Ведение основных средств в бюджетном учреждении инструкция. Особенности учета основных средств в бюджетных учреждениях (на примере казенных учреждений)

Вклады

С введением в 2019 году новых критериев выбытия ОС произошли изменения в порядке списания. В статье мы рассказываем о том, как организовать работу ликвидационной комиссии, провести техническую экспертизу ОС и согласовать акты с вышестоящими организациями.

Мы приводим типовые бухгалтерские проводки, отражающие прекращение признания ОС в бухучете казенных, бюджетных и автономных организаций.

Когда списывают основные средства

В Учетной политике или отдельным нормативным актом следует утвердить Положение о постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию ОС, состоящее из разделов:

  • общие положения;
  • основные задачи и полномочия;
  • порядок принятия решений.

Положение определяет правила списания основных средств в бюджетных учреждениях:

  • мероприятия, которые должна выполнить комиссия;
  • документы, на основании которых выносится решение;
  • документы, направляемые в бухгалтерию: акт списания и протокол заседания.

Перед тем, как принять решение, ликвидационная комиссия должна:

  1. Осмотреть ОС.
  2. Установить причины ликвидации.
  3. Оценить возможность и целесообразность восстановления и последующей эксплуатации.
  4. Выявить виновных при списании до наступления даты полного износа.
  5. Оценить величину дохода или расхода от списания.
  6. Определить возможность применения отдельных частей ОС в качестве материалов или запчастей, реализации металлолома и т.д.
  7. Выявить наличие драгоценных металлов, проконтролировать изъятие частей или узлов ОС, в которых они находятся, проконтролировать принятие их на хранение на основании инструкции.

Порядок формирования и работы комиссии для учреждений, финансируемых из федерального бюджета, определены в ПП РФ от 14.10.2010 года № 834. Для организаций, получающих средства региональных бюджетов, порядок списания основных средств в 2020 году определяют региональные органы власти.

Не определяйте сами справедливую стоимость нефинансовых активов, которые нужно принять к учету. Это должна делать комиссия учреждения. Мы четко разграничили обязанности комиссии по поступлению и выбытию активов в

Когда согласовывать списание

На основании ПП 834 организации госсектора имеют следующие полномочия в отношении ОС, закрепленных за ними на праве оперативного управления:

  1. Списание основных средств в казенных учреждениях в 2020 году должно быть согласовано с федеральными органами власти, в ведении которых они находятся.
  2. Бюджетные организации должны согласовывать с учредителями прекращение признания ОС в бухучете в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества.
  3. Автономные учреждения так же списание недвижимости и особо ценных ОС согласовывают с учредителем, но по отношению к подобному имуществу, приобретенному за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, они вправе принимать самостоятельное решение.

По региональному и муниципальному имуществу, переданному учреждениям по договорам оперативного управления, правила согласования списания определяют органы власти региона и местное самоуправление.

Как проходит техэкспертиза основного средства

В ПП 834 не установлены четкие критерии обязательного обследования ОС, подлежащих списанию, приглашенными экспертами. В нем сказано, что это необходимо, если в учреждении нет штатных сотрудников с необходимыми знаниями и навыками.

При списании техники в бюджетной организации нужно руководствоваться ведомственными приказами или нормативными актами субъектов РФ и муниципалитетов. Например, в приказе Минтруда от 27.08.2018 года № 556н утвержден список документов, представляемых на согласование. В пакете на списание ОС дороже 200 тыс. руб. должно быть заключение независимых экспертов.

Если министерство, ведомство, органы местной власти не выдвигают подобных требований, решение принимает председатель комиссии. Экспертом не может быть работник организации, в чьем подотчете находятся ОС. Если привлекаются специалисты из сторонних организаций на возмездной основе, составляется договор, и оплата проводится по КВР 244 , КОСГУ 226 .

Какими документами оформить списание основных средств

Для протокола заседания комиссии, принявшей решение о списании ОС, унифицированной формы нет. Бланк можно утвердить в приложении к Положению о постоянно действующей комиссии. В документе должны содержаться следующие сведения:

  • наименование и номер документа;
  • название учреждения;
  • дата и место составления;
  • состав комиссии с указанием присутствующих на заседании;
  • повестка дня (список имущества, подлежащего списанию);
  • выступления членов комиссии (по каждому объекту итоги осмотра, срок полезного использования, заключение экспертизы, целесообразность восстановления или ремонта и т.д.);
  • предложения;
  • итоги голосования по каждому ОС;
  • подписи председателя и членов комиссии.

Если принято решение о прекращении признания ОС в бухучете, комиссия должна составить акт списания основных средств. В приказе Минфина от 30.03.2015 года 52н утверждены унифицированные формы, скачайте их бесплатно:

К оформленным актам прикладываются копии инвентарных карточек 0504031:

Образцы заполнения форм смотрите в Системе Госфинансы с подсказками по заполнению:

Если нужно согласование, подбирается пакет документов по требованию вышестоящей организации. На основании акта с подписью руководителя бухгалтер выполняет проводки, отражает эти записи в разделе «Отметки бухгалтерии о списании» и вносит сведения о выбытии в инвентарную карточку.

Бухучет списания основных средств

В п.8 СГС «Основные средства» утверждается, что на балансовых счетах 101 00 учитываются ОС, соответствующие критериям признания в качестве актива. Учреждение должно получать экономическую выгоду или полезный потенциал от эксплуатации. При невыполнении этих условий материальные ценности учитываются на забалансовом счете 02. Если в отношении ОС комиссией составлен акт о списании, но документы направлены на согласование, возможно два варианта учета:

  1. На балансовом счете 101 00, если ОС еще является активом. Например, морально устаревшее медицинское оборудование продолжает выполнять те функции, для которых оно покупалось.
  2. На забалансовом счете 02, если ОС активом не является. Например, не подлежащее восстановлению оборудование находится на складе в ожидании демонтажа.

В письме Минфина от 20.09.2018 года № 02-07-08/67685 разъясняется, что до согласования акта не разрешается списание с баланса или забаланса и выполнение мероприятий, предусмотренных комиссией: разборка, демонтаж, утилизация и пр.

При списании основных средств в бюджетном учреждении выполняются проводки в соответствии с Инструкцией 174н .

Примечание

Для автономных организаций действует Инструкция 183н . Проводки приведены в таблице.

Примечание

списана сумма амортизации, начисленная за время эксплуатации

списан убыток от обесценения ОС (если было начисление)

списана остаточная стоимость на доходы от выбытия активов при выбытии ОС с износом менее 100%

увеличение счета 02, если ОС не используется, но акт не согласован или еще не проведены мероприятия по демонтажу и утилизации

уменьшение счета 02 после выполнения мероприятий, предусмотренных комиссией.

получены МЗ от разборки ОС (например, запасные части для автомобиля)

оприходованы МЗ от разборки ОС

При оформлении списания ОС в казенном учреждении нужно руководствоваться Инструкцией 162н .

Примечание

КРБ 1 104 хх 411

КРБ 1 101 хх 410

списана сумма амортизации

КРБ 1 114 хх 412

КРБ 1 101 хх 410

списан убыток от обесценения ОС

КДБ 1 401 10 172

КРБ 1 101 хх 410

списана остаточная стоимость при выбытии ОС с износом менее 100%

увеличение счета 02, если ОС не используется, но акт не согласован или еще не проведены мероприятия по демонтажу и утилизации

уменьшение счета 02 после выполнения мероприятий, предусмотренных комиссией.

КРБ 1 106 34 34Х

КДБ 1 401 10 172

получены МЗ от разборки ОС

КРБ 1 105 36 346

КРБ 1 106 34 44Х

оприходованы МЗ от разборки ОС

Значками ХХ помечены группа и вид синтетического счета по учету ОС. Для казенных учреждений в первых 17 позициях счетов нужно указать КРБ (ГРБС, раздел, подраздел, целевая статья и вид расхода) или КДБ (код главного администратора доходов, код вида дохода и код подвида доходов). На счете 02 ОС учитываются по решению комиссии в условной оценке 1 руб.

С 2018 года ОС стоимостью до 10000 руб. при вводе в эксплуатацию списываются на забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации» по цене, сформированной при поступлении. Со счета 21 списание выполняется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию ОС и акта ф. 0504104 (п.373 Инструкции 157н).

Как списать основные средства с забалансового счета 21

Налог на прибыль

На основании п.13 ст. 250 НК РФ, стоимость материалов либо иного имущества, полученного в результате демонтажа списанных ОС, включается в состав внереализационных доходов и облагается налогом на прибыль. Это актуально для всех типов учреждений: казенных, бюджетных и автономных. Если, например, при списании автомобиля комиссия приняла решение о сдаче металлолома, с вырученной суммы следует платить налог. Казенное учреждение должно полностью полученный доход перечислить в бюджет, для уплаты налога следует запросить ЛБО у ГРБС по соответствующему коду бюджетной классификации.

В бюджетных и автономных учреждениях в отношении ОС, используемых в деятельности, приносящей доход, расходы на работы по ликвидации могут быть признаны при расчете налога на прибыль. Для этого они должны быть подтверждены документально. Если учреждение применяет метод начисления, расходы на ликвидацию учитываются на дату подписания акта о списании. При кассовом методе – на дату оплаты. Недоначисленную амортизацию можно учесть в составе расходов на дату подписания акта независимо от того, какой метод используется.

НДС

Если подрядчик, выполнявший работы по ликвидации ОС, в выставленной счет-фактуре предъявит НДС, в казенном учреждении налог следует включить в стоимость услуг (п.4.1 ст.146 НК РФ). В бюджетных и автономных учреждениях при списании ОС, использовавшихся в приносящей доход деятельности, входной НДС можно принять к вычету (п.6 ст.171 НК РФ).

Списание основных средств - это процедура, при которой имущественный объект не может использоваться в работе и подлежит снятию с учета. Разберем ключевые правила списания основных средств в бюджетных учреждениях 2020 года.

Значение процедуры списания

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Право распоряжения

Недвижимое

Любые здания, сооружения, помещения и прочее

Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы

Движимое

Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий

Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника

Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности

БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ

Исключения, в которых требуется согласие учредителя:

  • передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
  • крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Прочее движимое

Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Образец формы

Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

  1. Утверждается , в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
  2. На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение — .
  3. Оформляется результативный акт о списании ОС с бухгалтерского учета.

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)

Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104)

Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105)

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)

Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144)

Образец заполнения формы 0504105 на списание транспорта

При списании особо ценного или недвижимого имущества требуется получить согласие учредителя. Чтобы собственник принял решение, помимо заключения комиссии, необходимо собрать полный пакет документов, которые подтверждают материальный или физический износ (утрату) объекта. Исчерпывающий перечень подтверждающей документации устанавливает учредитель.

Малоценные активы

Не все ОС должны отражаться на балансовых счетах учреждения. Нормы ведения бухгалтерского учета учреждений государственного сектора предусматривают особые правила ведения учета малоценных активов. К таковым относят основные фонды стоимостью до 100 000 рублей.

  • основные фонды, стоимость которых составляет не более 10 000 рублей за единицу;
  • основные фонды, цена которых колеблется от 10 000 до 100 000 рублей за единицу.

В зависимости от стоимости актива определяется норматив отражения в бухучете. Если цена малоценного основного НФА ниже 10 000 рублей включительно, то его нельзя учитывать на балансовом счете 0 101 00 000 бухгалтерского и бюджетного учета. Такие ОС подлежат одновременному списанию на забаланс, где должны учитываться на специальном забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Отразите выбытие малоценного основного НФА стоимостью до 10 000 рублей включительно соответствующим решением специальной комиссии. Спишите активы на основании первичного документа (акта на списание) по той стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.

Основные фонды стоимостью до 100 000 рублей, но более 10 000, учитываются на балансовом счете 0 101 00 000. Но их первоначальная стоимость сразу списывается на амортизационные отчисления. Простыми словами, первоначальная цена ОС в размере 100 % списывается на амортизацию — счет 0 102 00 000 бухгалтерского учета.

Даже 100 % начисления амортизации по конкретному объекту основных фондов не дает оснований для выбытия его с бухгалтерского учета. Следовательно, списать с баланса ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей нельзя.

Такой актив можно будет убирать с баланса только при определенных основаниях: моральном и(или) физическом износе, ликвидации, утрате или порче, невозможности восстановления, нерациональности и нецелесообразности проведения модернизации. Либо если имущество решено передать в лизинг или аренду (с отражением на балансе получателя), продать, пожертвовать или передать безвозмездно.

Проводки на списание основных средств для бюджетников

Операция

Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту

Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам:

При недостаче или уничтожению

При стихийных бедствиях

Прочие причины

Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ

Отражены произведенные затраты на списание объекта

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

1. Особенности учета основных средств в бюджетной организации:

1.1. Определение, классификация и оценка основных средств

1.2.Учет поступления и перемещения основных средств

1.3 Амортизация основных средств

1.4. Инвентаризация имущества

1.5. Выбытие основных средств

2. Особенности учета основных средств в коммерческой организации:

2.1. Определение, классификация и оценка основных средств

2.2. Учет поступления и перемещения основных средств

2.3. Амортизация основных средств

2.4. Инвентаризация имущества

2.5. Выбытие основных средств

2.6. Сравнительная характеристика

2.7. Задача по теме: « Учет доходов и расходов в лесном хозяйстве»

Заключение

Список литературы

Введение

Бюджетные учреждения для выполнения работ наделяются основными средствами. Надлежащая организация учета основных средств играет важную роль в обеспечении их эффективного использования.

К основным средствам относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Основными задачами бухгалтерского учёта основных средств является правильное документальное оформление и своевременное отражение в учётных регистрах поступление основных средств, их внешнего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учёте сумм износа основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств; за их сохранностью и эффективностью использования.

Для организации учёта основных средств, отвечающего поставленным выше задачам, важное значение имеет:

наличие научно-обоснованной классификации основных средств;

установление принципов оценки основных средств;

установление единицы учёта предметов основных средств.

Применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой их группируют по отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности, использованию.

Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

По назначению основные средства предприятий подразделяются на: производственные основные средства основной деятельности; производственные основные

средства других отраслей; непроизводственные основные средства.

По видам основные средства предприятий подразделяются на следующие группы: здания; сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; инструмент; производственный инвентарь; хозяйственный инвентарь; рабочий и продуктовый скот; многолетние насаждения; капитальные затраты по улучшению земель; прочие основные средства.

К основным средствам относятся также капитальные вложения в арендованные объекты, относящиеся к основным средствам.


I. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Определение, классификация и оценка основных средств

Бюджетному учреждению на праве оперативного управления при­надлежит государственное имущество, находящееся в федеральной соб­ственности, собственности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, вы­деленных ему по смете. Право оперативного управления имуществом возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами (ст. 299 ГК РФ). Восемнадцатому разряду счета по учету основных средств, переданных учреждению соб­ственником имущества или приобретенных за счет бюджетных ассиг­нований, должно присваиваться значение 1.

Основные средства могут быть приобретены бюджетным учрежде­нием и за счет средств от предпринимательской деятельности, если в соответствии с учредительными документами учреждение имеет пра­во на осуществление такой деятельности. Счета по учету основных средств, приобретенных за счет приносящей доход деятельности, в во­семнадцатом разряде имеют значение 2.

Кроме того, основные средства могут быть получены безвозмездно или приобретены за счет целевых источников. Счетам по учету таких основных средств в восемнадцатом разряде присваивается отличитель­ный признак 3.

Единицей бюджетного учета основных средств в соответствии с п. 19 Инструкции № 70н является инвентарный объект. Инвентар­ным объектом основных средств является объект со всеми приспособ­лениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособ­ленный предмет, предназначенный для выполнения определенных са­мостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Ком­плекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколь­ко предметов одного или разного назначения, смонтированных на од­ном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс пред­мет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения (сарай, забор, колодец и др.). обеспе­чивающие функционирование здания, составляют вместе с ним один инвентарный объект.

Самостоятельными инвентарными объектами являются:

1) несколько частей одного объекта, имеющие разный срок полез­ного использования;

2) здания, примыкающие друг к другу и имеющие общую стену, каждое из которых представляет собой самостоятельное конструктив­ное целое;

3) наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хо­зяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т. д.);

4) надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надвор­ные сооружения, обеспечивающие функционирование двух и более зданий.

Каждому самостоятельному объекту основных средств независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается инвентарный номер. При этом соблюдаются следующие условия (п. 19 Инструкции № 70н):

1) присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозна­чен материально ответственным лицом в присутствии руководителя уч­реждения или его заместителя и работника бухгалтерии путем прикреп­ления жетона, нанесения краской или иным способом, обеспечиваю­щим сохранность маркировки;

2) каждый элемент сложного инвентарного объекта должен иметь тот же инвентарный номер, что и основной объединяющий их объект;

3) инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном учрежде­нии;

4) инвентарные номера списанных с бюджетного учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бюджетному учету объектам;

5) инвентарные номера не присваиваются:

а) объектам стоимостью до 1000 руб. включительно;

6) объектам мягкого инвентаря, посуды независимо от стоимости.

Эти объекты маркируются материально ответственным лицом в при­сутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения, а при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная мар­кировка с указанием года и месяца выдачи их со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его за­местителя.

Учет основных средств ведется в соответствии с классифика­цией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов (далее - ОКОФ) на следующих счетах Плана счетов бюджет­ного учета.

Классификация основных средств по видам положена в основу их аналитического учета.

По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные, а по признаку использования – на находящиеся в эксплуатации (действующее); в реконструкции и техническом перевооружении; в запасе (резерве); на консервации. Эта группировка обеспечивает исчисление сумм амортизации.

Группировка основных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов:

010101000 "Жилые помещения";

010102000 "Нежилые помещения";

010103000 "Сооружения";

010104000 "Машины и оборудование";

010105000 "Транспортные средства";

010106000 "Производственный и хозяйственный инвентарь";

010107000 "Библиотечный фонд";

010108000 "Драгоценности и ювелирные изделия";

010109000 "Прочие основные средства".

Кроме того, в составе основных средств подлежат бюджетному учету:

ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящиеся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, на счете 010108000 "Драгоценности и ювелирные изделия"; виды специальных (военных) основных средств по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 "Основные средства"

Оценка основных средств

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).

Но и средствами труда в государственных и казенных учреждениях. Причем в бюджетных организациях их учет является еще более важным фактором, чем в иных компаниях.

Роль ОС в таких структурах

Все бюджетные учреждения получают финансирование от бюджетов различных уровней. Это и определяет особенности их ОС. Признаки средств, причисляемых к основным, в данном случае следующие:

  • и иные формы учреждений, находящихся на бюджете используют это имущество для проведения свойственных их статусу работ, оказания штатных услуг и управленческих действий.
  • данного имущества – более года.

В состав ОС у «бюджетников» входит:

  • Имущество, имеющее особую ценность.
  • Предметы, .
  • Другие виды движимых объектов.

И учитывается оно в соответствии с классификацией:

  • По видам: помещения (жилые и нежилые) и сооружения, оборудование и транспорт, инвентарь, библиотечные фонды, ценное имущество.
  • По принадлежности: собственное, в управлении.
  • По использованию: в эксплуатации, на реконструкции, в резерве, на .

Учет основных средств в бюджетных учреждениях детально описан специалистом в этом видео:

Особенности

Они заложены в плановой схеме финансирования этого вида учреждений. В приобретении ОС здесь можно выделить несколько этапов:

  1. Согласование или получения ОС в вышестоящих инстанциях, и выделение на это бюджетных фондов.
  2. Заключение договора, расчеты по нему и поставка имущества.
  3. Определение группы принадлежности вновь поступившего объекта по классификатору, включая и срок его пригодности.
  4. , включая его цену и прочие расходы на транспортировку, и .
  5. Принятие на учет в организации.

Нормативное регулирование

Правовые основы по приобретению, учету и «бюджетниками» заложены вот в этих документах:

  • 402-ой федеральный закон, посвященный применению правил .
  • Инструкция 157н по применению счетов, в которой расписаны условия причисления различных видов имущества к ОС.
  • Инструкция 162н, по применению бюджетного учета, определяющая порядок учета ОС в государственных и казенных организациях.

Отличие от внебюджетных ОС

Для данного типа учреждений, в нормативных актах заложено некоторое отличие в отношении к ОС по сравнению с коммерческими компаниями. Это:

  • Объектом ОС считается имущество со сроком использования более года, без учета ограничений по его минимальной стоимости.
  • Если срок полезной эксплуатации объекта менее года, то он не может считаться ОС независимо от его .
  • Исключение лишь библиотечные фонды.

Учет основных средств в бюджетных и казенных учреждениях

Задачами учета ОС в бюджетных учреждениях является:

  • Своевременное и правильное оформление и отражение получения, () и выбытия имущества.
  • Составление отчетности по наличию и использованию ОС в учреждениях.
  • Контроль над присутствием и сохранностью имущества в местах его эксплуатации.
  • Расчет амортизационных отчислений и их применение в бухучете.
  • Контроль за .

Учет ОС можно разделить на три этапа:

  1. Учет поступления.
  2. (амортизации).

Поступление

Для идентификации поступившего имущества как объекта ОС необходимо определить его:

  • Первоначальную (на момент прихода по документам) стоимость.
  • Срок полезной эксплуатации.

Стоимость определяется в разных случаях с учетом:

  • Цены по договору.
  • Стоимости строительных работ по смете.
  • Стоимости иных затрат по документам.
  • Расходов на транспортировку.
  • Иных расходов, непосредственно связанных с вводом в эксплуатацию данного ОС.

Срок эксплуатации можно определить:

  • Как максимальное значение по группе классификатора ОС.
  • Если он больше 30-ти лет, то по специальным нормативным документам.

При поступлении объекты отражаются в счете в нефинансовых активах по трем группам:

  1. Недвижимость.
  2. Движимые ОС.
  3. ОС в лизинге.

Ос могут быть приняты к учету в виде:

  • Инвентарного объекта.
  • Обособленного комплекса.

Поступление каждого инвентарного объекта или обособленного комплекса оформляется формой ОС-1, после чего на него:

  • Присваивается инвентарный номер.

Поступление каждого инвентарного объекта оформляется ОС-1 независимо от степени его использования.

Учет амортизации основных средств в учреждениях государственного муниципального типа — тема видео ниже:

Износ и амортизация

Амортизация госучреждениями начисляется равномерными ежемесячными суммами, разнесенными пропорционально на весь период полезной эксплуатации объекта. В исключительных случаях в момент начала учета ОС в 100% размере. Это:

  • Недвижимость стоимостью до 40000.
  • Библиотечные фонды, оцененные до 40000.
  • Инвентарные объекты от 3000 до 40000.

Выбытие

Выбытие в бюджетных учреждениях ОС может быть по следующим причинам.

До 1 октября 2005 года органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и бюджетные учреждения должны перейти на новый порядок бюджетного учета (инструкция от 26.08.2004 № 70н). О том, как учитывать основные средства в соответствии с новым планом счетов, рассказывает преподаватель Академии бюджета и казначейства Минфина России Т.В. Емельянова.

  • бюджетная деятельность - 1;

Структура номера счета бюджетного учета

Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета.

Номер счета бюджетного учета состоит из 26 разрядов.

1-17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов.

18 разряд - код вида деятельности:

  • при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности - 0;
  • бюджетная деятельность - 1;
  • предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход - 2;
  • деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений - 3.

19-20 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета.

22-23 раздел - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета.

24-26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления.

Структура номера счета приведена в таблице 1.

Таблица 1. Структура номера счета плана счетов бюджетного учета

Рассмотрим более подробно структуру формирования счета бюджетного учета на примере раздела 1 "Нефинансовые активы" (см. табл. 2).

Таблица 2. Пример формирования номера счета бюджетного учета

Счет "Нефинансовые активы" имеет код синтетического счета 100. Кодов аналитического счета и классификации операций сектора государственного управления нет, поэтому в разрядах 22-26 указывается пять нулей.

Счет "Основные средства" имеет код синтетического счета 101. Кодов аналитического счета и классификации операций сектора государственного управления нет, поэтому в разрядах 22-26 указывается пять нулей.

Счет "Основные средства" подразделяется на аналитические счета.

"Жилые помещения" - код синтетического счета 101, код аналитического счета 01, кода классификации операций сектора государственного управления нет, поэтому в разрядах 24-26 указывается три нуля. Кроме того, аналитический счет (например, 101.01 "Жилые помещения") подразделяется на коды классификации операций сектора государственного управления:

  • по счету 101.01.310 учитывается увеличение стоимости жилых помещений;
  • по счету 101.01.410 учитывается уменьшение стоимости жилых помещений.

Аналогично приведенному примеру формируются счета в разделе 1 "Нефинансовые активы". В коде синтетического счета (19-21 разряд) первая цифра 1 говорит о том, что этот счет относится к первому разделу бюджетного плана счетов "Нефинансовые активы".

В состав нефинансовых активов в бюджетном плане счетов отнесены основные средства, непроизведенные и нематериальные активы, амортизация, материальные запасы, вложения в нефинансовые активы, нефинансовые активы в пути.

Органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, органами управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Общие положения учета основных средств в бюджете

Основные средства в бюджете учитываются на счете 0.101.00.000 "Основные средства".

Для выполнения уставных функций бюджетному учреждению необходимы основные средства (средства труда). Они многократно участвуют в процессе производства, частями переносят свою стоимость на создаваемый продукт, не изменяя при этом своей вещественно-натуральной формы.

К объектам основных средств в бюджетном учете относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев. К основным средствам, в частности, относятся жилые и нежилые помещения, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, драгоценности и ювелирные изделия, прочие основные средства.

Задачами бюджетного учета основных средств являются:

  • контроль за их наличием и сохранностью с момента приобретения до момента выбытия в местах их эксплуатации и по материально ответственным лицам;
  • правильное и своевременное начисление амортизации основных средств;
  • получение сведений для правильного расчета налоговых платежей;
  • контроль за правильным и эффективным использованием средств на реконструкцию, модернизацию и ремонт основных средств, контроль за эффективным использованием основных средств по времени, мощности, выявление излишних и неиспользуемых объектов;
  • получение данных для составления статистической и бухгалтерской отчетности о наличии и движении основных средств.

Для учета основных средств и их амортизации предназначены счета:

  • 101.01.000 "Жилые помещения";
  • 101.02.000 "Нежилые помещения";
  • 101.03.000 "Сооружения";
  • 101.04.000 "Машины и оборудование";
  • 101.05.000 "Транспортные средства";
  • 101.06.000 "Производственный и хозяйственный инвентарь";
  • 101.07.000 "Библиотечный фонд";
  • 101.08.000 "Мягкий инвентарь";
  • 101.09.000 "Драгоценности и ювелирные изделия";
  • 101.10.000 "Прочие основные средства";
  • 104.01.000 "Амортизация жилых помещений";
  • 104.02.000 "Амортизация нежилых помещений";
  • 104.03.000 "Амортизация сооружений";
  • 104.04.000 "Амортизация машин и оборудования";
  • 104.05.000 "Амортизация транспортных средств";
  • 104.06.000 "Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря".

Для правильного отнесения на счета бюджетного учета основных средств необходимо использовать Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). Основные средства разнообразны по составу и группируются по определенным классификационным признакам, приведенным в таблице 3:

Таблица 3. Классификация основных фондов.

Кроме объектов, входящих в состав ОКОФ, подлежат бюджетному учету в составе основных средств:

  • ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой РФ, находящихся в составе государственных запасов драгоценных металлов и камней;
  • белье (рубашки, сорочки, халаты и т. п.), постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т. п.), одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т. п.), обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т. п.), спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т. п.);
  • посуда;
  • виды специальных (военных) основных средств.

По назначению и функциональной роли основные средства делятся на производственные и непроизводственные. В составе производственных основных средств выделяют их активную часть - машины, оборудование, транспортные средства. К непроизводственным основным средствам относятся те, которые не связанны с основной деятельностью учреждения (объекты социального характера - жилые дома, спортивные сооружения и др.).

По степени использования основные средства подразделяются на действующие (находящиеся в эксплуатации), находящиеся в запасе (резерв), бездействующие (в том числе находящиеся на консервации).

По принадлежности основные средства делятся на собственные, (принадлежащие учреждению); находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении; полученные в аренду.

Для отражения в учете основные средства подлежат оценке по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждений в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.

Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), в том числе НДС (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход);
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
  • таможенные пошлины;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Вложения на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в валюте РФ в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных учреждением по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Текущая рыночная стоимость - сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Драгоценные металлы и драгоценные камни, содержащиеся в объектах основных средств, должны учитываться в порядке, установленном Минфином России.

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств производится лишь в случаях переоценки, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Восстановительная стоимость определяется по результатам переоценки основных средств на определенную дату. С момента переоценки восстановительная стоимость основных средств считается первоначальной.

Учреждения проводят переоценку стоимости объектов основных средств, за исключением активов в драгоценных металлах, по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данные объекты переоценивались ранее, и сумм амортизации, начисленной за все время использования объектов.

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Остаточная стоимость основных средств определяется как разность между первоначальной или восстановительной стоимостью и суммой начисленной амортизации.

Учет основных средств ведется в полных рублях. Суммы копеек необходимо отнести на увеличение прочих расходов.

Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами.

Надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.

Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т. д.) являются самостоятельными инвентарными объектами.

Каждому объекту, кроме объектов стоимостью до 1 000 рублей включительно, а также мягкого инвентаря, посуды независимо от стоимости, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер.

Когда инвентарный объект является сложным, т.е. включает те или иные обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, на каждом таком элементе должен быть обозначен тот же инвентарный номер, что и на основном объединяющем их объекте.

Присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии путем прикрепления жетона, нанесения краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки. В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном учреждении.

Инвентарные номера списанных с бюджетного учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бюджетному учету объектам.

Предметы мягкого инвентаря маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения, а при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя.

Арендованные основные средства учитываются у арендаторов на забалансовом счете 01 "Арендованные основные средства" под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

Не учитываются в составе основных средств:

  • предметы служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
  • молодняк животных и животные на откорме, а также подопытные животные;
  • многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.

Счет 010400000 "Амортизация" предназначен для отражения данных, характеризующих степень изношенности основных средств учреждения. Расчет годовой суммы начисления амортизации основных средств производится линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. В течение отчетного года амортизация на основные средства начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации не приостанавливается, кроме случаев перевода его на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, установленной Правительством РФ.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации учреждением пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

Начисление амортизации на объекты основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Начисление амортизации не может производиться свыше 100 % стоимости объектов основных средств и нематериальных активов.

Начисление амортизации на объекты основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Начисленная амортизация в размере 100 % стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине полной амортизации.

По объектам основных средств амортизация начисляется в следующем порядке:

  • на объекты основных средств стоимостью до 1 000 рублей включительно амортизация не начисляется;
  • на объекты основных средств стоимостью от 1 000 рублей до 10 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
  • на объекты основных средств стоимостью свыше 10 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.

Учет основных средств (приобретение, передача, выбытие) ведется в бюджетном учете по унифицированным формам первичных учетных документов и регистрах бюджетного учета приведенных в таблице 4.

Таблица 4. Унифицированные формы первичных учетных документов и регистров бюджетного учета.

Код формы

Наименование формы документа

0306001 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)
0306002 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств
0306003 Акт о списании объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
0306004
0306030 Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
0306031 Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
0306032 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
0306033 Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
0315006 Требование-накладная
0504210 Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения
0306003 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
0306004 Акт о списании автотранспортных средств
0504143 Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря
0504144 Акт о списании исключенной из библиотеки литературы
0511106 Инвентарная карточка учета основных средств
0511109 Инвентарная карточка группового учета основных средств
0511110 Опись инвентарных карточек по учету основных средств
0511113 Инвентарный список основных средств
0511126 Оборотная ведомость по нефинансовым активам
0511808 Оборотная ведомость
0511204 Книга учета материальных ценностей
0511206 Карточка учета материальных ценностей
0511325 Книга регистрации боя посуды
0511802 Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов
0511815 Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке
0511834 Акт инвентаризации (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов
0511835 Акт о результатах инвентаризации

Коды классификации операций сектора государственного управления, используемые для учета основных средств и амортизации:

  • увеличение стоимости основных средств учитывается по коду классификации операций сектора государственного управления - 310;
  • уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации учитывается по коду классификации операций сектора государственного управления - 410;
  • уменьшение стоимости основных средств учитывается по коду классификации операций сектора государственного управления - 410.

Корреспонденции счетов по учету основных средств

1. Формирование первоначальной стоимости объектов основных средств. Увеличение капитальных вложений:

Дебет 0.106.01.310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" Кредит 0.302.17.730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств" - приобретены основные средства (основное средство получено, а затем произведена оплата поставщикам); Дебет 0.106.01.310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" Кредит 0.302.07.730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг" - начислены суммы оплаты труда лицам, не состоящим в штате учреждения, по договорам гражданско-правового характера; Дебет 0.106.01.310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" Кредит 0.303.02.730 "Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации" - начислен ЕСН; Дебет 0.106.01.310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" Кредит 0.302.03.730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг" - начислены суммы по счетам расчетов с поставщиками за транспортные услуги по доставке основных средств.

2. Принятие к учету объектов основных средств:

Дебет 0.101.04.310 "Увеличение стоимости машин и оборудования" Кредит 0.106.01.410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства" - приняты к учету машины и оборудование; Дебет 0.401.01.280 "Прочие расходы" Кредит 0.106.01.410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства" - суммы копеек отнесены на прочие расходы;

3. Списание средств со счета бюджета на основании выписок с лицевых счетов, предоставляемых органом, организующим исполнение бюджета.

Дебет 0.302.17.830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основные средства" Кредит 0.304.05.310 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по приобретению основные средства" - списаны средства со счета бюджета в уплату счетов поставщиков за полученные основные средства; Дебет 0.201.04.510 "Поступления в кассу" Кредит 0.304.05.226 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по оплате прочих услуг" - списаны средства со счета бюджета на получение наличных средств в кассу на оплату труда лицам, не состоящим в штате учреждения, по договорам гражданско-правового характера; Дебет 0.303.02.830 "Уменьшение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации" Кредит 0.304.05.212 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по начислениям на выплаты по оплате труда" - списаны средства со счета бюджета в уплату ЕСН; Дебет 0.302.03.830 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг" Кредит 0.304.05.222 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по оплате транспортных услуг" - списаны средства со счета бюджета в уплату счетов поставщиков (транспортные услуги).

1. Списание средств со счета бюджета на основании выписок с лицевых счетов предоставленных органам, организующим исполнение бюджета:

Дебет 0.206.08.560 "Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам за приобретение основных средств" Кредит 0.304.05.310 "Расчет по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по приобретению основных средств" - списание средств со счета бюджета в счет перечисленных авансов поставщикам (оплата 20% стоимости основных средств).

2. Формирование первоначальной стоимости объектов основных средств:

Дебет 0.106.01.310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" Кредит 0.302.17.730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств" - увеличены капитальные вложения по приобретению основных средств.

3. Списание авансовых платежей на расчеты с поставщиками и подрядчиками при принятии к учету основных средств

Дебет 0.302.17.830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств" Кредит 0.206.08.660 "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам за приобретение основных средств"

4. Принятие к учету объектов основных средств:

Дебет 0.101.06.310 "Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря" Кредит 0.106.01.410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства" - объекты основных средств (хозяйственного инвентаря) приняты к учету; Дебет 0.401.01.208 "Прочие расходы" Кредит 0.106.01.410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства" - суммы копеек отнесены на прочие расходы.

5. Списание средств со счета бюджета на основании выписок с лицевых счетов предоставляемых органом, организующим исполнение бюджета:

Дебет 0.302.17.830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств" Кредит 0.304.05.310 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по приобретению основных средств" - списаны средств со счета бюджета в уплату счетов поставщика.

При проведении инвентаризации могут быть выявлены излишки ОС, в частности, производственного и хозяйственного инвентаря.

Дебет 0.101.06.310 "Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря" Кредит 0.401.01.180 "Прочие доходы" - оприходованы излишки основных средств, выявленные при инвентаризации, по рыночной стоимости.

1. От других бюджетов бюджетной системы РФ

Дебет 0.106.01.310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" Кредит 0.401.01.151 "Доходы от поступлений от других бюджетов системы Российской Федерации"

2. От негосударственных организаций

Дебет 0.106.01.310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" Кредит 0.401.01.180 "Прочие доходы"

3. От наднациональных организаций и правительств иностранных государств

Дебет 0.106.01.310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" Кредит 0.401.01.152 "Доходы от перечислений наднациональных организаций и правительств иностранных государств"

1. Государственным организациям

Дебет 0.104.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации" Дебет 0.401.01.241 "Расходы на субсидии государственным организациям"Кредит 0.101.06.410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря"

2. Негосударственным организациям

Дебет 0.104.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации" Дебет 0.401.01.242 "Расходы на субсидии государственным организациям" Кредит 0.101.06.410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря"

3. Другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

Дебет 0.104.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации" Дебет 0.401.01.251 "Расходы на субсидии государственным организациям" Кредит 0.101.06.410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря" Дебет 0.205.09.560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов" Кредит 0.401.01.172 "Доходы от реализации активов" - начислены доходы от реализации основных средств по цене их реализации; Дебет 0.104.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации" Дебет 0.401.01.172 "Доходы от реализации активов" Кредит 0.101.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств" - объекты основных средств списаны с баланса; Дебет 0.401.01.172 "Уменьшение доходов от реализации активов" Кредит 0.401.01.200 "Расходы учреждения" - списаны расходы по реализации имущества.

1. При не полностью начисленной сумме амортизации

Дебет 0.104.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации" Дебет 0.401.01.172 "Доходы от реализации активов" Кредит 0.101.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств"

2. Одновременно производится запись на оприходование стоимости материалов, полученных от ликвидации основных средств

Дебет 0.105.00.340 "Увеличение стоимости материалов" Кредит 0.401.01.172 "Доходы от реализации активов"

3. При полностью начисленной сумме амортизации

Дебет 0.104.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации" Кредит 0.101.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств"

4. Одновременно производится запись на оприходование стоимости материалов, полученных от ликвидации основных средств

Дебет 0.105.00.340 "Увеличение стоимости материалов" Кредит 0.401.01.172 "Доходы от реализации активов" Дебет 0.401.01.271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов" Кредит 0.104.00.410 "Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации"

В данном случае речь идет о машинах и оборудовании.

Дебет 0.101.04.310 "Увеличение стоимости машин и оборудования" Кредит 0.101.04.310 "Увеличение стоимости машин и оборудования"

Примечание: данная проводка выражает мнение автора. Инструкция по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н) не предусматривает отражения внутреннего перемещения основных средств на балансовых счетах (см. п. 21 "Выдача основных средств в эксплуатацию оформляется изменением материально ответственного лица в регистрах аналитического учета объектов основных средств").

Дебет 0.104.04.410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования за счет амортизации" Дебет 0.401.01.273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" Кредит 0.101.04.410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования" Дебет 0.209.01.560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам основных средств" Кредит 0.401.01.172 "Доходы от реализации активов" - начислены доходы в связи с недостачей, хищениями, отнесенными за счет виновных лиц, по рыночной стоимости; Дебет 0.104.04.410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования за счет амортизации" Дебет 0.401.01.172 "Доходы от реализации активов" Кредит 0.101.04.410 "Уменьшение стоимости машин и оборудования" - объекты основных средств списаны с баланса

В данном случае рассматривается хозяйственный и производственный инвентарь.