В. ГущинИнвестиционное право

Бизнес

Правовую систему образуют отрасли права, институты, нормы. В теории права выделяют самостоятельные отрасли, комплексные отрасли. Комплексная отрасль права – это отрасль права, где предмет правового регулирования не однороден, общественные отношения разнородны, что влияет на метод правового регулирования. Например, банковское право предполагает, что там есть отношения по поводу имущества, заключается гражданско-правовой договор банковского вклада. Это отношения, связанные с имуществом. В тоже время там есть отношения, связанные с применение норм ответственности со стороны Центрального Банка к коммерческому банку (административные отношения, не связанные с имуществом). В зависимости от этих общественных отношений и метод правового регулирования различен.

Общественные отношения, связанные с привлечением инвестиций находятся в стадии становления. В обществе постепенно приходит понимание, что такое инвестиции. Появляется законодательство, которое регулирует общественное отношение, связанное с привлечением инвестиций. В РСФСР выходят законы «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (1991), «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (1991). Инвестиционное законодательство стала необходимо с переходом к рыночной экономике. В 1995 году принимается закон РФ «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в РФ», «Об иностранных инвестиций в РФ». Это основополагающие законы. В дальнейшем таких законов стало больше, вносятся в кодексы разделы (например, в НК – «инвестиционный налоговый кредит», БК – «бюджетные инвестиции»). Таким образом, формируется инвестиционное законодательство.

В настоящее время инвестиционное право – это формирующаяся комплексная отрасль российского права. Профессор Райнхард: «Банно-прачечное право, трамвайно-троллейбусное право» (колхозно-навозное J).

Предмет правового регулирования – это отношения, связанные с вложениями инвестиций. Некоторые говорят, что это отношения, связанные с инвестиционной деятельностью. Деятельность отлично от движения. Деятельность всегда носит целевой характер. Цель здесь – передать свою собственность, чтобы её приумножить.

ФЗ «Об инвестициях в форме капитальных вложений…» (№39-ФЗ):

Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций.

Вложение – это передача средств от собственника другим субъектам.

Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги и иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Как правило инвестиционное законодательство возникает в тех странах, где нужно привлечь иностранные инвестиции. Оно появляется в странах с неразвитой рыночной экономикой. В развитых странах инвестиционное законодательство не носит системно-образующего характера. В некоторых африканских странах (например, Нигерия, Чад) инвестиционные нормы включены в конституцию. Законодательство об инвестиционной деятельности начинают писать экономисты. Инвестиции – это денежные средства, целевые банковские вклады, паи и другие ценные бумаги, технологии, машинное оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки, кредиты либо другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта (старое определение, написанное экономистами). Всё в одну кучу. Кредиты по этому определению это имущество. К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, включая имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, интеллектуальная собственность, нематериальные блага (ст. 128 ГК). Логичнее было, если бы инвестиции определялись через объекты гражданских прав. В законе №39-ФЗ определение даётся под определение объектов гражданских прав.

Соотношение инноваций и инвестиций . Определения законодательного не дано инновациям. Инновация – это новое с повышенном потребительским качеством вещь, которой ранее не было или улучшенная вещь, с улучшенным потребительских качеств (инновационный продукт). Инвестиции – это средства, за счет которых возникла эта новая вещь или за счет которых эту вещь улучшили.

Метод правового регулирования . Зависит от общественных отношений. Если это отношения по поводу имущества – диспозитивный. Если властные отношения – императивный. Императивный метод должен применяться как можно меньше.

Принципы инвестиционного права . Федоров: «Зная принципы я вижу не облако, а большую белую собаку». Их подразделяют на общие и специальные принципы права. Инвестиционное право читается на кафедре финансового права, так как главный инвестор в Российской Федерации – государство. Один из показателей инвестиционной привлекательности – уровень развития инвестиционного законодательства. Общие – закреплены в Конституции (законности, демократизма, федерализма, разделение властей, единство экономического пространства и т.д.), специальные (единство финансовой политики и денежной системы, принцип строгого соблюдения финансового планировании и т.д.). Общие принципы инвестиционной деятельности:

· Принцип законности (п.2 ст.4 Конституции РФ);

· Принцип федерализма (п.3 ст.5 Конституции РФ);

· Принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (п.1 ст.8 Конституции РФ);

· Поддержка конкуренции;

· Свобода экономической деятельности;

· Принцип неприменения обратной силы законов, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции РФ);

08.10.2011

· Принцип охраны окружающей среды и защиты интересов коренных, малочисленных народов, проживающих на территории, на которой осуществляется инвестиционная деятельность (ст. 69 Конституции РФ);

Специальные принципы . Они закреплены в нормах инвестиционного законодательства. Отражают финансово-правовую специфику инвестиционной деятельности. Также как сама отрасль находятся в стадии своего становления. К этим принципам относятся:

Принцип государственной поддержки инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность получает государственную поддержку. Это закреплено инвестиционным законодательством. Так ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 года. В последующем этот принцип нашел свое отражение в ФЗ №39. В соответствии с этим принципом государство предоставляет субъектам инвестиционной деятельности гарантии их прав и защиту их вложений. Например, ФЗ №39 Глава 4 (государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений);

Принцип полезности инвестиционной деятельности . Абзац 3 ст. 1 ФЗ №39: инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта . Сами понятия инвестиций. Абзац 2 ст. 1 ФЗ №39: инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта ;

Принцип эффективности инвестиционной деятельности . Об эффективности инвестиционной деятельности есть нормативные акты. В частности, Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (от 21 июня 1999 №ВК-477 утверждены Минэкономики, Минфином и Газстроем РФ). Они описывают правила, методики расчетов эффективности инвестиционных проектов (прибыльность, срок окупаемости);

Принцип финансовой реализуемости инвестиционных проектов . Так же закреплен в этих Методических рекомендациях. Рассчитывается с помощью определенных показателей. Использование государственных и муниципальных финансов в качестве инвестиций должно подразумевать реализуемость инвестиционного проекта.

Эти принципы (эффективности и финансовой реализуемости) корреспондируют принципу эффективности и экономности использования бюджетных средств, закрепленному в ст. 28 Бюджетного кодекса РФ. Использование этих принципов позволяет определить структуру инвестиционного права и, соответственно, позволит формировать благоприятный инвестиционный климат в стране.

Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. «Инвестиционное право. Учебно-практическое пособие» 2006 год; Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. «Государство и регулирование инвестиций» 2003 год; Богатырёв А.Г. «Инвестиционное право» 1992 год.

Инвестиционное право как отрасль права имеет свою систему, т.е. внутреннюю структуру и разделение на определенные элементы, институты, каждый из которых отражает характер объективно складывающихся инвестиционных отношений в обществе, является закономерным процессом*(23).

Для понимания инвестиционного права и правового регулирования инвестиционных отношений необходимо в первую очередь отметить, что в современных условиях нормы инвестиционного права представляют собой первоначальный элемент содержания данной отрасли. Потому что в ней выражены прежде всего основные черты содержания инвестиционного права в целом. Содержанием инвестиционного права, т.е. предметом правового регулирования, является обособленная группа инвестиционных отношений, отражающих объективные условия существования и развития инвестиционного процесса и (или) инвестиционной деятельности.

Можно выделить следующие отличительные признаки инвестиционных правовых норм.

1. Поскольку инвестиционное право предназначено для установления и регулирования определенного вида общественных отношений, в которых основными участниками являются собственники, эти отношения объективно требуют юридически своеобразной правовой регламентации, поэтому каждой норме права присуще качество общеобязательного правила: нормы инвестиционного права обязательны для всех, кто является участником инвестиционных отношений.

2. Нормы инвестиционного права устанавливаются, а также охраняются от нарушения государством, осуществляющим контроль за соблюдением норм инвестиционного права.

3. Нормы инвестиционного права отличаются признаком формальной определенности. Они формулируют права субъектов инвестиционной деятельности на конкретные виды дозволенных действий на те или иные объекты, признаваемые инвестициями, а также обязанности, запреты и меры ответственности за их неисполнение или нарушение публичного порядка.

4. Нормы инвестиционного права регулируют сложные общественно необходимые отношения между собственниками.

При этом каждая из норм инвестиционного права является общеобязательным предписанием государства. Все нормы инвестиционного права призваны регулировать общественные отношения в сфере инвестиционной деятельности. При этом регулятивные нормы инвестиционного права устанавливают содержание правил поведения, которое выражается в мере дозволенного и должного поведения сторон регулируемого отношения.

Это достигается путем определения прав и соответствующих обязанностей сторон инвестиционных отношений. В нормах инвестиционного права определены условия осуществления полномочий органов государства, перечни объектов инвестирования, особенности правового статуса отдельных участников инвестиционной деятельности и их признаки, организационно-правовые формы ведения инвестиционной деятельности, специальные требования к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; порядок и условия заключения и исполнения договоров; пределы и формы государственного воздействия на инвестиционные процессы.

Разделение инвестиционного права как отрасли на институты, нормы в зависимости от содержания регулируемых качественно однородных общественных отношений, т.е. от объекта регулирования, представляет собой главную юридическую структуру предметной дифференциации.

В инвестиционном праве правовые нормы дифференцированы по институтам.

Для научного изучения системы инвестиционного права как отрасли права предлагается следующая схема 1.

Схема 1. Структура инвестиционного права как правовой отрасли

Критерий, который выявляется в процессе предметной дифференциации и интеграции норм инвестиционного права, связан с тем главным свойством, которым характеризуется система норм инвестиционного права - это стремление упорядочения содержания правовых норм, создания устойчивых связей элементов внутренней структуры, способных выявить и обеспечить действие свойств целостной системы, не присущих ее отдельным элементам.

Поэтому предметный подход и структурный анализ содержания норм инвестиционного права является критерием построения системы институтов инвестиционного права.

На основании изложенного можно предложить следующее определение понятия "институт инвестиционного права".

Институт инвестиционного права - это объективно обусловленная структура, состоящая из норм инвестиционного права, объединенная в единый правоприменительный комплекс, согласованно регулирующий качественно однородный определенный вид общественных отношений в сфере инвестиционной деятельности.

Еще по теме 1.3. Система инвестиционного права:

  1. § 2.1. Понятие финансового права. Предмет и метод финансового права. Финансовое право в системе российского права. Финансовое право как наука и учебная дисциплина
  2. § 5. Международное инвестиционное право как научная дисциплина

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг -

Инвестиционное право. Учебник Гущин Василий Васильевич

§ 5. Система инвестиционного законодательства России

Сегодня система инвестиционного законодательства в России определяется многоаспектностью задач, стоящих перед законодателем. Поскольку единый законодательный акт кодификационного типа отсутствует, основу правового регулирования составляют несколько нормативных актов в ранге законов. Прежде всего это Гражданский кодекс. Именно он определяет основы для осуществления инвестирования, определяя правовое положение участников инвестирования, основания возникновения инвестиционных отношений ответственности и т. д. Однако совершенно права Н. Г. Семилютина, считая, что норм Гражданского кодекса недостаточно для описания механизма взаимодействия между инвестором и реципиентом инвестиций. Поэтому значительная нагрузка на федеральном уровне ложится на федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208–ФЗ «Обакционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах), «О рынке ценных бумаг», о долевом участии в строительстве, от 5 марта 1999 г. № 46–ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее – Закон о защите прав инвесторов) и на Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера». Так, вопросы возникновения и динамики акционерных правоотношений регламентируются нормами не только Гражданского кодекса, но и Закона об акционерных обществах и Закона о рынке ценных бумаг.

Характерной чертой инвестиционного законодательства является то, что правовое регулирование осуществляется посредством нормативных актов, имеющих разную отраслевую принадлежность, когда возникающие в рамках инвестирования правоотношения испытывают на себе действие нескольких нормативных актов. Нельзя, например, говорить, о законности сделок с акциями без учета норм и правил Закона о конкуренции, если речь идет о приобретении 20 % и более акций и т. д. Соответственно, правовой анализ правоотношений, равно как и возникающих споров по поводу реализации прав участников этих отношений, не может быть проведен в ситуации игнорирования любого из них.

Несмотря на отсутствие единого кодификационного акта, вряд ли можно согласиться с авторами, выступающими за разработку инвестиционного кодекса. В таком акте, по мысли Ю. Ершова, могли бы содержаться разделы об инвестиционной деятельности, о привлечении капиталовложений в форме портфельных инвестиций, об осуществлении государственных инвестиций, разделы о концессиях, лизинге, о защите инвестиций российских инвесторов за рубежом, о двусторонних соглашениях, о поощрении и взаимной защите инвестиций и т. д. Такой подход, думается, не учитывает специфику инвестирования, и в сферу регулирования инвестиционным законодательством необоснованно втягиваются отношения, не являющиеся по своей природе инвестиционными: лизинговые, концессионные и т. д. При этом те авторы, которые предлагают такого рода проекты, забывают, что большинство вопросов, предлагаемых к решению через принятие инвестиционного кодекса, уже решено на уровне иных, специальных законов: об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и т. д. Например, из анализа норм Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111–ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» видно, что нормативным актом создается правовой режим аккумулирования и использования денежных средств в целях пенсионного обеспечения заинтересованного лица. Нормативным актом, в частности, устанавливаются правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определяются особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников, а также устанавливаются основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и т. д. Таким образом, в нормативном акте учитываются особенности данного типа инвестирования, что не всегда возможно на уровне кодифицированного акта. В то же время основополагающий нормативный акт на рынке инвестиций необходим. И таким актом должен стать Закон о рынке ценных бумаг. Помимо решения задач построения единой нормативной базы регистрации инвестиционных предложений – акционерных, облигационных, строительных и т. д. – нормативный акт должен содержать запрет на публичное распространение любых инвестиционных предложений вне зависимости от его наименования, если потенциальным инвесторам предлагается вступить в отношения с организатором инвестирования без процедуры регистрации такого предложения, как это сегодня делается в отношении акций, облигаций, инвестиционных паев и т. д.

Важное значение в регулировании инвестиционных отношений имеют нормативные акты и иной отраслевой, нецивилистической принадлежности. Говоря об иной отраслевой принадлежности, мы имеем в виду в первую очередь нормы административно – правового характера. К ним относятся правила осуществления государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, выдачи лицензии профессиональным участникам рынка ценных бумаг, антимонопольное законодательство и другие. Не случайно О. А. Красавчиков подчеркивал, что «правовое регулирование общественных отношений осуществляется путем нормативного закрепления определенных правил поведения и посредством издания административных актов, способствующих оказать влияние на динамику конкретных гражданско – правовых отношений», а, как точно подметил В. В. Ровный, «целью административного управления можно считать пользу…». Такое положение вещей вызвано прежде всего тем обстоятельством, что рынок инвестиций относится к сфере экономики, где «государство использует приемы публично – правового регулирования для уравнивания позиций экономически сильной и экономически слабой сторон, вступающих между собой в договорные отношения». Одним из таких приемов и выступает использование административно – правовых средств.

Важное значение для инвестирования имеют и нормы бюджетного права. В частности, при эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг необходимо использовать нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и иные нормы бюджетного (финансового) права. Таким образом, правовой режим инвестирования складывается под воздействием в большей мере норм гражданского права, частично административного, а также иных отраслей права: бюджетного и налогового. Поэтому, соглашаясь в целом с распространенным утверждением о том, что инвестиционное законодательство – это комплексная отрасль законодательства, объединяющая нормы различной отраслевой принадлежности, в то же время нельзя не отметить приоритетное значение гражданского законодательства.

Из книги Международное право в судебной практике России: уголовное судопроизводство автора Зимненко Богдан

Составная часть законодательства России Как известно, во исполнение п.4 ст.15 Конституции РФ новый УПК РФ 2001 года в ст.1 впервые предусмотрел, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной

Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

16. Правовая система России Современную правовую систему РФ можно отнести к романо-германской правовой семье.Основным источником права являются законы и другие нормативные правовые акты. В России как в государстве федеральном законодательство делится на федеральное и

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

20. Система органов государственной власти России Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей, согласно которому государственные органы подразделяются на три вида: органы законодательной, исполнительной и

Из книги Финансовое право автора Шевчук Денис Александрович

86. Cудебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г Уже с 1948 г. процессуальное законодательство СССР и республик претерпело значительные изменения:1) народные суды стали выборными;2) суды стали более

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

§ 2. Банковская система России. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями Банковская система входит в более общую категорию – «кредитная система», в которую включается также парабанковская система.В России в связи с распадом Союза ССР была создана

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

15.3 Система права и система законодательства Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Иначе говоря, законодательство служит внешней формой

Из книги Криминалистика. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

§ 1. Анализ развития инвестиционного законодательства Во многих странах на сегодняшний день накоплен значительный опыт нормативного регулирования в сфере инвестирования в предпринимательскую деятельность. Рассматривая иностранные источники, уместно указать на ряд

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Глава 21. Система права и система законодательства § 1. Понятие системы права Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия – объяснить одновременно интегрирование и

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

§ 2. Система законодательства Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права.

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

1.11. Система права и система законодательства Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий Система объективного (позитивного) права это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии

Из книги автора

Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий Система объективного (позитивного) права это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового

Из книги автора

25. Система права, правовая система России Нормы права согласованы между собой и, в результате этого, составляют единую систему права. Система права представляет собой внутреннюю организацию, строение права, которые характеризуются единством, согласованностью,

Из книги автора

Глава 8. Система права и система законодательства Система права образует по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованные нормы, объединенные в определенные ее части, называемые отраслями, подотраслями и институтами.Система права

Из книги автора

§ 8.4. Система законодательства Наряду с системой права в юридической теории существует и другое понятие - система законодательства. Это единый по своей социальной направленности и назначению в общественной жизни комплекс всех действующих нормативных правовых актов

Из вышеизложенного видно, что многие правовые акты и организации в сфере торгового и финансового права в большей или меньшей мере касаются и инвестиций. Вместе с тем количество норм и институтов, непосредственно относящихся к этой области, стало достаточно значительным для того, чтобы говорить о международном инвестиционном праве как о самостоятельной подотрасли международного экономического права, особенно если учесть значение иностранных инвестиций в развитии экономики государства.

Международное инвестиционное право – система принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу капиталовложений. Основной принцип сформулирован в Хартии экономических прав и обязанностей государств: каждое государство имеет право “регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям”.

Межгосударственные инвестиционные отношения регулируются, главным образом, двусторонними договорами. Они могут называться по-разному: соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашение о содействии осуществления и взаимной защите капиталовложений и др. К 1996 г. в мире было заключено более 900 таких соглашений с участием 140 государств. Россия является участницей более 40 соглашений, из них 14 были заключены еще от имени СССР. Учитывая столь большое распространение двусторонних инвестиционных договоров, МБРР и МВФ в 1992 г. издали сборник, содержащий примерные общие положения таких договоров (Guidelines on the Treatment of Foreign Direct Investment).

В содержании всех двусторонних инвестиционных договоров можно выделить общий круг вопросов: установление правового режима иностранным инвесторам (как правило, национальный режим); система гарантий, предоставляемых принимающими государствами (от национализации, от запрещения свободного вывоза валюты, от некоммерческих, т.е. политических рисков и др.); порядок рассмотрения споров между иностранным инвестором и принимающим государством (как правило, предусматривается возможность арбитражного рассмотрения).

В рамках СНГ в 1993 г. заключено многостороннее соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности. Режим, созданный соглашением, не распространяется на третьи государства (ст. 24). Стороны предоставляют друг другу национальный режим во всей совокупности инвестиционной деятельности, Стороны обязались сотрудничать в разработке и осуществлении согласованной инвестиционной политики; одним из направлений сотрудничества является сближение законодательства по вопросам инвестиционной деятельности. Предусмотрен довольно высокий уровень защиты инвестиций и не только от национализации. Инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате незаконных действий государственных органов или должностных лиц.

По инициативе МБРР в 1988 г. было учреждено на основании Сеульской конвенции 1985 г. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Общая цель Агентства – поощрение иностранных капиталовложений на производственные цели, что достигается путем предоставления гарантий, включая страхование и перестрахование иностранных инвестиций от некоммерческих рисков (запрет на вывоз валюты, национализация и иные формы экспроприации, война, революция, внутригосударственные беспорядки и т.д.).

Организационно Агентство связано с МБРР (его президент является председателем Совета управляющих – главного органа МАГИ). Членами МАГИ могут быть только члены МБРР. Число членов МАГИ превышает 120, включая Россию и другие страны СНГ. Так же как и в других экономических организациях, число голосов государства-члена зависит от его доли в уставном фонде МАГИ.

Гарантии предоставляются частным инвесторам, для чего Агентство заключает с частным инвестором соответствующий контракт. При наступлении страхового риска Агентство выплачивает предусмотренное вознаграждение, после чего претензии частного инвестора к принимающему государству переходят Агентству и спор трансформируется в международно-правовой. Заслуживает внимания то обстоятельство, что в этом споре участвуют не два государства, а одно государство и международная организация – Агентство. Такой порядок существенно уменьшает вероятность отрицательного влияния на решение спорных вопросов со стороны заинтересованных государств.

В целом международные договоры, включая Сеульскую конвенцию, регламентирующую деятельность МАГИ, предоставляют существенную международно-правовую гарантию иностранным капиталовложениям. Благодаря им, нарушение принимающим государством инвестиционного соглашения может стать международным правонарушением, влекущим международно-правовую ответственность данного государства.

Одним из важнейших вопросов, решаемых международными инвестиционными договорами, является вопрос о национализации иностранных инвестиций. Право государства национализировать иностранную собственность признано международным правом. Однако его осуществление обусловлено рядом специальных требований: во-первых, национализация не может быть произвольной, она может быть осуществлена в исключительных случаях, в общественных интересах и на основе закона; во-вторых, она должна сопровождаться выплатой “быстрой, эффективной и адекватной” компенсации.

Правда, ни в одном универсальном международно-правовом акте не зафиксирована обязанность государства при национализации выплачивать компенсацию. Тем не менее, можно считать, что такая обязанность существует, и ее юридическая сила вытекает из международно-правового обычая. Подтверждением сложившегося обычая являются практика двусторонних и многосторонних инвестиционных договоров, в которых такая обязанность предусматривается, внутренние законы многих государств, где также предусматривается обязательная выплата компенсации, а также судебная и арбитражная практика разных государств. Причем чаще всего говорится не просто о компенсации, а о быстрой, эффективной, полной (или адекватной) компенсации. Например, в соответствии со ст. 7 Соглашения СНГ иностранные инвестиции в принципе не подлежат национализации; последняя возможна лишь в исключительных, предусмотренных законом случаях; при этом выплачивается “быстрая, адекватная и эффективная компенсация”. В законе Российской Федерации об иностранных инвестициях устанавливается обязательность выплаты компенсации, при этом она должна соответствовать реальной стоимости национализируемого имущества.

1. Система инвестиционного права включает в себя следующие элементы нормы инвестиционного права
а) институты инвестиционного права
б) нормы и институты инвестиционного права
в) принципы, институты и нормы инвестиционного права
2. Инвестиционное право – это:
а) комплексная отрасль законодательства
б) межотраслевой правовой институт
в) отрасль права
г) комплексная отрасль права

3. Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу привлечения и использования и контроля за инвестициями и осуществляемой инвестиционной деятельностью, а также отношения, связанные с ответственностью инвесторов за действия,
а) отрасль права
б) система законодательства
в) научная дисциплина
г) учебная дисциплина

4. Право инвестора вкладывать своё имущество в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных в законе форме, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества – это:

б) принцип законности;

принцип государственного регулирования инвестиционной деятельности.

5. Не является источником инвестиционного права:
а) ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
б) ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
в) ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
г) Трудовой кодекс РФ.

6. Инвестиции в основные средства, в том числе затраты на новое строительство, строительно-монтажные работы, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проект – это:
а) портфельные инвестиции;
б) прямые инвестиции;
в) капитальные вложения;
г) смешанные инвестиции.

7. Приобретение акций, векселей и иных ценных бумаг, составляющих менее 10% в общем акционерном капитале конкретных российских предприятий — это:

а) портфельная инвестиция;
б) прямая инвестиция;
в) капитальные вложения;
г) смешанные инвестиции.

8. Материальные или нематериальные блага, по поводу которых возникают отношения в процессе руководства и осуществления инвестиционной деятельности — это:
а) инвестиции;
б) объекты инвестиционной деятельности;
в) инвесторы;
г) объекты гражданских прав.

9. Обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно — сметная документация, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций — это:
а) бизнес-план;
б) инвестиционный проект;
в) приоритетный инвестиционный проект.

10. Государство, юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложение собственных заёмных или привлечённых средств в форме инвестиций и обеспечивающее их целевое использование — это:
а) инвестор;
б) заказчик;
в) подрядчик;
г) пользователь.

11. Совокупность имущественных и неимущественных прав инвестора на рынке ценных бумаг закрепляется
а) соглашением;
б) инвестиционным договором;
в) ценной бумагой;
г) указом Президента РФ.

12. Эмиссионные ценные бумаги характеризуются следующими легальными признаками:
а) закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных ФЗ «О рынке ценных бумаг» формы и порядка;
б) не имеют номинальной стоимости;
в) размещаются выпусками;
г) имеют равные объём и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

13. Раздел имущества, составляющего инвестиционный фонд, и выдел из него доли в натуре
а) не допускается;
б) допускается;

г) допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ.

14. Паевой инвестиционный фонд является:
а) юридическим лицом;
б) имущественным комплексом без создания юридического лица;
в) акционерным обществом;
г) имущественным комплексом с созданием юридического лица.

15. Понятие инвестиционного соглашения или договора в современном российском законодательстве
а) содержится в Законе об инвестиционной деятельности;
б) содержится в ГК РФ;
в) не существует.

16. Передача имущества в доверительное управление к доверительному управляющему
а) не влечёт перехода права собственности на имущество;
б) влечёт переход права собственности на имущество;
в) не влечёт никаких правовых последствий.
17. Отличительной особенностью договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом является:
а) отсутствие выгодоприобретателя;
б) безвозмездность договора;
в) отсутствие инвесторов.

18.Вложение и реализация инвестиций с целью получения прибыли и/или достижения социально полезного эффекта – это:
а) инвестиционная деятельность;
б) инвестирование;
в) предпринимательская деятельность;
г) благотворительная деятельность.

19. Инвестиционная деятельность в форме непосредственного вложения денежных средств в производство товаров, работ, услуг:
а) ссудная
б) прямая
в) портфельная

20. Лицо, осуществляющее реализацию инвестиционного проекта:
а) инвестор
б) подрядчик
в)заказчик
г) пользователь

21. Присоединяясь к договору доверительного управления имущественным пулом (паевым инвестиционным фондом, ипотечным покрытием), физические или юридические лица ………. осуществления преимущественного права приобретения доли в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд
а) не отказываются;
б) отказываются от;
в) извещаются о процедуре;
г) уведомляются о возможности.

22. Обращение взыскания на имущество паевого инвестиционного фонда по долгам владельца инвестиционных паев при его несостоятельности (банкротстве)
а) не допускается;
б) допускается;
в) допускается по решению суда;
г) допускается в случаях, предусмотренных в ГК РФ.

23. Если владелец инвестиционного пая вправе в любой рабочий день требовать от УК погашения всех принадлежащих ему инвестиционных паев и досрочного прекращения договора доверительного управления, паевой инвестиционный фонд является:
а) закрытым
б) интервальным
в) открытым

24. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается ……….. отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц
а) безвозмездное;
б) возмездное;
в) полное
г) частичное

25. Соглашение между субъектами инвестиционной деятельности о выполнении ряда определённых действий по реализации прав по осуществлению инвестиционного проекта – это:
а) инвестиционный договор;
б) претензия;
в) договор коммерческой концессии;
г) договор о совместной деятельности.

26. Инструментом, посредством которого учредители паевого инвестиционного фонда передают своё имущество в доверительное управление управляющей компании, является
а) инвестиционный пай;
б) договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом;
в) ипотечный сертификат участия.

27. Несоблюдение формы договора доверительного управления имущества
а) влечёт запрет в случае спора ссылаться на свидетельские показания;
б) означает, что договор является незаключённым;
в) влечёт его недействительность.

28. Договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом – договор:
а) безводмездный
б) присоединения
в) публичный
г) односторонний

29. Акционерный инвестиционный фонд (АИФ) может быть создан:
а) в любой организационно-правовой форме;
б) в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества;
в) только в форме закрытого акционерного общества;
г) только в форме открытого акционерного общества.
30. Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность
а) является предпринимательской деятельностью;
б) не является предпринимательской деятельностью;
в) может быть признана таковой, если подпадает под определение предпринимательства, приведенное в ГК РФ.

31. Согласно действующему законодательству инвестиционный пай
а) не является ценной бумагой;
б) является именной ценной бумагой;
в) является эмиссионной ценной бумагой;
г) не является эмиссионной ценной бумагой.

32. Согласно действующему законодательству инвестором может быть
а) любое физическое или юридическое лицо;
б) только юридическое лицо;
в) только лицо, обладающее специальной лицензией;
г) государство, субъекты федерации, муниципальные образования.

33. Паевый инвестиционный фонд (ПИФ) согласно действующему законодательству — это:
а) организация в форме акционерного общества;
б) организация в любой организационно-правовой форме;
в) имущественный комплекс, находящийся в управлении управляющей компании;
г) юридическое лицо.

34. Согласно действующему законодательству иностранные инвестиции — это:
а) любые денежные средства, ввезённые на территорию Российской Федерации;
б) средства, переданные в уставный капитал коммерческой организации на территории Российской Федерации;
в) любые вложения иностранных физических и юридических лиц в объекты на территории Российской Федерации, признаваемые по закону иностранными инвестициями.

35. Для осуществления инвестиционной деятельности
а) необходимо учредить инвестиционную компанию;
б) необходимо приобрести специальную лицензию;
в) необходимо осуществлять инвестиции и вести инвестиционные проекты;
г) необходимо учредить акционерный или паевый инвестиционный фонд.

36. Мерами поощрения иностранных инвестиций являются:
а) лицензирование;
б) квотирование;
в) предоставление налоговых льгот;
г) предоставление государственных гарантий.

37. Согласно действующему законодательству прямые инвестиции — это:
а) портфельные инвестиции;
б) материальные инвестиции в недвижимость;
в) вложения средств в уставные капиталы хозяйственных обществ в целях управления их делами;
г) инвестиции в приобретение контрольных пакетов акций акционерных обществ.

38. Согласно действующему законодательству субъектами инвестиционной деятельности признаются:
а) инвесторы;
б) заказчики;
в) исполнители работ (подрядчики);
г) пользователи объектов вложений и другие физические и юридические лица;
д) государство, субъекты федерации, муниципальные образования.
39. Самостоятельность, сопряжённость с риском, направленность на получение прибыли – это признаки:
а) инвестиционного права;
б) системы инвестиционного права;
в) метода инвестиционного права;
г) общественных отношений, составляющих предмет инвестиционного права.

40. Взаимосвязанные и взаимообусловленные части и элементы, которые характеризуют внутреннее строение инвестиционного права – это:
а) инвестиционное право;
б) предмет инвестиционного права;
в) система инвестиционного права;
г) принципы инвестиционного права.

41. Право инвестора вкладывать своё имущество в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных в законе форме, с использованием любых не изъятых из оборота видов имущества – это:
а) принцип свободы инвестиционной деятельности;
б) принцип законности;
в) принцип свободного использования инвестиций, форм или прав требования на имущество, вложенное в порядке инвестирования;
г) принцип государственного регулирования инвестиционной деятельности.

42. Недвижимость, производственное или иное оборудование, оборотные средства:
а) финансовые объекты инвестирования;
б) материальные объекты инвестирования;
в) нематериальные объекты инвестирования.

43. К существенным условиям договора участия в долевом строительстве относятся:
а) подлежащий передаче конкретный объект долевого строительства;
б) цена договора, сроки и порядок её уплаты;
в) гарантии качества товара;
г) государственная регистрация данного вида договора и уступки прав требований по договору;
д) получение разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жило дома или иного объекта недвижимости.

44. Субъект, для которого создаётся объект инвестиционной деятельности:
а) инвестор;
б) заказчик;
в) подрядчик;
г) пользователь.

45. Признаки инвестиционного соглашения
а) безвозмездность договора;
б) целевое использование средств инвестора;
в) возможность инвестора влиять на производственную деятельность другой стороны.

46. Договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом заключается в
а) нотариальной форме;
б) простой письменной форме;
в)форме правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом

47. Типовые правила доверительного управления паевыми инвестиционными фондами утверждены:
а) постановлениями Правительства РФ;
б) нормативными актами ФСФР;
в) ГК РФ и другими федеральными законами;
г) ГК РФ.

48. Отличие ценных бумаг коллективного инвестирования от эмиссионных ценных бумаг:
а) не имеют эмитента;
б) они закрепляют равные объем и сроки осуществления прав;
в) закрепляют вещное право своих владельцев — право общей собственности на имущество;
г) не обладают индивидуальными признаками;
д) отсутствует номинальная стоимость;
е) допускают возможность замены обязанного лица — доверительного управляющего.