Способы принятия экономических решений в командной экономике. Методы и принципы принятия решений в экономике

Мотивация

В повседневной жизни мы постоянно принимаем различные решения, не задумываясь над тем, почему некоторые из них оказы­ ваются удачными, а другие - неудачными. Небольшое размышле­ ние показывает, что в случае удачных решений правильно постав­ лена цель, интуитивно верно оценена вероятность ее достижения, а все рассуждение опирается на логику здравого смысла. Не подле­ жит сомнению, что интуиция, житейский опыт и интуиция вполне достаточны для решения простейших задач практического характе­ ра в повседневной и даже управленческой деятельности, которые не требуют точного анализа и расчета. Однако при решении сложных задач управления в экономике и социальной жизни в настоящее время все меньше полагаются на опыт, интуицию и здравый смысл, а обращаются к точному анализу проблемы, расчету и построению математических моделей.

Такой подход к анализу принятия решений впервые бьm пред­

принят в рамках теории исследования операций, появившейся в пери­ од Второй мировой войны. В настоящее время исследование опера­ ций из узкой специальной теории, ориентированной на эффективное управление военными действиями, превратилось в общенаучное на­ правление исследований. Оно связанно с <<применением математиче­ ских количественных методов для обоснования решений во всех об­ ластях целенаправленной человеческой деятельности>>!.

Дальнейшее развитие эта теория получила после опубликования Дж. фон Нейманом и О. Моргенштерном в 1944 г. работы, посвя­ щенной теории игр и экономическому поведению 2. Эта теория дает рекомендации, как рационально действовать в условиях неопреде­ ленности в экономике, связанной с риском. Таким образом, на смену практическому опыту, здравому смыслу и интуиции приходит точный расчет всех возникающих возможностей, т.е. решений на основе построения математических моделей.

В таких моделях, во-первых, учитываются последствия прини­

маемых решений, или их полезность, во-вторых, определяется ве-

1 Вентцель Е. С. Исследование операций. -М., 1980. - С. 9.

2 Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. - М., 1970.


роятность их реализации в конкретных условиях, в-третьих, посред­ ством сравнения разных альтернатив по соответствующим парамет­ рам происходит выбор оптимального или же более предпочтитель­ ного решения. В зависимости от характера проблемы оптимальным будет считаться либо максимальное, либо минимальное значение целевой функции, хотя чаще всего приходится ограничиваться лучшими или предпочтительными ее значениями. В экономической сфере максимальное значение будет соответствовать, например, по­ лучению наивысшей прибьmи, достижению наибольшей выгоды от заключенной сделки и т.д.

Характерной чертой рассматриваемой модели является ее рацио­

налыюсть, так как предполагается, что субъект, принимающий решение, рассуждает и поступает разумно. Поэтому лицо, прини­

мающее окончательное решение (ЛПР), так же как и его консуль­ танты, представляют собой идеализированные, рационально дейст­ вующие субъекты, которые могут значительно отличаться от реаль­ но действующих людей. Далее, допускается, что как поставленные цели, так и рациональный выбор решения на протяжении всего процесса остаются неизменными. В конкретной действительности приходится считаться с влиянием разного рода случайных и не­ предвиденных событий, которые ограничивают сферу применения рациональных методов. И наконец, классическая модель выбора ориентирована на достижение оптимального решения. На практике же приходится довольствоваться предпочтительными или удовле­ творительными решениями.

Абстрактный характер рациональной модели состоит в том, что она отвлекается не только от характеристики конкретных субъектов, принимающих решения, но и от объективной оценки соотношения целей, которые преследует индивидуальный субъект или коллектив (группа, класс, сообщество). Например, целевая функция предпри­ нимателя по реализации определенного проекта может принести ему максимальную прибьmь, поэтому с его точки зрения может считаться рациональной, но окружающей среде она может нанести непоправимый вред. Необходимо также учитывать относительный характер самой рациональности, поскольку решение, считающееся рациональным на основе данной информации, может оказаться не­ достаточно рациональным при другой информации.

Важнейшее требование, которому должно удовлетворять любое

рациональное решение, заключается в том, чтобы все альтернативы выбора решения должны быть упорядочены соответствующим от­ ношением предпочтения, которое обладает свойствами определенно­

сти, сравнимости и транзитивности. Сравнимость означает, что из любых двух альтернатив одна из них должна быть предпочтительнее другой (в крайнем случае - безразличной или одинаковой с дру­ гой). Критерий транзитивности связан с требованием последова-


тельности альтернатив. Если, например, альтернатива А предпочти­ тельнее альтернативы В, а последняя предпочтительнее С, тогда альтернатива А будет также предпочтительнее С. Поскольку каждая альтернатива зависит от оценки ее последствий, которые принято называть полезностью, постольку необходимо в первую очередь оце­ нить параметры полезности.

Такая оценка непосредственно связана с теми целями, которые стремится осуществить субъект, и в идеале она должна соответство­ вать максимальной полезности его действий. Если целью субъекта является получение наибольшего дохода, или наивысшего эффекта от отдачи инвестиций, или быстрейшего внедрения новых мощно­ стей и т.п., тогда его функция полезности должна соответствовать максимальному значению целевой функции. Напротив, когда он стремится предотвратить потери или убытки в различных видах деятельности, тогда его целевая функция должна учитывать воз­ можные риски и их размеры, чтобы сделать их минимальными. Ос­ новываясь на этих предпосьmках, Неймаи и Моргенштерн в 1944 г. построили первую аксиоматическую теорию полезности. В качестве аксиом они выбрали утверждения, которые в целом согласуются с интуитивными Представлениями об оценке последствий решений. В каждой отрасли деятельности существуют свои специфические приемы и средства для оценки полезности исходов решений.

Другой аспект математической модели принятия решений свя­

зан с предсказанием вероятности реализации разных альтернатив выбора или решений. Оценка такой вероятности осуществляется в соответствии со статистической интерпретацией этого понятия.

Рациональная модель выбора предполагает, что принимающий

решение при всех условиях выбирает оптимальный, наилучший курс

действий. Однако такое предположение не учитывает тот факт, что в поведении людей присутствуют не только рациональные, но и нера­ циональные и даже иррациональные компоненты. Поэтому в модели принятия решений, выдвинутой Нобелевским лауреатом по эконо­ мике Г. Саймоном для <<административного человека>>, последний на основе известной информации выбирает не оптимальное, а лишь удовлетворительное решение.

В основе модели рационального выбора лежат определенные общие принципы, которые рассматриваются как исходные предпо­ сьmки для изучения экономической жизни. Эти принципы пред­ ставляют собой результат систематического обобщения и глубокого анализа длительной практики принятия решений как индивидами, так и фирмами и другими организациями, выступающими в качестве хозяйствующих субъектов. Именно они являются основными едини­ цами рыночной системы экономики. Некоторые из этих принципов покажутся очевидными, другие требуют пояснений и аргументации.


Как принимаютел конкретные экономические решения? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим основополагающие принципы экономической деятельности, связанные с ограниченностью ресур­ сов общества. Именно они заставляют людей делать выбор между различными благами.

Первый принцип заключается в том, что для получения одних благ людям приходится отказываться от других благ.

Если вы хотите приобрести свитер, то должны при недостатка денег отказаться от покупки ботинок. Государство, если существует

угроза его безопасности, должно выбрать <<пушки>> вместо <<масла>>. Здесь <<пушки>> символизируют использование значительного объема его ограниченных ресурсов на военные цели, а <<масло>> - направле­

ние большей их части на увеличение благосостояния граждан. При принятии экономических решений хозяйствующему субъекту необ­ ходимо в первую очередь учитывать свои реальные возможности, а затем определить, что ему действительно надо и только потом вы­ явить, какие материальные блага он желал бы иметь в своем распо­ ряжении. Отношение между возможным и необходимым служит, как известно, важнейшим стимулом человеческой деятельности вообще.

Переходя к обсуждению следующего принципа принятия реше­

ний, следует напомнить, что в первом принципе речь идет вообще об обмене материальными благами, т.е. от чего следует отказаться, чтобы получить другое благо. Но любое благо удовлетворяет опре­ деленную потребность и, следовательно, обладает потребительной ценностью однако оно может быть обменено на другое благо и по­ этому обладает меновой стоимостью. Эти соображения учитываются во втором принципе.

Второй принцип заключается в следующем: ценность блага опре­ деляется тем, что от него можно получить, а стоимость - что за

него следует отдать.

Потребительная ценность блага или товара как раз измеряется

его способностью удовлетворить какую-либо потребность - мате­ риальную или духовную - при его использовании. В этом случае

благо выступает в качестве средства для достижения некоторой це­ ли. В прежней литературе это понятие называлось потребительной стоимостью, что могло породить путаницу, поскольку последний термин характеризует индивидуальные потребности субъекта в по­ лучении благ, и часто даже не определяется количественно.

Меновая ценность блага характеризует отношение, или пропорцию, между данным благом и другими благами, которые за него можно получить за счет отказа от него.

Если обозначить данное благо через А, а другое благо, которые

можно получить за его счет, через В, тогда меновую ценность мож­ но выразить отношением тВ/пА, где т и п - соответствующие па­ раметры, обозначающие количества обмениваемых благ. Стоимость


блага как цели определяет то, что за него надо отдать или от чего приходится отказаться, чтобы получить его в свое распоряжение. В процессе обмена приходится, таким образом, делать выбор: отказы­ ваться от одного блага, чтобы получить другое благо. Поэтому, пе­ ред тем как принять решение о приобретении одного блага, необ­ ходимо сравнить издержки и выгоды другого блага. Такие издержки называют альтернативными, потому что они характеризуют именно издержки упущенных возможностей, т.е. как раз то, от чего прихо­ дится отказываться, чтобы получить желаемое благо. Поскольку чаще всего для этого используются деньги, то меновая стоимость выражается в деньгах.

В рамках всего общественного хозяйства к конечным благам экономисты относят все блага, которые не используются для про­ изводства других благ. Их общая совокупность выражается в поня­ тии валового внутреннего продукта (ВВП), который состоит из ко­ нечных благ, приобретаемых домашними хозяйствами (С) и прави­ тельством (G), а также благ, добавляемых в инвестиции фирм (J), сюда же относится чистый экспорт (NX), т.е. разница между экс­ портом и импортом. Если обозначить совокупность всех конечных благ страны через ВВП, тогда она может быть выражена формулой

ВВП = С + G + 1 + NХК.

Третий принцип состоит в том, что при принятии решений рацио­ нально действующие, или разумные, люди всегда сравнивают предельные величины своих выгод и издержек.

Рациональным в экономике считается решение или действие,

когда предельная полезность, или выгода, получаемая от использо­ вания дополнительной, предельной единицы потребления будет превышать пользу от применения предельной единицы ресурса. Следовательно, ресурсы будут использоваться для производства благ до тех пор, пока каждая дополнительная их единица будет прино­ сить большую пользу, чем обходятся издержки на их приобретение. Предельные выгоды или издержки представляют собой наименьшие величины, с которыми работают экономисты при принятии реше­ ний в конкретных обстоятельствах. Этой же практике должен сле­ довать каждый рационально действующий субъект.

При принятии решений люди, прежде всего, преследуют свои

интересы и поэтому стремятся удовлетворить свои потребности в настоящем. Однако они не забывают позаботиться также о будущем. Поэтому они не только потребляют существующие блага, но и стре­ мятся их сберечь на будущее и даже увеличить их количество.

Четвертый принцип постулирует, что люди должны заботиться о будущем.

Подобная забота проявляется, во-первых, в простом хранении благ для будущего их потребления или использования. Чем больше срок хранения блага, тем легче принять решение о возможности его


потребления и использования в будущем. К числу важнейших хра­ нимых благ относится основной капитал, т.е. машины, оборудова­ ние, здания и сооружения предприятия. Здесь главные усилия должны быть направлены на рациональное использование капитала и своевременное его обновление путем амортизационных отчисле­ ний. Сохраняемые блага могут быть использованы также в качестве ресурса для производства новых благ и нередко даже в большем ко­ личестве. К таким благам в первую очередь могут быть отнесены деньги и другие финансовые средства.

Пятый принципа заключается в том, что, заботясь о будущем, :лю­

ди учитывают его неопреде:ленность.

Поскольку будущее всегда неопределенно и неизвестно никому, то о нем можно строить лишь предположения различного характера. Наиболее важным теоретическим средством предсказания будущего являются вероятностные методы. Они основаны на статистической интерпретации событий прошлого и настоящего и вероятной оценке их реализации в будущем. На таком же предположении строятся все вероятностные прогнозы. При принятии экономических реше­ ний о будущем, хозяйствующие субъекты должны сравнивать свои вероятностные предположения с теми реальными результатами, ко­

торые возникали на самом деле. Такой анализ поможет им извлекать уроки из расхождения своих предположений с действительностью, а тем самым учиться на собственных ошибках.

Во-первых, вероятностные оценки будущего, в свою очередь, опираются на адаптивные ожидания, когда хозяйствующий субъект предполагает, что в будущем сохранятся те же особенности и тен­ денции развития, которые происходили в прошлом. Во-вторых, та­ кие оценки могут основываться на рациональных ожиданиях, когда субъект может в той или иной мере учесть следствия принимаемых им решений и их влияние на будущие события. Критический ана­ лиз таких следствий даст ему возможность вносить коррективы в принимаемые решения.

В практике экономической деятельности учет неопределенности будущих событий достигается путем создания страховых запасов, которые позволяют сократить или даже ликвидировать ущерб при неблагаприятном развитии событий. Этой же цели подчинена дея­ тельность многочисленных страховых компаний и обществ, которые берут на себя обязательство за счет страховых взносов выплачивать определенные суммы за понесенный ущерб застрахованным лицам, предприятиям и фирмам. Другим способом учета неопределенности является стремление избежать риска, когда вероятность возникнове­ ния неблагаприятного развития событий становится достаточно вы­ сокой. Такая тенденция ясно прослеживается при инвестировании капитала, когда иностранные компании отказываются от вложения его в экономику развивающихся стран. Третий способ учета неоп-


ределениости сводится к максималыюй экономии ресурсов и миними­ зации издержек, который обычно называют режимом экономии. Такая экономия дает возможность сохранить ресурсы для непредвидимых событий в будущем.

Шестой принцип предполагает, что "Люди отвечают за nоСJZедст­ вия своих решений.

Хотя этот принцип кажется вполне очевидным, но степень ответ­

ственности за принимаемые решения в различных социально­

экономических системах далеко не одинаков. В натуральном хозяй­ стве вся полнота ответственности за принятое решение ложится на отдельного хозяйствующего субъекта, поскольку именно он и его се­ мья обязаны успеху или неудаче решения. В крестьянской общине,

где основные решения принимаютел коллективно, за это расплачи­ ваются все члены общины. В плановом централизованном обществе все решения принимаютел <<наверху>>, а исполняют их <<внизу>>, причем никакой ответственности за решения, по сути дела, никто не несет.

В рыночной экономике и индивид, и кооператив, и фирма от­ вечают за принятое решение своим имуществом. Если, например,

хозяйствующий субъект получил ссуду на открытие своего дела, то при неудаче организации дела он рискует собственным имущест­ вом. Таким образом, рыночная экономика воспитывает ответствен­ ность за принимаемые решения и поэтому способствует рацио­ нальному выбору и тщательному учету всех их последствий.

Седьмой принцип предполагает, что "Люди реагируют на стиму"Лы, возникающие в связи с изменением ус"Ловий и обстояте"Льств, ск"Лады­ вающихся в экономике.

Всякий раз, когда изменяются экономические условия в обще­ стве, например, конъюнктура на рынке, повышаются налоги, растут издержки производства и т.п., рационально действующие субъекты реагируют на них принятнем новых решений. Например, при по­ вышении налогов растут цены на товары и соответственно снижа­ ется спрос на товары и деловая активность. Обычно хозяйствующие субъекты и рынок в целом чутко реагируют на изменения, возни­ кающие в рамках экономической системы.

При рассмотрении перечисленных принципов речь шла о при­ нятии решений отдельными хозяйствующими субъектами, будь то

индивид, предприятие или фирма. Однако в реальной экономиче­ ской жизни все они взаимодействуют друг с другом, и поэтому ча­

ще всего экономические решения принимаютел совместно, напри­ мер двумя людьми при купле и продаже, членами кооператива или собранием акционеров компании. Результатом такого взаимодейст­ вия и принятия решений служит обмен материальными благами и услугами между людьми, налаживание торговли.

Восьмой принцип раскрывает значение торгов"Ли для общества,

подчеркивает, что она оказывается взаимовыгодной для ее участников.


Необходимость обмена и торговли продуктами труда являются неизбежным результатом усиливающегося разделения труда. В древ­ нем аграрном обществе преобладало, как учит нас история, нату­ ральное хозяйство, в котором все необходимые жизненные блага производились и потреблялись замкнутыми домохозяйствами. Од­ нако постепенно люди осознавали необходимость обмена некото­ рых своих благ на другие, которые были у них в излишке или же не производились вообще. Уже первое крупное разделение труда в сельском хозяйстве на труд земледельческий и животноводческий дало существенный толчок к развитию обмена и торговли между скотоводческими и земледельческими племенами. Появление ремес­ ленников и концентрация их в первых городах ускорили процесс обмена и торговли между многочисленным сельским населением и городскими ремесленниками, которые не могли существовать без обмена производимых ими изделий на продукты сельского хозяйст­ ва. Появление ремесленных цехов и первых мануфактур привело в конечном счете к индустриальному производству и возникновению национальных рынков.

Рыночный обмен способствует процессу дальнейшего разделе­

ния труда, поскольку в результате этого отдельные производители начинают специализироваться на том, что они умеют делать лучше и экономнее, чем другие. То же самое следует сказать о предпри­ ятиях, фирмах и даже отдельных странах. В итоге выигрывают как производители, так и потребители.

Девятый приiЩип утверждает, что рынок служит важнейшим спо­

собом организации экономической деятельности.

На первый взгляд кажется, что при децентрализованном приня­

тии решений миллионами различных хозяйствующих субъектов, добивающихся разных целей, никакой порядок на рынке не может возникнуть. Но еще А Смит впервые ясно указал, что именно <<не­ видимая рука>> рынка способствует объединению усилий различных индивидов. Теперь мы знаем, что такой объединяющей силой вы­ ступает механизм цен, который информирует общество, какие то­ вары и услуги и в какой мере считаются ценными. А эта информа­ ция служит стимулом для использования наиболее экономных средств и факторов производства товаров предпринимателями. Це­ ны влияют также на распределение доходов. Благодаря этому рынок отдает ограниченные ресурсы общества тем, кто может эффективнее их использовать. Однако рынок не создан для того, чтобы справед­ ливо распределить полученное общественное богатство. Эту функ­ цию призвано осуществлять государство.

Десятый принцип указывает, что в определенных условиях государ­ ство может вмешиваться в рыночное регулирование и оказывать на него положительное влияние.


Это происходит тогда, когда рынок оказывается не в состоянии эффективно распределять имеющиеся ресурсы. Экономисты харак­ теризуют такую ситуацию как несостоятелыюсть, или провал рын­ ка. Подобное положение возникает при различных внешних эффек­ тах для рынка, когда действия одних людей оказывают негативное влияние на благополучие других людей. Так обстоит дело в случаях нарушения экологической безопасности предприятиями химиче­ ской, нефтяной, металлургической и других отраслей промышленно­ сти. Стремясь к получению высоких доходов, они часто не обращают внимания на строительство очистных сооружений и тем самым на­ носят вред природной среде и проживающим в ней людям. Рынок не может оказывать никакого воздействия на таких хозяйствующих субъектов. Государство же может заставить их выделить необходи­ мые средства для очистки промышленных отходов путем принятия законов о сохранении окружающей природной среды.

Другой случай несостоятельности рынка состоит в том, что он не может влиять на уровень цен на нем. Такие цены устанавлива­ ются спонтанно, или самопроизвольно, в результате взаимодейст­ вия многочисленных его участников. Способность некоторых хо­ зяйствующих субъектов устанавливать уровень цен на рынке харак­ теризуют как их власть над рынком. Сам рынок не обладает такой властью. Его задача состоит в том, чтобы осуществлять свободную конкуренцию на рынке, которая нарушается появлением на нем различных монопольных объединений. В целях создания свободной конкурентной среды государство принимает законы, ограничиваю­ щие власть монополий.

Третий случай несостоятельности рынка относится к социальной справедливости рыночного распределения. Как уже говорилось выше, функция рынка заключается в эффективном распределении ограни­ ченных ресурсов общества, а не в равном распределении полученных от них продуктов. Рынок отдает товар тому, кто в состоянии за него заплатить, а не тому, кто в нем больше всего нуждается. Обеспече­ ние социально справедливости в обществе относится к функции правительства, которое путем налогообложения и других мер соци­ альной защиты несколько выравнивает доходы населения и обеспе­ чивает помощь наименее обеспеченным его слоям.

Экономическая деятельность каждой страны слагается из работы многочисленных хозяйствующих субъектов, к которым относятся индивиды, предприятия, фирмы, компании и т.д. Поэтому реше­ ния, принимаемые ими, вместе с экономической политикой и кон­ кретными решениями правительства в конечном итоге определяют успехи и неудачи в достижении общего благосостояния и уровня жизни в стране.

Существует много попыток объяснения различия в уровне жиз­ ни в разных странах. Нередко это объясняют ссьmками на эконо-


мическую политику правительства, деятельность профсоюзов и са­ мих трудящихся в защиту своих прав, возросшей конкуренцией с другими странами, наличием полезных ископаемых и т.д. Не отри­ цая известной зависимости благосостояния страны и уровня ее жизни от этих и других причин, следует сказать, что определяющая экономическая причина состоит в проuзводителыюсти обществен­ ного труда.

Одиннадцатый принцип утверждает, что уровень жизни населе­ ния напрямую зависит от способности страны производить товары

и услуги.

Хорошо известно, что уровень жизни в разных странах далеко неодинаков и даже в одной стране он меняется на протяжении вре­ мени. Этот уровень зависит от дохода, приходящегося на человека, а последний, в свою очередь, определяется производительностью тру­ да, а именно количеством товаров и услуг, производимых в единицу времени. Следовательно, благосостояние страны зависит в конечном счете от производительности труда его самодеятельного населения.

Двенадцатый принцип утверждает, что цены растут, когда прави­ тельство печатает слишком много денег.

При выпуске лишних денег они обесцениваются и возникает

инфляция. Соответственно этому происходит рост цен и увеличение денежной массы в обращении. Такая инфляционная спираль со временем может все больше раскручиваться и оказывать крайне не­

гативное воздействие на все явления экономической жизни, как это показывает экономическая история многих стран, в том числе и нашей. Если причина возникновения инфляции настолько ясна, то почему же правительства встречаются с такими трудностями при ее ликвидации. Как известно, снижение темпов инфляции в кратко­ срочном периоде связано с увеличением безработицы, и потому здесь приходится выбирать между инфляцией и безработицей.


Из различных типов экономик в современном мире, пожалуй, самая популярная – рыночная экономика, которая является преимущественно капиталистической экономикой и смешанной экономикой, то есть представляет из себя смесь капитализма и социализма. На другом конце спектра лежит традиционная экономика – это тип экономики, который практически отсутствует в реальном мире в результате экономического роста и развития.

Объяснение традиционной экономики

В экономической теории , слаборазвитая экономика, где люди по-прежнему используют примитивные инструменты и прибегает к древним методам сбора урожая, называется традиционной экономикой. Одной из характерных особенностей этого типа экономики является исключительно низкий рост ВВП или даже полное отсутствие экономического роста. Поскольку такой режим во многом зависит от сельского хозяйства и смежных отраслей, его также называют натуральным хозяйством.

В то время как общепринятое определение традиционной экономики вращается вокруг зависимости от сельского хозяйства, социалистические экономисты считают, что такое определение можно считать полным, если добавить тот факт, что эти экономики имеют укоренившиеся социальные установки, так что социальные обычаи и убеждения имеют решающую роль в принятии экономических решений. Еще один определяющий фактор – преобладание бартерной системы.

В широком смысле этот термин чаще всего используется странами-членами развитых экономик для недостаточно развитых стран. Режим традиционной экономики был довольно популярен несколько веков назад, когда большая часть стран зависела от сельского хозяйства . По мере развития страны с традиционной экономикой обретают капиталистические характеристики.

Поскольку социальные обычаи и убеждения играют важную роль в этой экономической системе, все сообщество объединяется и работает как единое, сплоченное подразделение. Однако с другой стороны, у него слабая финансовая база, и сообщество больше ориентировано на самообеспечение, а не на улучшение своего уровня жизни.

Примеры традиционной экономики

Ни одна страна в мире не придерживается чисто традиционной экономической системы на сегодняшний день. Однако существуют некоторые регионы, которые продолжают заниматься сельским хозяйством и смежными видами деятельности для поддержания жизни. Многие люди предлагают относить страны из Южной Азии и Африки к категории традиционных экономик, но это технически неверно.

Большинство стран мира сегодня относятся к категории развивающихся стран. Даже те, которые недостаточно развиты, технически не квалифицируются как традиционные экономики, поскольку они не полностью зависят от традиционного сельского хозяйства. Даже в тех странах, где сельскохозяйственный сектор играет решающую роль, примитивные методы были заменены современными методами, что приводит к увеличению объема производства и ускорению общего экономического роста.

Что касается стран, где значительная часть населения продолжает практиковать примитивные методы сельского хозяйства, в список входят такие как Бангладеш, Бирма, Малави и т. д. Необходимо помнить, что эти страны не являются чисто традиционными экономиками. В истинном смысле этого слова, чисто традиционная экономика – это инуиты, коренные индейцы, пигмеи и другие коренные племена, для которых экономика – это исключительно самообеспечение.

Существует несколько разных типов экономик, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Однако в случае традиционной экономики, похоже, больше минусов, чем плюсов, и именно поэтому большинство стран уже превратились в рыночную или смешанную экономику. Интересно, что в большинстве этих стран есть смешанная экономика, где сельское хозяйство – в его современном виде – играет решающую роль.

Преимущества

1 . Предопределенные рабочие роли

Занятия передаются от одного поколения к другому. Таким образом, рабочие роли специально разработаны и распределены заранее. Таким образом, существует меньше путаницы, и все ясно из того, что им поручено делать.

2. Меньше конкуренции

Поскольку семьи специализируются на своей деятельности и потому, что одна и та же бизнес-деятельность проводится в разных поколениях, в экономике меньше конкуренции. Семьи монополизируют свой бизнес, и нет никакого вмешательства.

3. Меньше отходов или избыточного производства

Производятся только те товары, которые необходимы . Потребности населения известны заранее. Таким образом, производится меньше излишков, а ресурсы используются оптимальным образом. Нет импорта или экспорта из других экономик, и используются только имеющиеся ресурсы. Слишком мало потерь ресурсов. Потребности людей ограничены, в отличие от современной экономики.

4. Поддержка людей

Никто не ворует работу другого в традиционной экономике. Люди поддерживают друг друга, и каждый пытается эффективно использовать ограниченные ресурсы. В традиционной экономике люди живут в меньшем страхе. Следовательно, есть меньше шансов для преступления , практически отсутстует грань между богатыми и бедными. Гонки для накопления богатства и сохранения рабочих мест, характерные для современной экономики, не являются частью традиционной экономики. Люди ведут спокойную жизнь и гораздо более безопасно себя ощущают. Для каждой группы есть лидер, чье мнение является окончательным во всех социально-экономических решениях.

5. Меньшее воздействие на окружающую среду

Поскольку традиционная методология соблюдается, воздействие на окружающую среду является минимальным. Низкое количество отходов, есть надлежащее распределение ресурсов, и поскольку использование технологий на низком уровне, меньше вреда для окружающей среды.

Недостатки

1. Медленный рост

Традиционные экономики используют примитивные методы производства и, таким образом, не используют современные технологии. Они прибегают к старым методам, тем самым ограничивая рост и развитие. Они также могут иметь определенные слепые верования и системы убеждений, которые могут препятствовать общему развитию.

2. Устойчивость к изменению

Традиция и конвенция соблюдаются. Поэтому люди обычно с осторожностью относятся к изменениям и не принимают легко нововведения. Они отвергают все новое , придерживаются исторической традиции .

3. Низкий уровень жизни

С ограниченными потребностями и без развития технологий основным девизом членов традиционной экономики является выживание. Значительная часть их повседневных усилий посвящена достижению и удовлетворению их основных потребностей. Производство более высоких объемов товаров трудно выполнимо. Таким образом, уровень жизни низкий.

4. Меньше удобств

Современные удобства, такие как водоснабжение, электричество, развлечения отсутствуют. При отсутствии развития в науке или технике медицинские учреждения неспособны оказать подобающий сервис. Знание о здоровье и медицине устаревшее. Из-за отсутствия инфраструктуры случаи смерти из-за болезней и нападений животных довольно часты.

5. Малая свобода

Поскольку рабочие навыки передаются из поколения в поколение, свобода выбора места работы отсутствует. Как правило, есть лидер, решение которого является окончательным. Любой, кто не соблюдает традицию, также может быть изгнан из группы. Таким образом, почти нет свободы выбора своей профессии, а традиции управляют стилем жизни.

В повседневной жизни мы постоянно принимаем различные решения, не задумываясь над тем, почему некоторые из них оказываются удачными, а другие - неудачными. Небольшое размышление показывает, что в случае удачных решений правильно поставлена цель, интуитивно верно оценена вероятность ее достижения, а все рассуждение опирается на логику здравого смысла. Не подлежит сомнению, что интуиция, житейский опыт и интуиция вполне достаточны для решения простейших задач практического характера в повседневной и даже управленческой деятельности, которые не требуют точного анализа и расчета. Однако при решении сложных задач управления в экономике и социальной жизни в настоящее время все меньше полагаются на опыт, интуицию и здравый смысл, а обращаются к точному анализу проблемы, расчету и построению математических моделей.

Такой подход к анализу принятия решений впервые был предпринят в рамках теории исследования операций, появившейся в период Второй мировой войны. В настоящее время исследование операций из узкой специальной теории, ориентированной на эффективное управление военными действиями, превратилось в общенаучное направление исследований. Оно связанно с «применением математических количественных методов для обоснования решений во всех областях целенаправленной человеческой деятельности» 1 .

Дальнейшее развитие эта теория получила после опубликования Дж. фон Нейманом и О. Моргенштерном в 1944 г. работы, посвященной теории игр и экономическому поведению . Эта теория дает рекомендации, как рационально действовать в условиях неопределенности в экономике, связанной с риском. Таким образом, на смену практическому опыту, здравому смыслу и интуиции приходит точный расчет всех возникающих возможностей, т.е. решений на основе построения математических моделей.

В таких моделях, во-первых, учитываются последствия принимаемых решений, или их полезность, во-вторых, определяется вероятность их реализации в конкретных условиях, в-третьих, посредством сравнения разных альтернатив по соответствующим параметрам происходит выбор оптимального или же более предпочтительного решения. В зависимости от характера проблемы оптимальным будет считаться либо максимальное, либо минимальное значение целевой функции, хотя чаще всего приходится ограничиваться лучшими или предпочтительными ее значениями. В экономической сфере максимальное значение будет соответствовать, например, получению наивысшей прибыли, достижению наибольшей выгоды от заключенной сделки и т.д.

Характерной чертой рассматриваемой модели является ее рациональность, так как предполагается, что субъект, принимающий решение, рассуждает и поступает разумно. Поэтому лицо, принимающее окончательное решение (ЛПР), так же как и его консультанты, представляют собой идеализированные, рационально действующие субъекты, которые могут значительно отличаться от реально действующих людей. Далее, допускается, что как поставленные цели, так и рациональный выбор решения на протяжении всего процесса остаются неизменными. В конкретной действительности приходится считаться с влиянием разного рода случайных и непредвиденных событий, которые ограничивают сферу применения рациональных методов. И наконец, классическая модель выбора ориентирована на достижение оптимального решения. На практике же приходится довольствоваться предпочтительными или удовлетворительными решениями.

Абстрактный характер рациональной модели состоит в том, что она отвлекается не только от характеристики конкретных субъектов, принимающих решения, но и от объективной оценки соотношения целей, которые преследует индивидуальный субъект или коллектив (группа, класс, сообщество). Например, целевая функция предпринимателя по реализации определенного проекта может принести ему максимальную прибыль, поэтому с его точки зрения может считаться рациональной, но окружающей среде она может нанести непоправимый вред. Необходимо также учитывать относительный характер самой рациональности, поскольку решение, считающееся рациональным на основе данной информации, может оказаться недостаточно рациональным при другой информации.

Важнейшее требование, которому должно удовлетворять любое рациональное решение, заключается в том, чтобы все альтернативы выбора решения должны быть упорядочены соответствующим отношением предпочтения, которое обладает свойствами определенности, сравнимости и транзитивности. Сравнимость означает, что из любых двух альтернатив одна из них должна быть предпочтительнее другой (в крайнем случае - безразличной или одинаковой с другой). Критерий транзитивности связан с требованием последовательности альтернатив. Если, например, альтернатива А предпочтительнее альтернативы В, а последняя предпочтительнее С, тогда альтернатива А будет также предпочтительнее С. Поскольку каждая альтернатива зависит от оценки ее последствий, которые принято называть полезностью, постольку необходимо в первую очередь оценить параметры полезности.

Такая оценка непосредственно связана с теми целями, которые стремится осуществить субъект, и в идеале она должна соответствовать максимальной полезности его действий. Если целью субъекта является получение наибольшего дохода, или наивысшего эффекта от отдачи инвестиций, или быстрейшего внедрения новых мощностей и т.п., тогда его функция полезности должна соответствовать максимальному значению целевой функции. Напротив, когда он стремится предотвратить потери или убытки в различных видах деятельности, тогда его целевая функция должна учитывать возможные риски и их размеры, чтобы сделать их минимальными. Основываясь на этих предпосылках, Нейман и Моргенштерн в 1944 г. построили первую аксиоматическую теорию полезности. В качестве аксиом они выбрали утверждения, которые в целом согласуются с интуитивными представлениями об оценке последствий решений. В каждой отрасли деятельности существуют свои специфические приемы и средства для оценки полезности исходов решений.

Другой аспект математической модели принятия решений связан с предсказанием вероятности реализации разных альтернатив выбора или решений. Оценка такой вероятности осуществляется в соответствии со статистической интерпретацией этого понятия.

Рациональная модель выбора предполагает, что принимающий решение при всех условиях выбирает оптимальный, наилучший курс действий. Однако такое предположение не учитывает тот факт, что в поведении людей присутствуют не только рациональные, но и нерациональные и даже иррациональные компоненты. Поэтому в модели принятия решений, выдвинутой Нобелевским лауреатом по экономике Г. Саймоном для «административного человека», последний на основе известной информации выбирает не оптимальное, а лишь удовлетворительное решение.

В основе модели рационального выбора лежат определенные общие принципы, которые рассматриваются как исходные предпосылки для изучения экономической жизни. Эти принципы представляют собой результат систематического обобщения и глубокого анализа длительной практики принятия решений как индивидами, так и фирмами и другими организациями, выступающими в качестве хозяйствующих субъектов. Именно они являются основными единицами рыночной системы экономики. Некоторые из этих принципов покажутся очевидными, другие требуют пояснений и аргументации.

Как принимаются конкретные экономические решения? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим основополагающие принципы экономической деятельности, связанные с ограниченностью ресурсов общества. Именно они заставляют людей делать выбор между различными благами.

Первый принцип заключается в том, что для получения одних благ людям приходится отказываться от других благ.

Если вы хотите приобрести свитер, то должны при недостатка денег отказаться от покупки ботинок. Государство, если существует угроза его безопасности, должно выбрать «пушки» вместо «масла». Здесь «пушки» символизируют использование значительного объема его ограниченных ресурсов на военные цели, а «масло» - направление большей их части на увеличение благосостояния граждан. При принятии экономических решений хозяйствующему субъекту необходимо в первую очередь учитывать свои реальные возможности, а затем определить, что ему действительно надо и только потом выявить, какие материальные блага он желал бы иметь в своем распоряжении. Отношение между возможным и необходимым служит, как известно, важнейшим стимулом человеческой деятельности вообще.

Переходя к обсуждению следующего принципа принятия решений, следует напомнить, что в первом принципе речь идет вообще об обмене материальными благами, т.е. от чего следует отказаться, чтобы получить другое благо. Но любое благо удовлетворяет определенную потребность и, следовательно, обладает потребительной ценностью однако оно может быть обменено на другое благо и поэтому обладает меновой стоимостью. Эти соображения учитываются во втором принципе.

Второй принцип заключается в следующем: ценность блага определяется тем, что от него можно получить, а стоимость - что за него следует отдать.

Потребительная ценность блага или товара как раз измеряется его способностью удовлетворить какую-либо потребность - материальную или духовную - при его использовании. В этом случае благо выступает в качестве средства для достижения некоторой цели. В прежней литературе это понятие называлось потребительной стоимостью, что могло породить путаницу, поскольку последний термин характеризует индивидуальные потребности субъекта в получении благ, и часто даже не определяется количественно.

Меновая ценность блага характеризует отношение, или пропорцию, между данным благом и другими благами, которые за него можно получить за счет отказа от него.

Если обозначить данное благо через А, а другое благо, которые можно получить за его счет, через В, тогда меновую ценность можно выразить отношением тВ/пА , где тип - соответствующие параметры, обозначающие количества обмениваемых благ. Стоимость блага как цели определяет то, что за него надо отдать или от чего приходится отказаться, чтобы получить его в свое распоряжение. В процессе обмена приходится, таким образом, делать выбор: отказываться от одного блага, чтобы получить другое благо. Поэтому, перед тем как принять решение о приобретении одного блага, необходимо сравнить издержки и выгоды другого блага. Такие издержки называют альтернативными, потому что они характеризуют именно издержки упущенных возможностей, т.е. как раз то, от чего приходится отказываться, чтобы получить желаемое благо. Поскольку чаще всего для этого используются деньги, то меновая стоимость выражается в деньгах.

В рамках всего общественного хозяйства к конечным благам экономисты относят все блага, которые не используются для производства других благ. Их общая совокупность выражается в понятии валового внутреннего продукта (ВВП), который состоит из конечных благ, приобретаемых домашними хозяйствами (С) и правительством (б), а также благ, добавляемых в инвестиции фирм (Г), сюда же относится чистый экспорт (N10, т.е. разница между экспортом и импортом. Если обозначить совокупность всех конечных благ страны через ВВП, тогда она может быть выражена формулой

Третий принцип состоит в том, что при принятии решений рационально действующие, или разумные, люди всегда сравнивают предельные величины своих выгод и издержек.

Рациональным в экономике считается решение или действие, когда предельная полезность, или выгода, получаемая от использования дополнительной, предельной единицы потребления будет превышать пользу от применения предельной единицы ресурса. Следовательно, ресурсы будут использоваться для производства благ до тех пор, пока каждая дополнительная их единица будет приносить большую пользу, чем обходятся издержки на их приобретение. Предельные выгоды или издержки представляют собой наименьшие величины, с которыми работают экономисты при принятии решений в конкретных обстоятельствах. Этой же практике должен следовать каждый рационально действующий субъект.

При принятии решений люди, прежде всего, преследуют свои интересы и поэтому стремятся удовлетворить свои потребности в настоящем. Однако они не забывают позаботиться также о будущем. Поэтому они не только потребляют существующие блага, но и стремятся их сберечь на будущее и даже увеличить их количество.

Четвертый принцип постулирует, что люди должны заботиться о будущем.

Подобная забота проявляется, во-первых, в простом хранении благ для будущего их потребления или использования. Чем больше срок хранения блага, тем легче принять решение о возможности его потребления и использования в будущем. К числу важнейших хранимых благ относится основной капитал, т.е. машины, оборудование, здания и сооружения предприятия. Здесь главные усилия должны быть направлены на рациональное использование капитала и своевременное его обновление путем амортизационных отчислений. Сохраняемые блага могут быть использованы также в качестве ресурса для производства новых благ и нередко даже в большем количестве. К таким благам в первую очередь могут быть отнесены деньги и другие финансовые средства.

Пятый принципа заключается в том, что, заботясь о будущем, люди учитывают его неопределенность.

Поскольку будущее всегда неопределенно и неизвестно никому, то о нем можно строить лишь предположения различного характера. Наиболее важным теоретическим средством предсказания будущего являются вероятностные методы. Они основаны на статистической интерпретации событий прошлого и настоящего и вероятной оценке их реализации в будущем. На таком же предположении строятся все вероятностные прогнозы. При принятии экономических решений о будущем, хозяйствующие субъекты должны сравнивать свои вероятностные предположения с теми реальными результатами, которые возникали на самом деле. Такой анализ поможет им извлекать уроки из расхождения своих предположений с действительностью, а тем самым учиться на собственных ошибках.

Во-первых, вероятностные оценки будущего, в свою очередь, опираются на адаптивные ожидания, когда хозяйствующий субъект предполагает, что в будущем сохранятся те же особенности и тенденции развития, которые происходили в прошлом. Во-вторых, такие оценки могут основываться на рациональных ожиданиях, когда субъект может в той или иной мере учесть следствия принимаемых им решений и их влияние на будущие события. Критический анализ таких следствий даст ему возможность вносить коррективы в принимаемые решения.

В практике экономической деятельности учет неопределенности будущих событий достигается путем создания страховых запасов, которые позволяют сократить или даже ликвидировать ущерб при неблагоприятном развитии событий. Этой же цели подчинена деятельность многочисленных страховых компаний и обществ, которые берут на себя обязательство за счет страховых взносов выплачивать определенные суммы за понесенный ущерб застрахованным лицам, предприятиям и фирмам. Другим способом учета неопределенности является стремление избежать риска, когда вероятность возникновения неблагоприятного развития событий становится достаточно высокой. Такая тенденция ясно прослеживается при инвестировании капитала, когда иностранные компании отказываются от вложения его в экономику развивающихся стран. Третий способ учета неопределенности сводится к максимальной экономии ресурсов и минимизации издержек, который обычно называют режимом экономии. Такая экономия дает возможность сохранить ресурсы для непредвидимых событий в будущем.

Шестой принцип предполагает, что люди отвечают за последствия своих решений.

Хотя этот принцип кажется вполне очевидным, но степень ответственности за принимаемые решения в различных социально- экономических системах далеко не одинаков. В натуральном хозяйстве вся полнота ответственности за принятое решение ложится на отдельного хозяйствующего субъекта, поскольку именно он и его семья обязаны успеху или неудаче решения. В крестьянской общине, где основные решения принимаются коллективно, за это расплачиваются все члены общины. В плановом централизованном обществе все решения принимаются «наверху», а исполняют их «внизу», причем никакой ответственности за решения, по сути дела, никто не несет.

В рыночной экономике и индивид, и кооператив, и фирма отвечают за принятое решение своим имуществом. Если, например, хозяйствующий субъект получил ссуду на открытие своего дела, то при неудаче организации дела он рискует собственным имуществом. Таким образом, рыночная экономика воспитывает ответственность за принимаемые решения и поэтому способствует рациональному выбору и тщательному учету всех их последствий.

Седьмой принцип предполагает, что люди реагируют на стимулы, возникающие в связи с изменением условий и обстоятельств, складывающихся в экономике.

Всякий раз, когда изменяются экономические условия в обществе, например, конъюнктура на рынке, повышаются налоги, растут издержки производства и т.п., рационально действующие субъекты реагируют на них принятием новых решений. Например, при повышении налогов растут цены на товары и соответственно снижается спрос на товары и деловая активность. Обычно хозяйствующие субъекты и рынок в целом чутко реагируют на изменения, возникающие в рамках экономической системы.

При рассмотрении перечисленных принципов речь шла о принятии решений отдельными хозяйствующими субъектами, будь то индивид, предприятие или фирма. Однако в реальной экономической жизни все они взаимодействуют друг с другом, и поэтому чаще всего экономические решения принимаются совместно, например двумя людьми при купле и продаже, членами кооператива или собранием акционеров компании. Результатом такого взаимодействия и принятия решений служит обмен материальными благами и услугами между людьми, налаживание торговли.

Восьмой принцип раскрывает значение торговли для общества, подчеркивает, что она оказывается взаимовыгодной для ее участников.

Необходимость обмена и торговли продуктами труда являются неизбежным результатом усиливающегося разделения труда. В древнем аграрном обществе преобладало, как учит нас история, натуральное хозяйство, в котором все необходимые жизненные блага производились и потреблялись замкнутыми домохозяйствами. Однако постепенно люди осознавали необходимость обмена некоторых своих благ на другие, которые были у них в излишке или же не производились вообще. Уже первое крупное разделение труда в сельском хозяйстве на труд земледельческий и животноводческий дало существенный толчок к развитию обмена и торговли между скотоводческими и земледельческими племенами. Появление ремесленников и концентрация их в первых городах ускорили процесс обмена и торговли между многочисленным сельским населением и городскими ремесленниками, которые не могли существовать без обмена производимых ими изделий на продукты сельского хозяйства. Появление ремесленных цехов и первых мануфактур привело в конечном счете к индустриальному производству и возникновению национальных рынков.

Рыночный обмен способствует процессу дальнейшего разделения труда, поскольку в результате этого отдельные производители начинают специализироваться на том, что они умеют делать лучше и экономнее, чем другие. То же самое следует сказать о предприятиях, фирмах и даже отдельных странах. В итоге выигрывают как производители, так и потребители.

Девятый принцип утверждает, что рынок служит важнейшим способом организации экономической деятельности.

На первый взгляд кажется, что при децентрализованном принятии решений миллионами различных хозяйствующих субъектов, добивающихся разных целей, никакой порядок на рынке не может возникнуть. Но еще А. Смит впервые ясно указал, что именно «невидимая рука» рынка способствует объединению усилий различных индивидов. Теперь мы знаем, что такой объединяющей силой выступает механизм цен, который информирует общество, какие товары и услуги и в какой мере считаются ценными. А эта информация служит стимулом для использования наиболее экономных средств и факторов производства товаров предпринимателями. Цены влияют также на распределение доходов. Благодаря этому рынок отдает ограниченные ресурсы общества тем, кто может эффективнее их использовать. Однако рынок не создан для того, чтобы справедливо распределить полученное общественное богатство. Эту функцию призвано осуществлять государство.

Десятый принцип указывает, что в определенных условиях государство может вмешиваться в рыночное регулирование и оказывать на него положительное влияние.

Это происходит тогда, когда рынок оказывается не в состоянии эффективно распределять имеющиеся ресурсы. Экономисты характеризуют такую ситуацию как несостоятельность, или провал рынка. Подобное положение возникает при различных внешних эффектах для рынка, когда действия одних людей оказывают негативное влияние на благополучие других людей. Так обстоит дело в случаях нарушения экологической безопасности предприятиями химической, нефтяной, металлургической и других отраслей промышленности. Стремясь к получению высоких доходов, они часто не обращают внимания на строительство очистных сооружений и тем самым наносят вред природной среде и проживающим в ней людям. Рынок не может оказывать никакого воздействия на таких хозяйствующих субъектов. Государство же может заставить их выделить необходимые средства для очистки промышленных отходов путем принятия законов о сохранении окружающей природной среды.

Другой случай несостоятельности рынка состоит в том, что он не может влиять на уровень цен на нем. Такие цены устанавливаются спонтанно, или самопроизвольно, в результате взаимодействия многочисленных его участников. Способность некоторых хозяйствующих субъектов устанавливать уровень цен на рынке характеризуют как их власть над рынком. Сам рынок не обладает такой властью. Его задача состоит в том, чтобы осуществлять свободную конкуренцию на рынке, которая нарушается появлением на нем различных монопольных объединений. В целях создания свободной конкурентной среды государство принимает законы, ограничивающие власть монополий.

Третий случай несостоятельности рынка относится к социальной справедливости рыночного распределения. Как уже говорилось выше, функция рынка заключается в эффективном распределении ограниченных ресурсов общества, а не в равном распределении полученных от них продуктов. Рынок отдает товар тому, кто в состоянии за него заплатить, а не тому, кто в нем больше всего нуждается. Обеспечение социально справедливости в обществе относится к функции правительства, которое путем налогообложения и других мер социальной защиты несколько выравнивает доходы населения и обеспечивает помощь наименее обеспеченным его слоям.

Экономическая деятельность каждой страны слагается из работы многочисленных хозяйствующих субъектов, к которым относятся индивиды, предприятия, фирмы, компании и т.д. Поэтому решения, принимаемые ими, вместе с экономической политикой и конкретными решениями правительства в конечном итоге определяют успехи и неудачи в достижении общего благосостояния и уровня жизни в стране.

Существует много попыток объяснения различия в уровне жизни в разных странах. Нередко это объясняют ссылками на экономическую политику правительства, деятельность профсоюзов и самих трудящихся в защиту своих прав, возросшей конкуренцией с другими странами, наличием полезных ископаемых и т.д. Не отрицая известной зависимости благосостояния страны и уровня ее жизни от этих и других причин, следует сказать, что определяющая экономическая причина состоит в производительности общественного труда.

Одиннадцатый принцип утверждает, что уровень жизни населения напрямую зависит от способности страны производить товары и услуги.

Хорошо известно, что уровень жизни в разных странах далеко неодинаков и даже в одной стране он меняется на протяжении времени. Этот уровень зависит от дохода, приходящегося на человека, а последний, в свою очередь, определяется производительностью труда, а именно количеством товаров и услуг, производимых в единицу времени. Следовательно, благосостояние страны зависит в конечном счете от производительности труда его самодеятельного населения.

Двенадцатый принцип утверждает, что цены растут, когда правительство печатает слишком много денег.

При выпуске лишних денег они обесцениваются и возникает инфляция. Соответственно этому происходит рост цен и увеличение денежной массы в обращении. Такая инфляционная спираль со временем может все больше раскручиваться и оказывать крайне негативное воздействие на все явления экономической жизни, как это показывает экономическая история многих стран, в том числе и нашей. Если причина возникновения инфляции настолько ясна, то почему же правительства встречаются с такими трудностями при ее ликвидации. Как известно, снижение темпов инфляции в краткосрочном периоде связано с увеличением безработицы, и потому здесь приходится выбирать между инфляцией и безработицей.

  • Вентцель Е.С. Исследование операций. - М., 1980. - С. 9.
  • Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. - М., 1970.

· Экономика как система. Централизованная и децентрализованная экономика. Некоторых черты принятия решений в микроэкономических системах.

· Системное описание задачи принятия решений (ЗПР).

· Математическая модель задачи принятия решения. Реализационная и оценочная структура задачи принятия решения. Особенности математических моделей принятия решений в экономике.

· Методика исследования принятия решения на основе математического моделирования.

1. Экономику любого государства (или региона) можно рассматривать как большую систему, элементами которой являются производители и потребители разнообразных товаров и услуг. По способу координации экономической деятельности экономические системы подразделяются на централизованные (аминистративно-командные) и децентрализованные (рыночные).

Характерной особенностью административно-командной системы является то, что в ней экономические решения принимаются управляющим органом (государством) и передаются субъектам экономик в форме распоряжений, обязательных к исполнению. При административном управлении экономикой управляющий орган должен располагать чрезвычайно большим количеством информации, касающейся потребностей населения, имеющихся производственных мощностей, запасов товаров и сырья, распределения рабочей силы и т. п. Поэтому необходима многочисленная (дорогостоящая) армия чиновников – государственная бюрократия, которая занимается сбором информации, ее обработкой, составлением на этой основе хозяйственных планов, их согласованием, корректировкой, а также контролем за их выполнением.

Децентрализованная экономика основана на суверенитете субъектов экономики. Так применительно к производителям (фирмам) это означает, прежде всего, наличие свободы в принятии экономических решений: что, в каких количествах и какого качества производить из имеющихся ресурсов, а также кому и по каким ценам продавать произведенную продукцию.

Суверенитет потребителя есть право принимать решения, связанные с распоряжением принадлежащими ему ресурсами. При этом взаимная координация планов производителей и потребителей осуществляется с помощью обмена произведенными товарами на рынке, который происходит по ценам, устанавливаемым свободно в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Экономическая деятельность отдельных субъектов экономики (индивидуумов, домохозяйств, фирм, владельцев первичных ресурсов и т. п.) изучается в разделе экономической теории, который принято называть микроэкономикой. При этом деятельность субъектов экономики, рассматривается в рамках микроэкономической системы, характеризуется большой зависимостью от действий других субъектов. Например, если фирма принимает определенное решение, связанное с производством той или иной продукции или продажей некоторого товара, то окончательный результат (например, прибыль фирмы) зависит не только от принятого ею решения, но от множества других факторов: решений принятых другими фирмами, поведением показателей, действием законодательных органов, курса валют и т. п. Поэтому решения, которое принимает фирма будет решением в условиях неопределенности. Эта неопределенность создается как за счет действия других субъектов экономик, преследующих собственные интересы, так и за счет неполноты имеющейся у фирмы информации о сложившейся экономической обстановке.


Основной метод следования, который использует экономическая теория, - моделирование экономических процессов и явлений. Предметом изучения данного курса являются математические модели поведения субъектов экономики в рамках микроэкономической системы. При этом направленность анализа рассматриваемых математических моделей имеет нормативный характер и состоит в том, чтобы дать ответ на вопрос – какие действия следует предпринять. чтобы добиться наилучший (в определенном смысле) результатов? Таким образом, содержание курса может быть охарактеризовано как построение математических моделей микроэкономики и их исследование в нормативном аспекте.

2. Наиболее общий подход к описанию задач принятия решений (ЗПР) формулируется на «языке систем». Приведем системное описание задач принятия решений.

Пусть имеется некоторая система, в которой выделена управляющая подсистема (объект управления) и среда. Управляющая подсистема может воздействовать на объект управления с помощью альтернативных управляющих воздействий. Состояние объекта управления определяется двумя факторами: выбранным управляющим воздействием со стороны управляющий подсистемы и состоянием среды. Принципиальным является следующее обстоятельство: управляющая подсистема не может воздействовать на среду и, более того, она, как правило, не имеет полной информации о наличном состоянии среды.

Управляющая подсистема является целенаправленной, причем цель управляющей подсистемы состоит в том, чтобы перевести объект управления в наиболее предпочтительное для себя состояние (или в некоторое подмножество предпочитаемых состояний). Для достижения этой цели управляющая подсистема может использовать любое находящееся в ее распоряжении управляющее воздействие.

Выбор управляющей подсистемой конкретного управляющего воздействия (выбор допустимой альтернативы) называется принятием решения. Принятие решения является центральным моментом всякого управления.

При принятии решения основной задачей является нахождения оптимального решения. На содержательном уровне оптимальное решение может быть определено как наилучшее в следующем смысле: оно в наилучшей степени соответствует цели управляющей подсистемы в рамках имеющейся у ней информации о состоянии среды.

3. Математическая модель принятия решения представляет собой формализацию той схемы, которая приведена в системном описании ЗПР. Для построения математической модели принятия решения необходимо задать следующие три множества:

X – множество допустимых альтернатив (альтернативы, стратегии, варианты, действия, решения, планы и т. п.);

Y – множество возможных состояний среды;

A – множество возможных исходов.

Всегда предполагается, что множество X содержит не менее двух альтернатив – иначе надобность в принятии решения отпадает.

В системном описании ЗПР альтернативы интерпретируются как управляющие воздействия, а исходы – как состояния управляемой подсистемы.

Так как состояние управляемой подсистемы полностью определяется выбором управляющего воздействия и состоянием среды, то каждой паре (x, y), где и , соответствует определенный исход . Другими словами существует функция F: , которая называется функцией реализации.

Функция реализации каждой паре вида (альтернатива, состояние среды) ставит в соответствие определяемый ею исход.

Набор объектов (X, Y, A, F) составляет реализационную структуры задачи принятия решений. Реализационная структура отражает связь между выбираемыми альтернативами и исходами; в общем эта связь не является детерминированной (однозначной): появление того ил иного конкретного исхода зависит не только от выбранной альтернативы, но и от наличного состояния среды. Таким образом, имеется, как принято говорить, неопределенность стратегического типа; эта неопределенность создается за счет воздействия среды на объект управления.

В зависимости от информации, которую имеет при принятии решения управляющая подсистема относительно состояния среды, различают несколько основных типов задачи принятия решения.

1. Принятие решения в условиях определенности характеризуется тем, что состояние среды является фиксированным (неизменным), причем управляющая система «знает» в каком состоянии находится среда.

2. Принятие решения в условиях риска означает, что управляющая подсистема имеет информацию стохастического характера о поведении среды например, ей известно распределение вероятностей на множестве состояний среды).

3. Принятия решения в условиях неопределенности происходит, если никакой дополнительной информации (кроме знания самого множества возможных состояний среды) управляющая подсистема не имеет.

4. Принятие решений в теоретико-игровых условиях имеет место тогда, когда среду можно трактовать как одну или несколько целенаправленных управляющих подсистем. В этом случае математическая модель принятия решения называется теоретико-игровой моделью (игрой).

Реализационная структура задачи принятия решения составляет ее первую компоненту. Вторая компонента ЗПР называется ее оценочной структурой. Если реализационная структура определяет возникающий результат, то оценочная структура указывает оценку этого результата с точки зрения принимаемого решения.

В математической модели ЗПР оценочная структура может задаваться различными способами. Например, если принимающий решение может оценить эффективность (равнозначные по смыслу термин «полезность», «ценность») каждого исхода некоторым числом , то оценочная структура задается в виде пары , где ; при этом называется оценочной функцией.

Другой способ задания оценочной структуры состоит в указании отношения предпочтения исходов, что сводится к перечислению пар исходов , для которых лучше, чем (что записывается в виде и читается « предпочтительнее, чем ».

Замечание. Иногда используется отношение нестрогого предпочтения исходов ; запись читается: «исход не менее предпочтителен, чем исход ».

Еще один способ задания оценочной структуры – разбиение множества исходов A на два класса: A0 – класс «плохих» исходов и A1 – класс «хороших» исходов. Существуют и другие способы задания оценочной структуры. Отметим еще раз, что оценочная структура ЗПР носит субъективный характер: оценивание исходов производится с точки зрения принимающего решение.

Наиболее распространенным является задание оценочной структуры в виде оценочной функции .

Целевая функция f есть композиция функции реализации F и оценочной функции , т. е. . Таким образом . Целевая функция имеет следующий содержательный смысл: число есть оценка полезности (с точки зрения принимающего решения) того исхода, который возникает в ситуации, когда он выбирает альтернативу x, а среда принимает состояние y.

Замечание. В некоторых задачах принятия решений оценка исходов характеризует его в негативном смысле, являясь выражением затрат, убытков и т. п. В этом случае целевая функция f называется функцией потерь.

Итак, построение математической модели задачи принятия решения сводится к заданию двух структур: реализационной структуры и оценочной структуры. Реализационная структура отражает зависимость между выбираемым альтернативам и возникающими исходами. С помощью оценочной структуры производится субъективная оценка возникающих исходов с точки зрения принимающего решения.

В заключении укажем некоторые особенности математических моделей задач принятия решений в экономике. Как уже отмечалось, в микроэкономических ситуациях принятия решений в качестве субъекта, принимающего решение (т. е. в качестве управляющей подсистемы) чаще всего выступает фирма. В качестве среды здесь может быть природная среда (или ее аналог), и конкурирующая фирма, покупатели, и законодательный орган и т. п. Хотя при построении модели принятия решения в общем случае невозможно однозначно указать, что является средой, полезно руководствоваться следующим принципом: среда – это то, что определяет при каждой фиксированной альтернативе появление того или иного исхода. Другими словам, в качестве среды выступает система (структура, организация, физическое лицо), фиксирование состояния которой приводит при выборе управляющей подсистемой любой конкретной альтернативы к однозначно оцениваемому ею результату.

Наконец, в качестве оценочной функции в экономических задачах принятия решений чаще всего выступает величина прибыли (или величина затрат). Однако в ряде задач в качестве естественной оценки исходов можно рассматривать и другие величины, например, количество произведенной продукции, время реализации проекта, долю рынка, которая контролируется данной фирмой др.

4. Методика исследования задач принятия решений на основе математического моделирования состоит в реализации следующих трех этапов.

Этап 1. Построение математической модели ЗПР.

Этап 2. Формулировка принципа оптимальности и нахождение оптимального решения.

Этап 3. Анализ полученных результатов.

Понятие экономической системы.

Типы экономических систем.

Традиционная экономика (натуральное хозяйство, традиционное производство, общинная собственность).

Рыночная экономика (частная собственность, мотивация, конкуренция, свобода предпринимательства, рыночное ценообразование).

Командная экономика (государственная собственность, Госплан, государственное регулирование и ценообразование).

Смешанная экономика (государственная и частная собственность, рыночное ценообразование и государственное регулирование).

Принимая во внимание тот факт, что в условиях ограниченности ресурсов проблема экономического выбора неустранима, человечество за всю свою историю выработало несколько способов распределения ограниченного объема ресурсов между альтернативными целями.

Экономическая система – это способ организации взаимосвязей между экономическими агентами, определяющий ответы на вопросы: «Что производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?»

Экономические агенты - субъекты экономических отношений, участвующих в производстве, распределении и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство.

Атрибуты системы:

· Институты собственности : Ресурсы могут находиться в собственности общества (или государства, как его представителя), или в частной собственности.

· Механизмы принятия решений .Принятие решений может быть централизованным, когда команды об использовании ресурсов отдаются правительством и децентрализованным , когда ресурсы размещаются в соответствии с решением индивидуальных участников экономической деятельности.

· Формы мотивации : люди включаются в экономическую деятельность, руководствуясь какими-то мотивами. Это могут быть стимулы экономического (высокие доходы) и неэкономического характера, последние очень разнообразны и простираются от морального удовлетворения до страха перед наказанием.

Определенный «набор» прав собственности, механизмов принятия решений и форм собственности характеризует тип экономической системы.

Традиционная экономическая система

Традиционная экономическая система - это экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных, полуфеодальных иерархических связей между людьми.

В своей основе традиционная экономика представляет собой совокупность натуральных хозяйств, в которых основная масса продукции производится для собственного потребления, а не для продажи. В качестве важнейших хозяйственных единиц традиционной экономики выступают мелкие семейные хозяйства в рамках сельской общины и более крупные хозяйства родоплеменной аристократии. Внутри традиционной экономики существуют естественное и зачатки общественного разделения труда, примитивная традиционная технология обработки земли, выращивания скота, ремесел. В традиционной экономике обычаи закрепляют не только набор производимых благ, но и распределение занятий. В Индии, например, люди делились на касты священников, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог выбрать себе профессию по своему желанию. Человек обязательно наследовал ремесло отца. Таким образом, распределение трудовых ресурсов диктовалось нерушимыми многовековыми традициями. То же самое можно сказать и о выборе производимых благ и технологий. Одни и те же изделия производились из поколения в поколение, а способы производства при этом оставались такими, какими они были сотни лет назад. С одной стороны, это позволяло потомственным ремесленникам достичь высочайшего уровня мастерства, с другой - не изобреталось и не производилось ничего нового. Технический прогресс и рост эффективности производства были невозможны, потому что каждый ремесленник копировал приемы работы своих учителей. Какие-либо усовершенствования вносить категорически запрещалось. Каждая мелочь в производственном процессе была закреплена в специальных правилах. Следовательно, и производительность труда веками оставалась на неизменном уровне

Объемы и структура потребностей и производства в традиционной экономике определяются традициями, привычками, верованиями, семейными отношениями, иерархическими отношениями внутри рода и общины и мало меняются с течением времени. Эти передающиеся из поколения в поколение традиции определяют и мотивацию труда производителей, и механизм распределения продуктов труда. Наряду с уравнительным распределением с учетом пола и возраста, действуют элементы неравного распределения в зависимости от места, занимаемого в социальной иерархии, и в зависимости от результатов труда.

В социально-экономической структуре традиционной экономики можно выделить коллективную (общинную) собственность на средства производства, частную семейную собственность, полуфеодальную собственность родоплеменной аристократии. К общинной собственности, как правило, относятся пахотная земля, пастбища, водоемы, леса. В современном мире традиционная экономика играет существенную роль лишь в развивающихся странах Тропической Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Существование традиционной экономики рядом с быстро развивающейся рыночной экономикой ведет к ее перерождению и трансформации в рыночную экономику.

Одним из немногих преимуществ существующих в традиционной экономике является то, что роль отдельных лиц четко определена. Каждый член общества точно знает, что он должен делать.

С другой стороны, традиционная экономика беззащитна перед любыми внешними изменениями, например переменой климата, нападением извне. Прежние традиции не соответствуют новым условиям, а на формирование новых нужны столетия. Яркий пример: традиционное пастбищное скотоводство жителей Северной Африки привело к исчезновению растительности и образованию пустыни Сахара. Видимо, при более гибкой экономической системе этот процесс можно было бы если не полностью предотвратить, то, по крайней мере, существенно замедлить.

Командно- административная экономика