Налог считается региональным потому что. Региональные налоги

Как заработать

Введение

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы Правительства

России и ее субъектов пытаются выработать такую законодательную базу налогообложения, которая с одной стороны позволит развиваться экономике и бизнесу, с другой стороны позволит государству и органам местного самоуправления получать в свои бюджеты значительные суммы.

Региональные виды налогов и сборов наиболее подвержены динамике принятых в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований. В связи с этим изучение различных видов региональных налогов и сборов и их влияния на формирование бюджетов разного уровня приобретает особую актуальность.

Различные аспекты вопросов налогообложения и их влияния на формирование доходов бюджетов разных уровней широко освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых. Однако все эти исследования посвящены отдельным вопросам формирования доходов бюджетов. Комплексной же работы по исследованию влияния налогов на формирование бюджетов разных уровней в России нет.

Цель моего исследования при написании курсовой работы состоит в выявлении сущности, содержания и особенностей региональных налогов, а также их влияния на формирование бюджетов.

1. Дать представление о сущности региональных налогов и порядке их установления в РФ.

2. Показать конкретные особенности по субъектам РФ. Задействованы следующие субъекты: города федерального значения Санкт-Петербург и Москва.

3. Дать понятие о роли региональных налогов в формировании доходной части бюджетов.

4. Проанализировать целесообразность закрепления региональных налогов за местными бюджетами.

Объектом данной работы являются рассмотрение налогового законодательства по региональным налогам.

Предмет исследования - анализ поступления в бюджет региональных налогов.

Методологическую основу исследования образуют общенаучные методы познания, в первую очередь - диалектический метод, предусматривающий исследование экономических явлений в развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. В работе также нашли применение как структурный, так и функциональный подходы к изучению особенностей регионального налогообложения и их влияния на доходы региональных бюджетов, методы анализа и синтеза, монографический, анализа общественной практики, расчетные, экономико-статистические и информационного моделирования.

Региональные налоги в налоговой системе РФ

В соответствии со ст. 13-15 НК все налоги и сборы РФ делятся на три вида, и их разграничение заключается не в уровне бюджета, в который они зачисляются, а в том, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории они обязательны к уплате. Так, в соответствии со ст. 12 НК:

· федеральные налоги и сборы устанавливаются НК и обязательны к уплате на всей территории РФ;

· региональные налоги устанавливаются НК и вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;

· местные налоги устанавливаются НК и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных.

Кроме перечисленных налогов и сборов на территории РФ в соответствии с главой 26.1-26.4 НК установлены также специальные налоговые режимы.

Специальные налоговые режимы - это особый порядок налогообложения и особый вид федерального налога, переход на исчисление и уплату которых освобождает от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Деятельность субъектов Федерации по рассмотрению и принятию законодательных актов должна протекать в специфической форме и в определенном порядке, которые находят свое закрепление и детальное регулирование в специально принимаемых актах. Таким образом, законодательный процесс представляет собой урегулированные нормами права отношения, складывающиеся в ходе принятия законопроекта, которые призваны обеспечить согласование различных позиций, а участники указанных отношений, среди которых ведущее место принадлежит представительному органу, должны обладать строго определенным комплексом прав и обязанностей.

Кроме того, право субъектов РФ на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты РФ связаны общими принципами, установленными государством (РФ), поэтому и следует понимать, что права субъектов РФ сводятся к возможности вводить на своей территории налоговые платежи согласно закрытому перечню, установленному на уровне Федерации. Дело в том, что в силу конституционного принципа единства экономического пространства РФ налоговая политика стремится к унификации налоговых изъятий. Именно этой цели служит такой общий принцип налогообложения, как исчерпывающий перечень региональных налогов, которые могут вводиться субъектами РФ и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений. В действующем законодательстве данный принцип закреплен в нормах ст. 12 НК РФ. В то же время из ч. 2 и 3 ст. 5, ст. 72 (п. "и" ч. 1) и ст. 76 (ч. 2) Конституции РФ вытекает, что регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъектов РФ.

Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Введение в действие региональных налогов производится законами субъектов Российской Федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному региональному налогу и предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Если субъект Российской Федерации по какой-либо причине не реализует вышеуказанные права, то применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.

Установление и введение налогов осуществляется по строго определенной процедуре. Правотворческой компетенцией в области налогообложения наделены только Федеральное Собрание, законодательные органы субъектов Федерации, а так же представительные органы местного самоуправления.

К региональным налогам в настоящее время относят следующие:

· транспортный налог

· налог на игорный бизнес

· налог на имущество организаций

Принятие налогового закона осуществляется в следующем порядке: законопроект об установлении или введении того или иного налога, а также о внесении изменений и дополнений в нормативный акт по налогообложению вносится на рассмотрение в законодательный (представительны) орган субъекта Федерации. Данный проект может быть внесен только при наличии заключения исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации;

· налоговый закон субъекта Федерации считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов представительного органа субъекта Федерации;

· налоговый закон, принятый в установленном порядке представительным органом субъекта Федерации, передается главе исполнительного органа субъекта Федерации для подписания. Закон обнародуется главой исполнительной власти субъекта Федерации в течение 10 дней после его подписания. Если налоговый закон не будет одобрен главой исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации, может быть образована согласительная комиссия для устранения возникших разногласий.

Принятый и утвержденный налоговый закон субъекта Федерации должен быть опубликован в течение семи дней со дня принятия в официальном издании представительного органа субъекта Федерации и вступает в силу, по общему правилу, по истечении десяти дней после официального опубликования.

Действие закона во времени начинается именно с момента вступления закона в силу, который указывается либо непосредственно в законе, либо в постановлении о порядке введения закона в действие. Если такого указания нет, то действует общее правило.

Отмена налога есть прекращение взимания налога на основании принятия соответствующего нормативного акта. В законодательстве регламентируется несколько оснований, влекущих отмену налога:

· прямое указание в нормативном акте об отмене действия того или иного налогового закона;

· истечение срока действия нормативного акта, которым был введен тот или иной налог;

· проведение налоговой реформы. Налоговая реформа представляет собой принципиальное и качественное изменение действующей налоговой системы. В качестве особого способа прекращения взимания налога можно назвать признание нормативного акта, установившего налог, неконституционным и, как следствие, утратившим силу.

Налоговая система России – основной источник пополнения бюджета. Роль налогов нельзя переоценить, сборы способствуют пополнению региональных бюджетов. Налог субъекта РФ обязателен к уплате. Если раньше от него были освобождены индивидуальные предприниматели, работающие по «упрощенке», то сейчас региональный налог должны платить все. Ставку определяет субъект РФ, но она не должна превышать лимиты, указанные в Налоговом кодексе. В список региональных налогов входят:

  • Налог на имущество организаций;
  • Транспортный налог;
  • Налогообложение игорного бизнеса.

Каждый вид регионального налога требует детального рассмотрения, так как имеет ряд нюансов по расчету и начислению ставок. В этой статье мы рассмотрим подробнее эти виды региональных налогов.

Экономическое значение регионального налога

Налогообложение России представляет собой, по сути, трёхслойную структуру и состоит из налогов следующих уровней — федеральный, региональный и местный. Уровни взаимосвязаны и не могут функционировать изолированно. Налоговые ставки, сборы регулируются на основании Налогового Кодекса РФ и имеют отношение к федеральному законодательству.

Региональное налогообложение способствует пополнению бюджета, средства которого распределяются на функционирование субъекта РФ и поддержание экономической стабильности регионов, благоприятного климата для развития большого и малого бизнеса.

Региональные налоги необходимы для:

  • налаживания и развития производства;
  • развития социальной сферы региона;
  • удовлетворения потребностей и нужд населения;
  • повышения качества жизни жителей;
  • роста занятости населения.

Продуманная налоговая политика в регионе, низкие ставки и льготы способствуют привлечению инвесторов, а также предпринимателей. Благоприятный климат для развития бизнеса – это постоянный источник пополнения регионального бюджета.

Налог на имущество организаций

Согласно статье 373 НК организации обязаны производить налоговые выплаты на все учетное движимое, а также недвижимое имущество, которое числится как основное средство и состоит на балансе компании.

Субъект РФ или регион регулирует:

  • Ставки (размер налога).
  • Предоставляет льготы.
  • Устанавливает отчетные периоды и сроки уплаты налогов согласно правилам НК, глава 30.

Если у организации на балансе числится имущество, но оно не зарегистрировано как основное средство, компания оплачивает налог. В противном случае – это уклонение от уплаты. Зарубежные организации, открывшие на территории России представительства, налог выплачивают. В случае если у них нет постоянных представительств, но в собственности имеется имущество, выплаты производятся согласно правилам и требованиям НК.

Если компания имеет имущество, которое было передано на основании государственно-частного партнерства, налог будет выплачиваться на общих основаниях. То же самое касается имущества, переданного частному сектору во временное пользование. Что касается имущества, приобретенного в лизинг, налог начисляется тем, у кого оно числится на балансе.

ВАЖНО: Предприниматели, работающие в режиме УСН или ЕНВД, не освобождаются от уплаты налога. Если у бизнесмена нет какого-либо имущества, налог не начисляется.

Кто освобождается от уплаты

Согласно статье 373 НК от налога на имущество полностью освобождаются организации, занимающиеся подготовкой чемпионата мира по футболу в 2018 году. Также от выплат освобождены:

  • национальные футбольные ассоциации;
  • комитет «Россия 2018» и его дочерние организации;
  • федерация FIFA и ее дочерние организации.

Полный перечень «объектов», которые не облагаются налогом, перечислены в статье 374 НК.

На региональном уровне от уплаты налога могут освобождаться некоторые организации, которые занимаются:

  • религиозной деятельностью;
  • уголовно-исполнительной;
  • адвокатской и юридической деятельностью.

Эти организации могут либо полностью освобождаться от выплат, либо уплачивать налог, но по минимальной ставке. Это положение регулируется субъектами РФ, на региональном уровне. То есть в этом случае начинает работать льготное положение Налогового кодекса.

Расчет и ставки

Отчетность производится согласно постановлениям субъектов РФ – за календарный год до 30 марта, ежеквартально по авансовым платежам. Периодичность отчетов зависит и от налогового режима, по которому работает предприятие. Например, предприниматель, работающий по УСН, производит авансовые платежи. В них он включает и налог на имущество, если региональный закон обязывает его уплату. Но, как правило, индивидуальные предприниматели на «упрощенке» освобождаются от него. Этот нюанс необходимо уточнять в местных налоговых органах.

В случае уплаты в несколько приемов, ежеквартально, в конце года сдается декларация за вычетом уже произведенных выплат. Расчет налога осуществляется по формуле:

НБ * С – Ав = НИ

Налоговая база * ставка – платежи по кварталам (авансовые) = размер налога, подлежащий к оплате

Прежде чем подсчитать сумму выплат по налогу, необходимо уточнить в местном налоговом органе по какой системе рассчитывается этот налог – по кадастровой стоимости или среднегодовой остаточной. Последняя рассчитывается по формуле:

(ОСИм + ОСИг) / КМ = ОСС

(Остаточная стоимость имущества (на месяц) + остаточная стоимость (на год)) / сумму месяцев владения = остаточная среднегодовая стоимость

Все больше регионов переходят на расчет по кадастровой стоимости. Облагаемое имущество, по которому производится этот расчет, вносится в специальный список. Если предприниматель не находит свое предприятие в этом перечне, то налог рассчитывается по среднегодовой стоимости имущества.

ВАЖНО: Ставки варьируются по регионам. Но не превышают показатель 2,2% и 2%, если расчет идет по кадастровой стоимости. Согласно НК нулевая ставка имеет отношение только к объектам магистральных газопроводов, газодобычи, производству или хранению гелия. Это положение имеет силу в отношении организаций, которые выполняют определенные требования, указанные в НК.

Субъект РФ может изменять размер ставки, вводить льготы или освобождать от выплат. Уточняйте ставку и перечень льгот в местном налоговом органе или на его официальном сайте.

Транспортный налог

Зарегистрированное транспортное средство в обязательном порядке облагается специальным налогом. Он относится к региональному налогообложению. Субъект РФ регулирует ставку, льготы, сроки по выплатам налога на транспорт. К уплате налога подлежат:

  • самоходные машины, механизмы на колесном или гусеничном ходу – автомобили, мотоциклы, автобусы и другие машины.
  • воздушные и водные транспортные средства.

В отношении этого налога предусматриваются различные льготы. Некоторые физические лица могут быть освобождены от выплат.

Кто освобождается от уплаты

Налогообложению не подлежат транспортные средства, превышающие максимально разрешенную массу – 12 тонн. Машина должна быть зарегистрирована и внесена в государственный реестр транспорта. В этом случае владелец оплачивает налог на вред, наносимый федеральным дорогам. При соблюдении требований, регистрация и выплата, владелец освобождается от уплаты транспортного налога (ст. 361.1).

Согласно статье 358 НК весельные лодки или мотолодки, где мощность двигателя не превышает 5 л. с. не облагаются налогом. К таким средствам передвижения относятся:

  • Автомобили мощностью до 100 л. с. Имеются в виду транспортные средства для инвалидов. Автомобиль должен быть зарегистрирован и передан инвалиду в пользование согласно установленному порядку и правилам.
  • Промысловые суда как морские, так и речные.
  • Транспортные средства, используемые в сельскохозяйственных работах.
  • Транспортные средства, используемые для перевозки грузов и пассажиров.

Полный перечень транспорта, который не подлежит налогообложению, представлен в статье 358 НК.

Расчет и ставки

Ставка для транспортного средства варьируется по регионам и устанавливается субъектом России. В столице страны, например, для автомобиля мощностью 150 л. с. действует ставка в 35 рублей. В регионах она значительно ниже. Размер ставки определяет уровень жизни граждан в регионе, загруженность дорог, количество зарегистрированных автомобилей. В отдельно взятом регионе могут действовать специальные льготы, которые предоставляются особой категории граждан:

  • инвалиды;
  • ветераны;
  • герои РФ, Союза;

Льготы предусматриваются в отношении транспортного средства мощностью менее 70 л. с., но этот нюанс нужно проверять в местном отделении ГИБДД. Такой автомобиль может вообще не облагаться налогом в силу региональных законов. Рассчитать налог на транспорт просто. Делается это по формуле:

НС * КЛС = РН

Налоговая ставка * количество л. с. = размер налога к оплате

Так рассчитывается сумма налога за календарный год. Он должен быть уплачен до 1 декабря. Организации, на балансе которых числится транспортное средство, отчитываются по налогу ежеквартально + отчет за календарный год. Если автомобиль снят с учета или приобретен в середине отчетного года, необходимо количество месяцев владения средством разделить на 12.

Например, автомобиль находится во владении только 4 месяца. Эти месяцы делятся на 12 месяцев. Расчет будет по следующей формуле:

НС (налоговая ставка) * КЛС (л. с.) * 0,3 (4 / 12)

На размер ставки влияют такие факторы как мощность двигателя, время эксплуатации, категория транспортного средства. Полную информацию, касающуюся транспортного налога можно найти в главе 28 НК.

Налог на игорный бизнес

Этот вид налога имеет отношение к предпринимателям, осуществляющим игорную деятельность. К объектам, на которые накладывается налог, относят игровой стол, игровые автоматы, тотализаторы, букмекерские конторы и пункты приема ставок. Подробный перечень представлен в статье 366 НК.

Кто освобождается от уплаты

Игорная деятельность и объекты, на которые устанавливается ставка, не предусматривают какие-либо льготы. Владелец игрового оборудования, даже если это пенсионер с группой инвалидности, обязан выплачивать налог. В конкретном регионе ставка по выплатам может быть минимальной, но не ниже той, что оговаривается в Налоговом кодексе. Если в регионе не установлены определенные ставки на игорный бизнес, значит, налог уплачивается по минимальным ставкам.

Отчетность и ставки

Предприниматель обязан отчитываться по налогу за ведение игорной деятельности каждый месяц. Причем при установке автомата или другого игорного оборудования бизнесмен обязан уведомить и зарегистрировать оборудование в налоговом органе за два дня до установки. Лимиты по ставкам указаны в статье 369 гл. 29 НК. Субъекты РФ варьируют ставки в пределах, указанных в НК. Так, например, на игровой стол лимит составляет от 25 000 тыс. рублей до 125 000 тыс. рублей.

Расчет налога по игровым столам имеет некоторые нюансы. Например, если установлено два игровых стола, один из которых имеет 3 игровых поля, то расчет будет выглядеть так:

(1 * 1 + 1 * 3) * ставку = размер налога на столы

Ставка определяется субъектом РФ и варьируется в пределах, которые регламентированы в НК. Ставки изменяются по регионам. Узнавайте их размер в месте регистрации и установки игрового оборудования.

Изменения в региональных налогах

На многих интернет ресурсах публикуется информация об отмене или изменениях относительно транспортного налога. В налоговый кодекс внесены некоторые поправки в статьи по региональным налогам, но они никак не отразятся на размерах ставок и сроках выплат налогов. Что касается транспортного налога, его не отменяют, ставки пока остаются без изменений, если только их не внесли на региональном уровне. В остальном налогоплательщики должны ориентироваться по правилам и статьям НК, а не полагаться на слухи в сети интернет.

Изменений в отношении выплат на игорный бизнес в новом году нет. Ставки не изменены, условия и прочие требования остались прежними.

Уплата региональных налогов – обязательная выплата, уклонение от которой влечет за собой начисление пеней и штрафов для организаций. Размер ставок по региональным налогам необходимо уточнять в местных налоговых органах. О льготах по транспортному налогу можно осведомиться в местном отделении ГИБДД.

Региональные налоги - это сборы и налоговые отчисления, которые пополняют региональный бюджет. В зависимости от того, в казну какого уровня зачисляются средства, все налоговые сборы разделены на три группы: местные, региональные и федеральные. В статье расскажем, какие налоги относятся к региональным налогам.

Общая характеристика региональных налогов

Ключевым признаком, который характеризует данную группу налогообложения, является уровень бюджета. Иными словами, к региональным налогам и сборам относятся все бюджетные платежи, которые зачисляются напрямую в казну субъекта РФ (области, автономного округа, города федерального значения).

То есть региональные налоги и сборы являются основной доходной частью бюджета региона. Данные поступления перенаправляются на реализацию социально-значимых программ и мероприятий. Также некоторая часть от поступивших средств может быть перенаправлена в казну муниципального образования в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Важно отметить, что все региональные налоги устанавливаются на федеральном уровне, а вот особенности их применения детализируются законодателями субъекта РФ. Объясним простыми словами. Налоговые обязательства всех уровней закреплены в НК РФ . То есть общие правила применения налогообложения обозначены на федеральном уровне. Например, максимальные ставки, порядок исчисления, правила применения вычетов и льгот утверждает Правительство РФ. А вот категории налогоплательщиков, привилегии и льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются на уровне конкретного субъекта России. Например, правительство области может ввести дополнительные льготы по отдельным сборам, ввести освобождения от уплаты для некоторых категорий налогоплательщиков, снизить или увеличить налоговую ставку в несколько раз.

Региональные налоги: перечень 2020

Как мы отметили выше, к региональным налогам относятся обязательства, зачисляемые напрямую в бюджет субъекта России. К таким обязательствам относят всего три сбора. Итак, региональным налогом являются платежи налогоплательщиков за:

  1. Транспорт.
  2. Имущество.
  3. Игорный бизнес.

Ключевые правила применения этих региональных налогов в РФ устанавливаются депутатами субъектов. Следовательно, нормы, определенные для одного региона, могут существенно отличаться от правил, закрепленных для другого региона. Рассмотрим особенности каждого обязательства из списка региональных налогов.

Транспортный налог в региональный бюджет

К налогоплательщикам данного обязательства законодатели отнесли всех собственников автотранспортных средств. То есть юридические и физические лица, владеющие транспортом, должны платить деньги в бюджет.

Объектом обложения являются не только автомобили, но и воздушные, водные и иные виды самоходного транспорта. Отметим, что размер транспортного регионального налога в Российской Федерации зависит от мощности транспортного средства. Также на размер платежа влияет год выпуска авто, его стоимость и период времени в собственности.

Однако это только общие правила, закрепленные в главе 28 НК РФ . Депутаты регионов вправе утвердить льготы, освобождения и послабления для налогоплательщиков. Например, в Самарской области для пенсионеров предусмотрено снижение налоговой ставки до 50 %, а в Волгоградской области пожилые владельцы транспортных средств платят только 20 % от действующих ставок. Примечательно, что такая льгота для Москвы полностью отменена.

Налоговый период равен календарному году. Но если чиновники субъекта установили отчетные периоды, то транспортные региональные налоги обязательны к уплате в виде авансовых платежей. Например, один раз в квартал.

Налогообложение имущества организаций

Один из элементов региональных налогов — это имущественный сбор, который исчисляют и уплачивают экономические субъекты, а именно юридические лица. Объектом обложения является имущество, которое находится в собственности компании. Причем сбор исчисляется не только с недвижимых активов (зданий, строений, сооружений), но и с движимого имущества (станки, оборудование, основные средства).

Максимальная налоговая ставка за имущество компаний равна 2,2 %. Однако при установлении региональных налогов законодательными органами чиновники некоторых регионов утверждают более низкие значения. Также законодатели предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков.

Периодичность предоставления отчетности, как и сроки уплаты авансовых платежей и окончательного расчета, каждый регион устанавливает самостоятельно. То есть для имущественного сбора в одном регионе могут быть предусмотрены ежеквартальные перечисления в казну и сдача расчетов в ФНС. А в другом субъекте организации рассчитываются с бюджетом один раз в год, и декларацию сдают в ФНС ежегодно.

Общие положения, единые для применения на территории всего нашего государства, закреплены в 30 главе НК РФ . О том, как узнать нормы и правила для конкретного региона, мы расскажем в конце статьи.

Обременение игорного бизнеса

Если компания ведет игорную деятельность, то у нее возникают обязательства перед бюджетом по уплате сбора на игорный бизнес. Объектами обложения признаются:

  1. Игровое оборудование, а также автоматы и игровые столы, специализированные для осуществления игровой деятельности.
  2. Тотализаторы, букмекерские конторы, процессинговые центры тотализаторов с букмекерскими конторами.
  3. Пункт приема игровых ставок.

Так как региональными признаются налоги и сборы, а также прочие платежи, зачисляемые в казну субъекта, то и особенности налогообложения устанавливаются на уровне данного региона. Однако есть общие правила, которые распространяются на всю страну. Так, например, на процедуру регистрации объекта налогообложения в ИФНС отведено всего два рабочих дня. Причем дни исчисляют до момента установки игрового оборудования или открытия точки (букмекерской конторы или пункта приема ставок). Аналогичный срок для оповещения Федеральной инспекции установлен при любом изменении количества объектов.

Для данного обязательства устанавливаются фиксированные ставки, причем градация предусмотрена по видам объектов налогообложения. Минимальные и максимальные значения закреплены в 369 статье НК РФ . Отметим, что если регион не установил конкретное значение для ставки, то налогоплательщики должны применять минимальные значения.

Как узнать порядок и правила налогообложения

Уточнить нормы обложения, которые закреплены для конкретного региона, можно в территориальном отделении ФНС. Также получить информацию можно через Интернет. Специальной портал , разработанный налоговиками, позволяет бесплатно и без регистрации определить ключевой порядок налогообложения. Однако интернет-портал не предоставляет информацию о сборе на игорный бизнес.

Чтобы получить сведения, перейдите по ссылке, которая размещена выше. Выберите вид налогового обязательства, а также определите налоговый период, за который необходимо получить информацию. Затем из предложенного списка нужно выбрать интересующий вас регион. Нажимаем кнопку «Найти».

Система формирует сведения на основании нормативно-правовых актов, которые были приняты правительствами регионов России, в части регулирования налогообложения.

Введение……………………………………………………………………….

1. Понятие региональных и местных налогов……………………………….

2. Полномочия органов власти в сфере региональных и местных

налогов………………………………………………………………………

3. Особенности применения ставок и льгот………………………………...

Заключение…………………………………………………………………….

Список используемой литературы……………………………………………

Введение

Система налогов и сборов Российской Федерации - это совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством. Система налогов и сборов РФ состоит из трех видов налогов и сборов:

Федеральных налогов и сборов;

Региональных налогов и сборов;

Местных налогов и сборов.

Основное отличие этих видов налогов и сборов заключается не в бюджетах, в которые они зачисляются, а в том, на какой территории они вводятся и взимаются. Перечень федеральных, региональных и местных налогов содержится в статьях 13, 14 и 15 части первой НК РФ.

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. В связи с отменой большинства региональных и местных налогов, актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании региональных и местных бюджетов, по причине того, что доля региональных и местных налогов слишком мала, для самостоятельного функционирования регионов на эти средства.

Объектом контрольной работывыступают местные и региональные налоги.

Цель работы состоит в том, чтобы: показать особенности установления и введения в действие региональных и местных налогов, дать общую характеристику региональных и местных налогов, определить порядок их установления и введения в действие. А также изучить полномочия соответствующих органов власти в сфере региональных и местных налогов, элементы региональных и местных налогов, особенности применения ставок и льгот.

Понятие региональных и местных налогов

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.


Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются: доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; передача имущества; добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Региональные налоги и сборы наиболее подвержены динамике, поскольку зависят от нормативно-правовых актов принятых органами власти субъектов Российской Федерации. Возможность регионам самостоятельно устанавливать ставки и производить их дифференциацию по данным налогам, вводить льготы, регулировать порядок уплаты авансовых платежей играет значительную роль при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, становление инвестиционной привлекательности региона и его экономического развития. Региональные налоги являются одним из источников формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации. Это осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, как основным законом страны, в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о налогах и иными законодательными актами. Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют региональное имущество, средства регионального бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права субъекта. В Бюджетном кодексе Российской Федерации четко определен перечень налогов и их доля отчислений в региональные бюджеты.

К региональным налогам относятся

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Рассмотрим основные моменты каждого из региональных налогов более подробно.

Транспортный налог является одним из региональных налогов и устанавливается НК и законами субъектов Российской Федерации «О транспортном налоге». Законодательные органы каждого региона РФ самостоятельно определяют ставку транспортного налога в пределах, установленных НК, а также устанавливают порядок и сроки его уплаты. Налоговые ставки, указанные в разделе «Региональные налоги» Налогового Кодекса к статье главы 28 «Транспортный налог» могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК. Объектом налогообложения транспортного налога признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При установлении налога на имущество организаций субъекты РФ могут предусматривать налоговые льготы и основания для их применения налогоплательщиками. Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК. В целях настоящей главы иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета. Налоговая база данного регионального налога определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Налоговым периодом признается календарный год. Перечень организаций, освобожденных от налогообложения достаточно широк. С ним можно ознакомиться в любом региональном законе.

Налог на игорный бизнес. Налогоплательщиками этого регионального налога признаются организации или индивидуальные предприниматели, которые ведут предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектами налогообложения являются: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы. Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика. Налоговым периодом по налогу на игорный бизнес признается календарный месяц.

Перечень и нормативы отчислений в региональные бюджеты могут изменяться на федеральном уровне в зависимости от проводимой экономической и налоговой политики государства, от ее целей и методов. При рассмотрении норм законодательства, необходимо отметить, что имеющее основополагающее значение для всех отраслей законодательства и правовых институтов, налоговых отношений имеет конституционное законодательство. В статье 57 Конституции Российской Федерации содержится положение, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта норма является исходной для формирования принципов и механизмов нормативно-правового регулирования налоговых отношений. Основным документом устанавливающим и регулирующим налоговую систему России, налогообложение, методику исчисления налогов является Налоговый кодекс.

Характерными особенностями местного налогообложения являются:

Многообразие налоговых платежей.

Преобладание в местном налогообложении прямых налогов.

Отсутствие ограничений при обложении местными налогами.

Плательщиками местных налогов и сборов выступают одновременно и юридические и физические лица.

Невысокая доля поступлений от местных налогов и сборов в местные бюджеты.

Земельный налог обеспечивает стабильное поступление средств в местные бюджеты. Плательщиком земельного налога и арендной платы является предприятие и граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогами площади. Если земельный участок находится в пользовании нескольких юридических лиц, то по каждой части налог исчисляется отдельно.

Налог на имущество граждан включает плату за строения, помещения, сооружения и транспортные средства физических лиц, налог на строения, помещения и сооружения уплачивается гражданами по ставке от их инвентаризационной стоимости, а налог на транспортные средства взимается в зависимости от мощности мотора на основании сведений, предоставляемых в налоговые органы организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли. Периодом обложения сбором признается квартал. Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор.

Налоги в РФ делятся на несколько типов. Каждый из них важен для выстраивания эффективной бюджетной системы. Какова специфика региональных налогов? Какого типа сборы их формируют? Насколько значимы региональные налоги с точки зрения устойчивости бюджетной системы РФ?

Классификация налогов и сборов в РФ

Законодательством России установлены федеральные, региональные и местные налоги. К первым относятся те, что обязательны к уплате на всей территории РФ, если иные нормы не содержатся в регулирующих правовых актах. Региональные налоги уплачиваются в конкретных субъектах федерации. Вводятся они НК РФ, а также законами в регионах.

В процессе установления региональных налогов законодательные структуры власти в субъектах РФ определяют ставки, а также порядок взимания сборов — но при условии, что они не установлены на уровне положений Налогового Кодекса. В числе полномочий региональных органов власти — установление различного типа льгот для налогоплательщиков, определение оснований для них и механизмов применения на практике.

Местные налоги устанавливаются и отменяются НК РФ, а также нормативными актами муниципалитетов. Они обязательны к уплате на территории городов, районов и иных типов муниципальных образований, если федеральным законодательством не предусмотрены альтернативные сценарии.

Федеральные, региональные и местные налоги вводятся в действие и аннулируются НК РФ. Какие-либо сборы, которые не предусмотрены Кодексом, не могут быть установлены на территории России. Федеральное законодательство России может предполагать внедрение специальных режимов налогообложения.

Специфика региональных налогов

Какие типы сборов формируют региональные налоги? В соответствии с 14-й статьей НК РФ, к таковым относятся: налог на имущество предприятий, на игорный бизнес, а также транспортные сборы. Таким образом, региональных налогов российское законодательство устанавливает совсем немного.

Для сравнения, к федеральным налогам относится: НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль предприятий, на добычу полезных ископаемых, государственные пошлины, водный налог, а также сборы за пользование объектами, которые относятся к животному миру.

Изучим указанные нами региональные налоги подробнее.

Налог на имущество предприятий

Объект налогообложения в рамках данного сбора — любое имущество, которое учитывается на балансе предприятия как объект основных средств. Это также могут быть активы, которые переданы компании во временное распоряжение или, например, доверительное управление. Соответствующего типа налог на имущество — региональный налог, поэтому его уплачивают предприятия, зарегистрированные в конкретном субъекте федерации.

Необходимые выплаты фирма должна производить в бюджет, соответствующий ее местонахождению. Что касается иностранных предприятий, то они должны уплачивать сбор и авансовые платежи в территориальной привязке относительно постановки своих представительств на налоговый учет.

Срок уплаты имущественного сбора предприятиями определяется законодательными актами на уровне субъектов РФ. При этом предприятия должны своевременно вносить необходимые авансовые платежи, если, конечно, в региональных правовых актах нет иных положений.

Налог на игорный бизнес

Под игорным бизнесом в законодательстве РФ принято понимать активности, которые направлены на получение доходов от различных видов азартных игр, а также пари. Сюда входит организация работы казино, залов игровых автоматов, прием ставок на результаты спортивных соревнований.

В 2009 году в законодательстве РФ появились нормы, по которым азартные игры стало возможно проводить только на территории специальных игорных зон, а именно в Алтайском и Краснодарском краях, Приморье, а также в Калининградской области. Резиденты этих субъектов РФ стали в полной мере платить соответствующие региональные налоги. 2014-й год характеризовался достаточно высокой активностью законодателей в некоторых сферах налоговой политики, однако в аспекте изменения структуры региональных сборов существенных нововведений власти не установили.

Уплачивается налог на игорный бизнес до 20 числа месяца, который следует за установленным налоговым периодом. Также предприятию необходимо предоставлять декларации по данному виду сбора. В данных документах, как и в иных, что относятся к подобному типу, должны быть отражены показатели по налоговому периоду.

Транспортный налог

Транспортный налог должны платить граждане и организации, которые распоряжаются соответствующего типа имуществом в порядке частной собственности. Если речь идет об уплате сбора предприятиями, то исчисление сумм налога фирмы должны осуществлять самостоятельно. Касательно обязательств физлиц — соответствующего типа налог исчисляет ФНС. Предприятия должны вносить авансовые платежи по транспортному налогу в рамках периодов, установленных законодательством. Срок уплаты соответствующего сбора устанавливают региональные власти. Вноситься платежи должны в бюджет по месту функционирования транспортных средств.

Нормативное регулирование сборов в регионах

Какими законодательными актами регулируются региональные налоги и сборы? Как мы отметили выше, полномочиями, связанными с взиманиями соответствующих платежей, могут обладать власти субъектов РФ.

Но их активности могут быть ограничены критериями, которые прописаны в Налоговом Кодексе. Другой источник права, имеющий отношение к налоговой политике в регионах — это Бюджетный Кодекс.

Налоги остаются в регионах?

Региональные налоги, как мы отметили выше, в России представлены в небольшом количестве. Однако в распоряжении финансовых структур на уровне государственных органов субъектов федерации могут быть денежные средства, значительно превышающие объем сборов, установленных законодательством. Как это возможно?

Дело в том, что в ряде законодательных источников федерального уровня — Налоговом, Бюджетном Кодексах — содержатся положения, в соответствии с которыми налоги в региональный бюджет могут поступать не только за счет поступлений от предприятий, заплативших сбор за имущество, от игорных бизнесов и от субъектов уплаты транспортных сборов. Так, в 284-й статье НК РФ содержатся положения, в соответствии с которыми сумма налога на прибыль, которая исчисляется в соответствии со ставкой в 18%, должна зачисляться именно в бюджет субъекта. Иные нормативы подобных отчислений отражены в БК РФ. Рассмотрим их.

Нормативы отчислений в региональный бюджет

Некоторые положения Бюджетного Кодекса фактически дублируются рядом формулировок НК РФ. Так, в Налоговом Кодексе сказано, что к региональным налогам относятся сбор на имущество предприятий, на игорный бизнес и транспортный сбор. В Бюджетном Кодексе указано, что суммы, которые ФНС взимает по соответствующим основаниям, должны на 100% перечисляться в региональный бюджет — фактически то же самое, но в иных формулировках.

Также в распоряжение финансовых структур на уровне органов власти в субъектах федерации попадают суммы, которые исчислены на основе ряда федеральных сборов. Так, например, 70% от НДФЛ, уплаченного резидентами субъекта, должно оставаться в региональном бюджете. Что касается налогов на доходы физлиц, которые уплачены иностранцами за пользование патентом — это тоже федеральный сбор — то они на 100% попадают в казну субъекта РФ.

Норматив в 50% установлен в отношении отчислений по акцизам — на спирт и продукцию, которая его содержит. Касательно сельскохозяйственного налога, в региональный бюджет попадает 30% от сумм, уплаченных резидентами субъекта. Полностью попадает в распоряжение региональных финансовых структур власти сумма государственной пошлины. Налог на добычу полезных ископаемых на 60% остается в регионах.

Специфика местных налогов

Региональные и местные налоги, в соответствии с нормами законодательства, разграничены. Однако в правовых актах предусмотрены механизмы, предполагающие некоторую корреляцию процедур, отражающих сбор и зачисление соответствующих финансовых потоков в бюджеты различных уровней.

С одной стороны, местных налогов в РФ только два: это земельный сбор, а также налог на имущество физлиц. С другой, бюджеты муниципалитетов могут пополняться не только за счет взимания платежей по указанным основаниям с плательщиков, но также и за счет большого количества иных оснований. Вполне возможен сценарий, при котором региональные и местные налоги при формальном их разграничении фактически будут попадать в бюджет одного и того же уровня. Рассмотрим данную специфику подробнее.

Отчисления региональных налогов в местные бюджеты

Для начала полезно обратить внимание на 58-ю статью БК РФ. В ней сказано, что субъекты РФ обладают полномочиями по внедрению нормативов финансовых отчислений от федеральных и региональных сборов в пользу местных бюджетов. При этом активности властей субъектов могут касаться всех типов муниципальных образований: городских, сельских поселений, районов, городских округов и т. д.

Подробно рассказывается о том, каким образом региональные налоги и сборы должны попадать в местный бюджет, в 8-й и 9-й Главах БК РФ. Возможен также сценарий, при котором финансовые средства, формируемые на уровне местных бюджетов, будут, наоборот, переданы в вышестоящие финансовые системы. Однако он рассматривается многими экспертами как перспективный. Его практическая реализация зависит от того, как будет развиваться система муниципальной власти в РФ, насколько города и районы окажутся готовыми к тому, чтобы стать источниками финансовых потоков в системы распределения денежных ресурсов на вышестоящих уровнях.

Единство бюджетной системы

Местные бюджеты, как и региональные, также получают значительные отчисления в рамках установленных нормативов от платежей по федеральным сборам. И в этом — один из признаков единства российской государственной системы управления денежными потоками. Выстраивается трехуровневая модель взаимодействия разных бюджетов. Платежи, относящиеся к местным, полностью остаются в муниципалитетах. Те налоги, которые классифицируются как федеральные и региональные, также могут быть в значительной степени возвращены в бюджет города или района. В свою очередь, сборы, которые взимаются в соответствии с компетенциями органов власти субъектов РФ, полностью перечисляются на уровень регионального бюджета. Финансовая система региона может дополняться за счет отчислений из платежей по федеральным налогам, а в перспективе — и по местным сборам.

Насколько значимы региональные налоги?

Многие субъекты РФ рассчитывают, прежде всего, на финансовые потоки, формируемые за счет федеральных сборов, а в ряде случаев — и на дотации. Региональные налоги РФ занимают значимую, но относительно небольшую долю в бюджетных поступлениях. Однако с учетом глубокой взаимной интеграции бюджетных систем разных уровней в фактическом распоряжении региона могут быть значительные объемы финансовых средств.

К региональным налогам относятся всего три типа сборов. Но в законодательстве РФ закреплен принцип единства бюджетной системы. То есть на данном этапе развития экономики России федеральные и региональные налоги имеют столь несхожую пропорцию в большей степени для того, чтобы политический центр имел возможность аккумулировать финансовые потоки и обеспечивать сбалансированное развитие бюджетов всех уровней — в том числе и за счет дотаций. Экономические возможности разных субъектов РФ иногда совершенно несопоставимы. И потому те субъекты, которые более платежеспособны, направляют финансовую ликвидность в бюджет посредством федеральных налогов, на основании которых могут формироваться дотации и иные методы поддержки экономически отстающих субъектов и муниципалитетов.

Роль региональных сборов — в обеспечении должного уровня устойчивости бюджетной системы России. На данном этапе экономического развития РФ она очень значима, несмотря на то что соответствующие платежи имеют не самую заметную долю в бюджетных доходах. Но вполне возможно, что законодатель постепенно будет модернизировать подходы к организации налоговой политики, и тогда региональные сборы приобретут заметно больший вес в аспекте формирования денежных потоков на уровне субъектов федерации. И тогда их роль будет еще более значимой.