За счет средств муниципальных образований оплачивается. Расходы местных бюджетов

Инвестиции

На основании ст. 66 БК РФ расходы местных бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся па текущие и капитальные. Капитальные расходы бюджетов – это часть местного бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития (порядок и условия его формирования должны определяться специальным федеральным законом, который на сегодняшний день не принят). Текущие расходы местных бюджетов – это часть местного бюджета, обеспечивающая ежедневное, оперативное функционирование органов местного самоуправления, муниципальных организаций, а также другие расходы местных бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Расходование средств местного бюджета осуществляется в следующих формах:

  • – выделение ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • – оплата товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по муниципальным контрактам;
  • – ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ и субъектов РФ, правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
  • – предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
  • – предоставление субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • – инвестирование в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • – выделение средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе муниципальных гарантий.

Виды расходов, совместно финансируемых из бюджетов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, определены в ст. 85 БК РФ, виды расходов, финансируемых исключительно из местных бюджетов, – в ст. 87, расходные обязательства муниципального образования – в ст. 86 БК РФ. Реестр расходных обязательств муниципального образования – это свод нормативных правовых актов и заключенных органами местного самоуправления договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет местного бюджета. Примеры реестров расходных обязательств органов местного самоуправления муниципального района и поселения приведены в приказе Минфина России от 27.08.2004 № 243 "О Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений".

Согласно статье 1423 БК РФ поселения, входящие в состав муниципального района, представительный орган которого образуется в порядке кооптации депутатов представителей поселений (нс путем прямых выборов), обязаны перечислять в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Цели, порядок расчета, перечисления и использования указанных субсидий определяются уставом муниципального района. В случае невыполнения органом местного самоуправления поселения решения представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района в части перечисления межбюджетных субсидий в бюджет муниципального района сумма межбюджетных субсидий взыскивается за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет, в порядке, определяемом финансовым органом муниципального района с соблюдением общих требований, установленных Минфином России.

Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает запрет на принудительное привлечение (например, путем принятия решения органом государственной власти) средств местного бюджета для финансирования вопросов государственного значения. Однако сами органы местного самоуправления имеют право принять решение о направлении средств собственных местных бюджетов на финансирование переданных им отдельных государственных полномочий. Соответствующая процедура регулируется уставом муниципального образования.

Расходные обязательства муниципального образования, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов местного бюджета. Расходные обязательства муниципального образования, возникшие в связи с осуществлением отдельных государственных полномочий, исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций. При этом органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами или законами субъектов РФ. Расходы бюджетов муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера в случае, если формирование представительных органов муниципальных районов происходит путем кооптации глав поселений или депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляются в пределах и за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, в порядке, урегулированном специальными нормами Федерального закона № 131-ФЗ.

Данный подход законодателя порождает серьезные проблемы, главной из которых является возникновение так называемых встречных финансовых потоков. Особенно это справедливо для дотационных муниципальных образований (а их сейчас более 90%, и вряд ли эта цифра в ближайшем будущем изменится), поскольку сначала они собирают налоги и другие платежи, переводят их на уровни государственной власти, затем от органов государственной власти получают субвенции и дотации на покрытие расходов местного бюджета. Кроме того, часть средств в виде "отрицательного трансферта" может отправляться "наверх" на уровень муниципального района для решения вопросов межмуниципального значения. Представляется, что такая система, которая постоянно связана с переводом денежных средств с одного уровня на другой, не может быть эффективной. Кроме того, чем больший путь проделывают денежные средства, тем больше создается возможностей для злоупотреблений и их неэффективного использования. Таким образом, бюджетной системе по-прежнему недостает четкости, ясности, прозрачности.

В соответствии с нормами БК РФ органы местного самоуправления наделены рядом бюджетных полномочий, причем в разных типах муниципальных образований эти полномочия неодинаковы. Так, органы местного самоуправления поселений наделены компетенцией по установлению порядка составления и рассмотрения проекта, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении; установлению и исполнению расходных обязательств муниципального образования; определению порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; осуществлению муниципальных заимствований и т.д. А органы местного самоуправления муниципальных районов, помимо вышеперечисленных полномочий, устанавливают нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, определяют порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, определяют цели и порядок предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера и т.д.

Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. В случаях и порядке, предусмотренных названными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, расходы местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, могут регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из сказанного можно сделать вывод, что органы местного самоуправления далеко не всегда самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Это означает, что органы местного самоуправления имеют право самостоятельно определять лишь отдельные статьи расходов, которые могут включать какие-либо направления финансирования: промышленности, социальной инфраструктуры, системы транспорта и коммуникаций в муниципальном образовании и т.д. Но все основные параметры местных бюджетов подлежат согласованию с органами государственной власти (финансовыми управлениями или иными отраслевыми подразделениями органов исполнительной власти субъектов РФ), что существенным образом ограничивает принцип самостоятельности местной бюджетной системы; отдельные виды расходов местных бюджетов также требуют согласования. Наконец, Минфин России и его территориальные подразделения осуществляют постоянный контроль за процессом исполнения местного бюджета. Таким образом, фактически местная бюджетная система тесно связана с другими уровнями бюджетной системы РФ, она не является самостоятельной, и процесс накопления и расходования денежных средств в ее рамках находится под жестким контролем со стороны государства.

Несмотря на то что данные положения фактически не соответствуют принципу самостоятельности местного самоуправления, их наличие следует признать разумным, поскольку неразвитость российских институтов гражданского общества не позволяет обеспечить надлежащий общественный контроль за расходованием ресурсов, взимание которых осуществляется в публично-правовом порядке.

Определение 1

Бюджет представляет собой подробную схему (план) поступления доходов, направления расходования средств, которая устанавливается на конкретный период времени.

Бюджет – значимая финансовая категория, он служит незаменимой частью государственных и муниципальных финансов. Бюджет служит некой формой образования и расходования фондов денежных средств, которые предназначены для выполнения государством его полномочий на всех уровнях. Иными словами, суть бюджета в том, чтобы обеспечить потребность государства в денежных ресурсах.

Бюджет имеет большое значение для экономики государства. Он выполняет ряд важных функций, к которым в первую очередь относятся:

Бюджетная система в РФ

Бюджетная система России представлена совокупностью всех бюджетов, находящихся на соответствующих ступенях бюджетной системы государства, также в нее входят бюджеты государственных внебюджетных фондов. Этот комплекс бюджетов основан на внутриэкономических отношениях и внутреннем государственном устройстве страны, также регулируется на уровне законодательства нормами права.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Бюджетная система в России включает в себя три уровня:

  • 1 уровень включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты государственных внебюджетных фондов
  • 2 уровень представлен бюджетами субъектов РФ и соответствующими территориальными государственными внебюджетными фондами
  • 3 уровень включает бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ и местные бюджеты

Кроме Вышеобозначенный элементов в бюджетную систему РФ входит еще консолидированный бюджет РФ, который является сводом всех бюджетов, находящихся на определенной территории.

Например, в консолидированный бюджет РФ входят федеральный бюджет РФ и бюджеты всех субъектов РФ

Бюджетная система служит главным связующим звеном во всей финансовой системе страны. Основа бюджетного устройства обусловлена внутригосударственным устройством, действующей системой законодательства и ролью бюджета в стране. Непосредственно от административно-территориального устройства страны зависит и строение ее бюджетной системы.

Бюджет муниципального образования: краткая характеристика

Каждый конкретный субъект РФ и его муниципальные образования самостоятельно могут установить собственную бюджетную систему, исходя из действующего административно-территориального деления.

Определение 2

Бюджет муниципального образования представляет собой конкретную форму аккумулирования, перераспределения и расходования средств, которые предназначены для выполнения задач и функций, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления

Для местных бюджетов бюджет муниципального образования является основным элементом. К основным источникам формирования доходной базы местного бюджета относятся:

  • Бюджетные средства, которые передаются органам местного самоуправления от вышестоящих органов власти в форме источников дохода и прав, которые предусмотрены по закону (межбюджетные трансферты)
  • Собственные доходы муниципального образования
  • Заемные средства

Направления расходования бюджетных средств на уровне муниципального образования включают в себя две основных категории:

  • Расходы обязательного характера, к которым относятся расходы, которые связаны с выплатами населению, включая переданные на местный уровень полномочия и закрепленные за ним федеральным и региональным законами
  • Дискреционные расходы, т.е. те, которые направлены на содержание муниципального хозяйства, дорожной сети, социальных объектов, строительство, благоустройство территории и т.п.

На современном этапе экономического развития роль местных финансов значительно возросла не только с точки зрения процесса аккумуляции денежных средств, но и с точки зрения осуществления полномочных расходов и решения бюджетных задач.

Муниципальные финансы не только решают вопросы социально-политического характера, но и способствуют развитию демократических начал в обществе, способствуют самоорганизации населения и росту его активности в вопросах обеспечения собственных интересов.

Местный бюджет – это… Что такое местный бюджет: задачи, формирование, расходование

Добавлено в закладки: 0

Что такое местный бюджет? Описание и определение понятия.
Бюджет местный – это элемент бюджетной системы страны, который предназначается обеспечить финансово реализацию функций и задач местного самоуправления.

Местный бюджет формируют неналоговые и налоговые доходы, в том числе ассигнования, которые поступают для того, чтобы осуществить определенные государственные полномочия.

Неналоговые доходы ­– это доходы от предоставляемых платных услуг бюджетными учреждениями, которые контролируют органы местного самоуправления. К таким доходам относятся и доходы, которые получены от предоставления во временное пользование муниципальной собственности.

Рассмотрим, более детально, что значит местный бюджет.

Бюдже́т (слово происходит от старонормандского bougette - означает кошель, сумка или кожаный мешок) - это схема доходов и расходов какого-то определённого лица (например, семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.

Местный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории “публичные финансы”.

Задачи местного бюджета

Основными задачами местного бюджета является:

  • формирование денежных доходов, которые являются определенным финансовым обеспечением бесперебойной деятельности местных органов власти;
  • соразмерное распределение финансовых средств фондов между разными отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления:
  • четкий контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью учреждений, предприятий, и организаций, которые подведомственны местным органам власти.

В основе распределения общегосударственных финансовых ресурсов между частями бюджетной системы Российской Федерации заложены принципы самостоятельности местных (городских) бюджетов и их государственной денежной поддержки.

За счет чего формируется местный бюджет?

Также как и бюджеты других уровней, доходы местных бюджетов формируются только за счет доходов (налоговых и неналоговых).

Неналоговые формы доходов - сюда включаются доходы от использования имущества, которое находится в государственной собственности, а также доходы от платных услуг, которые оказывают бюджетные учреждения, находящиеся в ведении местных органов власти.

Кроме того, в местные бюджеты поступают отчисления средств на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; выделения средств на финансирование реализации местными органами власти федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, которые возникают в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также правовыми актами органов местного самоуправления.

На что расходуется местный бюджет?

Расходы местных бюджетов зависят прежде всего от направленности и планов социального и экономического развития соответствующего региона государства.

  • В соответствии с существующим Бюджетным кодексом Российской Федерации исключительно из местного бюджета финансируются такие функциональные статьи расходов:
  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование государственной собственности и эффективное управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации и других учреждений, которые находятся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание государственных органов охраны общественного порядка;
  • тщательная организация, содержание, а также развитие и контроль муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • государственное дорожное строительство на местном уровне, а также и содержание дорог местного значения в надлежащем состоянии;
  • эффективное озеленение и благоустройство территорий государственной собственности;
  • организация своевременного вывоза, утилизации, а также переработки бытовых отходов населения;
  • содержание местных кладбищ, которые находятся в ведении городских местных органов;
  • формирование транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в государственной собственности;
  • гарантирование противопожарной безопасности населения;
  • охрана окружающей среды на территории государственных образований;
  • успешная реализация целевых программ, которые принимаются местными органами власти;
  • обслуживание и своевременное погашение муниципального долга;
  • целевое использование денежных средств на определенные дотации для населения;
  • содержание государственных городских архивов;
  • проведение городских референдумов, а также выборов местных.

Стоит особенно отметить, что главным направлением использования средств из местных бюджетов являются именно расходы, связанные с безопасностью и жизнеобеспечением населения региона. Как правило, более половины всех расходов местных бюджетов идут прежде всего на социально-культурные мероприятия региона: здравоохранение, образование, культуру, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и другие.

Обычно наравне с понятием местного бюджета используется и понятие консолидированного бюджета муниципального района (это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, который используется при прогнозировании, расчетах и анализе), который включает бюджет городского образования и бюджет поселений.

А в других государствах для постановки и решения задач социально-экономического развития территорий также используется местный бюджет.

Мы коротко рассмотрели местный бюджет.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Местный бюджет

Местный бюджет – структура создания и расходования бюджетных денег в отчетный период (как правило, один год). Основная цель местного бюджета – обеспечение выполнения функций и задач местными органами власти посредством своевременной реализации текущих обязательств.

Сущность местного бюджета

Суть муниципального (местного) бюджета и особенности его формирования хорошо изложена в Конституции РФ. Первоисточником является статья 132 (часть 1).

Здесь указано, что у местных органов власти должен быть свой бюджет, который они же формируют, утверждают и реализуют.

Одновременно с этим местные бюджеты городов и поселений являются составляющей частью одного консолидированного бюджета, сформированного для определенного региона.

В бюджетах небольших поселений могут быть учтены доходы и расходы каких-то отдельных сел или населенных пунктов, не относящихся к поселениям. План и правила создания, утверждения и выполнения оформленных смет должен определяться местными органами власти конкретных поселений.

Задача местных органов власти – сделать местный бюджет максимально прозрачным и сбалансированным.

Одновременно с этим муниципальные средства должны формироваться и расходоваться с учетом федеральных законов касательно состава и объема местного долга, размера дефицита средств на местах, реализации бюджетного процесса, выполнения собственных обязательств (долговых и бюджетных) и так далее.

Муниципальные органы власти обязуются самостоятельно формировать бюджет, организовывать процедуру его утверждения, исполнять и контролировать целесообразность его расходования. При необходимости небольшое поселение может передавать указанные выше полномочия органам власти, осуществляющим управления местным районом (муниципальной администрацией).

Важная задача местных органов власти – периодическое предоставление отчетов по выполнению планов муниципальных бюджетов. В роли проверяющих органов в этом случае выступают региональные или федеральные государственные структуры. При этом контролируется не только корректность получения и расходования бюджетных финансов, но и соответствие отчетов нормам правовых актов РФ.

В структуре местного бюджета выделяется статья доходов, которая направляется на реализацию полномочий местной государственной власти и решение проблем на местном уровне. Здесь же рассматривается вопрос выделения субвенций, необходимых для осуществления местными структурами своих функций с учетом ФЗ РФ.

Муниципальные органы власти обязуются официально публиковать следующую информацию – решение по утверждению муниципального бюджета, его проект, отчет исполнения всех статей бюджетного плана, информацию о ходе реализации пунктов местного бюджета. Кроме этого, должна раскрываться информация в отношении численности сотрудников, расходов на содержание аппарата и так далее.

Жители поселения должны иметь возможность изучить отчет местных властей, если он не был опубликован. В этом случае возможно размещение необходимых данных на информационных стендах, на официальных страничках в сети и так далее.

Основным документом, регулирующим работу местных руководящих структур, а также участников процесса по утверждению, рассмотрению и контролю реализации местного бюджета, является положение о бюджетном устройстве. Такой документ сформирован с учетом законодательных норм субъекта РФ и ФЗ.

К структурам, имеющим право разрабатывать, пересматривать, утверждать и выполнять местный бюджет, можно отнести администрацию местной власти, главу района, представительский орган и ряд других специалистов (должностных лиц), на которые возложены такие обязательства.

Местный бюджет: структура доходной и расходной части

В основе любого местного бюджета лежит определенная группа доходов и расходов. Именно от грамотного управления этими компонентами зависит реализация планов и текущих проектов.

Доходные поступления местного бюджета:

1. Прибыль от налогов, поступающая в местный бюджет с учетом законодательства РФ и законов о сборах и налоговых платежах:

– доходы поселковых бюджетов. Сюда включены средства от выплаты земельных налогов, а также налога на имущество физлиц. И в первом, и во втором случае местный поселковый бюджет получает весь объем налоговых отчислений.

Сюда же включается прибыль, полученная от федеральных налоговых выплат и различных сборов. Одновременно с этим в местный бюджет вливаются налоги, предусмотренные специальными режимами – единый с/х налог и налоговые выплаты на прибыль физлиц. В первом случае муниципальные органы власти получают 30% от отчислений, а во втором – 10%;

– доходы муниципальных районов. Здесь источниками бюджета является земельный налог (100%), налоговый платеж на имущество физлиц (100%), налоговые платежи на прибыль физлиц (10%), общий с/х налог (30%);

– доходы городских округов. Источникам наполнения таких бюджетов является налог на имущество физлиц (100%), налог на землю (100%). Сюда же можно включить государственные пошлины, общий с/х налог, общий налог на вмененную прибыль (100%), налог на прибыль физлиц (30%).

2. Прибыль, которая не относится к налоговой сфере, и зачисляется в местный бюджет РФ (к примеру, доходы от имущества, средства самообложения населения и так далее).

3. Прибыль, которую получили местные бюджеты в форме различных перечислений на условиях возвратности и безвозвратности. Единственное, что сюда не относится, так это субвенции из региональных и федеральных фондов. С другой стороны, сюда можно включить добровольные пожертвования, дотации, штрафные выплаты и так далее.

Как правило, структура собственной прибыли местного бюджета может меняться в случае изменения ФЗ РФ, а также соответствующих принципов местного управления. Но даже в случае изменения ФЗ РФ новые изменения вступят в силу только с нового года. Даже если корректировки внесены в завершении года, то изменения не начнут работать в течение 3-х месяцев с момента принятия.

Структура расходов местного бюджета выглядит так:

1. Затраты на производственную сферу. Здесь можно выделить расходы, направленные на усовершенствование и поддержание системы ЖКЖ, на охрану окружающей среды, развитие экономики страны и так далее. Данная группа затрат занимает почти пятую часть от всех бюджетных расходов. Из этой категории основной объем выделенных средств приходится на ЖКХ.

Что касается расходов на экономику РФ, то ее доля намного меньше (всего до пяти процентов бюджета). К данному сектору, как правило, относится ремонт дорог, а также предоставление субсидий наиболее важным для региона компаниям.

Все расходы данного направления можно условно разбить на следующие группы:

– финансирование собственных управленческих структур;- организация процесса и проведение выборов в органы власти на местах;- выполнение местных заказов;- реализация собственных законов;- финансирование различных отраслей муниципального хозяйствования;- финансирование бюджетных организаций других уровней власти;- реализация целевых программ, имеющих региональное значение;- обслуживание долгов, имеющихся у местного бюджета;

– вложение средств в развитие местной инфраструктуры.

Важный момент в том, что все описанные выше затраты должны быть покрыты из личных источников финансирования, а именно налоговой и неналоговой прибыли. В случае дефицита местного бюджета допускается использование трансфертов.

2. Затраты на реализацию местными органами возложенных на них задач. Данные расходы крайне важны для повышения качества работы муниципальных формирований.

По величине таких затрат можно судить, насколько корректно расходуются бюджетные средства на содержание внутреннего аппарата, и достаточно ли средств выделяется на финансирование социальной и культурной сферы. Как правило, на упомянутую статью расходов должно приходиться около 70% бюджета.

При этом большую часть данного сектора занимают затраты на образование (около 40%). Общая доля социальных затрат на сферу образования – более половины всего бюджета.

Во вторую группу расходов местного бюджета входят:

– обеспечение гарантий и прав населения на получение бесплатного образования;- формирование комиссии для решения проблем граждан до 18 лет и защиты их прав, а также организации деятельности подобных комиссий;- распределение средств между поселениями для корректировки бюджетов;- обеспечение социальной поддержки пожилых людей, инвалидов, сирот, ветеранов, а также малообеспеченных семей;- предоставление субсидий на осуществление коммунальных платежей и оплату за жилье;- строительство дорог;- организация и реализация местных проектов и программ в отношении экологической сферы и защиты окружающей среды;

– проведение библиотечного обслуживания и так далее.

Таким образом, местные бюджеты в большей степени расходуются на культурную и социальную сферу (около 30%), на втором месте – ЖКХ. При этом стоит отметить, что структура различных местных бюджетов может различаться.

No related posts.

Местный бюджет – это бюджет соответствующего муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно Конституции РФ местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и управления и поэтому местные бюджеты не относятся к системе государственных финансов, хотя и являются элементом единой финансово-бюджетной системы страны.
К местным бюджетам в РФ относят районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах.
Становление и функционирование системы местных бюджетов в Российской Федерации регулируется четырьмя основными законодательными актами: Конституцией Российской Федерации 1993г., Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г. (с последующими изменениями), Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997г. и Бюджетным кодексом РФ.
Местный бюджет необязательно должен совпадать с административными границами той или иной территории. Допускается, что внутри одного муниципального образования могут иметься еще несколько таких же образований (более низкого уровня), но со своими бюджетами, собственностью и органами управления. Именно такая ситуация многоуровневого местного самоуправления складывается в большинстве регионов России, особенно в пределах территориально крупных субъектов Федерации. Одновременно в местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве их составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ составлению бюджета муниципальных образований (как и бюджетов других уровней) должны предшествовать разработка прогнозов социально-экономического развития территорий и подготовка их сводных финансовых балансов. Такая процедура создает определенное экономическое и логическое единство всей бюджетной системы региона, ориентацию этой системы на развитие региона и его территорий как социально-экономической целостности.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации.
Финансовую основу местного самоуправления составляют местный бюджет, муниципальные внебюджетные фонды и иные финансовые ресурсы (в соответствии с действующими федеральными и областными законами).
Финансовое состояние институтов местного самоуправления проявляется в способности или неспособности местных органов власти финансировать текущие и перспективные задачи в полном объеме и в соответствии с установленными в данной стране стандартами и нормативами.
Таблица 9.3 Доходы местного бюджета


1. Налоговые

Собственные
Земельный налог
Налог на имущество физических лиц
Налог на рекламу
Налог на наследование и дарение
Местные лицензионные сборы

Регулирующие (их доля подвергается периодическим пересмотрам)

2. НЕНАЛОГОВЫЕ

доходы от приватизации и реализации муниципального имущества

не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории данного муниципального образования

доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель

доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей

штрафы

государственная пошлина

не менее 50% налога на имущество предприятий и организации

подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без права юридического лица

+ определенную долю отчислений от федеральных налогов, которые регионы получают с федерального уровня

финансовая помощь в различных формах (дотации, субвенции и т.д.)

Финансовое состояние и реальные возможности эффективной финансовой политики муниципальный образований, прежде всего, зависят от расходной нагрузки, которая возложена на этот уровень власти нормативно-законодательными актами.
Расходы бюджетов муниципальных образованийможно разделить на несколько групп. Это расходы, связанные:
с решением вопросов местного значения;
с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам, по ссудам и пр.
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и другие расходы, а также уточнен порядок исполнения расходной части местного бюджета. Кроме того, все расходы муниципальных образований можно разделить на те, которые финансируются исключительно из местных бюджетов, и те, которые финансируются совместно с бюджетами других уровней, что было отмечено в разделе о бюджетах регионов.
Самостоятельно местные бюджеты осуществляют:
содержание органов местного самоуправления, органов охраны общественного порядка, муниципальных архивов; проведение муниципальных выборов и референдумов;
организацию, содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
организацию транспортного обслуживания населения и учреждений; дорожное строительство и содержание дорог местного значения; охрану окружающей природной среды; благоустройство и озеленение территорий;
реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
обслуживание и погашение муниципального долга, целевое дотирование населения.
На практике, как правило, отмечается нехватка средств местных бюджетов. Возникает дефицит, финансирование которого осуществляется из двух источников:
из муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
из кредитов, получаемых от кредитных организаций.
В связи с использованием указанных источников финансирования дефицитов местных бюджетов может возникать муниципальный долг, который полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом (муниципальной собственностью), составляющим «муниципальную казну». Долговые обязательства погашаются в сроки, указанные в каждом из договоров заимствования, но в пределах 10 лет. При этом государство не несет ответственности по долговым обязательствам местных властей, если, конечно, эти обязательства не были особым образом гарантированы субъектом Федерации или на федеральном уровне. То же самое относится и к долговым взаимоотношениям субъекта Федерации и муниципальных образований - субъект Федерации не отвечает по долговым обязательствам своих муниципальных образований.
Требование сбалансированности местных бюджетов предполагает не только рост их доходной части, но и разумное сокращение расходной. Сокращение расходов можно осуществлять, например, при помощи муниципального заказа, осуществляемого на конкурсной основе.
Минимальный местный бюджет – бюджет минимальной обеспеченности – имеет в своей основе минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы (в натуральном и денежном выражении), характеризующие уровень минимально необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и другими услугами.
Минимально необходимые расходы местных бюджетов должны устанавливаться законами субъектов Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, имеющих необходимую территориальную привязку. Для их финансирования за местными бюджетами закрепляются самостоятельные (собственные) доходные источники. Если их не хватает, то на местный уровень передаются (должны передаваться) достаточные дополнительные источники финансирования из бюджета субъекта Федерации.

Местный бюджет - это централизованно сформированный финансовый фонд муниципального образования, а также сам процесс его формирования, образования, утверждения и исполнения. Контроль над его исполнением осуществляется органами местной власти самостоятельно. В состав сметы могут входить расходы отдельных территорий и населенных пунктов, которые не являются муниципальными образованиями.

Местный бюджет формируются за счет закрепленных законом источников для каждого уровня. В фонды бюджета поступают отчисления, передаваемые органами госвласти на исполнение определенных полномочий, доходы от приватизируемого имущества, сдачи в аренду муниципальных объектов собственности, субвенций, дотаций, транфертных платежей и др.

Отношения между бюджетами осуществляются путем передачи средств из фондов одних в фонды других: вышестоящие выделяют целевые средства нижестоящим и т.д. Целью такого регулирования является распределение источников между бюджетами разных уровней.

Местный бюджет может включать в себя целевые и средства которых могут передаваться для реализации различных социальных, экологических, экономических программ и т.п. Отношения между бюджетами регулируются либо закреплением их в нормативных актах, либо путем подписания соглашений о разделении полномочий государства и регионов.

Доходная и расходная части, которые предусматривает местный бюджет, отдельно отражают финансирование мероприятий местного значения и осуществление федеральных полномочий как субъектов РФ.

Понятие местного бюджета

Состояние финансовых ресурсов муниципального образования наиболее полно отражено в местном бюджете.

Традиционно под бюджетом муниципального образования понималась опись доходов и расходов органов местного самоуправления. Это не случайно, поскольку начиная с 1930-х гг. в системе органов власти нашей страны местные органы играли роль проводника идей центра на местах, своеобразного филиала центральной власти, что полностью соответствовало существовавшей тогда системе экономических отношений, базировавшейся на единой общегосударственной собственности. Соответственно и бюджетные права органов местного самоуправления заключались не в самостоятельном распоряжении бюджетом, а в работе в рамках сметы расходов.

В связи с переходом к муниципальной системе управления, формированием полноценных органов и, прежде всего, выделением собственных предметов веденияместного самоуправления возникает необходимость формирования и соответствующих бюджетных отношений. Появление собственных предметов ведения требует собственной хозяйственной деятельности, в том числе и финансовой. В этом случаебюджет ¾ не только опись доходов и расходов, но и важнейший инструмент осуществления определенной политики, а значит, определение, данное выше, отражает лишь внешнюю форму ¾ констатацию определенной деятельности. Следовательно, бюджет ¾ это документ, отражающий реальные цели и задачи данного муниципального образования. Местный бюджет ¾ это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов. Главный признак полноценного местного бюджета ¾ возможность использовать его как инструмент проведения определенной хозяйственной и социальной политики.

Местные бюджеты образуют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет муниципального образования (местный бюджет) есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций и решения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Развитие принципов бюджетного федерализма позволяет предполагать различные трактовки данного определения в зависимости от отношений к конкретному уровню бюджетной системы . 1



Местный бюджет ¾ это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования. Формирование, утверждение и исполнение, а также контроль над исполнением местного бюджета осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. 2

С позиций развития муниципальных финансов термин «местный бюджет» может пониматься как совокупность экономических отношений, существующих между юридическими и физическими лицами как участниками формирования аккумулированного централизованного фонда финансовых средств конкретного муниципального образования . При этом функции осуществления бюджетного процесса регулируются органом местного самоуправления на основе закрепленных федеральным законом статей Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Местные бюджеты выполняют следующие функции:

§ формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

§ распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

§ контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных указанным органам власти.

Виды местных бюджетов

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: 3

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

§ бюджеты муниципальных районов ,

§ бюджеты городских округов ,

§ бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга,

§ бюджеты городских и сельских поселений .

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

С точки зрения содержания деятельности местный бюджет подразделяется:

§ на текущий бюджет (в приложении к местному бюджету) ¾ совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления , обеспечивающих первоочередные нужды, функционирование муниципального хозяйства (прежде всего, сюда относятся расходы по финансированию постоянно действующих хозяйственных структур местного самоуправления);

§ бюджет развития ¾ совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие муниципального образования ; делится на долгосрочный (стратегический), среднесрочный (тактический) и краткосрочный (оперативный). Содержание деятельности по планированию в каждом из этих видов бюджета развития представлено в табл. 32.1.

Формирование и исполнение местного бюджета затрагивает бюджеты физических лиц , предприятий и организаций, расположенных на данной территории, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности (в виде перечисления местных налогов и сборов, социальных расходов и пр.). Согласно законодательству, эти бюджеты не входят в бюджетную систему Российской Федерации, но их участие определяет структуру местного бюджета.

Предложенная классификация, несмотря на ее условность (на практике средства могут переходить из одного бюджета в другой), тем не менее крайне важна, потому что позволяет выделить и более четко определить цели и задачи муниципального хозяйства , планировать его перспективу. Без разделения бюджета на эти две важнейшие группы (текущий бюджет и бюджет развития ) невозможно сколько-нибудь серьезное финансовое планирование и построение структуры самого муниципального хозяйства.

В зависимости от полномочий органов местного самоуправления можно выделить также два вида местного бюджета:

2) направляемый на исполнение государственных полномочий, которые делегированы органами государственной власти органам местного самоуправления на основе закона.

Такое разделение обусловлено тем, что порядок расходования средств, выделенных на исполнение государственных полномочий, определяется органом, их передавшим, и, следовательно, может быть отличным от порядка расходования собственных средств местного бюджета.

Приведенные выше классификации местных бюджетов, естественно, не могут применяться в чистом виде, потому что бюджет сам по себе ¾ это комплексный документ, включающий элементы всех перечисленных выше видов бюджетов. Однако эти классификации дают возможность более грамотно построить структуру бюджета, а также сам процесс составления бюджета и финансового планирования деятельности муниципального образования.

Структура бюджета ¾ это направления расходования средств и их источники, т. е. статьи расходов и доходов. Поскольку бюджет ¾ это документ, отражающий реальные цели и задачи данного муниципального образования, выбор его структуры зависит от конкретной ситуации и задач анализа.

_______________

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 2004. Глава 9.

2 Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 2004. Статья 10.