Пеня как способ обеспечения своевременной уплаты налогов и сборов. Расчет пеней за несвоевременную уплату налога При несвоевременной уплате налога пени начисляются

Заработок

Необходимость расчета пени по налоговым платежам возникает, когда начисленные суммы налогов, а также обязательных страховых платежей в казну государства уплачиваются позже , установленных в соответственном законодательстве.

Важно знать, что уплата налогов и взносов считается завершенной только после предъявления соответственного поручения в банк. Оно подтверждает перечисление денежных средств на счет государственного казначейства.

При этом, на банковском счете лица, которое предъявляет поручение, должна быть достаточная сумма остатка, в момент совершения платежа. Если все эти критерии не выполняются, то происходит начисление дополнительных, обязательных платежей в виде пени.

Определение пени имеется в Налоговом кодексе Российской Федерации. Пеня – представляет собой сумму денег, которую плательщик обязан уплатить в случае, когда сборы и налоги были погашены ним позднее, чем в сроки установленные законодательством.

Пеня должна быть выплачена в дополнение к сумме налога, ее начисление происходит ежедневно на протяжении всего периода просрочки платежа. Она начинает начисляться сразу же, после истечения срока налогового или страхового платежа.

Есть только одно исключение для единого , по нему пеня рассчитывается в соответствии с главой 26.1 НК РФ.

Пеня - еще играет роль государственного инструмента, обеспечивающего своевременную уплату налогов и сборов. Потому что ее начисление прекращается только в тот день, когда был погашен просроченный платеж. Она всегда начисляется в процентном соотношении к неуплаченной сумме по одному виду платежа.

Об ужесточении штрафов за просрочку уплаты налогов в 2016 году рассказано в следующем видеосюжете:

Начисление пени

Начисление и расчет налоговой пени регламентируется государственным Налоговым Кодексом.

Существует несколько основных мотивов для начисления пени:

  • самый распространенный – когда налогоплательщик не произвел выплату денежного обязательства в установленный период;
  • когда контролирующий налоговый орган выявил занижение суммы налогового платежа;
  • существует обстоятельство, когда начисление пени может распространяться на налогового агента, если он перечислил сумму налогового платежа плательщика позже необходимых сроков (то есть, когда просрочка произошла по вине работников налоговой инспекции);
  • начисление пени может проводиться не только на рынке внутри государства, но и начисляться на операции ввоза, вывоза товаров через границу (таможенная пошлина).

Также существуют случаи, когда пеня по налогам не начисляется :

  • не начисляется на суммы недоимок, образовавшиеся у плательщика налогов и сборов, по причине предоставления им разъяснений в письменной форме о порядке начисления и уплаты платежей, или из-за решения им других задач касающихся действующего законодательства НК РФ, данных плательщику местным налоговым органом. Чтобы подобные обстоятельства брались в учет при решении вопроса начисления пени – необходимо их подтвердить соответствующим документом. Его можно взять в налоговой инспекции. Вышеуказанное исключение относится так же к налоговым агентам (когда на них падает обязательство уплатить пеню, данный пункт может освободить от уплаты);
  • если у плательщика налогов есть переплата по соответственным видам платежей;
  • если размер переплаты полностью погашает пеню;
  • начисляется не в полном размере, если сумма переплат меньше чем размер недоимки по виду налога, в таком случае пеня снижается пропорционально размеру недостающей недоимки.


Переплата
- денежные средства, включающие в себя излишки, образовавшиеся при уплате налогов, пени, штрафов. Она может использоваться для погашения задолженностей если выполняются условия:

  • переплата перечисляется на перекрытие недоимки налоговыми органами;
  • перечисление переплат может проводиться только для погашения местных, региональных и федеральных налогов.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Порядок расчета

Начисление пени происходит за каждый календарный день текущей просрочки уплаты страхового платежа либо налога.

Например, налог нужно заплатить до 30-го марта, но налогоплательщик не смог внести необходимую сумму на погашение налоговой задолженности до 30-го числа включительно. Это значит с 31-го марта начинает начисляться пеня. Ее начисление будет производиться до самого дня погашения налоговой задолженности в полном ее объеме. Но есть одна особенность при определении сроков начисления пени. Период ее накопления, не совсем точно определен в НК РФ, поэтому его нужно уточнять у контролирующих налоговых органов.

Размер пени начисляется в процентах, в отношении сумм просроченных налоговых платежей. Процентное отношение приравнивается к 1/300 установленной ставки Центрального Банка страны.

Действующая формула расчета пени текущего года:

Пеня = (просроченные налоговые обязательства * ставку рефинансирования / 300) * длительность просрочки в календарных днях

Ставка рефинансирования – это постоянно изменяющаяся величина, поэтому, в процессе начисления пени берется, актуальная на день начисления пени, ставка.

Изменения в 2019 году

С 01.10.2017 года в силу вступили изменения в порядке расчета пени согласно ФЗ №401 от 30.11.2016 года. Теперь для юрлиц сумма начислений зависит от продолжительности просрочки платежей. Как и ранее до 30 дней необходимо будет уплачивать 1/300 ставки рефинансирования, а начиная с 31 дня размер пени изменился до 1/150 текущей ставки рефинансирования.

Пример вычислений

Рассмотрим несколько примеров расчета пени по налогам, при условии, что размер просроченного платежа = 10 000руб, ставка рефинансирования составляет 6,5 процентов, а платеж просрочен на 10 дней:

Величина пени = 10 000 * 6,5% / 300 * 10 = 21,66 руб.

Если ставка рефинансирования в первые 5 дней была 8%, а затем возросла до 10%, то, следовательно, размер пени будет рассчитываться таким образом:

Величина пени = (10 000* 8% / 300 * 5) + (10 000* 10% / 300 * 5) =13,33+16,66 = 29,99руб.

Уже ощутима небольшая разница.

Особенности начисления при просрочке налоговых авансов

Кроме всего вышеуказанного, в действующем НК РФ прописаны особенности при начислении пени на отдельные виды налоговых авансов.

Транспортный налог

Является обязательным налоговым платежом взымающийся со всех владельцев транспортных средств (как физических лиц, так и юридических). Уплачивается в местные налоговые органы один раз в год. Пеня на этот вид налога начинает начисляться спустя 3 месяца, после невыплаты платежа.

Ее размер рассчитывается по формуле :

П = ставка рефинансирования (%) * сумму просрочки платежа * кол-во дней невыплаты / 300

То есть формула такая же, как при расчете на другие виды налогов. Кроме того, если просрочка произведена осознанно, то с лица, не уплатившего налог, потребуют уплату в виде штрафа, размер которого равен в среднем — 30% от суммы всех просроченных выплат.

Имущественный

При просрочке , владельцам предъявляются штрафные санкции в виде пени, начисляемые каждый день просрочки платежа. Для того, чтобы определить величину пени используется ставка рефинансирования Центрального Банка РФ.

Начисляется пеня местными налоговыми органами, выявившими нарушение по уплате. Они выписываю уведомляющий документ для плательщика с указанием суммы налога. Каждому собственнику налогооблагаемого имущества в начале налогового периода присылается уведомление о его налоговых обязательствах и сроках их уплаты. Когда уведомление не приходит, нужно обязательно обратиться в налоговую администрацию. Формула расчета стандартная.

Земельный

В случаях недоимки по , начисляется по тому же принципу, что и для других видов налогов. Но так же существует своеобразный штраф за просрочку уплаты налога – 20%, для юридических и физических лиц, от неуплаченной суммы налога, и в размере 40%, если неуплата была умышленной.

Налоговый орган должен направить физическому лицу налоговое уведомление с требованием оплатить налог и начисленную по нему пеню.

Налог на прибыль

На авансовые платежи по , начинает начисляться после истечения срока равному одному месяцу с момента неуплаты. Начисление происходит в соответствии со статьей 75й НК РФ. То есть, в остальном порядок начисления стандартный.

Правила расчета пени от авансов по УСН рассмотрены в данном видеоматериале:

Пеня за несвоевременную уплату налога

Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки. Сказанное относится и к налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Порядок уплаты пеней установлен ст. 75 НК РФ и распространяется также на плательщиков сборов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков (п. 7 ст. 75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки по уплате налога (сбора), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (сбора), если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пени могут быть начислены и в случае несвоевременной уплаты авансовых платежей по налогу (абзац 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).

В этом случае необходимо принять во внимание следующее:

Сумма пени определяется в том же порядке, как и при неполной уплате налога, в соответствии со ст. 75 НК РФ;

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то пени, начисленные за их неуплату, подлежат соразмерному уменьшению (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Правила такого уменьшения не установлены ни в НК РФ, ни в указанном выше постановлении Пленума ВАС РФ.

Налоговые органы начисляют пени на просроченные авансовые платежи только после представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период (см. письма Минфина России от 22.01.2010 N 03-03-06/1/15 , ФНС России от 13.11.2009 N 3-2-06/127). В случае получения убытка по итогам налогового периода, пени, начисленные на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, сторнируются (см. письмо ФНС России от 11.11.2011 N ЕД-4-3/18934).

Указанный порядок действует и при применении УСН, в случае, когда сумма исчисленных за отчетные периоды авансовых платежей окажется меньше уплаченного за налоговый период минимального налога (см. письмо Минфина России от 12.05.2014 N 03-11-11/22105).

Уплата пеней производится одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и независимо от применения иных обеспечительных мер или мер ответственности за нарушение налогового законодательства (п.п. 2 , 5 ст. 75 НК РФ).

Если организация самостоятельно пени не уплатит, то они могут быть взысканы в принудительном порядке (п. 6 ст. 75 НК РФ).

При этом пени не начисляются на сумму недоимки:

1) которая не могла быть погашена в силу того, что:

По решению налогового органа был наложен арест на его имущество;

По решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика.

В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств (п. 3 ст. 75 НК РФ);

2) которая образовалась у налогоплательщика (п. 8 ст. 75 НК РФ):

В результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления или уплаты налога, либо по иным вопросам применения налогового законодательства, данных ему либо неопределенному кругу лиц Минфином России, налоговым органом или другим уполномоченным органом (должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции. Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа;

В результате выполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга (норма действует с 1 января 2015 года).

Однако если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком, то пени будут начисляться в общем порядке;

3) в отношении которой истек пресекательный срок для взыскания. Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 N 8229/10, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, возможность взыскания которого утрачена. См. также п. 11 письма ФНС России от 24.12.2013 N СА-4-7/23263, письмо Минфина России от 29.10.2008 N 03-02-07/2-192, постановление ФАС Московского округа от 10.06.2014 N Ф05-14553/12 и др.

При определенных обстоятельствах налогоплательщик вправе претендовать на изменение срока уплаты налога (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит). В случае принятия налоговым органом решения о переносе срока уплаты налога оснований для начисления пеней не возникает. Вместе с тем подача налогоплательщиком заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате (п. 3 ст. 75 НК РФ, постановление ФАС Центрального округа от 11.09.2007 N А48-4283/06-6).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Пени - денежная сумма, взимаемая с налогоплательщика в случае уплаты им налога в более поздние сроки, чем это предусмотрено законодательством. Пени не следует путать со штрафом. Это один из способов обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом (ст. 75 НК РФ). Штраф же, в свою очередь, является санкцией за совершение налогового правонарушения. В частности, за неуплату или неполную уплату налога в результате его неправильного исчисления предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы. Основание - статья 122 Налогового кодекса. Иными словами, в случае просрочки платежа по налогу, налогоплательщику придется уплатить и пени, и штраф.

Важный момент:
При несвоевременной уплате авансовых платежей по налогу также осуществляется начисление пеней (ст. 58 НК РФ)
.

Пени на сумму недоимки не начисляются только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях.

Во-первых , если налоговым органом или судом на имущество (в том числе денежные средства) налогоплательщика был наложен арест или были приостановлены операции по его банковским счетам, в результате чего налогоплательщик не смог погасить задолженность по недоимке. Причем пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.

Во-вторых , в случае, когда налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснениями о порядке исчисления и уплаты налога или по иным вопросам применения налогового законодательства, данными Минфином России или ФНС. И результате этого образовалась недоимка по налогу. Однако следует иметь в виду, что речь идет о разъяснениях, данных соответствующим органом либо непосредственно налогоплательщику на его запрос, либо неопределенному кругу лиц (так называемые массовые письма). Обратите внимание: в справочно-правовых системах можно найти огромное количество писем (например, Минфина России), разъясняющих позицию финансового ведомства по тому или иному вопросу. К сожалению, подавляющее большинство подобных разъяснений как раз и являются частными ответами на запросы конкретных налогоплательщиков. Если подобным разъяснением воспользовалась другая организация, и в результате налоговой проверки была выявлена недоимка, организации придется доплатить налог, штраф и пени.

Никакие другие случаи (например, подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога) не приостанавливает начисления пени на сумму налога, подлежащую уплате.

Порядок расчета пеней предусмотрен статьей 75 Налогового кодекса. Они начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Начинать начисление пеней следует со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога. Пени определяются в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после его уплаты в полном объеме.

Рассмотрим пример .

Авансовые платежи по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, перечисляются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Это установлено пунктом 7 статьи 346.21 Налогового кодекса. То есть крайний срок уплаты авансовых платежей за 9 месяцев 2010 года - 25 октября 2010 года. Предположим, организация ООО "Фристайл", применяющая УСН, по итогам 9 месяцев 2010 года исчислила к уплате авансовые платежи в размере 30 000 руб. Сумма была перечислена в бюджет 29 октября 2010 года. За четыре календарных дня просрочки необходимо начислить пени. Расчет пеней производится следующим образом: 30 000 руб. * 7.75% ÷ 300 * 4 дн. = 31 руб. При этом 7.75% - это ставка рефинансирования, действующая в данный период.

ООО "Фристайл" перечислило пени одновременно с уплатой авансовых платежей, то есть 29 октября.

Зачастую задолженность перед бюджетом организация погашает частями. В такой ситуации расчет пеней осуществляется от суммы просроченной задолженности при каждой уплате.

Изменим условия примера .

Допустим, ООО "Фристайл" погасило задолженность перед бюджетом в два этапа: первый платеж на сумму 15 000 руб. был осуществлен 27 октября 2010 года, второй - на сумму 15 000 руб. - 29 октября 2010 года. Расчет пеней будет следующим. При уплате первой части недоимки пени составят 30 000 руб. * 7.75% ÷ 300 * 2 дн. = 15.5 руб.

При окончательном погашении задолженности перед бюджетом пени рассчитываются так: 15 000 руб. * 7.75% ÷ 300 * 2 дн. = 7.75 руб. Общая сумма пеней в размере 15.5 руб. + 7.75 руб. = 23.25 руб. была уплачена организацией 29 октября.

За время, пока налогоплательщик погашал недоимку, ставка рефинансирования может измениться. Это следует учитывать при расчете пеней.

Проиллюстрируем сказанное .

По итогам 1 квартала 2010 года ЗАО "Магнум", применяющему упрощенную систему налогообложения, необходимо уплатить авансовые платежи в размере 30 000 руб. Срок оплаты - 26 апреля 2010 года (25 апреля - выходной день). Организация полностью погасила задолженность 14 мая 2010 года. То есть просрочка платежа составила 18 календарных дней. В рассматриваемом периоде менялась ставка рефинансирования. До 29 апреля 2010 года включительно она составляла 8.25%, а с 30 апреля - 8%. Расчет пеней в этом случае будет таким: за период с 27 по 29 апреля они исчисляются исходя из ставки рефинансирования 8.25%, а с 30 апреля по 14 мая - исходя из 8%. Общая сумма составит 30 000 руб. * 8.25% ÷ 300 * 3 дн. + 30 000 руб. * 8% ÷ 300 х 15 дн. = 144.75 руб.

Мы рассмотрели ситуации, когда при просрочке налоговых платежей в бюджет налогоплательщик самостоятельно рассчитывает и уплачивает пени. Однако пени могут быть взысканы налоговым органом принудительно за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя). Порядок такого взыскания предусмотрен статьями 46-48 НК РФ.

Налоговым кодексом предусмотрены случаи, когда принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в судебном порядке (подп. 1-3 п. 2 ст. 45 и п. 6 ст. 75 НК РФ). Перечислим их.

Во-первых , с организации, которой открыт лицевой счет. Имеется в виду лицевой счет для учета операций по исполнению бюджета (ст. 220.1. Бюджетного кодекса).

Во-вторых , в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, признаваемых по действующему законодательству РФ зависимыми (дочерними). Недоимка взимается в случае, когда выручка за реализуемые товары (работы, услуги) этих зависимых (дочерних) обществ (предприятий) поступает на счета основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий). В обратной ситуации (поступление на счета дочерних предприятий выручки за реализуемые товары (работы, услуги) основных предприятий) наличие более чем трехмесячной недоимки также служит основанием для ее взыскания в судебном порядке.

В-третьих , с организации или индивидуального предпринимателя, в случае, когда их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

В заключение отметим, что все вышесказанное распространяется на плательщиков сборов и налоговых агентов.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня - установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов и налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Под сроками, установленными законодательством о налогах и сборах, понимаются также сроки, измененные уполномоченным на то органом вследствие предоставления заинтересованному лицу отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

"По смыслу статьи 75 НК РФ и согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П и Определении от 04.07.2002 N 202-О, начисление пеней направлено на компенсацию потерь бюджета, вызванных поступлением причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки. Поскольку статья 75 НК РФ гарантирует обеспечение потерь бюджета, суд, применяя названную норму, должен установить, имелись ли такие потери в конкретном бюджете вследствие неуплаты налогоплательщиком одного налога, но при условии, что у налогоплательщика имелась переплата по другим налогам, зачисленным в тот же бюджет" (Постановление ФАС СЗО от 18.01.2006 N А42-5398/04-22).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 04.07.2002 N 200-О указывал следующее: "Уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговый период состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам этих отчетных периодов вносятся авансовые платежи. Закрепление обязанности налогоплательщика вносить налоговые платежи авансом, т.е. до истечения налогового периода, обусловлено необходимостью равномерного, в течение бюджетного года, поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод. Следовательно, начисление пени в связи с неуплатой авансовых платежей является правомерным".

Пленум ВАС РФ в п. 20 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ" указал, что "при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса".

"Учитывая, что сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 НК РФ, и уплачивается по истечении отчетного периода, неуплата данного платежа по итогам отчетного периода является недоимкой по налогу. Следовательно, пени за просрочку уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций могут быть взысканы с налогоплательщика" (Постановление ФАС ВСО от 26.12.2005 N А78-5918/05-С2-21/533-Ф02-6540/05-С1).

Со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О, которым платежи за загрязнение окружающей природной среды отнесены к категории фискальных сборов, не упомянутых в ст. 8 НК РФ, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к заключению, что налоговые органы не вправе на основании ст. 75 НК РФ взыскивать пени за неуплату названных платежей, поскольку данные платежи не входят в систему налогов и сборов Российской Федерации и действие Налогового кодекса РФ на них не распространяется (Постановление ФАС СКО от 28.09.2005 N Ф08-4563/2005-1803А).

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. "Из содержания п. 3 ст. 75 НК РФ следует, что единственным основанием освобождения налогоплательщика от начисления пеней является наличие причинной связи между невозможностью погасить недоимку и решением налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика в банке или наложении ареста на его имущество. В соответствии с нормами ст. 65 АПК РФ указанное обстоятельство доказывает заявитель (налогоплательщик). Следовательно, сам по себе факт вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика не является основанием для не начисления пени. Налогоплательщик должен представить доказательства, свидетельствующие о том, что приостановление операций по счету в банке препятствовало исполнению им налоговых обязательств" (Постановление ФАС СЗО от 17.10.2005 N А26-7007/04-210).

Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Несмотря на то что срок уплаты пени законодательно не установлен, требование об уплате пени подлежит направлению налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а не в пределах разумного срока, определяемого налоговым органом. Сроки, установленные ст. ст. 46, 47 НК РФ на бесспорное взыскание налога, распространяются также на взыскание пени. Следовательно, решение о взыскании пени в бесспорном порядке может быть принято не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требований об уплате пени. При нарушении налоговым органом указанного срока пени могут быть взысканы только в судебном порядке (Постановление ФАС ЗСО от 05.04.2006 N Ф04-743/2006(19916-А81-26)).

В силу ст. 75 НК РФ пени неразрывно следуют за неуплаченной суммой налога (сбора), поэтому способ принудительного взыскания пеней аналогичен порядку, установленному для взыскания налога (сбора). В случае несоблюдения налоговым органом порядка и сроков взыскания задолженности по налогу (сбору), установленных ст. ст. 45 - 47, 69, 70 НК РФ, налоговый орган утрачивает право на ее взыскание, а следовательно, и на взыскание пеней. Это подтверждается решениями арбитражных судов, в частности Постановлением ФАС Уральского округа от 11.04.2006 N Ф09-2525/06-С7.

В п. 6 ст. 75 НК РФ определено, что принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных пп. 1 - 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, производится исключительно в судебном порядке. То есть если недоимка взыскивается в судебном порядке, то и пени, начисленные на эту недоимку, подлежат взысканию только в судебном порядке.

Правила, предусмотренные ст. 75 НК РФ, распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов. Согласно положениям п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты удерживают законодательно установленные налоги только из денежных сумм, выплачиваемых налогоплательщикам.

Как указал Федеральный арбитражный суд СЗО в Постановлении от 12.04.2005 N А56-28195/04: "Налоговый агент обязан уплатить пени только в том случае, если своевременно не перечислены в бюджет удержанные у налогоплательщика суммы налога. В том случае, если налоговый агент неправомерно не удержал суммы налога, он может быть привлечен к ответственности, установленной статьей 123 НК РФ, однако в данном случае пени начислены быть не могут, поскольку у самого налогового агента отсутствовала сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет".

Противоположная позиция была заявлена Федеральными судами Западно-Сибирского и Уральского округов. Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 11.09.2006 N Ф04-2812/2006(25955-А27-33), Постановлении ФАС УО от 07.09.2006 N Ф09-7889/06-С2 указано, "пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества".

По вопросу привлечения налоговых агентов к уплате пени и не взысканных налогов следует учитывать положения, изложенные в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05: "В силу гл. 11 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Поскольку статьей 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом. Кроме того, пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика. Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае не удержания с него налога налоговым агентом) не обеспечивало бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога. Ссылка на пункт 9 статьи 226 НК РФ, согласно которому уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, не может быть признана обоснованной, поскольку в настоящем случае имеет место не уплата налога налоговым агентом, а принудительное взыскание пеней. Кроме того, согласно пункту 6 статьи 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ. Согласно статье 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогового агента на счетах в банках. Следовательно, пени за несвоевременную уплату, не удержанную с налогоплательщика налога, могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества".

Порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 Налогового кодекса РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

В отличие от регулирования, установленного Налоговым кодексом РФ, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не предусматривает нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Пункт 1 ст. 26 Закона о пенсионном страховании определяет, что пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов. В силу ст. 24 Закона о пенсионном страховании страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации).

Таким образом, в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов (Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47).

Ведущий специалист-эксперт
юридического отдела Мирошникова А.М.

"Ваш бюджетный учет", 2006, N 5

Перечисление налоговых платежей в бюджет позже установленного срока - довольно часто встречается в налоговой практике. Неотвратимость начисления пеней известна: инспекция начисляет дополнительный платеж, компенсируя потери казны в результате недополученных в срок налоговых сумм. Вместе с тем многие моменты применения пени остаются спорными. Правила расчета пеней, порядок взыскания и другие вопросы - тема настоящей статьи.

Налоговый кодекс РФ определяет пеню как установленную Кодексом денежную сумму, которую налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной им в Постановлении от 17.10.1996 N 20-П и Определении от 04.07.2002 N 202-О, пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополученных налоговых сумм в срок. Пени - не штрафная санкция, а способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Сумма пеней уплачивается помимо задолженности по налогам и независимо от применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со следующего дня после установленного срока уплаты. Ставка пеней определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и равняется одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. Пени перечисляются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (п. 6 ст. 75 НК РФ).

Принцип расчета пени

Сумма пени зависит от суммы недоимки, количества дней просрочки и действующей ставки рефинансирования.

Формула расчета в общем виде следующая:

SP = N х K х SR х 1/300 х 1/100,

где: SP - сумма пени;

N - недоимка;

K - количество дней просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора);

SR - действующая ставка рефинансирования Банка России, %.

При определении дней задержки, если установленный срок уплаты налога совпадает с выходным или праздничным днем, пени начисляются начиная со второго рабочего дня после дня отдыха.

За последние 3 года Банком России установлены следующие ставки рефинансирования:

1 января - 16 февраля 2003 г. - 21%; 17 февраля - 20 июня 2003 г. - 18%; 21 июня 2003 г. - 14 января 2004 г. - 16%; 15 января - 14 июня 2004 г. - 14%; 15 июня 2004 г. - 25 декабря 2005 г. - 13%; 26 декабря 2005 г. - 12%.

Ставка пени как 1/300 рассчитывается с точностью до одной десятитысячной (0,0001) отдельно за каждый период действия ставки рефинансирования. Сумма пеней округляется до целых копеек.

На каждого налогоплательщика в инспекции ведется Карточка расчета с бюджетом (РСБ), в которую вносится информация об исчисленных и уплаченных налоговых платежах по соответствующему бюджету, зачету и возврату налогов, суммах начисленных пеней и другая учетная информация. Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" утверждены Приказом ФНС России от 12.05.2001 N ШС-3-10/211 (далее - Рекомендации).

По налогам, перечисление которых осуществляется отдельными документами (например, налог на прибыль), пени на сумму недоимки по одному бюджету начисляются независимо от переплаты по другому бюджету. Такой порядок установлен п. 3 Рекомендаций.

В случае предоставления организацией уточненных расчетов "к уменьшению" суммы налога по первоначальным декларациям за соответствующий отчетный (налоговый) период начисленная ранее пеня подлежит перерасчету, а сумма пеней сложению.

Если налогоплательщик сдает уточненную декларацию "к доплате" за соответствующий отчетный период, в карточке производится доначисление пеней с учетом новой суммы налога. При перерасчете сумм пеней по уточненным расчетам должны применяться ставки пеней, действующие в соответствующих отчетных периодах (в т.ч. за предыдущие годы). Поступившие в бюджет суммы пеней зачисляются на тот же код бюджетной классификации доходов РФ (группа, подгруппа, статья, подстатья), на которые зачисляются основные платежи. Уточним при этом структуру кода программы (14 - 17 разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) - 2000 "Пени и проценты по соответствующему платежу".

Заслуживает внимания Письмо Минфина России от 17.03.2006 N 03-02-07/1-57 о порядке начисления пени при ликвидации организации. Сообщено, что согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами). По мнению финансового ведомства, начисление пеней прекращается после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации организации.

Выявление недоимки и применение пени

Основанием для начисления и взыскания пени является факт просрочки уплаты налогов и сборов. Применение пени происходит по различным сценариям.

Первый - организация правильно исчислила налог, но уплатила его с нарушением срока. Налоговый орган в автоматическом режиме получает информацию от Федерального казначейства о проведенном платеже и отклонении в сроке уплаты от установленного законодательством.

Второй - в ходе камеральной проверки доначислен налог. Проверка проводится в течение 3-х месяцев после сдачи налоговой декларации, поэтому погасить задолженность в установленный срок практически невозможно, просрочка компенсируется пеней.

Третий - выездной налоговой проверкой установлено занижение налога. Эти суммы квалифицируются как недоимка, а "недоимка без пеней не бывает". Важно, что Кодексом (ст. 87 НК РФ) установлено ограничение по глубине контрольного мероприятия - только 3 календарных года, предшествовавшие году проведения проверки. В решении по результатам рассмотрения материалов проверки должен быть сделан расчет пеней и указана дата, по которую они начислены.

На что следует обратить внимание налогоплательщику? Прежде всего проверить правильность подсчета дней просрочки, процентную ставку, формулу расчета и наличие излишне уплаченного налога. По требованию организации налоговый орган обязан документально обосновать начисление пеней и представить расчет с указанием ставок пени, суммы недоимки и дней просрочки. Как ни странно, для инспекции это становится проблемой. ФАС Московского округа в Постановлении от 12.09.2002 N КА-А40/6065-02 указал, что применение программы расчета пени нарастающим итогом за каждый календарный год не освобождает налоговый орган от обязанности предоставлять соответствующий расчет на бумажном носителе в целях обоснования правильности расчета начисленных пеней.

Известно также одно из постановлений ФАС Северо-Западного округа, где отмечено, что, несмотря на неоднократные требования суда обосновать сумму пеней (по периодам и основаниям их начисления) и представить суду его расчет, инспекция не смогла это выполнить. Она указала, что расчет произведен по компьютерной программе, в силу чего невозможно обосновать данный расчет иным способом. Кассационная инстанция сделала вывод, что предъявленная в требовании к уплате предприятию сумма пеней никак не обоснована налоговым органом, т.е. не доказана правомерность ее начисления, следовательно, является правильным вывод суда о нарушении инспекцией прав налогоплательщика, гарантированных ему законодательством о налогах и сборах.

Пеня по "старым" долгам

Принципиальным является вопрос правомерности начисления дополнительных сумм на задолженность "прошлых лет". В частности, на недоимку, возникшую за пределами трехлетнего периода деятельности налогоплательщика, охваченного выездной налоговой проверкой.

Если установлен трехлетний срок давности на взыскание на выявление недоимки, в равной степени это ограничение должно применяться и к дополнительному платежу. Кроме того, у налогового органа отсутствует законное право подтвердить задолженность первичными учетными документами, т.к. эти документы уже нельзя запросить у налогоплательщика. Срок 3 года для выездной проверки является пресекательным и не подлежит восстановлению.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 3 марта 2003 г. N КА-А41/618-03 указал, что исходя из положений п. 5 ст. 75 НК РФ недопустимо самостоятельное взыскание суммы пени по недоимке, которая не была взыскана налоговым органом с налогоплательщика в установленные сроки.

Тем не менее у налогового органа есть возможность начисления пеней на задолженность прошлых лет в том случае, когда размер недоимки подтверждается актом предыдущей выездной налоговой проверки, а сам налог в течение проверяемого периода не был уплачен.

Добровольная уплата и взыскание пени

Анализ ст. 75 НК РФ показывает, что обязанность по исчислению и уплате пени возложена на налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ предусматривает добровольный и принудительный порядок уплаты пени. Чаще всего добровольная уплата инициируется самим налогоплательщиком при подаче корректирующей декларации и доплате налога.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ налогоплательщик сдает исправленную налоговую декларацию после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога. Однако освобождается от ответственности он при условии, что до подачи нового расчета уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени.

Кроме того, налогоплательщик имеет возможность уплатить пени в добровольном порядке и при направлении в его адрес налоговым органом требования об уплате налога и пени (или только пени) в установленный в требовании срок. Согласно ст. ст. 69 и 70 НК РФ требование об уплате налога и пени должно содержать информацию о сумме задолженности по конкретному налогу и период, за который возникла недоимка. Из приведенной нормы следует, что налоговый орган должен доказать правомерность направления налогоплательщику требования в части суммы начисленных пеней.

Требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев после наступления срока уплаты налога. Если недоимка выявлена в результате выездной налоговой проверки, требование направляется в 10-дневный срок с даты вынесения решения по акту проверки.

Если пени не уплачиваются добровольно, налоговые органы вправе взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (пп. 9 ст. 31). Согласно п. 6 ст. 75 Кодекса пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика.

Процедура принудительного взыскания задолженности по пеням, также как и по налогам и сборам, может быть начата только после направления налогоплательщику или налоговому агенту требования о добровольной уплате задолженности.

Применение пени к налоговому агенту

Обязанность налоговых агентов перечислять удержанные налоги установлена п. 4 ст. 24 НК РФ. В случае несвоевременного перечисления сумм налога пени начисляются в общем порядке (п. 1 ст. 75 НК РФ). Важно, что дополнительный платеж можно взыскать только в том случае, когда налоговый агент реально удержал налог, но не перечислил в бюджет или перечислил с нарушением установленного срока. Уплата налога за счет организации - налогового агента действующим законодательством не предусмотрена.

Наличие успешной судебной практики подтверждает правильность такого вывода. Однако многие инспекции начисляют пеню на суммы, не удержанные из доходов работника, и, как правило, выявленные на выездных проверках. Между тем за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов установлена специальная ответственность ст. 123 НК РФ в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

При перечислении налога на доходы физических лиц бухгалтеру организации, имеющей обособленные подразделения, стоит быть особенно внимательным. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.08.2005 N 645/05 освободил организацию, перечислившую налог не в тот бюджет, от штрафа. А заплатить пени и перечислить налог в нужный бюджет все-таки придется.

Начисление пени по авансовым платежам

До настоящего времени существует неопределенность в вопросе о том, должна ли начисляться пеня в случаях, когда налогоплательщик обязан уплачивать авансовые платежи, но сделал это несвоевременно. Президиум ВАС РФ в п. 16 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 пояснил, что на авансовые платежи эта норма не распространяется. Пленум ВАС РФ в п. 20 Постановления от 28.02.2001 N 5 подтвердил, что пени можно начислять лишь на те авансовые платежи, которые рассчитываются по итогам отчетных периодов.

Пени по отдельным налогам

В связи с тем что уплата разных налогов имеет разную периодичность, особенности в исчислении и уплате авансовых платежей, отличия в распределении по бюджетам и другие характерные признаки целесообразно рассмотреть применение пени на отдельных примерах.

Налог на прибыль. Организация, имеющая в своем составе филиалы, расположенные на территории в одном и том же регионе, что и головная организация, в 2004 г. не рассчитала суммы налога на прибыль по обособленным подразделениям и заплатила налог в бюджет региона по месту своего учета. Минфин России в Письме от 16.05.2005 N 03-03-01-04/259 разъяснил, что в данном случае пени на сумму налога, зачисляемую в бюджет региона, по месту нахождения подразделений не начисляются.

Такой вывод сделан только в отношении обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ с организацией, и в отношении регионального бюджета.

Транспортный налог. С этим налогом сложилась уникальная ситуация. До 1 января 2006 г. положениями гл. 28 НК РФ был установлен только налоговый период - календарный год. Отчетные периоды, а также обязанность по уплате авансовых платежей и предоставлению расчетов на налогоплательщика не была возложена. У субъектов РФ также не было права самостоятельно установить эти элементы налогообложения.

Новая редакция ст. 360 НК РФ с этого года определила в качестве отчетного периода квартал. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ имеют право не устанавливать на своих территориях отчетные периоды в течение года. Но если отчетные периоды будут введены, то организации в течение квартала будут обязаны уплачивать авансовые платежи не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Минфин России в Письме от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02 указал, что до внесения изменений в гл. 28 НК РФ, предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу, отсутствовали правовые основания для начисления и взыскания с налогоплательщиков пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу. Начиная с 2006 г. в случае нарушения сроков уплаты авансовых платежей пеня начисляется в общеустановленном порядке.