Экономическая социальная культурная экологическая устойчивость. Понятие об экологической устойчивости и жизнеобеспечении

Кредитование

Во второй половине XX в. хозяйственное воздействие на природу достигло размеров, при которых она стала утрачивать способность к самовосстановлению.

Проблема экологии и устойчивого развития - это проблема прекращения вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду.

Еще в середине прошлого века экология была внутренним делом каждой страны, потому что загрязнение в результате промышленной деятельности проявлялось лишь в районах с повышенной концентрацией экологически вредных производств. В 1980-е гг . экологическая проблема стала региональной: вредные выбросы достигают близлежащих стран, приходят вместе с ветром и облаками от соседей (кислотные дожди, порожденные выбросами в атмосферу отходов промышленных производств Великобритании и ФРГ, выпадали в Швеции и Норвегии, а в Великих озерах на границе США и Канады живые организмы погибали от ядовитых стоков американских предприятий).

В 1990-х гг. экологическая проблема вышла на глобальный уровень, что проявляется в следующих негативных тенденциях:

  • ресурсы , которые принято считать возобновляемыми (тропические леса, рыбные ресурсы и др.) в мире просто не успевают самовосстанавливаться ;
  • происходит разрушение мировой экосистемы , исчезает все больше представителей флоры и фауны, нарушая экологический батане в природе;
  • все большие территории планеты становятся зоной экологического бедствия. Так, бурное экономическое развитие Китая, сопровождающееся извлечением гигантских объемов (например, в 2006 г. было добыто 2,4 млрд т угля) и столь же огромным размером экологически грязного производства (выплавка стали достигла 420 млн т), превратило эту страну в сплошную зону экологического бедствия;
  • самой сложной и потенциально наиболее опасной проблемой становится возможное изменение климата , которое выражается в росте средней температуры, что, в свою очередь, ведет к росту частоты и интенсивности экстремальных природно-климатических явлений: засух, наводнений, смерчей, резких оттепелей и заморозков, которые наносят значительный экономический ущерб природе, человеку и экономике стран.

Климатические изменения принято связывать с усилением «парникового эффекта» — роста концентрации парниковых газов в атмосфере, которые попадают туда от сжигания топлива, попутного газа в местах добычи, с одной стороны, и сведения лесов и деградации земель — с другой. Хотя существует и другая точка зрения: потепление климата связано не с увеличением концентрации СО, в атмосфере, а с вековыми ритмами солнечной активности и вытекающими из этого климатическими циклами на Земле.

Основные последствия загрязнения окружающей среды сводятся к следующему:

  • наносится вред здоровью человека и сельскохозяйственных животных;
  • загрязненные территории становятся малопригодными или вообще непригодными для проживания людей и их хозяйственной деятельности и 3) загрязнение может привести к нарушению способности биосферы к самоочищению, ее полному разрушению.

Обострение экологических проблем в развитых странах привело уже в 70-х гг. к резкому изменению государственной политики в области охраны окружающей среды. В ряде стран Западной Европы возникли тогда влиятельные партии и движения «зеленых». Государство стало устанавливать все более и более жесткие экологические нормативы. К 2000 г. произошел рост расходов на природоохранные мероприятия до 250 млрд долл., что более чем в 6 раз превысило уровень расходов в 1970 г. Развитые страны в среднем расходуют до 1,7% своего ВНП на экологические нужды, но этого мало, так как величина ущерба, наносимого природной среде, ежегодно исчисляется примерно 6% ВНП.

В 1980-х гг. мировое сообщество пришло к пониманию, что экологические проблемы не могут быть решены в границах отдельного государства, так как благодаря глобальным круговоротам вещества и энергии географическая оболочка является единым природным комплексом. Это привело к возникновению концепции устойчивого развития (sustainable development), которая предполагает развитие всех стран мира с учетом жизненных потребностей нынешнего поколения людей, но без лишения этой возможности будущих поколений.

Концепция устойчивого развития была одобрена на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Она предполагает построение устойчивой глобальной экономики, которая смогла бы решить проблему загрязнения планеты, сокращения ресурсов, одним словом, восстановить экологический потенциал планеты для будущих поколений. Причиной экологических бедствий авторы концепции провозглашают быстрое экономическое развитие ведущих стран мира, а также значительный рост населения Земли.

В результате сталкивается с противоречием: каким образом поддерживать устойчивое развитие, одновременно ослабляя негативное воздействие хозяйственной деятельности на экологию. Сократить уровень экологической нагрузки можно в принципе тремя способами:

  • снижение численности населения;
  • сокращение уровня потребления материальных благ;
  • проведение фундаментальных изменений в технологии.

Первый способ фактически уже реализуется естественным образом в развитых и многих переходных экономиках, где значительно снизилась рождаемость. Постепенно этот процесс охватывает все большую часть развивающегося мира. Однако рост общей численности мирового населения будет продолжаться, по крайней мере, еще несколько десятилетий.

Сокращение уровня потребления едва ли возможно, хотя в последнее время в развитых странах складывается новая структура потребления, в которой преобладают услуги и экологически чистые компоненты и продукты повторного использования.

Поэтому первостепенное значение для устойчивого развития мировой экономики приобретают технологии, направленные на сохранение экологических ресурсов планеты :

  • ужесточение мер по предотвращению . Сегодня действуют жесткие международные и национальные нормы, оговаривающие содержание вредных веществ, например, в выхлопных газах автомобилей, что заставляет автомобилестроительные компании выпускать экологически менее вредные автомобили. В результате ГНК, обеспокоенные негативной реакцией своих потребителей на экологические скандалы, стремятся следовать принципам устойчивого развития во всех странах, где они действуют;
  • создание экономичных продуктов, которые можно использовать повторно. Это позволяет уменьшить рост потребления природных ресурсов;
  • создание чистых технологий. Проблема здесь состоит в том, что во многих отраслях промышленности применяются устаревшие технологии, не отвечающие потребностям устойчивого развития. Например, в целлюлозно-бумажной промышленности многие производственные процессы строятся на основе использования хлора и его соединений, которые являются одними из самых опасных загрязнителей, и изменить ситуацию может только применение биотехнологий.

К настоящему времени развитые страны смогли снизить уровень загрязнения окружающей среды или, по крайней мере, стабилизировать его. Примером является Япония, страдавшая в 1960-1970-е гг. от непомерного загрязнения атмосферы многочисленными металлургическими заводами, тепловыми электростанциями на угле и т.д., но сумевшая к настоящему времени приобрести статус одной из самых передовых в экологическом смысле стран мира. Однако это произошло не только за счет использования вышеупомянутых технологий, но и потому, что Япония и другие развитые страны заметно переориентировались на формирующиеся экономики как производителей той продукции, выпуск которой сильно загрязняет окружающую среду (химия, металлургия и др.). Причем процесс сворачивания «грязных» производств в развитых странах шел не столько сознательно, сколько стихийно, как вытеснение местной продукции более дешевой импортной, хотя ТНК развитых стран содействовали этому, перенося «грязные» производства в страны с более низкими издержками.

В результате во многих из этих стран проблема экологии и устойчивого развития стала обостряться.

Наиболее впечатляющим примером международной экологически ориентированной политики является Киотский протокол . Этот документ был принят в 1997 г. на Третьей конференции участников Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Киото (Япония) и в 2005 г. вступил в силу после ратификации его государствами, на долю которых приходится 55% мировых выбросов СО,. В Киотском протоколе участвуют в основном страны Европы. Россия и Япония, тогда как США и Австралия вышли из нею по экономическим причинам, а большинство остальных стран не подписали его. Цель Киотского протокола — сокращение выбросов парниковых газов на 5,2% ниже уровня 1990 г. для развитых стран в 200S-2012 гг. В Киотском протоколе предусмотрены основанные на рыночных механизмах способы сокращения выбросов:

  • механизм чистого развития — развитые страны получают зачеты за счет инвестирования в проекты сокращения выбросов в развивающихся странах;
  • совместное осуществление — страны получают зачеты за счет инвестирования в проекты сокращения выбросов в развитых странах;
  • международная торговля выбросами — страны покупают и продают зачеты выбросов между собой.

Надо заметить, что сокращение выбросов дорого обойдется развитым странам. Выгоды, к которым приведут усилия по предотвращению изменения климата, станут очевидными лишь в долгосрочной перспективе, тогда как издержки, связанные с такими мерами, придется нести в настоящее время.

Разумеется, концепция устойчивого развития не могла бы стать столь распространенной, если бы не имелось соответствующих предпосылок как в недрах самой традиционной экономической науки, так и в обществе. Главной предпосылкой стали грандиозные перемены, произошедшие в мире в середине XX века. Если прежде ареной экономического роста были лишь несколько стран Европы и Северной Америки, то теперь в основанное на единых принципах мировое хозяйство оказался включенным практически весь мир.

Модель развития, применявшаяся развивающимися странами в 50–60-е годы, ориентировалась на достижение экономической эффективности. Считалось, что только эффективность экономической системы способна проложить путь ко всеобщему процветанию и покончить с неравенством как в рамках отдельно взятой страны, так и в мировом масштабе. Однако неоднократно указывалось на чрезвычайно низкую эффективность экономической системы промышленно развитых стран, основанную на непропорционально высоких затратах природных ресурсов.

К началу 70-х годов возрастающая численность бедных слоев населения в развивающихся странах и отсутствие преимуществ экономического развития привели к росту числа попыток непосредственно исправить ситуацию с распределением доходов.

Становилось ясным: единственное, что может исправить ситуацию, это конкретные действия, предпринятые в широких масштабах и согласованные на мировом уровне.

Парадигма развития переместилась в сторону уравновешенного роста, который в явной форме учитывал социальные цели (особенно задачу сокращения численности бедных слоев населения) и придавал им такое же значение, как и экономической эффективности.

Третьей основной задачей развития стала защита окружающей среды. К началу 80-х годов было накоплено большое количество информации, свидетельствующей о том, что деградация окружающей среды является серьезным препятствием для экономического развития. Указывалось на то, что пренебрежение к экологическим проблемам нельзя оправдать необходимостью решать другие, кажущиеся более неотложными задачи.

Таким образом, концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической. В соответствии с этим часто говорят о трех целях устойчивого развития: экологической целостности, экоэффективности и экосправедливости.

Факторы устойчивого развития:

– экологический фактор (граница коридора, в котором должна развиваться цивилизация);

экономический фактор (преобразование рыночной системы);

– социальный фактор (сельскохозяйственное производство, права человека, демография).

Главное условие работы факторов – необходимость экологизации общественного сознания, образования, мышления, содействие широкой информированности населения, которое является неотъемлемой частью глобальных усилий в области просвещения.

Мировая стратегия развития образования в области окружающей среды формулируется следующим образом:

– образование в этой области осуществляется в течение всей жизни человека и является неотъемлемой частью процесса общего образования;

– оно не должно ограничиваться системой формального образования,

– в рамках формального образования на всех уровнях постепенно достигать междисциплинарности,

– успех образования в области окружающей среды требует применения новых концепций и новых методов обучения.

Расширяя деятельность в этом направлении, необходимо:

– воспитывать членов общества, хорошо понимающих взаимосвязь человека и природы, сознающих необходимость сохранения глобального равновесия;

– обеспечивать точную информацию о состоянии окружающей среды;

– прививать членам общества сознания причастности каждого из нас к проблемам окружающей среды.

Просвещение, повышение информированности населения следует признать в качестве процесса, с помощью которого человек и общество могут в полной мере раскрыть свой потенциал. Просвещение имеет решающее значение для содействия устойчивому развитию и расширения возможностей стран в решении вопросов окружающей среды и развития. Как формальное, так и неформальное образование являются независимыми факторами для изменения сознания и культуры людей, с целью принятия решений в области устойчивого развития, для обеспечения информированности по вопросам экологии и этики, преодоление информационной и функциональной неграмотности.

Экономическое обоснование концепции устойчивого развития

Ограниченность ресурсов давно уже осознается как фундаментальный экономический факт. Однако вывод о фактической не бесплатности «даровых благ природы» был сделан только в рамках концепции устойчивого развития. В настоящее время имеется большое число самых разных подходов к оценке стоимости природных ресурсов. Однако при решении вопроса о взаимозамещаемости производственного, природного и человеческого капитала и особенно при стоимостной оценке природных ресурсов возникают проблемы интерпретации.

Важно подчеркнуть, что именно экономический подход является стержнем концепции устойчивого развития. В то же время концепция устойчивого развития позволила по-новому взглянуть на само понятие «экономическая эффективность». Более того, выяснилось, что долгосрочные экономические проекты, при осуществлении которых принимаются во внимание природные закономерности, в конце концов, оказываются экономически эффективными, а, осуществляемые без учета долгосрочных экологических последствий, – убыточными.

Социальная точка зрения

Концепция устойчивого развития социально ориентирована. Она направлена на сохранение социальной и культурной стабильности, в том числе на сокращение числа разрушительных конфликтов. В глобальных масштабах желательно также сохранить культурный капитал и более полно использовать практику устойчивого развития, имеющуюся в не доминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм.

Именно осознание первостепенной важности решения социальных проблем явилось толчком к созданию Римского клуба и, в конечном счете, к возникновению самой концепции устойчивого развития.

Без справедливого распределения ресурсов и возможностей между всеми членами человеческого общества устойчивое развитие невозможно. Достижение достойной жизни и благосостояния для всех граждан мира должно стать главной целью мирового сообщества. Для устойчивого развития, в первую очередь, необходимо создание общества с равными возможностями на всех без исключения уровнях человеческой организации. Некий гарантированный минимальный уровень жизни должен быть неотъемлемым правом любого гражданина.

Вместе с тем возникает вопрос о социальном максимуме, т.е. о тех верхних пределах, за которыми потребление и расточительство становятся предосудительными и даже преступными. Ключевыми оказываются не те или иные темпы роста, а скрывающееся за ними распределение доходов. Материальное изобилие приносит с собой проблемы в такой же, если не большей степени, что и бедность.

Развитием социальной составляющей концепции устойчивого развития стала фундаментальная идея соблюдения прав будущих поколений. Природные ресурсы Земли являются общим наследием всего человечества, включая как ныне живущие, так и будущие поколения. Для устойчивого развития этот постоянный резервный фонд должен передаваться от поколения к поколению не таким истощенным и загрязненным.

Экологическая составляющая концепции устойчивого развития

С экологической точки зрения устойчивое развитие должно обеспечивать стабильность биологических и физических систем. Особое значение имеет жизнеспособность локальных экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы в целом. Более того, понятие природных систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую, например, как города.

Основное внимание уделяется сохранению способностей таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.

Концепцию устойчивого развития следует отличать и от «экстремистских» эколого-экономических концепций, в частности от различных концепций экотопии – теории всяческого ограничения экономического развития. Основные направления концепции экотопии – возврат к природе, биологическое и культурное разнообразие, простые технологии, полный отказ от научно-технического прогресса. Выбор такого типа экономического развития, несомненно, скажется на понижении жизненных стандартов общества, поэтому он представляется малореальным. В то же время современные западные стандарты качества жизни и потребления просто невозможно распространить на все человечество.

Сохранение биосферы, таким образом, не может являться самоцелью устойчивого развития. Его цель – выживание человека как биологического вида. В то же время все большее число людей осознает, что само дальнейшее существование человечества будет невозможным, если деградация природной среды его обитания превысит некоторый, пока неизвестный, а возможно, и принципиально не установимый, критический уровень.

Осуществляемое в гармонии с окружающей средой развитие может способствовать как удовлетворению целого ряда насущных потребностей людей, так и укреплению собственной основы развития. Давно замечена очевидная взаимосвязь между продуманностью действий в отношении окружающей среды и уровнем местного производства продовольствия. Это говорит о принципиальной возможности практической реализации концепции устойчивого развития. В самом деле, если биосфера Земли существует сотни миллионов лет, несмотря на все космические катаклизмы, подчас весьма разрушительные, почему не должна быть возможна стабильная экономическая система, основанная на тех же самых принципах, т.е. «устойчивая».

Под экологически устойчивым или просто устойчивым развитием человечества понимается такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей людей в настоящее время, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Концепция «устойчивого (самоподдерживающегося) развития» была впервые предложена в 1987г. и утверждена в качестве руководства к действию для всех стран нашей планеты на XXI в. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

Конференция в Рио-де-Жанейро была второй Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. В ней приняли участие около 18 тыс. ученых и специалистов из 179 стран мира, а также более 100 глав государств и правительств.

Принятые конференцией программные документы, определяющие будущие действия по экологическому выздоровлению (в том числе тщательно разработанные Повестка на XXI век и Риодежанейрская декларация), говорят о серьезности намерений мирового сообщества остановить катастрофу. «Повестка на XXI век» - подробный план обеспечения экономического роста без ущерба для окружающей среды, план устойчивого развития. Риодежанейрская декларация констатирует, что прогресс в развивающихся странах должен осуществляться экологически ответственно, а развитые страны вместе с развивающимися должны работать над пре­одолением разрыва в благосостоянии и потреблении, разделяющего богатые и бедные страны

Этому же способствовали и подписанные Соглашение о борьбе с глобальным потеплением и Конвенция о разнообразии биологического мира (последнюю не подписали США, считая, что конвенция сформулирована неудачно и задерживает развитие биотехнологии).

Хотя соглашение не устанавливало график сокращения выбросов вредных газов, создающих парниковый эффект, оно обязало подписавшие страны следить за выбросами газов в интересах защиты экологических систем. Соглашение также предусматривает принятие серьезных мер, если со временем угроза глобального потепления станет более реальной.

В декларации этой конференции отмечалось:

Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Экологические вопросы решаются наиболее эффективным способом при участии всех заинтересованных граждан. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации.

Государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистем Земли.


Устойчивость общества определяется численностью народонаселения, производством, потреблением и состоянием биосферы. Численность населения, запасы капитала и используемые технологии должны обеспечивать гарантированный уровень жизни, материальный достаток для всех. Темпы потребления возобновимых ресурсов (лес, животный мир, почвы) не должны превышать темпов их восстановления. Темпы потребления невозобновимых ресурсов (углеродсодержащие топлива, уран) не должны превышать темпов разработки их возобновимой замены.

Чтобы обеспечить устойчивое развитие, требуется изменить мировую экономику (учитывая расходы на сохранение окружающей среды), демографическую политику (ограничивая рост народонаселения развивающихся стран), переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни (ограничивая свои потребности и воздействие на окружающую среду). Все это часто отождествляют с экологической революцией, которая должна пройти в течение ближайших десятилетий, иначе через 30 - 40 лет станет необратимым разрушение окружающей среды: изменение климата, уничтожение лесов, загрязнение рек и морей, уничтожение растительного и животного мира, сокращение пахотных земель, загрязнение атмосферы, уменьшение озонового слоя и т.п.

Устойчивое развитие станет реальностью при соблюдении следующих условий:

Стабилизации численности населения;

Сбалансированном сельском хозяйстве, не истощающем почвенные и водные ресурсы и не загрязняющем землю и продукты питания пестицидами;

Рециклизации, т.е. повторном использовании отходов и вышедших из строя вещей;

Освоении экологически чистых источников энергии, например солнечной;

Переходе к более энерго- и ресурсосберегающему образу жизни.

Эти технологии уже разработаны, но надо их шире внедрять. Важно, чтобы все люди поняли: губить природу и безнравственно, и экономически невыгодно. Необходимо прекратить уничтожение лесов и перейти к более естественному, менее потребительскому образу жизни и к экотехническому типу экономики, учитывающему потребность восстановления и сохранения природы.

Подробные предложения по реализации устойчивого развития человечества разработаны в Институте мирового наблюдения (США) под руководством Л. Брауна. По проведенным расчетам, стабилизация климата возможна в случае уменьшения выбросов в атмосферу углерода до 2 млрд.т в год, что составляет около трети нынешнего уровня, а с учетом роста населения 1/8 энергетических потребностей будет реализовываться при сжигании углеродного топлива. Следует перейти к использованию возобновляемых источников: солнечной энергии, гидроэнергии, энергии ветра, геотермальной энергии. При развитии гидроэнергетики предпочтительны небольшие проекты с минимальным разрушением окружающей среды.

Построенная в США в 1989 г. гелиотермическая энергостанция вырабатывает электроэнергию на треть дешевле, чем на АЭС (8 центов за 1 кВт-час). Энергия ветра позволит США к 2030 г. выработать 10 - 20% электроэнергии, что в 1,5 - 2 раза дешевле, чем на АЭС. С помощью дров и древесного угля вырабатывается 12% мирового производства энергии.

Целесообразно засаживать деревьями бросовые земли (только в США таких земель 13 млн. га). Это даст возможность получить этанол для использования в автомобилях и уменьшить на 10% потребности в бензине и, следовательно, в нефти. Необходимость снижения выбросов углерода в атмосферу требует повышения использования энергии. Уже разработаны технологии, позволяющие снизить в 2 - 4 раза расход автомобильного топлива, в 3 раза повысить эффективность освещения и на 3/4 сократить количество нагревательных приборов. Разработанные компактные люминесцентные лампы мощностью 18 Вт по световому потоку эквивалентны лампам накаливания мощностью 75 Вт и имеют в 7 раз больший срок службы.

Использование теплосберегающих жилищ позволит уменьшить на 2/3 энергию, потребляемую для их обогрева в Швеции и на 90 % в США.

Разработаны холодильники, потребляющие в 2 раза меньше энергии, чем обычные, и создаются модели, требующие в 6 раз меньше энергии. Большие возможности экономии энергии имеются в промышленности. Электродуговые печи потребляют в 2 раза меньше энергии, чем мартеновские. Алюминий, на производство которого требуется много энергии, практически всюду следует заменить синтетическими материалами. Целесообразно использование систем когенерации - одновременного производства электроэнергии и тепла. В таких системах суммарный коэффициент полезного действия возрастает до 90%. С целью экономии ископаемых видов топлива надо шире использовать общественный транспорт и велосипеды, уменьшать число автомобилей. Автомобили целесообразно перевести на водородное топливо или на использование солнечной энергии. К 2030 г. люди будут жить ближе к работе, больше работать на дому и осуществлять покупки с помощью телекоммуникаций.

Важную роль играют использование и регенерация материалов. Наша экономика рассчитана на устаревание товаров. Большая часть материалов выбрасывается после однократного применения: 2/3 изделий из алюминия, 3/4 - из стали и бумаги и еще большая доля пластмасс.

Целесообразно производить материалы путем регенерации отходов.

Оптимальная система производства должна:

1) избегать любой несущественной продукции;

2) выбирать технологии с минимумом отходов и с повторным использованием изделий, например стеклотары;

3) регенерировать материалы - основной источник сырья для промышленности;

4) сжигать использованную продукцию для получения энергии, в крайнем случае вывозить ее на свалки;

5) уменьшать расходы на упаковку;

6) регенерировать питательные вещества (из пищевых и других отходов) для производства удобрений, корма для рыб и др.

Все эти меры призваны уменьшить добычу сырья. Возрождая биологическую базу Земли, необходимо приложить усилия для прекращения опустынивания и эрозии почв, сведения лесов. Надо устранить перевыпас скота, не тратить зерно на корм скоту и птицам.

Процесс фотосинтеза остается основой удовлетворения потребностей человека. Человечество уже использует 40 % годового объема продуктов этого процесса, идущего на суше. Поэтому необходимо безотлагательно замедлить рост численности населения и объемы его потребления.

К 2030 г. надо построить более гармоничную и безопасную экономику, прекратить сверхэксплуатацию природных ресурсов как развитыми странами, купающимися в роскоши, так и развивающимися странами, стремящимися накормить быстрорастущее население. Следует снизить долг развивающихся стран, обеспечить движение капиталов из развитых стран в развивающиеся.

Нуждаются в изменении социальные, экономические и этиче­ские парадигмы современного общества и система его ценностей. К 2030 г. показатель ВВП как критерий социального прогресса выявит свою полную несостоятельность. Измеряя потоки товаров и услуг, ВВП недооценивает именно то, за что борется устойчиво развивающееся общество (например, сохранение ресурсов) и переоценивает то, от чего оно стремится избавиться (например запланированное устаревание товаров и отходы производства). Нужны критерии устойчивости развития, учитывающие разграбления и процессы восстановления природы. В принципе целесообразно было бы всем странам отказаться от собственных армий, которые создают дополнительную нагрузку на экономику и в силу этого на окружающую среду. При этом безопасность всех стран должны обеспечивать войска ООН.

Со временем произойдет трансформация личных приоритетов и ценностей. Сейчас считается, что качество жизни эквивалентно уровню потребления.

Однако при переходе общества к устойчивому развитию «вещизм» не сохранится. Люди должны будут предпочесть более естественный и менее потребительский образ жизни. Необходимо будет создать экотехнический тип экономики, реализовать экотехтехническое отношение к природе, учитывающее верховенство природы как необходимой предпосылки экологически устойчивого развития, а в качестве первого шага – экономить материалы и энергию, искать пути повторного использования отходов.

Геоэкологические аспекты устойчивого развития. Устойчивое сельское хозяйство, устойчивая энергетика, устойчивая промышленность, устойчивое рыболовство, устойчивое лесопользование.

Устойчивое сельское хозяйство понимается как система, которая создает и контролирует естественные биологические циклы; защищает и восстанавливает плодородие почвы и естественные ресурсы; оптимизирует использование ресурсов на предприятии; сокращает использование невозобновимых ресурсов; обеспечивает стабильный доход сельскому населению; применяет возможности семейного и общественного фермерства; минимизирует вредное воздействие на здоровье, безопасность, природу, качество воды и окружающую среду. Устойчивое развитие сельских территорий – более комплексное понятие.

Устойчивая энергетика обозначает обеспечение всеобщего доступа к современным энергетическим услугам; снижение интенсивности мирового энергопотребления (ориентир ООН - на 40%), повышение доли возобновляемых источников энергии в мире (требование ООН - до 30%).

Устойчивая промышленность нацелена на минимизацию воздействия на окружающую среду и здоровье человека, на развитие малоотходных и безотходных технологий (концепция экологически более чистого производства), развитие «зелёной экономики». В некоторых государствах реализуется идея «регионального продукта» (например, Польша).

Устойчивое рыболовство, в формулировке WWF, это промысел рыбы и беспозвоночных, организованный таким образом, что при соблюдении необходимых условий может продолжаться сколь угодно долго; стремится к здоровью экосистем и максимально высокому уровню промысловых запасов; поддерживает разнообразие, структуру и функционирование тех экосистем, от которых оно зависит, стремясь сделать ущерб от своей деятельности минимальным; соответствует местному, федеральному и международному законодательству и стандартам; создает возможности для экономического и социального развития, как в настоящий момент, так и в будущем.

Устойчивое лесопользование, по определению Конференции министров по охране лесов в Хельсинки (1995 г.), это «управление лесами и лесными площадями и их использование таким образом и с такой интенсивностью, которые обеспечивают их биологическое разнообразие, продуктивность, способность к возобновлению, жизнеспособность, а также способность выполнять в настоящее время и в будущем соответствующие экологические, экономические и социальные функции на местном, национальном и глобальном уровнях, без ущерба для других экосистем".



Устойчивый туризм нацелен на то, чтобы, удовлетворяя экономические, социальные и эстетические потребности, сохранить культурную целостность, важные экологические процессы, биологическое разнообразие и системы жизнеобеспечения. Продукция устойчивого туризма существует в согласии с местной средой, обществом, культурой.

Устойчивый транспорт ориентирован на снижение уровня воздействия на окружающую среду. Это пешеходный (самый устойчивый), велосипедный транспорт, экологичные автомобили, экологичные и экономичные системы общественного транспорта.

Пространственное планирование для устойчивого развития. «Каркас устойчивого развития» (термин Г.В. Сдасюк). Опорный каркас устойчивого развития региона - учёт экологического каркаса и системы расселения.

Экономико-географические, социально-географические и политико-географические аспекты устойчивого развития. Проблема «Север - Юг». Демографические проблемы современности. Устойчивое развитие городов.

Рост численности населения Земли называют «демографическим взрывом», подразумевая его гиперболический характер. При этом основной прирост приходится на развивающиеся страны. Это обостряет социальные и экологические проблемы. Другой особенностью современной ситуации является демографический переход – смена экстенсивного типа воспроизводства населения (высокая рождаемость и высокая смертность) к интенсивному (низкая рождаемость и низкая смертность) (см. рисунок). Один из эффектов демографического перехода – изменение возрастной структуры населения, «старение», что в итоге отражается на экономике, на миграционной подвижности населения и т.д. Тенденции демографического перехода охватили и развивающиеся страны. В них идёт снижение общего уровня смертности, хотя показатели младенческой смертности остаются довольно высокими.



Процесс возрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов глобального характера: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т. п. называют глобализацией. Часто этот термин связывают с растущей интенсивностью международной деятельности банков и других структур, с внедрения наднациональных финансовых структур во внутренние экономики суверенных государств.

Наступление эпохи глобализации связывают с тем, что в результате информационно-телекоммуникационной революции постиндустриальное общество постепенно трансформируется в информационное, происходит смена социально-политической парадигмы, что закончилась эра двуполюсного миропорядка, основанного на инфраструктуре холодной войны.

Глобализация определённым образом отражается на расстановке политических сил внутри стран. По некоторым оценкам, левые политические партии могут побеждать на выборах и делегировать своих представителей в парламент, но им не удаётся реализовывать левую политико-экономическую программу . В эпоху глобализации идёт интеграция, развиваются наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (например, НАТО), коалиции правящих групп ("Большая семерка"), континентальные объединения (Европейское сообщество), всемирные международные организации (ООН и другие). Некоторые функции могут выполняться наднациональными учреждениями (например, Европейский парламент). Исследователи говорят о глобальном разделении труда, об увеличении роли транснациональных корпораций, новых сил мировой экономики. Глобализация определённым образом влияет на культуру, наблюдается тенденция к унификации, формированию универсальной культуры и языка, а также увеличение значимости средств массовой информации и коммуникации.

Со второй половины прошлого века стали возникать интеграционные группировки, например, Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Ассоциация стран Юго-восточной Азии (АСЕАН), Латиноамериканская интеграционная ассоциация (ЛАИА), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), Экономическое сообщество Западно-африканских государств (ЭКОВАС), Южноафриканская конференция развития и координации (ЮАКРК), Восточно-африканское экономическое сообщество (ВАЭС), Карибский общий рынок (КОР) и другие. Иногда их участниками становились развитые промышленные страны, иногда – проблемные развивающиеся, цели разных группировок также различны и далеко не всегда связаны с экономической выгодой. Примером успешной интеграции является Евросоюз, который на данный момент включает 27 стран и сочетает черты международной организации и государства. (Официальный статус кандидата на вступление в ЕС сейчас имеет также Македония). История формирования ЕС связана с Европейским объединением угля и стали (1952), с Европейским экономическим сообществом и Европейским сообществом по атомной энергии(1957).

В современных интеграционных тенденциях в мире можно выделить два типа формирования региональных групп. Первый связан с интенсивными торгово-экономическими отношениями, второй – с устремлениями политического, стратегического плана. Противоположный процесс получил название «дезинтеграция». Его связывают со странами с большей степенью социально-экономической, культурной, этнической или религиозной неоднородности. Это тенденция к возникновению локальных единиц, примерами которой считаются проблемы Курдистана, Страны басков и иные.

Аркадакский филиал

Государственного автономного профессионального

образовательного учреждения Саратовской области

«Балашовский медицинский колледж»

Методическая разработка по «Экологии»

раздел «Концепция устойчивого развития»

Выполнил преподаватель:

Дуденкова Н.Н.

Аркадак,

2017 г

«Утверждено»

на заседании ЦМК

Дисциплин

Протокол № от «___» _________ 2017г.

Председатель ЦМК

Н.Н. Дуденкова __________

«Согласовано»

с методическим кабинетом филиала

Методист

Афандиева В.В.___________

Пояснительная записка

В основу методической разработки берется программа по учебной дисциплине «Экология». Раздел компетенция устойчивого развития включает следующие темы на которые отводится 6 часов:

    Возникновение концепций устойчивого развития.

    «Устойчивость и развития».

    Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивого развития».

Методические разработки адресованы учителям биологии и экологии.

Цель данных разработок – помочь учителю организовать проведения уроков, мероприятий, которые будут поддерживать и развивать личность, формировать у обучающихся экологическое сознание, воспитывать поведение и деятельность, направленную на улучшения состояния окружающий среды, соблюдения здорового образа жизни. В ходе проведения занятий учитель может осуществлять не только репродуктивный уровень деятельности обучающихся, но и, продуктивный и творческий. Предлагаемый материал составлен так, чтобы охватить основные темы раздела. Его можно использовать для организации урочной и внеурочной деятельности. Обучающие будут включены в не привычную для них деятельность, в процессе которой они будут размышлять, анализировать, решать проблемы, вступать во взаимодействие с другими обучающимися, учится находить совместное решение каких-либо проблем, моделировать ситуации.

В учебный процесс включены новые педагогические технологии обучения, которые обеспечивают образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями. Перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. Применение технологий позволяет осуществить деятельный подход в обучению, что является необходимым при переходе на новые стандарты. Это поможет учителю применить новые формы, вовлечь обучающихся в активную деятельность, создать ситуации, которые будут поддерживать и развивать личность, воспитывать и формировать соответствующие умения.

Аннотация

Изучения раздела: «На пути к устойчивому развитию» охватывает широкий круг проблем, направленных на формирование знаний концепций устойчивого развития. Основных положений концепций устойчивого развития и причины из возникновения, способах решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивого развития».

Низкий уровень экологического образования в России, отсутствие экологического подхода формированию сознания, привило к кризисному состоянию экономики и природной среды, к развитию потребительского объединения к природе, ухудшению здоровья человека. Поэтому сегодня особенно остро встает вопрос экологического воспитания и развития обучающихся, формирования у них надежного мировоззрения и нравственных основ, которые являются социально значимыми качествами личности.

Экология, как наука, область человеческих знаний интересна, связана с разнообразными сторонами человеческого общества и способна будить сознание, развивать интуицию, тренировать системы мышления. Поэтому нужно предложить обучающимся соответствующие формы, создать ситуацию и поддержать действия, которые способствуют формированию соответствующих компетенций.

Содержание

1. Пояснительная записка …………………………………………………….….3

2. Аннотация………………………………………………………………………4

3. Основная часть

Занятие 1……………………………………………………………………………6

Занятие 2………………………………………………………………………..….22

Занятие 3……………………………………………………………………………33

4. Заключение…………………………………………………………………..…40

5. Список используемых источников………………………………………......41

6. Приложения……………………………………………………………………

Занятие 1

Тема: Возникновение концепций устойчивого развития.

Цели изучения темы: образовательная

Образовательная цель: сформировать у обучающихся четкое представление о глобальных экологических проблемах, о возникновении и основных положениях и причинах возникновения концепции устойчивого развития.

Воспитательная цель: формировать у обучающихся экологическое сознание, воспитывать гражданина – патриота своей родины, формирование нравственных основ, которые являются качествами личности.

Развивающая цель:

Развивать у обучающийся: способность анализировать изучаемый материал, уметь выделять главное, обобщать изученные факты;

Познавательную активность, логическое мышление;

Навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;

Тип занятия: комбинированный урок, урок - путешествие

Место проведения:

Время проведения: 90 минут

Дидактическая база: презентация, фильмы, доклады.

Межпредметные и внутрипредметные связи

Тема: Возникновение

концепций устойчивого

развития в рамках концепции

тема: «Устойчивость и развитие»

Литература

тема: «Способы решения экологических

проблем в устойчивого развития»

География

История

тема: «Охрана природы»

Медицина

Обучающиеся должны знать:

Определения основных понятий; глобальные экологические проблемы, основные положения концепций устойчивого развития и причины их возникновения.

Обучающиеся должны уметь:

Анализировать основные экологические проблемы современности;

Обосновать причины возникновения концепций устойчивого развития.

Хронокарта

    Актуализация опорных знаний – 3 мин

    Изучения нового материала – 60 мин

    Закрепления нового материала – 20 мин

    Обобщения изученного материала и сообщения оценок – 5 минут.(Приложение № 10)

Приложения №1

Тема: № 1 «Возникновение концепций устойчивого развития»

Форма проведения: урок - путешествие

Содержания темы:

    1. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. (Приложения № 1., № 2, № 3, № 4, № 5,№ 6, № 7)

2. Основные положения концепции устойчивого развития и причины их возникновения. (Приложения № 8, № 9).

Ход занятия

Организационный момент.

Проверить готовность группы к занятию, внешней вид студентов, отсутствующих.

Оформление:

    «Земля – тело человечества, человечество – душа Земли»

    Рисунки студентов о последствиях ядерной войны.

    Диски.

Преподаватель: Сегодняшние занятие мы проведем как урок - путешествие. Совершим удивительное путешествие в прошлое, побываем в настоящем и заглянем в будущее природы - нашей матери Земли. 1 часть нашего путешествия называется:

«Красавица - Земля!

Земля - Кормилица!

Работница - Земля!»

(А.Жемчужников)

Поможет нам в этом путешествии Пилоян Анаид (На экране природа и звуковое оформление).

Ведущая: Посмотрите на экран и вслушайтесь в голоса птиц, шум листвы,

журчание ручейка. Полюбуйтесь природой.

А сколько прекрасных строк посвящали природе писатели, поэты.

Как они любили и прославляли природу,

(звучат сменяя друга высказывания о природе , стихи)

Нежная матерь Природа! Слава тебе!

(Н. Карамзин)

Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,

Для сердца ты всего дороже.

(К.Батюшков)

Нет, моего к тебе пристрастья

Я скрыть не в силах, мать-Земля!

(Ф.Тютчев)

Природа во всем, как ясный и строгий художник,

Чувство меры хранит, стройной верна простоте .

(И.Тургеньев)

Мать-природа! Иду к тебе снова...

Чтоб душа ощутила покой

И прозревшее око могло бы

Насладиться твоей красотой.

(Н. Некрасов)

О мать-Земля! Я здесь один; людей не видно...

Хотел бы пасть я ниц и лобызать тебя!

(А.Жемчужников)

Кто утомлен, тому природа

Великий друг, по сердцу брат...

(К.Случевский)

Благодарю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды.

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту белую суму,

И степь от края и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить,

О, если б мог в свои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!

(А.К.Толстой)

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катиться река,

Словно зеркало стальное...

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубравам,

И с белеющих нолей

Веет запахом медовым.

Чудный день!

Пройдут века - Гак же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.

(Ф. Тютчев)

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

11розрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит...

(А.Пушкин)

Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты.

Разорвав точки оковы,

Цепи пошлые разбив,

Набегает жизни новой

Торжествующий прилив;

И звучит свежо и юно

Новых сил могучий строй,

Как натянутые струны

Между небом и землей.

(А.К.Толстой)

Не убивайте голубей!

Их оперенье белоснежно;

Их воркование так нежно

Звучит во мгле земных скорбей,

Где все - иль тускло, иль мятежно.

Не убивайте голубей!

Не обрывайте васильков!

Не будьте алчны и ревнивы;

Свое зерно дадут вам нивы,

И хватит места для гробов.

Мы не единым хлебом живы –

Не обрывайте васильков!

Не отрекайтесь красоты!

Она бессмертна без курений.

К чему ей слава песнопений

И ваши гимны и цветы?

Но без нее бессилен гений –

Не отрекайтесь красоты.

(М. Лохвицкая)

Преподаватель: Вот как с уважением и любовью относились люди к природе.

А что же происходит сейчас?

Вторая часть нашего путешествия называется:

«У каждого века вечность вопрошает:

Что же свершиться в будущем с природой?»

(А.Кольцов)

Приложение 2

Преподаватель : Современное человечество оказалось перед лицом парадоксального феномена. Достижения науки и техники, с одной стороны, создают условия для всестороннего развития личности, с другой - эти же творения ума и рук человеческих, угрожают самому существованию человеческого рода.

Преподаватель: На первом месте сегодня остается опасность ядерной войны, но привести к ядерной катастрофе может не только ядерная война, но и экологические проблемы:

А) рост народонаселения;

Б) продовольственные проблемы;

В) энергетические проблемы;

Г) глобальный сырьевой кризис и другое.

Преподаватель: 1) Вспомните, что изучает экология?

2)Что означает понятие экология в переводе с греческого языка?

3)Вспомните слова известного эколога Реймерса Н.Ф. об экологии.

Преподаватель : Почему же произошло столь резкое изменения?

    Вспомните с чего началось знакомство человека с окружающей средой?

    И чем оно закончилось? (кризисами)

    Что такое кризис?

    Приведите классификацию кризисов?

Кризис

Продуцентов Редуцентов

Коносаментов

Преподаватель: 1) Какова роль редуцентов? (они борются с загрязнителями)

    Что такое загрязнение? (внесение в природу не характерных для них агентов)

    Какие бывают виды загрязнений?

Загрязнения

Механические

Физические Химические Биологические

    К чему приводит загрязнение атмосферы? (к экологическим проблемам, глобальному изменению климата, кислотным дождям, разрушению озонового слоя)

Преподаватель: Подробнее с этими проблемами мы познакомимся заглянув на симпозиум ученых. (Ведущая симпозиума Малышева Липа. За стол садятся мнимые ученые, она их представляет.

Приложение 3

Ведущая: Человечество является свидетелем поразительного биологического явления в истории Земли. Один - единственный вид человек разумный - изничтожает разнообразие жизни на планете быстрее, чем это происходило когда-либо в прошлом. Давайте посмотрим на экран и попросим ученых прокомментировать увиденное, (на экране кадры загрязнения окружающей среды , приводящие к явлению «парникового эффекта», разрушению озонового слоя и к появлению кислотных дождей, см. рефераты).

Ведущая: Самым мощным разрушительным фактором из всех видов воздействия человека на окружающую среду всегда была война. Война вызывает гнев и возмущение народов мира. Война идет не только на суше, но и в океане, (просим прокомментировать рисунки студентов о последствиях ядерной войны

Преподаватель: Как вы видите все экологические проблемы прямо или косвенно влияют на здоровье человека.

    Что такое здоровье?

    От каких факторов зависит здоровье человека?

    Почему многие ученые отмечают кризис здоровья в мире?

    Из-за чего развиваются болезни и преждевременная смертность? (из-за недостатка пищи, загрязнения воды, воздуха, увеличивается число заболевания раком (на 80%) зависят от состояния окружающей среды, сердечнососудистых заболевания, респираторные, аллергические заболеваний).

Преподаватель: Какой же напрашивается вывод? Третья часть нашего путешествия называется «Будущее в гармонии».

Приложение 4

Парниковый эффект

Климат всегда воспринимался человеком как данность. Люди издавна мечтали научиться управлять погодой. Нам известны многие примеры традиций, народных ритуалов, призванных влиять на погоду. Индейцы Юго-Запада создавали «танцы дождя». Человек своей деятельностью способен воздействовать на атмосферу. Ряд газов – СО2, водяной пар, метан, фреоны, озон и др. – создают ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ. Его сущность заключается в том, что парниковые эффекты свободно пропускают солнечную радиацию к Земле, но задерживают отраженное от Земли инфракрасное излучение. Увеличение концентрации парниковых газов ведет к повышению температуры, т.е. к потеплению климата.

Главная причина глобального потепления – увеличение содержания парниковых газов. Источниками поступления является: большой объем сжигания углеводородного топлива, вулканическая деятельность, дыхание растений, разложение органического опада. На рост СО2 оказывает влияние сокращение лесов, поглощающих СО2.

МЕТАН – парниковый эффект. Его количество в атмосфере планеты также возрастает в последние десятилетия. Источники метана: бывают природные и индустриальными. Метан эффективный поглотитель инфракрасного излучения.

ПОСЛЕДСТВИЯ. В результате изменения температуры, условия для ведения сельского хозяйства ухудшается. При потеплении климата усилится циклоническая деятельность, образуются тайфуны и штормы. За счет таяния льдов повысится объем воды в мировом океане, а это ведет к глобальной катастрофе.

БОРЬБА С ПОТЕПЛЕНИЕМ. Система мер предусматривает: использование передовых технологий; энергосбережение; комплекс экономических, юридических и воспитательных мер – сокращение выбросов парниковых газов.

Приложение 5

Кислотные дожди

Термин кислотные дожди появился во второй половине 19 века. В нашем столетии первыми обратили внимание на пагубное действие кислотных дождей жители Скандинавских стран: в реках и озерах изменился видовой состав рыб, гибель лосося и форели. Рыбаки за сезон не могли поймать ни одного хариуса там, где недавно он был в изобилии. Деревья раньше начали сбрасывать листву.

Накопление в атмосфере оксидов серы и азота ведет к образованию там серной и азотной кислот, их солей и выпадению кислотных дождей. К природным источникам, способствующим возникновению кислотных дождей, относят вулканическую деятельность, грозовые разряды и молнии, биогенные выделения. Ежегодно в атмосферу поступает значительное количество диоксида серы, оксидов азота. Антропогенные источники вносят основной вклад в загрязнение атмосферы диоксидом серы и оксида азота. Сера содержится в таких полезных ископаемых как: уголь, нефть, железные и другие руды. Поэтому сернистый газ образуется при сжигании угля, нефти, добычи и переработки цветных металлов.

Оксиды азота образуются при соединении азота с кислородом воздуха при высоких температурах. Антропогенные источники выделяют около 93% оксида азота. Атмосферные осадки рН ниже 5,6 получили название кислотные дожди. Кислотные дожди наносят ущерб не только природе, но и зданиям и другим сооружениям. Кислотные дожди наносят ущерб лесам планеты. В Западной Европе количество пострадавших лесов достигло в последние годы 30%, а местами 50%. У нас в стране более 600 тыс. га лесных массивов, расположенных в зоне вредных выбросов промышленными предприятиями, находятся в состоянии полного или частичного высыхания. При воздействии кислотных дождей леса высыхают, развивается суховершинность.

Под действием кислотных дождей медленно разрушаются исторические памятники из мрамора и известняка, простоявшие многие века и даже тысячелетия, как, например, Парфенон в Афинах. Действие кислотных дождей распространяется и на физическое здоровье населения. Возникает дополнительное загрязнение питьевых вод, так как кислота вытесняет из пород различные токсичные металлы – ртуть, свинец, кадмий.

ОТВЕТ: Решение этой экологической проблемы требует следующих мер: резкого снижения выбросов оксидов серы и азота, в первую очередь сернистого газа. Внедрения новых технологий, связанных с: топливом, извлечением и удалением серы из топлива, улавливанием окиси серы из домовых труб. Международного сотрудничества, поскольку проблема кислотных дождей глобальна.

Приложение 6

Последствия ядерной войны.

Важным фактором, ведущим к радиоактивному загрязнению элементов биосферы, являются проводимые ядерные испытания. Всего в мире произведено свыше 2 тысяч испытаний ядерного оружия, более 500 из них в атмосфере. Этими взрывами в окружающую среду вынесено миллионы кюри радиоактивных цезия-137, стронция-90 и других элементов.

Нерешенными остаются проблемы захоронения и утилизации радиоактивных отходов (РАО). Развитые страны стараются сбыть РАО на хранение развивающимся странам или на необитаемые острова в Мировом океане, захоронить на морском дне. Например, у Новой Земли затоплено более 11 тысяч контейнеров с РАО, 15 аварийных реакторов с атомных подводных лодок и ледокола «Ленин». Абсолютной безопасности при этом не достигается, так как материал контейнеров подвержен коррозии: металлические разрушаются через 10 лет, бетонированные – в течении 30 лет.

Самым опасным обстоятельством с точки зрения радиоактивного загрязнения окружающей среды может стать ядерная война.

Перечислю лишь наиболее опасные последствия ядерного конфликта. Это подрыв продовольственной базы, массовые эпидемии, рост числа генетических, физиологических и психических нарушений.

В случае ядерной войны изменится экологическая ситуация на планете. Изменится климат Земли, наступят «ядерная ночь» и «ядерная зима». Нарушится водный режим на планете, изменится химический состав атмосферы. Почвы и водоемы окажутся сильно закисленными.

Недостаток света приведет к сильному ослаблению фотосинтеза, будет подорван продукционный процесс в биосфере. Возникает кислородное голодание вследствие поглощения кислорода при пожарах и прекращения фотосинтеза. Погибнут многие экосистемы. На месте тайги возникнут болота, на месте лесов – сухая степь. Радиация и ультрафиолетовое излучение приведут к подавлению иммунной системы человека и животных, что приведет к эпидемиям, и многие виды вымрут вследствие мутационных процессов.

Вымрет наибольшая часть млекопитающих.

В результате ядерной войны произойдет глобальное разрушение природной среды и социально-экономических структур общества, которое исключает возврат к предвоенному состоянию. В глобальной ядерной войне не только не будет победителей, но избежать ее последствий не удастся никому.

Приложение 7

Преподавател: Глобальные экологические проблемы... Сейчас нет слов, произносимых чаще. В них вкладывается разный смысл. В одних случаях - это объяснение, в других диагноз болезни, в третьих приговор. Какие меры необходимо предпринять для их решения?

    Что такое экологическая культура? (регулятор взаимоотношений человека и окружающей природы)

    Что означает понятие ноосфера в переводе с греческого? (это сфера разума)

    Что же является реальным шагом на пути ноосферного развития (концепция устойчивого развития)

    Что это означает? (удовлетворение потребностей настоящего времени, которые не ставят под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои потребности).

    Что относиться к этическим нормам? (уважение и забота о Земле).

Приложение 8

Изучение нового материала

Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».

Понятие «устойчивое развитие» было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. В этом определении отражается экстенсивность нынешнего этапа развития человечества и наличие ресурсных ограничений.

Ресурсные ограничения носят комплексный характер и связаны не только с ограниченностью собственно минерального сырья, но и со взаимодействием и взаимовлиянием между антропосистемой и биосферой. Осознание этого взаимодействия и взаимовлияния привело к введению понятия хозяйственной емкости биосферы – предельно допустимого антропогенного воздействия на биосферу, превышение которого переводит ее в возмущенное состояние и со временем должно вызвать в ней необратимые деградационные процессы.

С использованием этого понятия было предложено экологически более корректное определение устойчивого развития: «Устойчивое развитие – это такое развитие, при котором воздействия на окружающую среду остаются в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа для воспроизводства жизни человека».

Положения:

Устойчивое развитие – объективное требование времени.
- Россия на пороге XXI века

Задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию.

Критерии принятия решений и показатели устойчивого развития.

Россия и переход к устойчивому развитию мирового сообщества.

Этап перехода России с устойчивому развитию.

Приложение 9

Закрепление

    Какая стратегия в концепции развития нацеливает на изменения окружающей среды?

    Что такое устойчивое развития?

    Кто находится в центре внимания концепции устойчивого развития?

    Какие основные положения этой концепции?

Приложение 10

Занятие 2

Тема «Устойчивость и развитие»

Вопросы к теме:

    Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие» (Приложение № 11).

    Эволюция взглядов на устойчивое развитие (Приложение №12).

    Переходные модели «Устойчивость и развитие» (Приложение № 13)

Цели изучения темы:

Образовательная – сформировать у обучающихся четкое представление об устойчивости развития, которая удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Воспитательная – сформировать у обучающихся представление об экологически грамотном поведении в природе, что от такого поведения зависит, как долго окружающая среда будет оделять нас своими богатствами.

Познавательную активность;

Время проведения: 90 минут.

Дидактическая база: презентации, доклады.

«Устойчивость и развитие»

биология Возникновение концепции «Устойчивое развитие»

философия Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие»

География

Обучающиеся должны знать:

Определение понятия «устойчивость и устойчивое развитие»

Эволюционные взгляды на устойчивое развитие

Модели устойчивого развития

Обучающиеся должны уметь:

Хронокарта

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Актуализация опорных знаний – 3мин.

3. Контроль исходного уровня знаний – 25 мин.

4. Изучение нового материала – 40 мин.

5. Закрепление нового материала – 15 мин. (Приложение № 14)

6. Обобщение изученного материала и сообщение оценок – 5 мин (Приложение № 15).

Приложение 11

Контроль исходного уровня знаний

Вопросы фронтального опроса:

    Что такое кризис? Катастрофа?

    Что означает понятие «глобальные экологические проблемы»?

    Каковы причины глобальных экологических проблем?

    Кто несет основную ответственность за возникновение глобальных проблем?

    Каковы пути решения данных проблем?

    Что такое «концепция», «устойчивое развитие»?

    Основные положения концепции.

    Каковы причины их возникновения?

Работа проводится в малых группах, раздаются карточки-задания

Карточка №1

Как уникальные природные условия России влияют на глобальную экологическую ситуацию в мире? Объясните, почему северное положение России на карте мира влияет на уязвимость природных систем к антропогенным воздействиям?

Карточка №2

Докажите, что сохранение естественных природных компонентов России имеет не только региональное, но и глобальное значение?

Карточка №3

Почему возникла необходимость создания Межведомственной комиссии по экологической безопасности России? Как вы понимаете основные положения обеспечения экологической безопасности России? (Заполнить таблицу).

Приложение 12

Эволюция взглядов на устойчивое развитие

Термин «sustainable development», переведенный с английского как «устойчивое развитие», впервые был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году. Всеобщее внимание к идее с таким названием было привлечено после публикации доклада «Наше общее будущее», представленного в ООН Комиссией по окружающей среде и развитию.

На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро теория устойчивого развития составила концептуальную основу принятых решений. В её документах устойчивое развитие определяется как развитие, позволяющее на долговременной основе обеспечить стабильный экономический рост, не приводящий к деградационным изменениям ОС.

Существующий подход к концепции устойчивого развития вырабатывался в течение нескольких десятилетий, он основан на опыте работы в области развития, накопленном за это время . Возникновению и разработке концепции устойчивого развития во многом способствовала деятельность, проводившаяся в рамках Римского клуба. Большой толчок в этом направлении дала нашумевшая работа Д. Медоуза «Пределы роста», привлекшая самое широкое внимание к глобальным экологическим проблемам.

Важными приближениями к концепции устойчивого развития были обсуждаемые в работах Римского клуба концепция динамического роста, концепция органического роста, концепция динамического равновесия. Общее для всех этих подходов – сопоставление глобальной экономической системы с живым организмом, особенно ярко проявившееся в концепции органического роста. Количественный рост не играет роли в эволюции живых организмов или биологических систем.

Главное место здесь принадлежит жизненной силе и способности к выживанию, т.е. качественному усовершенствованию и приспособлению к окружающей среде.

Органический рост приводит к динамическому равновесию, потому что живой, зрелый организм постоянно обновляется.

Обществом, достигшим состояния динамического или устойчивого равновесия, является такое общество, которое в ответ на изменение внутренних и внешних условий способно устанавливать новое, соответствующее этим изменениям равновесие как внутри себя, так и в пределах среды своего обитания.

Что касается количественного роста, на котором сосредоточивалась традиционная экономическая наука, то он даже с чисто математической точки зрения рано или поздно должен остановиться, причем с самыми неблагоприятными последствиями. Самый яркий пример недифференцированного количественного роста в природе – размножение раковых клеток. Истинные пределы материального роста человечества определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и даже культурного и психологического характера.

В то же время концепция «нулевого роста» столь же неправомерна, как и концепция бесконечного роста.

Темпы роста сами по себе не имеют решающего значения. Достаточно высокие темпы роста могут и не приводить к неблагоприятным для окружающей среды последствиям. В то же время при низких или даже отрицательных темпах роста (т.е. экономическом спаде) состояние окружающей среды может ухудшаться, а запасы невозобновимых природных ресурсов истощаться.

Сегодняшняя экономика представляет собой ярчайшую иллюстрацию к последнему положению. Концепция устойчивого развития унаследовала от развивавшихся в работах Римского клуба концепций, прежде всего фундаментальное отличие от господствующей в традиционной экономической науке концепции непрерывного экономического роста.

Различие между экономическим развитием и экономическим ростом является основополагающим для самого понятия «устойчивость». Рост направлен на количественное увеличение масштаба экономики в ее физическом измерении. Это предполагает увеличение объема и скорости материальных и энергетических потоков, проходящих через экономику, количественный рост народонаселения и увеличение объемов запасов продуктов человеческого труда. Развитие же подразумевает качественные усовершенствования в структуре, конструкции и композиции физических объемов и потоков.

Потенциал экономического прогресса, базирующегося на устойчивом развитии, предполагает качественные усовершенствования большие, чем экономический рост, основанный только на увеличении количественных показателей. Подлинным экономическим прогрессом является только такой прогресс, который осуществляется не за счет окружающей среды, а, напротив, за счет согласования экономической деятельности и всего поведения людей с биогеохимическими циклами различного уровня и полного включения экономической системы в структуру глобальной замкнутой жизнеобеспечивающей среды. Если экономический рост, основанный исключительно на количественных показателях, в конце концов, приводит к саморазрушению (и таким образом является «неустойчивым»), то понимаемое, прежде всего в качественном смысле экономическое развитие устойчивым может быть.

Современные экологические проблемы, заставившие обратить на себя внимание и вызвавшие к жизни концепцию устойчивого развития, в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки, начиная с А. Смита, ни последующие экономические школы, в том числе марксистская, не придавали значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь в 70-е годы XX века, когда во всем мире резко обострились экологические проблемы, перед экономической наукой встала задача осмыслить сложившиеся тенденции эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

В сущности, концепция устойчивого развития стала качественно новым подходом к проблемам, которые раньше или не замечались, или не осознавались как важные, или считались не относящимися к сфере экономической науки. Доминирующая до сих пор в экономике парадигма базируется на некоторых предположениях о мире, которые, будучи очень полезными для эффективного распределения ресурсов в краткосрочном промежутке времени, менее точны и полезны в работе с более долгосрочными, широкими и сложными проблемами устойчивого развития.

Р. Костанца и К. Фольке выделяют три иерархически взаимосвязанные проблемы, с решением которых связано устойчивое развитие. Они сводятся к поддержанию:

1) устойчивого масштаба экономики, который соответствовал бы ее экологической системе жизнеобеспечения;

2) справедливого распределения (distribution) ресурсов и возможностей не только в рамках нынешнего поколения людей, но также между нынешним и будущими поколениями, а также между человеком и другими биологическими видами;

3) эффективного распределения (allocation) ресурсов во времени, которое бы адекватно учитывало природный капитал.

Большинство представителей традиционной экономической науки полагали, что дистрибутивная проблема должна решаться политическими, а не экономическими методами. Проблема масштаба даже не рассматривалась в качестве существенной, поскольку признавалась возможность бесконечного замещения ресурсов и технологических изменений. Важно, что проблема масштаба и дистрибутивная проблема не могут быть решены в рамках рыночного механизма даже при условии «совершенного» рынка в смысле учета всех внешних издержек. Скорее решение этих проблем должно быть найдено вне рынка, рынок же может использоваться как эффективный инструмент для претворения этих решений в жизнь.

Традиционная парадигма в значительной степени игнорирует проблему масштаба и дистрибутивную проблему как находящиеся «вне сферы» экономической науки. Экономическая наука рассматривается как ограниченная решением технических вопросов, возникающих в связи с эффективным распределением ресурсов. Но если определять экономическую науку более широко, а именно как «науку об управлении хозяйством» (такое значение несет греческое слово «экономика»), то она должна обращаться ко всем проблемам, возникающим в ходе такого управления, включая проблему масштаба хозяйства и дистрибутивную проблему, даже если последние и не вмещаются в рамки математических моделей и традиционных предписаний, употребляемых при решении проблемы эффективного распределения ресурсов.

Приложение 13

Последняя четверть 20 века предстает перед нами как эпоха моделирования. К настоящему времени сложилось множество определений термина "модель". Наиболее общим из них следует считать следующее: модель - это некоторый заместитель, в чем-либо подобный оригиналу, заменяющий на время объект изучения в длительном и сложном процессе познания. Особенно острую потребность в моделях ощущают науки, имеющие дело со сложными образованиями, состоящими из множества разных элементов, способных существовать во многих состояниях.

Модели - мощнейшее орудие познания. Построение модели, включающей множество элементов, позволяет объединить, с одной стороны, извечное стремление науки к разложению сложного объекта на элементы, а с другой - к объединению этих элементов. Это удачное сочетание двух противоречивых тенденций делает модели незаменимым инструментом исследования таких сложно организованных объектов, как ландшафты. Модели выступают как одно из сильнейших методических средств, сопровождающих внедрение системного подхода в географию.

Будучи некоторым заместителем, в чем-либо подобным оригиналу, модели выполняют в географической деятельности ряд функций: коммуникативная, модель-представление, модель-концепция, модель-протокол, модель-результат.

Существование множества моделей вызывает к жизни вопрос об их классификации. Различают классы моделей: вербальный, графический, математический, мысленный, блоковый, имитационный, территориальный.

К вербальным моделям относятся модели-образы, дефиниции, законы науки, названия типов ландшафтов. Все они выполняют основную функцию модели - замещают в исследовании сам изучаемый объект.

Модели-образы . Анализируя множество моделей, нельзя не заметить влияния, оказываемого на их характер образом модели-донора, некоторой материнской модели, порою достаточно простой. Так, в работах Д.Л. Арманда отчетливо выступает стремление создать модель ландшафта по образу машины . Многие модели построены по аналогии с электросетью и сетью коммуникаций и т. д. Основная функция моделей-образов - помочь нахождению аналогии между ландшафтом и другими, более хорошо изученными объектами, с целью использования для познания ландшафтов подходов и методов, разработанных в других областях знания.

Дефиниции - определения понятий - как модели играют колоссальную роль. Воспринятая исследователем дефиниция - будь то определения ландшафта, структуры, связи и т. д. - постоянно присутствует в его сознании, участвует в формировании графических, математических и сложных картографических моделей.

Законы науки - эмпирические и теоретические - также могут выступать в роли моделей. Так, общий закон о связи компонентов ландшафта между собой выступил в 1920-е гг. моделью, позволяющей по растительности судить о почвах, а позднее по растительности - о климате.

Названия типов (географические названия) - моренный ландшафт, пойменный ландшафт - это, пожалуй, одни из наиболее ранних вербальных моделей. Основная их функция - "портретная".

графические модели настолько разнообразны, что их анализ позволяет сделать следующие выводы: 1) широкое использование графических моделей свидетельствует об активном внедрении процессов абстрагирования в географическую деятельность, 2) разнообразие моделей, для познания одного географического объекта свидетельствуют о продолжающемся углублении представлений нашей науки о реальной действительности. Многообразие графических моделей позволяет сгруппировать их в три группы, выступающие подклассами в пределах класса : плоские, объемные, динамические , в свою очередь состоящие из набора видов. В пределах плоских моделей выделяются виды: блоковые, картографические, аэроснимки и космические снимки . блоковые , занимая важное место в ряду "вербальные - блоковые - математические", наилучшим образов отражают реальную связь между элементами и частями систем и системой в целом, между системой и ее окружением. Они выразительно, в явной форме (в отличие от математических), и наглядно отражают идею исследователя. Без предварительного создания и осмысления графической модели переход к математической практически бессодержателен. Обострилась потребность в блоковых моделях в период развертывания массовых стационарных исследований. Здесь они выступали как программа исследований и модели обобщения. Модели - не просто сочетания геометрических фигур и стрелок, они должны подчиняться основным законам своего языка. А так как модель - запись высказывания, то содержание его передается формой, размером и порядком значков.

Анализ блоковых систем выявил существование двух групп моделей. В первой из них в качестве элементов выступают компоненты природы: литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера или характеристики их состояния (рельеф, климат).

Математические модели представляют собой набор символов. К ним должна быть приложена программа для дальнейшей обработки данных на ЭВМ. Эти модели широко применяются в ландшафтоведении. Особенно интенсивно этот процесс стал развиваться в 80-е гг. 20 столетия, что связано с внедрением персональных компьютеров, позволяющих оперативно обрабатывать получаемую разнородную информацию и выдавать ее потребителю в удобном для него виде.

Приложение 14

Закрепление нового материала

Вопросы индивидуального опроса:

    Что такое «модель» и «моделирование»?

    Почему в нашем веке моделирование получает особенное развитие?

    Какие виды моделей различают? Приведите примеры.

    Что такое «глобальные модели экоразвития»?

    Почему глобальные модели первого поколения называются прогнозными?

    Используете ли вы модели в своей жизни?

    Как и с какой целью?

    Какое значение для вас имеет изучение глобальных моделей экоразвития?

Приложение 15

Занятие 3

Тема: Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие»

Вопросы к теме:

    Экономический, социальный, культурный, экологические способы устойчивости, их взаимодействия и взаимовлияния (Приложение 16).

Цели изучения темы:

Образовательная – сформировать у обучающихся четкое представление об экономическом, социальном и культурном способах устойчивости и развития.

- об ноносферном развитии;

Воспитательная – сформировать у обучающихся представление об экологически грамотном поведении в природе, что от такого поведения зависит будущее человечества.

Развивающая – развивать у обучающихся:

- способность мыслить, анализировать изученный материал;

- познавательную активность;

- навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Тип занятия: комбинированный урок.

Время проведения: 90 минут.

Дидактическая база: презентации, карточки - задания.

Межпредметные и внутрипредметные связи.

Способы решения экологических проблем

в рамках концепции «Устойчивость и развития»

биология тема: «Устойчивость и развития»

география

медицина

Обучающиеся должны знать:

- определение понятия «Экологические, культурные, экономические способы устойчивости»

- взаимодействия данных способов развития;

- экологический след и индекс человеческого развития.

Обучающиеся должны уметь:

- анализировать изученный материал

- обобщать полученные знания об эволюционных взглядах на устойчивое развитие.

Хронокарта

    Организационный момент – 2 мин.

    Актуализация опорных знаний – 3 мин.

    Контроль исходного уровня знаний – 25 мин (Приложение 16).

    Изучение нового материала – 30 мин (Приложение 17).

    Закрепление нового материала – 25 мин (Приложение 18).

    Обобщение изученного материала и сообщение оценок – 5 мин (Приложение 19).

Приложение 16

Проверка исходного уровня знаний.

Вопросы фронтального опроса:

    Что означает понятие «устойчивость» и «устойчивое развитие»?

    Что такое «моделирование», «модели»?

    Каково значение моделей?

    Какие виды моделей различают?

    Какие три поколения глобальных моделей выделяют?

    Какое отличительное свойство присуще всем глобальным моделям?

Работа малыми группами по карточкам-заданиям.

Карточка№1

Объясните значение глобальных моделей экоразвития в развитии глобального экологического мышления.

Карточка№2

Имитационная система проекта включает три блока: климат, биоту, человеческую деятельность. Модель была использована для изучения климатических последствий ядерной войны. Почему именно климатические последствия окажутся основной причиной, которая сделает ядерную войну, если она произойдет, последним актом человеческой цивилизации?

Карточка №3

Глобальное равновесие возможно при введении мер: 1) рождаемость должна обеспечивать лишь простое воспроизводство населения, а его численность должна быть стабильной; 2) индустриальное развитие должно быть стабилизировано; 3) потребление ресурсов на душу населения не должно превышать 1/8 уровня 1970 г.; 4) объем загрязнителей должен быть уменьшен до ¼ уровня 1970 г. Объясните взаимосвязь и взаимовлияние всех названных мер. Как их можно реализовать?

Приложение 17

Изучение нового материала.

Вопросы к теме.

    Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие.

    Экологический след и индекс человеческого развития.

Лекция

Кризисная экологическая ситуация в России и необходимость ее изменения послужили основой для разработки государственной стратегии перехода России к устойчивому самоподдерживающему развитию.

Разработаны основные принципы обеспечения экологической безопасности России:

- социальное и экологическое развитие страны, в ходе которого обеспечивается возрастающее качество жизни людей при сокращении или стабилизации отрицательного воздействия на природу, соблюдаются законы развития биосферы, природно-климатических зон.

- рациональное природопользование, при котором ресурсное обеспечение в равно й мере удовлетворяет интересы нынеживущих и будущих поколений, сохранение биологического разнообразия.

- действия и выполнения международного права, регламентирующего природопользование и качество жизни.

Цели концепции экологической безопасности России.

- улучшение качества воздуха

- рациональное использование водных ресурсов и улучшение качества воды

- борьба с загрязнением морей и прибрежной морской среды

- защита почв и рациональное землепользование

- совершенствование лесохозяйственной деятельности

- сохранение биоразнообразия

- управление опасными отходами

- общесистемная стратегия развития промышленности, энергетики, транспорта

- мероприятия в области социальной сферы.

Выбор пути развития цивилизации

По мнению большинства ученых, у человечества есть еще 40 лет для возращения природной среды в положение нормального функционирования. Сумеет ли использовать его человечество? Из современного глобального экологического кризиса есть две главные траектории выхода в будущее: техносферная и ноосфера. В XX в. Человечество сделало исключительные успехи в переводе биосферы в техносферу. Мало кто пологал, что техносферного развития мира, ее система ценностей приведут человечество к практическим рубежам. Техносфера – это часть биосферы, преобразованная людьми. От рубежа промышленной революции XVIII в. начинается новая ступень развития материальной культуры – техническая цивилизация. Культ природы заменяется культом техники. Наступление техносферы на биосферу приводит к сильному истощению последней. Ухудшается физическое и духовное здоровье здоровье людей. Итак, техносферный путь развития цивилизации сопровождался в последние годы беспрецедентным разрушением окружающей среды. Дальнейшее разрушение ее приведет к сильнейшему потрясению биосферы и к гибели человечества. Употребляя тот же термин, наш великий соотечественник Владимир Иванович Вернадский имел в виду нечто иное. Еще в начале века он писал о том, что человечество постепенно становится основой геологической силой нашей планеты и, следовательно, на определенном этапе своей истории ему придется принять на себя ответственность за будущее развитие и биосферы, и человеческого общества, где все развивается в единой взаимосвязи. Биосферно – ноосферная концепция В.И. Вернадского оказалась необходимым связующим звеном, без которого нельзя представить единое развитие Природы и Бытия человечества, его общественной эволюции. Ноосферное развитие в свете современных представлений базируется на понимании того, что: 1. Человечество является фактором, определяющим перестройку биосферы;

    Человечество должно взять на себя ответственность за характер протекания основных эволюционных процессов на нашей планете;

    Без сохранения природы Земли невозможно продолжение рода человечество;

    Необходимо выработать общепланитарную стратегию, которую будет поддерживать все человечество;

    Необходимо создание единого экологического пространства и межгосударственного органа по ноосферному развитию;

    Будущее человечества определяется его способностью выполнять экологический императив (не нарушать пороги устойчивости природных систем), что во многом определяется принятием нравственного императива (вспомните, что это такое). Реальном шагом на пути ноосферного развития стала концепция устойчивого развития поддерживаемого развития. Под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Приложение 18

Закрепление материала

Что такое техносфера?

Почему необходимо сделать новый выбор в развитии цивилизации?

Подтвердите примерами тот факт, что в XX в. Человечество сделало исключительный успехи в переводе биосферы в техносферу.

Почему необходим переход человечества на ноосферный путь развития?

С именами каких ученых связывают термин «ноосфера»?

Какой вклад в учение о ноосфере внес наш соотечественник В.И. Вернадский?

На каких положениях базируется понимание ноосферного развития?

Почему концепцию устойчивого развития рассматриваются как важнейший шаг к ноосферному развитию?

Как вы можете повлиять на выбор пути, по которому будет развиваться цивилизация?

Заключение

Изучение данных тем имеет большое значение для человечества. Биосфера как экологическая система истощена. Поэтому вопрос о сохранении природной среды стал равноценен вопросу о выживании всего человечества. Глобальные экологические проблемы…..Сейчас нет слов, произносимых чаще. В них вкладывается разный смысл. В одних случаях – это объяснения, в других –диагноз болезни, в третьих – приговор. Какие меры необходимо предпринять для их решения. В деле решения современных экологических проблем нет «зрителей» и «действующих лиц» мы все несем ответственность за сохранение жизнь на нашей планете. Содержание данных тем направлено на формирование у каждого из нас активного отношения к решению глобальных экологических проблем.

Приложение 19

Список используемой литературы

1. Данилов-Данильян В.И. и др. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа). - М., 2012. - С. 116.

2. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. - М., 2013.

3. Ракитов А.И. Будущее России: социально-технологическая модель // Общественные науки и современность. - 2012.

4. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). - М., 2012.

5. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия. - М., 2012.

6. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. - М., 1990; Он же. Проблема агроноосферной революции. - М., 2013.