Действующая система налогообложения физических лиц в рф. Налоги с физических лиц

Карьера

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. Не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, в том числе дорожным налогом, налогом на имущество, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции, но основным налогом, который уплачивают все граждане, является налог на доходы с физических лиц.

Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние - по отдельным видам доходов. Налогоплательщики, как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства - пребывание физического лица в стране более 183 дней в году. Если физические лицо удовлетворяет этому требованию, оно становится налоговым резидентом Российской Федерации.

Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит к том, что резиденты несут полную налоговую ответственность с дохода, т.е. подлежат подоходному налогообложению по всем источникам - как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. налогообложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране.

Все налоги, уплачиваемые физическими лицами в РФ можно классифицировать по финансово-экономическим, административно-правовым и пространственно-временным признакам.

В настоящее время физические лица являются плательщиками следующих налогов и сборов:

1) налог на доходы физических лиц;

2) государственная пошлина;

3) транспортный налог;

4) налог на имущество;

5) земельный налог;

6) сборы за пользование объектами животного мира;

7) водный налог.

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц по сумме поступлений в бюджеты муниципальных образований занимает 1 место и является основным налогом с населения, за ним следует налог на добавленную стоимость - 26,7%.

Рисунок 1 - Состав и доли налогов в бюджете Челябинской области в 2008 году

Основная доля налоговых платежей обеспечена налогами на доходы физических лиц, добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ, и единым социальным налогом, зачисляемым в федеральный бюджет.

Основополагающим документом, регламентирующим работу по налогообложению доходов физических лиц, является Налоговый Кодекс РФ и, в частности глава 23 части II Налогового Кодекса, введенная в действие с 01.01.2001 года и отдельные статьи части I Кодекса.

Плательщиками налога на доходы являются:

1. Физические лица, имеющие постоянное местожительство в России. К резидентам относятся лица, проживающие в России в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

2. Физические лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, в случае дохода на территории России.

3. Иностранные личные компании, доходы которых рассматриваются как доходы их владельцев. Владельцем личной компании считается физическое лицо, в собственности которого находится любая хозяйственная единица, доходы которой в стране регистрации личной компании не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций или иным аналогичным налогом.

Возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком налога.

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:

У резидентов - от источников в Российской Федерации и за ее пределами;

У нерезидентов - от источников в Российской Федерации.

Удержанные с доходов физических лиц налоги перечисляются в бюджет. Излишне удержанные источником дохода суммы налога зачисляются им в уплату предстоящих платежей или возвращаются физическому лицу по его заявлению.

С доходов, получаемых не по месту основной работы, налог исчисляется и удерживается в порядке, указанном выше. При этом исключение из доходов у физических лиц сумм установленного законом минимального размера оплаты труда и расходов на содержание детей и иждивенцев не производится.

При выплате физическому лицу предприятиями, учреждениями и организациями авторских вознаграждений за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждений авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, а также при исчислении налога по совокупному годовому доходу учитываются документально подтвержденные расходы. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, то они учитываются, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 мая 1992 г. номер 355 «О порядке определения расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждений физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторов открытий, изобретений и промышленных образцов».

Физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, обязаны не реже одного раза в квартал предоставлять налоговым органам по месту своего нахождения сведения о суммах выплаченных физическим лицам за истекший год доходов и об удержанных с них сумм налога с указанием адресов постоянного местожительства этих лиц.

Указанные сведения пересылаются в налоговые органы по месту постоянного жительства получателей доходов, и налоговые органы учитывают их при проверке предоставляемых физическими лицами деклараций.

При налогообложении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, и иных доходов состав расходов принимается, согласно составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяемому Правительством РФ. В затраты включаются документально подтвержденные расходы.

При налогообложении доходов физических лиц, не имеющих в отчетном году места основной работы, сумма полученного ими дохода уменьшается на сумму вычетов и льгот, предусмотренных Законом о налоге на доходы.

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в РФ и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, - от источников в РФ.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной, так и натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным ценам на дату получения дохода. Доходы, полученные за пределами Российской Федерации физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.

Совокупный годовой доход налогоплательщика не совпадает с налогооблагаемым доходом, к которому применяется действующая шкала ставок налога на доходы. Налогооблагаемый доход по сравнению с совокупным годовым доходом всегда меньше на сумму разрешенных в соответствии с законодательством вычетов. Эти вычеты состоят, как правило, из необлагаемого минимума, профессиональных расходов, различного рода индивидуальных, семейных вычетов, вычетов на детей, сумм фактически уплаченных взносов и различного рода фонды социального назначения и обязательного страхования. Система разрешенных вычетов для определения налоговых обязательств физического лица имеет огромное значение. Большинство экспертов оценивают уровень налогообложения исходя не из размеров налоговых ставок, а из того, какой объем налоговых вычетов разрешено использовать.

Наряду с налоговыми вычетами из совокупного дохода используется система налоговых зачетов. Если налоговый вычет применяется для исчисления налогооблагаемого дохода, то налоговый зачет уменьшает уже полученную в результате расчетов сумму налогооблагаемого дохода, т.е. это те суммы, на которые налогоплательщик может уменьшить свои обязательства по налогу на доходы.

Кроме вычетов из совокупного дохода и зачетов по налогооблагаемому доходу, носящих универсальный характер, т.е. действие которых распространяется на псе категории налогоплательщиков, действуют специальные налоговые льготы. Для получения права на эти льготы необходимо подтверждение каких-либо особых обстоятельств.

Ставки подоходного налогообложения всегда устанавливаются законом. Изменение ставок подоходного налогообложения не допускается в течение всего налогового периода. Как правило, невозможен и пересмотр других существенных условий подоходного налогообложения. Действует категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот, т.е. льгот; которые могут получить отдельные лица. Льготы предоставляются только категориям лиц, т.е. всем без исключения лицам, которые могут подтвердить наличие оговоренных в законе особых обстоятельств.

Расчет налоговых обязательств по налогу на доходы осуществляется самими налогоплательщиками. Налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность за информацию, представляемую в налоговые органы, за правильность определения налоговых обязательств, своевременность уплаты налогов и подачу сведений в налоговые органы. Наряду с уплатой налога по декларации во всех странах действуют системы удержания налога у источника выплаты дохода.

Налоги на доходы физических лиц относятся к группе общегосударственных налогов. При этом регламентация по взиманию налогов на доходы физических лиц, как правило, отнесена к исключительной компетенции центрального уровня власти. На общегосударственном уровне определяются объекты налогообложения, методика определения налогооблагаемого дохода, уровень общенациональных станок, условия и размеры предоставляемых универсальных и специальных вычетов и зачетов, общие условия предоставления и получения налоговых льют, сроки и порядок уплаты налогов и предоставления отчетности. На региональном и местном уровнях обычно могут изменяться лишь размеры ставок по дополнительным налогам или надбавкам к общенациональным налогам на доходы.

Налоговый период по подоходному налогообложению физических лиц составляет один год. В большинстве случаев этот период совпадает либо с календарным годом, либо с установленным законодательно финансовым годом.

Налогоплательщику предоставляется возможность при расчете налоговых обязательств в той или иной форме учитывать фактически понесенные и документально подтвержденные убытки прошлых лет. В ряде стран разрешено при наличии соответствующих, определенных в законодательстве обстоятельств рассчитывать размер налоговых обязательств текущего года с учетом расходов будущих периодов.

Основные различия при исчислении налоговых обязательств физических лиц по подоходному налогообложению заключаются в следующем:

Расчет совокупного годового дохода, скорректированного валового дохода и налогооблагаемого дохода имеет свои особенности; существуют важные, а иногда и принципиальные различия в правилах по определению источников доходов;

Состав дохода, включаемого в совокупный годовой доход, отличается своей спецификой. Для налогоплательщика также большое значение может приобретать специфика определения момента получения дохода;

Имеются различия при определении категории «объект налогообложения», т.е. объектом может выступать доход каждого члена семьи в отдельности или может применяться совокупное налогообложение дохода всей семьи как единого целого. Отдельные виды доходов могут быть самостоятельными объектами налогообложения;

Наиболее многообразен состав и характер налоговых зачетов, вычетов и льгот, применяемых при расчете величины налогооблагаемого дохода, определении величины налогового оклада или окончательных обязательств налогоплательщика;

Отмечаются существенные различия как в системах построения шкалы обложения налогами на доходы, так и в уровне минимальных, стандартных и максимальных ставок;

Значительным разнообразием характеризуются правила, регламентирующие налогообложение иностранных граждан, осуществляющих деятельность в стране, а также системы налогообложения граждан, длительное время работающих за рубежом и получающих доходы из иностранных источников. Правила, регламентирующие применение иностранного налогового кредита для принятия инвестиционных решений физическим лицом, могут иметь не менее важное значение, чем общий уровень налогообложения.

Схема определения налоговых обязательств по налогу на доходы с физического лица выглядит следующим образом. Совокупный годовой доход, состоящий из валовой выручки от реализации товаров и услуг, поступления рентных платежей, доходов от реализации движимого и недвижимого имущества и прочих доходов, уменьшается на сумму разрешенных вычетов, состоящих из выплат заработной платы работающим по найму, расходов на содержание движимого и недвижимого имущества, рентных платежей, налогов, уплаченных в бюджеты органов местного самоуправления и регионов, поимущественных налогов, процентов за привлеченный для деловых целей кредит, взносов в фонды социального страхования в социального обеспечения бесприбыльных организаций, а также на сумму других расходов и платежей, разрешенных налоговым законодательством к вычету в определенных размерах. Кроме того, совокупный годовой доход уменьшается на суммы специальных вычетов, а также убытков прошлых лет при определении налоговых обязательств текущего периода.

Вышеперечисленные вычеты могут быть разрешены лишь при документальном подтверждении и обосновании необходимости их осуществления. Максимальный размер вычетов устанавливается в законодательном порядке либо как процент от валового дохода, либо в твердой сумме. При исчислении налогооблагаемого дохода предусмотрена возможность вычета суммы выходного пособия при увольнении, выплат но системе социального обеспечения, выплат по болезни, выплат определенным категориям лиц.

В результате всех вычетов из скорректированного валового дохода образуется налогооблагаемый доход, к которому и применяется действующая шкала ставок налога на доходы.

Приведенная общая схема расчета обязательств по налогу на доходы имеет значительную специфику в каждой отдельно взятой стране, где специальные налоговые льготы могут быть предоставлены как в форме вычетов, так и в форме налоговых кредитов, т.е. зачета каких-либо произведенных платежей. Освобождение от налогообложения какого-либо вида доходов непосредственно оговаривается в налоговом законодательстве или принимает форму разрешенного налогового вычета либо скидки.

Зачастую исключение отдельного вида дохода из совокупного годового дохода для целей налогообложения по налогу на доходы может быть связано с наличием дополнительного налогообложения, не входящего в систему налогообложения налогом на доходы и регулируемого на основании иных законодательных актов. В совокупный годовой доход для целей налогообложения налогом на доходы обычно включаются все основные доходы работающих но найму, а также дополнительные выплаты, доплаты, премии, выплаты сверх основной заработной план, не имеющие компенсационного характера.

Для последних десятилетий в мире характерна тенденция расширения налоговой базы по подоходному налогообложению. Наряду с денежными выплатами в совокупный годовой доход включаются выплаты в товарно-материальной форме, а также в форме привилегий. Так, в совокупный годовой доход служащих компаний включаются расходы компании по предоставлению этим служащим автотранспорта, специальных займов по льготным ставкам, жилища на льготных условиях, на получение товаров и услуг со скидкой, бесплатное питание, расходы на образование за счет компании, на оплату медицинских услуг и ряда других. В этих случаях для определения налоговой базы плательщик обязан к сумме денежных и материальных выплат, составляющих ею доход, прибавить разницу между обычной ценой приобретенных товаров или полученных услуг и фактически уплаченной за них суммой.

Доходы руководителей компаний, поступающие в форме косвенных выплат, компенсаций, льгот и привилегий, в последние годы имели тенденцию к увеличению. Для предотвращения уклонения от уплаты налогом законодатели расширяют базу по налогообложению доходов физических лиц и значительно расширяют объем обязательной отчетности по налогу на доходы с физических лиц и корпорационному налогу. Невключение каких-либо из указанных сумм в декларацию может служить основанием как для административных санкций, так и для уголовного преследования. Занижение размеров полученных косвенных выплат, выгод и льгот обычно квалифицируется как умышленное сокрытие доходов от налогообложения.

В совокупный годовой доход включаются доходы от предпринимательской деятельности. Некоторые виды предпринимательской деятельности облагаются самостоятельным промысловым налогом. При этом из совокупного годового дохода предпринимателей вычитаются производственные издержки, а также ряд иных расходов.

Пассивные доходы, такие как дивиденды, проценты по облигациям и по остаткам на счетах банков, проценты по государственным, муниципальным и другим ценным бумагам, могут, как включаться в совокупный головой доход налогоплательщика для целей налогообложения налогом на доходы, так и исключаться из налогооблагаемой суммы. Пассивные доходы, как правило, облагаются налогом по льготным ставкам либо на основании специальных статей законов, регламентирующих подоходное налогообложение физических лиц либо на основании отдельных специальных законен.

Доходы, получаемые от владения недвижимостью, включаются в базу обложения налогами на доходы физических лиц, однако доходы, получаемые от реализации недвижимого имущества, могут облагаться как в рамках подоходного налогообложения, так и на основании действующих самостоятельных налогов на прирост капитала.

Кроме того, в подавляющем большинстве стран из совокупного годового дохода налогоплательщика вычитаются суммы взносов по обязательному страхованию. Налогоплательщик обязан показывать сумму совокупного годового дохода без вычета взносов по обязательному страхованию, при этом он получает возможность на зачет этих сумм при окончательном расчете налоговых обязательств.

В совокупный годовой доход налогоплательщика включаются полученные алименты, различного рода единовременные выплаты и пособия, в том числе пенсии, а также выплаты и пособия по безработице.

Как правило, в состав совокупного дохода для целей налогообложения не включаются дарении от физических лиц, призы и награды, различного рода компенсации за ущерб, причиненный здоровью, стипендии.

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц на территории Федерации введен Законом Российской Федерации от 19.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Налог на имущество физических лиц является местным налогом и полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений.

Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из налоговой базы и соответствующей ставки налога.

От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

· Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

· инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

· участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

· лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

· лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

· военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

· лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

· члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

· пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

· гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;

· родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

· со специально оборудованных сооружений, строений, помещений, принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;

· с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Транспортный налог

Два вышеперечисленных вида налога являются основными, однако помимо них физические лица уплачивают транспортный, земельный налоги, а также различные сборы и пошлины.

Транспортный налог.

Транспортный налог является региональным налогом и вводится на территории конкретного субъекта РФ соответствующим законом субъекта РФ. При этом законодательные органы субъекта РФ уполномочены определять ставку налога в пределах, установленных ст. 361 НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Плательщиками транспортного налога признаются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, облагаемые транспортным налогом.

В число транспортных средств, которые являются объектом обложения транспортным налогом, входят автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Не облагаются транспортным налогом следующие транспортные средства:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Земельный налог.

Федеральным законом от 29.11.2004 г. №141-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 31 «Земельный налог», и с 1 января 2006 года утратил силу Закон Российской Федерации от 11.10.1991 г. №1738-1 «О плате за землю».

Земельный налог является местным налогом, и в соответствии со статьей 387 главы 31 НК РФ устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налоговая база для каждого плательщика - физического лица устанавливается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра - о кадастровой стоимости земельных участков; органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - о лицах, на которых зарегистрированы земельные участки; органами муниципального образования - чтобы объединить объект налогообложения с плательщиком, а так же получить сведения о земельных участках и их владельцах, которые не прошли регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Все эти органы представляют сведения, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из плательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Кодексом установлены категории льготников, налогооблагаемая база у которых уменьшается на 10 тыс. рублей. К ним относятся:

Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

Инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, имеющие 1 и 2 группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

Инвалиды с детства;

Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;

Физические лица, имеющие право социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и приравненные к ним лица.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых плательщиком в инспекцию орган по месту нахождения земельного участка.

Местные органы власти имеют право устанавливать дополнительные категории плательщиков, имеющих право пользоваться льготами по уплате земельного налога.

Необходимо отметить, что право на льготы носит заявительный характер. Поэтому плательщик, при наличии у него оснований для пользования льготой должен представить соответствующее заявление в налоговый орган. Однако нередко льготники не считают необходимым заявлять о своем праве на льготу, следствием чего является направление извещения об уплате земельного налога в адрес такого лица.

Кроме налогов в отношении получения налогоплательщиком - физическим лицом доходов предусмотрен ряд налогов, связанных с наличием у него определенного имущества.

В настоящее время в налоговой системе РФ таких налогов три: налог на имущество физических лиц, земельный налог и транспортный налог, но Основными положениями налоговой политики Российской Федерации предусматривается, что налог на имущество физических лиц и земельный налог будут преобразованы в единый налог на недвижимость в ближайшей перспективе, как только будет разработан единый кадастр имущества физических лиц и проведена оценка этого имущества.

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается НК РФ и законом и вводится в действие законодательством органов местного самоуправления. Этот налог обязателен для уплаты на территории соответствующих поселений и поступает в бюджеты этих поселений. Конкретный порядок расчета и уплаты налога прописан в Законе РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», положения которого многократно корректировались, но в часть вторую НК РФ нормы, касающиеся этого налога, не вошли, поскольку ближайшие перспективы налогового реформирования увязываются с введением налога на недвижимость, в который будет включен и рассматриваемый налог.

Налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц выступают физические лица - собственники имущества.

Объектами налогообложения являются: жилые дома; квартиры; комнаты; дачи; гаражи; иные строения, помещения и сооружения; доли в общей собственности на имущество. Таким образом, если имущество находится в общей собственности, то налогоплательщиками являются все владельцы долей и они несут равную ответственность за полноту и своевременность уплаты налога.

Налоговый период - календарный год.

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц - инвентаризационная стоимость имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Инвентаризационную стоимость определяют органы технического учета и технической инвентаризации. Оценка помещений, строений и сооружений осуществляется на 1 января каждого года по данным инвентаризации, проводимой в соответствии с действующим законодательством. Техническая инвентаризация объектов капитального строительства возможна на основании заявления заинтересованных лиц.

Предполагается, что в результате введения налога на недвижимость налоговая база будет строиться на основе кадастровой стоимости имущества физических лиц, определяемой лицензированными оценщиками.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга в пределах, определенных федеральным законом. Это прогрессивные ставки, которые зависят от стоимости имущества. Наименьшая ставка предусмотрена для имущества, стоимость которого не превышает 300 тыс. руб., до 0,1%. Имущество стоимостью от 300 до 500 тыс. руб. облагается по ставкам от 0,1 до 0,3%, остальное имущество - по ставке от 0,3 до 2%.

Законом «О налоге на имущество физических лиц» предусмотрен ряд льгот в виде освобождения от уплаты налога. В частности, от уплаты налога освобождаются Герои СССР и РФ и лица, награжденные орденом Славы трех степеней; инвалиды I и II групп и инвалиды с детства; участники Гражданской войны и Великой Отечественной войны; лица, общая продолжительность службы которых в рядах армии 20 лет и более; члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, и в ряде других случаев, в основном связанных с выполнением государственных обязанностей в зонах риска или потерявших здоровье на государственной службе.

Кроме того, не платят налог на строения, помещения и сооружения пенсионеры, получающие пенсии в соответствии с пенсионным законодательством РФ; граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия; родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; деятели культуры, искусства и народные мастера - со специально оборудованных помещений и строений, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в творческих целях.

От налогообложения освобождаются также граждане, имеющие строения и хозяйственные сооружения на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях общей площадью до 50 м 2 .

Важно, что органам местного самоуправления предоставляется право на установление налоговых льгот и оснований для их применения.

Лица, имеющие право на льготы по налогу, обязаны самостоятельно представлять в налоговые органы необходимые документы, в противном случае льготы предоставляться не будут.

Согласно Закону РФ № 2003-1 возникновение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц связано с моментом приобретения физическим лицом права собственности, которое возникает у физического лица с момента государственной регистрации соответствующих прав на имущество.

Право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». При этом основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), а именно: разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома или иного объекта недвижимости, в состав которого входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.

Таким образом, при возникновении права собственности на объект долевого строительства одновременно возникает доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества независимо от их возраста, имущественного положения или иных критериев.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет проводят сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей, за исключением сделок, которые они могут совершать самостоятельно в соответствии с ГК РФ.

За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе исполняют обязанности по уплате налогов.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

По наследуемому имуществу налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

Налогоплательщик самостоятельно не исчисляет налог - эта обязанность лежит на налоговых органах, которые должны вручить налогоплательщикам уведомления в порядке и в сроки, предусмотренные НК РФ.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествовавших календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога. С 1 января 2011 г. налог на имущество физических лиц уплачивается ими один раз в год не позднее 1 ноября года, следующего за годом, в котором исчислен налог.

Пример расчета налога

Налогоплательщик - физическое лицо имеет в Одинцовском районе Московской области жилой дом, кадастровая стоимость которого составляет 3 млн руб. Местное законодательство предусматривает максимальную ставку налога 2%, если кадастровая стоимость имущества более 500 тыс. руб. Сумма налога составляет:

3 млн руб. х 2% = 60 тыс. руб.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Экономическая сущность налогов, их классификация. Принципы и функции налогообложения. Роль налогов с физических лиц в доходах бюджета. Механизм налогообложения индивидуальным подоходным налогом. Порядок исчисления налогов на собственность физических лиц.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2010

    Организация налогообложения доходов и имущества физических лиц. Механизм исчисления и уплаты подоходного налога и поимущественных налогов с физических лиц в РФ. Динамика поступлений в бюджетную систему налогов, взимаемых на территории г. Махачкала.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2012

    Место налогов с физических лиц в налоговой системе, их социально-экономическое содержание. Виды налогов и их характеристика. Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов. Проблемы и пути совершенствования налогообложения физических лиц в России.

    дипломная работа , добавлен 06.04.2012

    Особенности налогообложения доходов населения Российской Федерации. Организационный механизм деятельности отдела налогообложения физических лиц. Сравнительный анализ деятельности налоговых инспекций по исчислению и взиманию налогов с населения.

    дипломная работа , добавлен 23.02.2013

    Эволюция возникновения и развития налогообложения физических лиц в России и за рубежом. Проблемы и недостатки налогообложения доходов физических лиц. Пути и способы совершенствования налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2014

    Основные виды и типы налогов физических лиц. Общее представление о понятиях регистрационного сбора и лицензирования. Особенности налогообложения иностранных граждан. Современные проблемы и перспективы российской системы налогообложения физических лиц.

    контрольная работа , добавлен 10.12.2013

    Понятие налогов и сборов. Основные функции налогообложения. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы: понятие, порядок установления и отмены. Налоговые вычеты физических лиц. Анализ использования налоговых льгот физических лиц.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2009

    Сущность, функции и виды налогов, их элементы и основная налоговая терминология. Классификационные признаки налогов. Особенности налогообложения юридических и физических лиц. Совершенствование системы налогообложения в условиях дефицитного бюджета.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2011

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством индивидуальной связи гражданина с государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с организациями, однако именно с гражданами он проявляется особенно четко в силу своей непосредственной связи с ними.

В систему налогов с физических лиц по законодательству РФ входят: подоходный налог (с принятием НК РФ называется налогом на доходы физических лиц - НДФЛ); налоги на имущество; налоге имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Помимо них физические лица уплачивают целевые и общие с организациями налоги: земельный налог; налог с владельцев транспортных средств и другие платежи, зачисляемые в дорожные фонды; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности; местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (налог на рекламу, другие налоги). Кроме того, с граждан в соответствующих случаях взимается значительное число разнообразных сборов, пошлин и других обязательных платежей, включенных в налоговую систему РФ.

В соответствии с НК РФ число налогов с физических лиц несколько сокращается, хотя из этого не вытекает обязательное уменьшение налогового бремени, т.е. общего размера суммы налоговых платежей. Последнее зависит от ставок и льгот по налогам, определения налоговой базы по объекту налогообложения и других факторов. В НК РФ, в частности, не упоминаются целевые налоги, подлежащие зачислению в дорожные фонды, называется лишь один - дорожный налог. Но основные налоги - НДФЛ и налог на имущество - сохранены. Переведен на уровень местного налог на наследование или дарение. Сохранены и пошлины (государственная и таможенная) и ряд сборов. Все они также распределены по трем территориальным уровням.

Налог на доходы физических лиц

НДФЛ - наиболее значительный и по суммам поступлений, и по кругу плательщиков из числа прямых налогов с населения. Охватывая разнообразные источники доходов граждан, он связан с различными сферами их деятельности.

НДФЛ исчисляется и уплачивается на основании гл. 23 ч. II НК РФ, принятой Федеральным законом от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами РФ.

К доходам от источников в Российской Федерации относятся:

P дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

P страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

В современной налоговой системе России существует 3 группы налогов с физических лиц, в зависимости от государственного органа, который взимает налог с физических лиц и использует средства этого налога:

    федеральные налоги;

    региональные налоги и

    местные налоги и сборы.

Соответственно налогообложение физических лиц регламентируется:

    Налоговым кодексов РФ в части федеральных налогов и

    региональными налоговыми законами в части региональных и муниципальных налогов.

Налоговый кодекс РФ

Основой российского законодательства, регламентирующего современное налогообложение физических и юридических лиц в РФ, является Налоговый кодекс РФ. В данном материале мы будем говорить только о налогообложении физических лиц.

Налоговый кодекс РФ устанавливает:

    виды налогов, которые должны уплачивать физические лица в РФ;

    основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    формы и методы налогового контроля;

    ответственность за совершение налоговых правонарушений;

    порядок обжалования актов налоговых органов (налоговой инспекции) и действий их должностных лиц.

Налоговый кодекс РФ стоит из двух частей:

    первая часть Налогового кодекса посвящена установлению общих принципов налогообложения, в том числе и налогообложения физических лиц;

    вторая часть Налогового кодекса имеет 4 раздела, включающие 18 глав, разбитых на статьи, регламентирующие отдельные виды налогов.

За время, прошедшее с момента принятия второй части Налогового кодекса РФ (об истории налогов в РФ речь пойдет ниже) в нее было внесено множество изменений. При этом статьи второй части Налогового кодекса появлялись не сразу, а последовательно в течение 2001–2005 годов .

В современной России налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета страны и регионов. Заметную роль в формировании доходной части бюджета играют налоги с физических лиц.

История налогов и налогообложения физических лиц в России

Налоги в России люди платят испокон веков. Налоги (подати, десятины) представляют собой обязательные сборы, взимаемые сильным со слабых обычно под лозунгами защиты слабых. Защита может быть физическая и духовная (церковная десятина), которая добавилась при князе Владимире Красное Солнышко (крестителе Руси) к дани на содержание князя и его дружины.

Финансовая система древней Руси стала складываться только к концу IX века после объединения древнерусского государства. Основным источником доходов княжеской казны была ДАНЬ – по сути дела прямой налог. Дань платили мехами или монетами с обитаемого жилища (с дыма).

Система налогообложения на Руси при татаро-монголах

Татаро-монголы сильно обогатили систему налогообложения на Руси целым набором инструментов, которые до сих пор успешно применяются для обеспечения сбора налогов:

    введение так называемой «переписи населения»;

    ввели понятие налоговых инспекторов;

    провели разграничение налогов на федеральные (которые пересылались в столицу Золотой Орды, город Сарай) и местные, которые оставались в распоряжении сборщиков налогов на местах;

    ввели понятие «коллективной ответственности», когда за одного провинившегося могли уничтожить всю деревню.

Система налогообложения на Руси после освобождения от татаро-монгол

После освобождения от татаро-монгол для основной массы населения практически ничего не изменилось. Все те же платежи, тот же порядок уплаты, только теперь они не пересылались в Орду, а оставались своим князьям.

В этот период существовали такие налоги:

    налог на строительство городских укреплений,

    налог на возведение построек, в том числе храмов и дворцов для знатных людей,

    налог на благоустройство городских площадей и улиц,

    налог на производство оружия - огнестрельного и холодного,

    налог на налог на жилую площадь,

    налог на приусадебные и дворовые постройки,

    налог на производимые продукты и изделия,

Система налогообложения на Руси в период реформ Петра 1

За время правления Петра 1 вся налоговая система России была несколько раз пересмотрена и изменена:

    население в очередной раз переписали;

    налоги теперь обязали платить подушно – с каждой души мужского пола, начиная с грудных младенцев и заканчивая столетними стариками. А чтобы поток налогов шел независимо от наличия этой «души» на месте, на случай, если сама «душа» платить не сможет, круговой обязанностью обязали делать это всю семью, в которой эта «душа» проживала.

Для пополнения государственной казны изобретались все новые способы, вводились новые налоги:

    вплоть до налога на бороды и усы;

    были введены такие сборы как подушная подать, гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, кораблей, арбузов, орехов, с церковных верований.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить равномерность налоговых тягот, которые были ослаблены для малоимущих людей.

Система налогообложения в России после переворота 1917 года

В 1921 году все налоги были отменены. Как таковая налоговая система в классическом ее виде не существовала.

Однако после периода НЭПа в последующие несколько десятков лет сбор налогов стабильно увеличивался, причем всегда за счет людей:

    налог платился крестьянами с каждой имеющейся у них курицы, коровы, с каждого дерева во дворе;

    подоходные налоги рабочих, государственных служащих и колхозников;

    единый сельскохозяйственный налог;

    налог на бездетность и некоторые другие.

Система налогообложения в России после переворота 1991 года

Существовавшая в СССР налоговая система в очередной раз была полностью сломана. За последующие годы налоговая система в России менялась чаще, чем во времена правления Петра 1.

Начало налоговой системы современной РФ относится к 1991 году:

    налоги в это время собираются в основном с организаций и предпринимателей, которым официально разрешили появиться на свет;

В 1998 году был принят Налоговый кодекс РФ, однако первые 2 года Налоговый кодекс практически не работал :

    статей, регламентирующих налоги с физических лиц, в нем не было вообще;

    единственный уплачиваемый населением налог – подоходный, взимался по нарастающей, т.н. «прогрессивной» ставке.

Но к 2004 году система налогообложения физических лиц в России уже более менее сложилась. В данном материале мы рассмотрим только основные налоги, с которыми сталкивается большинство населения России. Различного рода сборов, акцизов, государственных пошлин касаться не будем.

Терминология системы налогообложения:

    налогоплательщики – с кого берутся налоги;

    налоговые органы (налоговая инспекция)– кем берутся налоги и

    налоговые агенты - помощью кого берутся налоги.

С точки зрения налогового права налогоплательщики могут быть:

    налоговыми резидентами или

    нерезидентами.

Налоговые резиденты РФ:

  • физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в году.

Нерезидентами являются все остальные физические лица.

Права и обязанности налогоплательщиков

Какими правами обладают налогоплательщики:

    получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах;

    получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

    получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сбора;

    использовать налоговые льготы;

    требовать соблюдения налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщиков:

    уплачивать законно установленные налоги;

    представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

    в течение 4 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги.

Какие налоги должны платить физические лица в РФ

В действующую с 1992 года систему налогообложения физических лиц в РФ по налоговому законодательству РФ входят:

Помимо этих налогов, физические лица должны уплачивать целевые и общие с организациями налоги:

Подоходный налог - налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Подоходный налог является одним из главных налогов в современных системах налогообложения большинства государств.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – единственный налог, по которому налоговая инспекция доверила расчет:

    бухгалтерии предприятия, на котором работают налогоплательщики или

    непосредственно налогоплательщикам,

поэтому здесь налоговая декларация обязательна.

Если доход только по одному месту работы, то эту декларацию за налогоплательщика подает бухгалтер. А если не только по одному месту работы, тогда необходимо подавать налоговую декларацию. И уплачивать самостоятельно подоходный налог сколько по декларации получится.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) регламентируется главой 23 Налогового Кодекса РФ.

Объектом налогообложения по НДФЛ являются следующие виды доходов:

    дивиденды и проценты;

    страховые выплаты;

    доходы от реализации недвижимости, находящейся на территории РФ, ценных бумаг и долей участия в уставном капитале организаций;

    вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей;

    иные доходы, получаемые физическим лицом от осуществляемой им деятельности.

При этом к облагаемым подоходным налогом (НДФЛ) доходам относятся:

    как доходы, получаемые в денежной форме, так и доходы, получаемые в натуральной форме;

    у физических лиц, имеющих постоянное место жительства в РФ, учитывается доход от источников в РФ и за ее пределами,

    а у физических лиц, не имеющих постоянного места жительства, лишь от источников дохода в РФ.

Налоговый кодекс предусматривает налогообложение подоходным налогом (НДФЛ):

    всех доходов физического лица, полученных как внутри РФ, так и за ее пределами;

    но при получении доходов за пределами РФ, этот получаемый доход будет так же обложен налогом на доходы в стране, его выплачивающей;

    а затем доход подвергнется вторичному налогообложению, уже на территории РФ;

    исключением является получение доходы из государства с которым РФ заключила международное соглашение об избежании двойного налогообложения;

    в случае наличия соглашения, порядок уплаты налога регулируется таким соглашением и, как правило, физическое лицо уплачивает налог по наибольшей ставке одного из государств.

Ставки подоходного налога:

    35 % - выигрыши и призы,

    30% - налог на доходы нерезидентов,

    9% в отношении доходов в виде дивидендов от долевого участия в организациях,

    13% в отношении всех остальных доходов.

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц – возникает после приобретения в собственность какого-либо жилья или садового участка с постройками. Основанием для расчета этого налога является стоимость собственности.

Какой процент от этой стоимости имущества придется заплатить в виде налога на имущество - устанавливает местная администрация:

    самое большее, что может быть – 2% от стоимости имущества,

    но плата налога – каждый год.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком считается каждое из них соразмерно своей доли в этом имуществе.

Объекты налогообложения по налогу на имущество налоговое законодательство подразделяет на две группы:

    первая группа - жилые дома, квартиры, дачи и иные строения,помещения и сооружения;

    вторая группа - самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, и другие водно-воздушные средства (за исключением весельных лодок).

От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются среди прочих следующие категории граждан:

    герои Советского Союза и герои РФ;

    лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

    инвалиды I и II групп;

    инвалиды с детства;

    участники Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР;

    лица, подвергшиеся воздействию радиации;

    пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ;

    лица, выполнявшие интернациональный долг.

Порядок уплаты налога на имущество физических лиц:

    исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами;

    лица, имеющие право на льготы самостоятельно представляют необходимые документы в налоговую инспекцию;

    налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года;

    по новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения

Данный налог действующим налоговым законодательством РФ отнесен к группе федеральных налогов с зачислением его в местный бюджет. Налоговый Кодекс РФ (ч.1) отнес этот налог к группе местных налогов, изменив его наименование на «налог с наследств или дарений».

ст.15 «Местные налоги и сборы» Налогового Кодекса РФ

С 2006 года в России действует положение Налогового кодекса, согласно которому не подлежат данному виду налогообложения:

    доходы получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;

    доходы получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев.

Так что дарение квартир, машин, акций, паев ПИФов подлежит налогообложению.

Исключение составляют:

  • доходы, полученные в порядке дарения, в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

Транспортный налог

Необходимость уплаты транспортного налога возникает после покупки любого средства передвижения, подлежащего государственной регистрации, например, автомобиля. Велосипед регистрации не подлежит и под транспортный налог не подпадает.

Порядок уплаты транспортного налога:

    рассчитывает транспортный налог налоговая инспекция, опираясь на полученные из ГИБДД сведения и исходя из мощности двигателя в лошадиных силах за год;

    по почте присылает владельцу транспортного средства расчет транспортного налога и квитанцию к уплате;

    платится транспортный налог в 2 приема - весной и осенью;

    декларации по нему нет – подавать в налоговую инспекцию ничего не надо;

    заканчиваются обязанности уплатить транспортный налог в том году, в котором оно было продано.

Порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств (транспортного налога) регулируется:

    28 главой «Транспортный налог» Налогового Кодекса и

    законами субъектов РФ, которые определяют конкретные сроки уплаты и ставку налога в пределах, установленных Налоговым Кодексом.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения по транспортному налогу признаются:

    автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу,

    самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

Не являются объектом налогообложения по транспортному налогу:

    весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

    автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Уплата транспортного налога производится:

    налогоплательщиком – физическим лицом по месту нахождения транспортных средств,

    на основании налогового уведомления о подлежащей уплате сумме налога,

    которое вручается налогоплательщику налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

Земельный налог

С 1 января 2005 года введена в действие глава 31 «Земельный налог» Налогового Кодекса РФ Налогоплательщиками земельного налога являются физические лица, обладающие земельными участками на праве:

    собственности,

    праве постоянного (бессрочного) пользования или

    на праве пожизненного владения.

Не признаются налогоплательщиками земельного налога физические лица в отношении земельных участков:

    находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или

    переданных им по договору аренды.

Налоговый период по земельному налогу является календарный год Налоговые льготы по земельному налогу Законодательством определен широкий круг налогоплательщиков, для которых установлены льготы:

    Герои Советского Союза,

    Герои Российской Федерации,

    Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы и т.д.

Срок уплаты земельного налога

Земельный налог уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физические лица, уплачивают налог на основании уведомления, направленного налоговым органом.

Из следующих материалов вы узнаете, как узнать свою задолженность по налогам и как их уплатить наиболее доступными способами.