Защита прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности. Меры для обеспечения защиты права предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности

Истории успеха

На правах рукописи

ТРОФИМОВ

Владимир Александрович

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность:

12.00.11 – судебная власть, прокурорский надзор,

организация правоохранительной деятельности

Диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук

Москва - 2012

Работа выполнена на кафедре уголовно-правовых и специальных дисциплин ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет»

доктор юридических наук, профессор,

Научный руководитель – Заслуженный юрист Российской Федерации Винокуров Юрий Евгеньевич доктор юридических наук, профессор

Официальные оппоненты : Григорьев Виктор Николаевич, заведующий кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики НОУ ВПО «Московский психологосоциальный институт»

кандидат юридических наук, доцент Ашиткова Татьяна Васильевна, ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина научноисследовательского института ФГКОУ ВПО «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Нижегородский

Ведущая организация государственный университет имени Н.И. Лобачевского»

Защита диссертации состоится 10 мая 2012 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 521.004.06 при ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет» по адресу: 111395, г. Москва, ул.

Юности, д. 5/1, учебный корпус № 3, ауд. 511.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет».

Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат юридических наук, доцент Е.В. Белоусова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Глобальные экономические преобразования, происходящие в России, процесс становления и развития рыночных структур обусловливают необходимость координации роли государства в экономике. Определение ориентиров и перспективы развития общества, обеспечение устойчивых темпов экономического роста возможно лишь на базе серьёзного обновления форм и методов воздействия государства на экономические процессы. Как показывает практика развития рыночных отношений, функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию промышленно-инновационных, социальных программ и проектов, позволяющих увеличивать объёмы производства, осуществлять его структурную перестройку, повышать технический уровень и эффективность, и самое главное – улучшать качество жизни населения.

Инвестиционная деятельность – процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и всех слоев общества, частных компаний и отдельных лиц. В этой связи государство должно соотносить интересы общества, определяемые его благополучием, с интересами предпринимательской деятельности, регулируя указанную деятельность, добиваясь, в том числе, упорядочивания инвестиционных потоков в целях создания благоприятного инвестиционного климата. Для выполнения функции регулирования общественных отношений государство использует как экономические, так и административные методы воздействия на инвестиционную деятельность посредством принятия (издания) и корректировки соответствующих законов и подзаконных нормативных правовых актов, а также путём проведения инвестиционной политики, соответствующей национальным интересам России. Одним из таких административно-правовых рычагов воздействия является деятельность прокуроров, направленная на обеспечение точного и единообразного исполнения законодательства об инвестиционной деятельности.

Практика прокурорского надзора свидетельствует, что состояние законности в данной области не отвечает предъявляемым требованиям.

Нарушения прав и законных интересов субъектов инвестиционных правоотношений касаются практически всех сфер указанной деятельности. В частности, отмечаются неединичные случаи принятия (издания) региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления незаконных правовых актов, ущемляющих права участников инвестиционной деятельности либо касающихся незаконного вмешательства в их работу. Допускаются нарушения инвестиционного законодательства государственными органами и должностными лицами, обладающими контрольными и ревизующими полномочиями. В процессе реализации ими своих полномочий нередко отсутствует прозрачность проводимых проверочных и иных мероприятий. Имеют место факты создания различных административных барьеров при реализации инвесторами своих прав (в том числе путём установления не предусмотренных законодательством процедур и запретов, необоснованных сборов и платежей), ограничения конкуренции и необоснованного предоставления отдельным лицам преференций и привилегий, истребования излишних документов, волокиты при рассмотрении заявлений. Распространены также факты злоупотребления должностных лиц служебными полномочиями и коррупционных проявлений.

В то же время субъекты инвестиционной деятельности не всегда соблюдают нормы и стандарты, установленные законодательством. Так, некоторые из них пренебрегают проведением экспертизы инвестиционных проектов, т.е.

представленный проект, отрасль или инвестиционную программу. Имеются многочисленные факты нецелевого расходования инвестиционных средств, даже их разворовывания, приписок объёмов выполненных работ, некачественного их выполнения и другие нарушения.

Неблагополучное состояние законности в инвестиционной сфере обусловливает необходимость активизации и повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и законных интересов её субъектов. Между тем, проводимые прокурорами проверки исполнения инвестиционного законодательства не всегда отличаются высоким качеством, в результате чего остаются не выявленными отдельные нарушения, нередко не устанавливаются обстоятельства, способствующие нарушениям, а меры прокурорского реагирования на нарушения не всегда адекватны общественной опасности этих нарушений.

Вместе с тем, имеются резервы для совершенствования прокурорского надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности, повышения его эффективности. Лучших результатов прокуроры могут добиться путём устранения допущенных ошибок и улучшения, активизации надзорной деятельности, применения новых рекомендованных наукой и апробированных на практике форм и методов надзорной деятельности. При этом особо востребованы теоретические разработки, научно-обоснованные рекомендации, направленные на совершенствование прокурорского надзора в названной сфере.

диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства в различных сферах деятельности неоднократно рассматривались в научных трудах российских учёных. В их числе А.И.

Алексеев, В.И. Басков, С.Г. Березовская, А.Д. Берензон, В.Г. Бессарабов, А.Д. Бойков, Г.И. Бровин, К.Д. Бурмистров, И.С. Викторов, Ю.Е. Винокуров, А.Ю. Винокуров, К.Ю. Винокуров, В.В. Гаврилов, С.И. Герасимов, В.Г. Даев, Т.Н. Добровольская, В.К. Звирбуль, А.Х. Казарина, А.Б. Карлин, А.Ф.

Козусев, Ю.А. Каленов, И.Я. Кливер, Д.В. Кречетов, В.Г. Лебединский, А.А.

Леви, В.Д. Ломовский, М.Н. Маргунов, В.Г. Мелкумов, Л.А. Николаева, М.Ю. Рагинский, В.И. Рохлин, В.П. Рябцев, В.М. Савицкий, К.Ф. Скворцов, Ю.И. Скуратов, А.Ф. Смирнов, А.Б. Соловьев, Б.М. Спиридонов, А.Я.

Сухарев, В.Н. Осипкин, В.С. Тадевосян, М.Е. Токарева, А.А. Чувилёв, В.И.

Шинд, В.Б. Ястребов и другие.

инвестиционных проектов уделили внимание в своих работах такие теоретики-экономисты, как Т.В. Андреева, В.Д. Андрианов, А.Г. Афонин, И.Т. Балабанов, Е.В. Балацкий, В.С. Бард, Н.А. Бланк, А.В. Бузгалин, Б.П.

Плышевский, В.В. Радаев, Э.А. Уткин, А.Б. Фельдман и другие.

В российской правовой науке изучению тех или иных аспектов инвестиций посвящены исследования М.М. Богуславского, А.Г. Богатырёва, В.П. Бугорского, И.А. Вдовина, Н.Н. Вознесенской, А.А. Горягина, В.В.

Гущина, Н.Г. Дорониной, В.А. Зимина, А.В. Кирина, М.Е. Ковешникова, В.Н.

Кокина, Р.А. Курбанова, А.В. Майфата, Г.Д. Отнюковой, А.М. Паланкоева, Ю.В. Потаповой, Н.Г. Семилютиной, Т.А. Серебряковой, В.В. Силкина, Ю.С.

Харитоновой, И.Ю. Целовальниковой, Т.В. Шадриной и других.

Необходимо, однако, отметить, что в этих научных работах авторами в основном рассматривались общие вопросы в том числе организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов либо отдельные аспекты деятельности прокуратуры, которые не связаны с инвестиционной сферой. Самостоятельного цельного научного исследования, посвященного комплексному изучению проблем прокурорского надзора за исполнением инвестиционного законодательства, не проводилось. По этому вопросу не было защищено ни одной диссертации или опубликовано иное монографическое исследование. Отсутствуют и столь необходимые методические пособия и разработки по организации и осуществлению прокурорского надзора в этой сфере. Между тем, теоретические и организационно-правовые основы осуществления прокурорского надзора за точным и единообразным исполнением законодательства об инвестиционной деятельности, а также практика реализации такого надзора нуждается в научном обобщении и анализе.

Недостаточная разработанность целого ряда научно-практических вопросов, объективная необходимость их научного осмысления и анализа, определили выбор цели, задач, объекта, предмета, структуры и содержания исследования.

положений об особенностях прокурорского надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности, а также обосновании основных направлений его совершенствования, повышения качества и эффективности.

необходимость разрешения комплекса следующих задач исследования:

инвестиционной деятельности в Российской Федерации;

Раскрытие содержания прокурорского надзора как одного из способов обеспечения законности в сфере инвестиционной деятельности;

инвестиционного законодательства в структуре прокурорского надзора;

Рассмотрение специфики организации работы в органах прокуратуры по надзору за исполнением названного законодательства;

раскрытие роли информационного обеспечения в научнообоснованном планировании работы в раскрываемой надзорной сфере;

- обоснование возрастания роли прокурорского надзора за исполнением инвестиционного законодательства;

- анализ полномочий прокуроров с точки зрения их достаточности;

законодательства в сфере инвестирования и установлению обстоятельств, им способствующих;

выявленные нарушения названного законодательства и показа их роли в предупреждении правонарушений;

Обоснование предложений, направленных на совершенствование, с одной стороны, законодательства, регулирующего полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов в инвестиционной сфере, и, с другой стороны, - инвестиционного законодательства.

правоотношения, возникающие в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности в Российской Федерации.

Предмет диссертационного исследования составляют проблемы, связанные с обеспечением эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности на всех стадиях надзорного процесса; с определением основных направлений его совершенствования и, в первую очередь, форм и методов работы, приносящих при оптимальных затратах сил и средств наилучшие результаты в плане укрепления законности.

Методологическую основу исследования составил диалектический метод научного познания и основанные на нём общенаучные методы: анализ, аналогия, индукция и другие. При подготовке диссертации также использовались частные научные методы исследования правовых и социальных явлений: историко-правовой, логический, системноструктурный, сравнительно-правовой, статистический и другие.

Нормативно-правовой базой исследования являются: Конституция Российской Федерации; законодательство, регламентирующее инвестиционную деятельность, а также организацию и деятельность органов прокуратуры; законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации и ведомственные нормативные правовые акты, относящиеся к предмету исследования.

фундаментальные труды российских учены в области теории государства и права, прокурорского надзора, правоохранительной деятельности, отражающие те или иные стороны объекта и предмета данного исследования.

Эмпирическую базу исследования составили статистические данные Генеральной прокуратуры РФ, материалы практической деятельности прокуратур Москвы и Московской области (справки, докладные записки, обзоры, обобщения, акты прокурорского реагирования) за период с 2005 по 2011 гг. В ходе исследования были, в частности, изучены 60 материалов прокурорских проверок исполнения названного законодательства, протестов, 37 представлений, 26 исковых заявлений, 23 постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, предостережений о недопустимости нарушения закона, 71 предписание и постановлений о привлечении к административной ответственности.

Кроме того проведено анкетирование 92 прокурорских работников, в чью компетенцию входит в том числе и осуществление надзора за законностью в инвестиционной сфере.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации в числе первых на монографическом уровне осуществлено комплексное изучение механизма осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности. Новизна состоит также в системном подходе к исследованию правовой природы и содержания компетенции прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов в инвестиционной сфере; организации работы прокурора по обеспечению точного и единообразного исполнения названного законодательства; а также организационно-правовых проблем в сфере реализации прокурором надзорной функции в отношении субъектов инвестиционной деятельности.

В диссертации представлена разработанная автором понятийная характеристика прокурорского надзора за исполнением законодательства в инвестиционной сфере; раскрыты его содержание и особенности. Кроме того, проанализированы основные недостатки, допускаемые прокурорами при организации и осуществлении надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности, и обоснованы возможные пути их недопущения в будущем.

На основе анализа теоретических источников и практической деятельности органов прокуратуры диссертантом сформулировано ряд новых научных положений, а также предложений по совершенствованию законодательства о прокуратуре и особо ценные – по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением инвестиционного законодательства.

Основные положения , выносимые на защиту:

Авторское определение понятия прокурорского надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности, под которым следует понимать осуществляемую от имени Российской Федерации специфическую надзорно-контрольную деятельность органов прокуратуры, состоящую, во-первых, в правовом контроле соблюдения установленного законом порядка передачи денежных средств или иного имущества в денежной оценке одним лицом, именуемым инвестором, другому лицу, именуемому реципиентом, инвестиций с целью извлечения прибыли или достижения иного общественно-полезного результата; вовторых, в совокупности надзорных действий, осуществляемых органами прокуратуры с целью проверки соблюдения финансовыми и другими субъектами правовых норм в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации государственных инвестиционных проектов; в-третьих, в системе мер, осуществляемых органами прокуратуры для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста страны.

2. Обоснование, что в структуре прокурорского надзора надзор за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности является поднаправлением направления прокурорского надзора за исполнением экономического законодательства и направления прокурорского надзора за исполнением законодательства о внешнеэкономической деятельности отраслей прокурорского надзора за исполнением законов и надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

3. Вывод о том, что в будущем в связи с реализацией инвестиционных проектов, возрастанием объёмов (сумм) денежных средств, циркулирующих в сфере инвестирования, упущениями в работе органов контроля и как следствие этого ростом правонарушений роль прокурорского надзора будет инвестиционной сфере.

4. Обоснование, что успех правозащитной деятельности прокуроров в инвестиционной сфере в плане укрепления законности во много зависит от того, насколько профессионально с учётом всех обстоятельств (состояния законности, квалификации кадрового состава прокуратуры, загруженности другой работой и другого) прокуроры будут организовывать свою работу.

Под организацией работы понимается комплекс объективно необходимых элементов (мер), направленных на эффективное функционирование прокуратуры. Важнейшими из этих элементов являются сбор и анализ информации о нарушениях инвестиционного законодательства, планирование работы и контроль за выполнением планов, организация взаимодействия с органами контроля и другими органами в процессе надзорной деятельности.

5. Классификация видов информации, характеризующей состояние исполнения законов об инвестиционной деятельности и составляющей основу информационного обеспечения организации прокурорского надзора в указанной сфере: нормативно-правовая; организационно-методическая; о развитии инвестиционной деятельности; о нарушениях законов об инвестиционной деятельности; о деятельности правоохранительных, обеспечением исполнения инвестиционного законодательства.

6. Классификация основных (типичных) недостатков, допускаемых прокурорами при организации и осуществлении надзора за исполнением законов в инвестиционной сфере (факторов, отрицательно влияющих на эффективность прокурорского надзора), а именно: фрагментарный (выборочный) охват проверками деятельности поднадзорных органов, в результате чего отдельные сведения о нарушениях законов остаются не проверенными; несвоевременное проведение проверок, когда устранение выявленных нарушений становится невозможным или затруднительным;

некачественное (поверхностное) проведение проверок по причине неподготовленности к ним, вследствие чего выявляются не все нарушения законов; неустановление в ходе проверок обстоятельств, способствующих нарушениям законов; проведение проверок без участия специалистов, когда их участие необходимо; некачественная подготовка актов прокурорского реагирования на нарушения законов; неосуществление должного контроля за реагирования; формальное (поверхностное) осуществление надзора за исполнением законов при производстве предварительного расследования по делам о преступлениях в инвестиционной сфере; пассивная позиция арбитражных дел в судах, обусловленная неподготовленностью к судебным процессам, и другие недостатки.

7. Обоснование, что предпосылками успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности являются: осознание (понимание) прокурорами важности роли инвестиционной деятельности в развитии России; прочное знание ими этого законодательства и практики его исполнения; ясное представление о роли и возможностях органов прокуратуры в обеспечении законности в сфере инвестиционной деятельности, об истории развития прокурорского надзора за исполнением названного законодательства; умение правильно на научной основе организовать работу, в особенности организовать своевременное поступление в прокуратуру достоверной информации о нарушениях этого законодательства, а также взаимодействие с органами контроля и иными органами в процессе осуществления прокурорско-надзорной деятельности;

мастерское владение тактикой и методикой прокурорского надзора как на стадии выявления нарушений законов, установления обстоятельств, им способствующих, так и на стадиях их устранения и предупреждения; умение объективно оценивать эффективность надзорной деятельности, являющейся основной оценочной категорией рассматриваемого поднаправления прокурорского надзора как и всей многогранной деятельности прокуратуры.

эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности могут быть: своевременное устранение ошибок, недостатков в работе, в том числе ранее названных; повседневное, постоянное совершенствование качественных характеристик всех надзорных действий; обеспечение комплексного подхода к проблеме укрепления законности, в частности, в сфере инвестирования; совершенствование методической базы прокурорского надзора; совершенствование управления (руководства) надзорной деятельностью со стороны вышестоящих прокуроров; совершенствование законодательства.

9. Доказывание, что совершенствование управления надзорной деятельностью со стороны вышестоящих прокуроров может идти по таким направлениям, как: усиление контроля исполнения, а также их направляющей и координирующей роли; оказание методической помощи нижестоящим прокурорам путём разработки методических пособий, инструкций, положений, обзоров; проведение показательных проверок исполнения законов для сотрудников подчинённых прокуратур, а также участия в проверках, проводимых этими сотрудниками; принятие мер по устранению ошибок, допускаемых в нижестоящих прокуратурах при осуществлении надзора; усиление контроля за внедрением в практику надзора новейших достижений науки и практики, передовых методов и приёмов выявления и устранения нарушений законов; совершенствование дисциплинарной практики.

10. Обоснование предложений по совершенствованию правовых основ прокурорского надзора за исполнением инвестиционного законодательства.

В частности, предлагается внести в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» следующие изменения: предусмотреть в качестве правового средства воздействия прокуроров на нарушителей законов такой акт реагирования, как предписание, т.е. указание, требование незамедлительно прекратить противоправные действия (бездействие);

упразднить все нормативные ограничения, препятствующие прокурору обращаться с исками в суды общей юрисдикции и арбитражные суды в целях защиты прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц;

предоставить прокурорам и их заместителям право выносить постановление о возбуждении дисциплинарного производства в отношении лиц, виновных в нарушении норм действующего законодательства; расширить круг лиц, в отношении которых может выноситься постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, включив него и граждан; право внесения актов прокурорского реагирования предоставить всем прокурорским работникам, задействованным в надзорном процессе.

Следовало бы также кодифицировать инвестиционное законодательство путём разработки и принятия «Инвестиционного кодекса Российской Федерации», который привёл бы к некоторому сокращению числа нормативных актов, что в какой-то мере облегчило бы работу прокуроров.

проведённого исследования состоит в том, что сформулированные в диссертации положения и выводы имеют общетеоретическое значение для восполнения пробелов и дальнейшего развития концептуальных идей одного из направлений правоохранительной деятельности - прокурорского надзора.

Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы, положения и предложения при их реализации могут способствовать повышению качества и эффективности деятельности работников прокуратуры, осуществляющих надзор за исполнением законодательства в инвестиционной сфере.

Диссертационный материал также может быть использован в качестве научно-методической основы для разработки учебных и методических пособий, методических разработок (в особенности частных методик) по выявлению и устранению нарушений инвестиционного законодательства.

Положения и выводы, представленные в диссертации, также могут быть применены в юридических вузах и учреждениях дополнительного профессионального образования в процессе преподавания учебных дисциплин «Прокурорский надзор» и «Правоохранительные органы».

Апробация и внедрение результатов исследования происходили в форме обсуждения основных положений диссертации на заседаниях кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин юридического факультета Московского гуманитарного университета. В процессе проведения исследования автором был сделан ряд научных сообщений на научных гуманитарном университете.

Основные положения диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность органов прокуратуры, используются в учебном процессе Московского гуманитарного университета, Национального института бизнеса при преподавании учебных дисциплин «Прокурорский надзор», «Правоохранительные органы».

Основные положения диссертационного исследования изложены в опубликованных научных статьях, в том числе в ведущих изданиях из числа рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения; трёх глав, включающих в себя десять параграфов, содержащих изложение научного исследования и раскрывающих тему диссертации;

заключения, списка использованных нормативно-правовых актов и литературы, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, её значение и диссертационного исследования; характеризуются методологические и теоретические основы работы, её эмпирическая база, раскрывается научная новизна исследования, а также его теоретическое и практическое значение, излагаются основные положения, выносимые на защиту, сведения об апробации полученных результатов и внедрения их в практику.

Первая глава «Законодательство об инвестиционной деятельности и роль органов прокуратуры в его исполнении» посвящена определению понятия инвестиционной деятельности и её роли в развитии страны;

характеристике законодательства об инвестиционной деятельности как сферы прокурорского надзора; определению места прокурорского надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности в структуре инвестиционной сфере; а также истории развития прокурорского надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности.

В первом параграфе «Понятие инвестиционной деятельности и её роль в развитии страны» проводится анализ понятия инвестиционной деятельности и её роли в развитии нашей страны.

Проведённое исследование показало, что одним из необходимых условий успешного развития экономики любого государства является высокая инвестиционная активность, которая обеспечивается посредством роста объёмов реализуемых капиталовложений и максимально эффективного их использования в наиболее значимых сферах материального производства и социальной сферы.

В настоящее время допускаются многочисленные нарушения этого законодательства вплоть до разворовывания инвестиционных средств, что не способствует улучшению инвестиционного климата, отпугивает инвесторов от вложения средств в экономику и социальные сферы. В этих условиях повышается роль и значение правоохранительной деятельности органов прокуратуры, призванной осуществлять надзор за исполнением инвестиционного законодательства. Прокурорский надзор, носящий всеобщий надведомственный характер, выступает, с одной стороны, как один из важных способов обеспечения законности в сфере инвестирования и, с другой стороны, как правовое средство активизации и совершенствования деятельности органов контроля и других органов.

Во втором параграфе «Характеристика законодательства об инвестиционной деятельности как сферы прокурорского надзора»

приводится характеристика названного законодательства.

Отмечается, что одним из важнейших факторов, влияющих на содержание прокурорского надзора в сфере инвестиционной деятельности, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим указанной деятельности, а также регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования - с другой.

Нормативная правовая база в сфере организации и осуществления продолжительный период времени. Она содержит много отсылочных норм и значительно усложняет процесс исполнения законодательства и затрудняет осуществление прокурорского надзора в указанной сфере правоотношений.

Кроме того, законодательство об инвестиционной деятельности весьма подвижно, оно совершенствуется с учётом запросов практики: заменяются устаревшие законодательные акты, принимаются или издаются новые акты, вносятся изменения в действующие акты.

Таким образом, можно заключить, что многоуровневая система правового регулирования вопросов осуществления инвестиционной деятельности имеет своей целью упорядочение правовых отношений, осуществления инвестиционной деятельности.

В третьем параграфе «Место прокурорского надзора за исполнением прокурорского надзора за исполнением названного законодательства в структуре прокурорского надзора и его роли в обеспечении законности в инвестиционной сфере.

Проведённое исследование показало, что одним из важнейших органов, инвестирования, является прокуратура, на которую возложен надзор за исполнением российского законодательства, включая и законодательство об самостоятельного способа обеспечения законности в сфере инвестиционной деятельности. Надзор за исполнением названного законодательства в той или иной мере осуществляется с момента создания прокуратуры в России (января 1722 г.).

В структуре единого прокурорского надзора надзор за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности представляет самостоятельное поднаправление направления надзора за исполнением экономического законодательства и направления надзора за исполнением законодательства о внешнеэкономической деятельности отраслей прокурорского надзора за исполнением законов и надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Предметом прокурорского надзора за исполнением названного законодательства следует считать выявление нарушений названного законодательства, установление обстоятельств, способствующих им (причин и условий), пресечение и устранение этих нарушений и обстоятельств, привлечение виновных к установленной законом ответственности и принятие мер по предупреждению подобных нарушений в будущем. В содержание предмета прокурорского надзора за исполнением законодательства указанной категории в основном входит деятельность, связанная с процессами образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами инвестирования и органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления, характеризующимися системой различных стоимостных показателей.

Объектом прокурорского надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности является сфера правовых отношений, субъектами (сторонами) которых выступают перечисленные в диспозиции ст.21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» органы публичной власти, контроля, должностные лица, руководители коммерческих и некоммерческих организаций и другие субъекты, на которые распространяется юрисдикция органов прокуратуры. В качестве объекта прокурорского надзора в указанной сфере также выступают субъекты инвестирования и юридические лица, принимающие инвестиции для реализации и получения выгоды или какоголибо иного общественно полезного результата.

В четвёртом параграфе «История развития прокурорского надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности»

исследуется вопросы эволюции прокурорского надзора за исполнением названного законодательства.

Отмечено, что прокурорский надзор за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности как самостоятельное поднаправление направлений надзора за исполнением экономического законодательства и надзора за исполнением законодательства о внешнеэкономической деятельности осуществляется в России уже на протяжении более двух столетий.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности объективно необходим в любом обществе, где существует товарно-денежные отношения. Его роль велика в обществе, в котором преобладает государственная собственность, управляемая административнокомандными методами, однако в демократическом обществе с рыночными формами хозяйствования она многократно возрастает.

Вторая глава «Организация работы по надзору за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности» посвящена исследованию вопросов содержания организации работы по надзору за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности;

информационного обеспечения прокурорского надзора за исполнением названного законодательства как основы научно обоснованного планирования; организации взаимодействия органов прокуратуры с другими органами при осуществлении надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности.

В первом параграфе «Содержание организации работы по надзору за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности»

рассматриваются проблемы и особенности, касающиеся содержания организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности.

прокурорского надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности во многом зависит от того, надлежащим ли образом организована работа конкретных подразделений прокуратуры и сотрудников этих подразделений, осуществляющих такой надзор.

Под организацией работы прокуратуры по надзору за исполнением названного законодательства следует понимать совокупность объективно необходимых взаимосвязанных и взаимодополняемых мер (мероприятий или элементов) по подготовке кадров, подбору, расстановке, повышению квалификации прокурорских работников; постоянному регулированию (направлению их деятельности); обеспечению их всеми необходимыми средствами; сбору и анализу информации о нарушении законов; анализу работы прокуратуры и её оценке; планированию работы, контролю за выполнением планов; организации взаимодействия между структурными подразделениями прокуратуры и конкретными сотрудниками, другими заинтересованными структурами в целях предупреждения и пресечения нарушений законодательства об инвестиционной деятельности.

Работа прокурора в данном поднаправлении надзорной деятельности должна строиться с учётом того, чтобы в поле зрения прокуратуры находились все наиболее актуальные вопросы обеспечения законности в сфере инвестиций. Необходимо предусматривать, чтобы эта работа основывалась на детально продуманной долговременной стратегии деятельности прокуратуры. Её организация призвана обеспечивать всесторонний учёт и использование результатов проведённой работы на других направлениях деятельности органов прокуратуры. Надзор за исполнением законов в инвестиционной сфере должен способствовать планомерному воздействию на причины финансовых и экономических правонарушений, на весь комплекс обстоятельств, способствующих их совершению.

Во втором параграфе «Информационное обеспечение прокурорского надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности как основы научно обоснованного планирования» рассмотрена и проанализирована роль информационного обеспечения в планировании прокурорского надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности.

По результатам проведённого исследования сделан вывод о том, что выполнение стоящих перед органами прокуратуры задач по надзору за исполнением законодательства указанной категории предполагает наличие полной и объективной информации, позволяющей проводить анализ изменений в законодательстве, судебной практике, статистических данных об органах, осуществляющих инвестиционную деятельность; характере правонарушений, допускаемых в данной сфере.

Поступающую к прокурору информацию, касающуюся исполнения законодательства об инвестиционной деятельности, можно подразделить на следующие группы: нормативно-правовую; организационно-методическую; о развитии инвестиционной деятельности; о нарушениях законодательства об инвестиционной деятельности; о деятельности правоохранительных, контролирующих и иных государственных и негосударственных органов, связанной с обеспечением исполнения названного законодательства.

Наиболее важными элементами организации работы за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности является сбор сведений о нарушениях этого законодательства, её анализ, планирование работы и организация взаимодействия с другими органами.

исполнением законодательства об инвестиционной деятельности»

рассмотрены проблемы организации взаимодействия органов прокуратуры с другими органами при осуществлении надзора за исполнением указанного законодательства.

Результаты проведённого исследования показали, что организация взаимодействия органов прокуратуры с органами, наделёнными функциями контроля, правоохранительными и иными органами является одним из важнейших элементов организации работы в целом, включая и организацию работы по надзору за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности.

Основными направлениями взаимодействия органов прокуратуры с осуществлении надзора за исполнением указанного законодательства координационных и оперативных совещаний; проведение совместных литературы; совместная подготовка проектов нормативных правовых актов;

привлечение специалистов из органов контроля для участия в прокурорских проверках; согласование мер реагирования по устранению выявленных предупредительно-профилактической работы.

Третья глава «Полномочия прокуроров по надзору за исполнением исследованию предоставленных прокурорам полномочий, направленных на выявление нарушений законодательства об инвестиционной деятельности; на устранение и предупреждение таких нарушений; а также основных направлений повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности.

В первом параграфе «Полномочия прокуроров, направленные на выявление нарушений законодательства об инвестиционной деятельности»

анализируются вопросы, касающиеся компетенции прокурора по выявлению нарушений указанного законодательства.

Проведённое изучение показало, что в настоящее время прокуроры обладают достаточными полномочиями для выявления нарушений законов в том числе в инвестиционной сфере и установления обстоятельств, способствующих этим нарушениям. Конечные успехи их деятельности зависят от того, насколько качественно и профессионально реализуют прокуроры эти полномочия. Все полномочия прокуроров по своей сути и назначению являются различными по содержанию надзорными действиями, осуществляемыми прокурорами при наличии законных к тому оснований.

Все надзорные действия должны быть, с одной стороны, законными (закреплёнными в законе) и, с другой стороны, обоснованными. Они должны осуществляться в нужное время и в нужном месте, по крайней мере, своевременно, пока ещё можно устранить допущенное нарушение или остановить его перерастание в более опасное правонарушение (предупредить наступление более вредных последствий).

Во втором параграфе «Полномочия прокуроров, направленные на устранение и предупреждение нарушений законодательства об инвестиционной деятельности» рассмотрены и исследованы полномочия прокуроров с точки зрения их достаточности.

На основании проведённого исследования автором обоснован вывод, что все предусмотренные законом правовые средства реагирования в той или иной мере применяются прокурорами при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности.

Из их числа наиболее часто применяются такие средства прокурорского опротестование незаконных правовых актов, обращение с заявлениями в суды о признание правовых актов недействующими или недействительными, внесение представлений об устранении нарушений законов, вынесение постановлений о возбуждении производства об административном правонарушении, объявление предостережения о недопустимости нарушения закона и обращение с исковыми заявлениями в суды общей юрисдикции и арбитражные суды о возмещении материального ущерба, причинённого как физическим, так и юридическим лицам.

В качества правового средства воздействия прокурора на нарушителя закона, по мнению диссертанта, целесообразно предусмотреть предписание, т.е. указание, требование незамедлительно прекратить противоправные действия (бездействие). Кроме того, прокурорам и их заместителям следует дисциплинарного производства в отношении лиц, виновных в нарушении норм действующего законодательства, однако, чьи действия не образуют состав административного или уголовно наказуемого правонарушения.

эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства исполнением названного законодательства.

(типичными) недостатками и упущениями в организации прокурорского надзора за исполнением названного законодательства являются следующие:

неполный (выборочный) охват проверками поднадзорных объектов;

несвоевременное проведение надзорных действий; некачественное проведение проверок исполнения названного законодательства;

неустановление всех обстоятельств, способствующих нарушениям законов;

некачественная и неграмотная подготовка актов прокурорского реагирования; отсутствие должного контроля со стороны прокуроров за реализацией требований, содержащихся в актах реагирования; формальное осуществление прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного расследования.

В заключении диссертации сформулированы основные выводы и теоретические положения, а также рекомендации для правоприменительной практики.

отражение в следующих научных работах:

1. Трофимов В.А. Первоочередные задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства о инвестиционной безопасности в Российской Федерации и содержание организации работы по контролю за исполнением законодательства о инвестиционной безопасности // Бизнес в законе. 2009.

№ 5. С. 252-255. 0,4 п.л.

реагирования прокурора на нарушения законодательства об инвестиционной деятельности // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 3 (16). С. 320-323. 0,5 п.л.

"прокурорский надзор за инвестиционной деятельностью" // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № (16). С.223-226. 0,4/0,2 п.л.

4. Трофимов В.А. Инвестиционная деятельность и инвестиции // Актуальные вопросы российского права. Сборник научных статей. Вып. 12.

М.: Изд-во МосГУ, 2009. С.102-106. 0,2 п.л.

5. Трофимов В.А. Характеристика российского законодательства об инвестиционной деятельности // Актуальные вопросы российского права.

Сборник научных статей. Вып. 12. М.: Изд-во МосГУ, 2009. С. 106-112. 0, п.л.

инвестиционной деятельности // Актуальные вопросы российского права.

Сборник научных статей. Вып 14. М.: Изд-во МосГУ, 2009. С. 89-92. 0,2 п.л.

7. Трофимов В.А. Первоочередные задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Актуальные вопросы российского права. Сборник научных статей. Вып. 14. М.: Изд-во МосГУ, 2009. С. 92-97. 0,3 п.л.

8. Трофимов В.А. Нормативно-правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Проблемы реализации современных правоотношений: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Невинномысск: НГГТИ, 2011. С.129-132. 0,3 п.л.

9. Трофимов В.А. О некоторых вопросах организации работы по надзору за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Обеспечение законности в Российской Федерации:

материалы научной конференции, проведенной на юридическом факультете МосГУ 24 ноября 2011года. М: МосГУ, 2011. С. 169-171. 0,3 п.л.

Издательство ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет»

Похожие работы:

«Сокольников Дмитрий Евгеньевич ", ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ КОМПАНИЙ В ПРАВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Специальность 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва - 2009 Диссертация выполнена на кафедре гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов Научный руководитель: кандидат юридических наук,...»

«РУДЯКОВ Александр Николаевич ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ РИЭЛТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (сравнительно-правовое исследование) Специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва – 2013 Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования...»

« государства; история учений о праве и государстве АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Нижний Новгород - 2011 1 Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного национально-исследовательского университета им....»

«КАРЕЛИН Кирилл Владимирович АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12.00.14 – административное право, финансовое право, информационное право АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Саратов 2012 Диссертация выполнена на кафедре публичного права федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Саратовский государственный...»

«Штанкова Наталия Владимировна ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ДОКАЗЫВАНИЯ ОСНОВАНИЙ ПРИМЕНЕНИЯ Специальность: 12.00.15 - гражданский процесс; арбитражный процесс Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва – 2014 Работа выполнена в секторе гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института государства и права Российской...»

«СЕРБИН ИГОРЬ СЕРГЕЕВИЧ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ Специальность 12.00.09 – уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность АВТОРЕФЕРАТ на соискание ученой степени кандидата юридических наук КРАСНОДАР – 2009 2 Диссертация выполнена на кафедре криминалистики ФГОУ ВПО Кубанский государственный аграрный университет Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Топорков Анатолий Алексеевич...»

«ГЕДИЕВ МУРАТ ШАМИЛЬЕВИЧ НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Специальность 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Краснодар-2012 1 Диссертация выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ставропольский государственный университет...»

«Петров Илья Валентинович ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДОЗРЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ 12.00.09 – уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Краснодар 2012 Диссертация выполнена на кафедре уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики ФГАОУ ВПО Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта доктор юридических наук, профессор, Научный...»

«Баранов Кирилл Юрьевич ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Специальность 12.00.03 – Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва – 2012 Работа выполнена на кафедре гражданско-правовых дисциплин Юридического института Московской академии экономики и права Научный руководитель: - кандидат юридических наук, доцент...»

«ОГАРКИНА Кристина Николаевна КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ Специальность12.00.02 – конституционное право; муниципальное право АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Казань 2011 2 Работа выполнена на кафедре конституционного права и прав человека ФГАОУ ВПО Казанский (Приволжский) федеральный университет Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Гадыльшина Зухра...»

«Журавлева Елена Михайловна СТАТУС НАСЦИТУРУСА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва 2014 2 Работа выполнена на кафедре предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского ФГБОУ ВПО Российская академия народного хозяйства и государственной...»

«Князькин Андрей Дмитриевич КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ Специальность: 12.00.06 – земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва – 2013 Диссертация выполнена на кафедре гражданского права и процесса ФГБОУ ВПО Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева Научный руководитель: доктор юридических наук,...»

«Плашевская Анастасия Анатольевна CОБИРАНИЕ СУДОМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛА ПО ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ 12.00.09 – уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Томск – 2006 2 Работа выполнена на кафедре уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности Юридического института Томского...»

«АТАБИЕВА Абидат Адрахмановна ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Специальность: 12.00.02 – конституционное право; муниципальное право Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва – 2012 2 Работа выполнена и рекомендована к защите на кафедре конституционного права Юридического факультета Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования...»

«Тараленко Константин Николаевич РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ УСЛОВНО, И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Томск – 2004 Работа выполнена в Томском государственном университете на кафедре уголовно-исполнительного права и криминологии. Научный руководитель доктор юридических наук, профессор Прозументов Лев Михайлович...»

«Русских Татьяна Владимировна СВОБОДА СТОРОН ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПРИ ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИИ, ИЗМЕНЕНИИ, РАСТОРЖЕНИИ И ПРЕДЕЛЫ ЕЕ ОГРАНИЧЕНИЯ Специальность 12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Ижевск 2011 Работа выполнена на кафедре трудового права и основ правоведения государственного образовательного учреждения высшего профессионального образовании Удмуртский государственный университет...»

«СТРЕМБЕЛЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩИМ ИМУЩЕСТВОМ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА: КОММЕРЧЕСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Специальность 12.00.03 - Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Санкт-Петербург 2009 2 Работа выполнена на кафедре коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского...»

«КРИВЕНКОВА МАРИЯ ВИТАЛЬЕВНА НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ В СОВРЕМЕННОМ МЕУЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ Специальность 12.00.10 – Международное право. Европейское право. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Казань – 2009 Работа выполнена на кафедре международного и европейского права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина доктор...»

«Ступников Олег Анатольевич АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Специальность: 12.00.14 – административное право, финансовое право, информационное право Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Воронеж – 2011 Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Воронежский государственный университет Научный руководитель – доктор...»

«Ямашкин Сергей Владимирович ОРГАНИЗОВАННОЕ МОШЕННИЧЕСТВО: УГОЛОВНОПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Специальность 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Челябинск – 2010 Диссертация выполнена на кафедре уголовного права и криминологии Самарского юридического института ФСИН России Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент Некрасов Александр Петрович...»

Для развития национальной экономики исключительно важной сферой является предпринимательство. Государство всячески поддерживает предпринимательскую деятельность общества. Но заниматься ею органам государственной власти и местного самоуправления запрещается.

Предпринимательству свойственна высокая экономичность и социально-политическая значимость, но и слабая жизнеспособность и уязвимость, поэтому необходимо его государственное регулирование, поддержка и развитие.

К основным элементам системы государственного регулирования предпринимательства относятся:

– политику разгосударствления и приватизации;

антимонопольную политику;

– институт банкротства субъектов предпринимательства;

– нормативно-правовое обеспечение развития предпринимательства;

– административно-экономическое и финансово-кредитное регулирование и дерегулирование предпринимательства;

– информационная и программно-целевая поддержка предпринимательства.

Условиями нормального функционирования и развития предпринимательства являются:

– стабильная денежно-кредитная система;

– правовая защищенность предпринимателей;

– стабильная, стимулирующая система налогообложения, которая бы способствовала инвестированию и реинвестированию средств в сфере предпринимательства;

– развитая система рыночной инфраструктуры поддержки предпринимательства (коммерческие банки, товарные биржи, страховые компании, информационно-маркетинговые фирмы, консалтинговые, учебные организации и т.п.);

государственная поддержка учреждения, регистрации, финансирования и кредитования предпринимательства;

– прозрачная и простая процедура регулирования государством предпринимательской деятельности;

– эффективная защита интеллектуальной и материальной собственности.

Основными средствами регулирующего влияния государства на деятельность субъектов предпринимательства:

– государственный заказ, государственная задача;

– лицензирование, патентование и квотирование;

– сертификация и стандартизация;

– применение нормативов и лимитов;

– регулирование цен и тарифов;

– предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот;

– предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий.

Государственное регулирование частного сектора национальной экономики осуществляется через бюджетное финансирование учреждений и госзакупки товаров и услуг для общественных нужд, государственный заказ и государственная задача. Государственный заказ осуществляется через формирование на контрактной основе состава и объемов продукции, необходимой для обеспечения государственных (общественных) потребностей и размещение среди предприятий, независимо от формы собственности. Формой госзаказа является госконтракт - договор между государством и субъектами хозяйствования на изготовление определенного товара или предоставление услуг, в т.ч. на экспорт.



С целью экономического стимулирования выполнения госзаказов Кабинетом Министров Украины предоставляются льготы по налогу на прибыль, целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях, валютные средства, таможенные и другие льготы.

Для предприятий-поставщиков важнейших ресурсов могут устанавливаться специальные квоты на обязательную продажу этих ресурсов исполнителям госзаказов. Кабинет Министров, другие органы исполнительной власти могут также устанавливать государственные задачи, которые являются обязательными для субъектов хозяйствования. Всю эту работу осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам регулирования закупки товаров для государственных нужд при Кабинете Министров Украины, Управление государственных закупок при Минэкономики, другие подразделения.

Великая роль государства в осуществлении и регулировании инвестиционной деятельности . Центральные и местные органы власти и управления за счет бюджетных, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственные предприятия за счет своих доходов осуществляют государственное инвестирование.

Деятельность государства по регулированию и организации инвестиционной деятельности в стране составляет содержание инвестиционной политики государства, которая реализуется на основе комплекса правовых, организационных, административных и экономических мер государства.

Инвестиционную политику государства определяют следующие факторы:

– уровень развития национальной экономики;

– структура экономики и задачи по ее оптимизации;

– состояние основного капитала и эффективности его использования;

– уровень научно-технического развития страны;

– финансовые возможности государства;

– уровень развития рыночной инфраструктуры.

Целью государственной инвестиционной политики является создание конкурентной среды и обеспечения структурных сдвигов и роста ВВП через улучшение инвестиционного климата в стране, развитие и активизацию инвестиционных процессов, направления инвестиций в приоритетные отрасли и программы.

Государственное регулирование инвестиционного процесса в Украине осуществляется путем прямого управления инвестициями, регулирования условий инвестиционной деятельности (Законы Украины «Об инвестиционной деятельности», «Об иностранных инвестициях», «О ценных бумагах и фондовой бирже», др.), контроля за законностью осуществления инвестиционной деятельности всеми участниками инвестиционного процесса и инвесторами (Хозяйственный кодекс Украины и т.д.).

Прямое управление инвестициями предполагает:

– прогнозирование, планирование и программирование развития национальной экономики, ее структурных элементов;

– формирование бюджета и объема госфинансирования инвестиций;

– планирование централизованных государственных средств;

– размещение госконтрактов и контроль за их выполнением;

– определение условий реализации инвестиционных проектов, их экспертиза и др.

Регулирование условий инвестиционной деятельности осуществляется государством с помощью таких инструментов:

– налогов и налоговых льгот;

– денежно-кредитной и амортизационной политики;

– предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производств;

– определение условий пользования землей, водой и другими природными ресурсами;

ценового регулирования;

– проведение экспертизы инвестиционных проектов;

– регулирование участия инвесторов в приватизации государственного имущества;

– обеспечение защиты инвестиций;

– формирование государственных норм и стандартов и т.д.

Государство формирует благоприятные условия для эффективной научно-технической деятельности. Государственная научно-техническая политика состоит из:

– определение целей, приоритетов и направлений научно-технического развития страны;

– разработка и реализация программ формирования инновационных центров технологического роста;

– формирование условий для развития НТП и внедрение его результатов в производство;

– разработки финансово-экономического и правового механизмов регулирования и стимулирования научно-технических и инновационных процессов;

– создание перспективных научно-исследовательских институтов и лабораторий для проведения фундаментальных и прикладных исследований;

– создание организационной структуры управления научно-технической сферой и т.д.

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется путем:

– формирования и реализации государственных, отраслевых, региональных и местных инновационных программ;

финансовой поддержки выполнения инвестиционных проектов;

– стимулирование коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, кредитующих выполнение инвестиционных проектов;

– установление льготного налогообложения субъектов инновационной деятельности и др.

Источниками финансовой поддержки инновационной деятельности является :

– средства Государственного бюджета Украины;

– средства местных бюджетов;

– собственные средства специализированных государственных и коммунальных инновационных финансово-кредитных учреждений;

– собственные или заимствованные средства субъектов инновационной деятельности;

– Средства (инвестиции) любых юридических и физических лиц и т.п.

Для соблюдения всеми субъектами экономики требований законодательства об инновационной деятельности осуществляется государственный контроль в этой сфере, проводится экспертиза инновационных проектов. Одновременно государство обеспечивает гарантирование инновационной деятельности (поддержка программ и проектов, охрану и защиту прав интеллектуальной собственности, защиту от недобросовестной конкуренции, свободный доступ к информации, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров и т.д.).

Подытоживая сказанное в этой теме, сделаем следующие выводы.

Для рыночной формы организации экономики характерным является принцип ее саморегулирования на основе взаимодействия спроса и предложения в условиях конкуренции: рынок подчиняет производство общественным потребностям в форме платежеспособного спроса. Рынок направляет ресурсы на производство тех продуктов, которые наиболее нужны обществу, способствует внедрению новых технологий, повышению эффективности производства и т.д. Но в реальной рыночной экономике возникают ситуации, когда рыночный механизм не обеспечивает полное и эффективное использование ресурсов и их рациональное распределение. Такие ситуации создают регуляторные недостатки рынка:

– невозможность конкуренции по причине образования монополий на основе концентрации капитала;

– несостоятельность рынка обеспечивать людей общественными товарами и услугами;

– недостаточность и несовершенство информации касательно рыночных сигналов;

– Экономическая нестабильность из-за длительного спада производства, чрезмерной безработицы, высокого уровня длительной инфляции

Необходимость решения этих проблем, которые накапливаются в обществе и не могут быть решены автоматически на базе частной собственности и конкуренции, требует значительных инвестиций в мало-или нерентабельные объекты, крайне необходимые для продолжения макроэкономических воспроизведений и обеспечение социального спокойствия. Эту задачу решает государство, которое выполняет именно те экономические функции, что рынком не выполняются.

Инвестиционная деятельность является важнейшим инструментом развития экономики. Именно благодаря инвестициям появляются новые промышленные объекты, торговые центры, научно-исследовательские лаборатории.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:

  • Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» с изменениями и дополнениями не противоречащими Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ;
  • Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (с изм. и доп.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  • Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (с изм. и доп.) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и др.

Кроме этих четырех законов существует множество подзаконных актов, инструкций и других нормативно- правовых документов, поясняющих права и обязанности инвесторов.

Совет! Инвестиционное законодательство перекликается с другими нормативно-правовыми актами, поэтому стоит изучать не только общие законы, касающиеся инвестиционной деятельности, но и законодательство в области предполагаемых инвестиций.

Направления регулирования инвестиционной деятельности

Правовое регулирование инвестиций в РФ охватывает большой спектр вопросов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности, что способствует эффективной защите инвесторов.

Условно, нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность можно разделить на законы, регламентирующие:

  • инвестиционную деятельность , осуществляемую нерезидентами;
  • , осуществляемые резидентами.

Непосредственно для иностранных инвесторов разработан закон об иностранных инвестициях, регламентирующий их деятельность на территории страны.

Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в РФ предполагают возможность инвестирования финансовых средств в форме:

  • инвестирования в капитальное строительство;
  • создание совместного предприятия и др.

Безусловно, покупка ценных бумаг иностранными инвесторами является не самым лучшим направлением инвестирования, так как в этом случае не создается «нового продукта». Это краткосрочные инвестиции, которые быстро приходят и быстро уходят из страны.

Государство заинтересовано в инвесторах, которые создают новые производства, привозят с собой новые технологии и внедряют их на отечественных предприятиях. Другим важнейшим направлением инвестиционной деятельности, стимулируемым государством является модернизация производства.

К сожалению, на многих отечественных предприятиях стоит морально и физически устаревшее оборудование, которое необходимо менять, так как современное производство без новейшего оборудования в принципе не возможно.

Совет! Государственное регулирование в России имеет множество подзаконных актов, которые не всегда входят в перечень актов, рекомендуемых для ознакомления инвестору, поэтому стоит внимательно читать отсылочные нормы законов.

Основы правового регулирования инвестиционной деятельности регламентируют:

  • порядок использования имеющихся на территории производственных факторов , которые могут быть использованы в инвестиционной деятельности;
  • движение финансовых средств , направляемых на реализацию инвестиционных проектов;
  • порядок налогообложения , льготы и государственные гарантии;
  • нормативно правовую базу инвестиционной деятельности .

Методы государственного регулирования инвестиций

Методы правового регулирования инвестиционной деятельности включают в себя:

  • в форме движения финансовых средств;
  • регулирование объектов инвестирования;
  • экспертизу инвестиционных проектов;
  • государственный контроль за соблюдением принятых норм и стандартов;
  • контроль за соблюдением правил обязательной сертификации;
  • регулирование инвестиционной активности отечественных инвесторов за рубежом;
  • оценку законности амортизационной политики;
  • систему льготного кредитования;
  • налоговое стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности;
  • контроль и регулирование участия инвесторов в приватизации;
  • предоставление необходимой финансовой помощи.

В осуществлении грамотной инвестиционной политики велика роль государства, которое занимается решением таких вопросов как:

  • формирование оптимальной налоговой системы, отвечающей всем целям и задачам государства и инвесторов;
  • разработка специальных налоговых режимов, стимулирующих деятельность инвесторов;
  • обеспечение льготных условий использования природных ресурсов государства, в тех случаях, когда ожидается позитивное влияние инвестиционной деятельности на экономику;
  • стимулирование лизинговых операций;
  • создание системы переоценки основных фондов организаций и предприятий.

Одним из проблемных направлений является нестабильность налоговой системы. Формально Правительство не меняет налогообложение предпринимателей, но количество всевозможных сборов постоянно увеличивается. Часто инвестор просто не в состоянии уследить за всеми нововведениями.

Природные ресурсы часто достаются лишь государственным компаниям, а предприниматели не имеют возможности использовать их по приемлемым ценам.

Особенности регулирования деятельности иностранных инвесторов

Система правового регулирования инвестиций в Российской Федерации регламентирует инвестиционную деятельность не только резидентов РФ, но так же и деятельность иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы имеют ограничения при инвестировании на территории РФ, связанные с ограничением доли участия в отдельных видах предприятий на территории страны.

Инвесторы имеют возможность осуществлять капитальные вложения в следующих видах:

  • вкладывать финансовые средства в новое строительство;
  • осуществлять реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий;
  • приобретать машины, оборудование, инвентарь, инструменты;
  • проводить проектно-изыскательские работы и др.

Правовое регулирование инвестиции позволяет избежать различных нарушений и является инструментов разрешения споров. К сожалению, российская система не всегда отвечает реалиям времени, поэтому многие инвесторы предпочитают регистрировать компании в странах с английской правовой системой, максимально защищающей собственность и интересы инвесторов.

Проблемы и перспективы регулирования инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность: проблемы правового регулирования связаны с тем, что, несмотря на важность регулирования инвестиционной деятельности, некоторые положения регламентируются еще законодательством РСФСР.

Пока не является максимально благоприятным для инвесторов. Большой проблемой остается непрозрачность процедур, коррупция, проблемы правоохранительной и судебной систем.

Неустойчивость банковской системы так же является преградой к улучшению инвестиционного климата, так как существуют большие сложности с получением долгосрочных кредитов под приемлемую ставку. Инвестиции в производство дают отдачу через много лет, а не очень высокая рентабельность производства не позволит выплачивать высокие проценты по кредитам.

В перспективе большое влияние на объем инвестиций будет оказывать международная политическая и экономическая ситуация. Девальвация российской валюты не позволяет в ближайшей перспективы увеличить иностранные инвестиции, поэтому необходимо создавать привлекательные условия для отечественных инвесторов и искать новые способы финансирования.

В последние годы государство стало создавать зоны опережающего развития, технопарки, инвестиционные площадки, инвестиционные фонды и агентства, которые призваны облегчить инвесторам работу на отечественном рынке.

Совет! Новые формы инвестирования, предлагаемые государством, бывают достаточно выгодными, поэтому не ленитесь, изучайте информацию.

Инвестиционное право сегодня не только находится в центре внимания общества, но и требует серьезного изучения уже достигнутого, а также глубокой проработки новых представлений и понятий, скорейшего создания в экономической жизни страны основных условий реализации успешного инвестиционного процесса, изменения массовой психологии и серьезного массового обучения в данной отрасли.

Перевод свободных средств и активов в инвестиции – вопрос доверия населения государству, неизменных инвестиционных правил игры, отладки действенного механизма защиты прав и интересов массовых инвесторов, и целого ряда других факторов, включая государственное регулирование инвестиционной деятельности, с одной стороны, как экономического процесса, а с другой – правового.

В свете сказанного становится понятным сегодняшний интерес общества к этой проблеме, а что касается ее изучения в совсем еще недавнем прошлом, нужно отметить, что внутренние инвестиции как таковые не могли быть предметом изучения как экономистов, так и юристов по той простой причине, что их не было в принципе.

Парадоксально, но факт: внутригосударственное инвестиционное право в отечественной юридической научно-практической сфере до последнего момента остается практически неисследованным в полном объеме. Работ по российскому инвестиционному праву очень мало. Особенно в свете того, что отечественная правовая литература в последние годы разделялась на отрасли и подотрасли невиданными темпами. Последнему есть свое объяснение.

Объективное развитие отечественной юриспруденции подталкивает специалистов, вынуждая идти в ногу со временем, на разработку новых подотраслей, комплексных правовых образований, отраслей, институтов. Так что, думается, в недалеком будущем мы «догоним и перегоним Америку» в этой сфере. Данный вывод был сделан еще в 2006 году, но стоит отметить, что кардинальным образом ситуация не поменялась до сих пор. Вопрос внутригосударственных инвестиций остается открытым с правовой точки зрения.

Сегодня состояние российской экономики характеризуется наличием негативных явлений, связанных с различными факторами, в том числе с последствиями мирового финансово-экономического кризиса.

Тем не менее, российское государство в среднесрочной и долгосрочной перспективе ставит перед собой и обществом стратегические задачи, среди которых повышение эффективности и конкурентоспособности производства, рост производительности труда. Ставится задача стимулировать инновационную направленность промышленности, снизить сырьевую зависимость экономики, добиться выхода значительной части бизнеса «из тени».

Решение названных задач невозможно без создания благоприятных условий развития инвестиционных отношений, без формирования исполнительными и законодательными органами власти регулирующего данный процесс законодательства, с учетом и положительного, и отрицательного историко-правового опыта России.

Проблемы существующего правового регулирования инвестиционных отношений, недостатки Законов «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 г., а также «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 г., как основных источниках регулирования рассматриваемой области правоотношений, до сих пор не учтены и не устранены, что препятствует решению стоящих перед российским государством и обществом задач.

В настоящее время регулирование бюджетного инвестирования в финансовом законодательстве осуществляется лишь в самом общем плане.

Указанная проблема приобретает особенную остроту в связи с очевидной в последние годы необходимостью скорейшей смены ориентиров развития национальной экономики с ожидания иностранных инвестиций, на развитие экономических и правовых основ внутреннего инвестирования.

При этом представляется, что в условиях продолжающегося построения правового государства, эффективная реализация существующих заявлений о необходимости повышения «социальной ответственности бизнеса» (в настоящее время, к сожалению, носящих лишь декларативный и внеправовой характер), невозможна без системного совершенствования существующей нормативно-правой базы.

В целях регулирования инвестиционной деятельности государство использует самый доступный и самый действенный регулятор – право. Однако российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград. Кроме того, правовая система России не обеспечивает защищенности иностранных инвесторов в должной мере, а законы зачастую не соответствуют друг другу.

В 2016 году в связи со сложившейся ситуацией в Российской Федерации Президент поставил задачу повысить уровень инвестиционной активности предпринимателей.

Для обеспечения защиты предпринимателей Генеральная прокуратура РФ организовала проверку исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности. В ходе проверки будет дана оценка законности выполнения региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления возложенных на них полномочий по указанным вопросам.

Перед органами прокуратуры поставлена задача добиться фактического устранения выявленных нарушений закона и привлечения к установленной ответственности чиновников, препятствующих ведению бизнеса и развитию инвестиционной деятельности. Предприниматели-инвесторы, столкнувшиеся с административными барьерами, могут обращаться в органы прокуратуры за защитой и восстановлением своих нарушенных прав и законных интересов.
Выводом из вышесказанного можно назвать необходимость глубокого и системного изучения инвестиционного процесса в общем, в том числе, для систематизации всего пласта законодательства, затрагивающего инвестиции в РФ, а также государственное регулирование инвестиционной деятельности, в частности, так как без регулирования «сверху» данный процесс может превратиться в хаос даже на первых шагах формирования.

Информацию подготовил. Балабан Эдуард Федорович – руководитель направления Московского антикоррупционного комитета при Московской ТПП.