Протокол о непроведение обязательного аудита. Штрафы за непроведение обязательного аудита

Заработок

"Российский налоговый курьер", 2009, N 23

Нередко организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, его не проводят. Причина, как правило, - желание сэкономить на оплате аудиторских услуг. Но иногда компания даже не подозревает, что вместе с годовой бухгалтерской отчетностью она обязана представить в налоговую инспекцию аудиторское заключение. Разберемся, какие организации должны подтверждать достоверность отчетности аудиторским заключением и какова ответственность, если этого не сделать.

Аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности данной отчетности. Такое определение приведено в ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ), который начал действовать с 1 января 2009 г.

Для каких организаций аудит годовой отчетности обязателен

  • организации любой организационно-правовой формы, выручка которых от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за год, предшествующий отчетному году, превысила 50 млн руб. либо сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец года, предшествующий отчетному году, составила более 20 млн руб. <1>. Для муниципальных унитарных предприятий указанные финансовые показатели могут быть снижены законом субъекта РФ;
  • открытые акционерные общества (независимо от вида осуществляемой деятельности, размера годовой выручки или стоимости активов);
  • кредитные организации, бюро кредитных историй;
  • страховые организации, общества взаимного страхования;
  • товарные и фондовые биржи;
  • инвестиционные фонды;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • другие фонды, источником формирования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.
<1> Данный критерий не распространяется на сельскохозяйственные кооперативы и союзы этих кооперативов (пп. 3 п. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).

Примечание. С 1 января 2010 г. прекращается лицензирование аудиторской деятельности (ст. 24 Закона N 307-ФЗ).

Отметим, что в Законе N 307-ФЗ под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ). Значит, чтобы сделать вывод о том, подлежит ли отчетность организации обязательному аудиту, нужно принимать во внимание показатели, отраженные в ее бухгалтерском балансе за предыдущий год, а также в отчете о прибылях и убытках за этот же период. Например , компания обязана будет провести аудит бухгалтерской отчетности за 2009 г., если выполнено хотя бы одно из условий:

  • сумма выручки за 2008 г., отраженная в строке 010 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках", превысила 50 млн руб.;
  • сумма активов бухгалтерского баланса (валюта баланса) по состоянию на конец 2008 г., указанная по строкам 300 и 700 формы N 1 "Бухгалтерский баланс", превысила 20 млн руб.

Примечание. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, срок действия лицензий которых на осуществление аудиторской деятельности истекает в 2009 г., вправе до 1 января 2010 г. вести аудиторскую деятельность без переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии (п. 1 ст. 23 Закона N 307-ФЗ).

Кроме того, необходимость проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть предусмотрена иными федеральными законами (пп. 4 п. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ). Такая обязанность, в частности, установлена в отношении отчетности:

  • саморегулируемых организаций (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"). Саморегулируемыми признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных соответствующими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида;
  • профессиональных объединений страховщиков (п. 6 ст. 28 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств");
  • жилищных накопительных кооперативов (п. 1 ст. 54 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах"). Однако уставом кооператива может быть предусмотрено проведение аудиторской проверки один раз в два года. Это допускается, если сумма активов баланса кооператива не превышает на конец отчетного года 6 млн руб.;
  • застройщиков (пп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"). Под застройщиком понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства для строительства на этом земельном участке многоквартирных домов или иных объектов недвижимости (за исключением производственных) на основании полученного разрешения на строительство;
  • организаторов лотерей (за исключением организаторов лотерей, выступающих от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования) и операторов лотерей (ст. 23 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях");
  • акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов (п. 3 ст. 50 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах");
  • негосударственных пенсионных фондов (ст. 22 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах");
  • получателей дохода от целевого капитала некоммерческой организации (НКО), не являющихся собственниками целевого капитала (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"). Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность указанных получателей дохода подлежат обязательному ежегодному аудиту в части использования дохода от целевого капитала, если размер финансирования этих получателей за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 млн руб.

Примечание. Жилищный накопительный кооператив - это потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов.

Примечание. Целевой капитал НКО - это сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователями в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная ею в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности этой или иных некоммерческих организаций.

Итак, обязанность проводить ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности установлена для тех организаций, в отношении отчетности которых требуется повышенная гарантия ее достоверности.

Кто может проводить обязательный аудит

До начала 2009 г. обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности могли проводить только аудиторские организации. Это было установлено в п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" <2> (далее - Закон N 119-ФЗ).

<2> Данная статья, а также ряд других норм этого Закона утратили силу с 1 января 2009 г. в связи с вступлением в действие Закона N 307-ФЗ.

Теперь осуществлять обязательный аудит вправе как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность). Основание - п. 2 ст. 1 Закона N 307-ФЗ.

Примечание. Обязательный аудит проводится ежегодно (п. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).

Аудиторской признается коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Индивидуальный аудитор - это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Компания приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность, а физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о ней или о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая компания или такое физическое лицо является (ст. ст. 3 и 4 Закона N 307-ФЗ) <3>.

<3> О том, как в 2009 г. проходит создание саморегулируемых организаций аудиторов и их регистрация, читайте в интервью с Л.З. Шнейдманом в РНК, 2009, N 22 - Примеч. ред.

В то же время в отношении индивидуальных аудиторов действует несколько ограничений, установленных в п. 3 ст. 5 Закона N 307-ФЗ. Во-первых, индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит консолидированной отчетности. Во-вторых, они не вправе осуществлять обязательный аудит отчетности:

  • негосударственных пенсионных фондов;
  • кредитных организаций;
  • страховых компаний;
  • организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Примечание. Начиная с 1 января 2010 г. аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе будут проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги (п. 2 ст. 23 Закона N 307-ФЗ).

Аудиторские заключения о достоверности отчетности указанных юридических лиц, а также о достоверности консолидированной отчетности могут выдавать только аудиторские организации (п. 3 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).

Кроме того, федеральными законами установлены иные случаи, при которых обязательный аудит проводится исключительно аудиторскими организациями. Это касается аудита отчетности ряда государственных корпораций и фондов (например, Российской корпорации нанотехнологий, Внешэкономбанка, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства).

Решение о выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора), которая будет проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности общества с ограниченной ответственностью (акционерного общества), принимается общим собранием участников (акционеров) общества. Это указано в пп. 10 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и пп. 10 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Однако уставом общества с ограниченной ответственностью утверждение аудитора может быть отнесено к компетенции совета директоров или наблюдательного совета общества (пп. 5 п. 2.1 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ).

В некоторых случаях договор с аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) на осуществление обязательного аудита может быть заключен только по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса. Это касается аудита отчетности (п. 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ):

  • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%.

Конкурс на право заключения договора проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Правила проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта РФ в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25%, утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 N 706.

Кому организация обязана представить аудиторское заключение

Компании, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны включить в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, подтверждающее достоверность этой отчетности. Данное требование установлено в п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ.

Примечание. Расходы на проведение обязательного аудита можно учесть при расчете налога на прибыль (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. В нем содержится выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ (п. 1 ст. 6 Закона N 307-ФЗ). При этом под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователям отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемого лица и принимать решения, основанные на указанных выводах <4>.

<4> См. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696.

Допустим, исходя из норм действующего законодательства, компания не обязана была проводить аудит своей бухгалтерской отчетности, но сделала это по собственной инициативе. Полученное от аудиторов заключение она вправе приложить к годовой отчетности. Основание - п. 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Известно, что субъекты малого предпринимательства <5> имеют право не представлять отдельные формы бухгалтерской отчетности. Однако данное правило не распространяется на аудиторское заключение (п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности). Следовательно, если отчетность малого предприятия подлежит обязательному аудиту, в состав годовой бухгалтерской отчетности необходимо включить аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность.

<5> Критерии для отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства установлены в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Примечание. Малые предприятия, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, могут не представлять отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и приложение к бухгалтерскому балансу (формы N N 3, 4 и 5), если у них отсутствуют соответствующие данные.

Отметим, что годовую бухгалтерскую отчетность, включая аудиторское заключение (если отчетность организации подлежит обязательному аудиту), компания должна представить прежде всего своим собственникам - учредителям, участникам, акционерам. Дело в том, что годовые отчеты утверждаются общим собранием участников (акционеров) и только после этого могут быть поданы в налоговую инспекцию и другим заинтересованным лицам.

Кроме того, открытые акционерные общества обязаны не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, опубликовать свою годовую бухгалтерскую отчетность (п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ). Независимо от того, публикуется отчетность полностью или по сокращенным формам, вместе с самой бухгалтерской отчетностью должно публиковаться мнение (оценка) независимого аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности <6>.

<6> Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами утвержден Приказом Минфина России от 28.11.1996 N 101.

Если организация является застройщиком , она обязана представить для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности (пп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ).

Организаторы (операторы) всероссийских негосударственных лотерей обязаны ежеквартально и ежегодно представлять в налоговую инспекцию по месту регистрации отчеты о проведении таких лотерей. Формы и сроки отчетности о лотереях утверждены Приказом Минфина России от 09.08.2004 N 66н. Согласно названному документу в годовую отчетность организатор (оператор) негосударственной лотереи обязан включить копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший отчетный период. Эта копия должна быть нотариально заверена. Срок для представления годовой отчетности о лотереях - до 25 апреля года, следующего за отчетным годом.

Примечание. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией или индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг (п. 4 ст. 6 Закона N 307-ФЗ).

Какова ответственность за непроведение обязательного аудита

Напомним, что до 1 июля 2002 г. (до введения в действие КоАП РФ) ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита была установлена непосредственно в Законе N 119-ФЗ. Так, если организация, отчетность которой подлежала обязательному аудиту, уклонялась от его проведения или препятствовала его проведению, с нее взыскивался штраф в размере от 500 до 1000 МРОТ, то есть от 50 000 до 100 000 руб. Взыскание данного штрафа производилось в судебном порядке.

Примечание. Базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных подобных платежей, с 1 января 2001 г. составляет 100 руб.

В настоящее время ни в Законе N 119-ФЗ, ни в более позднем Законе N 307-ФЗ не содержится норм, предусматривающих какую-либо ответственность за непроведение обязательного аудита. Обратимся к Налоговому кодексу. В пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ указано, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговую инспекцию по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность <7> в соответствии с требованиями, установленными Законом N 129-ФЗ. Как уже говорилось, согласно ст. 13 названного Закона организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны включать в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность. Получается, что компания, не выполнившая это требование, не представила в налоговую инспекцию документы и сведения, предусмотренные Налоговым кодексом. Значит, она может быть оштрафована из расчета 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Поскольку речь идет об одном документе - аудиторском заключении, максимальный размер штрафа составляет 50 руб.

<7> Это требование не распространяется на организации, перешедшие на УСН, поскольку такие организации не обязаны вести бухгалтерский учет (п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ).

Кроме того, руководитель или главный бухгалтер организации может быть привлечен к административной ответственности за непредставление в установленный срок (представление в неполном объеме или в искаженном виде, отказ от представления) в налоговые органы документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Размер административного штрафа для должностного лица составляет от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Обратите внимание: уплата административного штрафа не освобождает организацию от обязанности провести аудит годовой бухгалтерской отчетности (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ). Но даже если после уплаты штрафов компания все-таки не проведет обязательный аудит отчетности, ни ее саму, ни ее должностных лиц нельзя будет повторно привлечь к налоговой или административной ответственности. Основание - п. 2 ст. 108 НК РФ и ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ.

Примечание. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового (административного) правонарушения.

Есть мнение, что уклонение от проведения обязательного аудита может быть квалифицировано как грубое нарушение правил ведения учета и представления отчетности. За такое правонарушение ответственность предусмотрена и в Налоговом кодексе, и в КоАП РФ. Так, согласно ст. 120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения влечет взыскание с организации штрафа в размере 5000 руб. (если данное правонарушение совершено в течение одного налогового периода) или 15 000 руб. (если правонарушения совершены в течение нескольких налоговых периодов). При этом под грубым нарушением правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Административная ответственность установлена за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности. Под этим термином понимается искажение не менее чем на 10% сумм начисленных налогов и сборов либо любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности. За такое правонарушение должностные лица организации должны заплатить административный штраф в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

Невключение аудиторского заключения в годовую бухгалтерскую отчетность организации не подпадает ни под одно из приведенных определений. Следовательно, на компанию, которая не провела аудит годовой отчетности, а также на ее руководителя или главного бухгалтера не могут быть наложены штрафы, предусмотренные в ст. 120 НК РФ и ст. 15.11 КоАП РФ.

Примечание. Отсутствие аудиторского заключения (если оно должно быть представлено в составе годовой бухгалтерской отчетности) может послужить поводом для назначения выездной налоговой проверки организации.

Отметим также, что налоговые органы не вправе принудительно ликвидировать указанную организацию. Возможность исключения компании из ЕГРЮЛ (ликвидация) по инициативе налоговой инспекции прописана в ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Но такая ликвидация <8> применяется лишь к юридическим лицам, прекратившим свою деятельность. К ним относятся организации, которые в течение последних 12 месяцев вообще не представляли в налоговую инспекцию никакой отчетности и не осуществляли операций хотя бы по одному банковскому счету. Компанию, не представившую только аудиторское заключение, нельзя ликвидировать по этому основанию.

<8> Подробнее о порядке исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц см. в Письме ФНС России от 18.06.2009 N МН-20-6/812.

Обратите внимание! Отказ налоговой инспекции принять отчетность без аудиторского заключения неправомерен

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 01.04.2003 N 4-П отметил, что проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности не подразумевает инициативу аудируемого лица, а является его обязанностью, обременением публично-правового характера. Ведь обязательный аудит отчетности направлен на защиту публичных интересов и является одной из гарантий обеспечения достоверности официального бухгалтерского учета.

По мнению КС РФ, аудиторское заключение, составленное по результатам проверки, входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента. Без него отчетность не может быть принята, а пользователи такой отчетности, в том числе налоговые органы, не вправе считать ее достоверной.

Вместе с тем в п. 5 ст. 15 Закона N 129-ФЗ указано, что пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности. По просьбе организации он обязан проставить на копии бухгалтерской отчетности отметку о ее принятии и дату получения. Иными словами, налоговая инспекция не имеет права не принять у организации годовую отчетность, даже если в нарушение требования о проведении обязательного аудита компания не включила в эту отчетность аудиторское заключение.

Допустим, налоговая инспекция отказывается принимать отчетность без аудиторского заключения. Выхода два: отправить бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию по почте с описью вложения или по телекоммуникационным каналам связи. Указанные способы представления бухгалтерской отчетности предусмотрены в п. 5 ст. 15 Закона N 129-ФЗ. В этом случае налоговые органы не смогут заявить, что отчетность не была представлена.

Как складывается судебная практика

Арбитражные суды, рассматривая иски, касающиеся штрафов за непроведение обязательного аудита, как правило, приходят к выводу, что с организации, не представившей в налоговую инспекцию аудиторское заключение, взыскивается штраф в размере 50 руб., предусмотренный в п. 1 ст. 126 НК РФ. Пример подобного решения - Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2006 N Ф09-11483/06-С7 по делу N А76-16843/06.

К такому же штрафу привлекается организация, если она представила аудиторское заключение, но сделала это позже срока, установленного для сдачи годовой бухгалтерской отчетности. Тот факт, что аудиторская проверка была назначена на более позднее время (например, на апрель или май года, следующего за отчетным), обычно судами не принимается. Ведь организация, отчетность которой подлежит обязательному аудиту, должна провести аудиторскую проверку в сроки, позволяющие представить аудиторское заключение в налоговую инспекцию до наступления срока сдачи годовой бухгалтерской отчетности (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.12.2006 N А19-16895/06-51-Ф02-7019/06-С1 по делу N А19-16895/06-51 и ФАС Центрального округа от 25.07.2007 по делу N А64-5050/06-15).

Примечание. Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).

Вместе с тем есть несколько судебных решений, в которых судьи посчитали неправомерным привлечение организации к ответственности, установленной в п. 1 ст. 126 НК РФ. По мнению арбитражных судов, привлечь к указанной ответственности можно, только если компания располагает аудиторским заключением, но уклоняется от его представления в налоговую инспекцию. Иначе говоря, штраф в размере 50 руб. не применяется, если на момент сдачи годовой отчетности у организации еще не было аудиторского заключения, подтверждающего ее достоверность, но организация представила этот документ в налоговую инспекцию позднее, сразу после получения его от аудитора (Постановления ФАС Уральского округа от 21.02.2006 N Ф09-735/06-С7 по делу N А76-19912/05 и ФАС Северо-Западного округа от 25.05.2009 по делу N А56-22210/2008).

Еще один интересный пример судебного решения, когда арбитражный суд отменил взыскание штрафа, - Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2008 по делу N А66-6135/2007. Отсутствие аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности организация объяснила тем, что в ходе переговоров с аудиторскими фирмами не было достигнуто соглашение о стоимости аудиторской проверки. По этой причине аудит годовой отчетности не был проведен и аудиторское заключение не представлено. Суд, рассмотрев материалы дела, сделал вывод, что к организации не могут быть применены меры ответственности за непредставление документа, который у нее отсутствует. Значит, в действиях компании нет состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть штраф 50 руб. она уплачивать не обязана.

Выводы

Итак, максимальные размеры штрафов за непроведение обязательного аудита составляют 50 руб. - для организации и 500 руб. - для ее руководителя или главного бухгалтера (п. 1 ст. 126 НК РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Суммы небольшие и явно не сопоставимы со стоимостью аудиторских услуг. Однако отметим, что проведение аудита, как того требует законодательство, позволяет выявить и своевременно исправить ошибки и неточности в учете. Кроме того, в ходе аудиторской проверки аудиторы смогут дать компании рекомендации, как оптимизировать документооборот или учетные процессы.

Е.В.Вайтман

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"

Санкции за "игнорирование" обязательного аудита (Комарова И.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

Законодательством не установлена ответственность именно за непроведение обязательного аудита, если компания под таковой подпадает. В то же время штрафных санкций избежать все равно не удастся. Причем "круг" контролирующих органов, которые вправе их выписать, с некоторых пор даже расширился.

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности - достаточно дорогое удовольствие. Поэтому небольшие компании, которые в силу закона обязаны его провести, но вроде как им он ни к чему, в первую очередь интересуются, а что будет, если его не проводить вовсе (может, проще заплатить штраф и, как говорится, спать спокойно?).

На самом же деле все далеко не просто. А не так давно в этой части все стало еще более "интересно".

Действительно, законодательством напрямую не предусмотрена ответственность именно за непроведение обязательного аудита. Между тем у компаний, которые подпадают под обязательный аудит, есть также обязанность представить аудиторское заключение в Росстат, "открыть" информацию о проведенном аудите на специальном сайте, представить аудиторское заключение на общем собрании акционеров и т.д.

Санкции от Росстата

До недавнего времени считалось, что самыми "страшными" являются штрафы за непредставление аудиторского заключения в органы Росстата.

Напомним, что организации, составляющие бухгалтерскую отчетность, должны представлять по одному обязательному экземпляру годовой бухотчетности в орган государственной статистики по месту госрегистрации не позднее трех месяцев по окончании отчетного периода. Причем в том случае, когда годовая отчетность подлежит обязательному аудиту, в Росстат требуется сдать и аудиторское заключение. Оно должно быть представлено либо одновременно с годовой бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но в любом случае не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 1, 2 ст. 18 Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

В свою очередь, за непредставление, несвоевременное представление либо представление в неполном объеме или в искаженном виде в орган госстатистики сведений или информации, предусмотренной законом, компания и ее должностные лица могут быть привлечены к ответственности по ст. 19.7 КоАП. Данной нормой предусмотрены следующие санкции:

Для организаций - от 3000 до 5000 руб.;

Для должностных лиц - от 300 до 500 руб.

Однако и это еще не все. Как разъяснил Росстат в Письме от 16 февраля 2016 г. N 13-13-2/28-СМИ, за нарушение ст. 19.7 КоАП рассматриваются отдельно дела:

За непредставление в неполном составе бухгалтерской (финансовой) отчетности;

За непредставление аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Иными словами, компания и ее должностные лица могут быть оштрафованы дважды - и за непредставление бухотчетности, и отдельно - за непредставление аудиторского заключения (мы говорим о случаях, когда отчетность организации подлежит обязательному аудиту).

"Грубая" ответственность

Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года организации должны представить годовую бухотчетность и в налоговый орган (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК). Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности определен в ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ. Однако в данной норме не упомянуто аудиторское заключение. Данный факт констатировал Минфин в Письме от 30 января 2013 г. N 03-02-07/1/1724. То есть Кодексом не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью.

К сведению! В п. 5 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (утв. Приказом Минфина от 6 июля 1999 г. N 43н) сказано, что в состав бухгалтерской отчетности включается обязательное аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации. Тем не менее данное требование не соответствует Закону N 402-ФЗ, а потому не применяется.

С другой стороны, Законом от 30 марта 2016 г. N 77-ФЗ в новой редакции изложена ст. 15.11 КоАП. Теперь в ней устанавливается ответственность за грубое нарушение требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Причем законодатель не ограничился лишь увеличением штрафных санкций - помимо всего прочего расширено понятие "грубое нарушение требований к бухучету"). В результате грубым считается и нарушение, которое состоит в отсутствии у экономического субъекта в том числе аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).

Таким образом, за отсутствие аудиторского заключения (если наличие такового обязательно) должностные лица будут оштрафованы на 5 - 10 тыс. руб. При совершении повторного аналогичного правонарушения штраф возрастет до 10 - 20 тыс. руб. либо должностное лицо дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет.

К сведению! Нарушение считается повторным, если оно совершено не ранее, чем вступило в силу постановление о назначении наказания, и до того, как истек год с даты исполнения этого постановления (ст. 4.6 КоАП).

Дела давно минувших... лет, месяцев и т.д.

В некоторых ситуациях нарушителям удается избежать ответственности за совершение того или иного правонарушения на таком основании, как истечение срока исковой давности. Если говорить о штрафных санкциях от Росстата, то тут действительно можно уйти от ответственности, ведь срок исковой давности составляет всего три месяца с момента совершения правонарушения (ст. 4.5 КоАП). А когда нарушение в виде непредставления отчетности было допущено? Ответ на этот вопрос зависит от того, каким числом датировано аудиторское заключение и проводился ли обязательный аудит вообще. Ведь если аудиторская проверка завершена до срока представления бухотчетности, то заключение надлежит представить в Росстат одновременно с годовой бухгалтерской отчетностью. В случае когда на момент представления бухотчетности за отчетный год аудиторского заключения еще нет, его надлежит сдать в Росстат не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения. И в любом случае аудиторское заключение должно быть сдано не позднее 31 декабря года. Таким образом, трехмесячный срок давности отсчитывается в зависимости от обстоятельств, либо с даты представления годовой бухгалтерской отчетности, либо по истечении 10 рабочих дней, отсчитанных от даты аудиторского заключения, либо с 1 января следующего года.

В свою очередь, ответственность по ст. 15.11 КоАП за отсутствие аудиторского заключения избежать по факту нереально. Дело в том, что согласно примечанию 1 к ст. 15.11 КоАП под грубым нарушением понимается "отсутствие у экономического субъекта <...> аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов". Между тем аудиторские заключения подлежат хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после завершения отчетного года (п. 1 ст. 29 Закона N 402-ФЗ). А согласно Приказу Минкультуры от 25 августа 2010 г. N 558 (в ред. от 16 февраля 2016 г.) аудиторские заключения по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности хранить надлежит... постоянно (ст. 408).

Это услуга, предоставляемая многими компаниями. Однако сегодня есть определенные основания для проведения этой процедуры в обязательном порядке. Такие критерии будут рассмотрены ниже. Однако сразу стоит сказать, что если вы найдете основания для проведения такого комплекса работ в своей компании, то тем самым получите следующие преимущества:

  • минимизация налогового и финансового рисков;
  • избегание штрафных санкций;
  • уменьшение нагрузок на бухгалтерский отдел;
  • равномерное распределение затрат.

Таким образом, данная процедура проводится сегодня повсеместно на многих предприятиях. А в ином случае закон может наказать ООО, отказавшееся от нее, штрафом.

Обязательный аудит критерии 2018

Закон об обязательном аудите ФЗ 307 был принят еще в 2008 году, но определенные изменения для организаций были приняты даже в июле 2016 года. При проведении финансовой проверки организация обязана страховать риски по ответственности за нарушения пунктов договоров, чтобы не допустить штрафа.

Основной критерий – это минимальный размер выручки 400 миллионов рублей либо активы балансов, превышающие 60 миллионов рублей за год. Также важно, чтобы существовала организационно-правовая форма – акционерное общество (сюда подпадает по законодательству в том числе и компании с формой ЗАО).

Какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году

Подлежащие организации, которые попадают под критерии и основания для проведения финансовой проверки должны быть акционерными обществами. Кроме того, проводиться он в должном виде обязан на экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах на фондовых биржах. Попадает под основания для проведения и кредитные организации, и страховые компании, и некоторые другие фонды, выделенные ФЗ №307.

Непроведение данной процедуры контроля может сопровождаться штрафом и другими санкциями. Поэтому если ваша компания удовлетворяет критериям, проверка отчетности и деятельности в любом случае проводиться должна. Касается это и тех организаций, которые публикую сводную бухгалтерскую отчетность (ст 5. 307-ФЗ).

Аудит инициативный и обязательный – в чем разница?

Выше были приведены основания для проведения обязательного аудита. А вот проводиться инициативная проверка может и без различных критериев. Если такого рода контроль, как правило, проводится один раз за год (этого достаточно для избегания штрафа), то его аналог может проводиться намного чаще. Основания для проведения такой проверки определяет руководитель или бухгалтерский отдел компании. При этом выполняется заключение договора с компанией, которая будет проводить мониторинг и учет вашей деятельности.

Ответственность за непроведение обязательного аудита в 2018 году

Проводиться данное мероприятие должно по требованию, поскольку отказ от этого грозит наказанием. Штрафы являются достаточно большими. Например, если на вашем предприятии не будет проводиться обязательный аудит, то размер штрафа составит 5-10 тысяч рублей на должностных лиц. Повторное нарушение грозит штрафом в 20 тысяч рублей, а также дисквалификацией на одн-два года.

Штраф за непроведение аудита

Если предприятие подпадает под обязательный аудит, штрафы могут быть очень существенные. За что именно, узнаете из нашего обзора.

Какая именно ответственность за обязательный аудит

Самое интересное, что действующими правовыми нормами не предусмотрен штраф за непроведение обязательного аудита. То есть за сам факт отсутствия. Но не стоит расслабляться. Поскольку, если не проведен обязательный аудит, штраф положен за несколько иное.

В основном штраф за обязательный аудит в 2018 году связан с таким документом, как аудиторское заключение. В этом контексте санкции за уклонение от обязательного аудита предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В итоге получается замкнутый круг : как такового штрафа за непрохождение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено. Однако получить на руки аудиторское заключение невозможно без проведения сторонними специалистами анализа бухгалтерской отчетности.

Таким образом, нет ответственности за непрохождение обязательного аудита, а также ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита.

Росстат: штраф за обязательный аудит в 2018 году

Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.

Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона

Раскрытие аудиторского заключения

Это касается только акционерных компаний. Для них пунктом 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрен крупный штраф. В том числе – и за нарушение правил раскрытия (обнародования) заключения по аудиту:

  • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (или лишение права на профессию от 1 года до 2-х лет);
  • на АО в целом – от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Учтите, что для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. То есть опубликовать их для всеобщего сведения надо вместе и одновременно. Например, в 2018 году это должно было произойти до 03 апреля включительно. (п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).

Проанализируем, какие контролирующие органы могут оштрафовать компанию за отсутствие аудиторского заключения, что, по сути, означает непроведение обязательного аудита.


Размер штрафов, предусмотренный обновленной редакцией ст.15.11 КоАП, составляет:

Штрафы со стороны Росстата

Так, раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Сколько будет стоить компании непроведение обязательного аудита? В данной статье рассмотрим возможные санкции со стороны контролирующих органов компании за отсутствие аудиторского заключения. Последствия же непроведения аудита (помимо штрафов за отсутствие аудиторского заключения) могут отразиться на финансово-экономической деятельности компании.

Проанализируем, какие контролирующие органы могут оштрафовать компанию за отсутствие аудиторского заключения, что, по сути, означает непроведение обязательного аудита.

Штрафы со стороны налоговой службы

Ответственность, которая может быть вменена налоговым органом за непредъявление в установленный срок документов, предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ.

Так, цена непредставления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).

Cогласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ) аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 г. №А55-24924/2015).

Кроме того, аудиторское заключение теперь не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2014 г. №13-11/030545, от 20.01.2014 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

Важно!

С 10 апреля 2016 г. вступили в силу поправки в ст.15.11 КоАП, в которой предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).

Размер штрафов, предусмотренный обновленной редакцией ст.15.11 КОАП, составляет:

от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);

при повторном нарушении – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 2 лет.

При этом срок давности для привлечения к административной ответственности составляет 2 года с момента совершения такого правонарушения.

Кто может инициировать наложение такого штрафа?

Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица:

налоговых органов (пп.5 п.2 ст.28.3 КоАП);

органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пп.11 п.2 ст.28.3 КоАП);

Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп.3 п.5 ст.28.3 КоАП).

Штрафы со стороны РОССТАТА

За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

  • от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
  • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

Штрафы со стороны Банка России

Самые серьезные санкции могут быть наложены Банком России.

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту – Закон №208-ФЗ).

Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П (далее по тексту – Положение).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения). Напомним, что обязательный аудит проводится в случаях, если компания имеет организационно-правовую форму АО (пп.1 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ (п.2.13 Положения).

Административная ответственность за данное нарушение предусмотрена п.2 ст. 15.19 КоАП.

Так, раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

  • от 30 тыс.рублей до 50 тыс.рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • от 700 тыс.рублей до 1 млн рублей (на юридических лиц).

Важно!

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, размер минимального штрафа может быть снижен судом. Например, за неразмещение аудиторского заключения на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судом был снижен штраф до 350 тыс.рублей (постановления АС Северо-Западного округа от 10.02.2016 г. №А56-30455/2015, КС РФ от 25.02.2014 г. №4-П).

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2017 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

В 2017 году в России в процедуре проведения обязательного аудита появились существенные изменения, вызванные введением в действие Международных стандартов аудита (МСА). Что это за изменения, как они отразятся на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит - это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов (часть 2 статьи 1, статьи 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - 307-ФЗ)) . Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации - для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности. С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА).

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2017 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  1. Акционерные общества.
  2. Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 2179-р.
  3. Публично-правовые компании.
  4. Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
    • кредитные организации и бюро кредитных историй;
    • страховые и клиринговые организации;
    • микрофинансовые компании;
    • негосударственные пенсионные и иные фонды;
    • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
    • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
    • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» . Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Этапы проведения

Обязательный аудит - сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  1. Подготовка к аудиту, или этап планирования . Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  2. Проведение аудита - сбор и анализ данных . Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  3. Формирование аудиторского заключения . На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
    • Немодифицированное . Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
    • Модифицированное . Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  4. Подача компанией аудиторского заключения в Росстат . С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ).

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Новые правила в проведении обязательного аудита

2017 год ознаменовался введением в РФ Международных стандартов аудита - МСА. Приказом Минфина РФ от 24 октября 2016 года № 192н введено 30 стандартов, Приказом Минфина РФ от 9 ноября 2016 года № 207н - еще 18 стандартов.

Кроме МСА приняты Международные стандарты проверок, заданий и сопутствующих услуг.

Стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применяются с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имеет право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным с 1 января 2017 года на проведение обязательного аудита, в соответствии с МСА составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, важную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц - акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Новые требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита. Существует вероятность, что в 2018 году будет отменено требование о сохранении аудиторской тайны. Во всяком случае, на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов для публичного обсуждения сейчас размещен проект Федерального закона о внесении изменении в статьи 82 и 93/1 части первой Налогового кодекса РФ . Нынешняя его редакция не допускает сбор, хранение и распространение информации о налогоплательщике, полученной от аудиторов и аудиторских организации.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличат трудоемкость проведения аудита на 30–40% , поскольку возрастет количество аудиторских процедур, появится необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Увеличат они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделает аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, даст возможность инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 № 402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года № 13-13-2/28-СМИ ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 до 2 лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до 1 000 000 рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц - штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, - штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП ).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании КСК групп:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка - это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Для того чтобы не ошибиться с выбором, я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы она имеет, тем выше уровень квалификации ее специалистов, тем больше проектов ею выполнено.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, поинтересуйтесь опытом работы именно в вашей отрасли или хотя бы смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, сколько и каких специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в интернете, в различных рейтингах. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается КСК групп, то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

Обязательный аудит – 2018. Отменить нельзя оставить

Возможная отмена обязательного аудита годовой отчетности для малого бизнеса всколыхнула компании-налогоплательщики и все аудиторское сообщество.

Мы уверены, такая мера не только не должна снизить число обращений к профессиональным аудиторам, как кажется на первый взгляд. Но напротив, поможет сделать упор не на количестве, а качестве проверок.

Изменения в законе об обязательном аудите

Участниками рынка аудиторских услуг активно обсуждаются планирующиеся поправки в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ, связанные с наделением Банка России полномочиями по контролю и надзору в сфере аудиторской деятельности. В данный момент законопроект только предполагается внести в Госдуму, однако аудиторское сообщество уже бурлит. Среди многочисленных поправок - предлагается внести изменения в статью 5 Закона № 307-ФЗ, где установлены критерии для обязательного аудита годовой отчетности, начиная с 2018 года.

Критерии обязательного аудита в 2018 году

В соответствии с действующей редакцией статьи 5, обязательному аудиту годовой отчетности подлежат все акционерные общества, а также компании с выручкой от продаж более 400 миллионов рублей за предшествовавший отчетному год или активами баланса более 60 миллионов рублей за тот же период.

Согласно же законопроекту, компании будут проводить обязательный аудит при одновременном наличии хотя бы двух из условий:

  • объем выручки от продаж за каждый из предшествовавших отчетному году двух последовательных лет превышает 800 миллионов рублей;
  • сумма активов баланса по состоянию на конец каждого из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет превышает 400 миллионов рублей;
  • среднесписочная численность работников за каждый из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет превышает 100 человек.

Кроме того, под обязательный аудит будут попадать не все акционерные общества, а только публичные, относящиеся к общественно значимым организациям.

Таким образом, предлагается освободить малый бизнес от обязательного аудита путем приведения годовой выручки и численности работников в соответствие с критериями, предусмотренными в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Обязательный аудит акционерных обществ: ЗАО, ОАО (текущая ситуация)

Напоминаем, если организация является акционерным обществом (закрытого или открытого типа), ее годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту (пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Для проведения обязательного аудита ЗАО, ОАО действующими в РФ нормативными правовыми актами особенностей не предусмотрено. Таким образом, обязательный аудит ЗАО и аудит ОАО осуществляется в соответствии с теми же законодательными нормами и правилами, что и при аудите, например ООО.

Законодательство РФ и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность (в т. ч. в отношении ЗАО и ОАО):

  • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ;
  • федеральные стандарты аудиторской деятельности;
  • другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Будущее за налоговым аудитом

Несомненно, законодательная инициатива направлена на наведение порядка в аудиторской отрасли, а также снижение затрат компаний на проведение ежегодного обязательного аудита.

Далеко не секрет, что аудит годовой бухгалтерской отчетности подчас заказывается только потому, что обязывает закон. В итоге компания тратит деньги, а аудиторский отчет благополучно кладется на полку.

При этом руководство и собственников волнует не бухгалтерский учет, а состояние налогового учета и отчетности. Ведь штрафы и негативные последствия за ошибки в бухучете и налогообложении несоизмеримы.

На первый взгляд отмена обязательного аудита влечет снижение расходов на его проведение. Но одновременно повышается ответственность для собственников и руководителей из-за выявленных налоговыми органами нарушений.

Плюсы в том, что с увеличением порога для обязательного аудита малые предприятия получат возможность направить средства на проверку только налоговых обязательств и деклараций, представляемых в ИФНС. Налоговый аудит - это независимая проверка ведения налогового учета и составления налоговой отчетности компании.

Проведение налогового аудита даст собственникам, руководству и финансовым службам достоверную информацию о налоговых обязательствах фирмы перед бюджетом. Его основная цель - избежать налоговых доначислений и санкций в будущем за счет обнаружения и устранения ошибок уже сейчас.

Ответственность руководителей и собственников

К сожалению, за долгие годы аудиторской работы мы не раз сталкивались с ситуацией, когда бухгалтерский и налоговый учет был полностью передан в ведение бухгалтерии и фактически никак не контролировался руководителем и собственниками. Только после проведения аудита они узнавали о систематическом отсутствии каких-либо налоговых регистров, большом количестве уточненных налоговых деклараций, непроведении своевременных сверок расчетов с бюджетом по налогам, нарушениях в порядке исчисления налогов и пр.

Принято считать, что за нарушения в бухгалтерском и налоговом учете персональная ответственность для директора и учредителя не столь существенна, по сравнению с недоимкой, пенями, санкциями, налагаемыми на саму компанию-налогоплательщика. Однако в действительности после налоговых проверок с доначислениями, помимо небольших административных штрафов по КоАП РФ, руководителей ждут и более весомые неприятности.

В последние годы банкротство компании-должника является одним из эффективных способов погасить задолженность бизнеса перед бюджетом. Регулируется данный вопрос Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

И если организация не способна покрыть свои долги имеющимися активами, налоговая инспекция вправе в рамках процедуры банкротства привлечь к субсидиарной ответственности контролирующих лиц компании . Это те, кто фактически руководил компанией-должником и мог довести ее до банкротства.

Уже сформировалась судебная практика, где арбитры поддерживают ИФНС во взыскании с директоров или учредителей миллионов рублей по налоговым недоимкам компании (например, определение Верховного Суда РФ от 28 февраля 2017г. N 302-ЭС17-131, определение Верховного Суда РФ от 25 января 2016 года N 305-ЭС15-18099).

Помимо этого, подпунктом 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ установлены специальные правила взыскания налоговой задолженности с третьих лиц, не являющихся плательщиком налога . С 30 ноября 2016 года действует обновленная редакция этой нормы (поправки внесены Федеральным законом от 30.11.2016г. № 401-ФЗ). Она позволяет налоговому органу взыскивать недоимку по результатам налоговой проверки, которая длится более 3 месяцев, не только с зависимых компаний, но и с физических лиц, которые:

  • признаны судом зависимыми с налогоплательщиком-недоимщиком;
  • получали от недоимщика деньги, иное имущество или причитающуюся ему выручку, что сделало невозможным взыскать недоимку с него.

Ранее взыскание могло производиться только с обществ (предприятий), дочерних обществ (предприятий) и организаций, признанных зависимыми с компанией, за которой числится недоимка.

Теперь же в числе этих лиц могут оказаться учредители и другие физлица, связанные с налоговым должником. Взыскание допускается в пределах полученных от или вместо должника денег, имущества.

Лучший выход в таком случае - провести не формальную, зачастую малорезультативную проверку, к которой обязывает закон, а целенаправленно проанализировать состояние налогового учета и отчетности.

Поэтому уже сегодня, независимо от позиции законодателя по вопросу обязательного аудита, стоит принять все меры к выявлению налоговых рисков. Чтобы вовремя исправить допущенные нарушения и скорректировать ведение налогового учета так, чтобы избежать доначислений по налогам и сборам в будущем.

pravovest-audit.ru

  • Правила оформления детского пособия Появление на свет ребенка всегда радость, но когда поднимается вопрос об оформлении детского пособия, то здесь и начинаются проблемы. Какие документы необходимо предъявить для пособия до 1,5 лет, а […]
  • Минимальная пенсия в Санкт-Петербурге (СПБ) в 2018 году: выплаты и доплаты Пенсия в Санкт-Петербурге (СПБ) в 2018 году будет увеличена с учетом ежемесячной социальной выплаты пенсионерам – читайте, каков ее минимальный размер. Пенсия в […]
  • Расчет и ставки налога на прибыль организаций в России Величина налога на прибыль зависит не только от размера самой прибыли, которую каждая компания стремиться сделать максимально возможной. При расчете суммы данного налога влияние […]
  • Минимальный срок страховки ОСАГО ОСАГО - это полис обязательного страхования гражданской ответственности для владельцев транспортных средств (ТС). С помощью ОСАГО можно возместить ущерб, который был причинен автомобилю и другим участникам […]
  • Расчет осаго московская область Калькулятор ОСАГО использует официальные коэффициенты и тарифы (указание ЦБ РФ от 19 сентября 2014 г. № 3384-У и указание ЦБ РФ от 20 марта 2015 г. № 3604-У). Стоимость ОСАГО зависит от: типа(категории) […]
  • Арбитражный суд Поволжского округа ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН Получатель УФК по РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (МРИ ФНС РОССИИ № 3 по РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН) Расчетный счет Подача кассационной жалобы Лица, участвующие в деле, а также иные лица […]

Сколько будет стоить компании непроведение обязательного аудита? В данной статье рассмотрим возможные санкции со стороны контролирующих органов компании за отсутствие аудиторского заключения. Последствия же непроведения аудита (помимо штрафов за отсутствие аудиторского заключения) могут отразиться на финансово-экономической деятельности компании.

Проанализируем, какие контролирующие органы могут оштрафовать компанию за отсутствие аудиторского заключения, что, по сути, означает непроведение обязательного аудита.

Штрафы со стороны налоговой службы

Ответственность, которая может быть вменена налоговым органом за непредъявление в установленный срок документов, предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ.

Так, цена непредставления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).

Cогласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ) аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 г. №А55-24924/2015).

Кроме того, аудиторское заключение теперь не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2014 г. №13-11/030545, от 20.01.2014 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

Важно!

С 10 апреля 2016 г. вступили в силу поправки в ст.15.11 КоАП, в которой предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).

Размер штрафов, предусмотренный обновленной редакцией ст.15.11 КОАП, составляет:

    от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);

    при повторном нарушении – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 2 лет.

При этом срок давности для привлечения к административной ответственности составляет 2 года с момента совершения такого правонарушения.

Кто может инициировать наложение такого штрафа?

Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица:

    налоговых органов (пп.5 п.2 ст.28.3 КоАП);

    органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пп.11 п.2 ст.28.3 КоАП);

    Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп.3 п.5 ст.28.3 КоАП).

Штрафы со стороны РОССТАТА

За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

  • от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
  • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

Штрафы со стороны Банка России

Самые серьезные санкции могут быть наложены Банком России.

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту – Закон №208-ФЗ).

Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П (далее по тексту – Положение).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения). Напомним, что обязательный аудит проводится в случаях, если компания имеет организационно-правовую форму АО (пп.1 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ (п.2.13 Положения).

Административная ответственность за данное нарушение предусмотрена п.2 ст. 15.19 КоАП.

Так, раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

  • от 30 тыс.рублей до 50 тыс.рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • от 700 тыс.рублей до 1 млн рублей (на юридических лиц).

Важно!

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, размер минимального штрафа может быть снижен судом. Например, за неразмещение аудиторского заключения на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судом был снижен штраф до 350 тыс.рублей (постановления АС Северо-Западного округа от 10.02.2016 г. №А56-30455/2015, КС РФ от 25.02.2014 г. №4-П).