Что производить вопрос экономики. Главные вопросы экономики

Заработок

1. Прочитай текст и выполни задания.

Телеграф, как известно, появился задолго до телефона и быстро стал популярным средством передачи информации. Но мало кто знает, что в XIX в. была попытка сделать бизнес на торговле телеграфными аппаратами, продвигая их на рынок как устройства для личного бытового использования. Подобный бизнес не состоялся, поскольку каждому покупателю аппарата приходилось изучать азбуку Морзе и приобретать навыки общения на этом «нечеловеческом языке». Инженер А. Белл, увидев, что общество нуждается в средствах коммуникации, вскоре изобрёл телефон, обеспечив простой и естественный для людей способ общения. С использованием телефона коммуникационный бизнес стал быстро расширяться.

(По материалам «Энциклопедии для школьников»)

Как в этой конкретной ситуации решались основные вопросы экономики:

1) Что и в каком количестве производить?

Необходимо производить вещи, которые делают жизнь для человека легче.

2) Как производить?

С выгодой для себя и покупателей.

3) Для кого производить?

Для как можно большего числа людей, чтобы многие люди могли позволить себе этот продукт.

2. Объясни значение понятий.

Экономическая эффективность – это результат, который можно получить, соизмерив показатели доходности производства по отношению к общим затратам и использованным ресурсам. Если первый показатель выше по сравнению со второй составляющей, значит, целей достигнуто, все потребности удовлетворены. Если ситуация наоборот, значит, экономического эффекта не наблюдается и предприятие несет убытки.

Суть экономической эффективности состоит в том, чтобы из доступных предприятию ресурсов получать больше результатов производства, окупив затраты на приобретение ресурсов.

Эффективность экономической системы зависит от эффективности производства, социальной сферы (систем образования, здравоохранения, культуры), эффективности государственного управления. Эффективность каждой из этих сфер определяется отношением полученных результатов к затратам и измеряется совокупностью количественных показателей.

Экономическая система - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Для выделения этих систем используют два основных критерия: форма собственности на средства производства (Средства и предметы труда); способ координации и управления экономической деятельностью.

С большой долей условности можно выделить модель традиционной, командно-административной (централизованной) и рыночной экономики.

3. Назови несколько способов повышения эффективности производства.

Пути повышения эффективности производства – комплекс конкретных мероприятий по росту эффективности производства в заданных направлениях. Основные пути повышения эффективности производства: снижение трудоемкости и повышение производительности труда, снижение материалоемкости продукции и рациональное использование природных ресурсов, снижение фондоемкости продукции и активизация инвестиционной деятельности предприятий.

Важным фактором повышения эффективности деятельности предприятия является научно-технический прогресс. В современных условиях нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений, коренное перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники.

Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создадут предпосылки для значительного повышения производительности труда. Предстоит обеспечивать внедрение новейшей техники и технологии, широко применять на производстве прогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать его нормирование, добиваться роста культуры производства, укрепления порядка и дисциплины.

Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства предприятий является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущей потребности в топливе, энергии, сырье и материалах.

Повышение эффективности производства зависит от лучшего использования основных фондов. Необходимо интенсивнее использовать созданный производственный потенциал, добиваться ритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, существенно повышать сменность его работы и на этой основе увеличивать объем продукции с каждой единицы оборудования, с каждого квадратного метра производственной площади. Результатом организации интенсивного использования производственных мощностей является ускорение темпов прироста продукции без дополнительных капитальных вложений.

Важное место в повышении эффективности производства занимают организационно-экономические факторы. Особо возрастает их роль с ростом масштабов общественного производства с усложнением хозяйственных связей. Требует дальнейшего развития и совершенствования производственная социальная инфраструктура, оказывающая существенное влияние на уровень эффективности производства. В управлении – это совершенствование самих форм и методов управления, планирования, экономического стимулирования всего хозяйственного механизма. В этой же группе факторов широко применяются многообразные рычаги хозяйственного расчета и материального поощрения, материальной ответственности и других хозрасчетных экономических стимулов.

Особое место в интенсификации экономики предприятия, снижении удельного расхода ресурсов принадлежит повышению качества продукции. Эта задача должна стать предметом постоянного внимания и контроля, главным фактором в оценке деятельности каждого трудового коллектива.

4. Заполни таблицу, используя текст учебника.

Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.

Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции.

Характерные черты экономик традиционного типа:

Слабое развитие техники и технологий производства;

Большая доля ручного труда во всех отраслях экономики;

Незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений;

Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.

Основные особенности капиталистической экономики: Частная собственность; Свобода предпринимательского выбора; Конкуренция; Опора на рыночную систему; Ограниченная роль государства.

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО?) ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК?" производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО?" решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

5. Проанализируй ситуации и определи тип экономической системы.

Традиционная экономика

1) В стране W основным богатством считается земля, которая находится в собственности общины. Процесс производства осуществляется в соответствии с обычаями предков. Всё необходимое для жизни семьи производят в своих собственных хозяйствах. Товарно-денежные отношения не развиты.

Командная экономика

2) В стране N все природные и экономические ресурсы находятся в собственности государства. Вопросы планирования и ценообразования решаются централизованно.

6. Сравни рыночную и командную экономику. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия рыночной экономики от командной.

1) господство государственной формы собственности

2) разрешение проблемы ограниченности ресурсов

3) производство товаров и услуг

4) конкуренция товаропроизводителей

7. В разделе «Говорят мудрые» приведено высказывание американского экономиста В. Леонтьева (см. с. 160 учебника). Проанализируй слова автора.

1) Как ты понимаешь смысл этого высказывания?

Желание людей создавать новое, трудиться дает обществу силы на развитие, а планирование использует эти силы, чтобы они не были растрачены впустую, а служили достижению общегосударственных целей.

2) Запиши два-три обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл этого высказывания.

Смысл высказывания можно назвать такими терминами как:

1) инновации

2) экономическая перспектива,

3) эффективность

4) менеджмент

3) Приведи несколько примеров, иллюстрирующих это высказывание.

Создание Виндоус системы, создание компьютеров и распространение их как домашних персональных устройств, создание кондиционера и подобных новинок, которые делают нашу жизнь лучше, легче и комфортнее.

В своем высказывании П. Самуэльсон затрагивает очень важную и актуальную проблему - проблему ограниченности ресурсов.

П. Самуэльсон, имел ввиду то, что основные вопросы экономики: что производить? как производить? для кого производить? не имели бы значение, если бы не было ограниченности ресурсов. Таких ресурсов как труд, земля, капитал, природные ископаемые, предпринимательские способности и т.д.

Как мы знаем из курса обществознания, под экономикой понимается искусство ведения хозяйства. В свою очередь, экономика как наука - это наука, которая изучает различные способы рационального использования тех самых ресурсов, которые ограничены.

К ограниченным ресурсам принято относить факторы производства, такие как труд, капитал, земля и предпринимательские способности. Каждый фактор производства ограничен в природе, тем самым обладает определенной ценностью.

Вот возьмем, к примеру информацию в СМИ. В новостях везде твердят об ограниченности ресурсов, сырья, нефти и т.д. Ведь все, что находится в ограниченном количестве и имеет свойство заканчиваться - стоит денег. Нефть - природный ресурс, использующийся в основном в энергетической сфере. Стоит денег. И чем меньше в природе будет нефти, тем дороже она будет стоить. Так вот, если бы нефть не была ограничена, как например воздух, то и проблемы бы не было.

Или возьмем историю экономики СССР. В государственно-плановой экономики стратегический план использования ограниченных ресурсов для производства необходимых материальный благ, должен был привести страну к рациональному использованию ресурсов и вывод экономики на новый уровень развития. Лучшие ученые- экономисты страны пытались разрешить проблему рационального использования ограниченных ресурсов, что лишний раз свидетельствует о том, что не было бы этой ограниченности, не было бы и главных проблем экономики: что производить? как производить? и для кого производить?

Что, как и для кого производить? Ответы на эти три вопроса должна найти каждая страна и общество, которые желают эффективно использовать все имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Сложность принятия решений по этим вопросам связана с объективными ограничениями и необходимостью делать выбор: ведь ресурсы ограничены и существуют альтернативные издержки. Это относится ко всем обществам, независимо от их политической системы и уровня развития. Различия между странами заключаются только в методах распределения.

Фундаментальные экономические вопросы "что, как, для кого производить" решаются на микро и макроуровне. Возникают в обществе с любым типом экономики. Объяснение- потребности безграничны, а ресурсы ограничены, редки. Отсюда возникают проблемы выбора: что, как и для кого производить

Общество всегда стремится эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого ему надо находить ответы на вопросы что, как и для кого производить.
Вопрос «что производить?» возникает в связи с тем, что ресурсы ограничены, есть возможность выбора и существуют альтернативные издержки. Вопрос о том, что производить, является основным для любого общества.
Второй вопрос «как производить?» возникает потому, что каждая страна независимо от того, на каком технологическом уровне она находится, имеет в своем распоряжении сравнительно дешевые и сравнительно дорогие ресурсы. Например, Индия испытывает избыток труда (поэтому труд дешевый) и недостаток капитала (капитал дорогой). В США имеются сравнительно дешевый капитал и дорогой труд. Общество всегда заинтересовано создать желаемый набор товаров и услуг при минимальных затратах.
Третий вопрос «для кого производить?», конечно, самый сложный, поскольку он отражает отношение общества к справедливости и экономическому равенству. Все общество должно каким-то образом решить, что оно считает справедливым распределением, и затем выбрать способ достижения такого распределения. На практике движение к справедливому распределению может означать частичный отказ от эффективности. Общество должно решить, какой частью эффективности оно готово пожертвовать во имя более справедливого распределения.
Сложность принятия решений по этим вопросам (что, как и для кого) связана с объективными ограничениями и необходимостью делать выбор. Это относится ко всем обществам, независимо от их политической системы и уровня развития. Различия между странами заключаются только в методах распределения.

Так отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики:
что производить, какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время;
как производить, при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием каких технологий должны быть произведены выбранные для производства товары и услуги;
и поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения или третий вопрос – для кого производить, кто будет потреблять произведенные товары?
Эти три вопроса обычно просто формулируются как: «что, как и для кого».
Ответы на эти вопросы зависят от существующей в обществе экономической системы. Экономическая система – это совокупность организационных механизмов, с помощью которых происходит распределение ограниченных ресурсов общества для удовлетворения потребностей людей. Характер экономической системы зависит от формы собственности на факторы производства и от механизма координации действий хозяйствующих субъектов.
Разные экономические системы по-разному отвечают на основные экономические вопросы.
Традиционная экономика – экономическая система, базирующаяся на частной собственности, в которой традиции, обычаи, опыт определяют, что производить, как использовать производственные ресурсы. Традиционная экономика была характерна для средневековой Западной Европы, сегодня такая экономическая система существует в некоторых слаборазвитых странах. Структура, техника производства малоподвижны. Технический прогресс с большим трудом проникает в такие системы, так как вступает в противоречия с традициями.
Командная (плановая) экономика – ответы на все основные вопросы экономики дает государство. Все ресурсы находятся в собственности государства, и именно оно распределяет ресурсы между отраслями и предприятиями, определяя, что и какими способами производить, как распределять произведенные товары. Все эти решения принимаются на основе заранее определенных, долговременных планов производства. Негибкость такой системы в условиях мобильности потребностей ведет к постоянному отрыву производства от потребностей.
Рыночная экономика – экономическая система, базирующаяся на частной собственности на факторы производства и на решениях, принимаемых отдельными хозяйствующими субъектами – частными лицами и фирмами – самостоятельно, независимо друг от друга. Независимые решения отдельных экономических субъектов координируются рынком. Рынок же и дает ответы на основные экономические вопросы.
Смешанная экономика. Необходимо отметить, что в чистом виде рыночная система не существует. В каждой даже самой «разрыночной» экономике государство выполняет определенные регулирующие функции, принимая участие в решении основных экономических проблем. В современных условиях государство часто берет на себя производство продуктов, невыгодных частному бизнесу, но необходимых обществу; всячески стимулируя научно-технический прогресс, оно влияет на выбор способов производства; решая социальные проблемы, оно корректирует рыночное распределение доходов. Таким образом, большинству развитых стран сегодня характерна смешанная экономика, которая регулируется рыночным механизмом и государством.
Наряду с устоявшимися, сложившимися экономическими системами сегодня в мире существуют страны с переходными экономиками – экономическими системами, которые характеризуются наличием и старых экономических форм, и элементами новых, а также смешанных (переходных) форм и отношений. Наглядным примером переходной экономики служит экономика бывших социалистических стран, в том числе России, осуществляющих переход от плановой к смешанной экономике.


Автор данного высказывания затрагивает проблему ограниченности ресурсов. П. Самуэльсон считает, что основные вопросы экономики не были бы проблемными, если были бы неограниченные ресурсы. Речь идет о ресурсах, которые используются человечеством для производства материальных благ. Я полностью согласен с высказыванием автора.

Идея заключается в том, что все проблемы экономики именно кроются в ограниченности ресурсов.

Сейчас люди отходят постепенно от сельского хозяйства и природных ресурсов. Все большее значение занимает место информация и способности ума людей. Так как они не требуют больших затрат и возобновляемы. Так, можно говорить и о том, что экономика развивается параллельно обществу. Так как они взаимосвязаны.

Из курса обществознания мы знаем, что ресурсы - это имеющую в распоряжение людей материальные и нематериальные возможности для удовлетворения потребностей. А также мы знаем, что эти возможности ограничены. Поэтому для решения этих вопросов была создана экономика. Экономика – это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей.

Наверное, все женщины хотели себе бы норковые шубы, но в мире нет такого количества норок.

Поэтому норковые шубы производятся в малом количестве и имеют высокую цену.

Другой пример, это лесная промышленность. Человечеству нужна древесина для различного производства, но лес тоже ограничен. Поэтому если человечество будет использовать ресурсы неразумно, то это обернется экологической катастрофой, которая приведет к гибели всего живого.

Таким образом, что экономика не дает второго шанса. Важно сразу понимать как? что? и для кого? производить. Иначе этот суровый мир тебя поглотит.

Обновлено: 2018-06-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Вопросы: «Что?», «Как?» и «Для кого?» производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены (П. Самуэльсон)

Главная задача экономики состоит в использовании экономических ресурсов в целях получения экономического продукта (материальных благ, работ, услуг). Экономический продукт служит цели удовлетворения потребностей всех экономических субъектов.

Лишь немногие блага имеются в столь больших количествах, что не требуют выбора со стороны субъектов.

Такие характерные свойства потребностей, как неограниченность, ненасыщаемость, непрерывный рост в количественном и качественном отношении, свидетельствуют о невозможности установления разумного предела их удовлетворения.

Конечно, некоторые потребности отдельного индивида вполне могут быть удовлетворены полностью. Даже если представить, что данная конкретная потребность в данный период полностью удовлетворена, то и в этом случае очевидно, что все другие одновременно существующие у субъекта потребности остались неудовлетворенными. Тем более это касается коллек-тивных, общественных, государственных потребностей, кон-кретные пределы и уровни полного удовлетворения которых недостижимы.

Выбор необходим, поскольку мы живем в мире редкости. Редкость означает, что человеческие потребности беспредельны, а ресурсы, имеющиеся в распоряжении для их удовлетворения, ограниченны. Но правильно ли говорить о неограниченных человеческих потребностях? Человеку может казаться, что в данный момент ему хочется иметь только несколько вещей: машину, новый CD-плейер и благоустроенную квартиру. Однако представим, что на следующей неделе он выиграет 100 млн руб. Как индивидуум с эгоистическими интересами счастливчик поспешит купить машину, CD-плейер и т.д. Но теперь он может себе позволить отдых на дорогом курорте, сделать подарки родным и друзьям, отложить сбережения, чтобы долгие годы жить на ежегодные проценты. Какую-то сумму денег он может потратить на благотворительность.

Итак, хотя перечень потребностей для большинства людей неограничен, они могли бы составить обоснованно длинный список желанных товаров и услуг всех видов лучшего качества, а также включить в него некоторые потребности, которые не являются личными или эгоистическими.

Субъекты желали бы потреблять практически неограничен-ное количество конечного экономического продукта в виде потребительских товаров и услуг. Для их производства необходимо еще большее количество и структурное разнообразие промежуточных продуктов (факторов производства), получение которых требует использования экономических ресурсов.

Средства, которыми человек располагает для удовлетворения своих потребностей, либо недостаточны в данный момент, либо нерационально распределены в экономическом пространстве. Даже если бы человек имел избыточные материальные ресурсы, то и тогда он был бы ограничен в потреблении такого важного ресурса, как время. К тому же субъект не может воспользоваться всеми благами одновременно, поскольку многие из них являются взаимоисключающими. Люди должны распределять имеющиеся у них денежные средства в силу конечности и ограниченности последних. Деньги можно потратить множеством способов.

С одной стороны, объем и степень восполняемости запасов различных благ характеризует их относительность по отношению друг к другу и выражается в понятии редкости. С другой стороны, ограниченность благ относительно потребностей в них выражается понятием недостаточности. Мы говорим о двух сторонах ограниченности благ. А ограниченность потребительских благ, ресурсов и технологий выступает универсальным свой-ством экономических благ.

Для достижения какой-либо цели субъект (индивидуальный или коллективный) вынужден жертвовать другими своими целями или использовать ограниченные средства и дефицитное время. Поэтому всякий экономический выбор сопровождается жертвой, цену которой французский экономист Р.Барр назвал ценой приспособления. Она является реальной стоимостью жертвы, приносимой экономическим субъектом, выбирающим между несколькими возможными действиями.

Фирмы сталкиваются с проблемами распределения прибыли, найма работников, приобретения оборудования, закупки сырья и т.д. В масштабах национальной экономики общество стоит перед необходимостью распределения национального дохода на разные цели (инвестиции, социальное обеспечение и др.)-

Таким образом, любой экономический субъект неизменно делает выбор одного из взаимоисключающих решений. Необходимость этого обусловлена ограниченностью благ и невозможностью их одновременного потребления и использования. Все вышеустановленные формы ограниченности благ предполагают возникновение проблемы выбора

Проблема выбора является всеобщей, она не зависит от типа экономической системы. Экономика, или экономическая тео-рия, в самом общем виде есть наука о том, как люди делают выбор в мире редкости. Все, что имеет ценность, является ред-ким - деньги, товары, время, способности человека.

В то же время человеческие желания почти неограниченны. Поскольку ресурсы, необходимые для удовлетворения бесконечных потребностей в товарах и услугах, имеют предел, постольку выбор - это не теоретическое допущение, а реальность жизни.

На уровне экономики в целом общество должно решать, что производить, как производить и для кого (мы уже говорили об этом в главе 1). Каждое общество отвечает на эти вопросы по-своему. Отличие в подходе к аллокации ресурсов в разных экономических системах, тем не менее, демонстрирует общий механизм решения проблемы выбора и преодоления редкости ресурсов. Под аллокацией ресурсов в экономической теории понимают их размещение на основе нахождения оптимального способа распределения ограниченных благ.

В условиях первобытнообщинного производства индивид собственным трудом производил необходимые для потребления продукты, самостоятельно решая вопрос о распределении природных ресурсов, орудий труда и времени, которые требовались для охоты, рыбной ловли и т.д. В рамках натурального хозяйства крестьянин производил столько, сколько было необходимо для удовлетворения собственных потребностей и запросов семьи.

В современных условиях невозможна изолированная деятельность в плоскости «человек-природа». Даже в простейшем производстве наблюдается разделение функций. Возникновение разделения труда (специализация индивидов на выполнении определенных операций) привело к обособлению производителей и потребителей. Появилась объективная необходимость в экономической координации, т.е. согласовании деятельности экономических субъектов, планов и действий различных индивидов. Причем изменение экономического поведения одного индивида может потребовать изменения поведения других. Экономика социальна, и ее функционирование определяется потребностями, планами и поступками множества субъектов, каждый из которых зависит от потребностей, планов и поступков других.

Принятие решения о том, что производить, косвенно зависит от желаний конечного потребителя. Индивиды, специализируясь на производстве одного блага, получают другие необходимые блага при помощи обмена.

Современное общество состоит из домашних хозяйств, т.е. субъектов, которые, с одной стороны, потребляют товары и услуги, а с другой - предлагают ресурсы и факторы для производства экономических благ. Кроме них общество представлено фирмами - организациями, решающими, какие товары и услуги производить. Исходя из принимаемых решений, они используют ресурсы, предлагаемые домашними хозяйствами.

Ресурсы ограниченны, но общество хочет с их помощью по-лучить максимально возможное удовлетворение потребностей. Наличие проблемы выбора означает, что между домашними хо-зяйствами и фирмами должны существовать определенные отношения. Социальная связь, посредством которой осуществляется координация потребностей домашних хозяйств и фирм, раскрывает содержание механизма согласования экономического поведения, или механизма координации.

Одним из способов, определяющих экономическое поведение, является изменение цен. Рост или снижение цены на конкретный товар может происходить под действием спроса и предложения или являться результатом директивного планирования.

Механизм координации экономического поведения включает решение ранее сформулированных проблем: что, как и для кого производить?

«Что производить» - проблема определения номенклатуры и объема выпускаемой продукции фирмами в определенный период времени.

«Как производить» - проблема способов организации про-изводства и выбора технологии.

«Для кого производить» - проблема определения субъектов, которые будут покупать выбранные товары и услуги, станут потребителями выпускаемой продукции.

Механизмы координации в любой экономической системе должны решать эти вопросы, чтобы система избежала внутренних противоречий и неустойчивости в своем развитии.

В современной экономике можно выделить два механизма координации: иерархию и спонтанный порядок.

На иерархическом подчинении основано управление внутри фирмы, любой экономической организации, государственного аппарата и всего народного хозяйства (административно-командная система).

Спонтанный порядок соответствует рыночной организации экономической деятельности. Экономические субъекты, принимая решения, руководствуются рыночными сигналами. Ориентируясь на движение цен, потребители и производители стремятся к личной выгоде. При этом достигаются полная координация действий и рост общественного благосостояния. Сказанное соответствует идее А. Смита о «невидимой руке рынка»: действия человека, стремящегося к личной выгоде, словно невидимой рукой направляются таким образом, что служат интересам общества полнее, чем если бы человек сознательно стремился служить им.