 признакам:

    По объекту обложения и взаимоотношений плательщика и государства.

    • а) Прямые (налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог, подоходный налог).
    • б) Косвенные (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, таможенная пошлина)

    По признаку использования:

    • а) Общие (поступление в бюджет)
    • б) Специальный (налог на транспорт, налог на приобретение транспортных средств используется для формирования дорожного фонда).

    В зависимости от органа взывающего налоги:

    • а) Государственные налоги
    • б) Местные налоги и сборы

    По экономическому признаку:

    • а) Налог на доходы (налоги, получаемые плательщиком от любого объекта обложения)
    • б) Налоги на потребление (налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров).

    По степени оценки объекта обложения:

    • а) Реальные (земельный, на имущество)
    • б) Личные (налог на прибыль, подоходный налог).

    Налоговая система Кыргызской Республики включает совокупность платежей, сборов, пошлин, правовые нормы и органы налоговой службы.

    Налоговая политика и переход к рыночной экономике требует соответствие налоговой системы. Закон о налоговой системе в Кыргызской Республике предусматривает общегосударственные налоги и местные налоги и сборы. Четкое разграничение является гарантией стабильности доходной базы местных бюджетов и обеспечение за счет этого их роста.

    Под налогами, сборами и пошлинами понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в бюджетную систему в размерах и сроки, установленные Законом Кыргызской Республики. Распределение средств, поступающих в виде налогов, сборов и пошлин по уровням бюджетов определяется Законом "О бюджетной системе в КР".

    I.Общегосударственные налоги:

    Налог на добавленную стоимость

    Акцизный налог

    Налог на прибыль с юридических лиц

    Подоходный налог с физических лиц

    Налог за пользование недрами

    Налог с продаж

    II.Местные налоги и сборы:

    • 1. Земельный налог
    • 2. Налог на имущество

    III.Специальные налоговые режимы:

    • 1. Налог на основе обязательного патента
    • 2. Налог на основе добровольного патента
    • 3. Упрощенная система налогообложения на основе единого налога
    • 4. Налоги на основе налогового контракта
    • 5. Налоговый режим в свободных экономических зонах
    • 6. Налог на специальные средства.

    В ходе подготовки Налогового Кодекса КР были определены следующие принципы: Налоговый Кодекс Кыргызской Республики статья 5.

    • 1. Принцип законности налогообложения
    • 2. Принцип обязательности налогообложения
    • 3. Принцип единства налоговой системы
    • 4. Принцип гласности налогового законодательства КР
    • 5. Принцип справедливости налогообложения
    • 6. Принцип презумпции добросовестности
    • 7. Принцип презумпции правомерности
    • 8. Принцип определенности налогообложения.

    Легко видеть, что современные принципы налогообложения должны предусматривать еще, по крайней мере, три пункта:

    Во-первых, налоги не должны подавлять и тем более убивать заинтересованность коллективов и работников в повышении дохода и прибыли.

    Во-вторых, налоги должны обладать сбалансированностью в том смысле, что их величина вместе с другими поступлениями в бюджет должна уравновешивать государственные расходы, которые в противном случае надо уменьшить.

    В-третьих, налогообложение не должно приводить к сложению реальных доходов граждан ниже предельно допустимого уровня, определяемого величиной прожиточного минимума.

    Естественно, что построить систему налогообложения, отвечающую всем перечисленным принципам, крайне нелегко. Многие из требований диктуемых ими трудносовместимы, противоречивы.

    В этом наряду с политической и экономической нестабильностью, характерной для Кыргызстана, состоит причина неустойчивости налогового законодательства Кыргызской Республики, изменения и вида налогов и налоговых ставок.

    Впрочем, динамичность налогов свойственна большинству государственных систем. Все дело в том, что налоги представляют собой ядро налоговой политики государства и социально-политического курса в целом.

    Так, что колебания политического, экономического, социального курсов способны порождать изменения в системе налогообложения. К тому же следует иметь в виду, что на долю налогов приходится 80-90% поступлений в государственный бюджет, поэтому любое крупное регулирование бюджета, связанное, прежде всего с возникновением, усилением или ослаблением бюджетного дефицита, не может коснуться налогов.

    Анализ исполнения доходной части государственного бюджета показал, что основной причиной недопоступления доходов явились глубокий экономический кризис, спад производства во всех отраслях экономики, неотрегулированная система взаиморасчетов и платежей между предприятиями как внутри республики, так и за её пределами.

    Стремительный рост цен на сырье, энергоносители и другие ресурсы привели к удорожанию стоимости выпускаемой продукции, снизилась покупательская способность потребителей. Это привело к перепроизводству, сверхнормативным запасам готовой продукции, что вынуждает предприятия осуществлять бартерные операции.

    Не используются возможности предприятий, выпускающих подакцизные товары, которые могут обеспечить большую часть налоговых поступлений.

    Основными принципами недопоступления налогов в бюджет являются взаимные платежи, наличие значительного количества убыточных предприятий (около 45%), низкий доход населения, а также сокрытие доходов от налогообложения.

    В современных условиях отсутствия экономических и производственных связей не оказывает поддержки производственным предприятиям, работающим на местном сырье, использующим местные ресурсы.

    Недостаточен контроль и спрос за целевое использование, своевременный и полный возврат выданных кредитов за счет бюджета возвращение и возмещение нанесенного ущерба.

    К большим потерям бюджета приводит существующая практика предоставления налоговых и таможенных льгот отдельным плательщикам.

    Недостатки, имеющиеся при проведении приватизации государственной доли собственности в акционерных предприятиях приводит к отсутствию реального учета доходов, получаемых от государственного имущества, неуправляемости этими доходами.

    Доходная база местного бюджета пополняется в основном за счет закрепленных доходов Вести г.Бишкек, №4, 2000г. -Сводка.

    Невыполнение предприятиями своих обязательств перед бюджетом приводит к задолженности перед бюджетным учреждениями по выплате заработной платы и социальным выплатам.

    По своему экономическому содержанию доходы бюджета представляют финансовые отношения, возникающие между государством (органами местного самоуправления), хозяйствующими субъектами и гражданами в процессе формирования и исполнения соответствующего бюджета. При этом формой проявления таких финансовых отношений служат различные виды налоговых и неналоговых платежей юридических и физических лиц в бюджеты бюджетной системы РФ.

    Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК источниками финансирования дефицита бюджета.

    К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (в том числе межбюджетные трансферты).

    При этом к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, прежде всего, относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от его продажи, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями. Б структуру неналоговых доходов бюджетов также входят денежные взыскания (штрафы), конфискации, компенсации и средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям.

    К безвозмездным поступлениям, зачисляемым в доходы бюджетов, относятся дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ, а также безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

    Однако доминирующее положение в структуре доходов бюджетов занимают налоговые доходы, к которым относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

    Согласно Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

    Статьей 57 Конституции РФ предписано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

    В НК понятия налога и сбора определены следующим образом.

    Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    В 1776 г. Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» были сформулированы четыре основополагающих принципа налогообложения :

    1. налоги должны быть всеобщими, т.е. к участию в их уплате должны привлекаться все физические и юридические лица, которые живут или работают в данной стране;
    2. налоги должны быть равномерными, т.е. распределить налоги нужно исходя из платежной способности каждого;
    3. нужно всегда стремиться к минимизации издержек по взиманию налогов, чтобы население как можно меньше переплачивало сверх того, что действительно остается в распоряжении государства на покрытие его расходов;
    4. налоги должны взиматься в наиболее удобной для плательщиков форме, т.е. при выборе места, времени и способа уплаты налогов должны быть учтены интересы плательщика.

    Принципы, изложенные Адамом Смитом, отражены в основных началах законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации, изложенных в ст. 3 НК:

    1. каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
    2. не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
    3. налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
    4. не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
    5. ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные вином порядке, чем это определено Н К;
    6. при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
    7. все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Система налогов и сборов Российской Федерации
    Федеральные налоги и сборы:

    • Налог на добавленную стоимость
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
    • Налог на прибыль организации
    • Налог на добычу полезных ископаемых
    • Государственная пошлина
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

    Региональные налоги:

    • Налог на имущество организаций
    • Транспортный налог
    • Налог на игорный бизнес

    Местные налоги:

    • Земельный налог
    • Налог на имущество физических лиц

    Специальные налоговые режимы:

    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
    • Упрощенная система налогообложения
    • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
    • Патентная система налогообложения

    Как видно из приведенной таблицы, налоговая система РФ насчитывает вполне ограниченный перечень налогов и сборов, действующий на всей территории РФ и позволяющий в полной мере осуществлять их эффективное администрирование.

    Современная налоговая система РФ формировалась в условиях экономического и политического кризиса после распада СССР. Законы, которые легли в основу ее построения, были приняты Верховным Советом РСФСР в конце 1991 г. и вступили в силу с 1 января 1992 г. В целом законодательная база отличалась большим количеством недоработок, наличием неоправданно широкого круга налоговых льгот и освобождений. В результате налоговая система, созданная в 1990-х гг., оказалась недостаточно эффективной с фискальной точки зрения. Ситуацию значительно усложняли массовые неплатежи и низкий уровень исполнения требований налогового законодательства. В условиях укоренившейся практики внесения многочисленных изменений в законы о налогах и сборах, что значительно повышало издержки на их исполнение, назрела острая необходимость систематизации налогового законодательства. Правительство РФ неоднократно предпринимало попытки внесения в Государственную Думу проектов НК, однако рассмотрение данного документа затягивалось. Важным шагом стало принятие в 1998 г. и вступление в действие с 1 января 1999 г. части первой НК, установившей единую систему основных понятий и определений, необходимых для нормального функционирования налоговой системы, которая также четко определила права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов и установила ответственность за нарушение налогового законодательства.

    В ходе проведенной налоговой реформы были отменены налоги на пользователей автомобильных дорог, приобретение автотранспортных средств, на операции с ценными бумагами, налог с продаж, сбор на нужды образовательных учреждений и некоторые другие. В едином транспортном налоге были объединены существовавшие ранее налог на отдельные виды транспортных средств и налог на владельцев автотранспортных средств.

    Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки, были осуществлены в 2001- 2005 гг. Реформирование налоговой системы осуществлялось в тесной увязке с проведением бюджетной реформы и существенными изменениями в системе межбюджетных отношений. К 2007 г. Минфином России в основном было завершено формирование основ российской налоговой системы.

    Основы налоговой системы РФ, действующие в настоящее время, были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Ставки практически всех налогов в России в настоящее время представляются довольно разумными. Вместе с тем очевидно, что налоговая система должна будет совершенствоваться как с позиций упрощения процедуры уплаты налогов со стороны налогоплательщиков, так и с позиций повышения эффективности функционирования всей системы налогового администрирования.

    Дальнейшие направления реформирования налоговой системы определяются налоговой политикой Российской Федерации. Так, в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2013-2015 годах указано, что налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

    Правительством РФ также одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, что позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость налоговой политики государства. При практической реализации этого документа следует обратить внимание на повышение значимости не только фискальной, но и экономической функции налоговой политики. Так, налоговая система Российской Федерации должна быть конкурентоспособна по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций в национальные экономики. Процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

    Развитие налоговой системы должно отвечать задачам диверсификации российской экономики. Поэтому налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018 г. После принятия в 2012 г. Федеральным Собранием РФ изменений в налоговое законодательство РФ, касающихся налоговых ставок, предлагается больше не корректировать ставки по основным налогам.

    Необходимы последовательные действия по предотвращению попыток уклонения от уплаты налогов. Налоговая нагрузка воспринимается болезненней добросовестными налогоплательщиками, когда другие, работающие в тех же экономических условиях, уклоняются от уплаты налогов. Дело не только в недополучении бюджетом доходов, которые могли бы быть использованы в интересах общества, но и в неравенстве условий экономической деятельности.

    Правительство РФ должно принять конкретные меры противодействия уклонению от уплаты налогов, исходя из того, что при увеличении в результате осуществления этих налоговых мер налоговых доходов могут быть приняты решения о снижении существующей налоговой нагрузки.

    В целях сокращения неоправданных административных издержек налогоплательщиков следует обеспечить упрощение налогового учета и возможность использования документов бухгалтерского учета при подготовке и представлении налоговой отчетности.

    Также в части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

    1. поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;
    2. совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях;
    3. совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;
    4. развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

    В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы РФ, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

    1. налогообложение природных ресурсов;
    2. акцизное налогообложение;
    3. введение налога на недвижимость;
    4. сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений;
    5. совершенствование налога на прибыль организаций;
    6. совершенствование налогового администрирования;
    7. противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;
    8. страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

    Проводимая государством работа уже дала свой результат: в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса-2013» (Doing Business 2013), опубликованном в октябре 2012 г., Российская Федерация за год улучшила свое положение по части простоты уплаты налогов - по этому показателю Россия поднялась со 105-го на 64-е место.

    Принципы формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ не нашли должного отражения в БК. Вместе с тем указанные принципы были определены в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 № 584.

    Разграничение налогов (налоговых полномочий) и доходных источников между органами власти разных уровней должно базироваться на следующих принципах:

    • стабильность разделения доходов между уровнями бюджетной системы на основе единых принципов и подходов, обеспечивающего заинтересованность органов власти субъектов и местного самоуправления в формировании благоприятных условий для экономического развития и наращивания налогового потенциала соответствующих территорий;
    • собственные доходы бюджетов каждого уровня должны быть основным ресурсом для эффективной реализации закрепленных за ними расходных полномочий, включая выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;
    • налоговые полномочия органов власти субъектов и местного самоуправления не должны ограничивать перемещение капиталов, рабочей силы, товаров и услуг, а также позволять экспортировать налоговое бремя в другие регионы и муниципальные образования;
    • разграничение налоговых полномочий и доходных источников должно в основном ориентироваться на вертикальное (между уровнями бюджетной системы), а не горизонтальное (между регионами и муниципальными образованиями) бюджетное выравнивание;
    • каждому муниципальному образованию должен быть гарантирован минимальный норматив (в зависимости от типа или уровня муниципального образования) отчислений от налогов, поступления от которых подлежат в соответствии с федеральным законодательством разделению между региональными и местными бюджетами соответствующего уровня.

    При разделении конкретных видов налогов и доходных источников между бюджетами разных уровней должны учитываться следующие критерии:

    1. стабильность: чем в большей степени налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше должен быть уровень бюджетной системы, за которым закрепляется этот налоговый источник и полномочия по его регулированию;
    2. экономическая эффективность: за каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться налоги и доходные источники, объект (база) которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти;
    3. территориальная мобильность налоговой базы: чем выше возможности для перемещения налоговой базы между регионами, тем на более высоком уровне бюджетной системы должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации данных налоговых поступлений (доходов);
    4. равномерность размещения налоговой базы: чем выше неравномерность (дисперсность) размещения налоговой базы, тем на более высоком уровне должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации данных налоговых поступлений (доходов);
    5. социальная справедливость: налоги, носящие перераспределительный характер, должны быть в основном закреплены за федеральным уровнем власти;
    6. бюджетная ответственность: сборы, представляющие собой платежи за бюджетные услуги, должны поступать в бюджет, финансирующий соответствующие услуги.

    В составе доходов бюджетов также выделяются собственные доходы бюджетов, к которым относятся:

    • налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ н законодательством о налогах и сборах;
    • неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
    • доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

    Собственные доходы бюджета субъекта РФ формируются за счет:

    • доходов от региональных налогов и сборов;
    • доходов от федеральных налогов и сборов;
    • безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней, в том числе за счет дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, иных средств финансовой помощи из федерального бюджета и других безвозмездных перечислений;
    • доходов от использования имущества субъекта РФ;
    • части прибыли государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности субъекта РФ, остающейся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, в размере, устанавливаемом законами субъекта РФ, и доходов от оказания казенными учреждениями субъекта РФ платных услуг;
    • штрафов и иных поступлений в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

    Состав собственных доходов бюджета субъекта РФ может быть изменен в соответствии с федеральным законом только в случае изменения полномочий органов государственной власти субъекта РФ и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.

    В бюджет субъекта РФ также зачисляются субвенции из федерального бюджета на осуществление делегированных (переданных) полномочий.

    Перечень региональных налогов и сборов и полномочия органов государственной власти субъекта РФ по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах.

    К собственным доходам местных бюджетов относятся:

    • средства самообложения граждан;
    • доходы от местных налогов и сборов;
    • доходы от региональных налогов и сборов;
    • доходы от федеральных налогов и сборов;
    • безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные мсжбюджстныс трансферты и другие безвозмездные поступления;
    • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
    • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
    • штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
    • добровольные пожертвования;
    • иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

    Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.

    В доходы местных бюджетов также зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ.

    Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.

    Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

    Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах.

    К вопросам местного значения муниципального образования относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов соответствующего муниципального образования (муниципального района, городского округа, поселения).

    Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений.