Обеспечение защиты конкуренции. Антимонопольное законодательство

Вклады

Принятие антимонопольного законодательства в России

Антимонопольное законодательство РФ направлено на недопущение создания монополий, а также способствование формированию, развитию и поддержанию конкурентной среды.

Формирование российского антимонопольного законодательства началось не так давно, в конце XX века, тем не менее некоторые его элементы уже можно усмотреть в дореволюционный период и в советское время. Однако никакие существовавшие до этого правовые системы и уложения не оказали на него существенного влияния. Поэтому принято считать, что создание антимонопольного законодательства началось с нуля.

Обратите внимание! Отправной точкой в этой сфере стало принятие закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1, при помощи которого уже в том же году было приостановлено создание более 30 крупных концернов, наделенных властью по управлению государственным имуществом, созданию и ликвидации таких учреждений, а также назначению их руководителей.

В указанном акте были более четко определены задачи антимонопольной политики:

  1. Способствование образованию здоровых рыночных отношений путем содействия развитию конкуренции.
  2. Предупреждение, ограничение, пресечение становления монополистической деятельности.
  3. Контроль со стороны государства за исполнением указанных норм.

Важно! Этот закон действует по настоящее время, в основном в части определения понятий в данной области.

Российское антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство России основано на Конституции и Гражданском кодексе РФ. Например, ст. 10 ГК РФ содержит положения, регламентирующие запрет применения гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Обратите внимание! Фундаментальным актом является закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. В нём определены основы защиты конкуренции, а также методы подавления монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ регулирует отношения в условиях естественных монополий, формирование и создание которых иногда оправдано по причине возможности обеспечения рынка товарами лишь одним предприятием.

Помимо указанных актов, нормы антимонопольного законодательства РФ содержат:

  1. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 в виде запрета, ограничения, дискриминации на пользование недрами.
  2. Закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 № 60-ФЗ указывает на недопущение отказа заключения государственного контракта с поставщиками, занимающими доминирующее положение на рынке.
  3. ФЗ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ.
  4. Иные акты.

Важно! Отношения в этой сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, а также актами антимонопольного органа. В качестве примера можно привести приказ ФАС РФ «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» от 25.04.2006 № 108.

Уровни антимонопольного законодательства

Уровни антимонопольного законодательства делятся на 3 вида:

  1. Принимаемые на федеральном уровне.
  2. Принимаемые на уровне субъектов РФ, так как на этом уровне возможно регулировать, формировать и применять цены в определенной отрасли экономики, в том числе в естественных монополиях.
  3. Принимаемые на уровне муниципальных образований, так как на этом уровне допускается оказание воздействия на деятельность локальной монополии, например предприятия тепло- и водоснабжения.

Российское антимонопольное законодательство включает в себя немалый перечень нормативных актов, которые совершенствуются, дополняются и изменяются с учетом развития экономических отношений. Формируется оно из документов, принимаемых не только на федеральном, но и на региональном уровне, а также путем издания актов самим антимонопольным органом.

совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение , пресечение антиконкурентной практики. В современном мире А.з. и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики, в силу чего А.з. признается самостоятельной отраслью законодательства. Эта отрасль является комплексной: имея в основе нормы административного права, А.з. включает также конституционные, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы.

А.з. основывается на концепции достижения наивысшего благосостояния граждан в результате предоставления хозяйствующим субъектам возможности свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке, который выступает универсальным регулятором общественного производства. Основные цели А.з. подавляющего числа государств: защита и поощрение конкуренции, контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, контроль за процессом концентрации производства и капитала,контроль над ценообразованием. содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов, защита интересов потребителей. В некоторых государствах в А.з. включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, направленные против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках.Законодательные акты, содержащие одновременно нормы о пресечении недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. характерны для государств с переходной экономической системой. Для государств, региональных объединений, где источником права являются также судебные решения, характерно принятие более широкой концепции антимонопольного права (картельное право ЕС, антитрестовское право США и др.). А.з., как правило, является общенациональным.

Основная категория А.з. - доминирующее положение (монопольная сила) хозяйствующего субъекта на соответствующем (релевантном)товарном рынке. А.з. не устанавливает запрет хозяйствующему субъекту завоевать это положение, однако и не допускает злоупотребления им. Оценка того, занимает ли хозяйствующий субъект доминирующее положение, основывается на определении релевантного товарного рынка, который характеризуется границами, объемом и субъективным составом.

В РФ А.з. появилось только с началом перехода к рыночной экономике, когда конкуренция была признана благом для общества. Одним из первых в системе законодательных актов, опосреду-ющих коренную экономическую реформу, проводимую РФ с начала 90-х гг., был Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции). Целями введения в действие Закона были: создание конкурентной среды в экономике, предупреждение , ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Названный Закон был принят за несколько месяцев до Закона РФ о приватизации предприятий, тем самым установив правовые основы для действия приватизируемых и вновь образуемых предприятий в условиях конкурентной среды.

Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается (ст. 34 Конституции РФ). Конституция

РФ вместе с Законом о конкуренции,издаваемыми в соответствии с ним ФЗ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и образует А.з. РФ в его современном виде, которое является федеральным (ст. 71 Конституции РФ). Основные особенное-\" ти А.з. РФ состоят в том, что оно содержит нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, а положения о запретах адресованы не только частным лицам, но и органам исполнительной власти. Выявлены характер, специфика противоречащихА.з. действий (бездействия)хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.. .

Законом запрещены действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, которые имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Приводится открытый перечень таких действий.

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными (полностью или частично) заключенные в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов(потенциальных конкурентов), занимающих в совокупности доминирующее положение, если таковые соглашения (согласованные действия) имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции. Лишь в исключительных случаях названные соглашения (согласованные действия) могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка. В Законе о конкуренции приводится перечень соглашений, которые по своей сути нарушают положения А.з. и на которые не распространяются названные изъятия.

К монополистическим действиям органов власти и управления относятся принимаемые ими акты и действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия для отдельных хозяйствующих субъектов. Запрещается: а)образование органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления с целью монополизации производства или реализации товаров; б) наделение названных органов

полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции;в) совмещение функций указанных органов с функциями хозяйствующих субъектов;

г) наделение последних функциями названных органов.

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными согласованные монополистические действия органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (между собой либо с хозяйствующим субъектом), когда они имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.

Государственная политика по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводится федеральным антимонопольным органом, положение о котором утверждается Президентом РФ. Федеральный антимонопольный орган - МАП РФ осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов и за приобретением акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках РФ хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции. Для осуществления своих полномочий МАП РФ вправе создавать собственные территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

За нарушение А.з. предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.В самом Законе о конкуренции установлена система административных штрафов, налагаемых за нарушение А.з. на должностных лиц исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.коммерческие и некоммерческие организации и их руководителей, индивидуальных предпринимателей. Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции предусмотрена в ст. 178 У К.

Особым разделом А.з. является законодательство о естественных монополиях.

Лит.: Агаев Р.Г. Сравнительно-правовой анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран и практики его применения//Законодательство и экономика, 1995, №3-4; Еременко В.И. Антимонопольное законодательство.М., 1997;

Жидков О.А. Законодательство о капиталистических монополиях. М., 1968; Жидко в О.А. Антитрестовское законодательство на службе монополий. М., 1968; Качалин В.В.Система антимонопольной защиты общества в США. М., 1997; Клейн Н.И. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности. В кн.:

Предпринимательское право. М., 1993;

Клейн Н.И..Авилов Г.Е. Антимонопольные законы государств Содружества//Законодательство и экономика, 1995, № 3-4; Рынок и антимонопольное законодательство России. М., 1992; Свядостц Ю.И. Регулирование ограничительной хозяйственной практики в буржуазном праве. М., 1988;Сесекин В.Б. Основные положения Картельного права ЕС/ /Проблемы интеллектуальной собственности, 1996, №7. С. 65;Сесекин В.Б. Основные положения Антитрестовского права США//Проблемы интеллектуальной собственности, 1996. № 1;Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты регулирования. М., 1996.

Сесекйн В.Б.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО" в других словарях:

    Антимонопольное законодательство совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание… … Википедия

    Защита покупателя от монополии про изводителя путем экономических, организационных и юридических мер (сис тема налоговых ставок, кредитов, ценообразования; образования малых предприятий и поощрение конкуренции; система наказаний за сговор фирм,… … Финансовый словарь

    Современная энциклопедия

    Антимонопольное законодательство - АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, нормативные акты, направленные на ограничение возможностей предприятий монопольно выступать на рынке, подавляя тем самым свободную конкуренцию производителей. Антимонопольное законодательство предусматривает меры … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, система нормативных актов, отдельных правовых норм и институтов, призванных обеспечить защиту покупателя от монополии (см. МОНОПОЛИЯ) производителя путем установления экономических и организационных ограничений:… … Энциклопедический словарь

    Система нормативных актов, отдельных правовых норм и институтов, призванных обеспечить защиту покупателя от монополии производителя путем установления экономических, организационных и других ограничений (регулирование процессов ценообразования на … Юридический словарь

    Антитрестовское законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для… … Экономический словарь

    Антимонопольное законодательство - Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948 1 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Антимонопольное законодательство - Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.… … Словарь юридических понятий

    Антимонопольное законодательство - (англ. antimonopoly legislation) система правовых норм и институтов, призванных обеспечить защиту покупателя от монополии производителя путем установления экономических, организационных и др. ограничений и стимулов (система налоговых ставок,… … Энциклопедия права

    АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - система правовых норм и институтов, комплекс законов и правительственных актов, способствующих развитию конкуренции, направленных на ограничение и запрещение монополий, препятствующих созданию монопольных структур и объединений, монополистических … Юридическая энциклопедия

Система государственного регулирования экономикой, сформированная во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. При этом одним из главных инструментов, ограничивающих монополистическую деятельность, основой, создающей гарантии для существования конкуренции, является антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство — комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Первый в России антимонопольный нормативный акт – Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят 22 марта 1991 года в последующих редакциях.

Закон явился основой для формирования в Российской Федерации антимонопольного законодательства, подготовки и принятия соответствующих нормативных документов. К таким документам следует отнести Правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (утверждены приказом ГКАП России от 12 мая 1994 г. № 53), Закон о дополнении Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Условием свободы конкуренции является ст. 8 Конституции РФ, дающая правовые гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности. Беспрепятственное осуществление предпринимательской деятельности и запрещение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, закреплено в ст. 34 Конституции РФ, а ст. 74 этой же Конституции запрещает установление таможенных границ и сборов, а также иных препятствий, затрудняющих свободное перемещение товаров и услуг.

В систему нормативно-правовых актов, регулирующих конкуренцию и монополистическую деятельность на рынке товаров и услуг, входят отдельные нормы ГК РФ. Так, п. 1 ст. 10 не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке, а п. 1 ст. 1033 по договору коммерческой концессии предусматривает возможность обязать пользователя не конкурировать с право-обладателем на территории, на которую распространяется действие договора. Если же будет установлено, что эти ограничительные условия противоречат антимонопольному законодательству, то по требованию антимонопольного органа они могут быть признаны недействительными.

Отдельный блок составляют акты о Государственном Реестре предприятий-монополистов и о специальном регулировании их деятельности. Правовые основы антимонополизма содержатся в Законах о предприятиях и предпринимательской деятельности, об арбитражном суде, арбитражном процессе, в нормативных, документах, регулирующих процесс приватизации.

Нормы права, призванные укреплять свободу конкуренции и ограничивать всевластие монополий, содержатся также в федеральных законах: от 18 июля 1995 г. «О рекламе»; от 19 июля 1995 г. «О естественных монополиях»; от 7 февраля 1992 г. в редакции от 9 января 1996 г. «О защите прав потребителей», от 29 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»; от 14.04.1998 г. «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

В ряду названных антимонопольных законов основным является Закон о конкуренции, который определяет не только организационные, но и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение надлежащих условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Сфера применения данного Закона весьма широка, то есть его нормы распространяются на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, участниками которых являются российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, кроме случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничения конкуренции. Его действия не распространяются и на отношения, связанные с монополистической деятельностью, с недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг.

Нормативно-правовую основу регулирования и контроля деятельности естественных монополий составляют законы и иные нормативные акты, принимаемые как федеральными органами государственной власти, так и субъектами Российской Федерации по вопросам, которые находятся в их исключительном ведении или в совместном ведении с Российской Федерацией.

Определяющая роль отводится ФЗ РФ «О естественных монополиях», принятому 19.07.1995 г. и заложившему правовые основы регулирования и контроля деятельности естественных монополий в Российской Федерации. Кроме того, приняты нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, складывающиеся в отдельных сферах естественных монополий. Это, в частности, ФЗ РФ «О железнодорожном транспорте в РФ» от 10.01.2003 г. 1 ; ФЗ РФ «О связи» от 16.02.1995 г. 2 ; ФЗ РФ «Об энергоснабжении» от 15.03.1996 г. 3 ; ФЗ РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 10 марта 1995 г. 4 ; ФЗ РФ «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03. 1995 г.

Функции регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий согласно Закону «О естественных монополиях», осуществляют федеральные органы Российской Федерации, которые вправе создавать свои территориальные органы и наделять их правомочиями в пределах своей компетенции. В соответствии с этим Указами Президента РФ от 29.11.1995 г. № 1194 была образована Федеральная энергетическая комиссия РФ 1 , от 26.02.1996 № 276 — Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте 2 , постановлением правительства РФ от 10.11.1996 г. № 1343 утверждено положение о Федеральной службе РФ по регулированию естественных монополий в области связи 3 . Однако в структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142, были упразднены федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи и федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте, а их функции переданы Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Органы регулирования естественных монополий не только формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, но могут также применять к ним такие методы воздействия на их деятельность, как ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Таким образом, естественные монополии находятся под контролем двух федеральных структур - антимонопольных органов и специальных органов регулирования деятельности естественных монополий.

Антимонопольное регулирование в сфере финансовых услуг регулируется законом ФЗ РФ № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» 4 . В Законе «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» в ст. 5 впервые дано определение понятия рынка финансовых услуг как сферы деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемой, исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям.

2. ИСТОРИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее «невидимой рукой рынка».

Еще совсем недавно в централизованно-плановой экономике нашей страны такие понятия, как конкуренция и монополия, были абсолютно неприменимыми, находились под запретом. Считалось, что современные проблемы конкуренции, имеющие место в рыночной экономике, не имеют практического значения для деятельности социалистических предприятий, поскольку им чужды методы капиталистической системы хозяйствования.

Конкуренция, например, определялась как «антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, которая неизбежно сопровождается анархией и стихией, осуществляется жестокими и хищническими методами, ведет к разрушительным экономическим и социальным последствиям» 1 .

На первый взгляд, такая характеристика конкуренции может показаться верной, ибо, как образно заметил Ф. Хайек, «часто против конкуренции возражают на том основании, что она «слепа». Однако, замечает автор, нелишне при этом напомнить, что древние изображали богиню правосудия с завязанными глазами, что служило символом ее беспристрастия и справедливости. У конкуренции, быть может, немного общего со справедливостью, но одно общее достоинство у них есть — и та, и другая «не взирают на лица» 1 .

«В условиях развитого рынка, - пишет С.Э. Жилинский, – конкуренция есть постоянная гонка без финиша, когда нельзя остановиться, отдохнуть от изнурительного соперничества» 2 .

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.

В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался «сверху» государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.

Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон
«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Этот закон устанавливает, что:

1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;

4) контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

5) при нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.

Законом установлено понятие «доминирующее положение», то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Этот закон действует и в настоящее время.

В 1995 г. отечественные фирмы получили право возбуждения дел по обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка. Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.

Вести работу в этом направлении антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992-1993 гг., особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.

Вот почему весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

1) естественные монополии;

2) разрешенные монополии;

3) временные монополии.

Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;

б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.

Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

Временными монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Именно временные и естественные монополии и будут теперь предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании «маховика» инфляции.

Можно привести пример, роста цен на продукцию или услуги естественных монополистов по сравнению с ценами в целом по промышленности. При этом ускоренный рост цен в отраслях - естественных монополистах нельзя списать на удорожание потребляемых ими ресурсов.
Так, в первом квартале 1994 г. затраты предприятий
связи из-за роста цен повысились:

по электроэнергии - в 1,5 раза,

по материальным ресурсам - в 1,8 раза,

по транспортным операциям - в 2,5 раза.

Но при этом тарифы на собственные услуги связисты повысили в 2,7 раза, что позволило им соответственно увеличить зарплату
своим работникам в 2,4 раза (намного больше, чем в других отраслях).

В итоге доставка газет и журналов стала в России стоить уже дороже, чем собственно подписка на них, а многие органы печати вынуждены были ввести такую странную форму распространения своих изданий, как «подписка с получением непосредственно в редакции».

Аналогичную практику проводят и другие естественные российские монополии. В силу этого заработная плата, например, в электроэнергетике сейчас выше средней по промышленности в 4-5 раз (в зависимости от региона страны и ценовой политики действующей там местной энергетической системы). Примерно настолько же выше средней и зарплата на железнодорожном транспорте, и лишь немногим уступают в гонке зарплат работники связи.

Но каким образом Россия будет бороться со своими естественными и временными монополиями?

Что касается естественных монополий, то для
регулирования их деятельности предусмотрено создавать на 3 года специальные федеральные агентства. Эти агентства имеют право установить естественным монополистам:

Перечень потребителей, которых они обязаны обслуживать;

Уровень и структуру цены;

План инвестирования в расширение производства.

Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление.

Именно на такой основе правительство России в октябре 1995 г. приняло, например, решение о «замораживании» цен (то есть запрещении их повышения) в отраслях - естественных монополистах до конца года. «Замораживанию» подверглись цены на газ
и электроэнергию, а также железнодорожные тарифы и тарифы на
перекачку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам.

По отношению к временным монополиям будет проводиться иная политика. Для ослабления их власти над рынком государство намеревается осуществлять следующие меры:

Запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;

Запретить,
уже существующим финансово-промышленным, группам
включать в свой состав предприятия, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных
регионов
страны;

Поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополиста на рынке;

Проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;

Поощрять новое строительство, а также создание малых фирм, если это может помочь снижению степени монополизации рынка.

При этом реально наиболее действенным методом решения задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для товаров зарубежных фирм. Беда лишь в том, что эту «лечебную процедуру» крайне трудно дозировать, а последствия ее неоднозначны. Дело в том, что отечественные предприятия пока полностью проигрывают соревнование с зарубежными конкурентами по соотношению «цена – качество» при сравнении аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень качества стоят дороже зарубежных).

Поэтому вторжение на внутренний рынок больших партий зарубежных товаров приводит к тому, что отечественные фирмы вообще «теряют рынок» (так произошло, например, с российскими производителями телевизоров и магнитофонов после появления в магазинах больших партий электроники из Юго-Восточной Азии).

Конечно, появление на рынке более качественных и относительно более дешевых товаров выгодно для покупателей. И они (действуя вполне рационально) будут покупать именно зарубежные изделия. Но государство не может не считаться с тем, что такое развитие событий приведет к краху не только отдельных российских фирм, но и целых отраслей национальной экономики. А это грозит взрывом безработицы, для рассасывания которой у страны пока нет средств.

В итоге правительству России приходится постоянно действовать по принципу «шаг вперед - два назад»: то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, чтобы усмирить отечественных монополистов, то снова «прикрывать дверь», чтобы не допустить полной гибели отечественной промышленности.

Именно из-за этого, например, в России за последние годы так часто менялись условия ввоза иностранных легковых автомобилей, конкурирующих с отечественными «Жигулями», «Москвичами» и «Волгамии». Правительство то повышало государственные пошлины на импорт машин, то снижало их, что соответственно вызывало относительное удорожание или удешевление иномарок по сравнению с продукцией отечественного автомобилестроения.

Проблема монополий в России еще не решена, и быстрого ее решения в короткий срок не предвидится.

3. ОТРАСЛЕВОЕ ФОРМИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Проблемы правовой охраны конкурентных отношений заняли достойное место в отечественной юридической науке лишь в последние десять-пятнадцать лет, поскольку это сравнительно новое правовое явление в нашей системе права. В данном русле некоторые ученые предлагают использовать термин «конкурентное право». Например, К.Ю. Тотьев под антимонопольным правом понимает систему федеральных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов конкуренции и монополий с целью защиты частных и публичных интересов на основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ 1 . По мнению ученого, термин «антимонопольное право» подчеркивает конечную и позитивную цель правового регулирования – создание условий для развития, поддержки и защиты конкуренции 2 .

Большой интерес представляет точка зрения С.А. Паращука, который, пользуясь термином «законодательство о конкуренции и монополии», подразделяет последнее на акты конкурентного законодательства и акты законодательства о государственных и естественных монополиях. При этом антимонопольное законодательство, как считает ученый, в свою очередь, включает в себя нормативные правовые акты, традиционно содержащие две основные группы правовых норм: нормы антимонопольного законодательства и нормы законодательства о недобросовестной конкуренции. По мнению автора, в условиях недостаточного развития конкурентных отношений на отечественных рынках существует необходимость в выделении еще одной, третьей группы норм, содержащихся в актах антимонопольного законодательства, направленных прежде всего на развитие и стимулирование самих конкурентных отношений 3 .

С.А. Паращук подчеркивает, что традиционные области конкурентного законодательства (т. е. антимонопольное правовое регулирование и правовая защита от недобросовестной конкуренции) не всегда четко различаются между собой. Действительно, российскими законами о конкуренции на товарных и финансовых рынках нормы о недобросовестной конкуренции отнесены к антимонопольному законодательству, что, по мнению ученого, весьма спорно, поскольку указанные области правового регулирования конкуренции имеют существенные отличия по задачам, субъектам регулирования и иным основаниям 1 . Таким образом, антимонопольное законодательство и законодательство о недобросовестной конкуренции – самостоятельные области конкурентного законодательства, что не было учтено российским законодателем.

На состав антимонопольного законодательства имеются разные точки зрения. Все они могут быть разделены на две группы: «антимонопольное законодательство в узком смысле» и «антимонопольное законодательство в широком смысле» 2 .

Антимонопольное законодательство в узком смысле используется для обозначения нормативных правовых актов, перечень которых приведен в ст. 1.1. и 2 Закона о конкуренции: Конституция РФ; названный Закон; федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг; Указы Президента РФ, не противоречащие Закону о конкуренции и названным федеральным законам; Постановления Правительства РФ, принимаемые на основании и во исполнение Закона о конкуренции, федеральных законов и Указов Президента РФ.

В связи с этим В.И. Еременко справедливо замечает, что от антимонопольного законодательства отсечены нормативные правовые акты, принимаемые федеральным антимонопольным органом, в связи с чем можно поставить под сомнение легальность последних 3

В антимонопольное законодательство в широком смысле, помимо норм вышеуказанных актов, входят все нормы о развитии (защите) конкуренции и регулировании монополий, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных актах. Так, например, А.Н. Варламова рассматривает законодательство о конкуренции как законодательные акты, которые регулируют конкурентные отношения (собственно законодательство о конкуренции) и иные акты, содержащие нормы антимонопольной и конкурентной направленности. К последним, по ее мнению, относятся: частично законодательство о ценообразовании, законодательство об иностранных предпринимателях, налоговое законодательство, законодательство о малом предпринимательстве и иное законодательство предпринимательской направленности, так или иначе влияющее на создание и положение конкурентоспособных хозяйствующих субъектов 1 .

Антимонопольное законодательство в настоящее время состоит из следующих актов: Конституции РФ, провозглашающей и гарантирующей поддержку конкуренции; Гражданского кодекса РФ, создающего основу свободного развития предпринимательства и развития конкуренции и одновременно запрещающего ее ограничение; Закона о конкуренции и иных нормативных актов различного правового уровня, в которых конкуренция рассматривается как непосредственный объект правового регулирования; нормативных актов, определяющих права и обязанности органов, ответственных за развитие конкурентных отношений; нормативных актов, регулирующих деятельность организаций-монополистов; нормативных актов, регулирующих деятельность естественных монополий; нормативных актов, направленных на демонополизацию экономики, в первую очередь Государственной программы демонополизации и развития конкуренции на рынках РФ; положений нормативных актов других областей законодательства, которые воздействуют на развитие конкурентных отношений, – законодательства о защите прав потребителей, о ценообразовании, таможенном регулировании и др.; нормативных актов, создающих основу развития предпринимательской деятельности и косвенно оказывающих влияние на развитие конкурентных отношений (законодательство, регулирующее положение новых структур: ФПГ, торговых домов, новых форм торговли, а также малого бизнеса); актов разного правового уровня, создающих основу практического применения тех или иных положений Закона о конкуренции 2 .

В иерархической лестнице нормативных правовых актов верхнее положение занимает Конституция Российской Федерации, которая регулирует наиболее важные, основополагающие общественные отношения в сфере конкуренции между страховыми организациями. Согласно ст. 34, каждый человек в Российской Федерации имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, однако при этом не допускается такая экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одной из основ конституционного строя нашего государства является гарантия поддержки единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, конкуренции, свободы экономической деятельности (п. 1 ст. 8).

Сердцевиной российского антимонопольного законодательства является Закон о конкуренции, принятый 22 марта 1991 г., с последующими изменениями и дополнениями. Что касается сферы действия этого Закона, то он распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации (п. 1 ст. 2).

Из сферы действия Закона исключены отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Данные отношения регулируются иными федеральными законами (п. 3 ст. 2), то есть Федеральным законом о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

Федеральный закон о защите конкуренции был принят с огромным опозданием – только в 1999 г., а 30 декабря 2001 г. в него были внесены изменения.

Антимонопольное законодательство

На уровне отдельных регионов антимонопольные законы появились еще раньше - в отдельных штатах США . Инициаторами их утверждения становились такие организации как Альянс фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилась как опасная концентрация, ведущая к монополизации рынка. В то же время рыночная концентрация сопровождалась не сокращением производства и ростом цен, в чем обвиняли «монополистов», а прямо противоположными явлениями. Так, пшеница в 1889 году стоила на 35 % дешевле, чем в десятью годами ранее, свинина за - гг. упала в цене на 19 %, говяжья вырезка - на 39 %, скот в живом весе за пять лет подешевел на 28,8 %. Поголовье скота в США на протяжении 1880-х годов увеличилось примерно на 50 %.

Аналогичной была и ситуация на федеральном уровне. Сенатор Джон Шерман , добившийся принятия антимонопольного законодательства в США, обвинял тресты в ограничении выпуска для повышения цен. Как показывает его переписка с представителями мелких нефтяных компаний, в реальности Шерман защищал именно интересы тех предпринимателей, которые страдали от падения цен, в частности, от удешевления нефтепродуктов, вызванного применением цистерн при транспортировке нефти. В частности, он лоббировал закон, запрещающий железным дорогам предоставлять скидки на перевозку нефти в цистернах, а не в бочках.

Среди отраслей, которые в Конгрессе считались монополизированными, были производство нефти, сахара, рельсов, свинца, цинка, джута, угля и хлопкового масла. Но во всех перечисленных отраслях, о которых доступны соответствующие данные, производство между и гг. росло быстрее, чем американское производство в целом. ВНП США за данный период вырос в реальном выражении на 24 %, а в номинальном на 16 %. Что же касается выпуска в отраслях, где были образованы тресты, то в номинальном измерении он вырос за это время на 62 %, а в реальном - на 175 %. Таким образом, тресты обеспечивали рост производства и снижение цен.

Таблица. Рост выпуска в отдельных отраслях промышленности США в - гг.

Номинальный ВВП 16 % Реальный ВВП 24 %
62 % Средний по «монополизированным» отраслям 175 %
Хлопковое масло 151 % Сталь 258 %
Изделия из кожи 133 % Цинк 156 %
Веревки и шпагат 166 % Уголь 153 %
Джут 57 % Стальные рельсы 142 %
Нефть 79 %
Сахар 75 %

Таблица. Рост цен в отдельных отраслях промышленности США в - гг.

(Источник: Thomas DiLorenzo The Origins of Antitrust Rhetoric vs. Reality" Regulation, Volume 13, Number 3, Fall 1990)

С момента принятия Акта Шермана антимонопольные законы распространились в большинстве стран мира. Этот процесс не был одномоментным: так, в Италии соответствующий закон был принят через 100 лет после Акта Шермана - в 1990 году .

Таблица. Страны, где антимонопольное законодательство отсутствует

Азия Африка Европа Северная Америка Южная Америка
Афганистан Ангола Андорра Белиз Боливия
Бангладеш Ботсвана Грузия Бермудские острова Парагвай
Бахрейн Габон Доминика Суринам
Бирма Гана Доминиканская Республика Эквадор
Бруней Гвинея Каймановы острова
Гонконг Конго Кюрасао
Катар Лесото Куба
Кувейт Либерия
Макао Ливия
ОАЭ Мавритания
Палестина Мадагаскар
Мозамбик
Нигерия
Свазиленд
Того
Уганда
Центрально-Африканская республика

Антимонопольное законодательство в России

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон (Россия) «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

Контроль за экономической концентрацией

Контроль за экономической концентрацией состоит в контроле антимонопольных органов за приобретением активов экономически-значимыми компаниями. Такой контроль в той или иной форме существует в большинстве стран, имеющих антимонопольное законодательство. В частности, из обследованных Министерством юстиции США 80 стран, имеющих антимонопольное законодательство, около 60 осуществляют контроль за слияниями. При этом детали режима контроля могут отличаться в зависимости от страны и типа сделок.

Контроль может быть предварительным (компании подают сведения о сделках в антимонопольные органы до завершения этих сделок) или последующим (после совершения сделок). Кроме этого, подача уведомления может быть обязательной или добровольной. Так, в Австралии, в которой не существует процедуры обязательного уведомления, компания, тем не менее, может предпочесть получить иммунитет от возможного судебного преследования и предварительно подать заявку для формального утверждения.

Таблица. Процедуры контроля за слияниями в разных странах мира

Обязательное предварительное уведомление Обязательное последующее уведомление Добровольное уведомление
Австрия Нидерланды Аргентина* Австралия
Азербайджан Польша Греция* Кот д’Ивуар
Албания Португалия Дания Великобритания
Аргентина Россия Индонезия Венесуэла
Белоруссия Румыния Испания Новая Зеландия
Бельгия Словакия Македония* Норвегия
Болгария Словения Россия* Панама
Бразилия США Тунис* Франция
Венгрия Таиланд ЮАР* Чили
Германия Тайвань Южная Корея*
Греция Тунис Япония*
ЕС Турция
Израиль Узбекистан
Ирландия Украина
Италия Финляндия
Казахстан Хорватия
Канада Чехия
Кения Швейцария
Кипр Швеция
Колумбия Эстония
Латвия ЮАР
Литва Югославия
Македония Южная Корея
Мексика Япония
Молдавия
  • - в зависимости от особенностей сделок

(Источник: Министерство юстиции США, 2000) .

Критика антимонопольного законодательства

По признанию руководителей ФАС И. Артемьева и А. Сушкевича, «антимонопольная политика государства, как никакая другая форма публичного вмешательства власти в частные дела, находится под постоянным огнем критики представителей экономической науки». Критиками антимонопольного законодательства являются такие известные экономисты, юристы и философы как М. Фридман, Ф. Хайек, А. Гринспен, А. Рэнд, Р.Коуз, Р. Борк, Р. Познер, М. Ротбард. Основными объектами критики являются:

  • экономические последствия антимонопольного регулирования (утверждается, что оно всегда или нередко приводит к уменьшению общественного благосостояния); а также
  • лежащая в основе антимонопольного регулирования этическая и правовая философия (утверждается, что оно нарушает права собственности и свободу контракта и приводит к неравенству прав граждан).

Некоторые из критиков антимонопольного законодательства являются сторонниками его отмены, некоторые - сторонниками существенных корректировок.

Известные критики об антимонопольном законодательстве

Этико-правовая критика антимонопольного законодательства


Wikimedia Foundation . 2010 .

В странах с развитыми рыночными системами государство про­тивопоставляет монополизму весь свой экономический и политиче­ский потенциал, находит действенные меры и механизмы демонтажа опасных для экономики монополистических структур. Во многом по этой причине крупные корпорации часто предпочитают воздерживаться от монополистического поведения. И поступают так не только из-за действующих антимонопольных законов, а потому что образованная с участием государства экономико-политическая среда поощряет конкуренцию , а не монополизм.

В США, например, преодолением (жестче говоря "укрощением") монополизма занимаются антитрестовское управление Минюста (650 чел.) и федеральная комиссия по торговле (> 1000 чел.), в Японии - комиссия по справедливым сделкам, во Франции - Совет по делам конкуренции.

Антимонопольная политика государства всегда опирается на антимонопольное законодательство . Это законодательство включает в себя пакет законов, направленных на достижение успешного функ­ционирования рынка и регулирование конкуренции между фирмами ипредприятиями.

Антимонопольное законодательство - это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм . Все эти меры направлены на регулирование действий фирм и корпо­раций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

Примером действия такого рода законодательства на практике может служить экономическая действительность США - антитрестов­ский закон Шермана (1890 г.). Американское законодательство направлено на обеспечение равных стартовых возможностей предпринимательства, на замедление процесса перерастания конкуренции в монополию.

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - комплекс государственных мер (соответствующие законодательство и система налогообложения, денационализация собственности, поощрение малого предпринимательства и пр.), направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольная политика в России в среднесрочной перспективе будет реализовываться по следующим основным направлениям.

1. Совершенствование правовой базы, форм и методов антимоно­польного контроля и регулирования в целях предупреждения и пресе­чения злоупотреблений рыночной властью, сговоров, соглашений и согласованных действий, имеющих результатом ограничение конкурен­ции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, недобросовестной конкуренции.

2. Демонополизация экономики и создание условий для развития конкуренции на монополизированных товарных рынках с высокой сте­пенью концентрации поставок, устранение барьеров для развития конкуренции и входа на рынки хозяйствующих субъектов.


3. Противодействие созданию новых монопольных структур в результате перераспределения собственности, реализации корпоративной инвестиционной политики и интеграционных процессов, в том числе при формировании ФПГ.

4. Распространение антимонопольных требований на рынки финансовых, в том числе банковских и страховых, услуг.

5. Согласование целей, задач и мер по демонополизации и развитию конкуренции на товарных рынках, адаптации конкурентной политики в целях вхождения России в мировое экономическое сообщество.

В соответствии с Программой будет осуществляться также специальная политика в отношении естественных монополий на основе действующего законодательства. По закону "О естественных монополиях" сфера регулирования на федеральном уровне включает: транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубо­проводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по до­ставке электроэнергии и тепловой энергии, железнодорожные пере--возки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи. На региональном уровне - коммунальные услуги, вклю­чая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Здесь государственное регулирование считается оправданным, так как конкуренция между аналогичными предприятиями почти невозможна по технологическим или экономическим причинам.

Основным фактором, под воздействием которого будет формиро­ваться антимонопольная политика в ближайшие несколько лет, является открытие экономики для иностранной конкуренции, в том числе создание свободных экономических зон.

В связи с этим необходимо повышать статус антимонопольных органов, их большую независимость от правительственных структур. Одним словом, антимонопольное законодательство должно быть эффективным, комплексным и системным. Оно должно быть увязано с другими законами, которые непосредственно или косвенно связаны с антимонопольной политикой государства.