Состав имущества казны. "об утверждении положения о порядке списания имущества казны муниципального образования славный"

Истории успеха

Как показывает практика, вопрос учета имущества казны для бухгалтеров - один из самых сложных. Поэтому расскажем, как правильно оформить передачу недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, в состав имущества казны.

Основные понятия в учете имущества казны

Практика показывает, что учет имущества казны сложная тема для бухгалтеров. Начисление амортизации имущества казны (в том числе проводки по ее начислению), порядок передачи имущества в казну и, наоборот, передачи имущества казны в оперативное управление , особенности бюджетного учета имущества казны и правила списания имущества казны согласно действующим нормам законодательства на конкретных примерах рассматривает эксперт журнала «Учет в учреждении» .

Итак, имущественная казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями, за исключением средств бюджета и потребляемых вещей.

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями , Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Общие правила учета имущества казны

Учет имущества федеральной казны предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 , на основании которого учет активов и ведение реестра федерального имущества осуществляют:

1) Федеральное агентство по управлению госимуществом в отношении имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом;

В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447 , учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера.

Порядок ведения реестра определен приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества».

Порядок учета и ведения реестра имущества казны субъектов РФ (муниципальной казны) определяют региональные и местные власти. Например в Москве порядок учета имущетства казны установлен постановленим правительства Москвы от 18.06.2012 № 273-ПП и Законом г. Москвы от 26.12.2007 № 53.

Так же для учета имущества муниципальной казны может быть создано отдельное казенное учреждение, которое будет содержать имущество казны. (Письмо Минфина РФ от 12.04.2016 № 02-03-12/вн-20777).

Пример заполнения акта приема-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)

Бюджетный учет имущества казны

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н . Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н , то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

В то же время для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ (субъектов и муниципальных образований), в разрезе материальных (нематериальных) основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предусмотрен счет 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны ». При этом объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 143 Инструкции № 157н).

Учет имущества казны: проводки

Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается финорганом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату. Однако финансовый орган имеет право установить иной порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования. При этом следует иметь в виду, что такие активы не переводятся в состав основных средств на счет 101 00 000 «Основные средства», а отражаются в составе нефинансовых активов имущества казны на счете 108 00 000. С продажи имущества казны НДС платит покупатель

Передача имущества в казну: пример 1

Учреждение (федеральная больница) безвозмездно передало медицинское оборудование в состав имущества муниципальной казны.

Балансовая стоимость оборудования – 38 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 8000 руб.

В бухгалтерском учете были составлены следующие проводки:

Сумма, руб.

Переданы безвозмездно основные средства (оборудование – прочее движимое имущество учреждения) в состав имущества казны 1 401 20 251
1 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»
38 000
Передана ранее начисленная амортизация при безвозмездной передаче основных средств (оборудование) 1 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»
1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
8 000

В конечном итоге остаточная стоимость переданного в состав имущества казны имущества будет отнесена на финансовый результат прошлых отчетных периодов (при закрытии счетов бюджетного учета), как это определено приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета...». Основанием для списания переданных активов с учета служит акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) () с приложением документов о государственной регистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством РФ, и Извещение ().

Важно для бухгалтера госучреждения

  • 3 сервиса мобильной связи, которые увеличивают перечень платных медуслуг
  • Молодые умы помогут развивать новые виды платных услуг
  • Срочно приведите устав в соответствие с Законом об образовании
  • В отпуске по уходу за ребенком оплата проезда не полагается

Бухгалтерские записи составляются и на списание первоначальной стоимости, и на сумму накопленной по данному объекту амортизации.

Если передача объекта в состав имущества казны производится бюджетным учреждением нового типа, то необходимо руководствоваться прежде всего пунктом 12 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н .

Передача имущества в казну: пример 2

Бюджетное учреждение нового типа безвозмездно передало учредителю медицинское оборудование – особо ценное движимое имущество в состав имущества казны , ранее приобретенное за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Балансовая стоимость оборудования – 380 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 80 000 руб.

В бухгалтерском учете были составлены следующие записи:

А как быть, если передаваемое имущество уже числилось в составе казны в учреждении? В данном случае безвозмездная передача активов осуществляется в рамках внутриведомственной, межведомственной и межбюджетной передачи, а также в рамках передачи государственным и муниципальным предприятиям. При этом объекты имущества казны передаются по первоначальной стоимости с одновременной передачей сумм ранее начисленной амортизации.

Безвозмездная передача объектов имущества казны иным организациям (за исключением государственных и муниципальных), физическим лицам производится по остаточной стоимости .

При этом сумма ранее начисленной амортизации подлежит списанию с дебета счета 1 104 00 000 в кредит счета 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Бухгалтерские записи в рассматриваемых случаях разберем на примере.

Передача имущества казны в оперативное управление: пример

Муниципальное учреждение передало в оперативное управление нежилое здание из муниципальной казны. Первоначальная стоимость здания составляет 720 000 руб., сумма начисленной амортизации равна 480 000 руб. Передающая сторона не является учредителем данного бюджетного учреждения. Передача нежилого здания в учете передающей стороны отражается следующими проводками:

Сумма, руб.

Передано нежилое здание в оперативное управление бюджетному учреждению 401 20 241
108 51 410
«Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
720 000
Списана сумма ранее начисленной амортизации 104 51 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны»
401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
480 000

Списание имущества казны

В случае если имущество казны пришло в негодность и не подлежит дальнейшей эксплуатации, оно может быть списано с баланса.

Порядок отражения в учете списания имущества казны, пришедшего в негодность в результате ветхого состояния (износа), порчи, недостачи, хищения, террористического акта, стихийных и иных бедствий в Инструкциях по учету не приведен. Вместе с тем право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в случае ее отсутствия имеют главные распорядители бюджетных средств, финансовые органы и органы казначейства (вариант учета пропишите в учетной политике). По моему мнению, при списании пришедших в негодность объектов имущества казны могут применяться следующие проводки.

При списании пришедших в негодность объектов имущества казны – по дебету счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счетов по остаточной стоимости (одновременно списываются суммы начисленной амортизации).

Списание объектов имущества казны, пришедших в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, отражается по дебету счета 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» по остаточной стоимости (одновременно списываются суммы амортизации).

Списание недостающего и похищенного имущества казны отражается с использованием счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами». В данном случае также подлежат списанию суммы начисленной амортизации.

В каком порядке учитывать имущество казны субъектов РФ (муниципальной казны) и вести его реестр, решают региональные и местные власти. Например, для Москвы это установлено постановлением правительства Москвы от 18 июня 2012 г. № 273-ПП . Также есть Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 . Он регулирует учет объектов казны, контролирует их состояние и использование.

Кстати, орган местного самоуправления может создать отдельное казенное учреждение, которое будет содержать имущество казны. Такие функции нужно прописать в учредительных документах этого учреждения. Финансировать его будут за счет ЛБО по бюджетной смете.

В 2016 году в целях последующего включения в состав имущества муниципальной казны администрацией сельского поселения было приобретено недвижимое имущество - сеть уличного освещения. Учет имущества казны осуществляет администрация. На данный момент право собственности уже зарегистрировано.
Как следует отразить в учете операции по приобретению данного объекта и дальнейшее включение его в состав казны?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Детальный порядок организации учета в случае приобретения имущества, подлежащего включению в состав имущества казны, необходимо утвердить в рамках учетной политики.
Произведенные администрацией, как казенным учреждением, вложения должны быть переданы администрации, выступающей уже в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, в целях последующего включения имущества в состав казны.

Обоснование вывода:
Администрация сельского поселения как орган местного самоуправления может одновременно выполнять функции организации:
- уполномоченной на приобретение (создание) имущества, подлежащего включению в состав казны;
- осуществляющей ведение бюджетного учета имущества казны.
Соответственно, такому органу приходится формировать первоначальную стоимость создаваемого объекта имущества, а затем включать его в состав казны.
При таких обстоятельствах бюджетный учет желательно организовать с учетом норм гражданского законодательства.
Напомним, что в силу Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования ( , ГК РФ).
Таким образом, орган местного самоуправления может приобретать (создавать) объекты нефинансовых активов:
1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа местного самоуправления;
2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.
В первом случае имущество поступает в собственность соответствующего публично-правового образования и может быть учтено в составе имущества казны или закреплено за какой-либо организацией госсектора на праве оперативного управления.
Если же имущество приобретается органом местного самоуправления от собственного имени, то по общему правилу оно сразу же "автоматически" поступает не только в собственность публично-правового образования, но и в оперативное управление данного органа (смотрите, в частности, ГК РФ).
В соответствии с ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности сельским поселениям, является муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со , ГК РФ ( ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования ( ГК РФ).
Отметим, что детальный порядок бюджетного учета операций по приобретению (созданию) имущества с целью его включения в состав казны, "Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н), не определен. Учитывая положения п.п. 6, Инструкции N 157н и п. 2 Инструкции, утвержденной Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - N 162н), такой порядок может быть установлен финансовым органом публично-правового образования и детализирован в учетной политике организации госсектора, осуществляющей полномочия по ведению бюджетного учета имущества казны.
В соответствии с п.п. 38, 127, Инструкции N 157н формирование первоначальной стоимости любых нефинансовых активов (в том числе имущества казны) отражается в регистрах бухгалтерского учета с использованием счета 106 00 "Вложения в нефинансовые активы".
В рассматриваемой ситуации объект недвижимости (сеть уличного освещения), приобретение которого осуществлялось администрацией, как казенным учреждением, подлежат учету в составе муниципальной казны. Соответственно, вложения, произведенные администрацией как юридическим лицом (казенным учреждением), должны быть переданы администрации, выступающей уже в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, в целях последующего включения имущества в состав казны.
Для отражения передачи осуществленных администрацией вложений в состав имущества казны в рассматриваемой ситуации может быть использован счет 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты".
Обратите внимание: согласно положениям п.п. 20, 38, 109, Инструкции N 162н данный счет используется в случае, если передающая сторона и орган, уполномоченный на ведение бюджетного учета имущества казны, подведомственны одному главному распорядителю бюджетных средств, в иных случаях должен применяться соответствующий аналитический счет счета 1 401 20 200.
Таким образом, принимая во внимание положения п.п. 30, 33, 34, 38 и приложения N 2 N 162н, в бюджетном учете администрации сельского поселения операции по приобретению объекта имущества, подлежащего учету в составе имущества муниципальной казны, могут быть отражены в следующем порядке:
1) Дебет КРБ 1 106 11 310 Кредит КРБ 1 302 31 730;
- сформирована первоначальная стоимость объекта, подлежащего включению в состав имущества казны;
2) Дебет КРБ 1 304 04 310 Кредит КРБ 1 106 11 410;
- переданы администрацией (как казенным учреждением) вложения в приобретение объекта недвижимости, подлежащего включению в состав имущества казны;
3) Дебет КРБ 1 108 51 310 Кредит КРБ 1 304 04 310;
- принята администрацией (в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества) в состав имущества казны приобретенная сеть уличного освещения.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- . Учет операций по приобретению (созданию) имущества казны;
- . Учет имущества, приобретаемого (создаваемого) для включения в казну органом, ведущим бюджетный учет имущества казны;
- . Нефинансовые активы имущества казны. Счет 108 00;
- Энциклопедия решений. События после отчетной даты в учете и отчетности госучреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Учет имущества казны (основных средств)

Как показали результаты сдачи годовой отчетности за 2006 год, многие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не поставили на учет имущество казны. Исправлены ли данные ошибки, покажут результаты сдачи отчетности за 2007 год.

Прежде чем рассмотреть вопросы учета имущества казны, определимся, что собой представляет имущество казны. Имущество казны - это имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями (статьи 214 и 215 ГК РФ).

В соответствии с Законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Так как бюджетный учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее - Инструкция N 25н), представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов исполнительной власти, то имущество казны, а именно государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, также подлежит бюджетному учету. Такие пояснения дают чиновники Минфина России (письмо от 22 сентября 2006 г. N 02-14-10а/2567). Имущество подлежит бюджетному учету в органах, на которые возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом (письмо Минфина России от 22 февраля 2006 г. N 03-06-01-04/39) в порядке, определенном Инструкцией N 25н.

Бюджетный учет

Рассмотрим отражение на счетах бюджетного учета операций с имуществом казны.

Поступление имущества в казну

Безвозмездное получение имущества:

Дебет 1 1О6 00 000 (1 106 01 310, 1 106 02 320, 1 106 03 330)
“Вложения в нефинансовые активы (“Увеличение капитальных вложений в основные средства“, “Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы“, “Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы“)
Кредит 1 304 04 000 (1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 330), 1 401 01 150 (1 401 01 151, 1 401 01 152, 1 401 01 153), 1 401 01 180)
“Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств“ (“Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств“, “Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов“, “Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению непроизведенных активов“), “Доходы от безвозмездных и безвозвратных поступлений от бюджетов“ (“Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации“, “Доходы от перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств“, “Доходы от перечислений международных финансовых организаций“), “Прочие доходы“
- формирование стоимости имущества казны при безвозмездном получении;

Дебет 1 401 01 150(1 401 01 151, 1 401 01 152,1 401 01 153), 1 401 01 180
“Доходы от безвозмездных и безвозвратных поступлений от бюджетов“ (“Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации“, “Доходы от перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств“, “Доходы от перечислений международных финансовых организаций“), “Прочие доходы“
Кредит 1 104 00 000 (1 104 01 410-1 104 07 410), 1 104 08 420
- принята к учету начисленная амортизация при безвозмездном получении имущества казны;

Дебет 1 101 00 000 (1 101 01 310-1 101 09 310), 1 102 01 320,1 103 00 000 (1 103 01 330-1 103 03 330)



Приобретение имущества

Дебет 1 106 00 000 (1 106 01 310, 1 106 02 320, 1 106 03 330)
“Вложения в нефинансовые активы“ (“Увеличение капитальных вложений в основные средства“, “Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы“, “Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы“)
Кредит 1 208 19 660 (1 208 20 660, 1 208 21 660, 1 302 19 730, 1 302 20 730, 1 302 21 730)
“Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению основных средств“ (“Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению нематериальных активов“, “Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению непроизведенных активов“, “Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств“, “Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов“, “Увеличение кредиторской задолженности по приобретению непроизведенных активов“)
- формирование первоначальной стоимости имущества казны при приобретении;

Дебет 1 101 00 000 (1 101 01 310-1 101 09 310), 1 102 01 320, 1 103 00 000 (1 103 01 330-1 103 03 330)
“Основные средства“, “Увеличение стоимости нематериальных активов“, “Непроизведенные активы“
Кредит 1 106 00 000 (1 106 01 410, 1 106 02 420, 1 106 03 430)
“Вложения в нефинансовые активы“ (“Уменьшение капитальных вложений в основные средства“, “Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы“, “Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы“)
- принятие к учету имущества казны.

Следует отметить, что при формировании первоначальной стоимости учитываются суммы фактических вложений учреждения на приобретение, сооружение и изготовление объектов имущества казны (пункты 12, 24, 29 Инструкции N 25н) с отражением на соответствующих счетах бюджетного учета. Исключение составляют объекты непроизведенных активов, впервые вовлекаемые в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (пункт 29 Инструкции N 25н).

В случае когда за органами государственной власти или органами местного самоуправления право муниципальной или государственной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано, их учет следует производить на соответствующих счетах аналитического учета счета 1 106 00 000 “Вложения в нефинансовые активы“ до момента оформления в установленном порядке права государственной или муниципальной собственности (письма Минфина России от 6 февраля 2006 г. N 02-14-10а/239, от 6 сентября 2007 г. N 03-03-06/4/128). Аналитический учет имущества казны ведется в инвентарных карточках (ф. 0504031).

Их поступление оформляется следующими первичными документами:

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);

Акт о приеме-передаче здания (ф. 0306030);

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).

Выбытие имущества из казны

Безвозмездная передача имущества казны оформляется следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 104 00 000 (1 10401 410-1 104 07 410), 1 104 08 420
“Амортизация“, “Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации“

“Основные средства“, “Уменьшение стоимости нематериальных активов“ - списание стоимости объекта имущества казны на сумму начисленной амортизации (в части тех объектов, по которым амортизация начислялась;

Дебет 1 304 04 000 (1 304 04 310, 1 304 04 320, 1 304 04 330), 1 401 01 241, 1 401 01 242, 1 401 01 251,1 401 01 252, 1 401 01 253
“Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств“ (“Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств“, “Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов“, “Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению непроизведенных активов“), “Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям“, “Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций“, “Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации“, “Расходы на перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств“, “Расходы на перечисления международным организациям“

Списание имущества казны, пришедшего в негодность, отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 104 00 000 (1 104 01 410-1 104 07 410), 1 104 08 420
“Амортизация“, “Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации“
Кредит 1 101 00 000 (1 101 01 410-1 101 09 410), 1 102 01 420
“Основные средства“, “Уменьшение стоимости нематериальных активов“ - списание стоимости объекта имущества казны на сумму начисленной амортизации (в части тех объектов, по которым амортизация начислялась);

Дебет 1 401 01 172 (1 401 01 273)
“Доходы от реализации активов“ (“Чрезвычайные расходы по операциям с активами“)
Кредит 1 101 00 000 (1 101 01 410-1 101 09 410), 1 102 01 420, 1 103 00 000 (1 103 01 430-1 103 03 430)
“Основные средства“, “Уменьшение стоимости нематериальных активов“, “Непроизведенные активы“ - списание объектов имущества казны в сумме остаточной стоимости.

Выбытие имущества казны оформляется следующими первичными документами:

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);

Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Реализация имущества казны

При реализации имущества казны средства, полученные от продажи, включаются в состав соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (статья 41 БК РФ). А в учете необходимо отразить следующие операции:

Средства от реализации поступают в доход бюджета за минусом НДС:

Дебет 1 205 09 560

Кредит 1 401 01 172

Дебет 2 205 10 560

Кредит 2 401 01 180



Кредит 1 205 09 660 “Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов“ - администратором поступлений отражаются суммы от реализации имущества казны, поступившие на счет органа казначейства;

Дебет 2 201 01 510

Кредит 2 205 10 660

Дебет 2 401 01 180
“Прочие доходы“
Кредит 2 201 01 610

Средства от реализации (в том числе НДС) поступают на внебюджетный счет
Дебет 2 205 09 560
“Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов“
Кредит 2 401 01 172
“Доходы от реализации активов“ - начисление доходов от реализации;

Дебет 2 205 10 560
“Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам“
Кредит 2 401 01 180
“Прочие доходы“ - начисление НДС;

Дебет 2 201 01 510
“Поступления денежных средств учреждения на банковские счета“
Кредит 2 205 09 660, 2 205 10 660
“Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов“, “Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам“ - поступление на внебюджетный счет средств от реализации имущества и НДС;

Дебет 2 401 01 172
“Доходы от реализации активов“
Кредит 2 303 05 730
“Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет“ - начислена сумма доходов от реализации имущества, подлежащая перечислению в бюджет;

Дебет 2 303 05 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет“
Кредит 2 201 01 610
“Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов“ - перечислена в бюджет сумма дохода от реализации материалов, оставшаяся после уплаты налогов;

Дебет 1 210 02 410 (1 210 02 420, 1 210 02 430)
“Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации основных средств“ (“Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации нематериальных активов“, “Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации непроизведенных активов“)
Кредит 1 401 01 172 “Доходы от реализации активов“ - администратором поступлений отражаются суммы от реализации имущества казны, поступившие на счет органа казначейства;

Сдача имущества казны в аренду

Средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (статья 41 БК РФ). В учете операции начисления и поступления средств от сдачи имущества казны в аренду отражаются следующим образом:

Дебет 1 205 02 560
Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности“
Кредит 1 401 01 120
“Доходы от собственности“ - начисление арендной платы;

Дебет 2 205 10 560
“Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам“
Кредит 2 401 01 180
“Прочие доходы“ - начисление НДС;

Дебет 1 210 02 120
“Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам от собственности“
Кредит 1 205 02 660
“Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности“ - администратором поступлений отражаются суммы арендной платы, поступившие на счет органа казначейства;

Дебет 2 201 01 510
“Поступления денежных средств учреждения на банковские счета“
Кредит 2 205 10 660
“Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам“ - поступление сумм НДС на счет;

Дебет 2 401 01 180
“Прочие доходы“
Кредит 2 201 01 610
“Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов“ - перечислена сумма НДС в доход бюджета.

Органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации (пункт 9 Инструкции N 25н). В органах, на которые возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом, целесообразно ввести разряд в код счета аналитического учета для быстрого формирования данных по имуществу, составляющему казну.

Разработка методических рекомендаций по отражению в бюджетном учете отдельных операций, не предусмотренных положениями Инструкции N 25н, находится в компетенции соответствующих органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по управлению имуществом казны. К таким операциям можно отнести определение необходимых форм документов и порядок их заполнения в случае отсутствия необходимой информации; порядок документооборота; порядок закрепления имущества казны за материально ответственными лицами, порядок управления и распоряжения, приема и списания данного имущества и другие вопросы, не противоречащие законодательству (письмо Минфина России от 22 сентября 2006 г. N 02-14-10а/2566). Все это должно быть отражено в приказе по учетной политике и Положении об имуществе казны либо аналогичном по своей сути документе. Примерное положение об имуществе казны приведено на странице 49.

Налоговый учет

Налог на имущество

Объектом обложения налогом на имущество признается имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Объекты государственной и муниципальной казны до их закрепления за государственными или муниципальными учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения будут облагаться налогом на имущество у исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным муниципальным имуществом.

Льготы по налогу на имущество регламентируются статьей 381 Налогового кодекса. Между тем перечень налоговых льгот может быть расширен субъектом РФ (п. 2 ст. 372 НК РФ). Если же региональным законодательством льготы по налогу на имущество не предоставлены, то придется уплачивать налог на имущество и с основных средств, составляющих казну.

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль с доходов, полученных от использования и продажи государственного имущества, следует определить, являются они доходами исполнительного органа государственной власти - бюджетного учреждения или доходами казны.

Если доходы получены от использования или продажи имущества казны, то есть имущества, в отношении которого исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления осуществляет функции управления в соответствии с предметом ведения, такие доходы являются доходами казны и, следовательно, объекта обложения налогом на прибыль не возникает (письмо Минфина России от 3 ноября 2006 г. N 03-03-04/4/174).

Налог на добавленную стоимость

В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом пунктом 2 данной статьи определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения. В данный перечень включены операции по передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации. Операции по реализации государственного и муниципального имущества, не входящего в состав имущественного комплекса государственных и муниципальных предприятий, в порядке приватизации указанным перечнем не предусмотрены.

Кроме того, статьей 149 Налогового кодекса установлен перечень операций, не подлежащих обложению НДС. Операции по реализации государственного и муниципального имущества данным перечнем также не предусмотрены.

Таким образом, операции по реализации имущества казны облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Положение об имуществе казны

Рассмотрим примерное Положение об имуществе казны. Положение разрабатывается в соответствии с особенностями территории и утверждается законодательным органом.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в документе
1.1. В Положении применяются следующие основные понятия:

Имущество казны - движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности субъекта или муниципальных образований. Данное имущество не закреплено за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, казенными предприятиями, государственными, муниципальными или автономными учреждениями.

Учет объектов государственной или муниципальной казны - сбор, регистрация и обобщение информации о государственной или муниципальной казне.

Объект учета - объект государственной или муниципальной казны, в отношении которого осуществляется учет и сведения о котором подлежат внесению в Реестр объектов государственной или муниципальной собственности.

Ликвидация объекта - действия, предпринятые по решению собственника, при которых объект прекращает свое существование.

Реестр объектов казны - информационная система, содержащая перечень объектов учета и сведения, характеризующие эти объекты.

Ведение Реестра - внесение в Реестр сведений об объектах учета, обновление этих сведений и исключение их из Реестра.

Статья 2. Правовая основа создания имущества казны
Правовую основу создания имущества казны составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, настоящее Положение и иные правовые акты РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

Статья 3. Основания отнесения объектов имущества к казне
Основания отнесения имущества к казне:

отсутствие закрепления за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями в хозяйственном ведении или в оперативном управлении государственного или муниципального имущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета;

отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата собственником права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленном действующим законодательством, приобретено право государственной или муниципальной собственности;

изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления;

иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

Статья 4. Цели формирования имущества казны
1. Целями формирования имущества казны являются укрепление экономической основы, создание экономических предпосылок для разработки и реализации новых подходов к управлению имуществом, повышение доходов бюджета от эффективного использования объектов имущества казны.

2. Объекты имущества казны предназначены для обеспечения:

безопасного и эффективного функционирования инфраструктуры;

комплексного экономического и социального развития;

реализации государственных и муниципальных задач и функций в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

3. Целями создания имущества казны являются также повышение эффективности управления имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, вовлечение его в гражданский оборот, совершенствование системы его учета, сохранности и содержания.

Статья 5. Состав имущества казны
К казне относится следующее имущество:

Недвижимое имущество:

1) земельные участки;

2) здания, строения, нежилые помещения;

3) объекты жилищного фонда;

4) объекты инженерного и коммунального назначения;

5) объекты природопользования;

6) иные объекты.

Движимое имущество:

1) акции и доли участия в уставных капиталах хозяйствующих субъектов;

2) станки и оборудование, машины и механизмы и т. п.;

3) транспортные средства;

4) архивные фонды и вещественные источники;

5) драгоценные металлы, природные и драгоценные камни;

6) движимые культурные ценности;

7) иные объекты.

Статья 6. Органы, осуществляющие правомочия в отношении объектов казны
В данной статье указываются органы, которые уполномочены совершать действия в отношении объектов имущества казны.

Раздел II. Формирование имущества казны

Статья 7. Включение объектов в казну
1. Включению в состав имущества казны подлежат объекты, в том числе:

созданные за счет соответствующего бюджета, за исключением объектов, созданных за счет средств бюджета, предоставленных в виде субвенций, субсидий, в том числе на выделение грантов и материальной поддержки;

приобретенные на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в собственность субъекта РФ или муниципального образования;

переданные в собственность субъекта РФ или муниципального образования на основании нормативно-правовых актов РФ о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность;

переданные в собственность субъекта РФ или муниципального образования на основании нормативно-правовых актов РФ о разграничении полномочий по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;

признанные в установленном порядке бесхозяйными и поступившие в этой связи в собственность субъекта РФ или муниципального образования в порядке, установленном в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

приобретенные субъектом РФ или муниципальным образованием в порядке признания права собственности по судебному решению или иным основаниям в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

2. Объект признается находящимся в казне с момента возникновения права собственности на этот объект.

3. Формирование имущества казны осуществляется:

созданием новых объектов за счет средств соответствующего бюджета;

приобретением в собственность объектов на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в собственность;

изъятием объектов из имущественных комплексов государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений в порядке, определенном нормативно-правовыми актами РФ;

за счет перехода прав на имущество по решению суда, в том числе невостребованного имущества, оставшегося после погашения требований кредиторов организации-должника, или иным основаниям в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

за счет иных источников, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Статья 8. Выбытие объектов из имущества казны
1. Выбытие объектов из имущества казны осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

2. Приватизация объектов имущества казны осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

3. Объекты имущества казны, не подлежащие отчуждению, определяются нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований.

4. Выбытие объектов из казны осуществляется:

передачей объектов государственным или муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, государственным или муниципальным казенным предприятиям и государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления;

передачей объектов в собственность Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

в рамках гражданско-правовых сделок (приватизация, продажа, дарение и другие);

при исполнении судебных решений;

при гибели (уничтожении) объектов;

при ликвидации объектов;

в иных предусмотренных федеральным законодательством случаях.

Раздел III. Распоряжение имуществом казны

Статья 9. Порядок и способы распоряжения имуществом казны
1. Порядок распоряжения объектами имущества казны устанавливается руководством субъекта РФ или муниципального образования в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

2. Распоряжение объектами имущества казны производится органами исполнительной власти, на это уполномоченными.

3. Основными способами распоряжения объектами имущества казны, за исключением объектов жилищного фонда, являются:

распределение объектов имущества казны в хозяйственное ведение государственных и муниципальных унитарных предприятий и оперативное управление государственных и муниципальных казенных предприятий и государственных и муниципальных учреждений в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

передача объектов имущества казны за плату во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (найма) в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

передача объектов имущества казны по договору безвозмездного пользования в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

передача объектов имущества казны для осуществления управления по договору доверительного управления в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

передача объектов имущества казны на основе концессионных соглашений в порядке и случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

передача объектов имущества казны в залог в порядке, предусмотренном соответствующими нормативно-правовыми актами РФ;

приватизация (продажа) объектов имущества казны в порядке, предусмотренном соответствующими нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

иные способы, предусмотренные нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

4. Распоряжение объектами жилищного фонда осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Статья 10. Распределение объектов имущества казны в оперативное управление или хозяйственное ведение
1. Передача объектов казны в оперативное управление или хозяйственное ведение по целевому назначению производится органом, на который возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом при учреждении государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных казенных предприятии, государственных или муниципальных учреждений, а также в процессе их деятельности в установленном порядке.

2. В случае прекращения права оперативного управления или хозяйственного ведения объекты передаются в казну в порядке, установленном нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Статья 11. Передача объектов имущества казны в аренду
1. Объекты имущества казны могут передаваться по договору в аренду в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

2. Порядок передачи объектов имущества казны в аренду устанавливается органом исполнительной власти.

3. Арендодателем является орган, на который возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом в рамках компетенции, установленной правовыми актами субъекта РФ или муниципального образования.

4. Передача в аренду объектов имущества казны, являющихся памятниками истории и культуры, осуществляется также в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований об охране, содержании, использовании и популяризации памятников истории и культуры.

5. Передача в аренду объектов имущества казны, являющихся водными объектами, а также земельными участками, расположенными в границах природного комплекса, осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Арендодатель при передаче в аренду водных объектов и земельных участков, расположенных в границах природного комплекса, обязан внести в договор водопользования или аренды запрет на распоряжение арендатором правом аренды.

Статья 12. Безвозмездная передача объектов имущества казны
1. Безвозмездная передача объектов имущества казны может осуществляться при передаче объектов имущества казны в федеральную государственную собственность или в муниципальную собственность в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований.

2. Не допускается безвозмездная передача объектов имущества казны коммерческим организациям, а также некоммерческим организациям для ведения коммерческой деятельности.

Статья 13. Безвозмездное пользование объектами имущества казны
1. Объекты имущества казны могут передаваться по договору в безвозмездное пользование в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований.

2. Порядок передачи объектов имущества казны в безвозмездное пользование устанавливается органом исполнительной власти.

3. Договор безвозмездного пользования объектом имущества казны заключается органом, на который возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом в рамках компетенции, установленной правовыми актами субъекта РФ или муниципального образования.

Статья 14. Залог объектов имущества казны
1. В порядке, установленном органом исполнительной власти, объекты имущества казны могут быть заложены, за исключением:

имущества, не подлежащего отчуждению в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

имущества, изъятого из оборота в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

иного имущества, в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

2. Залогодателем выступает орган, на который возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом в рамках компетенции, установленной правовыми актами субъекта РФ или муниципального образования.

Статья 15. Передача объектов имущества казны в доверительное управление
1. Объекты имущества казны, за исключением объектов жилищного фонда, могут быть переданы в доверительное управление в порядке, установленном правовыми актами субъекта РФ или муниципального образования.

2. Передача объектов имущества казны в доверительное управление осуществляется на условиях конкурса и в порядке, установленном норматив неправовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

3. Договоры о передаче объектов имущества казны в доверительное управление заключаются органом, на который возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом в рамках компетенции, установленной правовыми актами субъекта РФ или муниципального образования.

Раздел IV. Учет имущества казны

Статья 17. Учет объектов имущества казны
1. Учетной единицей является объект имущества казны, который может быть самостоятельным предметом сделки.

2. Учет объектов имущества казны осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований органом, на который возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом в рамках компетенции, установленной правовыми актами субъекта РФ или муниципального образования.

3. Учет объектов имущества казны осуществляется путем ведения соответствующих записей в Едином реестре собственности.

4. Сведения об объекте имущества казны должны содержать:

описание индивидуальных особенностей объекта имущества казны, позволяющие однозначно идентифицировать такой объект;

балансовую стоимость объекта имущества казны, дату и основание ее установления;

дату последней инвентаризации;

наличие государственной регистрации права собственности с указанием реквизитов регистрации согласно требованиям нормативно-правовых актов РФ;

сведения об обременениях объектов имущества казны;

иные данные, определяемые правовыми актами правительства Москвы.

5. Орган, на который возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом, ведет обособленный баланс, отражающий состояние, изменение состава и стоимости объектов имущества казны за отчетный период в денежном и натуральном выражении.

6. Состав сведений об объектах имущества казны, формы учетных документов, а также порядок предоставления сведений об объектах имущества казны устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ или муниципального образования.

Статья 18. Оценка стоимости объектов имущества казны
1. Оценка стоимости объектов имущества казны осуществляется путем определения их балансовой стоимости, подтвержденной документами или экспертным заключением, в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на последнюю отчетную дату.

2. Для оценки объектов имущества казны могут быть привлечены независимые специализированные организации оценщиков, аудиторы, консультационные и иные организации, осуществляющие данную деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Недопустимо проведение экспертной оценки объектов казны лицами, которые состоят в подчинении или иной зависимости от уполномоченного органа, на который возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом, в ведении которого находится объект, подлежащий оценке.

3. Оценка стоимости объектов имущества казны осуществляется при внесении объекта в Реестр государственной или муниципальной собственности, а также в случаях его залога и отчуждения.

4. Результат оценки оформляется актом, в котором указывается стоимость объекта. Обязательным приложением к акту является перечень материалов и документов, использованных при оценке, подтверждающих полученные результаты.

Статья 19. Отчетность по имуществу казны
1. Орган, на который возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом, в установленные сроки отчитывается о распоряжении объектами имущества казны и составляет баланс соответствующих видов имущества.

2. Порядок, формы и сроки отчетности по объектам имущества казны, объем и вид представляемых сведений, в том числе публикуемых в средствах массовой информации, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ или муниципального образования.

Раздел V. Заключительные положения

Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Положения
1. Лица, виновные в нарушении настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

2. Должностные лица органов государственной и муниципальной власти и управления, руководители государственных или муниципальных учреждений и организаций несут ответственность за нарушение настоящего Положения в соответствии с действующим законодательством.

3. Организации, не выполнившие или ненадлежащим образом выполнившие договорные обязательства в отношении объектов имущественной казны, несут ответственность, предусмотренную договорами, а также федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ или муниципального образования.

Статья 21. Вступление в силу Положения
В статье указывается, когда вступает в силу данное положение. Как правило, это либо с момента опубликования в официальном издании, либо через определенный срок, указанный в данной статье.

Вопрос: Как правильно (желательно проводки) списать имущество находящееся в казне учреждения?

Ответ: Порядок проведения и отражения в бюджетном учете операций по списанию имущества казны в Инструкциях №157-н и №162-н не отражены. При этом, администрация сельского поселения вправе самостоятельно утвердить порядок учета

имущества казны, в части не противоречащей федеральному и муниципальному законодательству. При списании имущества казны рекомендуем использовать следующие проводки:

  • При списании пришедших в негодность объектов имущества казны по дебету счета 401 10 172 и кредиту счета учета имущества казны (сч. 108);
  • При списании объектов имущества казны пришедших в негодность в следствие стихийных стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы по дебету счета 401 20 273;
  • При списании недостающего и похищенного имущества казны по дебету счета 401 10 172.

Обоснование: По своей правовой основе имуществом казны является муниципальная собственность не закрепленная на праве оперативного управления ни за каким юридическим лицом. Исходя из этого, его учет и операции по его поступлению, перемещению и выбытию имеют специфический характер, по сравнению с учетом имущества администрации. Фактическим собственником имущества казны является поселение, соответственно любые действия с ним должны производиться на основании решения совета депутатов.

В соответствии с п.141-п.146 Инструкции №157н указан порядок учета имущества казны. п. 143 данной инструкции предусмотрен суммовой учет имущества казны, без инвентарного и аналитического учета. При этом, в соответствии с п.145 финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы вправе установить порядок инвентарного и аналитического учета имущества казны.

В п.38 Инструкции 162н указан порядок отражения операций с имуществом казны. К таким операциям относятся:

  • безвозмездное поступление объектов в состав имущества казны от других учреждений и организаций, а также от физических лиц;
  • безвозмездная передача объектов имущества казны учреждениям, организациям и физическим лицам;
  • списание амортизации при всех случаях выбытия имущества казны, при которых нет необходимости передавать сумму начисленной амортизации. Указанные операции полностью аналогичны таковым для основных средств;
  • Вложение имущества казны в уставный капитал организаций.

При этом, порядка списания и отражения операций списания имущества казны в бюджетном учете инструкцией не предусмотрено. Вместе с тем право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в случае ее отсутствия имеют главные распорядители бюджетных средств, финансовые органы и органы казначейства.