Способы финансирования мероприятий по социальной работе. Финансирование социальной сферы

Биографии

Государство как основной субъект социальной работы, системы социальной защиты населения осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы посредством финансовой политики.

К финансовым регуляторам относятся процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования.

Финансовая система социальной сферы весьма сложна и имеет разветвленную структуру.

Понятие «финансы» означает «денежные средства», охватывающие совокупность всех видов денежных средств во всем многообразии форм их существования и движения. Или понятие «финансы» можно определить как денежные средства и фонды в разнообразных видах и формах их существования и движения (деньги, ценные бумаги, валюта и пр.).

Денежные средства могут принадлежать государству и его органам, территориям и местным органам, предприятиям, организациям, группам и отдельным лицам.

Финансовые отношения - составная часть экономических отношений, выражающая взаимодействие в денежной форме между субъектами экономической системы, в том числе и социальной сферы, на различных уровнях.

Система финансов определяется социально-экономическим типом государства и сама оказывает на него существенное влияние.

Таким образом, под финансами наряду со средствами денежного обращения понимаются системы образования, формирования, распределения, движения, использования денег. В экономике под финансами подразумевается денежная система, включающая как все виды денежных средств, так и те трансформации, которые с ними происходят в процессе применения.

Финансы воздействуют на все элементы экономической системы государства. Конкретные формы финансовых отношений - это мощный инструмент влияния государства на процессы, средство взаимодействия и согласования экономических интересов отраслей, регионов, социальных слоев, групп населения и отдельных граждан.

Финансы призваны способствовать регулированию экономических и социальных процессов.

Государственные финансы - это денежные средства, которыми распоряжаются государственные (федеральные), республиканские и местные органы.

Финансы предприятий используются ими для производственно-предпринимательской хозяйственной деятельности.

Финансы населения - это личные средства граждан.

Исходя из общей схемы финансовых взаимодействий в экономике, следует выделить наиболее типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях:

Государство - предприятие и предприятие - государство;

Государство - население и население - государство;

Государство - государство;

Предприятие - население и население - предприятие;

Предприятие - предприятие и население - население.

Связь «государство - государство» характеризует перераспределение денежных средств из одних каналов бюджета в другие. Связь «предприятие - предприятие» отражает финансовые потоки между предприятиями. А связь «население - население» определяет движение денежных средств между отдельными группами населения, семьями, гражданами.

Финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.

Основные функции финансирования следующие:

р а с п р е д е л и т е л ь н а я,

с т и м у л и р у ю щ а я

и к о н т р о л и р у ю щ а я.

Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе, принципов:

1)Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов означает максимально возможную степень использования основных мероприятий экономической реформы (приватизация, совершенствование налоговой системы, кредитование и др.) в социальных целях.

2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения и увеличением материальных ресурсов социальной защиты.

3) Принцип дифференцированного подхода при определении размеров ассигнований и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий.

4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством.

5) Критерий экономической эффективности, который в значительной мере определяется объемом социальных расходов и размерами отчислений на их финансирование, соотносящимися со всеми макроэкономическими показателями (валовой внутренний продукт, фонд оплаты труда, доходы населения).

6) Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).

7) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов и курс на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат.

Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства.

Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:

I. Государственный бюджет, в том числе:

Федеральный бюджет;

Бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);

Муниципальные бюджеты.

II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе:

Пенсионный фонд;

Фонд социального страхования;

Фонд обязательного медицинского страхования;

Фонд занятости;

Республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.

III. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.).

Федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования. Без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно.

Конструирование межбюджетных отношений для России имеет исключительно важное значение в связи с большим количеством субъектов Федерации (89) и бюджетов местных органов власти (около 30 тыс.)

Бюджет - это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, - государство, территория, предприятие, семья. Кроме того, бюджет - это роспись доходов и расходов на определенный срок (год, квартал, месяц).

Выделение средств производится по направлениям (табл. 12) и в рамках федеральных и региональных программ 7 .

Таблица 12

Расходы консолидированного бюджета и внебюджетных фондов, % к ВВП

Как видно из табл. 12, за последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от федерального к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается практически по всем статьям социальных расходов, включая затраты на культуру, образование, здравоохранение и особенно в системе социальной защиты, включая социальное страхование и социальное обеспечение (табл. 13).г

Таблица 13 8

Расходы на социальные цели, % к ВВП*

Направления расходов**

федеральный бюджет

территориальные бюджеты

внебюджетные фонды

Жилищно-коммунальные услуги

Общественный транспорт

Образование

Культура, искусство и средства массовой информации

Здравоохранение и физическая культура

Пенсионное обеспечение

Направления расходов**

Источник финансирования, в том числе

федеральный бюджет

территориальные бюджеты

внебюджетные фонды

Занятость и безработица

Прочие социальные расходы

(исключая субсидии ЖКХ и общественному транспорту)

Справочно:

социальные расходы в % к суммарным государственным расходам соответствующего уровня - (исключая субсидии ЖКХ и общественному транспорту)

внебюджетных фондов. При расчетах показателей за 1992-1994 гг. использовались значения ВВП, пересмотренные Госкомстатом РФ при участии Всемирного банка в 1996 г.

** Данная таблица учитывает не все направления расходов на социальные цели. В частности, из-за отсутствия точных данных в ней опущены государственные расходы на строительство жилья и социальной инфраструктуры.

В переходной экономике расходы бюджета на социальные нужды имеют особое значение. Это связано прежде всего с тем, что в этот период происходит резкое падение уровня жизни населения вследствие инфляции, а также реальных доходов основной массы населения (табл. 14).

Таблица 14

Индексы основных социально-экономических показателей % к 1995 г. 9

995 справочно к

Индекс потребительских цен (к декабрю предыдущего года)

Среднемесячная заработная плата**

Среднедушевые денежные доходы**

Средний размер назначаемой месячной пенсии"

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума

**В реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен)

Однако бюджетные расходы государства на социальные цели не растут. Например, в 1995 г. на социально-культурные мероприятия должно было быть израсходовано из федерального бюджета 31,4 трлн. руб., фактически же расходы составили 18,6 трлн. руб. или 59,2% утвержденного объема. В 1997 г. в связи с секвестированием объема государственного бюджета социальные расходы были значительно уменьшены.

Переход к рыночным отношениям требует ограничения командной роли государства в финансово-кредитной сфере, повышения роли внебюджетных фондов. Одной из принципиальных особенностей здесь является то, что внебюджетные фонды - это уже не чисто финансовые учреждения, а финансово-кредитные, поскольку использование части средств этих фондов осуществляется на коммерческой основе.

Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями.

Средства республиканского (федерального) и территориальных фондов расходуются на:

Предоставление помощи в виде предметов первой необходимости (одежды, обуви, питания) бесплатно или по льготным ценам;

Предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;

- «плату коммунальных услуг;

Обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

Развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;

Создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и другие мероприятия.

За счет средств Республиканского фонда социальной поддержки населения финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.

Существует определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы.

Так, федеральные органы власти:

Устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;

Формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения;

Финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении;

Определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

В полномочия региональных и местных органов власти входят:

С учетом местных условий разработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;

Определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов; обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти.

Следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов. Его доля в расходах федерального бюджета в 1996 г. составляла 9%.

Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам:

В виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета), определяемых по единым принципам. Их назначение - оказание текущей финансовой помощи, покрытие путем дотаций минимально обоснованных расходов;

В виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.

Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации формируется за счет 15% всех налоговых поступлений в бюджет, исключая ввозные таможенные пошлины. 10

Трансферты не имеют целевого назначения. Они передаются администрации соответствующего субъекта, которая тратит выделенные средства по своему усмотрению.

Определены основные направления расходования средств, перечисляемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, и внедрен нормативно-расчетный метод распределения финансовой помощи по регионам (трансфертов).

При формировании трансфертов используется формула «выравнивания», предполагающая подтягивание текущих доходов бюджетов субъектов Федерации до 95% среднедушевых доходов по РФ и корректировку их на поправочный коэффициент (отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому по всем регионам).

Б 2 100%,

где К в - коэффициент выравнивания;

Б 1 - бюджетные расходы по экономическому району в расчете

на 1 человека; Б 2 - среднедушевые бюджетные расходы в среднем на 1 человека.

В бюджете на 1996 г. трансферты предусматривались 75 субъектам Федерации в размере 58,6 трлн. руб. против 28,4 трлн. руб. в 1995 г.

Субвенции возросли с 1,7 трлн. руб. в 1995 г. до 2,2 трлн. руб. в 1996 г. 11

Основы более реального бюджетного федерализма были заложены в 1994 г. с момента подписания двустороннего соглашения федеральными и региональными властями.

Проводимая бюджетная политика еще не привела к выравниванию реального положения субъектов Федерации в бюджетной системе страны. Около 10 регионов-доноров содержат все другие регионы. При распределении финансовых потоков между уровнями бюджетной системы часто нарушаются принципы нормативно-расчетного регулирования, сохраняются привилегии и льготы некоторым регионам.

Существует два основных способа финансирования социальной работы:

Прямое финансирование, когда денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы;

Косвенное финансирование (уменьшение изъятия денежных средств), осуществляемое тремя способами:

1) льготное налогообложение;

2) льготное кредитование;

3) льготное ценообразование на социально значимые виды товаров и услуг.

В современных условиях эффективность социальной работы во многом зависит от аккумуляции финансовых средств и усилий на оказание адресной поддержки определенных социальных групп населения. Важное место в решении этой задачи отводится целевому финансированию федеральных целевых программ, одной из которых является программа «Дети России». Финансирование этой программы предусмотрено отдельной строкой в государственном (федеральном) бюджете.

Федеральные и региональные целевые социальные программы должны быть направлены прежде всего на обеспечение адресной социальной защиты семей с детьми, пожилых людей, инвалидов и других социально уязвимых категорий наделения.

Программно-целевое финансирование способствует аккумуляции средств для решения первоочередных социальных проблем, не допуская их распыление и неэффективное использование. Государство должно устанавливать приоритеты первоочередности принятия и реализации социальных программ с учетом их максимальной пользы для общества и экономической эффективности вкладываемых средств.

Формирование системы финансирования и ресурсного обеспечения системы социальной защиты населения предусматривает трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат: 1) дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет централизованных пенсионного фонда и фонда социального страхования; 2) предоставление средств обеспечения сверх государственного уровня за счет государственных децентрализованных (региональных, коллективных) фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения; 3) третий уровень социальных гарантий, создаваемый негосударственными, профессиональными системами пенсионного обеспечения и социального страхования, где размер денежных выплат зависит только от страхового вклада граждан, накапливаемого за счет взносов предпринимателя или самих работников.

Финансирование системы социальной защиты населения осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В последнее время укреплена ее правовая база. Приняты законы: «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и др. Эти нормативные документы используются при разработке прогнозов развития, подготовке проектов бюджетов и их реализации.

Правовой основой социальной работы стал закон «Об основах социального обслуживания населения». В соответствии с этим законом социальные службы финансируются из:

Нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

Поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

Средств федерального бюджета на выполнение уставных задач;

Финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

Дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по соответствию доходов росту стоимости жизни;

Доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;

Средств от приватизации государственной собственности, а также специсточников: дохода от видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии; от коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;

Благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Средства специализированных служб (центров) формируются в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетное; хозрасчетное или смешанное.

При организации центром платных услуг населению получаемая прибыль направляется на дальнейшее развитие его основной деятельности.

Основными источниками финансирования государственного сектора системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в качестве дотаций на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату специальных услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.

Размер дотаций определяется ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов являются:

Средства, поступающие из целевых социальных фондов, в том числе из фондов социальной поддержки населения;

Кредиты банков и средства иных кредиторов;

Доходы от хозяйственной и иной деятельности структурных подразделений системы социальной защиты;

Доходы от ценных бумаг;

Средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги;

Благотворительные взносы и пожертвования.

В стационарных учреждениях социального обслуживания с 1996 г. в качестве источника финансирования в дополнение к бюджету определен пенсионный фонд. В настоящее время пенсионерам, находящимся в домах-интернатах и других подобных учреждениях, пенсия начисляется в полном размере и направляется в эти учреждения для дополнительного финансирования за счет средств, оставшихся после выплаты положенной части на руки - от 50 до 75% от перечисленной пенсии.

Основной моделью нестационарного учреждения социального обслуживания стали центры, которые организуются и содержатся за счет средств, предусмотренных местными бюджетами на социальное обслуживание, а также доходов от хозяйственной деятельности и других поступлений, предусмотренных законодательством РФ.

Финансовое обеспечение деятельности службы занятости населения осуществляется за счет Государственного фонда содействия занятости. Средства этого фонда образуются за счет обязательных отчислений работодателей независимо от их форм собственности и хозяйствования, обязательных страховых взносов с заработка работающих в пределах общей суммы взимаемых налогов, средств республиканских и местных бюджетов.

Дополнительными источниками поступлений могут быть добровольные взносы российских и иностранных предприятий, общественных организаций и граждан, средства, взыскиваемые с работодателей за нарушение требований, предусмотренных законом «О занятости населения в Российской Федерации», принятом в 1996 г.

При этом до 90% средств, формируемых на территориях, остается в распоряжении республиканского фонда, остальные перечисляются в федеральную часть. В 1995 г. в федеральную часть Фонда занятости поступило 17,5% средств. Государственный фонд содействия занятости формируется как самостоятельная финансовая система.

С 1993 г. в России внедряется система обязательного медицинского страхования на основе медицинского полиса. На этом финансовом документе построена система взаиморасчетов по всей цепочке обязательного медицинского страхования (ОМС). Базовая программа ОМС принята постановлением Правительства РФ от 23 января 1992 г. № 4. Территориям РФ предоставлено право корректировать этот документ лишь в сторону улучшения.

Все более важным дополнительным источником финансирования социальной сферы становятся негосударственные фонды. Их средства формируются за счет:

Взносов учредителей благотворительных организаций;

Членских взносов (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

Благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

Доходов от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

Поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведения благотворительных лотерей и аукционов, реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями и др.);

Доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

Поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

Доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

Труда добровольцев;

Иных, не запрещенных законом источников.

Деятельность фондов благотворительных организаций строится на основе закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ.

Уже в 1991 г., после выхода закона об общественных объединениях, начало активно развиваться общественное движение, в том числе благотворительность и милосердие.

Характерно, что в рыночной экономике развитых стран благотворительные организации входят в так называемый «третий сектор» экономики наряду с коммерческим и государственным секторами. Его доля в валовом национальном продукте США, например, составляет 4%. Основные средства благотворительные организации получают не за счет пожертвований (они составляют 3-5% их бюджета), а от государства. Почти половину их бюджета составляет государственное финансирование. Государство финансирует благотворительные организации в основном через систему контрактов. При этом активно привлекаются местные ресурсы, обеспечиваются более экономное расходование средств и высокая результативность.

В РФ в настоящее время действует более 500 благотворительных организаций. Большая часть из них занимается оказанием помощи инвалидам, многодетным и неполным семьям. Так как эти организации не располагают большим бюджетом их деятельность направлена на социальную поддержку, социально-культурные программы.

Система финансирования социальной сферы в период формирования рыночных отношений, претерпевая существенные изменения, не лишена многих недостатков и нуждается в решении многих проблем.

Так, управление расходованием ограниченных финансовых ресурсов, направляемых на социальную защиту, находится в ведении различных министерств и комитетов и не всегда может быть скоординировано на конечную цель. Не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств и их зависимости от улучшения социального благополучия населения. Несовершенна система формирования местных бюджетов на основе самофинансирования и заинтересованности в развитии местного предпринимательства, четкого выделения и разграничения объемов финансовых средств в бюджетах разного уровня. Законодательно не защищены статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий. Имеют место и другие проблемы.

Таким образом, для развития и успешного функционирования системы социальной защиты необходимо дальнейшее совершенствование принципов и практики ее финансирования.

Финансовые средства, необходимые для реализации социальных мероприятий, формируются в соответствии с направлениями социальной политики. Финансирование осуществляется из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных источников (благотворительные, частные фонды).

За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от ФБ к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается по всем статьям расходов.

Не малую роль играет Федеральный фонд социальной поддержки населения, действующий с 1992 года. Основная функция фонда – обеспечение дополнительного финансирования федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения.

Средства фонда расходуются на:

1. предоставление натуральной помощи бесплатно или на льготной основе;

2. предоставление дотаций на оказание медицинской помощи;

3. оплату коммунальных услуг;

4. обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

5. развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;

6. создание дополнительных рабочих мест.

7. оказание помощи многодетным, малообеспеченным семьям, детям, нуждающимся в государственной поддержке, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения финансируется по большей мере из местных бюджетов.

Существует разграничение полномочий между различными уровнями власти.

Федеральные органы власти:

1. устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий;

2. формируют внебюджетные государственные фонды;

3. финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в их ведении;

4. определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

Региональные и местные органы власти:

1. разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, по возможности повышают гарантии;

2. обеспечивают социальную поддержку гражданам;

3. создают условия для деятельности благотворительных фондов;

4. финансируют учреждения социальной сферы, находящиеся в их подчинении.

Из Фонда финансовой поддержки регионов (создан в 1994 г.) финансовые средства направляются для оказания помощи слабым регионам. Средства могут быть направлены в виде трансфертов (переносить, переводить) - денежная помощь из федерального бюджета для оказания текущей финансовой помощи, покрытия путем дотаций минимально обоснованных расходов. Так же средства направляются в виде субвенций (приходить на помощь) – на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально- экономического развития регионов.

Трансферты передаются органам власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, расходуют выделенные средства по своему усмотрению. Так как трансферты не имеют целевого назначения.

При формировании трансфертов ссылаются на формулу «выравнивания». Для подтягивания текущих доходов субъектов до 95% среднедушевых доходов по РФ используют поправочный коэффициент: Кв=Бо/Бс*100%, что означает отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому расходу на 1 человека по всем регионам.

Существует два основных способа финансирования социальной работы.

Первый способ – прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные целевые программы).

Второй способ – косвенное финансирование путем уменьшения изъятия денежных средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование на социально значимые товары и услуги).

Прямое финансирование позволяет направлять средства на решение первоочередных социальных проблем. Государством устанавливаются приоритеты принятия и реализации социальных программ. При этом учитывается их польза для общества и экономическая эффективность вкладываемых средств.

Финансирование и ресурсное обеспечение системы социальной защиты имеет

трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:

1. дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения,

поддерживаемый государством за счет ПФ и ФСС;

2. предоставление средств сверх государственного уровня за счет региональных фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;

3. негосударственные, профессиональные системы – размер выплат зависит от страхового вклада граждан.

Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы социальной защиты являются ФБ и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и ФБ в качестве дотаций.

Возможно и дополнительное финансирование: средства из целевых социальных фондов, доходы от хозяйственной деятельности, благотворительные взносы, оплата социальных услуг.

Недостатки финансирования социальной сферы:

1. финансовые ресурсы находятся в ведении различных министерств;

2. не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств;

3. не достаточно четко разделены полномочия бюджетов разных уровней;

4. статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий не защищены законодательно.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Назовите и раскройте звенья государственных финансов.

2. Что представляет собой государственный бюджет?

3. Перечислите направления расходования бюджетных средств.

4. Приведите понятие, элементы и основные принципы формирования налогов

5. Раскройте функции налогов.

6. Что представляет собой «кривая Лаффера»?

7. Что является основой финансирования социальной работы?

8. Перечислите источники финансирования социальной работы.

9. Какие способы финансирования социальной работы вам известны?

10. Опишите основные функции внебюджетных социальных фондов.

11. Перечислите полномочия органов власти различных уровней в вопросах финансирования социальной работы.

12. Приведите понятие трансфертов и ориентир при их формировании.

13. Что собой представляет финансирование и ресурсное обеспечение социальной защиты?

14. Назовите недостатки финансирования системы социальной защиты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение состава и элементов региональных и местных налогов, их места в налоговой системе Российской Федерации. Рассмотрение проблем реализации полномочий органов власти субъектов РФ и местных органов власти в отношении региональных и местных налогов.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Социальная защита: сущность и источники финансирования. Органы исполнительной власти в системе социальной защиты. Состояние (особенности) бюджетного финансирования органов управления исполнительной власти г. Москвы в сфере социальной защиты населения.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2010

    Понятие, виды и функции налогов. Структура бюджетной системы Российской Федерации. Источники формирования государственного бюджета. Характеристика государственных внебюджетных фондов, их цели и задачи. Бюджетные ассигнования в объекты социальной сферы.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2011

    Общая характеристика налоговой системы России. Понятие и классификация региональных и местных налогов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Полномочия территориальных органов власти по установлению отдельных элементов налогов.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2011

    Понятие и сущность, формы и финансовые методы обеспечения социальной защиты населения. Правовое обеспечение в области жилищного строительства. Ипотечное кредитование как инструмент финансирования жилищного строительства и роль государственного органов.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2009

    Понятие государственных финансов и изучение структуры финансовой системы современной России. Экономическое содержание фискальной политики государства. Изучение особенностей государственного финансирования социальной работы и целевых программ в России.

    реферат , добавлен 30.09.2014

    Методы финансирования организаций социальной сферы. Анализ практики финансирования деятельности по социальной защите населения на примере г. Махачкала. Пути повышения эффективности использования средств, выделяемых на социальную защиту населения.

    дипломная работа , добавлен 16.09.2015

    Понятие и основные принципы осуществления бюджетных расходов. Механизм бюджетного финансирования. Анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах за 2005–2008 годы. Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2011

Ресурсы социальной работы - это источники средств и возможностей, к которым специалист обращается для решения социальных проблем и удовлетворения потребностей клиентов. К ресурсам следует отнести материальные средства, специальные знания и умения, мотивацию клиентов, потенциал управленческих структур и т.д.

С помощью ресурсов совершаются целесообразные действия, прежде всего, на микроуровне деятельности, в конкретных ситуациях социальной работы. Они позволяют людям успешно адаптироваться во внешней среде.

С точки зрения средств деятельности, помощь специалиста может касаться как создания новых ресурсов, так и активизации уже имеющихся, с целью их более эффективного использования. Оценивая ресурсы, социальный работник принимает во внимание возможности общества, собственные профессиональные возможности и возможности самих клиентов.

Классифицировать ресурсы социальной работы можно по целому ряду оснований:

По отношению к субъектам и объектам социальной работы - это внутренние и внешние ресурсы;

По форме реализации - это официальные и неофициальные ресурсы;

По возможности применения - это реально существующие и потенциальные ресурсы;

С точки зрения управления системой - это управляемые и неуправляемые ресурсы;

Человек в ситуации социальной работы воспринимается как система и комплекс ресурсов, используемых для достижения поставленных целей. Нормальное функционирование личности связано с достижением гармонии между ее собственными ресурсами и ресурсами среды. Возможность обеспечения ресурсами, для превращения их в конкретное благо для человека, связана в социальной работе с оптимальными взаимодействиями специалиста и клиента, с продуктивным обменом их потенциальными возможностями. Следовательно, социальный работник в каждой проблемной ситуации должен направлять процесс, ведущий к ее изменению, выявляя причины, по которым те или иные ресурсы не в состоянии обеспечить потребности людей.



Существует такая организационная составляющая в использовании ресурсов, как их мобилизация. Мобилизация ресурсов - меры, направленные на максимальное удовлетворение потребностей клиента в конкретных ресурсах. Главная задача специалистов - мобилизовать ресурсы клиента на самостоятельное решение социальных проблем, чтобы в трудной жизненной ситуации они использовались непосредственно самим субъектом, благодаря чему им преодолевались бы жизненные кризисы. В случае невозможности самостоятельного разрешения проблемы социальный работник должен увеличить ресурсы клиента. Для этого он, прежде всего, должен обладать ресурсами, черпая их, в частности, из возможностей профессиональной деятельности.

Существует два варианта увеличения ресурсов в социальной работе - это, во-первых, дополнение ресурсов клиента (например, предоставление ему необходимых и легитимных льгот и услуг); во-вторых, возмещение отсутствующих ресурсов (например, трудоустройство, предоставление жилья и пр.). Однако выделяют и трудности, связанные с увеличением ресурсов социальной работы. Эти ресурсы могут быть недостаточными, неизвестными субъекту и (или) объекту, неприемлемыми в конкретной ситуации социальной работы, они могут быть плохо организованными, недоступными с точки зрения стоимости и пр., поэтому необходимо изыскивать и создавать новые формы и способы выявления ресурсов, способствовать взаимодействиям между людьми и ресурсными системами. Это может заключаться в привлечении новых субъектов социальной работы, в реализации изменяющих программ, в освоении новых технологий социальной помощи, в пропаганде идей социальной работы в обществе и пр. (88).

Можно выделить четыре основных этапа выявления ресурсов в социальной работе. Это выяснение обстановки, составление плана действий, мобилизация ресурсов, координация ресурсов. По завершению последнего этапа создается благоприятная обстановка для влияния с помощью ресурсов социальной работы, индивидуальные и групповые участники получают возможность действовать в интересах решения проблемы. Следовательно, ресурсы социальной работы обеспечивают преобразовательную деятельность в соответствии с потребностями клиентов и позволяют разрешать трудности в их жизненных ситуациях.

* Для того, чтобы перевести ресурс из пассивного состояние в действующее, очень важно употребить силу. Она может быть как внутренней, так и внешней. Конечно, в первую очередь ее характер зависит именно от особенностей и основных характерных черт самих ресурсов, но также от направленности в деятельности социальных работников, социальных служб и организаций; от обстоятельств, в связи с которыми человеку потребовалась социальная помощь и защита, а также в зависимости от степени трудности жизненной ситуации человека.

Внутренними ресурсами социальной работы принято называть конкретные ресурсы клиента, который оказался в трудной жизненной ситуации, и нуждается в помощи извне. Такие ресурсы рассматриваются, в первую очередь, с точки зрения природы их возникновения, ключевых источников и степени пользы в той или иной ситуации.

Внутренние ресурсы человека или отдельной социальной группы включают в себя такие элементы, как: возможности индивида, его индивидуальные способности, уровень развития (причем, как физического, так и интеллектуального). Также к внутренним ресурсам принято относить: жизненную позицию человека, его мировоззрение, приобретенные в ходе жизнедеятельности, социальный опыт, материальный уровень и возможности, временной потенциал. Такие ресурсы можно измерить физическими возможностями человека (так называемый «физический ресурс»), то есть уровень его состояния здоровья, наличие заболеваний, врожденных или приобретенных увечий, врожденных травм. Очень важную роль играет выносливость человека, причем она касается не только его физического состояния: немаловажным выступает еще и эмоциональный фон. Безусловно, как физический ресурс важен уровень физической силы индивида.