Регулирование развития сферы туризма на федеральном уровне. Государственное регулирование в сфере туризма

Карьера

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и виды туризма, перечень типичных туристских продуктов. Механизм государственного регулирования рынка туристических услуг в России. Характеристика деятельности отеля "Акватория". Проблемы и перспективы развития туризма в Нижегородской области.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2011

    Понятие туризма и исторические этапы его развития. Формирование внутреннего туризма в России и правовые аспекты его регулирования. Характеристика регионов по внутреннему туризму. Совершенствование внутреннего туризма на примере Тамбовской области.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2014

    Принципы государственного регулирования туристской деятельности и ознакомление с деятельностью Департамента туризма Кыргызской Республики. Государственные органы по регулированию туризма. Порядок работы с документами и составление номенклатуры дел.

    отчет по практике , добавлен 19.05.2013

    Описание продуктов и услуг экологического туризма Балканской области в развитии туризма в Туркменистане. Историко-культурные памятники области. Элементы этнографии в экотуризме. Роль Хазарского государственного заповедника в развитии природного туризма.

    дипломная работа , добавлен 23.01.2018

    Специфика зимних видов отдыха. Зимние виды отдыха и туризма в России. Рекреационно-климатические условия организации зимнего отдыха и туризма в России. Разнообразие видов и размещение объектов зимнего отдыха и туризма по территории Вологодской области.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2017

    Оценка туристских ресурсов для религиозного туризма на территории Нижегородской области. Виды религиозного туризма, потенциал его развития. Религиозные объекты Нижегородской области. Оценка природных ресурсов для религиозного туризма на данной территории.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2012

    Туризм: понятие, сущность и классификация. Состояние туризма в России. Динамика поездок российских граждан за границу. Характеристика, структура и анализ туризма Архангельской области. Перспективы развития туризма в Онежском и Приморском районах.

    дипломная работа , добавлен 15.11.2014

    Изучение на основе различных источников международной стандартной классификации видов деятельности в области туризма. Предмет, цели и задачи статистики туризма. Деятельность турбюро, турагенств и бюро путешествий. Транспортные услуги. Размещение туристов.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2010

Одной из ключевых тем экономической теории и политики выступает вопрос об установлении оптимального соотношения рыночных и государственных методов регулирования экономики, который рассматривается рядом белорусских ученых, например П.Г. Никитенко, И.П. Андреевым . Изучению данной проблемы применительно к сфере международного туризма посвящены труды отечественных ученых З.М. Горбылевой , Н.И. Кабушкина , А.П. Дуровича , , российских экономистов М. Ефремовой , А.Ю. Александровой , Е.В. Вавиловой и зарубежных исследователей . Международный туризм как экономическая отрасль имеет ряд отличительных особенностей, которые находят свое отражение в работах А.Г. Низамиева , Э. Мэннинга . Свою главную цель при проведении туристской политики государство видит в формировании высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса . Соответственно внимание ряда экономистов сконцентрировано на понятии конкурентоспособности туристского региона . Перед каждой страной, заинтересованной в развитии въездного туризма, стоит задача повышения привлекательности национального туристского рынка для иностранных туристов. Критерии привлекательности туристских регионов исследуются учеными различных научных учреждений . Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которые сопутствуют формированию и развитию мирового хозяйства. Основные направления развития международного туризма, характерные для современного общества, анализируются в работах С. Нордин .

Если ранний этап развития международного туризма характеризовался наличием потенциала для его саморегулирования, то по мере усложнения хозяйственных систем возрастает роль государственной политики, направленной на обеспечение макроэкономических пропорций, стабильного темпа и сбалансированности развития. Государство определяет границы, в пределах которых рынок самоорганизовывается, к тому же оно вынуждено отстаивать интересы национальных производителей путем их лоббирования на международных туристских рынках. Последствия никем не управляемых в стране процессов в период становления новых рыночных механизмов можно рассмотреть на примере России 1990-х гг., когда на смену государственным формам организации туризма пришел стихийно формирующийся рынок туристских услуг со всеми преимуществами и недостатками. Прекращение регулирования рынка со стороны государства привело к недобросовестной конкуренции, нарушению прав потребителей, низкому уровню развития въездного и внутреннего туризма, резкому спаду социального туризма .

Поскольку роль международного туризма в мировой экономике постоянно возрастает, то соответственно увеличивается зависимость национальных экономик от туристской деятельности. Это объясняется тем, что в экономике отдельных стран международный туризм выполняет ряд важнейших функций:

Является источником притока иностранной валюты и капитала в страну;
- создает предпосылки для улучшения платежного баланса страны;
- содействует диверсификации экономики, стимулирует возникновение новых секторов, обслуживающих сферу туризма;
- создает новые рабочие места, помогая решить проблему безработицы;
- способствует повышению доходов населения;
- повышает привлекательность страны для делового международного предпринимательства;
- содействует развитию инфраструктуры страны;
- стимулирует хозяйственное освоение новых районов .

Сегодня эффективное функционирование системы международного туризма невозможно без планирования, регулирования, координации и контроля со стороны структур, ответственных за его развитие. Это обусловливает необходимость разработки туристской политики, которая формируется и реализуется на различных уровнях: государственном, региональном, отдельного предприятия. Туристская политика любой страны строится исходя из ее внутренних специфических условий и внешних факторов и рассматривается как составная часть общей политики государства. В силу ряда причин в мировой практике существуют различные национальные системы организации регулирования туризма.

Первая модель возможна в том случае, если туризм не признается приоритетной отраслью развития или субъекты туристского рынка занимают сильные позиции и способны решать все вопросы без государственного участия, так как предполагает отсутствие центральной туристской администрации, а все вопросы решаются на основе принципов рыночной «самоорганизации». Данная модель управления туризмом характерна для США, благодаря наличию влиятельных частных компаний и уверенности в привлекательности страны для иностранных туристов, где в то же время осознается возможность повысить число международных прибытий за счет профессиональных усилий по продвижению туристского продукта . Вторая модель регулирования туризма широко распространена в ряде стран, где международный туризм выступает в роли одного из основных источников валютных поступлений, например в Турции, Греции, Египте. Она предполагает строгий контроль за всей отраслью, осуществляемый авторитетным министерством и подтверждает, что успешное выполнение программы стимулирования международного туризма полностью окупает связанные с ней финансовые затраты и риски. Третья модель управления туризмом характерна для европейских государств (Франции, Испании, Италии) и предусматривает вхождение национальной туристской администрации в состав многоотраслевого министерства. В Республике Беларусь таким органом государственного управления является Министерство спорта и туризма .

Туристская политика различных стран направлена на создание благоприятного климата для развития международного туризма, который охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства и включает в себя въездной и выездной туризм. Экономически более важен въездной туризм: как экспортная отрасль он дает приток средств и зависит от воспринимаемой (реальной плюс созданной) привлекательности страны и от конкурентоспособности национального туристского продукта. Выездной туризм в конкретной стране привязан к ВВП и доходам граждан. Любая страна стремится к положительному сальдо по статье «туризм». Но не менее важен уровень динамического равновесия. Если он в порядке, значит жители богаты и у них есть средства для путешествий, а страна благополучна и привлекательна для туристов. Для повышения эффективности туристской деятельности необходима целостная система управления, отвечающая современным и перспективным требованиям динамичного развития. Взаимосвязанный комплекс программно-целевого управления и бизнес-планирования сочетает форму государственного регулирования и принцип рыночной конкуренции.

Необходимость государственного регулирования международного туризма обусловлена, во-первых, специфическими особенностями туризма как вида экономической деятельности, что требует формирования определенной стратегии регулирования его функционирования (см. таблицу), во-вторых, основными тенденциями развития международной туристской системы в современных условиях, в-третьих, усилением экономической, социальной, культурной и политической роли туризма в национальном и международном масштабе, что имеет огромное значение.

Специфические черты туристского сектора и стратегия управления ими

Особенности функционирования Предложения по стратегии развития
Территориальная разделенность потребления туристских услуг Бронирование мест, предварительный заказ, разумное использование времени тура
Гетерогенная сущность отрасли и четкая фрагментация туристской структуры Кооперация конкурирующих поставщиков услуг для достижения общих целей, использование эффективных методов, внедрение новейших технологий
Статичность предложения и динамичность спроса Широкая реклама, современная туристская инфраструктура
Разнообразие происхождения потребительной стоимости туристских ресурсов Соответствующий уровень сервиса, широкий спектр оказываемых услуг
Сезонное колебание спроса на туристские услуги Сезонная дифференциация цен, сезонные тарифы,
Различное восприятие турпродукта поставщиками услуг и потребителями Внедрение кластер-ориентированной стратегии, развитие туроператорского сектора
Эластичность спроса на туристские услуги Гибкое ценообразование, реагирующее на изменение спроса
Зависимость качества туристских услуг Профессионализм и доброжелательность
Использование ресурсов, необходимых для развития других сфер экономики Комплексное планирование, разработка туристской политики с учетом принципов целесообразности
Несоответствие фактов купли-продажи и потребления продукта Гарантийное обслуживание, поддержание позитивною имиджа туристского региона
Экспорт, осуществляемый к пределах страны Изучение конъюнктуры мирового туристского рынка, позиционирование страны в качестве туристского региона
Существенные различия экономического статуса туристов и местного населения Введение системы такс-фри, контроль за ценовой дискриминацией
Трудоемкость сферы туризма Оптимизация использования рабочей силы, повышение квалификации кадров
Особенности, свойственные сектору услуг в целом: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, невозможность хранения Гарантия качества и надежности услуг, оказание услуг на надлежащем уровне, стратегия по своевременной реализации пакета услуг

Источники: .

Среди основных тенденций развития международного туризма на современном этапе можно выделить следующие направления:

Динамичное и широкое по своим масштабам развитие отрасли;
- постоянное появление новых туристских регионов, составляющих конкуренцию лидерам на мировом рынке туризма;
- наравне с заботой о безопасности постепенное привыкание туристов к нестабильности и готовность принять риски, связанные с поездками в другие страны;
- постоянный рост спроса на международный туризм «со знаком качества»;
- все более существенное влияние на туристскую отрасль демографических факторов, изменений в предпочтениях и ценностях потребителей, их образе жизни;
- рост количества и частоты кратковременных поездок, а также путешествий, спланированных в последнюю минуту (время становится такой же ценностью, как и деньги);
- стремление туристов приобрести ценный опыт за свои деньги: предпочтение отдается возможности интересно провести досуг;
- увеличение спроса на аутентичный туристский продукт, интерес к местным обычаям и слиянию с природой, популярность различных видов интеллектуальной и физической деятельности - потребители менее лояльны, более спонтанны и непредсказуемы, их требования возрастают;
- повышение степени информационной интенсивности индустрии туризма;
- сглаживание сезонного характера отрасли за счет внедрения передовых технологий и обновления туристского продукта;
- переход к новым формам туризма, основанным на принципах дифференциации, индивидуализации и диверсификации, широкое распространение идеи устойчивого развития и популярность альтернативных видов туризма .

Одной из множества причин, по которым государство не должно предоставлять полную свободу действий отдельным субъектам сферы туризма и полностью доверять им принятие решений, является то, что отдельные представители, такие как туристские компании, финансовые группы и т. п., не в состоянии гарантировать поддержание условий для воспроизводства и успешного функционирования индустрии туризма. Экономическая логика государственного вмешательства в сферу туризма усиливается и соображениями культурного и экологического плана. Туризм представляет собой систему глобально-локального взаимодействия, функционирование которой влечет за собой существенные последствия для общества.

Поскольку туризм по своей сущности зависит от качества окружающей среды, то часто устойчивость в туризме ассоциируется с эко-агротуризмом, но по существу устойчивое развитие туризма означает больше, чем защита природного богатства. Оно предполагает объективное восприятие местных жителей, их культуры, традиций, обычаев, стиля жизни и социально-экономической системы общества, к которому они принадлежат. Если около десяти лет тому назад все внимание исследователей преимущественно фокусировалось на воздействии международного туризма на окружающую среду, то в настоящее время при сохранении актуальности вопросов экологической безопасности и бережного использования природных ресурсов и сохранения естественного наследия для будущих поколений это уже не единственный аспект, требующий тщательного рассмотрения. Концепция устойчивого развития включает в себя также экономические, социальные и культурные критерии. Препятствием в осуществлении системного и комплексного подхода к туристской индустрии можно назвать четкую фрагментацию последней и относительную замкнутость в заданных границах жизнедеятельности, что типично для малых предприятий и фирм среднего размера, которые и составляют большую часть туристской индустрии. Это косвенным образом приводит к безответственности, когда различные мелкие фирмы с целью получения немедленной и максимально возможной прибыли не задумываются о последствиях своей деятельности.

Поддержку государства целесообразно направить на стимулирование функционирования приоритетных видов туризма, развитие научного потенциала и создание условий для подлинно предпринимательской, главным образом, инновационной деятельности . При этом важное значение имеет тесное сотрудничество и активное взаимодействие всех субъектов туристского рынка для обеспечения его эффективности. В качестве примера можно привести государственные проекты различных стран, направленные на стимулирование и проведение инновационной политики. Так, в Шотландии под эгидой Агентства экономического развития «Scottish Enterprise» был запущен проект «Tourism Innovation in Action», цель которого состоит в оказании содействия туристскому бизнесу в Шотландии, расширению экспорта туристских услуг, диверсификации национального туристского продукта с помощью вовлечения в развитие инновационного процесса различных слоев общественности. Победителями становятся участники проекта, предложившие самые интересные и перспективные идеи по развитию туристского бизнеса, обладающие практической ценностью и потенциальной возможностью реализации. Им предлагается профессиональная поддержка и финансовая помощь для наилучшего воплощения новаторских идей в жизнь .

Таким образом, от правильного построения и эффективной реализации туристской политики зависят роль и место конкретного государства на рынке международного туризма. Вопросами регулирования сферы международного туризма на национальном уровне занимаются специализированные органы управления. Мировой опыт свидетельствует о целесообразности и даже необходимости разделения национальных туристских администраций на две ветви: первая решает глобальные задачи, связанные с нормативно-правовой базой, сбором и обработкой статистической информации, координацией деятельности туристских предприятий и регионов, международным сотрудничеством на межгосударственном уровне, а вторая занимается маркетинговой деятельностью . Потребность в разделении полномочий и обязанностей можно объяснить поставленными перед органами туристской администрации целями.

Главную цель в развитии международного туризма специализированное министерство видит в формировании современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса. В то время как ведомство, отвечающее за маркетинговую деятельность, направляет свои усилия на создание положительного имиджа страны на мировом рынке туризма и повышение привлекательности национального рынка для международной туристской деятельности.

Для корректного отображения принципиальной разницы между понятиями «конкурентоспособность» туристского региона и его «привлекательность» непременным условием является правильное толкование данных терминов. В самом общем смысле международную конкурентоспособность с позиции национальной перспективы можно определить как способность страны производить товары и услуги, пользующиеся успехом на мировом рынке, что в результате приводит к поддержанию достойного уровня жизни населения, увеличению его доходов и росту национального богатства. Соответственно, конкурентоспособность туристского региона - это его способность производить качественный туристский продукт, удерживать свои позиции на международном рынке туризма и по возможности со временем расширять сферу своего влияния, не нарушая при этом принципов устойчивого развития . Наиболее известной концептуальной моделью конкурентоспособности туристского региона является модель Крауча и Ритчи, которая дает целостное представление об основных компонентах, формирующих его конкурентоспособность . Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности туристского региона, различны по своей природе. К первой группе факторов относятся те, которые вытекают из внутренней структуры и организации туристской деятельности в стране. Вторая группа представлена природно-географическими, культурно-историческими, социальными, технологическими, экономическими, экологическими и политико-правовыми факторами, являющимися результатом внешней макроэкономической среды . Однако даже при максимальном рассмотрении всех составляющих конкурентоспособности туристского региона всегда существует возможность появления новых переменных, которые на определенном этапе могут сыграть роль решающего фактора. Речь идет о стихийных событиях (эпидемиях, несчастных случаях, природных катаклизмах, террористических актах), вероятность возникновения которых довольно-таки низка, но потенциальная угроза в случае появления весьма велика. Такие инциденты внезапны и спонтанны по своей природе, не могут быть спрогнозированы и не поддаются контролю со стороны административных органов и других заинтересованных лиц и организаций. При этом они в состоянии преломить уже существующие направления и тенденции в развитии туристской системы и выступить в роли непредсказуемых источников перемен .

Термин «привлекательность» можно определить как способность объекта привлекать к себе внимание и вызывать интерес. В связи с этим можно сделать вывод о том, что данное явление носит в некоторой степени субъективный характер, особенно, если учесть, что вкусы потенциальных клиентов сильно дифференцированы: то, что привлекает одних, оставляет равнодушными других. Если определенная категория людей настроена на спокойный отдых, то вряд ли ее можно будет привлечь предложением активного времяпрепровождения с элементами экстрима, а противников спортивных мероприятий вряд ли поразишь созданием горнолыжного курорта, каким бы высококлассным и конкурентоспособным он ни был. В современной научной литературе существуют различные трактовки критериев привлекательности туристского региона. Так, например, эксперты Секретариата ЮНКТАД исследовали рейтинг страны как экспортера туристских услуг и опубликовали в 1998 г. доклад, в соответствии с которым привлекательность национального рынка зависит от следующих критериев, которые классифицированы по степени их влияния на развитие въездного туризма: уровень внутренних цен в стране относительно мировых цен, транспортные расходы, репутация страны, наличие инфраструктуры для туризма, высокая квалификация кадров . Некоторые исследователи предлагают рассматривать привлекательность туристского региона как производное взаимного функционирования спроса и предложения, исходя из того, что туризм - это система, являющаяся результатом их взаимодействия . Ряд специалистов в области международного туризма определяют привлекательность туристского региона как совокупность естественных аттрактивных характеристик, не учитывая наличия адекватной туристской инфраструктуры или проведения туристской политики, отожествляя тем самым данный термин с «понятием туристский потенциал» .

Исходя из того, что привлекательность туристского региона в первую очередь обусловлена наличием туристских ресурсов и спросом на них, целесообразно предположить, что именно они являются первичными критериями аттрактивности туристского региона. Однако нельзя игнорировать и тот факт, что существует возможность усилить его привлекательность, используя разнообразные методы и приемы тактического и стратегического характера. Соответственно, вторая группа критериев привлекательности представлена такими компонентами, как туристский продукт и туристское предложение. Эти показатели призваны формировать привлекательность национального рынка путем анализа и оптимального применения первичных критериев. Создание туристского продукта, являющегося комплексом отдельных туристских услуг, которые делают возможным пребывание или поездку и только в совокупности могут удовлетворить потребности клиента, происходит путем использования туристских ресурсов при помощи определенных технологий и характеризуется направленностью на нужды и потребности туристов. Расширение туристского спроса вызывает потребность в увеличении дифференциации туристского продукта, что, в свою очередь, требует внедрения новых методов в процесс его создания и продвижения.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что под конкурентоспособностью туристского региона следует понимать его объективную способность производить качественный продукт, обеспечивать поддержку устойчивого благосостояния местного населения и сохранять, а со временем и расширять сферу своего влияния на международном рынке туризма. Привлекательность страны находится в прямой зависимости от ее туристского потенциала, предпочтений туристов и умения местных органов власти и частного бизнеса формировать желания потенциальных клиентов и оказывать влияние на их восприятие. В большинстве стран, стремящихся к развитию туристского рынка, туристская политика направлена на удовлетворение потребностей туристов при рациональном использовании имеющегося туристского потенциала и обеспечении устойчивого развития туризма.

Литература

1. Александрова А. Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2004 .
2. Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005 .
3. Горбылева З. М. Экономика туризма. Минск: БГЭУ, 2004.
4. Дюмулен И. И. Международная торговля услугами. М.: Экономика, 2003.
5. Ефремова М. Экономика туризма и оценки ее динамики // Экономист. 2004. № 12. С. 72-75.
6. Низамиев А. Г. Особенности туризма как вида экономической деятельности в Кыргызстане // Вестник МГУ. 2003. № 4. С. 74-83.
7. Никитенко П. Г. Цивилизационный процесс под углом ноосферного зрения / П.Г. Никитенко, И.П. Андреев. Минск: Право и экономика, 2000.
8. Об утверждении Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 24 авг. 2005 г. № 927. Минск, 2005.
9. Организация туризма: учеб. пособие / А. П. Дурович [и др.]; под общ. ред. Н. И. Кабушкина. Минск: Новое знание, 2003.
10. Харрис, Г. Стимулирование международного туризма в XXI веке: пер. с англ. / Г. Харрис, К. М. Кац. М., 2000 .
11. Crouch G. Destination competitiveness: Insights into attribute importance // International conference of trends, impacts and policies of tourism development. Crete, 15-18 June 2006. Mode of access: http://tourism-conference.eap.gr/pdf files/Crouch, G.pdf
12. Dwyer L. Destination competitiveness: determinants and indicators / L. Dwyer, C. Kim // Current issues in tourism. 2003. V. 6, N 5. P. 369-414.
13. Formica S. Destination attractiveness as a function of supply and demand interaction: diss. … d-r of philosophy: Nov. 2007. Blacksburg, 2000.
14. Manning E.W. Coping with Tourism: Governance for Tourism in Impacted Destinations // The Royal Commonwealth Society. Mode of access: http://www.rcs.ca/colloquium/Manning.doc . Date of access: 26.04.2007.
15. Nordin S. Tourism of tomorrow - Travel trends and forces of change. Ostersund: ETOUR, 2005.
16. Ortolani G. G. Tourism in Italian regions: performance and potentialities / G. G. Ortolani, A. Alivernini, L. Buldorini // 7th international forum on tourism statistics. Stockholm, 9-11 June 2004. Mode of access: http://www.tourismforum.scb.se/presentations/NSMTheme10June/Italy/UIC_presentation.ppt . Date of access: 26.04.2007.
17. Tourism Innovation in Action № 4. Winning Ideas // Scottish Enterprise . Mode of access: http://www.scottish-enterprise.com/sedotcom_home/sig/sig-tourism/tourisminitiatives/tourism-innovation/innovationawards.htm . Date of access: 26.04.2007.

Во многих странах мира нередко туризм оказывался тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм влияет на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Развитый туризм называют одним из главных феноменов XX века.

На наш взгляд, перспективы развития туристского комплекса во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов. Государственное регулирование въездного туризма представляет целенаправленное воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов -- участников этого вида бизнеса и рыночную конъюнктуру для обеспечения благоприятных условий развития туризма, реализации государственных приоритетов. Оно включает в себя разработку государственной политики в этой сфере и выбор механизмов ее реализации.

Регулирование развития туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:

  • · координацию и содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляется посредством Всемирной туристской организации при участии международных финансовых организаций;
  • · согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, Европейское Сообщество);
  • · согласованность политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которое осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации туристских организаций.

Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это - сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения (Рис. 4.).

В международной практике сложились три подхода к государственному регулированию въездного туризма.

Первый подход предполагает решение вопросов развития туризма на местах (самостоятельно субъектами хозяйствования) на основе принципов рыночной экономики.

Такой подход эффективен в развитых странах, где преобладают частные компании разной величины и специализации. Основное условие для такого подхода: страна должна быть привлекательна для иностранных туристов во всех отношениях и не нуждаться в особой рекламе ее туристского продукта на мировом рынке. В этом случае можно обойтись без специальных органов государственного регулирования туризма.

Второй подход предполагает создание специального государственного органа, наделенного значительными полномочиями и финансовыми ресурсами. Данный подход эффективен в случае, когда интересы въездного туризма требуют значительных средств для создания и поддержания на высоком уровне национального туристского продукта и туристской инфраструктуры, привлечения прямых иностранных инвестиций, поддержки мелкого и среднего бизнеса, обеспечения безопасности иностранных туристов.

Существует третий подход, когда функции государственного регулирования туризма возложены на многофункциональное министерство. В министерстве создается специализированное подразделение, которое занимается разработкой и совершенствованием нормативно-правовой базы, осуществляет координацию министерств, ведомств и региональных властей по вопросам развития международного туризма; налаживает связи с другими странами и международными организациями по вопросам развития туризма, занимается продвижением национального туристского продукта за рубежом; осуществляет информационное обслуживание туристского бизнеса.

Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов.

Рисунок 4 - Методы государственного регулирования туризма

Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.

Предполагается необходимым государственное регулирование в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям.

Первое направление связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов) и государственных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах "спрос - предложение" на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование без должного государственного вмешательства приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение, просвещение и т.д.).

Таким образом, государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.

Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны.

Воздействие со стороны государственных органов различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной сферой туризма.

Основными задачами государственного регулирования являются:

ѕ принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития;

ѕ создание условий для решения проблем социального, адресного туризма;

ѕ разработка программ развития государственного и частного секторов, с учетом перечисленных только что направлений;

ѕ обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов;

ѕ обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.

Государство регулирует туристский сектор непосредственно через Министерство по туризму или национальные туристские организации (НТО), а также косвенно с помощью правовых рычагов, поддержки своей инфраструктуры и международной политики. Государство влияет на туризм двумя путями: управляя спросом и доходами или управляя предложением и ценами. Для управления спросом государство использует следующие инструменты: маркетинг и продвижение, ценообразование и ограничение доступа. Составной частью маркетинга являются мероприятия по продвижению туризма, проводимые государством, и преследуют цель пробуждения спроса у потенциальных клиентов. Согласно рекомендациям ВТО эти мероприятия должны быть направлены на создание качественного имиджа страны, основанного на ее привлекательных символических характеристиках. Существуют разные способы создания качественного имиджа страны - это встречи специалистов с журналистами, приглашенными в страну, командировки отечественных специалистов за рубеж, выступления по телевидению и радио, бесплатное распространение брошюр, слайдов и видеоматериалов, а также участие в различных выставках-ярмарках, для чего приобретается стенд. Поскольку число организаций, включенных в мероприятия по продвижению туризма, велико, важную роль играет координация действий, которой обычно занимаются представительства государственных организаций за рубежом. Средства, выделяемые из бюджета на проведение мероприятий по продвижению туристского имиджа страны, могут превышать половину бюджета государственных организаций, причем большая часть бюджета идет на финансирование паблик рилейшнз (от одной трети до двух третей). Эффективность мероприятий по продвижению может увеличиться с помощью международных соглашений по кооперации между министерствами по туризму или организациями, ответственными за туризм. Цель этих действий - обмен или объединение усилий по продвижению (распространение плакатов, аудио- и визуальных материалов, совместное использование представительских офисов и т.д.). Существуют разные средства, с помощью которых государство может регулировать цены на туристскую продукцию. Во-первых, многие достопримечательности в стране находятся в сфере влияния государственного сектора, большинство авиакомпаний контролируется государством, а во многих развивающихся странах даже гостиницы принадлежат государству. Как правило, социальная инфраструктура и транспортные сети считаются естественными монополиями, и если они не принадлежат государству, то должны по крайней мере им контролироваться. Косвенно государство может повлиять на цену с помощью экономических рычагов (например, используя валютный контроль, который может привести к ограничению обмена валюты, в результате чего туристы вынуждены будут менять валюту по завышенной цене и тем самым увеличивать реальную цену путешествия); с помощью налогов от продаж, открытия магазинов в таможенных зонах и т.д. Государство, помимо вышеуказанных рычагов, может повлиять на спрос с помощью лицензирования или градации по качеству обслуживания. Эта мера особенно часто применяется в гостиничном бизнесе, когда количество предлагаемых номеров превосходит спрос и с помощью регулирования цен правительство не может устранить этот дисбаланс. Регулирование цен является очень непопулярной в рыночной экономике мерой, на которую правительства некоторых стран все-таки идут, чтобы сдерживать отечественные компании от соблазна получения сиюминутной выгоды в ущерб долгосрочным интересам туристского бизнеса страны. Кроме того, правительство, контролируя цены, может защитить интересы туристов, оградить их от сверхрасходов и, таким образом, поддержать репутацию страны.

Рисунок 5 - Система государственного регулирования развития туризма

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристической деятельности осуществляется следующим путем:

ѕ создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии;

ѕ содействия в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

ѕ защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

ѕ стандартизации в туристической индустрии, сертификации туристического продукта;

ѕ установления правил въезда в РФ, выезда из неё и пребывания на её территории с учетом интересов развития туризма;

ѕ прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

ѕ налогового и таможенного регулирования; представления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом;

ѕ содействия кадровому обеспечению туристической деятельности;

ѕ развития научных исследований в сфере туристической индустрии;

ѕ содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах; обеспечения картографической продукцией.

Таким образом, масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного государственного регулирования, с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.

Эффективному развитию туризма во многом мешает отсутствие четкого государственного регулирования развития туризма, неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность изучения туризма с научной точки зрения.

Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Любое цивилизованное государство для того, что бы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу.

Межпарламентская конференция по туризму, проведенная в Гааге в апреле 1989 г. приняла Гаагскую декларацию по туризму. Один из принципов данной декларации гласит: «туризм должен планироваться государственными властями, а также властями и туристской индустрией на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов. Ввиду того, что туризм имеет в национальной жизни по меньшей мере такое же промышленное значение как и другие виды экономической и социальной деятельности, и поскольку роль туризма будет вырастать по мере научного и технического прогресса и увеличения количества свободного времени, представляется необходимым расширять во всех странах права и обязанности национальных туристских администраций, приравнивая их к тому же уровню, который имеют администрации, отвечающие за другие крупнейшие экономические секторы».

В России федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере туризма, реализацию государственной политики в области туризма постоянно меняются.

За десятилетний период в России произведено по меньшей мере десять преобразований федерального органа исполнительной власти, ответственного за развитие туризма. В настоящее время ответственным за развитие туризма в России является департамент туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Принцип государственного регулирования туристской деятельности заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России, содействует развитию туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее функционирования, определяет и поддерживает приоритетные направления, формирует образ России как страны, благоприятной для туризма, и рекламирует его на международном уровне, а также осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров и турагентов. При этом основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

Обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
- развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан России, развитие международных контактов;
- сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного потенциала страны, туристских ресурсов.

Приоритетными направлениями государственного регулирования признаются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма (путешествия граждан России и иностранных граждан в пределах Российской Федерации), а также социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется следующим образом:

Созданием нормативных и правовых актов, направленных на упорядочение и совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
- содействием в продвижении турпродукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- лицензированием, стандартизацией в туристской индустрии, сертификацией туристского продукта;
- установлением правил въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации;
- прямыми бюджетными ассигнованиями на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
- защитой прав и интересов туристов, обеспечением их безопасности;
- созданием благоприятных условий для инвестиций, налогового и таможенного регулирования;
- содействием кадровому обеспечению туристской деятельности и развитием научных исследований в сфере туристской индустрии.

По мере увеличения количества туристских поездок, расширения их географии, развития транспортных средств международные организации привлекают внимание государств и правительств к проблемам развития туризма и новой роли национальных туристских администраций.

Начиная с 1921 г. под эгидой Лиги Наций, Организации Объединенных Наций, а с 1975 г. Всемирной туристской организации было проведено более 20 международных конгрессов, ассамблей и конференций, посвященных проблемам туризма.

Под эгидой ВТО в марте 1995 г. в Кадисе (Испания) проведен Международный форум по туризму, в котором участвовали парламентарии из 52 стран мира.

Форум признал, что государство должно содействовать решению следующих проблем, имеющих важное значение для развития туризма:

Упорядочение туристских формальностей и повышение безопасности путешествий;
- развитие туристской инфраструктуры, в том числе транспорта и коммуникаций;
- создание условий для обучения руководителей и персонала туристских предприятий;
- обеспечение соблюдения экологических норм на туристских объектах и в регионах посещения;
- защиту прав туристов;
- обеспечение льготного налогового режима для туристских фирм;
- использование таких экономических и статистических механизмов, которые позволяют вести объективный статистический учет и контроль по принятым в туризме международным критериям и нормам;
- продвижение национального туристского продукта на иностранных рынках путем формирования благоприятного для туризма образа своей страны.

Экономическими и административными механизмами поддержки развития туризма в ряде зарубежных стран являются:

Налоговые льготы, субсидии, дотации;
- национальные законодательные и нормативные акты, способствующие развитию туризма и защите прав потребителя туристских услуг;
- уменьшение паспортных и визовых ограничений при въезде в страну и выезде из нее;
- стимулирование внесезонного туризма путем различного рода скидок и льгот;
- развитие и поддержка социального туризма;
- усиление требований к безопасности туристов;
- усиление мер, принимаемых государством по сохранению окружающей среды, культурного и исторического наследия, а также ряд других.

Ряд стран, среди которых Испания и Греция, предоставляет инвесторам льготные налоговый режим и ставку амортизационных отчислений, снижение налога с оборота. В некоторых странах практикуется освобождение от налога на прибыль в первые годы деятельности предприятий, а также уменьшение налога на добавленную стоимость. Предоставляются также таможенные льготы (вплоть до отмены пошлин) на ввоз оборудования для гостиниц и туристских транспортных средств.

Страны Европейского Союза проводят политику, направленную на уравнивание НДС на туристскую и гостиничную деятельность, сумма которого колеблется от 6 до 25%. В Германии и Люксембурге установлен усредненный НДС в размере 15%, в Дании и Швеции максимальный - 25%.

НДС на размещение в Испании составляет в среднем 7% и зависит от категории гостиницы, а на питание (ресторанные услуги), аренду автомобилей достигает 16%.

В Греции НДС на размещение и питание составляет 8%, а правительством разработана система скидок турфирмам, осуществляющим прием в несезонный период.

Во Франции НДС натуристскую деятельность в среднем составляет 10%, в том числе на услуги размещения 6, на услуги питания 19%.

В Австрии НДС на услуги размещения и питания установлен на уровне 10%. Однако согласно Федеральному закону о туристском налоге все туристские предприятия платят местный сбор за проживание одного туриста (на территории общины - общине, а на курортах - в курортный фонд). Величина сбора зависит от сезона, при этом пациенты лечебных заведений (дети до 6 лет, школьники и студенты) освобождаются от взимания сбора.

В некоторых европейских странах туристские организации пользуются льготными тарифами на коммунальные услуги. В большинстве случаев до 20% заработанной турфирмами валюты освобождается от подоходного налога.

Государством также стимулируется строительство новых туристских объектов путем продажи земли по низким ценам и сдачи ее в аренду на определенный срок (на Кипре до 99 лет, в Израиле и Турции до 49 лет) с возможностью последующего продления аренды на такой же срок.

Регулирование туристской деятельности осуществляется также и лицензирующими органами. Лицензируется в России туроператорская деятельность, турагентская деятельность, а также деятельность по продаже прав на клубный отдых (Приложение 4).

В России определенные сложности вызывает налогообложение турфирм, связанное с приобретением и реализацией ими жесткого блока мест (блок-чартерные и чартерные перевозки), а также налогообложение турфирм, реализующих туры иностранного партнера. В настоящее время налоговая политика в отношении туризма претерпевает изменения.

В связи с нарастающими темпами загрязнения окружающей среды все больше государственная политика в области туризма ориентируется на ее защиту. В ряде стран существуют специальные комиссии, которые регулируют планирование в туризме и защиту окружающей среды (Великобритания, Франция, Скандинавия).

Всемирной туристской организацией в 1992 г. в Рио-де-Жанейро была принята Программа действий XXI века , к которой присоединились 182 государства. Основная роль в реализации этой программы отводится государственным органам по туризму. Данная программа делает акцент на трех базовых инструментах, которые могут быть использованы для создания долгосрочных программ:

Установление новых регламентирующих мер или усиление существующих, предусматривающих защиту людей и окружающей среды;
- использование цены в качестве механизма воздействия;
- создание программ в туристской индустрии, предназначенных гарантировать чистоту производственных процессов и выпускаемой продукции.

Государственные органы занимают ведущее место в создании долгосрочных программ в туризме. Такие программы уже имеют ряд стран (Россия, Финляндия, Австрия, Филиппины и др.).

Программа действий XXI века выдвигает перед государственными органами по туризму следующие основные задачи:

Уменьшение регламентирующих экономических и других структур;
- оценка влияния развития туризма на экономику, социальную и культурную жизнь общества, окружающую среду;
- подготовка и обучение туристского персонала;
- долгосрочное планирование устойчивого развития туризма;
- обмен информацией между развитыми и развивающимися странами;
- участие всех секторов общества в развитии туризма;
- концепция нового туристского продукта;
- оценка результатов реализованных мер;
- установление партнерства в международной деятельности.

Первая задача программы включает :

Оценку существующих национальных международных и других структур, занимающихся достижением целей программы, направленных на развитие туризма;
- партнерство между частным и общественным секторами туризма;
- взимание налогов и сборов в секторе туризма должно определяться таким образом, чтобы можно было бы иметь средства для расширения туристской инфраструктуры, улучшения состояния окружающей среды и т.д.;
- экономические меры, гарантирующие такие цены на товары и услуги, которые учитывали бы затраты по экологии, возникающие в связи с туризмом (вывоз отходов, мусора, вредное влияние производств и т.д.). Поощрительные меры экономического характера должны использоваться также для стимулирования достижений в работе турфирм по защите окружающей среды.

Вторая задача содержит оценку последствий развития туризма для экономической, социальной и культурной жизни общества, что вызывает необходимость рассматривать такие вопросы, как эффективное использование водных ресурсов, электроэнергии, транспортных средств, наличие политики занятости и участия женщин, местного населения в индустрии туризма, защита окружающей среды, культурных, природных и исторических ценностей.

Весьма важным аспектом программы являются подготовка, обучение кадров и планирование в туризме. Государственные туристские органы и профессиональные туристские ассоциации должны сотрудничать с индустрией туризма, чтобы осуществлять необходимую теоретическую и практическую подготовку персонала.

В области планирования развития туризма государству отводится ведущая роль. Государственные органы регулируют этот процесс, чтобы избежать его стихийного развития, особенно в наиболее уязвимых в плане экологии районах. Плохо спланированный и неуправляемый туризм может нанести непоправимый ущерб. Например, на Бермудских островах принят ряд нормативных актов по планированию, направленных на защиту туристской индустрии островов. В частности, ограничено количество теплоходов, заходящих в порты, запрещены неоновые вывески, предусматривается защита флоры и фауны моря, ограничена высотность зданий, предусмотрен отвод земель для естественных заповедников.

В задачи государственных органов входит также и контроль за новым строительством с тем, чтобы туристские объекты имели соответствующее современное оборудование для водоснабжения, вывода сточных вод, вывоза мусора и отходов, создания дополнительных запасов питьевой воды, где это необходимо. Государство должно осуществлять контроль за тем, чтобы в строительстве использовались технологии, которые требуют использования большего числа местной рабочей силы, с тем, чтобы были созданы дополнительные рабочие места, а также контролировать, чтобы строящиеся объекты туризма были спроектированы с учетом возможных стихийных бедствий, таких, как ураганы, наводнения, землетрясения и т. д. Только система мер, регулируемая государством, может обеспечить правильное и эффективное развитие туризма на долгосрочной основе.

В 1994 г. в Москве подписано Соглашение о совете по туризму СНГ, основная задача которого содействовать развитию взаимоправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма, в том числе упрощения туристских формальностей и обеспечения безопасности туристов.

Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 177 утверждена федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» . Реализация программы встретила определенные трудности, связанные с финансированием.

Роль государственного регулирования туристской деятельности в России раскрывается в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» , а также в ряде проектов законов, находящихся на рассмотрении в Государственной Думе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные принципы и цели государственного регулирования туристской деятельности в России. Каким законодательным актом они декларированы?
2. Назовите основные направления, по которым осуществляется регулирование туристской деятельности в России.
3. Какие меры обеспечивают защиту прав и интересов туристов, безопасность их путешествия?
4. Какими экономическими и административными мерами поддерживается развитие туризма в зарубежных странах?
5. Назовите ставки НДС на туристскую деятельность, принятые в России, Испании, Франции, Австрии и Греции.
6. Какие проблемы развития туризма обозначены в документе ВТО «Программа действий XXI века»?
7. Какие нормативные документы по туризму приняты в России в последнее время?
8. Какие виды туристской деятельности лицензируются в России?

Система государственного регулирования туристской деятельности. ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации о государственном регулировании туристской деятельности. Принципы государственного регулирования туристской деятельности. Цели государственного регулирования туристской деятельности.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


13. Система государственного регулирования туристской деятельности.

Управление и регулирование: соотношение понятий. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» о государственном регулировании туристской деятельности. Принципы государственного регулирования туристской деятельности. Цели государственного регулирования туристской деятельности. Приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности. Способы государственного регулирования туристской деятельности. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724.

Правовой статус Федерального агентства по туризму. Компетенция иных федеральных государственных органов в сфере СКСТ. Регулирования туристкой деятельности в субъектах РФ.

Управление и регулирование: соотношение понятий.

Государственное регулирование туризма — важное звено в экономике страны, поэтому центральное место в Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» занимает глава «Государственное регулирование туристской деятельности».

Следует остановиться на проблеме толкования процессов регулирования и управления.

Анализ понятий «регулирование» и «управление» показывает, что для отождествления их нет достаточных оснований, но и противопоставлять их не стоит, т.к. одно из них является одновременно стороной другого. Говоря об управлении, в целом представляется целесообразным взять за основу наиболее общую дефиницию. Управление — это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Исходя из данного определения, можно выделить основные задачи управления и в сфере туризма:

— реализация цели (программы) функционирования системы;

— поддержание заданного режима деятельности;

— сохранение структуры.

Согласно другому подходу, — это две различные функции. Управляющий позыв говорит, что делать, а регулирующий — как делать. Учитывая, что туризм является особой отраслью, преимущественно образованной предпринимателями и в незначительной мере государственными структурами, управляющая посылка «что делать» влечет меру ответственности за конечный результат, поскольку предприниматель по определению исполняет свои функции по достижению прибыли за свой счет и на свой риск. Поэтому необходимо обратить внимание на то, что глава II ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» посвящена государственному регулированию, а не управлению.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» о государственном регулировании туристской деятельности.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» называет принципы, цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности,

Принципы государственного регулирования туристской деятельности.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности:

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,

содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;

определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;

формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;

осуществляет поддержку и защиту российских туристов , туроператоров, турагентов и их объединений.

Цели государственного регулирования туристской деятельности.

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

охрана окружающей среды;

создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

развитие туристской индустрии , обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности:

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего , въездного , социального и самодеятельного туризма.

Способы государственного регулирования туристской деятельности.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности:

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:

определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;

нормативного правового регулирования в сфере туризма;

разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;

содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;

развития научных исследований в сфере туризма;

стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;

формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);

информационного обеспечения туризма;

создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;

оказания государственных услуг в сфере туризма;

взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.

«Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» устанавливает в статье 4, что «государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма».

Систему и структуру федеральных органов исполнительной власти устанавливает Президент РФ. На сегодняшний день система и структура федеральных органов исполнительной власти определяются Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии с Указом федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма является Федеральное агентство по туризму, находящееся в подчинении Министерства спорта туризма и молодежной политики РФ.

Правовой статус Федерального агентства по туризму.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 901 утверждено «Положение о Федеральном агентстве по туризму».

В соответствии с этим Постановлением Правительства РФ Федеральное агентство по туризму осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

Осуществляет формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;

Информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания;

Осуществляет продвижение туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках;

Размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также для обеспечения нужд Агентства;

Осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

Осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;

Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации интересов Российской Федерации в международных организациях;

Создает представительства за пределами Российской Федерации в сфере туризма. Порядок их создания, деятельности и ликвидации определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

Организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;

Реализует меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на их развитие, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности.

Компетенция иных федеральных государственных органов в сфере СКСТ.

Наряду с Федеральным агентством по туризму отдельные функции государственного управления, сопряженные со сферой туризма, осуществляют и другие органы исполнительной власти:

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека , на которую возложены следующие функции:

— организация и осуществление государственного и санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и в сфере зашиты прав потребителей;

— осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

2. Министерство иностранных дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями. Наряду с общими вопросами Министерство иностранных дел:

— оформляет в установленном порядке паспортно-визовую документацию;

— оказывает содействие функционированию иностранных дипломатических и консульских представительств на территории Российской Федерации;

— осуществляет меры по защите прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом.

3. Министерство культуры РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, кинематографии, охраны и использования историко-культурного наследия. В частности, в его компетенцию входит:

— осуществление государственной политики в сфере культуры, обеспечивающей необходимые условия для пользования учреждениями культуры, доступа к культурным ценностям;

— осуществление контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза на ее территорию культурных ценностей.

4. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является национальным органом, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации. В его компетенцию входят:

— реализация государственной политики в сфере стандартизации, метрологии и сертификации, установления и использования стандартов и эталонов;

— осуществление мер по защите прав потребителей и экономических интересов Российской Федерации в области контроля за соблюдением требовании безопасности товаров (работ, услуг), в т.ч. в области туризма; — обеспечение функционирования и развития систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, аккредитации и научно-технической информации в этих областях, а также их гармонизация с международными (региональными) и национальными системами зарубежных стран;

— организация и проведение государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, за сертифицированной продукцией, а также государственного метрологического контроля и надзора.

5. Федеральная таможенная служба я вляется учреждением, осуществляющим руководство системой таможенных органов РФ, с которой тесно связана сфера международного туризма. В его компетенцию наряду с общими вопросами входит:

— взимание таможенных платежей;

— таможенное оформление;

— таможенный и валютный контроль.

6. Федеральная налоговая служба осуществляет важную для сферы туризма деятельность:

—контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ;

—валютный контроль в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;

—регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в т.ч. и в области туризма).

7. Федеральная миграционная служба непосредственно связана с каждым туристом, т.к. осуществляет:

—выдачу паспортов;

—регистрацию и снятие граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;

—адресно-справочную работу;

—регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации, выдачу им документов на право проживания;

—оформление документов и разрешений на въезд в Российскую Федерацию и выезд за границу.

8. Министерство здравоохранения и социального развития РФ контролирует сферу туризма, т.к. в его компетенцию входит санитарно-эпидемиологический контроль, направленный на предотвращение распространения опасных инфекционных заболеваний и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Регулирования туристкой деятельности в субъектах РФ.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ.

Государственное регулирование в сфере туризма на территории Тверской области до сентября 2011г. осуществлял орган государственной исполнительной власти - Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области , созданный 19 июня 1996 г.

В сентябре 2011 г. его функции переданы министерству экономического развития Тверской области.

С 2005 г. Администрацией и Законодательным Собранием Тверской области разрабатываются и реализуются законы «Об областной целевой программе «Развитие туризма в Тверской области ». Областная целевая программа (ОЦП) ориентирована на создание условий для развития туристской отрасли Тверской области.

Для решения поставленных государственных задач, комитет выполняет сложную и многоплановую деятельность по разработке стратегии развития туризма в Тверской области и организации межотраслевого взаимодействия.

Функции комитета (Теперь, вероятно, это функции министерства экономического развития Тверской области.)

—законотворческая деятельность по совершенствованию правового поля на региональном уровне;

—разработка и издание разнообразной туристской литературы, включая серию тематических альманахов (культурно-познавательный и паломнический туризм, охота и рыбалка), путеводителей и каталогов. Постоянным партнером комитета по туризму является старейшее российское издательство «Вокруг света»;

—представление туристско-рекреационного потенциала Тверской области на основных международных туристских выставках в России и за границей (Италия, Германия);

—взаимодействие с муниципальными образованиями Тверской области по координации действий в туристской сфере, включая разработку и реализацию районных программ развития туризма, привлечение инвесторов, создание новых туристских маршрутов и проектов по развитию туристских зон;

—формирование партнерских связей со средствами массовой информации по подготовке изданий, посвященных Тверской области, по проведению пресс-туров, конференций и семинаров, всего того, что способствует продвижению Тверской области как региона благоприятного для туризма и отдыха;

—ведение мониторинга совместно с Росстатом, Информационным туристским центром Правительства г. Москвы по оценке состояния туристской сферы Тверской области в ЦФО и России в целом.

С целью привлечения туристов в разных уголках Тверской области комитетом по туризму проводится целый ряд самых различных мероприятий: крупнейшая в России Верхневолжская парусная регата в Конаково; фестиваль шансона памяти Михаила Круга в Твери; торгово-туристский фестиваль «Купеческий караван» в Торжке и др.

Примечание: при ответе на этот вопрос нужно знать, что:

Федеральные министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11063. Система механизмов государственного регулирования общенационального рынка РК 84.97 KB
Формами государственного регулирования выступают планирование (долго-, средне- и краткосрочное), программирование (прежде всего в виде составления целевых комплексных программ) и прогнозирование как на национальном, так и на наднациональном уровнях. Высшей формой государственного регулирования является национальное демократическое экономическое планирование, о котором уже шла речь в одной из предыдущих тем.
8789. Система органов государственного регулирования экономическим развитием 13.84 KB
Система органов государственного регулирования экономическим развитием 2 часа Президент Украины – гарант конституции Верховная Рада Украины – законодательная власть Кабинет министров Украины – исполнительная власть Местное государственное самоуправление Президент Украины – гарант конституции Государственная регуляция экономики является важнейшей функцией государства. В Украине деление полномочий между разными ветвями власти определяется Конституцией Украины в 1996 г. Главой государства является Президент Украины законодательную...
3148. Система договорных отношений в туристской деятельности 18.16 KB
Система договорных отношений в туристской деятельности. Гражданскоправовые договоры. Нормативноправовая база договорной деятельности турфирмы. Совокупность применяемых в туризме договоров.
10074. Механизм государственного регулирования в экономике 478.9 KB
Остается рыночный путь развития. В развитие этой цели можно выделить следующих круг задач: рассмотреть научные направления о необходимости государственного вмешательства в экономику; охарактеризовать методологию государства; провести анализ регионального развития РК; рассмотреть тенденции развития...
20493. Совершенствование государственного регулирования малого и среднего бизнеса 274.13 KB
Основные направления государственного регулирования малого и среднего предпринимательства. Особенности налогообложения малого и среднего предпринимательства. Анализ развития государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах. Показатель развития малого и среднего предпринимательства.
16240. Проблема эффективного механизма государственного регулирования внешней торговли 14.85 KB
Механизм государственного регулирования способствующий решению данной задачи мы называем эффективным. В данной статье предлагается комплексный подход к оценке эффективного механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Взаимосвязь рыночных процессов и государственного регулирования.
16545. Влияние финансовых механизмов государственного регулирования на инновационное развитие 11.05 KB
В 2009 году при применении общего режима налогообложения ставка налога на прибыль составила 20 единого социального налога ЕСН – 26 налога на доходы физических лиц – 13 данный налог предприятие платит в виде налогового агента за своих работников налога на добавленную стоимость НДС – 18. Хотя для предприятий производящих инновационную продукцию и осуществляющих вложения в научные исследования и опытно – конструкторские разработки НИОКР ставка налога на прибыль также составляет 20 но при расчете налоговой базы по данному налогу...
16468. Зарубежный и отечественный опыт государственного регулирования инновационного развития 12.51 KB
В Канаде размер налогового кредита для научных затрат составляет 35 на первые 2 млн. Отсрочка налогообложения применяется для решения проблем возникающих у компаний расходующих средства на проведение изобретательских работ и приобретение необходимого для этого оборудования но не получающих пока прибыли достаточной для использования налоговых льгот в полном объеме. В последнее время правительства развитых стран особенно членов Евросоюза усилили внимание к вопросам облегчения доступа к информации по новым технологиям прежде всего...
16211. Москва Проблемы эффективности государственного регулирования в период кризиса. 9.61 KB
Кризисное состояние российской экономики является не только платой за интеграцию в мировую экономику включая падение экспортных цен на энергоносители расходы на импортируе-мую продукцию плату за внешние заимствования сокращение экспорта российской продукции в связи с падением мирового спроса международные валютные бифуркации в связи с очевидной долларизацией российской экономики отток из страны иностранного капитала но и обострением в условиях кризиса накопившихся за предшествующие десятилетия внутрироссийских экономических проблем –...
3195. Ответственность за нарушение законодательства РФ о туристской деятельности 14.8 KB
309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона иных правовых актов а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Гражданский кодекс РФ в главе 22 Исполнение обязательств установил нормы о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства об исполнении обязательства по частям об исполнении обязательства надлежащему лицу об исполнении обязательства...