Государство в финансовой системе выступает заемщиком. Понятие, виды и особенность

Вклады

Государственный кредит — совокупность кредитных отношений между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами — с другой, в которых государство выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта. Всю названную совокупность отношений можно назвать Г. к. в широком смысле слова, а Г. к. в узком смысле — его "классическую" форму, когда государство выступает в качестве заемщика и гаранта. Последняя преобладает во всей совокупности государственных кредитных отношений. Объемы государственного кредитования юридических и физических лиц значительно меньше. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов и других обязательств юридических и физических лиц, оно выступает в качестве гаранта. Государственные заимствования России представляют собой займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Важнейшей причиной развития Г. к. в узком смысле слова является дефицитность государственного бюджета. Дефицит может быть покрыт двумя способами: либо денежной эмиссией, либо заимствованиями. Первый способ, при определенных условиях, может непосредственно вести к усилению инфляции; второй — не всегда и опосредованно. Поэтому в мировой практике более широко используются заимствования. Государство заимствует деньги в форме займов и выпуска долговых обязательств. В первом случае это кредиты, получаемые государством у кредиторов (например, у Центрального банка, иностранного государства и т. п.). Второй связан с выпуском ценных бумаг и размещением их среди населения или финансовых и кредитных организаций. Обе эти формы имеют одинаковое экономическое содержание. Оно заключается в поступлении заемных ресурсов в бюджет и соответствующем росте государственного долга в виде кредитных обязательств по ссуде или долговых обязательств по ценным бумагам. Г. к. может быть внутренним, когда кредиторами являются юридические и физические лица-резиденты. Он может быть и внешним (международным), когда в качестве кредиторов выступают нерезиденты. При этом заемщиками могут быть как федеральные, так и субфедеральные правительства, местные органы власти. Кредиторами выступают правительства, финансово-кредитные организации, другие юридические и физические лица иностранных государств, международные и региональные финансовые организации (МВФ, МБ, ЕБРР и др.).

Как экономическая категория Г. к. в узком смысле слова находится на стыке финансов и кредита, интегрируя их черты. С одной стороны, по своему целевому назначению он является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит, и звеном государственной финансовой системы. Но с другой стороны, по методам этой мобилизации он представляет собой одну из форм кредита. Г. к. отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины, ибо носит добровольный, возвратный и платный характер. Он отличается и от других форм кредита. Так, частный кредит, как правило, носит строго целевой характер. Г. к., как правило, не носит конкретного целевого характера, будучи предназначен для покрытия дефицита соответствующего бюджета. Обычный кредит выдается под конкретное материальное обеспечение (производственные запасы, готовая продукция, недвижимость, ценные бумаги и др.) и носит производительный характер. Обеспечением Г. к. служит все имущество государства или его территориального субъекта. Он предназначается для покрытия бюджетного дефицита и является непроизводительным. Этим определяются источники погашения государственного долга и процентов по нему и роль Г. к. в развитии экономики. Г. к. (в узком смысле слова) не инвестируется в производство, не воспроизводится, не возрастает, как при частном кредите, а лишь расходуется и потребляется. Поэтому и источниками погашения Г. к. и процентов по нему являются не прибавочная стоимость, созданная с помощью заемного капитала, как это имеет место при нормальном обычном кредитовании, а налоги. Именно поэтому его называют будущими налогами. Разумеется, на основании только этого нельзя делать вывод о бесполезности или отрицательном воздействии Г. к. на развитие экономики страны. Если мировая практика свидетельствует о широком его использовании для финансирования расходов бюджета, значит, это закономерный и в целом необходимый процесс. Но в то же время каждое новое государственное заимствование должно быть экономически и социально обосновано. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым не только способствует росту цены кредита, но может и абсолютно сокращать объем кредитных ресурсов для экономики. К тому же, если государственные заимствования осуществляются под выплату процентов, превышающих норму прибыли в производящих отраслях, это ведет к огромному перетоку капитала из "реальной экономики" в спекулятивный финансовый сектор. В конечном итоге происходит перекачивание налоговых доходов государства на счета кредитующих отечественных и зарубежных организаций, как это имело место в России во второй половине 90-х гг. истекшего столетия.

Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.

В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

Афанасьева О.Н. Краткосрочное кредитование предприятий: проблемы и возможные пути решения // Банковское дело. 2002 г. 9. - с. 25 - 28.Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку 1 . Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредититных отношений попадают временно свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но не предназначенные для текущего потребления. Конечно при определенных условиях население может сознательно идти на ограничение потребления, как было в годы Великой отечественной войны. В условиях тоталитарного государства ограничение текущих расходов часто происходило принудительно, и население должно было подписываться на государственные займы в размере нескольких зарплат в ущерб себе.

В 1956 году поступления по займам составили около 33 млрд. рублей, которые в основном, были направлены на развитие тяжелой индустрии.

Деньги. Кредит. Банки. Учебник для ВУЗов.Изд.2 Лаврушин О.И.Следует отдельно рассмотреть Государственный 3%-ный внутренний выигрышный заем 1982 г. Это был свободно обращающийся заем. Он размещался в порядке индивидуальной покупки за наличный расчет. Продажа облигаций проводилась по установленному (несколько повышенному) курсу, а покупка - без ограничений по нарицательной стоимости облигаций.

Реальная доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей, которая зависит от многих причин, в том числе от величины номинального процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами, от состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения правительству. Применительно к настоящему моменту в сложившемуся нашей стране, практически при полном отсутствии доверия к правительству, облигации должны продаваться по цене ниже номинала.

Таким образом, кредитным ресурсом в области государственного кредита могут служить средства населения, юридических лиц, заемные средства других государств.

К государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности. В государственной экономической деятельности все время возникает необходимость оказывать финансовую помощь для налаживания стабильной деятельности тех предприятий и отраслей промышленности, в которых государство заинтересованно и по этому использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для государства экономических или властных структур.

Иногда правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов или Правительством РФ. Если эмитентом является не государственная а коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств независимо от их названия - ценные это бумаги или нет, государство ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих структур ЦБ РФ выдана лицензия В этом случае лицензия только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией выплат по ценным бумага, но не более.

Правовые основы государственного кредита.

В настоящее время государственный кредит регулируется Законом “О государственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительств РФ, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяется Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента “О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим лицам осуществляется с 1 июля 2001 года по первому требованию клиентов без ограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах.

Для обеспечения выплаты задолженности физическим лицам - резидентам бывшего Союза ССР использовать: средства республиканского бюджета РФ; 100 процентов валютной выручки, направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ на погашение обязательств перед физическими лицами; средства от реализации активов бывшего СССР, как это предусмотрено пунктом 10 решения Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием внешнего долга и использованием активов Союза ССР от 28 мая 2000 года (протокол №11).

Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед российскими предприятиями, организациями, в том числе учреждениями банка, было поручено Минфину РФ совместно с Центральным банком РФ и Внешэкономбанком переоформить указанные обязательства путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте на следующих основных условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного займа - доллары США; процентная ставка - 3 процента годовых; срок погашения облигаций - от 1 до 15 лет.

Государство полностью берет на себя ответственность по погашению внутреннего валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались меры по восстановлению и защите вкладов населения в сберегательном банке, 51 процент акций которого принадлежит государству. Вопросы погашения внутреннего долга постоянно обсуждаются в Думе и в конце концов, надо надеяться, будут решены.

Основы классификации государственных займов.

Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органам местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом.

По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на:

а) реализуемые только среди населения. Так, специально для населения был выпущен от 19 февраля 2000 года, который назывался о государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и выпуске российского выигрышного займа 2000 года”;

б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем;

в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения. Примером может служить широко обращающиеся сейчас ГКО о КО, которые государство намерено продавать не только коммерческим и государственным структурам, но и населению.

По форме выплаты доходов займы могут делиться на:

а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;

в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.

Займы могут делиться по методам размещения . Они делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.

Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, по этому также не применяются.

По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.

Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковским консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас используются займы всех сроков погашения. Так на срок 3 месяца был выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных облигаций не основании Постановления Совета Министров РФ от 09.02.92., на 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 2000 года - с 1 октября 2000 года по 1 октября 2002 года.

На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Этот рынок так важен, что Указом Президента РФ от 27.02.2003 года. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ приравнивается по правовому статусу к федеральному министерству.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется представительными и исполнительными органами государственной власти.

В соответствии с Законом “О государственном внутреннем долге РФ”. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

Ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах — в форме государственного кредита : внутреннего и внешнего (рис. 1).

Рис. 1. Система источников государственных финансов

Современное государство одновременно является и должником и кредитором.

Являясь мощным экономическим агентом, располагающим огромными средствами, государство одновременно и берет взаймы и дает взаймы другим государствам и заемщикам в иностранных государствах (юридическим и физическим лицам), т. е. выступает в роли заемщика и кредитора. В реальной жизни государство чаще всего − заемщик. Кроме того, государство выступает как гарант возврата займов , в деятельности которых государство заинтересовано.

Государственный кредит - это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования , определения уровня и . и государственный кредит — следствие . При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает , и привлечением заемных ресурсов от , данного государства и иностранных государств (рис. 2).

Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.

Инфляция и государственный долг — два пути погашения .

Рис. 2. Финансовые методы погашения дефицита госбюджета

Небольшой дефицит госбюджета — встроенный стимул в .

Закономерен вопрос: а нужно ли вообще финансировать дефицит госбюджета? Ведь в небольших размерах дефицит бюджета стимулирует экономическую деятельность и рост национального хозяйства (кейнсианская модель экономики). Но бюджетный дефицит полезен лишь в малых, гомеопатических дозах. В остальных случаях (при стойкой тенденции к его росту) необходимо его регулировать. Выпуск денег в обращение всегда инфляционен. Если он не соответствует реальному росту , то государственные займы становятся основным регулятором дефицита госбюджета.

Государственный внутренний до лг возникает в виде займов государства у частных лиц (граждан) и у юридических лиц (предприятий и организаций).

Основной регулятор дефицита госбюджета — государственные займы (внутренние и внешние).

Понятие и формы государственного кредита

Государственный кредит как экономическая категория — система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить:
  • краткосрочный характер (до 1 года);
  • среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет);
  • долгосрочный характер (от 5 до 30 лет).

Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);

по праву эмиссии они делятся на:
  • выпускаемые центральным правительством;
  • выпускаемые правительствами национально-госу-дарственных- и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;
по признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:
  • только среди населения;
  • только среди юридических лиц;
  • как среди юридических лиц, так и среди населения;
по форме выплаты доходов займы могут делиться на:
  • процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
  • выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
  • беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
по методам размещения делятся на:
  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Виды государственных кредитов и займов

Для выполнения своих функций и обеспечения устойчивости государство привлекает , а также выдает займы. Эта деятельность государства объединяется в широкое понятие — государственный кредит.

Государственный кредит — отношения, по которым Российская Федерация является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом. Государственные кредиты могут быть предоставлены российским и физическим лицам, иностранным государствам, иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям.

В основном государство не предоставляет, а получает займы. Государственный заем — передача в собственность Российской Федерации денежных средств, которые Российская Федерация обязуется возвратить с уплатой процента на сумму займа. Заем позволяет решать проблему временной нехватки бюджетных доходов.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление юридическим лицам средств на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит надо отличать от бюджетной ссуды.

Бюджетная ссуда бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Предоставление кредита оформляется .

Условиями кредитного договора непременно являются:
  • погашение, возникающее по кредитному договору обязательно в согласованный срок;
  • обеспеченность кредита;
  • размер процентной ставки.

Через кредитные отношения обеспечивается перераспределение кредитных ресурсов.

Результат государственных займов — появление . Он бывает внутренним и внешним.

Внутренний государственный долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании процентных ставок и денежного обращения. В балансах всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги — один из видов государственного долга.

Центральные банки приобретают государственные ценные бумаги на вторичном рынке и, учитывая их в своих активах, отражают в пассивах денежную эмиссию, а точнее — рост денежной базы. Так происходит монетизация государственного внутреннего долга. Это означает, что именно государственный долг становится обеспечением эмитируемых денег.

Почему монетизируется именно государственный долг? Потому что невозможно монетизировать частный долг. Но такие предложения делаются. В частности, Ф. Хайеком выдвинута теория частных денег. Она предлагает отмену монополии государства на выпуск денег и разрешение частным фирмам эмитировать собственные деньги. Любопытно, что эта теория была поддержана М. Фридменом, хотя она полностью противоречит количественной теории. Легко представить последствия частной эмиссии, если вспомнить опыт "МММ" и других подобных "эмитентов".

Проценты по государственным займам выступают макроэкономическим регулятором экономики. Если государство привлекает в качестве займов слишком большой объем кредитных ресурсов, предлагая высокий процент, то происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской деятельности.

Государственные займы могут быть оправданы лишь в случае, если они эффективно используются . Например, если на привлеченные государством средства строится железная или автомобильная дорога, способная быстро окупиться. Но если займы используются неэффективно, бремя их выплаты ложится на налогоплательщиков, причем не только ныне живущих, но и последующих поколений.

Поэтому накапливание государственного долга — это моральная проблема. Увеличивая долг, одно поколение перекидывает свои проблемы на другое и живет за его счет .

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредита. При получении банковского или коммерческого кредита обеспечением служат конкретные ценности: ценные бумаги, товары на складе, станки и оборудование. Обеспечением государственных займов является государственная собственность.

Поэтому при объявлении государственного банкротства (дефолта) может подлежать аресту находящееся за границей государственное имущество, но за исключением имущества посольств.

Аресту могут быть подвергнуты здания торговых представительств, а также банковские счета всех компаний, в которых есть доля государства.

Государственный кредит, предоставляемый юридическим и физическим лицам, благоприятно воздействует на уровень производства и занятость. Во многих странах используются государственные гарантии кредитов, предоставляемых экспортерами для расширения сбыта своей продукции.

Структура и формы внутреннего госкредита. Классификация государственных ценных бумаг

Государственный внутренний кредит состоит из займов государства у:

Внутренний госкредит представлен следующими формами :

  • госзаймы путем эмиссии ;
  • кредиты центрального банка;
  • кредиты коммерческих банков и предприятий.

Государственные внутренние займы классифицируются по следующим признакам :

  • по праву эмиссии или по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами власти;
  • по признаку держателей ценных бумаг на: реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные;
  • в зависимости от характера или формы выплачиваемого дохода на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном;
  • по срокам погашения займы подразделяются на: краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
  • в зависимости от обеспечения гособязательства делятся на закладные и беззакладные;
  • в зависимости от метода определения дохода гособлигации делятся на облигации с твердым и переменным доходом;
  • в зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа гособлигации могут быть обязательствами с правом долгосрочного погашения и без права долгосрочного погашения;
  • в зависимости от обращения на открытом рынке государственные долговые бумаги делятся на рыночные и нерыночные.

Государственные долговые обязательства или ценные бумаги формируют госдолг страны и составляют особый сегмент фондового рынкарынок государственных ценных бумаг . Существенная особенность государственных ценных бумаг — сочетание в них всех свойств инструментов фондового рынка с одновременными характеристиками, присущими государственному регулирующему макроэкономическому инструменту. Государственные долговые бумаги представлены в основном облигациями. В целом на фондовом рынке соотношение обращающихся акций и облигаций составляет 1:0,9 (рис. 3).

Рис. 3. Структура фондового рынка по видам ценных бумаг

Государственные ценные бумаги подразделяются на группы в зависимости от следующих факторов (критериев):

  • эмитент: центральное правительство; муниципалитеты; госпредприятия; правительственные финансовые корпорации;
  • срочность: краткосрочные казначейские векселя; среднесрочные ноты; долгосрочные облигации );
  • держатель: предъявительские и именные;
  • метод выпуска: документарные (наличная форма); бездокументарные (безналичная форма);
  • цель выпуска: покрытие дефицита госбюджета соответствующего уровня; финансирование инвестиционных проектов; финансирование социальных программ;
  • формы выплаты дохода: выигрышные, процентные, дисконтные;

способ размещения: проведение аукционов; открытая продажа; индивидуальное размещение.

Закладные облигации обеспечиваются определенными доходами или имуществом

Рыночные гособлигации обращаются на фондовой бирже

Ценные бумаги , эмитируемые правительством с целью покрытия дефицита госбюджета и финансирования расходной части бюджета, называются государственными ценными бумагами

Облигация — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, по которым с одной стороны в качестве кредитора, заемщика гаранта выступает РФ, субъект РФ, муниципальное образование, а с другой – юридические или физические лица, иностранные государства, международные организации и их физические и юридические лица.

Госкредит, как экономическая категория стоит на стыке 2-х видов денежных отношений (финансов и кредита). Как элемент финансовой системы госкредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, а именно, бюджета и внебюджетных фондов. В тоже время сам процесс формирования и управления денежными средствами осуществляется на возмездной временной и возвратной основе.

Связь госкредита с финансами, что во-первых это распределительные отношения, отношения вторичного распределения ВВп. Во-вторых, одним из участников этих отношений непременно выступает государство. В-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов. Отличия госкредита: он имеет возвратный и возмездный характер; он предполагает двустороннее движение средств, в отличие от налогов; имеет добровольный характер; ограничен по срокам (30 лет); имеет ситуационный и избирательный характер. РФ, как и большинство государств выступает как заемщик. Гарант- тот, кто гарантирует кредитору своевременный и полный возврат заемщиком средств.

Функции государственного кредита:

    фискальная (распределительная).

    регулирующая.

    контрольная.

Через фискальную функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства, выступая в качестве заемщика через выпуск и размещение государственных, ценных бумаг, государство обеспечивает себя дополнительными средствами для финансирования своих расходов. Это происходит при бюджетном дефиците. Таким образом государство увеличивает доходную часть бюджета и погашает дефицит, положительное воздействие государственного кредита в том, что с его помощью налоговое бремя более равномерно по времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются, что пришлось бы сделать, не используя государственный кредит. Зато потом, когда взятый кредит должен быть погашен, налоги взимаются и для уплаты и для погашения процента по нему. Во всем мире широко применяется процедура рефинансирования для выплаты долгов по государственному кредиту (это выпуск и размещение новых государственных займов для погашения долгов по уже выпущенным).

Государственный кредит – один из самых действенных инструментов регулирования экономики в руках у государства, и вступая в кредитные отношения, государство активно воздействует на состояние денежного обращения, на размер денежной массы, на уровень ставок на рынке ссудных капиталов. Сознательно используя государственный кредит, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Размещая свои ценные бумаги среди физических и юридических лиц, государство уменьшает их свободные денежные средства, таким образом, уменьшая денежную массу. Обычно государство поступает так, когда хочет уменьшить платёжеспособный спрос и таким образом сократить инфляцию. Когда государство хочет увеличить количество денег в обращении, оно скупает свои ценные бумаги. Кроме денежной массы государство забирает с рынка ссудных капиталов свободные финансовые ресурсы. Рынок ссудных капиталов включает часть рынка ценных бумаг и часть банковской системы. Когда государство выступает на рынке ссудных капиталов, оно уменьшает или увеличивает спрос на кредит и таким образом воздействует на цену кредита. Чем больше средств с этого рынка отвлекается на государственные нужды, тем меньше их остается для удовлетворения других потребностей и поэтому дороже становится кредит. При признаках инфляции государство стремится к рестрикции (уменьшение, сжатие кредита). За счет средств, полученных с помощью размещения государственных займов, государство может создать новые рабочие места. Государство может предоставить кредит тем предприятиям, в деятельности которых оно заинтересовано.

Контрольная функция государственного кредита связана с контрольной функцией финансов, а вытекает как из природы кредита, так из функций государства. Контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью государства и состоянием его централизованного фонда денежных средств. Эта функция контролирует движение стоимости в двустороннем порядке, так как государственный кредит основан на принципе возвратности. В контрольный механизм, кроме финансовых структур включены ещё и кредитные, если же говорят о том, что именно контролируется, то имеет место 3 момента:

    целевое использование средств.

    соблюдение сроков возврата.

    выполнение платежной дисциплины (своевременная уплата процента).

В зависимости от того, кто является второй стороной, различают внутренний и внешний государственный кредит. Внутренний государственный кредит существует в следующих формах:

1) Выпуск займов, эта форма характерна тем, что временно-свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей (на покрытие бюджетного дефицита, путем выпуска и реализации государственных, ценных бумаг). Все ценные бумаги государства имеют долговой характер. Основная форма государственных, ценных бумаг – облигации, их можно классифицировать по многим признакам:

    Срок (кратко: до 1 года, средне: от 1 года до 5 лет, долго: от 5 до 30 лет)

    По методу выплаты дохода (процентные - купонные, дисконтные - продажа со скидкой от номенала, а возврат по номеналу, выигрышные – доход получает не каждый владелец, а только некоторые)

    По методу размещения (добровольные, принудительные – з/п выдается займами).

2) Обращение части вкладов в государственные займы, реализуется через систему Сбербанков. Чаще всего реализуется в тоталитарном государстве, где государство держит банки под контролем. Государство получает кредит за счет части вкладов без ведома населения.

3) Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. Такая форма, в которой центральный банк передает часть кредитных средств непосредственно (не сопровождая эту операцию покупкой государственных, ценных бумаг). Такая форма существует в тоталитарном государстве.

Все 3 формы объединяются тем, что государство выступает в качестве заёмщика.

4) Бюджетные кредиты – это такая форма в которой государство выступает как кредитор. Это форма государственной помощи юридическим лицам на принципе возвратности, срочности, платности. Общий объем средств, выделяемых в бюджет, ограничен. На кредит могут рассчитывать только те, в деятельности которых государство заинтересовано. Бюджетные кредиты не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки самых важных для экономики предприятий. Когда идет рассмотрение бюджета, утверждаются цели, условия и пределы бюджетного кредита.

5) Государство выступает гарантом. Правительство гарантирует займы, выпущенные нижестоящими органами власти и управления, а также отдельными предприятиями, которых государство хочет поддержать. В законе на следующий год устанавливаются верхние пределы государственных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте. Сумма гарантий, раннее выданных РФ-ей называется государственным долгом.

Современные внешние кредиты имеют цель оказания продовольственной помощи. Чаще всего эти займы предоставляются международными финансовыми институтами. Когда государство выступает, в качестве заёмщика образуется государственный долг. Государственный долг различают на текущий и капитальный. Капитальный – сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств, включая начисленные проценты. Текущий – расходы по выплате начисленных процентов и погашению тех обязательств, срок которых наступает в будущем году. Государственный долг по определению – это сумма, накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом положительного значения сальдо.

Самые тяжелые долги – краткосрочные. Нарастание внутреннего долга всегда менее опасно, наравне с внешним долгом. Государству легче договориться с собственными физическими и юридическими лицами о рефинансировании. Когда идет возврат внешнего долга НД «утекает» в другую страну.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны между собой. Во-первых по определению государственный долг складывается из бюджетных дефицитов. Государственные займы выступают важнейшими источниками покрытия бюджетного дефицита, потому что они обуславливают друг друга. Размер и динамика государственного долга влияют на степень опасности бюджетного дефицита. Неприятные последствия от роста внутреннего государственного долга:

    уменьшается потребление, сбережения.

    рост внутреннего долга увеличивает процентные выплаты по нему; все выплаты по государственному долгу увеличивают бюджетные расходы.

    выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах.

Погашение долга происходит из бюджетных средств, а бюджетные средства формируются путем сбора налогов, а налоги платят все. Если выплата процентов совершается путем повышения налоговых ставок, то это подрывает действие экономических стимулов развития производства, снижает заинтересованность вложений в производство. Погашение долга за счет новых займов на рынке капиталов увеличивает процентные ставки по кредиту. Если платежи по внешнему государственному долгу составляет больше чем 20%-30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то страна становится хроническим должником.

Выплата долгов может происходить также за счет золото – валютных резервов. По отношению к внешнему долгу применяют консолидацию – перевод кратко- и среднесрочных долгов в долгосрочные. Если с внутренним долгом государство это делает легко, то с внешним приходится договариваться. Еще один путь сокращения внешнего долга, за счет превращения его долгосрочные иностранные инвестиции. Кредитор получает в стране – должнице недвижимость – участие в капитале, в этом случае заинтересованные фирмы выпускают из своего государства или банка долговое обязательство должника и в счет этого обязательства приобретает собственность в стране должнице.

ТЕМА 8.

План лекции:

1. Сущность государственного кредита и его функции.

2. Формы государственного кредита.

3. Классификация государственных займов.

4. Управление государственным долгом.

Вопрос 1. Гос. кредит – это совокупность экономических отношений между государством (в лице органов гос. власти и местного самоуправления), с одной стороны, юридическими, физическими лицами и другими субъектами, с другой стороны, в которых государство выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта.

В зависимости от роли государства в гос. кредитных отношениях, гос. кредит принимает 3 формы:

1. государственные займы;

2. государственное кредитование;

3. государственные гарантии.

Гос. кредит отличается от обычного кредита тем, что он является интегральной категорией, объединяющей в себе сущностные черты, как финансов, так и кредита.

От финансов гос. кредит взял черты, которые связаны с финансовыми отношениями на макроуровне, т.е. гос. кредитные отношения обслуживают процессы перераспределения ВНП, НД на макроуровне и процессы формирования и использования централизованных денежных фондов государства.

В то же время, гос. кредит по некоторым существенным чертам отличается от банковского кредита.

Отличия гос. кредита от банковского кредита:

1. По характеру и целям использования заемных средств.

При банковском кредитовании средства берутся для производительного использования в производственно – хозяйственной деятельности субъекта.

При гос. кредите это, чаще всего, непроизводительное использование средств, в основном, для покрытия бюджетного дефицита.

2. По источникам выплаты процентов и погашения ссуды.

Ссуда, взятая в банке юридическим лицом, погашается за счет его собственных доходов.

При гос. кредите источником средств для погашения займа являются бюджетные средства.

3. В отношениях гос. кредита преобладает и доминирует государство, несмотря на то, что оно является заемщиком. Это выражается в том, что оно по своему усмотрению может менять первоначальные условия займа, не спрашивая согласия кредитора. Это касается внутренних займов.

4. Гос. займы заключаются без какого–либо конкретного обеспечения.

Банковские кредитные договоры обязательно должны обеспечиваться через какой–либо вид обеспечения. Банковские кредитные договоры всегда добровольные, а гос. займы иногда носят принудительный характер.

В экономической науке никогда не было однозначного отношения к проблеме гос. кредита. Оценка его роли в экономике и социальной сфере всегда колебалась от крайне отрицательной к преувеличенно – положительной. В настоящее время объективную необходимость кредита признают все, при этом подчеркивается то, что использовать гос. кредитные инструменты нужно грамотно и осторожно.



Положительными чертами гос. кредита являются:

Гос. кредит при разумном и грамотном использовании выступает мощным инструментом регулирования экономики, денежного обращения, социальных процессов;

Гос. займы выступают как безэмиссионные средства покрытия бюджетного дефицита.

Отрицательные черты гос. кредита:

За счет гос. займов увеличиваются заемные средства государства, подлежащие возврату, и поэтому в составе бюджета связываются огромные средства, которые могли бы быть использованы на производительные и социальные цели;

Поскольку источником средств для погашения займов являются средства бюджета, то для привлечения их в бюджет приходится удерживать достаточно высокий уровень налогообложения.

Гос. кредит выполняет 3 основные функции :

1. распределительная,

2. контрольная,

3. регулирующая.

Распределительная функция гос. кредита, в целом, выражается также как и распределительная функция финансов. Т. е. посредством этой функции гос. кредит перераспределяет стоимость ВОП, НД в денежной форме по различным уровням в различных сферах, согласно различным целям.

Одна из особенностей распределительной функции гос. кредита, проявляющейся при долгосрочных займах состоит в следующем: при помощи долгосрочных займов налоговое бремя более равномерно перераспределяется между поколениями.

Долгосрочные займы используются для инвестиций в крупные и эффективные проекты для строительства объектов экономического и социального назначения, результатами функционирования которых, будет пользоваться не одно поколение.

Через длительное время наступает момент возврата заемных средств. Источником для оплаты долга являются бюджетные средства, а они в бюджет поступают в основном за счет налогов.

Т.о., налоговое бремя ложится на плечи последующих экономически активных в данный момент поколений, что является справедливым, т.к. результатом вложения инвестиций, привлеченным по займам, пользуются все поколения.

Контрольная функция гос. кредита выражается в контроле через количественно – стоимостные показатели за денежными средствами, обращающимися в рамках гос. кредита.

Регулирующая функция гос. кредита состоит в том, что через нее государство осуществляет регулирование экономических, социальных процессов на макроуровне, а также денежно–кредитного регулирования в целях осуществления финансовой политики.

Гос. кредит выступает как действенный инструмент регулирования денежного обращения при привлечении гос. займов, в зависимости от источника привлечения средств и места их размещения, денежная масса в обращении может изменяться.

Используя инструмент гос. займов государство может существенно влиять на ситуацию на рынке ссудных капиталов.

Выступая заемщиком на финансово – кредитном рынке государство влияет на спрос, резко его увеличивая.

При ограниченном предложении кредитных ресурсов, цена на них возрастает. Т.е., кредитные ресурсы становятся очень дорогими, устанавливается высокий банковский процент. Дороговизна кредитных ресурсов делает невозможным их привлечение юридическими и физическими лицами, что приводит к экономическому спаду, снижению занятости и др. негативным экономическим и социальным последствиям.

Выступая кредитором и гарантом, государство оказывает положительное влияние на экономику и социальную сферу.

Осуществляя кредитование и гарантии по займам органов исполнительной государственной власти регионов, государство влияет на территориальную структуру в экономике и социальной сфере в сторону ее выравнивания.

Вопрос 2. Гос. гарантии – это форма гос. кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве гаранта по долговым обязательствам третьих лиц. Статус гаранта означает, что он берет на себя обязательства возврата долга в случае, если заемщик не в состоянии этого сделать.

1. Традиционно государство гарантирует вклады населения в сберегательный банк и вклады в организации государственного страхования по накопительным видам страхования.

2. В целях стимулирования, создания и функционирования финансово–промышленных групп предоставляются государственные гарантии при инвестиционном кредитовании.

3. Государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемыми коммерческими банками региональным администрациям.

4. В целях поддержки малого предпринимательства, государство также предоставляет гарантии иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты субъектам федерации.

Гарантии на сумму не менее 200 тыс.дол.

Т.о., государственные гарантии используются государством в целях осуществления политики протекционизма, либо поддерживает население, либо проводит экономическую и социальную политику поддержки и развития территорий.

Гос. кредитование это форма гос. кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве кредитора юридических лиц, органов гос. власти и местного самоуправления, а также нерезидентов, т.е. лиц, находящихся за пределами РФ.

Гос. кредитование осуществляется как внешне, так и внутренне.

Внутренне кредитование – это предоставление заемных средств, ссуд юридическим лицам своей страны, а также органам гос. власти (органам исполнительной власти) и местного самоуправления.

Внешнее кредитование – это предоставление кредитов правительством данного государства правительствам иностранных государств, их юридическим лицам и международным финансово – кредитным организациям.

При гос. кредитовании оформляется кредитный договор, в котором содержатся все условия выдачи кредита.

Гос. кредиты могут быть краткосрочными, которые предоставляются на период не более 1 года в пределах текущего финансового года, и долгосрочными, которые предоставляются на срок больше 1 года и до 30 лет.

Гос. кредиты могут предоставляться, а также возвращаться как в денежной, так и в товарной форме.

Третья форма гос. займов – это такая форма гос. кредита, где государство выступает в качестве заемщика, а кредиторами выступают резиденты и нерезиденты.

Гос. займы бывают внутренние и внешние.

Внутренние гос. займы – это займы государства в лице органов исполнительной власти у физических и юридических лиц собственной страны, а также у органов гос. власти и местного самоуправления других уровней.

Внешние гос. займы – это такие отношения, в которых заемщиком выступает государство в лице правительства РФ или органов исполнительной власти иного уровня, а кредиторами выступают правительства иностранных государств, их юридические лица и международные валютные финансово – кредитные организации.

Вопрос 3. Гос. займы оформляются в форме эмиссии и размещения государственных долговых обязательств (государственные облигации и государственные казначейские обязательства).

Наиболее часто используемым видом долговых ценных бумаг является облигация. Облигация – это документ, удостоверяющий отношения займа между кредитором и заемщиком, и дающий право кредитору по истечении установленного срока получить обратно сумму долга, а также проценты по нему.

Классификация гос. займов:

1) По месту размещения все гос. займы делятся на внутренние и внешние.

2) По субъекту эмиссии: - займы правительства РФ или федеральные займы,

Займы национально–государственных и административно–территориальных образований (субъектов РФ),

Займы органов местного самоуправления.

3) По срокам действия различают: - краткосрочные (на период до 1 года), - среднесрочные (от 1 до 5 лет), - долгосрочные (от 5 до 30 лет). Краткосрочные займы берутся, как правило, для покрытия бюджетного дефицита и финансирования текущих временных разрывов между доходами и расходами бюджета. По краткосрочным займам, как правило, устанавливаются высокие проценты. Среднесрочные и долгосрочные займы обычно используются на производительные цели, т.е. для инвестирования крупных экономических и социальных мероприятий, для финансирования долгосрочных целевых программ.

4) По субъектам размещения: - займы, размещаемые только для юридических лиц, - займы, размещаемые только среди физических лиц, - займы, размещаемые среди юридических и физических лиц.

5) По форме выплаты доходов: процентные (купонные), выигрышные, с нулевым купоном.

6) По методам размещения: добровольные, принудительные, по подписке.

7) По документированной форме: документальные (облигационные), бездокументарные (безоблигационные).

8) По обеспеченности долговых обязательств: обеспеченные и необеспеченные займы.

Вопрос 4. Для проведения эффективной финансовой политики в об­ласти государственных и муниципальных заимствований осо­бое значение имеет процесс управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанном с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Управление государственным долгом в узком смысле – это совокупность действий государства по погашению государственных займов, по организации выплаты доходов по займам, по проведению реструктуризации государственного долга, а также по выпуску и размещению государственных займов.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государствен­ным долгом субъекта РФ - органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.

Российская Федерация не несет ответственности по долго­вым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образова­ний, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Неэффективное управление государственным долгом ведет к тяжелым последствиям, главными из которых являются:

· Переложение налогового бремени на будущие поколения.

· Перераспределение доходов среди населения.

· Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.

Государственный долг должен грамотно, целенаправленно регулироваться государством. Главные задачи в управлении государственным долгом состоят в следующем:

1. минимизация стоимости долга;

2. недопущение переполнения фондового рынка заемными обязательствами государства, а также недопущение резкого колебания их курса;

3. обеспеченность своевременного погашения государственного долга;

4. эффективное использование мобилизованных средств и строгий контроль за их использованием.

Задача эффективного использования заемных средств является крайне важной и актуальной.

Приняты два основных показателя, которые характеризуют эту эффективность:

1. эффективность кредита

где П – поступления по системе гос. кредита, Р – расходы по системе гос. кредита.

2. коэффициент обслуживания внешнего долга (2),

где Пл – сумма платежей по внешнему гос. долгу,

V – объем валютных поступлений государства от экспорта товаров и услуг.

Также в рамках управления государственным долгом производится расчет следующих показателей, характеризующих уровень долговой устойчивости государства:

Показатели долговой устойчивости

При возникновении кризисных финансовых явлений и от­сутствии реальных возможностей своевременного погашения долга возникает необходимость в его реструктуризации.

Реструктуризация - это комплекс мер по изменению условий и параметров государственных займов, направленных на облегчение долгового бремени для государства или на повышение эффективности займов.

Методы управления долгом .

1. Рефинансирование государственного долга означает выпуск и размещение новых долговых обязательств для привлечения средств в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств.

2. Конверсия – изменение доходности займа в сторону увеличения или уменьшения.

3. Консолидация – изменение срока займа в сторону увеличения или уменьшения.

4. Унификация займа – это объединение нескольких займов в один с обменом прежних облигаций на новые. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.

5. Обмен облигаций по регрессивному соотношению . Как правило, этот метод используется при проведении денежной реформы. Несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной облигации того же займа. 2 – 5 способы используются только в отношении внутренних займов.

6. Отсрочка в погашении займа – это перенесение срока погашения займа на более отдаленное время. При этом с момента объявления отсрочки и до перенесенного момента заем прекращается.

7. Аннулирование займа – прощение кредитором долга. Долг не подлежит возврату.

В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о феде­ральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавли­вается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг производится при утверждении федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете следующих показателей:

Предельного размера соответствующего государственного или муниципального долга;

Предельного объема заемных средств, направляемых Рос­сийской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в текущем финансовом году на финансиро­вание дефицита бюджета соответствующего уровня;

Расходов на обслуживание государственного и муници­пального долга в текущем году.

Если при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы на обслуживание государственного долга субъ­екта превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погаше­ние своих долговых обязательств, уполномоченный орган госу­дарственной власти РФ может применить следующие меры:

Назначить ревизию бюджета субъекта РФ;

Передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина РФ;

Принять другие меры, предусмотренные бюджетным законодательством.

Все поступления средств в бюджет от заимствований и дру­гих долговых обязательств, включая средства, которые расходу­ются на обслуживание и погашение государственного или муни­ципального долга, отражаются в бюджете как источники финан­сирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, вклю­чая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Погашение обязательств государственного долга РФ учиты­вается в федеральном бюджете путем вычитания суммы пога­шаемых обязательств из суммы поступлений источников финан­сирования дефицита федерального бюджета и отражается соот­ветственно в Программе государственных внутренних или внешних заимствований РФ.

Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга.