Понятие экономической основы местного самоуправления, её состав. Раздел i

Бизнес

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

В собственности муниципальных образований может находиться:

Имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения;

Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

Имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами. Органы управления муниципалитетов наделяются имущественными правами.

Эффективность функционирования механизма местного самоуправления в первую очередь определяется его финансово-экономическими возможностями. Понятие «финансово-экономические возможности» многогранно, объемлет массу разных по характеру, степени значимости и возможности решения проблем.

К параметрам экономической деятельности на уровне местного самоуправления относятся: основные принципы организации местных финансов, источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы финансового и бюджетного планирования в муниципальных образованиях; взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами органов государственной власти, предприятиями, гарантии финансовых прав органов местного самоуправления и их ответственность за выполнение финансовых обязательств.



Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, в том числе земельные ресурсы, местный бюджет и иные местные финансовые и прочие ресурсы, формирующиеся и использующиеся в интересах населения муниципальных образований. Состояние финансово-экономической основы местного самоуправления во многом обусловлено состоянием экономики: государства в целом, его финансов. Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию экономических, финансовых и иных условий, необходимых для развития местного самоуправления.

Европейская Хартия о местного самоуправления закрепляет в ст.9 общие принципы организации финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления: органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут распоряжаться при осуществлении своих функций; финансовые средства должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиями, часть финансовых средств должна формироваться из местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом, финансовые системы должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов. Защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления требует процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Эти положения должны определять финансово-налоговую политику демократического государства, применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.

До 90-х годов в ХХ веке в России субъектом экономического развития территории (в т.ч. и города, поселка, деревни…) выступало только государство. Ныне в сложившихся экономических отношениях на территории муниципальных образований, особенно городов и крупных районов требуется участие и государства и предприятий различных форм собственности. Однако обоснование и прогноз социально-экономического развития муниципального образования, контроль за процессом развития и ответственность за его результаты являются правом и обязанностью органов местного самоуправления конкретной территории. Эти структуры (государство, местное самоуправление, субъекты хозяйственной и иной деятельности) образуют управляющую систему муниципального образования.

Управление хозяйством представляет собой целенаправленное, упорядочивающее воздействие на процессы экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов. Его результаты во многом зависят от отношений собственности, кооперации труда, рыночной системы и государственного регулирования экономики. Главная фигура в управлении - человек, руководитель. От его опыта, знаний, квалификации зависит качество управленческой деятельности и, следовательно, и конечные результаты процесса.

Главной целью органов управлениямуниципального образования является эффективное использование всех доступных ресурсов и их привлечение на территорию, что позволяет эффективнее решать задачу создания благоприятных условий жизни населения.

Но экономическое развитие конкретной территории не может быть изолированным. Оно во многом и существенно определяется как экономической системой страны, так и системой управления экономикой, существующей в конкретный период истории.

Планирование - центральное звено управления экономикой доперестроечных времен. До перестроечных времен основными рычагами управления социально-экономическими процессами являлось плановое ведение хозяйства.

К положительным сторонам плановой экономики нужно отнести: способность к значительной концентрации ресурсов, высокая маневренность, быстрота действия приказа, возможность макроэкономического планирования и прогнозирования и т.п. Условия хозяйствования, благоприятные для проявления этих преимуществ: относительная простота структуры производства, преобладание экстенсивного типа экономического роста, сравнительно небольшой срок, в течение которого действует энтузиазм, порожденный социалистической идеей и выступающий стимулом к труду.

Огосударствление экономики оправдывает себя в основном при чрезвычайных обстоятельствах, оно способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках хозяйства. Однако, приказные методы не отвечают задачам мирного хозяйственного строительства.

Эффективность и мобильность рыночной экономики основываются на том, что при свободном предпринимательстве, конкурентном взаимодействии спроса и предложения удовлетворение спроса адекватным предложением ведет к повышению цен на дефицитные товары и услуги. В конкурентной экономике это приводит к расширению производства соответствующих товаров и услуг. Если же конкурентная среда отсутствует, то предприятиям-монополистам выгоднее поднимать цены на товары и услуги, а не расширять их производство.

Существуют и другие факторы, препятствующие расширению производства и предложения, в частности, отсутствие резервных мощностей, новых технологий, свободных денежных средств. Современная рыночная система являет собой сочетание разных форм предпринимательской деятельности и государственного регулирования.

В новых условиях существенно изменились и функции местных органов власти. Так, например, планирование дополнилось такой функцией как прогнозирование.

Многие муниципальные образования (особенно города) приступили к разработке стратегических планов экономического развития. Целью экономического развития городов является создание условий для качественного (достойного) проживания жителей в муниципальном образовании. Это, прежде всего: возможность найти работу; получить комплекс услуг, позволяющих максимально удовлетворить жизненные потребности. Для достижения этих целей нужно решить ряд задач:

1. Обеспечение функционирования городских предприятий, которые позволят обеспечить занятость городских жителей и сформировать устойчивую налоговую базу.

2. Обеспечение эффективного использования городских ресурсов (финансовые средства, недвижимость, земельные ресурсы) муниципального образования.

Сегодня в России появился интерес к проблеме экономического развития городов. Российские города, которые активно работают в сфере местной экономической политики, уже осознали необходимость принятия документов, которые определяют возможности будущего города, задают ориентиры для городского руководства и иных организаций, находящихся в экономическом пространстве города.

Разработка стратегических планов и проектов, представляет собой самый современный метод местного управления, который способен решать проблемы развития и продвигать города на передовые позиции в условиях растущей конкуренции за инвестиционные ресурсы, привлечение новейших передовых производств.

Стратегическое планирование, стратегия устойчивого развития - это первый шаг к стабильному экономическому состоянию. Но более важно реализовать разработанный план, удержать конкурентоспособность территории на длительный период.

Каждое муниципальное образование определяет структуру органа, занимающегося экономическим развитием своей территории. Это могут быть департаменты, управления, комитеты, отделы, специалисты в финансовых или других подразделениях. Но главные управленческие функции этих структур типичны: анализ, прогноз, разработка программ, их внедрение, передача опыта, работа с предприятиями и др.

Рассмотрим пример управления развитием экономики города с населением от 300 до 600 тыс. человек. Структура его представлена на схеме.

Основными задачами управления развитием экономики являются:

Формирование и проведение экономической политики, направленной на комплексное социально-экономическое развитие города.

Определение форм и методов воздействия на экономику города, обеспечивающих эффективное использование производственного и научного потенциала, трудовых, материальных и финансовых ресурсов города с целью повышения уровня жизни населения города.

Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории города.

Организация работы по формированию и исполнению муниципального заказа в рамках действующего законодательства.

Совершенствование организации труда, форм и систем оплаты труда работников администрации и ее структурных подразделений.

Формирование плана развития муниципального сектора экономики.

Но управлять необходимо не только развитием экономики, но и теми повседневными экономическими процессами, которые осуществляются в муниципальном образовании.

Управление (департамент) экономики муниципального образования

Широкий круг экономических проблем, решаемых органами местного самоуправления, реализация муниципальной экономической политики требуют создания соответствующих организационных структур. За последние годы для выполнения новых экономических функций в местных администрациях появились новые организационные структуры: по управлению имуществом, земельными ресурсами, по инвестиционной политике, по налоговой, ценовой и тарифной политике, но работе с промышленными и предпринимательскими структурами, по муниципальному заказу, по казначейскому исполнению бюджета, по внешним экономическим связям и т. п. Реже встречаются такие новые структуры, как служба стратегического развития, единая служба управления недвижимостью, структурные подразделения, отвечающие за привлечение и эффективное использование заемных средств. Эти новые подразделения должны так или иначе сочетаться с прежними организационными структурами администраций.

В связи с развитием рыночной инфраструктуры на территории муниципальных образований возникают такие финансово-экономические институты различных форм собственности, как банки, страховые компании, пенсионные фонды, лизинговые компании, залоговые фонды, аудиторские, консалтинговые фирмы и т. п., взаимодействие с которыми для местной администрации необходимо.

Функционирование в составе администрации и вне ее множества разнообразных (в том числе новых) организационных структур, так или иначе воздействующих на формирование муниципальной экономической политики, поставило вопрос о том, кто отвечает за эту политику в целом, обеспечивая ее координацию, целенаправленность и эффективность.

Из всего многообразия существующих структур местных администраций и методов координации экономической политики муниципального образования можно выделить четыре принципиальные схемы.

Децентрализованная. Планово-экономическая служба, финансовая служба, управление имуществом, управление инвестициями, работа с промышленностью и предпринимателями являются независимыми друг от друга структурными подразделениями и находятся в подчинении непосредственно главы администрации и разных его заместителей. Роль координатора экономической политики при этом неизбежно ложится на главу администрации.

В основном децентрализованная, по с усиленным комитетом (управлением, департаментом) экономики. В ведение последнего передаются некоторые дополнительные функции: инвестиционная политика, работа с предпринимательством, потребительский рынок и т. п.

Частично централизованная на уровне заместителя главы администрации по экономике с координирующими функциями. В его ведении находятся вопросы собственно экономики, промышленности и т. п., иногда - весь блок вопросов перспективного развития муниципального образования, использования земель, взаимодействия с банковскими и иными коммерческими структурами. Но управление имуществом и финансовый орган местного самоуправления этому заместителю не передаются.

Полностью централизованная - первый заместитель главы администрации управляет всем экономическим блоком, включая экономику, финансы и недвижимость.

Большинство муниципальных образований использует вторую и третью из названных схем в различных модификациях. Однако наиболее рациональной представляется полностью централизованная схема управления экономическим блоком, поскольку при этой схеме в муниципальном образовании создаются наилучшие условия для системного планирования и координации экономической политики, включая:

Целевую направленность муниципальной экономики на повышение качества и эффективности оказания муниципальных услуг населению;

Выделение на решение этой задачи всех ресурсов территории, включая объекты муниципальной собственности и ресурсы хозяйствующих субъектов;

Обеспечение поддержки немуниципалыюго сектора экономики;

Увязку экономического и финансового планирования;

Увязку решения текущих и перспективных задач.

Экономическая основа тесно связана с численностью населения и территориальной основой местного самоуправления. Наличие этих трех элементов в их тесной диалектической связи является важнейшим условием обеспечивающим реальную гарантию становления и развития местного самоуправления. Как институт муниципального права экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью средствами местных...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Экономические основы местного самоуправления

Экономическая основа местного самоуправления является одним из главных базисных элементов местного самоуправления. Экономическая основа тесно связана с численностью населения и территориальной основой местного самоуправления. Наличие этих трех элементов в их тесной диалектической связи является важнейшим условием, обеспечивающим реальную гарантию становления и развития местного самоуправления. Местная публичная власть реализуется посредством применения административных и экономических методов управления в их сочетании.

Как институт муниципального права экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью, средствами местных бюджетов, а также реализацией имущественных прав муниципальных образований 1 .

Все эти и другие отношения регламентированы главой 8 Федерального закона от 6 октября 2006 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ст. 49 экономическую основу местного самоуправления составляют:

Находящееся в муниципальной собственности имущество (муниципальное имущество);

Средства местных бюджетов;

Имущественные права муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование в соответствии с Федеральным законом имеет муниципальную собственность и местный бюджет. Наличие собственности является одним из признаков муниципального образования, имеющим существенное значение для реального решения вопросов местного значения. Согласно ст.215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимися в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяется населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

Население муниципального образования должно получать необходимую информацию об управлении и распоряжении муниципальной собственностью и финансовыми ресурсами в целях осуществления действенного контроля за этой стороной муниципальной деятельности. Уставы муниципальных образований закрепляют соответствующие формы контроля населения, граждан за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Финансовые вопросы и правовое регулирование деятельности местного самоуправления является острой проблемой. Абсолютное большинство муниципальных органов различных государств не способно обеспечить выполнение планов и программ за счет собственных средств. Так, в Испании и Швеции около 50% доходов местных бюджетов покрывается за счет налоговых поступлений. В Финляндии и Нидерландах это показатель еще ниже – около 10 %. 2 Не случайно в Европейской Хартии местного самоуправления закреплены нормы, обязывающие государственную власть содействовать в формировании финансовых средств местного самоуправления и при необходимости перечислять им определенные денежные средства.

В Конституции РФ в ст. 132-133, предусмотрено, что органы государственной власти при делегировании своих полномочий передают в органы местного самоуправления необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства, а также компенсируют расходы, возникающие в результате их решений.

Формирование муниципальной собственности осуществляется путем разграничения собственности, приватизации, создания новых объектов, передачи, приобретения в результате купли-продажи, дарения, наследства и т.д.

Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Такая попытка была предпринята в начале 90-х годов. В частности, порядок формирования муниципальной собственности был предусмотрен в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В состав муниципальной собственности передавались объекты, находившиеся в собственности субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов. К ним относились предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские мощности.

В дальнейшем порядок передачи государственной собственности субъектов Российской Федерации в состав муниципальной собственности стал определяться законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении или специальными законами о муниципальной собственности.

Одним из важнейших способов формирования муниципальной собственности является создание этой собственности путем строительства производственных объектов, приносящих прибыль .

Укреплению экономической основы способствуют не только муниципальные предприятия. Большинство предприятий, расположенных на территории муниципального образования, в той или иной степени способствуют росту экономической базы муниципального образования.

Перечень имущества, которое может входить в состав муниципальной собственности, установлен в ст. 50 «Муниципальное имущество» ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.).

Приватизация муниципальной собственности является одним из важнейших элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики. Это экономический способ приумножения финансовых ресурсов местного самоуправления, сочетающийся с мерами административно-правового характера.

Федеральный закон в ст. 51 устанавливает нормы о праве населения и органов местного самоуправления определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. С одной стороны, продажа (приватизация) имущества (объектов) способствует упрочению финансовых ресурсов, с другой стороны, органы местного самоуправления могут избавиться от убыточных предприятий или объектов и тем самым сократить расходы на финансирование деятельности и содержание этих объектов, предприятий.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества в настоящее время определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Очевидно, что возможности для создания и укрепления собственной экономической основы у местного самоуправления имеются. Естественно, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления должны организовать процесс приватизации имущества. Они обязаны осуществлять контроль над полнотой и своевременностью поступления средств от покупателей объектов приватизации, обеспечивать учет поступающих средств по каждому проданному объекту, представлять налоговому органу по месту расположения сведения о поступлении средств в местный бюджет.

Важнейшим средством, обеспечивающим расширение производственной и иной деятельности, является муниципальный заказ (ст. 54). С его помощью органы местного самоуправления могут способствовать усилению добросовестной конкуренции в поставках товаров, выполнении работ, оказании различных услуг.

В муниципальном заказе заинтересованы предприятия различных организационно-правовых форм, т. к. он гарантирует реализацию их возможностей, благоприятствует росту производства, совершенствованию его технологии, накоплению оборотных средств. Кроме того, муниципальный заказ нацелен на обеспечение занятости населения и укрепление позиций российского товаропроизводителя.

Муниципальный заказ делается по таким важным направлениям, как строительство объектов социально-бытового обслуживания, дорожное строительство, строительство газовых систем в населенных пунктах, ремонт школ, больниц и т.д.

В соответствии со ст. 54 ФЗ (2003 г.) муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет местного бюджета. Размещение его осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя. Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля устанавливается уставом муниципального образования и нормативными актами органов местного самоуправления, а также правовыми актами Российской Федерации. Субъекты РФ по данным вопросам не принимают решений, т.к. закон их не упоминает.

Местные бюджеты. Важнейшим компонентом экономической основы местного самоуправления являются средства местного бюджета.

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования 3 .

Таким образом, за счет средств местных бюджетов осуществляется финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Согласно Бюджетному кодексу РФ использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Основные принципы формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов, источники их доходов и основные направления расходов закрепляются в Конституции РФ, Бюджетном и Налоговом кодексах РФ, федеральных законах о бюджетной классификации и об общих принципах организации местного самоуправления, других федеральных законах, законах субъектов Федерации. Органы местного самоуправления также осуществляют правовое регулирование бюджетного процесса в муниципальных образованиях в соответствии с действующим законодательством.

Местные бюджеты входят в единую бюджетную систему Российской Федерации, которая представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

Единства бюджетной системы Российской Федерации;

Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

Самостоятельности бюджетов;

Равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;

Полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

Сбалансированности бюджета;

Эффективности и экономности использования бюджетных средств;

Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

Гласности; достоверности бюджета;

Адресности и целевого характера бюджетных средств. Данные принципы в полной мере распространяются и на местные бюджеты, порядок их формирования, утверждения и исполнения.

Местные бюджеты включают бюджеты:

а) муниципальных районов;

б) городских округов;

в) внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

г) городских и сельских поселений.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют согласно Бюджетному кодексу РФ консолидированный бюджет муниципального района.

Свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), бюджет субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта Федерации. Межбюджетные трансферты - это средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Смета доходов и расходов населенного пункта, другой территории, не являющейся муниципальным образованием, представляет собой утвержденный органом местного самоуправления поселениями план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией поселения осуществлять в данном населенном пункте (другой территории), входящем (входящей) в состав территории поселения, отдельные функции местной администрации. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в составе местного бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений может быть образован целевой бюджетный фонд , используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. Возможно создание и резервного фонда органов местного самоуправления на финансирование непредвиденных расходов.

Местный бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Для составления и исполнения бюджетов используется устанавливаемая федеральным законодательством бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Благодаря бюджетной классификации обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Местный бюджет имеет доходную и расходную части.

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Доходы местных бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Бюджетный кодекс устанавливает следующие виды доходов местных бюджетов:

  1. налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации, федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы;
  2. неналоговые доходы. К ним относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

иные неналоговые доходы;

3) безвозмездные и безвозвратные перечисления . К ним относятся перечисления в виде:

Финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

Субвенций из федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

Иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

Безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Бюджетный кодекс в структуре доходов бюджетов (включая и местные бюджеты) особо выделяет собственные доходы бюджетов, к которым он относит:

Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

Неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления к собственным доходам местных бюджетов относит:

  1. средства самообложения граждан, под которыми понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан) в соответствии с Законом;

2) доходы от местных налогов и сборов . Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно Налоговому кодексу РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.

В настоящее время Налоговый кодекс к местным налогам относит:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах;

  1. доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  2. доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений в соответствии с Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и (или) по налоговым ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением случаев, установленных указанным Законом. Бюджетным кодексом и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах устанавливаются единые для всех поселений или муниципальных районов налоговые ставки и (или) нормативы отчислений для зачисления доходов от определенного вида федерального налог (сбора) в соответствующие местные бюджеты;

5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований , предоставляемые в соответствии с Федеральным законе 2003 г., иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии федеральным законодательством и другие безвозмездные перечисления;

  1. доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  2. часть прибыли муниципальных предприятий , остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
  3. штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
  4. добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации и решениями органов местного самоуправления.

В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление отделенных целевых расходов.

Кроме того, местные бюджеты могут получать субсидии.

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства , в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления определяет порядок выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов (городских округов).

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта Федерации: а) регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов; б) районных фондов финансовой поддержки поселений.

Региональный фонд финансовой поддержки поселений образуется и дотации из него предоставляются в порядке, указанном Законом и Бюджетным кодексом, в целях выравнивания исходя из численности жителей поселений финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.

Районные фонды финансовой поддержки поселений образуются и дотации из них предоставляются в порядке, установленном законом субъекта Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса исходя из уровня бюджетной обеспеченности поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений, входящих и состав муниципального района, осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения. В переходный период при формировании и утверждении проектов бюджетов муниципальных районов на 2006, 2007 и 2008 гг. средства районных фондов финансовой поддержки поселений могут распределяться с использованием показателей фактических доходов и расходов за отчетный период или прогнозируемых на плановый период доходов и расходов бюджетов поселений.

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) образуются и дотации из них предоставляются в порядке, установленном законом субъекта Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, в целях выравнивания исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) финансовых возможностей органов местного самоуправления осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.

В переходный период (до 1 января 2009 г.) дотации из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в бюджетах субъектов Федерации могут распределяться с использованием показателей фактических или прогнозируемых доходов и расходов бюджетов муниципальных районов (городских округов):

1) в 2006 г. — в размере до 100% от общего объема средств указанных фондов;

2)в 2007 г. — в размере до 80% от общего объема средств указанных фондов;

3) в 2008 г. — в размере до 50% от общего объема средств указанных фондов.

Иные средства финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней. В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Федерации может быть образован фонд муниципального развития.

Отбор инвестиционных программ и проектов, а также муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, осуществляется в порядке, установленном законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предусматривает возможность образования фонда софинансирования социальных расходов , который создается в целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Федерации.

Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Федерации регионального фонда компенсаций , который формируется за счет:

  1. субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами;
  2. иных доходов бюджета субъекта Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов Федерации.

Порядок формирования, распределения, перечисления и учета субвенций, предоставляемых из регионального фонда компенсаций, устанавливается Бюджетным кодексом.

Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом, который, разграничивая расходные обязательства между уровнями власти в государстве, устанавливает расходные обязательства муниципального образования, возникающие в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления:

  1. по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от его имени договоров (соглашений) по данным вопросам;
  2. при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Федерации.

Вместе с тем согласно Бюджетному кодексу, Федеральному закону 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Федерации, но только при наличии собственных финансовых средств (за исключением субсидий, субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации).

За счет средств местного бюджета оплачивается муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Размещение указанного муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.

В целях объединения финансовых средств, материальных и финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Важнейшим результатом реформ в России стали реальная децентрализация власти, превращение регионов и территорий в реальных субъектах управления на местах. Начался процесс становления принципиально новой формы власти и собственности – муниципальной, аналогов которой не существовало в советский период развития страны. Из рассмотренного материала следует, что органы местного самоуправления составляют: человек и организованные сообщества граждан, территория, экономика и право. Сегодня основу самоуправления составляют граждане, проживающие в пределах границ муниципального образования.

Территориальное деление закреплено в Конституции Российской Федерации, региональном законодательстве и на местном уровне. Экономический фактор составляет базис (основу) жизни общества. При этом муниципализация способствует становлению такой экономической базы, благодаря которой появляется возможность улучшать и облегчать условия жизни населения.

Вместе с тем следует отметить, что экономическая база местных бюджетов нуждается в укреплении: на начало проведения реформы местного самоуправления около 95% муниципальных образований являлись дотационными. Доля собственных налоговых доходов местных бюджетов в среднем по стране покрывала менее 15% расходных потребностей местных бюджетов 4 . Сегодняшнее состояние финансового положения муниципальных образований не позволяет сделать вывод об их финансовой самостоятельности: законодательное закрепление бюджетных и иных полномочий местного самоуправления в финансовой сфере должно подкрепляться реальным улучшением состояния экономики и финансов в муниципальных образованиях и в стране в целом.

1 См. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Указ. соч. С. 415.

2 См.: Муниципальное право. Учебник./ Отв. Ред. Коваленко Л.И. – М., 1997. С.89.

3 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. М.: ТК Велби, 2009. С. 435.

4 См.: Мокрый В. С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти в гражданском обществе. Самара, 2003. С. 287.

PAGE 19

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

327. Территориальные основы местного самоуправления 27.64 KB
Как и нормы других муниципальноправовых институтов нормы посвященные территориальной организации местного самоуправления содержатся в федеральных и в региональных нормативных актах а также в уставах муниципальных образований. 12 предусматривала что территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. При такой модели невозможно изменить муниципальное устройство без изменения административного устройства; региональный закон предусматривает относительное...
6883. Конституционные основы местного самоуправления в РФ 7.45 KB
Конституционные основы местного самоуправления в РФ. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления закреплены ст. Местное самоуправление – способ организации и осуществления власти на местах обеспечивающий самостоятельное решение населением вопросов местного значения владения пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Принципы организации местного самоуправления: гарантированность Конституцией как выражение власти народа; границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами...
328. Правовые и организационные основы местного самоуправления 32.85 KB
Это в частности выразилось в повышение интереса к самостоятельности органов местного самоуправления. Местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения владение пользование и распоряжение муниципальной собственностью ст. Под самостоятельностью местного самоуправления понимается невмешательство государства в деятельность органов местного самоуправления.
20140. Конституционные основы организации местного самоуправления 44.77 KB
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Для решения вопросов местного значения необходима детальная правовая регламентация общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления.
335. Понятие и правовые основы формирования и деятельности местного самоуправления 10.91 KB
Оно предполагает наличие у местной единицы собственной компетенции охватывающей вопросы местного значения; гарантированной конституцией и законом самостоятельности по отношению к государственной власти в пределах этой компетенции; наличие органов избираемых населением соответствующей муниципальной единицы. Правовую основу деятельности местных органов составляют конституции а также акты издаваемые центральными законодательными органами или в федеративных государствах представительными органами субъектов федерации. Важным источником...
307. Вопросы местного значения и распределение их по уровням местного самоуправления 10.6 KB
Свои функции органы государственной власти и органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей которые характеризуются как полномочия. Понятие вопросов местного значения использовано в Конституции РФ ст. 130 следует что решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления в ст.
291. Принципы местного самоуправления 13.03 KB
Каждый принцип является обобщением длительной практики местного самоуправления правотворчества применения муниципального права изучения исторического и регионального опыта местного самоуправления и развития муниципального права. В теории муниципального права нет единой точки зрения по классификации принципов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи лежащие в основе организации и деятельности населения формируемых им органов самостоятельно...
290. Функции местного самоуправления 12.2 KB
Исходя из задач решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные функции местного самоуправления: а обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; б управление муниципальной собственностью финансовыми средствами местного самоуправления; в обеспечение комплексного социальноэкономического развития муниципального образования; г обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах отнесенных к ведению муниципальных...
289. Теории местного самоуправления 10.27 KB
Различия проявляются в организационных формах осуществления муниципального управления: на началах местного самоуправления; на началах государственного местного управления и в сочетании государственного управления с местным самоуправлением. Американская и Французская революции вызвали к жизни организованные и сравнительно единообразные системы местного самоуправления придав им функцию выражения и охраны прав и свобод человека и гражданина. теоретические основы местного самоуправления активно разрабатываются государствоведами и используются...
8408. 18.1 KB
Институт местного самоуправления в РФ.Понятие и соотношение терминов социального управления местного государственного управления и местного самоуправления. Правовая природа местного самоуправления и его основные юридические свойства. Структура органов местного самоуправления и их общая характеристика.

Принципы финансово-экономической самостоятельности закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления (ст. 9), в Конституции РФ (ст. 12, 130, 132), в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В качестве общих принципов, определяющих экономическую и финансовую политику демократического государства в развитии и укреплении местного самоуправления являются положения Европейской Хартии самоуправления, которая устанавливает:

Органы местного самоуправления имеют право на финансовые ресурсы, которыми они могут распоряжаться при осуществлении своих полномочий;

Соразмерность финансовых ресурсов органов местного самоуправления полномочиям, предоставленным Конституцией или законами;

Пополнение части финансовых ресурсов местного самоуправления за счет местных сборов и налогов, ставки которых должны устанавливаться органами местного самоуправления самостоятельно в рамках закона;

Разнообразие и гибкость финансовых систем, на которых основываются ресурсы муниципального образования, для своевременного реагирования на изменение возникающих в процессе деятельности издержек;

Защита более слабых, в финансовом отношении, органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или соответствующих мер, направленных на корректировку последствий неравномерного перераспределения возможных источников финансирования и расходов.

Согласно Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» экономическую основу местного самоуправления составляют: муниципальная собственность, имущество, находящееся в государственной собственности и передано в субъекты управления органов местного самоуправления, а также иная собственность.

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной и иными формами собственности. В части 1 ст. 130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Так, в ст.215 Гражданского кодекса РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на правах собственности городским сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени собственника муниципальных органов выступает орган местного самоуправления. Закон «Об основных принципах организации местного самоуправления РФ» определяет перечень объектов, принадлежащих органам местного самоуправления, а это:

Средства местного бюджета, внебюджетные фонды;

Имущество органа местного самоуправления;

Муниципальные земли, природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

Муниципальные предприятия;

Муниципальные жилищные фонды, нежилые помещения;

Муниципальные учреждения, образования, здравоохранительные, культурные, спортивные и т. д.

Наиболее распространенными способами формирования муниципальной собственности в современных условиях являются: муниципализация (передача безвозмездно или за выкуп имущества из государственной и частной собственности в муниципальную собственность); покупка (приобретение на стоимостной основе); дарение; строительство новых объектов; передача по судебному решению; захват бесхозных объектов и т.д.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В статье 50 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» поименован состав муниципального имущества для каждого типа муниципальных образований. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным и региональным органам государственной власти, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения (муниципальный заказ).

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В части 1 ст.132 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Поэтому каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). При этом бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

Местный бюджет – централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

Муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников:

Государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством. Бюджетный кодекс РФ предусматривает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

Собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т.п.);

Заемных средств или муниципального кредита. Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

К собственным доходам местного бюджета относятся:

Средства самообложения граждан;

Доходы от местных налогов и сборов;

Доходы от региональных налогов и сборов;

Доходы от федеральных налогов и сборов;

Безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

Часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей;

Штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

Добровольные пожертвования;

Субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов);

Иные законные поступления.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.


Похожая информация.


Введение 2

1. Понятие и принципы экономической основы местного самоуправления. 3

2. Муниципальная собственность и имущественные права муниципальных образований. 4

3. Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования. 7

3.1 Доходная часть местных бюджетов 9

3.2 Расходная часть местных бюджетов 11

3.3 Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. 13

Заключение 17

Список литературы 18

Введение

Важнейшей предпосылкой реального осуществления местного самоуправления является его финансово - экономическая обеспеченность. Согласно ст. 9 Европейской хартии о местном самоуправлении финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям.

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Муниципальная собственность - отдельная форма собственности, закрепленная в Конституции РФ (ст. 12). В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, имущество муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Актуальность темы работы связана с тем, что изменения экономических отношений осуществляемых в Российской Федерации привели к осознанию необходимости реформирования системы государственного управления и передаче значительной части функций по обеспечению жизнедеятельности населения местным органам, наделив их соответствующим статусом, компетенцией, материальными и финансовыми ресурсами.

Целью работы является исследование основ организации экономической деятельности муниципальных образований.

1. Понятие и принципы экономической основы местного самоуправления.

Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения - это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной власти от «текучки», позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.

Само понятие «экономическая основа местного самоуправления» представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. установил, что экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, средства местных бюджетов, имущество, находящиеся в государственной собственности и переданные в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Часто встречается и понятие «финансовые ресурсы муниципального образования», под которыми понимается совокупность финансовых средств, состоящих из средств местного бюджета, внебюджетных фондов, финансовых ресурсов муниципальных предприятий, ссуд, займов, средств от продажи муниципальной собственности, ценных бумаг.

В законе о местном самоуправлении 1995 г. глава посвященная экономической основе, называлась «финансово-экономическая основа местного самоуправления» Однако, понятие финансовой основы несколько уже, чем экономической, так как первая является составной частью второй, что отразилось на действии законодателя, который в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» 2003 г. сменил название главы на «экономическая основа местного самоуправления».

К источникам муниципального права России относится Европейская хартия местного самоуправления. В статье 9 Хартии сформулированы следующие основные требования к финансовым ресурсам местного самоуправления:

    достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям;

    свобода распоряжения этими средствами при осуществлении своих функций;

    поступление хотя бы части финансовых средств местного самоуправления за счет местных сборов и налогов;

    защита более слабых органов местного самоуправления за счет процедур финансового выравнивания;

    предоставление субсидий не должно идти в ущерб выбора политики органов местного самоуправления Европейская Хартия о местном самоуправлении.

Эти положения Европейской Хартии о местном самоуправлении, которую Россия ратифицировала в 1998 году, можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны. Не случайно в Европейской хартии самая большая по объему статья посвящена характеристике источников финансирования органов местное самоуправление.

Общие начала финансовой деятельности органов местного самоуправления регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей существенное влияние на развитие российского законодательства. Так, в соответствии со статьей 132 Конституции РФ, при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

Таким образом, экономическая основа, обеспечивает хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служит, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. При этом принципы его экономической организации заложены не только в национальном законодательстве, но и в ратифицированной Россией Европейской хартии местного самоуправления.

2. Муниципальная собственность и имущественные права муниципальных образований.

Важное место в составе экономической основы местного самоуправления занимает муниципальная собственность. Развитие товарно-денежных отношений, юридическое закрепление многообразия форм собственности, появление множества субъектов реальных рыночных отношений поставили перед местным самоуправлением задачу формирования собственной финансово-экономической базы на новых основах. Одним из главных условий жизнедеятельности местного самоуправления является наличие у него материально-финансовой базы. Конституция Российской Федерации закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.

Существует несколько точек зрения на трактовку понятия «муниципальная собственность»:

    муниципальной собственности – это целое, состоящее из частей. Можно говорить, что муниципальная собственность включает муниципальные предприятия, объекты социально-культурного и бытового назначения, транспорт, местную промышленность, а также земли, недра, леса, растительный и животный мир.

    с юридической точки зрения муниципальная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям

    Гражданский кодекс Российской Федерации под муниципальной собственностью понимает имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Последнее определение дает наиболее полное представление об экономической деятельности местного самоуправления и раскрывает роль данной категории в системе общественного воспроизводства.

В соответствии со ст. 50 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности, так как реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.

Формирование муниципальной собственности осуществляется путем разграничения собственности, приватизации, создания новых объектов, передачи, приобретения в результате купли-продажи, дарения, наследства и т.д. Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с законом. Органы местного самоуправления вправе:

    передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов;

    выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

    определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности, за исключением случаев, когда она осуществляется непосредственно населением, при этом доходы от приватизации поступают в полном объеме в местный бюджет;

    в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они сами определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

По-другому определяются отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. Однако органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. В то же время они не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, за исключением случаев, предусмотренных законами.

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМУПРАВЛЕНИЯ

Тема 5. Экономические основы местного самоуправления

5.1. Понятие экономических основ местного самоуправления

Одной из причин неудач становления местного самоуправления в нашей стране является отсутствие материальных ресурсов муниципальных образований (финансы, имущество и др.), позволяющих в полной мере самостоятельно решать вопросы местного значения. Понятие «экономическая основа местного самоуправления» в российской общественно-политической практике появлялось в 1990 г. в связи с принятием Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Под экономической основой следует понимать совокупность норм и принципов, регламентирующих экономические вопросы осуществления местного самоуправления, а также совокупность средств и ресурсов предназначенных для решения вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 49 федерального закона № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Важным принципом является признание и защита муниципальной собственности государством.

В состав муниципальной собственности – это публичная собственность населения территориального коллектива каждого отдельного муниципального образования – входит имущество, предназначенное для выполнения полномочий по решению вопросов местного значения (муниципальные предприятия, жилищный фонд, муниципальный транспорт, имущество, предназначенное для организации жизнеобеспечения муниципального образования, земли и т.п.); отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (например, служебные здания); необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения. Законом установлен состав муниципальной собственности с учетом вида муниципального образования.

Органы местного самоуправления обладают правом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Порядок приобретения и отчуждения муниципальной собственности определяют муниципальные органы. Они также ведут реестр муниципальной собственности. В состав муниципальной собственности могут входить государственные и муниципальные ценные бумаги (акции, облигации, жилищные сертификаты и др.). Помимо собственности в состав экономической основы местного самоуправления входят имущественные права муниципальных образований как субъектов имущественных отношений. Особым составным элементом экономической базы муниципального образования является местный бюджет.