С 1 января 2015 года вступают в силу важные поправки в учете и налогах. В статье приведены налоговые изменения, которые бухгалтеры должны учитывать в своей работе. Обзор постоянно пополняется с учетом новых изменений.
Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 227-ФЗ, Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ
Компании, которые отчитываются электронно, должны будут обеспечить прием электронных документов от ИФНС и подтвердить этот факт. После того, как организация получит такое письмо, ей нужно отправить в течение шести рабочих дней квитанцию о приеме документов по ТКС.
Если компания опоздает со сдачей декларации больше, чем на 10 дней, налоговые органы смогут заблокировать ее расчетный счет. Операции по счету приостановят и в том случае, если организация не отправит в срок подтверждение о том, что получила электронные документы от налоговиков: требование о представлении документов или пояснений и уведомление с приглашением в ИФНС.
При проведении камеральной проверки декларации по НДС (если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению или выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению) налоговый орган может осуществлять осмотр территорий, помещений, документов и предметов ( , ).
Физлица должны будут сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги ().
Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физлиц, обязаны будут сообщать в налоговые органы о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства, органы опеки и попечительства - о фактах установления и прекращения опеки и попечительства ().
Федеральный закон от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ, Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 238-ФЗ
В декларации потребуется приводить данные о счетах-фактурах, по которым компания начислила налог и заявила вычеты ( п. 5.1 ст. 174 НК РФ). Это относится также к организациям на упрощенке и , которые выставляют счета-фактуры с НДС. В результате инспекторы смогут сопоставлять показатели книги продаж и книги покупок поставщика и покупателя. Например, чтобы выявить вычеты НДС по сделкам с продавцами, которые не платят налоги в бюджет.
Компаниям на упрощенке или ЕНВД, которые являются посредниками, потребуется передавать в налоговую инспекцию журнал учета счетов-фактур через интернет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сведения из журнала учета инспекторы также смогут сопоставить с отчетностью комитентов.
Вести журнал учета счетов-фактур надо будет только посредникам — комиссионерам и агентам, которые действуют от своего имени, а также компаниям, которые действуют по договору транспортной экспедиции, и застройщикам. Счета-фактуры на комиссионное вознаграждение регистрировать в журнале учета не придется ().
Обязанность вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур сохранена для посредников, экспедиторов и застройщиков, в том числе если они освобождены от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не признаются плательщиками НДС (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).
Установлено, сведения из каких документов включаются в декларацию по НДС. Это следующие документы: книга покупок и книга продаж налогоплательщика, счета-фактуры (п. 5.1 ст. 174 НК РФ).
Посредники, экспедиторы и застройщики, не являющиеся налоговыми агентами, должны представлять в инспекцию в электронном виде журнал учета счетов-фактур при осуществлении посреднической, экспедиторской деятельности либо деятельности застройщика в том случае, если они освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не признаются плательщиками данного налога (п. 5.2 ст. 174 НК РФ).
Инспекторы смогут затребовать счета-фактуры, и другие документы (например, договоры), если выявят противоречия в декларации компании. Либо если данные декларации поставщика или журнала учета посредника не соответствуют отчетности покупателя или комитента. При этом инспекторы вправе будут запросить документы, если выявленные недочеты свидетельствуют о том, что компания занизила НДС или завысила сумму налога к возмещению.
Установлены особенности определения налоговой базы по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете ( , );
Водятся инвестиционные налоговые вычеты (ст. 219.1 НК РФ).
Установлены особенности определения налоговой базы по операциям с депозитарными расписками и представляемыми ценными бумагами ().
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 420-ФЗ, Федеральный закон от 20 апреля 2014 года № 81-ФЗ, Федеральный закон от 23 июня 2014 № 167-ФЗ
Изменяется порядок учета процентов по долговым обязательствам (). Налогоплательщик сможет списывать стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, в течение более чем одного отчетного периода ().
Доход от реализации полученного безвозмездно имущества можно будет уменьшить на рыночную стоимость такого имущества, определенную на дату его получения ( , ).
Из Налогового кодекса РФ исключается понятие «суммовые разницы», а также специальный порядок их учета (утратят силу , и др.).
В налогообложении перестают применяться метод ЛИФО (будут внесены соответствующие изменения в п. 8 ст. 254, пп. 3 п. 1 ст. 268, ).
Размер убытка от уступки права требования, произведенной до срока платежа по договору, будет определяться по новым правилам ().
Убыток от уступки права требования третьему лицу, которая была произведена после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, будет учитываться единовременно на дату уступки права требования (п. 2 ст. 279 НК РФ).
Установлены правила определения цены сделки по уступке права требования долга, признаваемой контролируемой сделкой (п. 4 ст. 279 НК РФ).
Российские организации, получившие в 2014 г. дивиденды, с которых не был удержан налог на прибыль, обязаны самостоятельно исчислить такой налог и уплатить его в бюджет не позднее 30 марта 2015 г. (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 23.06.2014 N 167-ФЗ, ).
Если депозитарий при выплате дивидендов российским организациям в 2014 г. не удержал налог на прибыль, то он обязан сообщить в инспекцию информацию о таких дивидендах с 1 до 31 января 2015 г. (ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 23.06.2014 N 167-ФЗ).
Установлены особенности налогообложения операций с депозитарными расписками и представляемыми ценными бумагами (п. 2 ст. 275, п. 8 ст. 280, пп. 2 п. 3 ст. 284, ст. 299.5, ).
Уточнен порядок определения цены ценных бумаг ().
Изменятся порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и порядок учета убытков от операций с ценными бумагами (ст. 280 НК РФ).
Изменится порядок определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок ().
Урегулирован вопрос о налогообложении ценных бумаг при погашении их номинальной стоимости частями (п. 3 ст. 271, пп. 7 п. 7 ст. 272, п. 6 ст. 280 НК РФ).
Расходы по погашению собственных эмиссионных долговых ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, можно будет учитывать в части (пп. 3.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Уточнены особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом ().
В доходах не будут учитываться не только средства сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве РФ, но и средства, полученные из федерального бюджета в качестве компенсации расходов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов государственной авиации, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от платы за аэронавигационное обслуживание ( , абз. 18 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
В расходах не будут учитываться затраты, понесенные за счет средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве РФ и (или) за счет средств, полученных из федерального бюджета в качестве компенсации расходов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов государственной авиации, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от платы за аэронавигационное обслуживание (п. 48.17 ст. 270 НК РФ).
Увеличен размер госпошлины за оспаривание нормативных правовых актов ().
Скорректирован размер госпошлины за оспаривание ненормативных правовых актов (абз. 3 пп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Введен пониженный размер госпошлины за госрегистрацию изменений в учредительных документах общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений таких организаций ().
Установлен новый размер госпошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием нотариальной деятельности (пп. 110.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Снижена госпошлина для физлиц, которые обращаются за получением государственных (муниципальных) услуг через порталы, интегрированные с единой системой идентификации и аутентификации, с получением результатов в электронном виде ().
Компании на УСН, перестанут освобождаться от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов, которые облагаются указанным налогом исходя из кадастровой стоимости ().
В налогообложении не будет применяться метод ЛИФО (внесены соответствующие изменения в ).
Вступает в силу: с отчетности за I квартал 2015 года
Налоговики внесли изменения в форму декларации по ЕНВД и порядок ее заполнения. Впервые отчитаться по новой форме компаниям на вмененке понадобится по итогам I квартала 2015 года. То есть не позднее 20 апреля 2015 года.
Патенты по патентной системе могут действовать на территории не только субъекта РФ, но и муниципальных образований (группы муниципальных образований) ( , ).
Потенциальный доход предпринимателя от вида деятельности, на который выдан патент, может разниться в зависимости от того, на территории какого муниципального образования действует патент (пп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ).
Не заполнение обязательных полей в заявлении на получение патента влечет отказ в его выдаче (пп. 5 п. 4 ст. 346.45 НК РФ).
Вступает в силу положение, согласно которому физлица должны будут уплачивать транспортный налог не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (). Данное положение необходимо применять уже при уплате налога за 2014 г.
Организации будут с учетом специального коэффициента исчислять налог, рассчитываемый исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов, право собственности на которые возникло или прекратилось в течение налогового периода. Данный коэффициент позволяет определить сумму налога только за те месяцы, в течение которых объект находился в собственности ().
В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, его остаточная стоимость для целей налога на имущество организаций будет определяться без учета таких затрат (п. 3 ст. 375 НК РФ).
В случае, если объект недвижимого имущества образован в течение текущего налогового периода в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству РФ действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества будет облагаться налогом исходя из кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет до включения его в перечень (абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
Вступит в силу положение, согласно которому физлица должны будут уплачивать земельный налог не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (). Данное положение необходимо применять уже при уплате налога за 2014 г.
Начнет действовать положение, согласно которому физлица должны будут уплачивать налог на имущество не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ). Данное положение необходимо применять уже при уплате налога за 2014 г.
Налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий расчетный период составила более 25 человек, должны будут подавать в ПФР и ФСС РФ расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронной форме (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующий внебюджетный фонд, будет определяться в рублях и копейках (ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Будет применяться новый порядок расчета предельной величины базы для начисления страховых взносов (ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Будет ограничено освобождение от обложения страховыми взносами выплат, связанных с увольнением работников (пп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
На суммы возмещения работодателем расходов по найму жилого помещения в командировке, которые работник документально не подтвердил, нужно будет начислять страховые взносы (исключено второе предложение ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Будут закреплены условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (ст. 18.1 - 18.5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Выездная проверка плательщика страховых взносов может быть продлена до четырех или шести месяцев при наличии определенных оснований (ч. 11.1 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
День погашения задолженности по страховым взносам будет включен в период начисления пеней (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Изменен порядок обложения страховыми взносами оплаты работникам стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно, если указанные лица проживают и работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Компании и предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность,уплачивающие ЕНВД, смогут применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам в пользу физлиц, которые имеют право на занятие этой деятельностью (п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В течение трех дней с момента поступления мотивированного запроса от органа контроля за уплатой страховых взносов банки должны будут представлять справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей (ч. 6.1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). За неисполнение установленной обязанности будет взыскиваться штраф в размере 20 тыс. руб. (ст. 49.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Компании не должны будут сообщать в отделения ПФР и ФСС РФ по месту нахождения головной компании о создании или закрытии обособленного подразделения (утратит силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Направление органом контроля в банк инкассового поручения не будет ограничено месячным сроком (ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
При рассмотрении материалов проверки смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства выявляться не будут (п. 4 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, утратит силу ст. 44 указанного Закона);
Будет применяться уточненный порядок определения фиксированного размера страховых взносов за год, в котором предприниматель имеет право на освобождение от уплаты взносов (ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Сведения персонифицированного учета следует представлять в электронном виде, если численность работающих у плательщика застрахованных лиц составляет 25 человек и более (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).
Выплаты в пользу лиц, временно пребывающих на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), будут облагаться пенсионными взносами независимо от продолжительности трудовых отношений с названными лицами (п. 1 ст. 7 и п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).
Если суммы штрафа за непредставление в срок или представление неполных (недостоверных) сведений персонифицированного учета невозможно взыскать по причинам экономического, социального или юридического характера, то такие суммы признаются безнадежными к взысканию и списываются в порядке ст. 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).
В КоАП РФ появится отдельная норма, в которой будут прописаны штрафы за то, что работодатель не заключает трудовые договора с сотрудниками. Или же прикрывает их гражданско-правовыми. Для должностных лиц наказание составит от 10 000 до 20 000 руб., для ИП - от 5000 до 10 000 руб. и от 50 000 до 100 000 руб. для компаний. Если будущем ситуация повторится, меры буду строже. Должностным лицам грозит дисквалификация до трех лет, предпринимателю - штраф до 40 000 руб., и для организаций - до 200 000 руб.
Если к Вам пришла проверка
Справочник «Неналоговые проверки налоговой инспекцией» расскажет обо всех видах и процедурах как налоговых, так и неналоговых проверок, поможет бухгалтеру без волнений встретить инспекторов.
С 1 января 2015 года вступили в законную силу два новых Федеральных закона: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ № 400) и Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее - ФЗ № 424). Приняты они вместо одного, ранее действовавшего в полной мере Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 173). Интересно то, что сегодня применяются и нормы ФЗ № 173, регулирующие исчисление размера трудовых пенсий и подлежащие применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с ФЗ № 400 в части, не противоречащей ФЗ № 400.
В заметке мы рассмотрим основные и наиболее интересные изменения, которые принесли с собой новые законы.
Для начала стоит отметить, что само понятие «трудовая пенсия» (которая состояла из страховой части и накопительной) ушло в прошлое. Вместо этого мы теперь имеем два самостоятельных вида пенсии: страховую пенсию и накопительную.
Условиями назначения страховой пенсии по новому ФЗ № 400 являются:
Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - самое большое нововведение ФЗ № 400. ИПК вычисляется по своей (не самой простой) формуле, но можно сказать, что его величина будет зависеть напрямую от размера «белого» оклада, от страхового стажа и от того, насколько лет позднее положенного срока Вы оформите пенсию. Соответственно от величины ИПК зависит и будущая страховая пенсия (чем больше ИПК, тем больше пенсия).
В новом законе сохранили для медицинских работников возможность досрочного получения страховой пенсии. А именно лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах , сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пункт 20 части 1 статьи 30 ФЗ № 400). Таким образом, учитывая требования статьи 8 ФЗ № 400 и пункта 20 части 1 статьи 30 ФЗ № 400 для досрочного выхода на пенсию медицинскому работнику, вне зависимости от возраста , необходимо иметь:
Другое новшество может немного обрадовать родителей, у которых несколько детей. В соответствии с частью 3 статьи 12 ФЗ № 400 в страховой стаж наравне с периодами работы засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (ранее было не более 4 лет).
Часть 2 статьи 13 ФЗ № 400 устанавливает, что в страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства . ФЗ № 173 такую норму не содержал.
Стоит отметить, что на практике Пенсионный Фонд РФ при принятии решений, как правило, придерживается только законодательства, действующего на сегодняшний момент. Это подтверждается немалым количеством исковых заявлений к Пенсионному Фонду РФ с требованием зачислить тот или иной период деятельности в трудовой стаж и (или) с требованием особого исчисления периодов работы (например, год фактической работы засчитывать к стажу как полтора года).
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Но законодательно это указание не было отражено до момента вступления в силу ФЗ № 400. А именно: частью 8 статьи 13 ФЗ № 400 установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу ФЗ № 400 (до 1 января 2015 года) и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица . Данная норма также отражена и в частях 3 и 4 статьи 30 ФЗ № 400.
В отношении накопительной пенсии никаких серьезных изменений не произошло. Здесь важно помнить, что накопительная пенсия назначается только тем лицам, которые имеют право на страховую пенсию (статья 6 ФЗ № 424). Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений , учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. Сумма ежемесячной накопительной пенсии будет равна сумме пенсионных накоплений разделенной на ожидаемый период выплаты накопительной пенсии (в месяцах) (статья 7 ФЗ № 424). Интересно отметить, что ожидаемый период выплаты уменьшается ежегодно на 12 месяцев в том случае, если Вы обращаетесь за пенсией позднее положенного срока. Получается, что чем позже Вы обращаетесь за накопительной пенсией, тем больше будет ее ежемесячный размер. Только стоит помнить о том, что частью 3 статьи 7 ФЗ № 424 установлен предел, до которого может быть снижен ожидаемый период выплаты (в месяцах).
Отметим, что главным отличием накопительной пенсии является то, что ее размер зависит от пенсионных накоплений. В то время как размер страховой пенсии зависит от величины ИПК, о котором было рассказано.
В завершение скажем, что если Вы достигли пенсионного возраста, но не хватает страхового стажа и/или величины ИПК, то для получения пенсии надо продолжить работать. Если же Вы достигли возраста 65 лет (для мужчин) или 60 лет (для женщин), но все равно не заслужили страховую пенсию по условиям нового законодательства, у Вас возникает право на получение только социальной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В данном обзоре мы представляем краткое описание основных изменений налогового законодательства, вступающих в силу 1 января 2015 года, а также некоторых ожидаемых изменений, которые могут быть интересны налогоплательщикам.
Кроме того, 4 ноября 2014 года РФ ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам (Федеральный закон от 4 ноября 2014 года №325-ФЗ). Ратификация Конвенции позволит РФ расширить обмен налоговой информацией с иностранными государствами, в том числе и с офшорными юрисдикциями, проводить одновременные налоговые проверки с иностранными коллегами, взыскивать налоговую задолженность за рубежом. Применение Конвенции в России ожидается с 2016 года.
Налогоплательщики - физические лица обязаны будут сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).
Изменения, касающиеся НДС, внесенные Федеральным законом от 28.06.2013 №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (Подробности читайте в нашем налоговом обзоре от 09/2013).
Планируется отмена нормы о восстановлении ранее принятого к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) (включая основные средства и ) в случае их использования для операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0% (утратит силу пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ) (Законопроект № 605370-6 принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в третьем чтении 14.11.2014).
Планируется отмена нормы о том, что если в соответствии с главой 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам (утратит силу абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ) (Законопроект № 605370-6 принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в третьем чтении 14.11.2014).
Обращаем Ваше внимание, что 18.11.2014 во втором чтении приняты поправки о переносе сроков уплаты НДС и сроков сдачи деклараций по НДС на 25 число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (Законопроект №527250-6).
Изменится порядок учета процентов по долговым обязательствам по налогу на прибыль (п. 1 ст. 269 НК РФ) (Подробности читайте в нашем налоговом обзоре от 06/2014).
Изменится порядок налогообложения операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок (Подробности читайте в нашем налоговом обзоре от 06/2014).
В налогообложении перестанет применяться метод ЛИФО (п. 8 ст. 254, пп. 3 п.1 ст. 268 НК РФ).
Из НК РФ исключаются понятие "суммовые разницы" и специальный порядок их учета. Суммовые разницы в существующем понимании станут частью курсовых разниц и будут учитываться по единым с ними правилам (п. 11 ст. 250 НК РФ, пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Доход от реализации полученного безвозмездно имущества можно будет уменьшить на рыночную стоимость такого имущества, определенную на дату его получения (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ).
Налогоплательщик сможет списывать стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, в течение более чем одного отчетного периода (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Кроме того, ожидается увеличение ставки налога на прибыль в отношении дивидендов, полученных российскими организациями от российских и иностранных организаций, с 9% до 13% (Законопроект № 605370-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят 14.11.2014 Государственной Думой Федерального Собрания РФ в третьем чтении).
Обратите внимание, что указанные поправки относится только к организациям и не касаются индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД.
Планируется, что объектом налогообложения не будут являться объекты основных средств, включенные в первую или вторую .
Законопроектом конкретизирован порядок применения льготы в отношении движимого имущества, принятого на учет, начиная с 1 января 2013 года. Так, действие данной льготы не будет распространяться на объекты движимого имущества, принятые на учет в качестве основных средств в результате реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также передачи (приобретения) имущества между взаимозависимыми лицами.
Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующий внебюджетный фонд, будет определяться в рублях и копейках (ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Будет ограничено освобождение от обложения страховыми взносами выплат, связанных с увольнением работников (пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);
Организации не должны будут сообщать в отделения ПФР и ФСС РФ по месту нахождения головной компании о создании или закрытии обособленного подразделения (утратит силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Пенсионные взносы необходимо будет начислять на выплаты любым иностранным работникам, кроме высококвалифицированных (п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Будут установлены особенности определения налоговой базы по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете (п. п. 12, 14, 20 ст. 214.1, п. 9.1 ст. 226.1 НК РФ) (Подробности читайте в нашем налоговом обзоре от 06/2014).
Будут введены инвестиционные налоговые вычеты (ст. 219.1 НК РФ) (Подробности читайте в нашем налоговом обзоре от 06/2014).
Новая глава предусматривает переходный период (5 лет), в течение которого налог может быть рассчитан исходя из кадастровой и исходя из инвентаризационной стоимости. Кадастровая стоимость применяется, если субъект РФ примет решение о переходе на такой метод расчета налога и утвердит в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 1 ст. 402 НК РФ). Если решение о переходе на расчет налога по кадастровой стоимости не принято, налог считается исходя из инвентаризационной стоимости (п. 2 ст. 402 НК РФ). Начиная с 2020 года, налог на имущество физических лиц будет рассчитываться только на основании кадастровой стоимости.
Новая глава НК РФ предусматривает, что перечень объектов налогообложения изменится. Помимо жилых помещений, жилых домов (включая дачные дома), гаражей, облагаться будут машино-места, единые недвижимые комплексы и объекты незавершенного строительства (ст. 401 НК РФ). НК РФ также предусматривает возможность применения налоговых вычетов в форме необлагаемой площади и налоговые льготы (ст. 403 НК РФ, ст. 407 НК РФ). Ставки налога различаются в зависимости от того, на основании какой стоимости рассчитывается налог (кадастровая или инвентаризационная).
Так же как и сейчас, налог необходимо будет уплачивать на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
С января 2015 года начинают действовать законы и постановления, касающиеся новых правил расчета пенсии, налога на недвижимость и транспорт, материнского капитала, государственных пошлин и др.
С 1 января 2015 года размер материнского капитала увеличится с 429 408 рублей до 453 000 рублей. По закону право на материнский (семейный) капитал, подтверждаемое именным государственным сертификатом имеют женщины, родившие или усыновившие с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года второго, третьего или последующего ребенка.
Материнский капитал можно направить на улучшение жилищных условий, получение образования детьми и формирование будущей пенсии мамы ребенка.
Начало работы досмотровых зон на всех станциях Московского метрополитена
С 1 января на всех станциях Московского метрополитена будет проводиться выборочная проверка пассажиров и их багажа. Всего на систему безопасности было направлено 7 миллиардов рублей, из них 3,4 миллиарда на оборудование досмотровых зон, 4,2 миллиарда — на оснащение интеллектуальной системы видеонаблюдения. В метро уже оборудованы 204 досмотровые зоны, они оснащены взрывозащитными контейнерами и рентгеновскими установками.
В 2015 году тарифы на грузовые железнодорожные перевозки индексируют на 10%.
С 1 января стоимость проезда в электричке одной тарифной зоны в Подмосковье вырастет на 1,5 рубля и составит 19 рублей.
Стоимость одной поездки на автобусе увеличится с 26 до 28 рублей в пределах одного населенного пункта. При покупке поездки у водителя стоимость вырастет с 31 до 40 рублей за одну поездку.
С 1 января 2015 года вступают в силу новые правила подсчета трудового стажа. До 2016 года граждане 1967 года рождения и моложе должны определиться с выбором варианта пенсионного обеспечения. С 1 января 2015 года трудовая пенсия будет разделена на два самостоятельных вида — страховую пенсию и накопительную пенсию.
В страховой стаж включаются:
На размер пенсии будут влиять:
Размер пенсии за каждый год будет фиксироваться в баллах — индивидуальных пенсионных коэффициентах. В рубли накопленные баллы будут переведены при назначении пенсии.
Максимальное число баллов, которые можно заработать за год:
С 1 января 2015 года в России начнет действовать новая система расчета налога на имущество. Теперь его размер будет зависеть от кадастровой стоимости того или иного объекта. Ее можно узнать из Публичной кадастровой карты.
Законом установлены три базовые ставки по налогу:
Налогом не облагается 20 кв. м от общей площади квартиры, 10 кв. м от площади комнаты и 50 кв. м от площади дома.
Кто будет рассчитывать новый налог на недвижимость,
С начала 2015 года расчет налога на транспорт будет осуществляться с учетом специального повышающего коэффициента, который учитывает стоимость и возраст автомобиля.
Возраст автомобиля определяется в календарных годах, прошедших с года его выпуска по состоянию на 1 января текущего года (вне зависимости от месяца выпуска). То есть если машина выпущена в 2013 году, то 1 января 2014 года ей будет уже год, а 1 января 2015 года — два.
С 2015 года изменятся сроки уплаты транспортного налога. Граждане обязаны будут оплатить данный сбор не позднее 1 октября, а не 1 ноября, как было раньше.
Плата за коммунальные услуги и установка приборов учета
До 1 января 2015 года россияне должны установить газовые счетчики. Речь идет не только о многоквартирных домах, но и о дачных или садовых домиках, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года.
Для абонентов, которые не установили счетчик до 1 января 2015 года, ничего не изменится — они продолжат платить за газ по прежнему нормативу.
С 1 января 2015 года пошлина за оформление паспорта старого образца для выездов за границу составит:
Оформление паспорта нового образца (биометрического) обойдётся:
Для оформления заграничного паспорта нового поколения гражданам, достигшим 12 лет, необходимо пройти обязательное дактилоскопирование.
С 1 января 2015 года вступят в силу новые правила сдачи экзаменов на право управления маломерным судном (лодкой, катером или яхтой). Тем, у кого эти права уже есть, пересдавать ничего не придется. Документы старого образца будут действовать до окончания срока их действия.
С нового года, кроме теоретического экзамена, обязательной станет и его практическая часть (вождение).
С 1 января 2015 года вступает в силу закон, запрещающий проводить индексацию (повышать оклад в зависимости от роста инфляции) зарплат чиновников администрации президента, аппарата правительства, Счетной палаты, центрального аппарата министерства иностранных дел и его представительств на территории России.
Закон о моратории на индексацию зарплат чиновников принят Госдумой 21 ноября и одобрен Советом Федерации 26 ноября.
В 2014 году зарплаты чиновников в среднем выросли на 18%, приблизившись к 96 тысячам рублей.
Больше всего получают в администрации президента: средняя зарплата составляет 216 тысяч рублей. Меньше всего — в министерстве по делам Северного Кавказа, где платят чуть более 38 тысяч рублей. Самым богатым министерством оказалось МЧС, сотрудники которого зарабатывают по 114 тысяч рублей в месяц.
Законом также вводится понятие «контролирующего лица». Им признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в уставном капитале организации составляет более 50%, с 2016 года — более 25%. Если общая доля налоговых резидентов РФ в организации составляет более 50%, то контролирующим лицом признается физлицо или организация, которая обладает долей более 10%.
Документом устанавливается ответственность за неуплату контролирующим лицом налога — 20% суммы неуплаченного сбора, но не менее 100 тысяч рублей.
За непредставление или представление недостоверных сведений о контролируемой иностранной компании предусмотрен штраф в размере 100 тыс. рублей по каждой компании, сведения о которой не представлены. А в случае непредставления сведений о себе как контролирующем лице либо представлении недостоверных сведений штраф составит 50 тысяч рублей по каждой компании. Существующая уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов при этом сохраняется.
В первой части нашего обзора мы рассмотрели вступающие в силу в 2015 году законы, касающиеся пенсий, Крыма и социальной сферы. Сейчас – новые законы, касающиеся бизнеса и налоговой системы. Как они скажутся на вещании региональных телеканалов? Что сулит нам налог на имущество физических лиц? Что будет от борьбы с офшорами? И еще больше двух десятков разных законов, больших и малых…
Бизнес
Что нового ждать от нового года бизнесу и нам вместе с ним?
Вступает в силу ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21 июля 2014 года №270-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе"», запретивший рекламу на платных каналах. Из-за этого закона еще в ноябре объявила о своем уходе из эфира России телекомпания CNNInternational. Аналитики подсчитали, что вступление закона в силу приведет к закрытию как минимум ста региональных телеканалов, которые, после отключения аналогового вещания, вынуждены были перейти в кабельное вещание.
Этот закон вводит новые правила исчисления налога на недвижимое имущество физических лиц. В какую сторону? – спросите вы. Ну, а как вы думаете, если предполагается, что новые ставки увеличат поступления в бюджет в 3,4 раза? Налогообложение прежде считалось от инвентаризационой стоимости, теперь будет считаться от кадастровой, которая уже намного ближе к рыночной. Плательщиками налога являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения - жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты), гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершённого строительства, а также иные здания, строения, сооружения и помещения. То есть, это повышение налогов касается нас всех напрямую. Понятно, что троекратное с лишним повышение налога вызвано желанием хоть чем-то наполнить бюжет. Прогнозируемые сборы должны составить 94,4 млрд рублей. Но это как раз та антикризисная мера, которая только усугубит кризис.
Изначально предлагалось ввести один налог на недвижимое имущество физических лиц вместо двух - налогах на имущество физических лиц и земельного. Но потом земельный решили оставить. В этом ситуация повторяет казус вокруг бензина и транспортного налога, когда автомобилисты предлагали внести транспортный налог в цену топлива – и топливо подорожало, и налог остался.
Идея считать налог от кадастровой стоимости родилась еще в 2004 году. Останавливало то, что кадастровой оценки всего имущества на Руси тогда не было – как считать? Сейчас, спустя 10 лет, кадастрово оцененного имущества не стало намного больше.
Устанавливается переходный период – с 2015 по 2019 годы – за который регионы должны произвести кадастровую оценку с одновременным переходом на новое налогобложение. Это теория, а вот какой будет практика, мы скоро почувствуем на своей шкуре. За счет какого из бюджетов – федеральный, региональный или местный - будет этот банкет? А если не произведут, то как будет считаться налог – на глазок?
Эксперты полагают, что как минимум до 2016 года ничего у региональных властей с новым налогом не выйдет – не успеют подготовить документы. Однако региональные власти уже вовсю считают прибыль, заверяя одновременно, что - ничего страшного, платежи вырастут не катастрофично. В Самаре, например, налог на конкретную двухкомнатную квартиру в центре выростет с 1365 до 1756 рублей.
В Москве журналисты РБК посчитали налоги со своих квартирпо новому налогу. Суммы получились от 4770 до 17 тысяч рублей. Может, для кого-то это и немного, но РБК предсказывает вал судебных исков с требованием пересмотра кадастровой оценке квартир и иной недвижимости. Примечательно, что льготников по этому налогу немного, да и им льготу можно получить только на какой-то один объект недвижимости: за квартиру платишь по льготе, а за сад и гараж – по полной.
В России нет забора без дырки. В ноябре муниципалитет Москвы представил интернет-калькулятор, с помощью которого гражданин мог сам рассчитать сумму своего налога. Пытливые журналисты «Московского комсомольца» бросились проверять систему, ввели данные Евгении Васильевой, той самой фигурантки дела «Оборонсервиса», и – «по указанным вами параметрам объект не найден, просим уточнить параметры поиска», - сообщил им компьютер. Правильно ли будет сделать вывод, что некоторые избранные не попали в списки тех, кто подлежит налогообложению? И тогда сколько этих избранных?
При всей своей очевидной важности для каждого россиянина, данный налог не вызвал особой дискуссии в обществе, сравнимой, например, с дискуссией о монетизации в 2004 году. Это объяснимо – общественников, чтобы инициировать дискуссию, уже почти нет, а простому россиянину в момент обсуждения закона (лето 2014 года) и принятия (сентябрь 2014 года) ТВ и газеты расказывали в основном об Украине. Поэтому платежки с новыми суммами обрушатся на обывателя как гром среди ясного неба. При введении монетизации зимой 2005 года в России была небольшая революция и власть тогда отступила. Видимо, с учетом этого опыта налог на имущество физических лиц будет повышаться поэтапно – по 20 процентов в год. Так что в полной мере мы ощутим радость нового налогобложения в 2020 году.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04 ноября 2014 года №348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» разрабатывает процедуру налогового мониторинга;
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24 ноября 2014 года №367-ФЗ «О внесении изменений в статью 221 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» вносит буквально два новых слова в пункт 3 статьи 221 части второй Налогового кодекса;
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24 ноября 2014 года №368-ФЗ «О внесении изменений в статьи 226 и 227_1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» говорит о разных налоговых тонкостях;
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24 ноября 2014 года №369-ФЗ «О внесении изменения в статью 388 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступающий в силу с 1 марта 2015 года, дополняет норму о безвозмездном пользовании;
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 ноября 2014 года №381-ФЗ «О внесении изменений в статью 333_35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» оговаривает взносы за открытие СМИ в Крыму и Севастополе.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24 ноября 2014 года №376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» еще на стадии разработке получил название «закон о деоффшоризации».