Основные положения оценки земельных участков. Массовая оценка и оценка единичных объектов земельной собственности

Переводы

Оценка рыночной стоимости земли методом массовой оценки


(Проблемы, модельное и информационное обеспечение)

В.П. Федоров, к.ф.м.н.

О.М. Пахомова,

Н.В. Булычева,

ООО «Перспектива», Санкт Петербург

1 Характеристика проблемы

1.1 Оценка земли для целей налогообложения – необходимость использования методов массовой оценки

Постановление Правительства РФ № 945 от 25 августа 1999г. «О государственной кадастровой оценке земель» открывает (или точнее - возвращает к жизни) новую страницу в сфере государственного управления недвижимостью. Данным Постановлением ставится задача создания системы государственной кадастровой оценки земель. Как говорится в Постановлении, кадастровая оценкаявляется одним из экономических методов управления земельными ресурсами, устанавливается «для целей налогообложения и иных целей».

Данная статья посвящена одному из главных аспектов этой проблемы – разработке методики определения стоимости земли. Поскольку стоимость как база налогообложения должна устанавливаться и затем пересматриваться с определенной, установленной Законом периодичностью и одновременно для всех участков территории, при разработке методик оценки необходимо ориентироваться на методы массовой оценки. Это первый тезис при разработке системы оценки для налогообложения.

К настоящему времени в Российской Федерации (в основном в крупных городах) уже существует определенный положительный опыт разработки методик массовой оценки недвижимости. Начало этому положил Закон «О плате за землю», которым вводилось платное землепользование в нашей стране. Первые опыты установления ставок земельного налога производились при полном отсутствии рынка недвижимости. Необходимость дифференциации установленной Законом средней ставки земельного налога по территории городов и регионов дала толчок разработке методик массовой оценки.

1.2 Рыночная информация - база установления оценки

В настоящее время в нашей стране идет активное становление рынка недвижимости (особенно в крупных городах), и все большее количество специалистов и государственных служб понимает, что система налогообложения недвижимости должна ориентироваться на учет состояния рынка недвижимости , уровня цен на нем. В ряде правительственных документов (например, в Постановлении Правительства РФ № 319 от 15 марта 1997г. «О порядке определения нормативной цены земли», проект Закона РФ «Об оценке земли», Указ Президента РФ N 1535 от 22 июля 1994г.) указывается, что нормативная цена земли, кадастровая оценка должны рассчитываться на основе рыночных цен на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

В современной мировой практике базой налога на недвижимость служит рыночная стоимость земли и недвижимости (США, Швеция), либо величина потенциального рентного дохода (Франция, Англия, Германия), поскольку считается, что цена земли - это капитализированная земельная рента. Конкретное значение цены земли на рынке колеблется между капитализированным минимальным рентным платежом за аренду данного участка земли, гарантированным при любом сложившемся способе его эксплуатации, и капитализированным максимальным рентным доходом с данного участка земли при наиболее доходном способе его эксплуатации.

Итак, второй тезис, - оценка земельных участков должна определяться на основе информации о состоянии вторичного рынка недвижимости города, с учетом уровня цен продажи или аренды недвижимости.

1.3 Проблема формирования оценки требует системности и проработанности всех ее составляющих

Авторам данной статьи не раз приходилось сталкиваться с мнением (обычно это мнение чиновников), что не надо создавать сложные системы моделирования, вести дорогостоящие автоматизированные базы данных, достаточно установить некоторую систему коэффициентов и с их помощью повышать и понижать установленный для города базовый показатель. Видимо, это тоже возможный путь решения проблемы (правда, на короткое время). Как правило, при таких подходах возникает стремление к созданию достаточно простых и унифицированных механизмов формирования оценки, что в свою очередь приводит к нивелированию, усреднению значительного количества параметров, влияющих на возможную величину стоимости, и, соответственно, к заметному расхождению ее с ценами, наблюдаемыми на рынке недвижимости.

С развитием рынка и, главное, просвещенности налогоплательщиков встает задача доказательности оценки стоимости, предъявляемой конкретному налогоплательщику. В развитых странах, использующих налог на недвижимость, предусмотрена процедура оспорения величины стоимости (базы), с которой взимается налог на недвижимость. Как правило, для этого приглашаются независимые оценщики. Основной апелляцией при оспорении является апелляция к рынку и использование всех трех методов оценки недвижимости: затратного, метода сравнения продаж, метода капитализации дохода.

Это означает, что методы массовой оценки, используемые для определения стоимости, должны учитывать закономерности функционирования рынка недвижимости, использовать подходы и идеологию, заложенные во всех методах индивидуальной оценки.

Массовая оценка и переоценка объектов недвижимости для целей налогообложения во всех странах представляет собой достаточно трудоемкую и сложную процедуру, которую пытаются в последние годы автоматизировать на основе применения современных информационных технологий, добиваясь надежности работы регистрационной системы, системы рыночного мониторинга, использования в оценке более тонких методов математического моделирования.

1.4 Два типа методов массовой оценки недвижимости

Анализ большого количества методов массовой оценки позволяет разделить используемые подходы на два типа: «нормативные» и «позитивные».

Под «позитивными» моделями понимаются модели, формирующие оценку на основе обработки очень большого количества рыночной информации. Для этого используются в основном методы регрессионного анализа, позволяющие на основе обработки большого количества информации выявить устойчивые закономерности, описывающие связь между характеристиками недвижимости и ее оценкой. Использование таких моделей рационально при хорошо развитом, стабильно функционирующем рынке недвижимости.

Когда рынок неразвит, опираться полностью (и только) на данные о ценах на таком рынке нельзя. Во первых, самих данных мало, а во вторых, на величину цены могли повлиять факторы случайного характера. В этом случае рациональными оказываются модели так называемого «нормативного» типа. В таких моделях оценка формируется на основе экспертно заданной системы правил, описывающих закономерности функционирования рынка (те, которые должны быть в условиях нормально работающего рынка недвижимости). К таким закономерностям можно отнести, например, зависимость стоимости от системы ценообразующих качеств, описывающих выгодность местоположения земельных участков в городе. Экспертно (на основе анализа хорошо развитых рынков недвижимости) устанавливается набор ценообразующих качеств, а также вклад каждого из них в итоговую величину стоимости. Имеющаяся информация об уровне рыночных цен на недвижимость (купля-продажа, аренда) используется в модели для надежной нижней оценки рыночной стоимости участков городской территории. По мере развития рынка недвижимости и роста количества сделок на нем модель «нормативного типа» начинает формировать оценку на основе обработки рыночной информации (т.е. превращается в модель «позитивного» типа).

Для несовершенного рынка недвижимости, к которому относится российский рынок (даже рынок его крупных городов), необходимо использовать модели, базирующиеся на закономерностях формирования рентных эффектов местоположения, учитывающие реально существующий на вторичном рынке недвижимости уровень цен (продажи и аренды) на объекты различного назначения и характер распределения этих цен по территории города. Использование математического моделирования дает возможность в практических расчетах учесть основные принципы оценки территории, и, тем самым, компенсировать бедность рыночной информации построением ее модельных аналогов, основываясь на данных о свойствах территории.

Методика массовой оценки территории, предлагаемая авторами, основана на результатах многолетней совместной работы сотрудников института Генерального Плана Санкт-Петербурга, Экономико-математического института Российской Академии Наук и АОЗТ «Перспектива» [???4-13]. Различные варианты этой методики успешно использовались для оценки территории Санкт-Петербурга и ряда других городов России (Нижний Новгород, Барнаул, Сыктывкар, Новокузнецк, Хабаровск и т.д.).

Основная цель методики – формирование системы процедур массовой оценки городских территорий для целей налогообложения. На основе данной методики могут быть рассчитаны: земельный налог, арендная плата за землю, нормативная цена и выкупная цена земли при продаже городских земель в процессе их приватизации.

Создаваемая методика ориентирована на решение двух основных задач:

  • организация сбора платежей за пользование и операции с недвижимостью (налог, арендная плата, кадастровая оценка, нормативная цена);
  • регулирование (прежде всего градостроительное) развития города с помощью экономических методов.

1.5 Основные проблемы массовой оценки территории

Многие современные методы оценки недвижимости основываются на соблюдении, так называемого, принципа ее «наилучшего использования «. Суть этого принципа состоит в том, что ценность недвижимости определяется экономической эффективностью такого вида деятельности, который наилучшим образом может использовать ее свойства и возможности и обеспечит получение при ее использовании наибольшего дохода. Стандартная процедура оценки объекта недвижимости предусматривает не только определение его возможной стоимости, но и указание способа его использования, при котором эта возможная стоимость может стать реальной.

При проведении массовых оценок возникает проблема определения способов наилучшего использования для всей совокупности объектов одновременно , в условиях сложного взаимовлияния различных типов деятельности на городской территории. Причем, как следует из сказанного выше, оценка должна быть сплошной (т.е. охватывать всю городскую территорию и все основные виды землепользования в городе), а объем поступающих с рынка недвижимости статистических данных, являющихся базовой информацией для формирования оценки, весьма мал по сравнению со всей совокупностью оцениваемых территорий.

Одним из путей решения этой проблемы является создание расчетных моделей оценки городской территории , учитывающих не только основные свойства различных ее участков, но и основные закономерности развития видов городского землепользования, их отношение к свойствам территории.

В предлагаемой модели оценки городских территорий различные виды землепользования «стремятся поделить» территорию города между собой так, чтобы каждый мог занять наиболее выгодные для себя участки, за пользование которыми он способен платить в соответствии с эффективностью своей экономической деятельности.

Таким образом, в рамках модели решаются две задачи:

  1. Определение потенциальной экономической эффективности различных видов деятельности на участках городской территории в зависимости от их свойств.
  2. Распределение территории между видами деятельности на городской территории.

Необходимо отметить, что использование закономерностей, связывающих оценку территории с ее качествами, для выбора наилучших видов деятельности требует определенной осторожности. При проведении массовой оценки, когда рассматривается вся совокупность объектов, использование построенных на результатах наблюдения статистических закономерностей должно принципиально сопровождаться учетом реальных объемов различных видов деятельности и их спроса на территорию . Так, например, количество банков в городе определяется потребностями в финансовой деятельности, количество торговых объектов связано с общим покупательским потенциалом жителей и гостей города, объем жилой функции связан с численностью населения и т.п. При этом потребность в территории для какого-либо вида деятельности зависит как от общего объема спроса на пользование городской территорией, так и от степени насыщения этого спроса в данный момент.

Если при оценке единичного объекта можно считать, что выбор способа его использования практически не влияет на общее соотношение спроса и предложения на рынке недвижимости, то при проведении массовой оценки это заведомо не так. Другими словами, реализация принципа «наилучшего, наиболее эффективного способа использования» недвижимости происходит в условиях действующего на рынке спроса и предложения на те или иные типы недвижимости, и этот принцип в данном случае должен быть применен не только к каждому объекту в отдельности, но и ко всей совокупности объектов одновременно, в условиях конкуренции за пользование недвижимостью между различными видами деятельности, с учетом их интересов и реальных ограничений на объемы спроса.

Нужно заметить, что объем спроса на объекты недвижимости со стороны различных видов деятельности не остается постоянным, а изменяется как в количественном, так и в качественном отношении. Интенсивная интеграция России в мировое сообщество вызывает значительные изменения в структуре видов деятельности. Внедрение новых интенсивных технологий меняет потребность в территории для целого ряда производственных отраслей, заставляет пересмотреть требования к возможностям инфраструктуры и наличию технологических и архитектурных ограничений на территории. Происходит интенсивное перераспределение рабочих мест между существующими и вновь возникающими видами деятельности.

Специфика массовой оценки земель в России

В.В. Журба

История вопроса: развитие массовой оценки в России и на Западе

С 1 января 2006 года в России введена новая система налогообложения земель. Земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. К этому моменту методики определения кадастровой стоимости всех категорий земель уже были разработаны и утверждены, и практически все земельные участки были оценены по этим методикам. Каждая из этих методик предполагает определение стоимости земельных участков на основе рыночных данных. Однако при оценке земельных участков или даже группы земельных участков с использованием большинства этих методик не учитываются индивидуальные особенности земельных участков. Результатом такой оценки в лучшем случае является лишь приближенный ориентир стоимости.

В международной практике массовая оценка объектов недвижимости применяется на протяжении уже нескольких веков. Развитие компьютерных технологий в конце 60-х годов XX века позволило оценщикам использовать так называемые системы CAMA (Computer Assisted Mass Appraisal -массовое определение стоимости при помощи компьютеров, или автоматизированная массовая оценка). Автоматизированная массовая оценка включает в себя множество методов определения стоимости. Постоянно ведутся работы над совершенствованием методов для повышения качества оценки различных типов объектов недвижимости.

Общность подходов массовой оценки регламентируется Международными стандартами массовой оценки недвижимости,

изданными IAAO (International Association of Assessing Officers - Международное общество налоговых оценщиков). Стандарты IAAO по оценке недвижимости для целей налогообложения соответствуют общим представлениям профессиональных налоговых оценщиков и были приняты Исполнительным советом Международного общества налоговых оценщиков. Цель стандартов IAAO - обеспечение разработки методики, позволяющей заинтересованным налоговым оценщикам улучшить и стандартизировать деятельность их организаций.

2007 год - начало пути

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены новые Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания). Принципиальных отличий от старой методики два:

1) объектом оценки теперь является не кадастровый квартал, а земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет;

2) расчет стоимости осуществляется на основе построения экономико-математических моделей оценки, исключая тем самым субъективный фактор из процесса определения стоимости.

В развитие Методических указаний Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости приказом от 29 июня 2007 года № П/0152 утверждены Технические рекомендации, а также разработано специальное программное обеспечение (СПО) «Расчет кадастровой стоимости земель-

Согласно новыми Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов необходимо выполнение следующих этапов:

1) составление перечня объектов оценки. Перечень объектов оценки подготавливается на основе данных государственного земельного кадастра;

2) определение состава факторов стоимости, которые потенциально могут влиять на кадастровую стоимость;

3) определение значений факторов стоимости для объектов оценки. Каждый земельный участок описывается в разрезе всех факторов стоимости;

4) сбор достоверной рыночной информации. Источниками могут служить регистрационная палата, местные администрации, средства массовой информации и т. д.;

5) определение значений факторов стоимости для объектов рыночной информации (объектов-аналогов). Каждый объект-аналог описывается в разрезе всех факторов стоимости;

6) определение факторов стоимости для построения моделей. На основе корреляционно-регрессионного анализа определяются коэффициенты значимости каждого фактора стоимости, наиболее значимые факторы стоимости отбираются для построения модели;

7) калибровка математических моделей. Определяются коэффициенты при отобранных факторах стоимости в математической формуле, отражающей зависимость стоимости от факторов стоимости;

8) выбор наиболее качественной модели. Из всех построенных моделей на основе критериев качества выбирается наиболее качественная модель;

9) расчет кадастровой стоимости по наиболее качественной модели. Кадастровая стоимость рассчитывается посредством подстановки значений факторов стоимости объектов оценки в формулу наиболее качественной модели.

Рассмотрим подробнее особенности каждого из этих этапов.

Перечень объектов оценки

Составление перечня земельных участков не входит в обязанности оценщика, этот перечень передается оценщику заказчиком работ по определению кадастровой стоимости. Одно из главных требований к перечню - обязательное наличие всех учетных характеристик. При отсутствии в сведениях о земельном участке обязательных характеристик такой земельный участок не попадает в перечень объектов оценки. Основу перечня объектов оценки составляют данные государственного земельного кадастра в формате кадастрового плана территории. В процессе подготовки перечня они дополняются сведениями о классификационном коде местоположения земельного участка с точностью до улиц для городских населенных пунктов и с точностью до населенного пункта для сельских населенных пунктов. Невозможность однозначного отнесения земельного участка к какому-либо населенному пункту является основанием для исключения такого земельного участка из перечня объектов оценки.

В качестве адресного классификатора используется классификатор адресов России (КЛАДР), утвержденный приказом Федеральной налоговой службы от 17 ноября 2005 года № САЭ-3-13/594@. Его применение в технологии массовой оценки земельных участков населенных пунктов обусловлено тем, что этот классификатор является общефедеральным, единым классификатором для всей территории Российской Федерации, однако его применение выявило следующие проблемы:

1) неактуальное состояние классификатора, в частности, несоответствие названий населенных пунктов названиям, официально принятым в субъектах Российской Федерации. Ответственной за ведение КЛАДРа является Федеральная налоговая служба, поэтому в рамках действующей технологии оценщик не имеет возможности скорректировать данные этого классификатора в соответствии с требованиями регионального законодательства;

2) отсутствие однозначного соответствия названий населенных пунктов в КЛАДРе и

муниципального деления в Российской Федерации. Например, КЛАДР Республики Марий Эл в составе Волжского района содержит город Волжск, в то время как Волжский муниципальный район и городской округ Волжск - это различные муниципальные образования. Технология оценки земельных участков населенных пунктов предоставляет оценщику возможность полуавтоматического установления связи населенных пунктов и муниципальных образований. Однако установление такого соответствия остается лишь в качестве результатов работ по оценке и не используется где-либо после окончания работ по оценке.

Тем не менее, несмотря на то, что использование КЛАДРа вызывает некоторые затруднения, сегодня, пожалуй, альтернативы ему нет.

Также задачей классификации на этапе подготовки перечня объектов оценки является разнесение земельных участков по 16 группам видов разрешенного использования. Классификация проводится на основе вида разрешенного использования земельного участка, указанного в его правоустанавливающем документе. При этом документы содержат различные формулировки видов использования, поскольку такие формулировки нигде не регламентируются. Технические указания содержат типовой перечень видов разрешенного использования земельных участков, однако в реальности часто бывает так, что вид разрешенного использования того или иного участка нельзя однозначно отнести к определенной группе. Например, вид использования земельного участка «Под объекты электроэнергетики» может быть отнесен как к электростанциям, так и к опорам линий электропередачи. В случае невозможности точного определения, к какой группе видов разрешенного использования принадлежит земельный участок, он исключается из перечня объектов оценки.

Таким образом, перед тем как приступить к работам по определению кадастровой стоимости, выгруженные из кадастра данные должны пройти обязательную предварительную обработку, в ряде случаев довольно трудоемкую. Результатом такой

обработки является лишь дополнение данных для каждого земельного участка, причем эти дополнительные характеристики являются достаточно статичными во времени. Учитывая это, просится простое решение - хранить в кадастре и поддерживать в актуальном состоянии не только учетные характеристики земельных участков, но и дополнительные характеристики, необходимые для их оценки. Это позволит подготавливать перечень объектов оценки путем простой выгрузки данных из кадастра и использовать их без дополнительной обработки. Однако в настоящее время в кадастр заносится лишь информация о кадастровой стоимости земельного участка по результатам оценки, остальные же характеристики попадают в архив и хранятся в подсистеме кадастра недвижимости - автоматизированной подсистеме кадастровой оценки объектов недвижимости.

Стоит отметить, что при любой обработке данных трудно избежать неточностей, и подготовка перечня - не исключение. Одни ошибки обнаруживаются и исправляются оценщиком в процессе определения кадастровой стоимости, другие - только на этапе согласования результатов оценки с органами исполнительной власти, что, как правило, вынуждает оценщика переделывать работу по причинам, от него не зависящим. Если сегодня эти проблемы решены не будут, то через несколько лет, при очередной оценке земельных участков, оценщик вновь столкнется с теми же трудностями.

Состав факторов стоимости

При определении состава факторов стоимости учитываются разные группы факторов: физические характеристики

земельного участка, характеристики местоположения, характеристики окружения земельного участка, характеристики территории населенного пункта, в котором расположен земельный участок (социальная и коммунальная инфраструктуры, экология, градостроительная информация и т. д.). В состав каждой группы входят различные факторы, например, характеристиками

местоположения являются «Расстояние земельного участка до центра населенного пункта» и «Расстояние от населенного пункта до центра субъекта», а характеристиками окружения - «Расстояние до остановки общественного транспорта» и т. п. На стоимость земельных участков влияют различные факторы каждой группы. Таким образом, для каждого вида разрешенного использования из каждой группы факторов выбираются те факторы стоимости, которые существенно влияют на нее. Так, для земельных участков под промышленными объектами не выбираются факторы экологии или социальной инфраструктуры. Для земельных участков под жилыми домами состав факторов, как правило, максимальный, так как для жилья множество факторов являются существенными.

Технология оценки земельных участков населенных пунктов предусматривает определение единого удельного показателя кадастровой стоимости для каждой группы видов разрешенного использования на сельский населенный пункт, и в этом случае факторы стоимости, дифференцирующие стоимость внутри населенного пункта, не отбираются.

Примерный перечень факторов стоимости земельных участков представлен в Технических рекомендациях.

Определение значений факторов стоимости для объектов оценки

Вся информация о значениях факторов стоимости делится на два вида: семантическая и графическая. Как правило, семантическая информация используется для описания общей для земельных участков территории. Например, фактор «Численность населения» имеет одно значения для всех земельных участков, находящихся в одном городе. Значения такого фактора заполняются в семантическом виде. Графическая информация используется для определения индивидуальных характеристик каждого земельного участка. Примером могут быть факторы «Расстояние от центра города» или «Расстояние до железнодорожной станции».

При работе с графическими факторами стоимости необходимо соблюдать определенные условия:

1) наличие графических слоев объектов, соответствующих графическим факторам стоимости;

2) наличие графического отображения для земельного участка (объекта оценки) на графическом слое земельных участков;

3) наличие графического слоя кадастрового деления населенного пункта.

В технологии оценки земельных участков населенных пунктов предусмотрено создание слоев с объектами, необходимыми для расчета значений графических факторов стоимости. Однако проблема расчета значений состоит в следующем: в настоящее время в земельном кадастре далеко не все земельные участки нанесены на графический слой. При отсутствии графического отображения земельного участка делается допущение о местоположении земельного участка с учетом информации о кадастровом квартале, в котором он расположен, и улице, указанной в его местоположении.

В ряде случаев неактуальное состояние слоя кадастрового деления приводит к тому, что часть земельных участков удаляется из перечня объектов оценки из-за невозможности определить значения факторов стоимости.

Группировка земельных участков

Группировка земельных участков проводится с целью учета различного механизма ценообразования для различных земельных участков в составе одного вида разрешенного использования.

Для практической реализации механизма группировки оценщиком выбираются факторы стоимости, которые характеризуют различные группы. После этого определяются значения или диапазоны значений этих факторов, описывая тем самым границы каждой группы.

В большинстве случаев на практике группировка применялась для разделения территорий по уровню рыночной стоимости, например столица субъекта Российской Федерации, соседние районы, осталь-

ные районы. На стоимость же районов, расположенных вдоль крупной реки, может существенно влиять фактор «Близость к водному объекту». Такие районы могут выделяться в отдельную группу. Однако во многих случаях группировка не применялась, все земельные участки одного вида разрешенного использования земель рассматривались как одна группа.

Стоит отметить, что применение группировки может приводить к так называемому «пограничному эффекту»: схожие по характеристикам объекты оценки, попавшие в разные группы, могут иметь различные стоимости. В таких случаях выбирается один из следующих вариантов действий:

Изменение параметров группировки (изменение границ групп, объединение двух групп в одну, отказ от использования группировки);

Изменение параметров моделирования (уточнение состава факторов стоимости, уточнение рыночной информации, уточнение вида модели и т. п.).

Если различия в стоимости не велики, то полученный результат можно принять.

Сбор достоверной рыночной информации

Наиболее надежным источником рыночной информации Технические рекомендации определяют «...сведения учреждений по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним об ипотечных сделках, продажах имущества организаций-банкротов, а также сведения о сделках, совершенных с муниципальным, региональным или федеральным имуществом, содержащиеся в органах по управлению имуществом». На практике формальное выполнение этих рекомендаций привело к тому, что исполнители работ по сбору рыночной информации, направив запрос в регистрационную палату, были вынуждены неопределенно долгое время ждать ответа на свой запрос. При этом общедоступные данные о ценах предложения и спроса, содержащиеся в средствах массовой информации, игнорировались и ошибочно рассматривались как «запасной вариант».

Безусловно, данные регистрационной палаты являются самыми легитимными, однако они не всегда достоверны. Причиной тому служит частое сокрытие информации о реальной цене сделки с недвижимостью с целью минимизации налоговых платежей. Для исключения возможности использования подобной информации необходимо проводить анализ сделок с учетом аналитических обзоров рынков недвижимости, а также данных о ценах предложения на объекты недвижимости.

В настоящее время в России отсутствует регламент предоставления данных регистрационной палаты для целей оценки. Это являлось причиной большинства отказов регистрационной палаты в предоставлении дан ных о сдел ках с недвижи мы м и муществом для целей оценки. При этом в ряде случаев информация не могла быть предоставлена и по техническим причинам - отсутствовала возможность выгрузки этих данных из базы данных регистрационной палаты. В некоторых субъектах Российской Федерации база данных регистрационной палаты вообще не содержит сведения о цене сделки.

Также в рыночную информацию нельзя включать сделки, заключенные по цене, определяемой нормативно. Например, ставка аренды муниципальных земельных участков может определяться как кратная ставка земельного налога. Такая арендная плата не может являться достоверной рыночной информацией.

Требования к количеству рыночной информации возрастают при использовании группировки земельных участков. Чем больше создается групп, тем большее количество рыночной информации необходимо для построения качественных моделей в каждой группе.

Самым универсальным, но в то же время и самым затратным способом сбора рыночной информации является так называемая «дооценка»: в целях обеспечения достаточности рыночной информации проводится оценка рыночной стоимости земельных участков в соответствии с Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденными распоряжением Министерства имущественных отношений Российской

Федерации от 6 марта 2002 года № 568-р. Результаты такой оценки вносятся в состав рыночной информации.

Тем не менее, несмотря на все сложности сбора достаточного количества рыночной информации, во всех субъектах Российской Федерации эти работы прошли успешно. Использовались различные источники, разные типы информации (сделка, спрос, предложение, рыночная стоимость).

Определение значений факторов стоимости для объектов-аналогов

Значения факторов стоимости для объектов-аналогов определяются так же, как и для объектов оценки. Немного отличается работа с графическими факторами стоимости: создание графического слоя объектов-аналогов осуществляется вручную. В остальном отличий нет.

Определение факторов стоимости для построения моделей

Для построения моделей факторы стоимости отбираются оценщиком на основе анализа рынка недвижимости, а также с применением корреляционно-регрессионного анализа. Также анализируются взаимовлияние и взаимозаменяемость факторов. Например, если административный и культурный центры города находятся рядом, то, хотя значимость обоих факторов будет велика, в модели следует использовать лишь один из них.

Здесь следует иметь в виду, что в любом случае итоговый состав факторов стоимости для построения модели определяется оценщиком. В связи с этим технология оценки земельных участков населенных пунктов в этой части нуждается в доработке. Необходимо предусмотреть анализ мультиколлинеарности факторов стоимости для более обоснованного выбора факторов стоимости для построения модели.

Калибровка математических моделей

Под моделью расчета понимается математическая формула, отображающая связь

между зависимой переменной (стоимостью) и значениями соответствующих факторов стоимости. Для каждой группы строится своя модель расчета.

Для целей кадастровой оценки используются следующие типы регрессионных моделей:

Линейная (аддитивная);

Мультипликативная с фиктивными переменными;

Мультипликативная степенная (без выделения двоичных факторов);

Экспоненциальная.

Для калибровки каждой модели используется метод наименьших квадратов.

Одной из проблем при построении регрессионных моделей является оцифровка качественных шкал. Факторы стоимости содержат в своем составе как количественные, так и качественные данные. Для целей построения моделей необходимо преобразовать все качественные переменные в переменные с числовыми значениями. Традиционный способ оцифровки подобных характеристик предполагает введение дополнительных переменных. При большом числе различных вариантов значений качественного фактора стоимости существенно возрастает размерность задачи. В связи с этим был разработан и успешно опробован альтернативный подход, названный процессом формирования нелинейных числовых шкал. Его суть заключается в следующем: для каждого из п значений какого-либо качественного фактора стоимости F находится медианное значение зависимой переменной (стоимости) т^. После этого среди п полученных медианных значений находится их медианное значение Мг = медиана(т!{,гпг...трп) в качестве

наиболее типичного значения зависимой переменной при типичном значении рассматриваемого фактора стоимости. Далее медианные значения делятся на полученное типичное значение /;. =т^/Мг. Полученное таким образом отношение представляет собой числовое значение соответствующего качественного значения фактора стоимости. Использование медианных значений вместо более привычных арифметических средних обусловлено большой чувстви-

тельностью арифметического среднего к выбросам в значениях стоимости.

Для целей проверки качества построенных моделей вся исходная рыночная информация делится на 2 равные части -обучающую и контрольную выборки. Для калибровки модели используется обучающая выборка. Построенная модель применяется на объектах контрольной выборки. Критерии качества рассчитываются как для обучающей выборки, так и для контрольной. При соответствии критериев качества допустимым диапазонам модель считается качественной и пригодной для дальнейшего использования. Если построено несколько качественных моделей, то из них выбирается модель с наилучшими критериями качества.

Наиболее адекватной, качественной и предметно интерпретируемой моделью, как правило, является мультипликативная или экспоненциальная.

Для большей интерпретируемости и достоверности результата модель должна содержать как можно большее число факторов стоимости. Однако на практике это приводит к появлению ряда проблем. Во-первых - недостаточная значимость некоторых факторов из-за значительного влияния на стоимость других факторов. Включение таких факторов в модель может лишь повысить ошибку оценки. Во-вторых - необходимость в большом количестве рыночной информации, зависящем от количества факторов стоимости. Техническими рекомендациями установлено минимальное количество объектов-аналогов, равное 6(m + 1), где m -количество факторов стоимости, включенных в модель.

Разрешение описанных проблем целиком возлагается на оценщика и зависит от его мастерства и опыта.

Расчет кадастровой стоимости

Построенная качественная модель используется для определения кадастровой стоимости объектов оценки подстановкой в формулу значений факторов стоимости. При этом для преобразования исходных значений факторов стоимости используются

те же параметры, которые использовались для преобразования значений контрольной и обучающей выборок объектов рыночной информации.

Полученные результаты стоимости анализируются на адекватность, логичность и объяснимость, то есть результаты должны соответствовать здравому смыслу. Например, в центре города, как правило, стоимость земельных участков гораздо выше, чем на окраинах.

Программное обеспечение

Разработанное в соответствии с Методическими указаниями и Техническими рекомендациями специальное программное обеспечение «Расчет кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов» предназначено для использования оценщиком при определении кадастровой стоимости. Вся исходная информация, которая участвует в процессе определения стоимости, заносится в базу данных СПО. Работа с СПО начинается с загрузки перечня объектов оценки, а заканчивается выгрузкой из базы данных всех отчетных форм с результатами определения стоимости. Также из базы данных выгружаются файлы обмена данными специального формата, которые затем загружаются в кадастр. Таким образом, в кадастр попадают данные непосредственно из СПО, исключая возможность ручной правки результатов перед загрузкой в кадастр.

Для удобства сбора рыночной информации, а также последующей ее обработки разработано специальное программное обеспечение «Сбор рыночной информации об объектах недвижимости». Данное СПО позволяет провести первичную обработку рыночных данных и подготовить их для использования в СПО «Расчет КС ЗУ НП».

Оба СПО в течение всего периода проведения работ по кадастровой оценке земельных участков населенных пунктов в 2007 году подвергались доработке. Проводилось как исправление выявленных ошибок, так и добавление нового функционала. По каждому СПО работала служба сопровождения.

Организация работ

Для практической реализации всей технологии определения кадастровой стоимости нужны различные специалисты. Сбор данных о значениях факторов стоимости, сбор рыночной информации, работа с базами данных, работа с картами, моделирование - не каждая организация способна держать в своем штате сотрудников, владеющих всеми этими навыками.

Оптимальной схемой организации работ может служить взаимодействие различных организаций, выполняющих следующие роли:

Региональный оператор,

Региональный исполнитель,

Моделист,

Рыночный оценщик,

Интегратор.

Региональный оператор отвечает за сбор исходной информации, создание картографического материала, расчет значений факторов стоимости. Региональные исполнители могут выполнять отдельные виды таких работ и передавать результаты региональному оператору. Основным результатом работ регионального оператора является база данных СПО, готовая для построения моделей расчета стоимости.

На этапе сбора качественной и достоверной исходной информации необходим еще один участник процесса - органы власти всех уровней. Без их содействия доступ к исходной информации, находящейся в различных организациях, может быть затруднен, а в ряде случаев и невозможен.

Моделист на основе переданной ему базы данных проводит анализ рыночной информации и осуществляет построение моделей расчета кадастровой стоимости.

Рыночный оценщик осуществляет предусмотренную Методическими указаниями индивидуальную оценку рыночной стоимости земельных участков, а также вместе с региональным оператором участвует в сборе рыночной информации.

Интегратор, отвечающий за реализацию проекта в целом, координирует взаимодействие всех участников процесса, осуществляет методическое, технологическое

сопровождение, производит непосредственный расчет стоимости и формирует все итоговые отчеты.

Стоит отметить, что при наличии специалистов из разных областей одна организация может одновременно исполнять несколько ролей. Однако совершенно неправильным является строгое разделение работ между несколькими исполнителями без участия в работе интегратора. В таком случае, например, сбор рыночной информации может происходить формально, без заинтересованности в построении качественной модели расчета, и вся ответственность за возможный некачественный результат ляжет на моделиста.

Существующее законодательство в области оценочной деятельности допускает, что в роли интегратора может выступать физическое лицо. Представляется сомнительным, что один человек может справиться с решением таких важных и ответственных задач. Законодательство должно учитывать специфику и трудоемкость массовой оценки и запрещать доступ к решению одной из важнейших государственных задач не только физическим лицам, но и юридическим лицам, не имеющим достаточного штата и оборудования для выполнения работ по кадастровой оценке.

Немаловажным является вопрос и о территории, для которой осуществляется массовая оценка земельных участков. Технология предполагает проведение единой оценки территории всего субъекта Российской Федерации, хотя на практике в силу каких-либо причин оценке может подлежать и территория муниципального образования. Таким образом, искусственно создается «жесткая» группировка объектов оценки, что ограничивает независимость оценщика при принятии решений в процессе оценки, а оценка из массовой зачастую превращается в индивидуальную.

Итоги моделирования

Кадастровая стоимость земельных участков населенных пунктов определялась в 2007 году почти в половине субъектов Российской Федерации. Во всех случа-

ях применялась новая технология оценки, основанная на построении математических моделей. Поскольку технология применялась впервые, на каждом этапе оценки возникали неожиданные трудности и проблемы, причем преодолевать их приходилось в кратчайшие сроки.

Однако в целом по итогам проведенной работы можно сделать такой вывод: новая технология работает, дает адекватные и

объяснимые результаты. Следствием проведенной оценки во всех субъектах Российской Федерации является повышение общей налоговой базы. На рисунке представлен результат оценки земельных участков на примере одного из городов Российской Федерации: более темные области соответствуют большей стоимости. Как видно из рисунка, самая дорогая земля - в центре города, самая дешевая - на окраинах.

Результат оценки земельных участков (на примере одного из городов Российской Федерации)

Перспективы

В настоящее время в Российской Федерации только начинается формирование системы массовой оценки недвижимости. Однако уже сейчас отдельные части функционируют и дают результаты, на основе которых рассчитываются земельный налог и другие земельные платежи. С каждым годом точность расчетов, а значит, и справедливость налогообложения должны повышаться за счет накопления опыта проведения работ, а также за счет привлечения международного опыта.

Апробированная новая технология оценки земельных участков на основе построения математических моделей позволила получить адекватные значения кадастровой стоимости. Результаты, полученные в процессе кадастровой оценки земель населенных пунктов в 2007 году, должны быть использованы для дальнейшего совершенствования технологии определения кадастровой стоимости земель. Основные направления развития этой технологии частично описаны в статье.

Для повышения эффективности технологии кадастровой оценки серьезное внимание также следует уделить работе с графикой. Сейчас графическая информация используется только на двух этапах: расчет

значений факторов стоимости и визуализация результатов работ. Учет местоположения может осуществляться с использованием поверхности отклика, которая строится по данным о стоимости объектов-аналогов, привязанных к координатам (я, у) на плоскости.

С особой внимательностью следует анализировать итоговую стоимость уникальных объектов недвижимости. Некоторые зарубежные системы массовой оценки предполагают внесение корректировок для таких объектов. Однако опасность такого подхода состоит в получении возможности необоснованного влияния на стоимость конкретных объектов при отсутствии на то объективных причин.

В ближайшее время планируется завершить создание системы массовой оценки зданий, помещений, а также единых объектов недвижимости. Разработана методика оценки, в основу которой положен подход, описанный в настоящей статье. Создано СПО, посредством которого реализуются основные положения методики. Однако основная проблема оценки недвижимости заключается в отсутствии исходных данных в электронном виде - данных о самих объектах недвижимости, которые необходимо оценивать и с которых впоследствии будет взиматься налог. Решить эту проблему необходимо в ближайшее время.

5 / 5 ( голосов: 2 )

В данное время крупные города переживают ситуацию, которая требует определения рыночного обоснованного уровня стоимости земли, на которой основывается и массовая оценки земли. Для этого нужно соблюсти экономически справедливый баланс интересов все: собственников, пользователей участков земли и муниципалитета, а также требования по рациональному использованию территории города. Практические задачи, которые стоят перед городом, включают как фискальную функцию (наполняемость бюджета города), так и с регулирующую функцию.

Разноплановые стоящие задачи связаны с определением разного вида стоимостей участков земли согласно различным задачам (к примеру, с целью определения градостроительной или земельно-кадастровой оценки) или внесения соответствующей корректировки определенной «базовой» стоимости согласно специфике конкретной задачи. Из опыта зарубежных стран видно, что основу методики фискальных расчетов, входит массовая оценка земли. В нее входит рыночная стоимость жилья, рентный доход коммерческой застройки и затратный метод для объектов со слабой ликвидностью.

В данный момент в стране решается указанная проблема через методику расчетов кадастровой стоимости земель, заселений, которая подготовлена Росземкадастром на основании методологии, принятой на федеральном уровне. Но существует еще одна, на наш взгляд, существенная недоработка. Исходя из данных о продажах обустроенных участков земли, рассчитывают кадастровую стоимость земли методом «извлечения», в Стандартах оценки, которые обязательны для применения субъектами оценочной деятельности, он называется «методом выделения».

Этот метод требует знания площади земельного участка или данных по коэффициенту земельной доли (соотношение площади земли, которая приходится на 1 кв.м общей площади выставленной на продажу квартиры). Технические указания данного метода гласят, что этот показатель нужно определять на основании таблицы или по графику года возведения района - (действующие на тот период СНиПов), которые регламентировали плотность застройки и этажность жилых зданий.

Сегодня массовую экономическую оценку объектов земли города проводят методикой, применить которую раньше было технически невозможно, потому что она предполагала большое количество расчетов и многомерность классификаций. Такие методики характеризуются кластерный и корреляционно-регрессионным анализом, методами парных сравнений и расстановкой приоритетов, системным подходом и формированием баз данных.

Применяя указанные методики, удается добиться повышения научной обоснованности управленческих решений и качественно анализировать работу данного подхода. Например, расчет стоимости земли по данным о продажах квартир можно произвести двумя подходами (методами):

  1. Расчетом по всем данным о продажах к «эталонной» квартире для данного сегмента и уже потом расчет стоимости земли по методу выделения. Достоинство этого метода в упрощении предстоящих расчетов (только по одной квартире), а в недостатки относят высокую вероятность ошибки выбора эталонной квартиры при помощи методов парных сравнений, приводя квартиру к эталонной и, следовательно, возможность большой неточности результатов.
  2. Определением стоимости земли в определенном районе для каждой из реализуемых квартир. Тут расчеты сложнее (для всей совокупности данных), зато процент точности повышается.

К примеру, в определенном жилом квартале имеется шесть домов разной этажности, расположены объекты общественного назначения.

Согласно графику рассчитывается потребность в территории для проезда, тротуаров, автостоянок, площадок и озеленения, которая приходится на 1 жителя с учетом средней этажности на территории квартала 7,3: и она равняется 4,2 + 11,1 = 15,3 м2/чел. Выходит, что на население в 1370 человек в квартале необходимо 20961 м2 территории для жилья, а реальной площади — 12055 м2. Причем площадь на торговые объекты отведено больше в 10 раз, исходя из нормативов СНиП, и дает повод городским властям подумать о размещении подобных объектов в данном квартале.

Необходимо заняться подсчетами кадастровой стоимости 1 кв.м. земли в жилом квартале. Среднюю цену 1 кв.м выставленной на продажу квартиры в начале 2005 года определяли 19 тыс. рублями, средняя же цена 1 кв.м. квартиры в новых застройках равняется сумме 9333,38 рублей без НДС. Следовательно, с учетом среднего износа зданий в квартале в 15%, выделяем цену 1 кв.м. квартиры, припадающую на землю, она равна 9639 рублей. Используя коэффициент земельной доли, вычисляем рыночную стоимость 1 кв.м. жилой площади в квартале, она равняется 24 714 руб./кв.м.

Опыт зарубежья свидетельствует, что на кадастровую стоимость земли выпадает от 50 до 70% рыночной, выходит, что она определяется около 24 714-0,6 = 15 ООО рублей. Учитывая величину арендной платы за год от 3 до 7% кадастровой стоимости земли, в данном случае она приравняется 15000-5% = 750 руб./кв.м участка земли.

Это совсем низкая сумма для объекта торговли (она равняется десятой части стоимости аренды помещения для торговых целей в данном районе), и она способна принести значительное пополнение городскому бюджету, ибо почти в раз десять больше базовой величины аренды за землепользование.

При сравнении с другим кварталом города с один жилым четырехэтажным домом и несколькими объектами нежилой недвижимости согласно графику положенная площадь участка земли в целях обслуживания проживающих в квартале равняется 15,6 + 5,8 = 21,4 кв.м/ чел., или 1819 кв. м. Согласно расчетам площадь участка земли, который приходится на жилой дом, равняется 7 343,1 кв.м. Соотношения торговых помещений к жилым помещениям тоже значительно превышают нормативы СНиП.

При аналогичных расчетах величины арендной платы на участок земли, выясняем, что она примерно в четыре раза меньше, что характеризует неэффективное использование земли в жилом районе. Решить эти проблемы возможно увеличением доли жилых зданий в данном квартале, потому что теперь вкладывать денежные средства в жилищное строительство очень доходное дело. В таком случае величина коэффициента земельной доли снижается, кадастровая стоимость земли повышается и, следовательно, вырастает арендная плата использованной территории в квартале, что, конечно же, принесет доходы в бюджет района и города.

Следовательно, массовая оценка земли выступает экономической основой управления городской недвижимостью, что способствует разумному использованию городских территорий, пополнению городского и районного бюджета. Если у вас возникли вопросы в отношении массовой оценки земли, вы можете обратиться за консультацией в НП «Федерация Судебных Экспертов», где получите квалифицированную консультацию по возникшим вопросам, можете заказать проведение расчетов массовой оценки земли.

В случае, если Вас интересует не только тема оценки земельных участков, а смежные вопросы, такие как например оценка недвижимости , то мы рады Вам сообщить, что мы с удовольствием проведем для Вас оценку недвижимости, причем не только в Москве и Подмосковье, но и во всех регионах Российской Федерации.

Цены

ПРИМЕЧАНИЕ:

Цена услуг по оценке земельных участков указана с учетом налогов. Транспортные расходы оплачиваются отдельно.

V . Оценка земли

Для полноправного участия земельных участков в рыночных отношениях необходима их адекватная оценка. Высокая стоимость земельных участков не вызывает желания вовлекать их в хозяйственный оборот. Заниженная оценка порождает неэффективное землепользование в сельском и лесном хозяйстве, а также нерациональную модель городского развития, например, размещение в центральной части города промышленных зон, а также экологически вредных предприятий.

Земля в своём разнообразном функциональном назначении – как природный ресурс, основа формирования среды проживания населения, объект недвижимости и основное средство производства – подлежит стоимостной оценке.

Объектом оценки является земельный участок без находящихся на нём объектов недвижимости и его недр.

Цель оценки земли диктуется следующими обстоятельствами:

    Определение стоимости земельного участка – это первый этап затратного метода при оценке любого объекта недвижимости.

    Для определения налогооблагаемой базы.

    Для целей страхования (для земли предметом страхования могут быть подтопление территории, экологическое загрязнение, эрозия и снижение плодородия почвы).

    Для обоснования стартовых цен при конкурсных продажах, при акционировании предприятий, разделе паёв, при ипотечном кредитовании, при определении размеров арендной платы.

    Для обоснования варианта наилучшего и наиболее эффективного использования (ННЭИ) любого имущественного комплекса. Критерий отбора рассматриваемых альтернатив – максимизация остаточной стоимости земли. Потенциал земельного участка (обусловленный его местоположением, рыночной конъюнктурой, правовыми возможностями и ресурсными параметрами) выступает решающим аргументом при принятии инвестиционного решения.

Оценка земли по широте охвата подразделяется на два вида: массовую кадастровую оценку земельных участков и рыночную оценку единичного земельного участка.

Целью кадастровой оценки является одновременное определение кадастровой стоимости всех земельных участков в границах административно-территориальных образований (областей, районов, городов, посёлков и т.п.) по оценочным зонам на начало следующего года.

Целью рыночной оценки является определение рыночной стоимости единичного земельного участка на дату оценки независимыми оценщиками в соответствии с принятыми стандартами и методами оценки.

Земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда оцениваются по их продуктивности, природоохранной и рекреационной значимости, местоположению.

Земли городов и населенных пунктов оцениваются по их функциональному назначению с учётом насыщенности застройки, особенностей местоположения, экологического состояния, социального и инженерно-транспортного обустройства и других потребительских характеристик.

Различия типов оценки вызывают различия и в процедуре оценки. Для выполнения массовой оценки требуется значительный персонал, разработка специальных методик, позволяющих унифицировать процесс оценки большого числа разнородных объектов, использование статистических методов. Массовая оценка в наибольшей степени подходит для налогообложения.

Оценка единичных объектов собственности производится небольшим количеством оценщиков, решение принимается одним оценщиком.

Кадастровая и рыночная оценка земли проводятся на основе комплексного применения трёх типов методов: доходного, сравнительного и затратного.

Методы оценки земли:

    Доходные:

    прямой капитализации;

    капитализации дохода по периодам;

    остатка для земли.

Сравнительные:

  • сравнения продаж;

    переноса.

Затратные:

  • определения затрат на освоение;

    оценки по затратам на инфраструктуру.

I . Доходные методы (или методы будущей прибыльности).

Доходные методы оценки земли основаны на учёте ожидаемых доходов от владения землей. Данный подход применим к земельным участкам, приносящим доход. Рыночная стоимость земельного участка представляет собой сумму приведенных к дате оценки ожидаемых будущих рентных доходов или других выгод, а также выручки от последующей перепродажи земельного участка.

Стоимость земли рассчитывается по формуле:

Стоимость земли =

В зависимости от целевого назначения земельного участка в качестве дохода могут выступать:

Рента (для оценки сельскохозяйственных и лесных земель);

Часть дохода от имущественного комплекса, приходящаяся на застроенный земельный участок;

Арендная плата (для оценки поселений);

Доход от прироста стоимости земельного участка, получаемый при его продаже в будущем.

Ставка капитализации определяется с использованием трёх подходов:

1) используется ставка Сбербанка по долгосрочным валютным депозитам , т.к. инвестирование в земельный участок выступает одним из направлений движения денежного капитала.

2) методика кумулятивного построения , которая учитывает безрисковую ставку (например, процентную ставку Сбербанка по валютным вкладам), страновой риск (например, для Москвы 3-6% - минимальное значение по России), риск ликвидности (риск, связанный с возможностью возникновения потерь при реализации объекта недвижимости из-за недостаточной развитости или неустойчивости рынка).

3) метод рыночной выжимки (анализ сравнительных продаж) . Ставка капитализации равна доходу, деленному на цену продажи объекта-аналога. Желательно рассчитать среднее значение по нескольким продажам.

Метод остатка для земли вытекает из классической теории экономики земли, разработанной изначально для земель сельскохозяйственного назначения, которая трактует весь доход, приписываемый земле, как остаточный. В практике оценки недвижимости этот метод используется, когда здания и сооружения пока не построены (выполняется технико-экономический анализ нового строительства) или сравнительно новы.

II . Сравнительные (или аналоговые)методы.

Метод сравнения продаж наиболее подходит для оценки свободных земельных участков. Он основан на ценах реальных сделок сопоставимых участков.

Оценка может проводиться двумя способами: по элементам сравнения и с помощью единиц сравнения. Элементами сравнения называют характеристики земельных участков и условий заключения сделок с ними, которые влияют на величину цены продажи. К числу таких элементов можно отнести следующие факторы:

Состав оцениваемых прав; условия финансирования сделки; условия продажи; рыночные условия (время сделки); местоположение;

Условия зонирования и другие ограничения; физические характеристики;

Доступность коммуникаций (транспортная доступность, наличие или близость инженерных сетей, условия подключения к ним и др.).

Единицы сравнения – это типовые для каждого сегмента рынка единицы оценки, например, цена за:

1 гектар (при продажах больших массивов земли сельскохозяйственного или лесного назначения, под промышленное использование, при разделении земельных массивов на стандартные участки);

1 кв. метр (при продажах земли в центрах городов под коммерческую застройку);

1 фронтальный метр (при оценке земли, предназначенной для торговых предприятий – длина по границе улицы);

Лот (цена за стандартные по форме и размеру земельные участки в районах массовой застройки);

Единицу плотности.

В случае применения данного метода оценщик сначала на соответствующем рынке недвижимости выявляет ряд фактических продаж земельных участков, аналогичных оцениваемому по совокупности показателей. Затем в объекты-аналоги вносятся поправки на различия между объектом оценки и каждым из сопоставимых участков (размер, местоположение, тип почв, рельеф, экономические условия и т.д.).

Если в районе расположения оцениваемого объекта не набралось достаточного числа сравнимых продаж, подбирают продажи аналогичных по использованию участков с аналогичными характеристиками в соседних регионах и делают корректировки на разницу в значимости территорий.

Достоинство метода – простота использования. Недостаток – не всегда имеются сравнительные данные, что характерно для условий современной России.

Метод переноса или соотнесения базируется на теоретической предпосылке, что для каждого типа застройки земельного участка существует определённая пропорция между стоимостью земли и стоимостью построек. Метод основан на выявлении среднего соотношения для определённых типов недвижимости в определённом регионе и учёте его в проводимой оценке.

Метод соотнесения целесообразен при очевидной недостаточности сравнимых продаж свободных земельных участков. Он способен дать приемлемые результаты при анализе участков с относительно новыми постройками, стоимость которых можно определить с помощью затратного метода. По мере старения построек и накопления их износа первоначальное соотношение стоимости земли и улучшений (построек) изменяется в пользу увеличения доли, приходящейся на стоимость земли.

III . Затратные (или нормативные) методы.

Затратные методы основаны на использовании жестких нормативов и предполагают однозначность оценивания. Вместе с тем, классический затратный подход для оценивания земельных участков, как правило, не применяется, а используется принцип затратной модели. Затратные методы используются при определении лучшего и наиболее эффективного использования земельного участка как свободного. Они помогают определить рыночную стоимость участков в случаях отсутствия данных о совершенных сделках.

Метод изъятия определяет рыночную стоимость собственно земельного участка как разницу между рыночной стоимостью всего объекта недвижимости (земельного участка с постройками) и стоимостью построек.

Этот метод рекомендован Госкомземом РФ для выполнения кадастровой оценки земельных участков, включая участки промышленного назначения, всем субъектам РФ: «…Рыночные цены единицы площади земли типичных земельных участков устанавливаются… по земельным участкам, застроенным индивидуальными жилыми домами, дачами, коттеджами, садовыми домиками, с применением затратного подхода, предусматривающего вычитание восстановительной стоимости здания за минусом его износа… из общей рыночной цены объекта недвижимости…». Аналогичным образом выполняют массовую оценку земельных участков в Швеции.

Метод определения затрат на освоение (или метод разбивки на участки) применяется в основном к незастроенной земле. Он определяет общую стоимость земли, которая будет разделена на отдельные земельные участки, предназначенные для продажи. Из предполагаемой денежной выручки от продажи участков вычитаются все необходимые издержки на их освоение. И таким образом определяется стоимость неосвоенной земли. Как правило, это крупные нестандартные земельные массивы, для которых решается вопрос их рационального перспективного освоения. Разбивка на участки, соответствующие типичным в данном районе условиям рыночных продаж, позволяет не только обосновать оптимальную гипотезу развития, но и оценить инвестиционную привлекательность всего земельного массива. Оценочная работа заключается в определении:

    размеров и числа участков, требований к их благоустройству, соответствующих типичным условиям продаж в данном районе;

    цены продаж улучшенных участков, времени обращения и ожидаемой выручки от их реализации;

    затрат инвестора на освоение участков и их последующую продажу с учетом ожидаемой прибыли от вложений в улучшения;

    текущей стоимости земельного массива по ожидаемому чистому доходу с учетом отдачи проекта и периодичности поступления денежных средств.

Метод оценки затрат на инфраструктуру применяется для земель населенных пунктов. Он учитывает величину затрат на создание инженерной инфраструктуры города или посёлка (строительство дорог, подземных коммуникаций и т.д.). Далее выделяется доля затрат, приходящаяся на оцениваемый земельный участок.

В экономическом плане оценка земли может заключаться в оценивании имущественных прав на нее. Это может быть, например, собственность, или аренда.

Метод выделения

Оценивает ЗУ, на которых есть постройки и если есть информация о суммах сделок с подобными участками. Этот метод оценки выполняется в определенной последовательности:

  1. Определяются сравнительные элементы объектов;
  2. Выявляются отличия каждого из аналогичных объектов от оцениваемого;
  3. По каждому элементу рассчитывается корректировка;
  4. Выводится рыночная стоимость всего объекта на основании скорректированных данных по аналогичным сделкам;
  5. Рассчитывается стоимость улучшений;
  6. Определяется стоимость ЗУ.

Так же его применяют, когда на рынке нет стандартной активности.

Метод остатка

Оценивает участки, которые можно улучшить застройками и получить от этого максимальную прибыль.

Метод осуществляется по такому плану:

  1. Определяется доход от объекта, исходя из суммы рыночной ренты и планируемых расходов;
  2. Определяется доход от строений;
  3. Доход от ЗУ капитализируется в цену согласно нормам.

Метод разбивки на участки

Используют при разделении земель на мелкие участки. Он проводится в такой последовательности:

  1. Определяется количество и размеры будущих участков;
  2. Определяется цена освоенных ЗУ путем сравнения;
  3. Проводится расчет расходов, составляется график освоения, определяется примерное время продажи, рассчитывается прибыль;
  4. Рассчитывается чистая прибыль после продажи всех участков;
  5. Выбирается ставка дисконта, которая будет отражать риски во время проведения работ по освоению и продажам.

Для того чтобы освоить земли обычно учитываются следующие затраты:

  • Расчистка территории, планировка и разделение на участки;
  • Строительство инженерных сетей, дорог;
  • Зарплата проектировщикам и рабочим, страховка, налоги;
  • Реклама и маркетинг.

Оценочной деятельность могут заниматься только оценочные компании (юр. и физ. лица – ИП). Вся процедура делится на несколько этапов.

  • Заключается договор Для его составления оценщик должен владеть следующей информацией:
    • Цель проведения оценки;
    • Стандарты оценки;
    • Категория земель;
    • Вид разрешенного использования;
    • Вид собственности;
    • Наличие ограничений на распоряжение объектом у собственника;
    • Данные земельного кадастра;
    • Наличие строений;
    • Оговаривается дата проведения оценки.
  • Проводится сбор и анализ имеющейся информации. Сюда входят:
    • Юридические документы и регистрационные данные о собственности;
    • Физические характеристики ЗУ;
    • Описание строений и инженерных коммуникаций;
    • Описание места расположения ЗУ и прилегающих объектов;
    • Особенности ЗУ, связанные с его местом расположения;
    • Анализируются экономические факторы.
  • Проводится непосредственный осмотр объекта и прилегающей территории.
  • Запрашивается необходимая информация и документация у собственника участка и эксплуатационных служб.
  • Проводится анализ рынка недвижимости и практики подобных продаж.
  • Определение метода оценки.
  • Согласование полученных результатов.
  • Составление отчета.

Финальный отчет

Результаты оформляются в виде письменного отчета и являются доказательным документом для заинтересованных лиц. Форма и содержание отчета должны соответствовать требованиям федерального законодательства. На практике пока еще не сложилась единая форма отчета, поэтому разные оценочные компании могут предоставлять отчеты о выполненной работе в разной форме и отличными по содержанию. Но содержащаяся в них информация, форма проведения исследований и итоговые выводы должны отвечать определенным требованиям:

Наличие информации о стоимости объекта . Наличие информации, по которой заказчик смог самостоятельно:

  • Понять его содержание и способ оценки;
  • Проверить промежуточные и конечный результаты оценки.
    • Информация в отчете должна быть подтвержденной и обоснованной;
    • Содержание должно соответствовать принципу однозначности и не вызывать двоякости понимания написанного. Специальным терминам должно быть дано толкование;
    • Соответствие принципу проверяемости (касательно всех приведенных расчетов);
    • Промежуточная необязательная информация не должна содержаться в отчете.

При составлении отчета об оценке исполнитель должен:

  • Своевременно выполнить и передать заказчику отчет об оценке;
  • Указать в отчете дату проведения, стандарты оценки, цель проведения оценки и другие данные, не позволяющие двояко толковать результаты оценки;
  • При установлении в процессе оценки какой-либо стоимости (кроме рыночной) указываются ее критерии, а так же причины по которым проводилась такая оценка;
  • В отчете могут содержать сведения, которые по мнению исполнителя являются необходимыми для внесения в отчет для более полноценного применения того или иного метода;
  • Пронумеровать и постранично прошить отчет, подписать собственноручно и заверить печатью.

Стоимость проведения

Стоимость выполнения оценочных работ зависит от площади ЗУ, его расположения и поставленных перед исполнителем задач.

В разных регионах России стоимость может отличаться, но в среднем оценка ЗУ может составлять минимально от 2 тысяч рублей и выше. Сроки проведения оценки обычно не превышают 5 рабочих дней.

С развитием рынка недвижимости в России собственники ЗУ ощутили на себе необходимость разбираться в стоимости о правильной оценке имеющегося недвижимого имущества.

К земле нельзя применять затратный подход в оценке , поскольку ее нельзя воспроизвести (если имеется в виду только земля без построек). Для самостоятельной оценки можно пользоваться доходным или сравнительным методами. Доходный метод несколько сложнее сравнительного, поэтому оценщики рекомендуют для первоначального определения стоимости земли применять именно этот метод.

Применение сравнительного подхода доступно практически каждому участнику рынка, его можно провести в несколько этапов:

  1. Изучается рынок предложений в интересующем районе. Подбираются аналогичные участки, выставленные на продажу.
  2. По каждому из подобранных участков вычисляется стоимость за 1 сотку. Полученную сумму стоит уменьшить примерно на 5 % — это предполагаемая сумма скидки при заключении сделки.
  3. Вычислить из полученных результатов среднюю стоимость за 1 сотку.
  4. Имея среднюю стоимость за 1 сотку вычислить стоимость своего участка.

Главная сложность в этом методе состоит в правильном подборе аналогичных предложений, а дальше – простая математика.

Стоит отметить, что подобная оценка не может являться юридически обоснованной для предъявления, например, в банк при оформлении покупателем ипотечного кредита. Юридическим документом может быть только оценка, проведенная и предоставленная в письменной форме оценочной компанией.

Когда встает необходимость грамотной оценки ЗУ, то в расчет берутся такие показатели как расположение и экология. Рынок покажет наиболее вероятную стоимость участка, поскольку продать значительно дороже того, что предлагается в том же секторе недвижимости будет просто не реально.

Рыночная стоимость земли зависит от суммы вероятной прибыли и сроков ее получения . Со временем она может меняться, поэтому оценку стоит проводить непосредственно перед заключением сделки. Рыночная стоимость может поменяться и в связи с изменениями целевого назначения.

Оценка частных владений в садовых и дачных товариществах проводится с учетом цен продаваемых аналогичных объектов или незастроенных участков. Стоимость в этих случаях сильно зависит от наличия и интенсивности транспортного сообщения, от наличия электричества и газа и в значительной мере от экологического состояния.